1.Общее представление и понятие способностей
Платон считал способности человека ограниченными. Все люди по способностям весьма различны. Одни рождены для управления, другие – для ремесленничества. И всех их можно различать как золото, серебро, медь и железо.
Аристотель — потенциально данные внутренние свойства тела, качество личности будут определять качество деятельности.
Франц Йозеф Галль (1758—1828) — австрийский врач, основатель френологии («френос» — ум).
Выявил зависимость способностей от формы черепа. Поверхность мозга разделил на 27 участков, в каждом из которых локализована определенная способность человека («шишки способностей», бугры честолюбия).
Однако череп не повторяет формы коры головного мозга, поэтому это беспочвенно.
Есть плюсы — выдвинул мысль о локализации функций в коре головного мозга.
Френсис Гальтон (1822-1911 гг.) – пытался раскрыть проблему наследуемости, вывести высокоодаренную расу.
Александр Котс определяет степень одаренности по количеству места, отведенного человеку в энциклопедических словарях. Обнаружил связь наследования способностей в нескольких поколениях.
Гельвеций К (1715-1771).-Посредством воспитания можно оформить гениальность.
У.Эшби утверждал, что способности, и даже гениальность, определяются приобретенными свойствами.
Способности — совокупность психических процессов и состояний
-высокий уровень развития общих и специальных
ЗУНов, обеспечивающих успех деятельности
-задатки, которые способствуют эффективному приобретению умений и успешному выполненю деятельности.
Теплов Борис Михайлович (1896 – 1965) под способностями понимал индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.
-способность-называют те, что обеспечивают успешное выполнение действия.
-способности не сводятся к ЗУНам.
Способности-это задаток в развитии
С. Л. Рубинштейн – Способности — это закрепленная в индивиде система обобщенных психических деятельностей. Это тот строительный материал, из которого складываются способности.
Способность характеризует ресурс личности.
Способность-это прижизненное образование, имеющее врожденную основу (ЗАДАТКИ).
В. Д. Шадриков — Способности – это свойства функциональных систем, реализующих психические функции, проявляющиеся в успешности освоения деятельности и имеют индивидуальную меру выдержанности.
Мера выраженности способностей-производительность,качество, надежность деятельности
Основные положения теории способностей — (Теплов, Платонов, Рубинштейн, Шадриков):
1.Способности формируются в деятельности, поэтому их можно изучать по проявлению профессиональной деятельности.
2.Специальные способности развиваются на основе общих способностей
3.Специальные и общие способности формируются на основе задатков.
4. На основе задатков и в соответствии с требованиями деятельности образуется качественно-количественное своеобразие психических процессов, которое и формирует ПВК специалиста
(профессионально-важные качества).
5. Способности находятся в постоянном развитии.
6. Особенности личности и способности влияют друг на друга, т.е. образуют систему.
ВИДЫ И УРОВНИ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ
СПОСОБНОСТИ
ОБЩИЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ
Сложные Элементарные Математические
Общий уровень Способность Литературные
интеллектуальной к усвоению Актерские
организации новых данных Художественные
Творческие
Танцевальные
Музыкальные
Управленческие
Общие способности — те, которые являются общими для многих областей деятельности.
Дружинин разделил способности:
-коммуникативные
-регуляторные
-познавательные
Структура способностей определяется требованиями конкретной деятельности. Продуктивность любой деятельности зависит от единства общих и специальных способностей.
В.Д. Шадриков: Типы способностей:
1.Природные способности. Обеспечивают познание природы.
2.Интеллектуальные способности (познание законов природы).
3.Духовные способности. Они служат для познания приспособлений человека.
1-одаренность-это совокупность способностей, которая обусловливает успешную деятельность в широких областях.
2-талант-это высокая способность к конкретному виду деятельности, в которой человек достигает больших творческих результатов.
3-гениальность-уникальные способности, позволяющие достичь выдающихся результатов.
Потенциал (сила, мощь) — совокупность имеющихся ресурсов, возможностей.
К сфере потенциального относятся:
♦ природные особенности, присущие человеку;
♦ задатки и способности
♦ символичность и активность;
Одаренность — качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит достижение успеха.
А.А.Матюшкин — Творческая одаренность-это предпосылка развития творческой личности.
Структурные компоненты творческой одаренности:
1. доминирующая роль познавательной мотивации,
2. исследовательская активность, выражающаяся в обнаружении нового,
3. возможность достижения оригинальных решений,
4. возможность прогнозирования и предвосхищения,
5. способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки.
