Тема. Психология способностей

1.Общее представление и понятие способностей

Платон считал способности человека ограниченными. Все люди по способностям весьма различны. Одни рождены для управления, другие – для ремесленничества. И всех их можно различать как золото, серебро, медь и железо.

Аристотель — потенциально данные внутренние свойства тела, качество личности будут определять качество деятельности.

Франц Йозеф Галль (1758—1828) — австрийский врач, основатель френологии («френос» — ум).

Выявил зависимость способностей от формы черепа. Поверхность мозга разделил на 27 участков, в каждом из которых локализована определенная способность человека («шишки способностей», бугры честолюбия).

Однако череп не повторяет формы коры головного мозга, поэтому это беспочвенно.

Есть плюсы — выдвинул мысль о локализации функций в коре головного мозга.

Френсис Гальтон (1822-1911 гг.) – пытался раскрыть проблему наследуемости, вывести высокоодаренную расу.

Александр Котс определяет степень одаренности по количеству места, отведенного человеку в энциклопедических словарях. Обнаружил связь наследования способностей в нескольких поколениях.

Гельвеций К (1715-1771).-Посредством воспитания можно оформить гениальность.

У.Эшби утверждал, что способности, и даже гениальность, определяются приобретенными свойствами.

Способности — совокупность психических процессов и состояний

-высокий уровень развития общих и специальных

ЗУНов, обеспечивающих успех деятельности

-задатки, которые способствуют эффективному приобретению умений и успешному выполненю деятельности.

 

Теплов Борис Михайлович (1896 – 1965) под способностями понимал индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.

-способность-называют те, что обеспечивают успешное выполнение действия.

-способности не сводятся к ЗУНам.

Способности-это задаток в развитии

 

С. Л. Рубинштейн – Способности — это закрепленная в индивиде система обобщенных психических деятельностей. Это тот строительный материал, из которого складываются способности.

Способность характеризует ресурс личности.

Способность-это прижизненное образование, имеющее врожденную основу (ЗАДАТКИ).

В. Д. Шадриков — Способности – это свойства функциональных систем, реализующих психические функции, проявляющиеся в успешности освоения деятельности и имеют индивидуальную меру выдержанности.

Мера выраженности способностей-производительность,качество, надежность деятельности

Основные положения теории способностей — (Теплов, Платонов, Рубинштейн, Шадриков):

1.Способности формируются в деятельности, поэтому их можно изучать по проявлению профессиональной деятельности.

2.Специальные способности развиваются на основе общих способностей

3.Специальные и общие способности формируются на основе задатков.

4. На основе задатков и в соответствии с требованиями деятельности образуется качественно-количественное своеобразие психических процессов, которое и формирует ПВК специалиста

(профессионально-важные качества).

5. Способности находятся в постоянном развитии.

6. Особенности личности и способности влияют друг на друга, т.е. образуют систему.

ВИДЫ И УРОВНИ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ

 

СПОСОБНОСТИ

 

ОБЩИЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ

Сложные Элементарные Математические

Общий уровень Способность Литературные

интеллектуальной к усвоению Актерские

организации новых данных Художественные

Творческие

Танцевальные

Музыкальные

Управленческие

Общие способности — те, которые являются общими для многих областей деятельности.

 

Дружинин разделил способности:

-коммуникативные

-регуляторные

-познавательные

Структура способностей определяется требованиями конкретной деятельности. Продуктивность любой деятельности зависит от единства общих и специальных способностей.

В.Д. Шадриков: Типы способностей:

1.Природные способности. Обеспечивают познание природы.

2.Интеллектуальные способности (познание законов природы).

3.Духовные способности. Они служат для познания приспособлений человека.

1-одаренность-это совокупность способностей, которая обусловливает успешную деятельность в широких областях.

2-талант-это высокая способность к конкретному виду деятельности, в которой человек достигает больших творческих результатов.

3-гениальность-уникальные способности, позволяющие достичь выдающихся результатов.

Потенциал (сила, мощь) — совокупность имеющихся ресурсов, возможностей.

К сфере потенциального относятся:

♦ природные особенности, присущие человеку;

♦ задатки и способности

♦ символичность и активность;

Одаренность — качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит достижение успеха.

А.А.Матюшкин — Творческая одаренность-это предпосылка развития творческой личности.

