36.Опишите особенности психических функций при раннем детском аутизме

Для всех детей с ранним детским аутизмом характерна болезненная гиперстезия (повышенная чувствительность) к обычным сенсорным раздражителям: тактильным, температурным, свету, звукам. Обычные краски действительности для такого ребенка чрезмерны, неприятны, травмирующи. Поэтому окружающая среда, нормальная для здорового ребенка, для аутичного ребенка является источником постоянного отрицательного фона ощущений и эмоционального дискомфорта. Человеческое лицо особенно часто бывает сверхсильным раздражителем, отсюда избегание взгляда, прямого зрительного контакта.

Наблюдаемая парадоксальность поведения ребенка в определенной мере обусловлена аффективной аутостимуляцией: на фоне постоянного ощущения сенсорного дискомфорта дети стремятся к получению определенных активирующих впечатлений (тяга к огню, воде, раскачиванию, прыжкам и т.д.)Отрицательная эмоциональная доминанта является причиной того, что эти дети и мир в целом воспринимают как набор отрицательных аффективных признаков. Это обусловливает состояния диффузной тревоги и многочисленных страхов.Наполненность окружающего мира предметами, которых ребенок боится, часто неожиданно раскрывается в процессе игротерапии.

Л. Каннер (1955) отмечал, что интеллектуальная недостаточность не является обязательной для раннего аутизма. Такие дети нередко могут иметь хорошие интеллектуальные возможности, даже быть парциально одаренными в различных областях: играть в шахматы, рисовать, считать. Однако для их интеллектуальной деятельности в целом типичны нарушения целенаправленности, затруднения в концентрации внимания, явная пресыщаемость.

Для детей с синдромом раннего аутизма характерно:

1)мутизм(отказ от речи)

2)эхололии(повтор слов,фраз)

3)отсуствие личностных местоимений

4)темп речи не естественный,часто певучий

5)аутичная речь(в пространст.к самому себе)

6)речь о себе во 2-ом и 3-ем лице)

7)плохая моторика

8)неловкость произвольных движений

9)особая трудность в овладении элементарными навыками самообслуживания, еды и т.д.

10)мышечную гипотонию.

11)неловкость и слабость, особенно рук

12)манерность и вычурность движений

13)отмечается сенсорная и эмоциональная гиперестезия: даже в младенческом возрасте дети отрицательно реагируют на яркие игрушки, страдают от громких звуков, прикосновений одежды.

10 стр., 4514 слов

Дети, которые воспринимают звуки до 500 Гц. Они могут различать некоторые звуки речи, особенно, обладающие низкими форматами (О,У).

... Гц. Дети этой группы не различают звуков речи. Дети, которые воспринимают звуки до 500 Гц. Они могут различать некоторые звуки речи, особенно, ... и т.д. Т.о. время удержания равновесия у глухих детей, особенно младшего возраста, меньше, чем у нормально слышащих сверстников. ... – отражение предметов в целом во всей совокупности их свойств и качеств. У неслышащего ребенка возникают такие же ощущения ...

14)в 3–5 лет аутичный ребенок может быть еще не приучен к опрятности, часто к элементарным навыкам самообслуживания. расстройств.

К основным трудностям, мешающим психическому развитию аутичного ребенка, могут быть отнесены следующие:

– дефицит психической активности;

–тесно связанные с ним нарушения инстинктивно-аффективной сферы;

– нарушения сенсорики;

– нарушения двигательной сферы;

– нарушения речи.

О.С. Никольской выделены следующие три группы детей по степени тяжести и характеру вторичных нарушений речевого развития:

1) дети с наиболее тяжелыми нарушениями, которым коммуникативная речь в принципе недоступна. Ребенок манипулирует отдельными звуками, носящими чисто аффективный характер и не служащими целям контакта.Эти дети могут продуцировать отдельные слова лишь в аффективных ситуациях;

2) дети, у которых речевое развитие менее затруднено. Первые слова могут появляться в нормальное время. Элементарная фраза складывается часто к 3–4 годам, но не развивается дальше; речевой словарь представляет бедный набор отдельных слов – штампов.

