Тематика семинарских и практических занятий по курсу
«Социально-педагогическая реабилитация дезадаптивности детей и подростков и коррекция отклонений поведения»
Семинарское занятие №1 (2 часа).
Тема: Институциональные формы социальной реабилитации.
1. Профильные социальные учреждения (социально-реабилитационный центр, социальный приют, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей).
2. Непрофильные социальные учреждения (образовательные учреждения, учреждения здравоохранения и культуры, службы занятости населения и др.).
Семинарское занятие № 2 (4 часа).
Тема: Реабилитационная служба помощи детям и подросткам.
1. Социальный педагог в системе реабилитационной службы.
2. Принципы построения и структура службы помощи детям и подросткам.
3. Модель региональной реабилитационной службы системы образования.
4. Модель сотрудника реабилитационной службы.
5. Механизм функционирования службы.
6. Виды и способы реабилитации девиантных детей.
Семинарское занятие № 3 (2 часа).
Тема: Психолого-педагогическая работа с дезадаптированными подростками.
1. Психолого-педагогическая поддержка дезадаптированных несовершеннолетних.
2. Психолого-педагогические условия реабилитационной работы с дезадаптированными подростками.
3. Функции превентивной психологической службы.
4. Ресоциализация как организованный социально-педагогический процесс.
5. Социально-педагогические факторы ресоциализации и условия формирования коллективов, выполняющих роль институтов ресоциализации.
6. Этапы ресоциализации.
Семинарское занятие № 4 (2 часа).
Тема: Технология социально-педагогической реабилитации дезадаптированных детей и подростков.
1. Технология социально-педагогической реабилитации.
2. Специальные технологии социальной реабилитации:
— программно-целевая технология,
— технология формирования новой жизненной среды,
Методы исследования социально-психологических технологий в групповой ...
... психологических воздействий и нуждаются, как правило, в социально-медицинской реабилитации наряду с мерами воспитательного характера. В ... Степанов, С. А. Косабуцкая, Л. С. Нагавкина. Реабилитационная работа с детьми и подростками «группы риска» ... примитивность в суждениях, преобладание развлекательных интересов. . Социально-педагогические факторы выражаются в дефектах школьного, семейного ...
— коммуникативная технология, релаксационная технология,
— оценочная технология,
— трудовая технология,
— тренинговая технология,
— патронажная технология,
— терапевтическая технология.
3.Технология коррекции поведения дезадаптированных детей и подростков.
4.Методы коррекции поведения. Основные коррекционные этапы работы с дезадаптированными детьми и подростками.
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
Темы для самостоятельного изучения
Наименование раздела дисциплины. Тема | Форма самостоятельной работы | Количество часов | Форма контроля выполнения самостоятельной работы |
Тема 1. Положение детей и подростков в современном обществе | 1. Выписать определения понятий «глобализация», «социализация», «менталитет». 2. Какой смысл вкладывается в понятие «глобальный подросток»? 3. Как вы понимаете одно из множества различных определений XX века — «Век ребенка»? | Обсуждение на практическом занятии. Проверка конспектов. | |
Тема 2. Введение в проблемы девиантного поведения. | 1. В чем механизмы воздействия социальных норм на поведение конкретного человека? 2. Дать определение и привести конкретные примеры нормального поведения личности в основных сферах жизнедеятельности: межличностные отношения в семье, правовые отношения, здоровье, сексуальные отношения и др. 3. В чем причины сложности определения в современном обществе того, что является нормой поведения? 4. Привести современные примеры негативных, нейтральных и позитивных социальных отклонений. | Обсуждение на практическом занятии. Проверка конспектов. | |
Тема 3.Социальная дезадаптация детей и подростков. Обобщенные характеристики наиболее распространенных типов девиантного поведения подростков |
|
Обсуждение на практическом занятии Проверка конспектов. Понятийный диктант. | |
Тема 4.Культура современного информационного общества как фактор негативной социализации детей и подростков. | 1. Дети и подростки в современном информационном обществе. 2. Средства массовой информации и подростки. Сделать подборку материалов периодической печати («Аргументы и факты», «Литературная газета» и др.) о негативном влиянии современной информационной политики на подрастающее поколение. 3. Сделайте выписки из Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «Защита ребенка от информации, наносящей вред его здоровью, нравственному и духовному развитию». Определите, насколько декларируемое и реальная практика соответствуют друг другу. | Обсуждение на практическом занятии. Проверка конспектов. | |
Тема 5.Трудные подростки из неформальных объединений. | 1. Молодежные субкультуры в России. Насколько появление новых молодежных субкультур в России связано с протестными настроениями молодежи и подростков? Всегда ли участие подростков в неформальных объединениях можно рассматривать как негативное явление? 2.Влияние неформальных объединений подростков на процесс их социализации. 3. Направления социально-педагогической работы с подростками из неформальных молодежных объединений. 4.Насколько развиты молодежные субкультуры в Мурманской области? | Обсуждение на практическом занятии. Проверка конспектов. | |