Структурные компоненты творческой одаренности:

1. доминирующая роль познавательной мотивации,

2. исследовательская активность, выражающаяся в обнаружении нового,

3. возможность достижения оригинальных решений,

4. возможность прогнозирования и предвосхищения,

5. способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки.

 

По выражению К. Юнга, «одаренный человек — это с биологической точки зрения отклонение от усредненной меры»

Наряду с даровитостью ума существует даровитость сердца, которая не менее важна. Такие люди часто бывают полезнее и ценнее.

Гений (по Юнгу) — уникальное явление. Возникает сразу, по божьей милости.

СТРУКТУРА специальных способностей.

 

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

 

1) Способность к быстрому и широкому обобщению

2) Способность к свертыванию процесса математического рассуждения

3) Гибкость мыслительных процессов в математической деятельности.

4) Стремление к ясности, простоте, экономности и рациональности решений.

5) Способность к быстрой и свободной перестройке направленности мыслительного процесса, переключению с прямого на обратный ход мысли

6) Гибкость мыслительного процесса

В.А.Крутецкий (1816-1991)

1. Получение математической информации.
(Способность к формализованному восприятию математического материала, схватыванию формальной структуры задачи)
2. Переработка математической информации (экономичность, рациональность и логичность мышления, быстрое обобщение

3. Хранение математической информации

4. Математ. Направленность ума.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ СПОСОБНОСТИ

1.Интерес к психологии людей.

2.Чувство языка

3.Богатое воображение.

4.Высокийуровень развития эстетических чувств.

5.Наличие ярких образов в памяти.

6.Стремление к самовыражению.

АКТЕРСКИЕ СПОСОБНОСТИ

В.Л.Дранков в1973 г. Защитил диссертацию «О природе художественного таланта».

Это совокупность писательских способностей (наблюдательность, сопереживание, художественное обобщение) и специальных способностей (создание формы и моделирование образа действия.

«Диагностика актерских способностей» Рождественская Н.В.

1.Способность к перевоплощению: память лиц, экспрессия, наблюдательность, экспрессивная восприимчивость, метафорические представления.

2.Выразительные способности: эмоциональная возбудимость на образ воображения, эмоциональная память, психомоторная выразительность.

3. Психомышечная координация, эмпатия, сценическое обаяние, манкость, заразительность и убедительность, энергия воздействия.

ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ

Танцевальные способности — это комплекс индивидуальных способностей, психических свойств ребёнка, влияющих на успешность деятельности в танце.

Задатки: осанка, гибкость спины, апломб, балетный шаг, пропорциональность скелета, нервная , мышечная, музыкаьно-ритмическая и зрительно-моторная координация, баллон

Набор задатков определяет темп развития танцевальных способностей.

ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

Существует как минимум три основных подхода к проблеме творческих способностей. Они могут быть сформулированы следующим образом.

 

1. Как таковых творческих способностей нет. Интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности. Главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты (А. Танненбаум, А. Олох, Д. Б. Богоявленская, А. Маслоу и другие).

К числу основных черт творческой личности эти исследователи относят когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость в неопределенных и сложных ситуациях.

2. Творческая способность (креативность) является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта. (Гилфорд, Тэйлор, Пономарев) «Нет креативов с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью»

3. Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот. Творческого процесса как специфической формы психической активности нет. Эту точку зрения разделяли и разделяют практически все специалисты в области интеллекта (Д. Векслер, Р. Уайсберг, Г. Айзенк, Л. Термен, Р. Стернберг и другие).

 

УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

Е.М. Борисова- 3 блока профессионально важных качеств руководителя:

-интеллектуальный (компетентность, аналитичность мышления),

-личностный (лидерство, устойчивость к фрустрациям, активность, деловая направленность)

-динамический (сила и лабильность нервных процессов, умение работать с людьми).

ДУХОВНЫЕ СПОСОБНОСТИ

Ожиганова Г.В. Субъектный подход в психологии духовных способностей»

Эммонс Р. Психология высших устремлений.

Духовность включает поиск смысла, трансценденции (выход за пределы границ).

Основу духовных способностей составляет морально-целостный аспект.

УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СПОСОбНОСТЕЙ

Способности развиваются при наличии трех обязательных условий:

1. Напрвляющих активность личности в определенную сферу деятельности

2. Наличие задатков

3. Наличие ЗУНов, позволяющее овладеть сферой деятельности.

Е.П. Ильин «Психология спорта»

В.Н.Дружинин «Психология общих способностей», Спб