3) дети, которые при, казалось бы, хорошо развитой речи, большом словарном запасе, рано усвоенной развернутой фразе затрудняются в свободном оперировании речью и используют стереотипный набор фраз.

Анализ игровой деятельности выявил ряд ее патологических особенностей:

1)низкий возрастной уровень:

2)недоразвитие предметных игровых действий, предпочтение манипуляций,

3)ориентировка на перцептивно яркие, а не функциональные свойства предмета.

Патологические особенности психического развития выступают при аутизме не только в виде отдельных нарушений психического тонуса, аффективной сферы, восприятия, моторики, речи, дефектности регуляторных систем, но и как связанная с этими нарушениями и затруднениями социальной адаптации асинхрония развития в целом, искажение нормального взаимодействия формирующихся психических функций.

10 стр., 4570 слов

Профилактика нарушений письменной речи у детей с онр III уровня подготовительной группы

... грамматического строя, по устранению нарушений устной речи. 1.1. Письменная речь и особенности ее формирования у детей Письменная речь - одна из ... заключается в устранении основных этиологических факторов, имеющих отношение к этим нарушениям и, рекомендует проводить следующие мероприятия: 1) ... подобными расстройствами. У нас в стране в этой сфере остается еще много нерешенных вопросов. 1. Практически ...

37.Перечислите диагностические критерии рда

Раттером были сформулированы диагности­ческие критерии РДА:

1) особые глубокие нарушения в социальном разви­тии, проявляющиеся вне связи с интеллектуальным уров­нем;

2) задержка и нарушения в развитии речи вне связи с интеллектуальным уровнем;

3) стремление к постоянству, проявляемое как сте­реотипные занятия с предметами, сверхпристрастие к объектам окружающей действительности или как сопро­тивление изменениям среды;

4) проявление патологии в сроки до 48-месячного возраста

Особенности поведения аутичных детей:

-избегание зрит. контакта(застывший неподвижный взгляд сквозь);-нет комплекса оживления(выпад. Двиг и голос-го контакта,слабость или редкость улыбки,нет р-ции на игрушки);-отстраненное отношение к близким;

Нет активности при взятии на руки, движения на встречу, амбивалентность по отнош к матери;- могут наблюдаться эпизоды немативир. Враждебности, боязни др. членов;- измененная р-ция на др. ч-ка;-измененное отношение к зрит. контакту;-агрессия;-измененное отношение к неодушевленному;-нарушена дифференциация неодуш и одуш-х обьектов;-измененное отношение к словесному обращению(псевдогдухота, нет отклика на имя, нет жестов приветствия, прощания, отрицания); -большое кол-во страхов (животных,страх темноты нередко отсутствует, боязнь яркого,шума,воды); -стереотипные ощущения( зрительные, звуковые, обанятельные (постоянное обнюхивание одних и тех же предметов), тактильные, вкусовые, проприотиптивные( раскачивание, удары головой о что-то, зажимание ушей).

3 стр., 1087 слов

II. Характеристика детей с нарушением темпа психического развития.

ЗПР церебрально-органического генеза, тип ЗПР наиболее часто встречающийся у детей, и он же взывает у детей наиболее выраженные нарушения в их эмоционально-волевой и познавательной деятельности в целом. Данному типу ЗПР следует уделить особое внимание т.к., он является пограничным состоянием между ЗПР и умственной отсталости в легкой степени (дебильности) и значительно отличается от других видов ...

Речевые особенности: — эхолалии; — стереотипные манипуляции со звуками, словами, фразами; -не понимают словесных инструкций; — хар-ны неолагизмы,аутодиологи, монологи; — влечение к ритму проявляется в стремлении к покачиванию, верчению, тесению предметов, скандированию стихотворений.