По выражению К. Юнга, «одаренный человек — это с биологической точки зрения отклонение от усредненной меры»
Наряду с даровитостью ума существует даровитость сердца, которая не менее важна. Такие люди часто бывают полезнее и ценнее.
Гений (по Юнгу) — уникальное явление. Возникает сразу, по божьей милости.
СТРУКТУРА специальных способностей.
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ
1) Способность к быстрому и широкому обобщению
2) Способность к свертыванию процесса математического рассуждения
3) Гибкость мыслительных процессов в математической деятельности.
4) Стремление к ясности, простоте, экономности и рациональности решений.
5) Способность к быстрой и свободной перестройке направленности мыслительного процесса, переключению с прямого на обратный ход мысли
6) Гибкость мыслительного процесса
В.А.Крутецкий (1816-1991)
1. Получение математической информации.
(Способность к формализованному восприятию математического материала, схватыванию формальной структуры задачи)
2. Переработка математической информации (экономичность, рациональность и логичность мышления, быстрое обобщение
3. Хранение математической информации
4. Математ. Направленность ума.
ЛИТЕРАТУРНЫЕ СПОСОБНОСТИ
1.Интерес к психологии людей.
2.Чувство языка
3.Богатое воображение.
4.Высокийуровень развития эстетических чувств.
5.Наличие ярких образов в памяти.
6.Стремление к самовыражению.
АКТЕРСКИЕ СПОСОБНОСТИ
В.Л.Дранков в1973 г. Защитил диссертацию «О природе художественного таланта».
Это совокупность писательских способностей (наблюдательность, сопереживание, художественное обобщение) и специальных способностей (создание формы и моделирование образа действия.
«Диагностика актерских способностей» Рождественская Н.В.
1.Способность к перевоплощению: память лиц, экспрессия, наблюдательность, экспрессивная восприимчивость, метафорические представления.
2.Выразительные способности: эмоциональная возбудимость на образ воображения, эмоциональная память, психомоторная выразительность.
3. Психомышечная координация, эмпатия, сценическое обаяние, манкость, заразительность и убедительность, энергия воздействия.
ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ
Танцевальные способности — это комплекс индивидуальных способностей, психических свойств ребёнка, влияющих на успешность деятельности в танце.
Задатки: осанка, гибкость спины, апломб, балетный шаг, пропорциональность скелета, нервная , мышечная, музыкаьно-ритмическая и зрительно-моторная координация, баллон
Набор задатков определяет темп развития танцевальных способностей.
ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ
Существует как минимум три основных подхода к проблеме творческих способностей. Они могут быть сформулированы следующим образом.
1. Как таковых творческих способностей нет. Интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности. Главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты (А. Танненбаум, А. Олох, Д. Б. Богоявленская, А. Маслоу и другие).
К числу основных черт творческой личности эти исследователи относят когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость в неопределенных и сложных ситуациях.
2. Творческая способность (креативность) является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта. (Гилфорд, Тэйлор, Пономарев) «Нет креативов с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью»
3. Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот. Творческого процесса как специфической формы психической активности нет. Эту точку зрения разделяли и разделяют практически все специалисты в области интеллекта (Д. Векслер, Р. Уайсберг, Г. Айзенк, Л. Термен, Р. Стернберг и другие).
УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ
Е.М. Борисова- 3 блока профессионально важных качеств руководителя:
-интеллектуальный (компетентность, аналитичность мышления),
-личностный (лидерство, устойчивость к фрустрациям, активность, деловая направленность)
-динамический (сила и лабильность нервных процессов, умение работать с людьми).
ДУХОВНЫЕ СПОСОБНОСТИ
Ожиганова Г.В. Субъектный подход в психологии духовных способностей»
Эммонс Р. Психология высших устремлений.
Духовность включает поиск смысла, трансценденции (выход за пределы границ).
Основу духовных способностей составляет морально-целостный аспект.
УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СПОСОбНОСТЕЙ
Способности развиваются при наличии трех обязательных условий:
1. Напрвляющих активность личности в определенную сферу деятельности
2. Наличие задатков
3. Наличие ЗУНов, позволяющее овладеть сферой деятельности.
Е.П. Ильин «Психология спорта»
В.Н.Дружинин «Психология общих способностей», Спб