Тема 6. Профилактика социальной дезадаптации подростков | 1. Выпишите формы и методы профилактики: — проявлений агрессивного и аутоагрессивного характера у подростков; — зависимости подростков от психоактивных веществ; — Интернет-зависимости у подростков; — безнадзорности и беспризорности подростков. 2.Что можно считать наиболее действенным в профилактике социальной дезадаптации несовершеннолетних? 3.Почему профилактика социальной дезадаптации подростков должна носить комплексный характер? | Проверка конспектов Обсуждение на практическом занятии. | |
Тема 7. Принципы и технологии работы с трудными подростками |
2. Разработайте собственные технологии работы с трудными подростками: — социально-педагогические технологии работы с агрессивными подростками. Методические рекомендации для родителей и для учителей. — социально-педагогические технологии работы с аддиктивными подростками (подготовка материалов к беседе по вопросам химической зависимости (алкоголизм, токсикомания, наркомания); методические рекомендации для родителей и учителей). — технологии работы с подростками с Интернет-зависимостью. — технологии работы с подростками с делинквентным поведением. |
Проверка конспектов Представление и обсуждение на практическом занятии | |
Тема 8.Система социально-воспитательных учреждений и общественных организаций, работающих в Мурманской области с трудными подростками» | 1. Охарактеризуйте деятельность одного из социально-воспитательных учреждений Мурманской области, работающих с трудными подростками. 2. Выпишите существующие е региональные целевые программы по преодолению социальной дезадаптации подростков. | Проверка конспектов | |
Итого: |
Фонд оценочных средств текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к экзамену и темы контрольных работ
1. Сущность и содержание понятий «адаптация», «дезадаптация». Общая дифференциация и типология детско-подростковой дезадаптации.
2. Диагностически значимые признаки социальной дезадаптации.
3. Причины социальной дезадаптации детей и подростков.
4. Референтные и ценностные ориентации социально дезадаптированных детей и подростков.
5. Положение дезадаптированных детей в Российской Федерации.
6. Понятие «социальная реабилитация» ее онтологический статус и формы проявления.
7. Категории несовершеннолетних нуждающихся в социальной реабилитации.
8. Этапы социальной реабилитации. Принципы социальной реабилитации.
9. Ведущий метод социально-педагогической реабилитации. Традиционные направления социально-педагогической реабилитации.
10. Социальный педагог в системе реабилитационной службы. Принципы построения и структура службы помощи детям и подросткам.
11. Модель региональной реабилитационной службы системы образования.
12. Модель сотрудника реабилитационной службы.
13. Механизм функционирования службы.
14. Виды и способы реабилитации девиантных детей и подростков.
15. Институциональные формы социальной реабилитации: профильные социальные учреждения (социально-реабилитационный центр, социальный приют, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей).
16. Институциональные формы социальной реабилитации: непрофильные социальные учреждения (образовательные учреждения, учреждения здравоохранения и культуры, службы занятости населения и др.).
17. Институциональные формы социальной реабилитации: приемная семья.
18. Психолого-педагогическая поддержка дезадаптированных несовершеннолетних.
19. Психолого-педагогические условия реабилитационной работы с дезадаптированными подростками.
20. Ресоциализация как организованный социально-педагогический процесс.
21. Социально-педагогические факторы ресоциализации и условия формирования коллективов, выполняющих роль институтов ресоциализации.
22. Этапы ресоциализации.
23. Технология социально-педагогической реабилитации. Порядок основных реабилитационных этапов.
24. Специальные технологии социальной реабилитации: программно-целевая технология, технология формирования новой жизненной среды
25. Специальные технологии социальной реабилитации: коммуникативная технология, релаксационная технология, оценочная технология
26. Специальные технологии социальной реабилитации: трудовая технология, тренинговая технология, патронажная технология, терапевтическая технология.
27. Коррекция поведения дезадаптированных подростков.
28. Методы коррекции поведения дезадаптированных подростков.
29. Этапы коррекция поведения дезадаптированных подростков.
30. Категории несовершеннолетних нуждающихся в коррекции поведения.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) «Социально-педагогическая реабилитация дезадаптивности детей и подростков и коррекция отклонений поведения»
а) основная литература
1. Крылова Т.А., Струкова М.Л. Социально-педагогические технологии в работе с детьми и семьями группы риска. – М.: НИИ школьных технологий, 2010. – 184 с.
2. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 272 с.
3. Модели взаимодействия с детьми группы риска:опыт работы социальногопедагога/авт.-сост. А.Н. Свиридов .-Волгоград:Учитель,2011.-184с .-(В помощь администрации школы).
б) дополнительная литература
1. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. — М., 2001.
2. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учеб. – метод. Пособие / Под ред. М.И. Рожкова. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2001. – 240 с.
3. Гликман, И. З. (проф.).
Коррекция и перевоспитание, или Что делать с трудными школьниками //Право и образование. — 2009.-N 9. — С. 45-59.
4. Дивицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Конспект лекций. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005. – 288 с.
5. Жагарина, М. А. Как оказать помощь «трудным» детям: из опыта работы //Воспитание школьников. — 2009.-N 8. — С. 65- 68.
6. Каримова Л.М. Дети риска дезадаптации: социальные и психолого-педагогические проблемы. //Социально-педагогические, психологические и этнические основы профилактики девиантного поведения несовершеннолетних в современных условиях: Сборник научных трудов. — Бирск, 2002.-С.64-73.
7. Кильмаматова Р.А. Особенности личностного развития подростков группы социального риска. //Наука в школе и вузе: Материалы научной конференции аспирантов и студентов / Под общ. ред Ш.Г. Зиятдинова. — Бирск, 2005.-С. 31-33.
8. Мардахаев Л.В. Особенности воспитания и обучения социально — педагогически запущенных детей. //Педагогический журнал Башкортостана. -2006.-№ 5. — С. 5-22.
9. Методика и технологии работы социального педагога: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 192 с.
10. Методика работы социального педагога/ Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Школьная Пресса, 2004. – 96 с.
11. Методика и технологии работы социального педагога: Учебно-методическое пособие/ Под общ.ред. Ю.И. Юрички. – М.: Изд-во МГОПУ им М.А. Шолохова, 2005. – 278 с.
12. Никитина Н.И., Глухова М.Ф. Методика и технология работы социальногопедагога:Учеб.пособие для студ.пед. училищ и колледжей,обуч.по спец.»Социал.педагогика».-М.:Владос,2007.-399с.
13. Никитина Л. Основные направления и методы социально-педагогической работы. // Воспитание школьников. — 2001.
14. Орлов Е.В. Система социальной адаптации трудных подростков. //Работа социального педагога в школе и микрорайоне. — 2010.-N 3.-С.37-45.
15. Рабочая книга социального педагога. Профилактика безнадзорности, правонарушений, охрана здоровья детей / Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Школьная пресса, 2007. – 96 с.
16. Рогаткин Д. Программы примирения. Новая технология работы с трудными подростками//Народное образование. — 2006.-N 2. — С. 193 — 201.
17. Словарь по социальной педагогике / Автор-составитель Л.В. Мардахаев. — М., 2002.
18. Хлюпин В. Когда все есть: записки школьного психолога. //Социальная педагогика. — 2010.-N 2. — С. 38-43.
19. Хлюпин, В. О. (педагог-психолог).
Трудный случай: обеспеченная, но неблагополучная семья. //Народное образование. — 2010.-N 1. — С. 261 — 265.
20. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. Книга для педагогов и родителей. – М.: Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003. – 272 с.
21. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. – М.: ВАКО, 2005. – 208 с.
22. Юричка Ю.И., Юричка А.Ю. Девиантология: конфликты, агрессия, наркомания, лудомания, правонарушения. Монография, 2-е издание дополненное и переработанное. – М.. 2005. -215 с.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы
1. Портал «Гуманитарное образование»
2. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/
3. Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/
4. Яковлева Н.Ф.Разработка индивидуально-ориентированных воспитательных и коррекционно-развивающих программ для социально дезадаптированных детей и подростков «Издательство «ФЛИНТА».- 2014.- 2-еИздание.- 122 стр. http://e.lanbook.com/
5. Холостова Е.И.Социальная работа с дезадаптированными детьми.-«Дашков и К».- 2013.- 3-еИздание.- 272 стр. http://e.lanbook.com/
6. Вараева Н.В., Молькова Е.В.Комплексная программа социальной и психологической реабилитации и сопровождения семьи и ребенка «Семейный круг» «Издательство «ФЛИНТА».- 2013.- 99 стр. http://e.lanbook.com/
7. Ковальчук М.А., Тарханова И.Ю.Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация.- «Владос».- 2010.- 286 стр. http://e.lanbook.com/
8. Беженцев А.А.Система профилактики правонарушений несовершеннолетних «Издательство «ФЛИНТА».- 2012.- 296 стр. http://e.lanbook.com/
9. Телина И.А.Социально-педагогическая профилактика правонарушений несовершеннолетних «Издательство «ФЛИНТА».- 2013.- 134 стр. http://e.lanbook.com/
10. Оганесян Н.Т., Ковров В.В.Технологии профилактики насилия в школе в системе воспитательной деятельности учителя. Психолого-педагогический практикум.- «Издательство «ФЛИНТА».- 2014.- 274 стр. http://e.lanbook.com/
11. Семикин Г.И., Мысина Г.А., Миронов А.С.Здоровьесберегающие технологии и профилактика девиантного поведения в образовательной среде. Гриф УМО..- МГТУ им. Н.Э. Баумана (Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана).- 2013.- 79 стр. http://e.lanbook.com/
12. Морозов М.А.Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний.- Издательство «СпецЛит».- 2012.- 2-е изд.Издание.- 175 стр. http://e.lanbook.com/