Поведенческие особенности:- ритуальность в соблюдении режима;

Особенности игры: — нередкое отсутствие игры; — игнорирование игрушек; — рассматривание игрушек без манипуляции; — игра в одиночку.

Также отмечается запаздывание в формировании навыков самообслуживания, отказ в освоении этих навыков, отказ от помощи взрослого и «их внезапное появление».

Основная проблема аутизма заключается в непонимании больным общего смысла событий, происходящих вокруг. Больные не имеют собственного мнения.

Грубые нарушения внимания, склонность «невидящим» взглядом скользить без интереса по окружающим лицам и предметам, бесцельные движения, — длительная задержка формирования самосознания, комплекса «Я», что сказывается в склонности говорить о себе в третьем лице, в подражательности речи и действий и др.

38.Охарактериз. Основные подходы в психокоррекционной работе с ребёнком с рда

М. Раттером были сформулированы диагностические критерии РДА:

1) особые глубокие нарушения в социальном развитии, проявляющиеся вне связи с интеллектуальным уровнем;

2) задержка и нарушения в развитии речи вне связи с интеллектуальным уровнем;

3) стремление к постоянству, проявляемое как стереотипные занятия с предметами, сверхпристрастие к объектам окружающей действительности или как сопротивление изменениям среды;

4) проявление патологии в сроки до 48-месячного возраста.

3 стр., 1457 слов

Творческая личность – сущность и развитие

Волго-Вятская Академия Государственной Службы Контрольная работа по психологии. Творческая личность – сущность и развитие. Выполнила: Невежкина  И.А.                                         & ...

Возможности использования экспериментальных психологических методик ограничены, так как дети данной категории очень избирательны в общении.

Наблюдения за ребенком по определенным параметрам могут дать информацию о том, что можно ожидать от него как в спонтанном поведении, так и в создаваемых ситуациях взаимодействия.

Такими параметрами являются:

1) более приемлемая для ребенка дистанция общения;

2) излюбленные занятия в условиях, когда он предоставлен сам себе;

3) способы обследования окружающих предметов;

4) наличие каких-либо стереотипов бытовых навыков;

5) использование речи и в каких целях;

6) поведение в ситуациях дискомфорта, страха;

7) отношение ребенка к включению взрослого в его занятия.

В связи с тем что круг общения ограничен семьей, влияние которой может быть как положительным, так и негативным, одной из центральных задач психолога является оказание помощи семье в принятии и понимании проблем ребенка. Необходима специальная работа с родителями по выработке у них адекватной, ориентированной на будущее стратегии взаимодействия с собственным ребенком при учете имеющихся у него проблем на текущий момент. Аутичного ребенка приходится учить практически всему. Содержаниями занятий могут быть обучение коммуникации и бытовой адаптации, школьным навыкам, расширение знаний об окружающем мире, других людях. Особенно важным для такого ребенка являются занятия литературой, сначала детской, а потом — классической. Несмотря на важность всех школьных предметов, программы подачи учебного материала должны быть индивидуализированы. Поднять активность ребенка и снять патологическое напряжение могут физические упражнения. Такому ребенку необходима специальная индивидуальная программа физического развития, которая сочетает приемы работы в свободной, игровой и четко структурированной формах. Уроки труда, рисования, пения в младшем возрасте также могут многое сделать для адаптации ребенка к школе.

39.Опишите дисгармоническое развитие как вариант психического дизонтогенеза. Причины дисгармонического развития личности ребёнка

Дисгармоничное развитие – врождённая или рано приобретённая диспропорция психики в её эмоцион.-волевой сфере.Аффективные переживания, возникающие в результате конфликта разнонаправленных мотивационных тенденций, при определенных условиях становятся источником формирования дисгармонической личности.

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

Основы менеджмента. Менеджмент определяется как управление производством, система методов, принципов средств и форм управления, разработанных и применяемых в развитых странах для повышения эффективности производства. Управление – воздействие управляющей системы на управляемую систему, т.е. целенаправленное воздействие на коллективы людей для организации координации их деятельности в процессе ...

Включает четыре варианта нарушений: 1)психопатии (стойкий дисгармонический склад психики, психопатические личностные свойства не имеют тенденцию к прогрессированию.), 2)патологическое формирование личности, 3)невропатии(Особый вид аномалии эмоционально-волевой сферы, обусловленный неустойчивостью регуляции вегетативных функций.), 4)отклонение от темпа полового созревания. 

Современные клиницисты и специальные психологи выделяют две основные группы причин, которые приводят к нарушениям психического и физического развития:

  • эндогенные
  • экзогенные

К эндогенным причинам относятся:

  • различные наследственные заболевания ;
  • заболевания, связанные с изменениями в численности или структуре хромосом, — хромосомные аберрации .

Экзогенные причины вызывают отклонения в развитии, которые могут влиять в различные периоды онтогенеза:

• в пренатальный период матери; недостаток питания матери во время беременности, особенно недостаток белков, микроэлементов; витаминов; резус-конфликт; травмы; влияние лучевой энергии и т.п.);

• в натальный период ;

• в постнатальный период причинами могут быть остаточные явления после различных инфекционных и других заболеваний; различные травмы ; интоксикации ; несоблюдение санитарно-гигиенических норм и т. п.

Причинами отклонений в развитии могут быть неблагоприятные условия социальной среды, которые оказывают травмирующее влияние на психическое развитие ребенка, особенности его поведения.

Таким образом, люди с дисгармонической организацией личности — это не просто индивиды с направленностью <на себя>. Это люди с двойной направленностью, находящиеся в конфликте с собой, люди с расщепленной личностью, у которых сознательная психическая жизнь и жизнь неосознанных аффектов находится в [постоянном противоречии)

2 стр., 724 слов

Особенности личности при психопатии

... следующих задач: 1. Раскрыть понятие личности. 2. Рассмотреть особенности личности при психопатиях. Заключение Личность — это устойчивый образ поведения ... перехода между нормальной личностью и заболеваниями I и II осей DSM. Биологические основы личности изучались в ... средовых факторов в развитии личности . В другой работе авторы попытались понять биологические основы личности, прослеживая в ...

40.Охарак. Психопатию как форму дисгармонии личности.

Психопатии-нарушения поведения у детей которые часто имеют врождённый характер.

Психопатии возникают на основе взаимодействия врожденной или рано приобретенной биологической неполноценности нервной системы и влияния внешней среды. Однако влияния внешних факторов для образования психопатии недостаточно. От нормального характера, на который наложило отпечаток неправильное воспитание или педагогическая запущенность, психопатия отличается лежащей в ее основе неполноценностью нервной системы. Отклонения в поведении еще не дают основания причислять человека к психопатическим личностям. Психопатиям не свойственна прогредиентность с развитием слабоумия и дефекта личности. Следует также отличать психопатии от психопатоподобных состояний после черепно-мозговой травмы, инфекционных заболеваний, интоксикационных поражений ЦНС, эндокринопатий и др. Основным дифференциально-диагностическим критерием должно служить то, что до появления психопатоподобных изменений при тех или иных заболеваниях развитие личности было нормальным. В отличие от неврозов при психопатии патологические черты характера определяют весь психический облик. Формы:

Конституциональная. Дети с данным видом психопа­тии обладают наследственной предрасположенностью к ней. Уровень умственного развития при этом первично не страдает. Формируются разные формы психопатий: возбудимые, неустойчивые и т. д. При данной этиологии психопатии внешние факторы активируют, «запускают» имеющееся предрасположение.

Приобретенная. Возникает под влиянием неблагопри­ятных факторов психологического и социального харак­тера, таких, как неправильное воспитание, жестокость родителей, сильные эмоциональные потрясения. Под влиянием эмоционального напряжения, возникающего при конфликтных, кризисных ситуациях, превышающе­го по своей интенсивности и длительности индивидуаль­ные адаптивные возможности ребенка, что проявляется в эмоционально-поведенческих расстройствах, трудно­стях социализации, социального взаимодействия и обу­чения.

Органическая. Развивается как следствие воздействия на организм ребенка в возрасте до трех лет различных не­благоприятных факторов: тяжелые токсикозы беремен­ности, родовые травмы и т. п.

Виды: психопатий:

1)Возбудимая. Характерна высокая возбудимость, со­четающаяся с выраженной экстравертированностью, подо­зрительностью, гневливостью, упрямством и педантичностью. Поведение детей характеризуется жестокостью, мсти­тельностью, крайней требовательностью к окружающим, вступают в споры по-любому поводу.

2)Неустойчивая. Детям свойственны повышенная эмоциональная неустойчивость, нестойкие интересы и привязанности, слабость воли. Обладают повышенной внушаемостью, склонностью к фантазированию,впечатлительностью.

3)Аффективная. Детям присуще различное настроение, они всегда мрачные унылые. Также они малообщительные, сдержаны и склонны ко лжи.

4)Психастеническая. Дети постоянно испытывают разнообразные страхи, тревоги, сомнения относительно принятия решения в связи с возложенной на них ответственнос­тью. Склонны к созданию различных ритуалов в поведе­нии, боятся любых изменений.

5)Шизоидная. Детям свойственны патологическая замкнутость, скрытость, оторванность от реальности. слабость эмоциональных привязанностей вплоть до черствости.

6)Истерическая. Такие дети предпочитают быть на виду ,хотят быть в центре внимания. Чаще всего таким видом психопатий обладают девочки.

7)Параиноидная. Образование сверхценных идей, которые формируются у них к 30-25 годам Основные черты характера: упрямство, прямолинейность, злопамятность, обидчивость, также самоуверенность в себе.

8)Астеническая. Детям свойственная повышенная робость, стеснительность, нерешительность, впечатлительность. Такие дети не выносят вида крови.

9)Мозаичная. Представляет собой сочетание несколь­ких форм психопатий.

Психопатическая личность – индивид со стойкой и клинически значимой социальной дезапатацией поведения или антисоциальным расстройством личности.

41.Опишите патохарактерологическое развитие личности.Невропатии

Термин *патологическое развитие личности* был предложен в 1910г Карлом Ясперсом для отграничения патологических состояний, связанных с особенностями личности и нестандартными социальными ситуациями, в которых эта личность оказывается (развитие личности) от изменений личности, вызванных болезненным процессом.

Понятие патохарактерологическое развитие использовали для обозначения разных вариантов динамики психопатий. Много внимания уделялось биологическим и социальным факторам (прежде всего условиям воспитания) в возникновении патологии личности.

В зависимости от их преобладания выделялись «ядерные» и «краевые» формы психопатий. Становление «краевых» психопатий связано с нарушением развития личности в постнатальном периоде. Это аномалии характера, возникающие в результате патохарактерологического развития личности под влиянием неблагоприятных социально-психологических факторов. При формировании краевой психопатии наблюдаются «психопатические циклы»: в результате психогенного заболевания личность становится эмоционально-лабильной, создает конфликт и др.

Диагностическими признаками явл.:

  • враждебное или недоверчивое отношение к миру;
  • социальная отгороженность;
  • ощущение опустошенности и безнадежности;
  • хроническое чувство волнения, постоянной угрозы;
  • отчужденность.

Особое внимание уделяется невротическим развитиям личности.Невропатия — понятие, обозначающее врожденную или рано приобретенную аномалию развития нервной системы, результат повреждения церебральных функций.Данная форма психогенного развития, характеризующаяся специфической динамикой, также приводит к формированию патологии личности (краевой психопатии).

Возникает невротическое развитие при длительно существующей психогенно-травматической ситуации. Первые признаки заболевания могут быть обнаружены в любом возрасте, но чаще всего 5-10лет.

Причиной развития невропатии могут быть наследственно-конституциональные, внутриутробные и перинатальные факторы, которые становятся причинами врожденной невропатии и заболевания нервной и сердечно-сосудистой системы, которые становятся причиной приобретенных невропатий.

При обосновании диагноза следует проводить гениалогическое исследование, тщательно изучать данные о начальных проявлениях неврита, детально обследовать больного.

42.Охарактериз. Нарушение темпа полового созревания:акселерация и ретардация.

Существенную роль в развитии заболевания играет наследственная предрасположенность, а также неблагоприятные факторы (радиация, гипоксия, вирусные инфекции, некоторые лекарственные препараты).

Аномалии половой системы чаще встречаются у детей, рожденных от больных алкоголизмом, наркоманией, эндокринными заболеваниями, а также от пожилых родителей.

Половое развитие — это генетически запрограммированный процесс, который начинается в возрасте 7—8 лет и заканчивается к 17-18 годам.

Преждевременное половое развитие может быть:

— изосексуальным (по женскому типу),

— гетеросексуальным(по мужскому типу)

Преждевременное половое развитие (ППР) изосексуального типа имеет

1)церебральную (истинное ППР) (a. полное ;b. неполное)

2)конституциональную

3)яичниковую формы (ложное ППР).

Истинное ППР у девочек бывает функциональным или органическим.

Задержка полового развития (ЗПР)имеет церебральную, конституциональную и яичниковую формы.

Причинами ЗПР центрального генеза могут быть травмы, инфекции, интоксикации, психические и нервные расстройства, стрессы. Проявлением церебральной ЗПР может являться нервная анорексия, т.е. отказ от пищи. Конституциональная форма ЗПР так же, как и при ППР, носит наследственный характер.Яичниковая форма ЗПР встречается крайне редко и сопровождается, как правило, уменьшением фолликулярного аппарата. Такие яичники называют гипопластическими или нечувствительными.

Не исключено, что в патогенезе этой патологии играют роль перенесенные инфекции и интоксикаци.

Диагностика. Обследование больных с ЗПР направлено на установление уровня поражения репродуктивной системы. Большое значение имеют анамнез, телосложение и развитие вторичных половых признаков. При подозрении на ЗПР центрального генеза необходимо неврологическое обследование.

Нарушения менструального цикла чаще всего могут быть в виде :

-аменореи(отсутствие менструации)

-альгодисменореи(болезненые менструации)

-дисменореи(нерегулярные менструации)

-опсоменореи(редкие менструации)

Причины:· стресс,нарушение режима· переутомляемость· диеты· инфекции,в т.ч. и половые· эндокринные заболевания

· изменения климата· психические заболевания· вредные привычки· опухоли· травмы, повреждения мозга,в т.ч. и вирусной этиологии

Акселерация-это ускоренное физическое и отчасти психическое развитие в детском и подростковом возрасте.

Основные причины появления акселерации:

1.Усиленная витаминизация детей и беременных женщин.

2. Питание (добавки, красители, ароматизаторы и т.д.).

3. Влияние СМИ.

4. Радиоактивные загрязнения, поначалу ведущие к ускорению роста, а со временем – к ослаблению генофонда.

5. Уменьшение кислорода в атмосфере, вызывающее усиленный рост грудной клетки, а за ней и всего организма.Все эти факторы действуют в комплексе.

Ретардация – явление, противоположное акселерации, – замедление физического развития и формирования функциональных систем организма детей и подростков.

Выделяют две основные причины ретардации:

1-различные наследственные, врожденные и приобретенные в постнатальном онтогенезе органические нарушения;

2-различные факторы социального характера.