Тема 1. Экспериментальная психология как наука.

Психолого-педагогическое образование

профили подготовки «Психология профессионального образования», «Психология образования», «Психология и социальная педагогика»

Для очной формы обучения общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов).

Таблица 1

Объемы учебной работы, перечень и сроки контрольных мероприятий Очная с полным сроком Заочная с полным сроком Заочная с сокращенным сроком
1. Виды и объемы учебной работы, в часах (зет)      
1.1. Общая трудоемкость дисциплины 108 (3) 108 (3) 108 (3)
1.2. Аудиторные занятия:
1.2.1. Лекции
1.2.2. Практические (семинарские) занятия
1.2.3. Лабораторные работы      
1.3. Самостоятельная работа
1.3.1. Курсовой проект (работа)
1.3.2. Контрольная работа
1.3.3. Расчетно-графическая работа    
1.3.4. Изучение теоретического материала
1.3.5.

Другие виды самостоятельной работы (подготовка докладов на практическое занятие)

1.3.6. Подготовка к экзамену (зачету)
2.График изучения дисциплины      
2.1. Курс
2.2. Семестр
2.3. Экзамен (семестр)
2.4. Зачет (семестр)
2.5. Курсовой проект (работа) (семестр)
2.6. Контрольная работа (семестр)

Объем дисциплины и виды учебной работы по курсу «Экспериментальная психология» для направления

44.03.02 – Психолого-педагогическое образование (для профиля «Психология и педагогика дошкольного образования»)

Для очной формы обучения общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа).

Таблица 1

Объемы учебной работы, перечень и сроки контрольных мероприятий Очная с полным сроком Заочная с полным сроком Заочная с сокращенным сроком
1. Виды и объемы учебной работы, в часах (зет)      
1.1. Общая трудоемкость дисциплины 72 (2) 72(2) 72(2)
1.2. Аудиторные занятия:
1.2.1. Лекции
1.2.2. Практические (семинарские) занятия
1.2.3. Лабораторные работы
1.3. Самостоятельная работа
1.3.1. Курсовой проект (работа)
1.3.2. Контрольная работа
1.3.3. Расчетно-графическая работа
1.3.4. Изучение теоретического материала
1.3.5.

Другие виды самостоятельной работы (подготовка докладов на практическое занятие)

1.3.6. Подготовка к экзамену (зачету)
2.График изучения дисциплины      
2.1. Курс
2.2. Семестр
2.3. Экзамен (семестр)
2.4. Зачет (семестр)
2.5. Курсовой проект (работа) (семестр)
2.6. Контрольная работа (семестр)

Содержание и тематическое планирование дисциплины для студентов очной формы с полным сроком обучения направления

Психолого-педагогическое образование (для всех профилей)

Таблица 2

№ п/п Разделы учебной дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Практические занятия СРС Консультации
1. Тема 1. Экспериментальная психология как наука. 1,2   Выступление на семинаре; ответы на вопросы проблемного характера по изученному материалу.
2. Тема 2. Научное исследование, его принципы и структура   3,4,5 Еженед. Ответы на вопросы проблемного характера по изученному материалу. Выступление на семинаре с докладом.  
3. Тема 3. Эмпирические методы в психологии   6,7 Еженед. Выступление на семинаре; ответы на вопросы проблемного характера по изученному материалу.
4. Тема 4. Основные характеристики и процедура психологического эксперимента   8,9,10 Еженед. Выступление на семинаре; ответы на вопросы проблемного характера по изученному материалу; составление классификационных схем и таблиц.
5. Тема 5. Планирование эксперимента     11,12,13 14,15 Еженед. Выступление на семинаре; ответы на вопросы проблемного характера по изученному материалу; составление классификационных схем и таблиц. Анализ эксперимента.
6. Тема 6. Психологическое измерение. Обработка и представление результатов психологического эксперимента   16,17,18 Еженед. Ответы на вопросы проблемного характера по изученному материалу; контрольные работы (тестовый контроль решение психологических задач; отчет по практическим заданиям.  
Итого за 2 семестр   Зачет
Всего за курс    
 

 

Содержание дисциплины

Тема 1. Экспериментальная психология как наука.

Предпосылки возникновения психологии как самостоятельной науки. Развитие зарубежной экспериментальной психологии. Экспериментальная психология в России.

Тема 2. Научное исследование, его принципы и структура

Наука как способ познания окружающего мира. Становление научного метода. Научное мышление.

Характеристика научного исследования. Этапы организации и проведения научного исследования. Типы научных исследований: теоретические и эмпирические; фундаментальные и прикладные; поисковые, критические, уточняющие, воспроизводящие.

Научный аппарат исследования: научная проблема, цель, задачи. Основания порождения и этапы постановки проблемы. Выбор теоретических путей решения проблемы: интуитивный и осознанный. Формулирование гипотезы. Виды гипотез в научном исследовании: теоретические, эмпирические и статистические.

Тема 3. Эмпирические методы в психологии

Подходы к классификации методов психологического исследования.

Эмпирические методы исследования и их соотнесение с целями эмпирического психологического исследования – описанием и объяснением.

Общенаучные эмпирические методы исследования в психологии: наблюдение, корреляционный анализ, эксперимент.

Частнонаучные психологические методы исследования: метод опроса, метод экспертных оценок, метод анализа процесса и результатов, биографический метод.

Тема 4. Основные характеристики и процедура психологического эксперимента

Эксперимент как метод и как процедура психологического исследования.

Схема реализации экспериментальной процедуры. Признаки причинно-следственной связи.

Переменные: зависимая, независимая и внешняя. Эксперимент как систематическое манипулирование независимой переменной, контроль внешних переменных и наблюдение за зависимой переменной.

Экспериментальная выборка и способы ее создания. Генеральная совокупность (популяция).

Понятие об экспериментальной и контрольной группах. Репрезентативность экспериментальной выборки. Рандомизация.

Понятие валидности исследования. Виды валидности: внешняя и внутренняя. Факторы, нарушающие валидность психологического эксперимента. Артефакты в психологическом исследовании и предупреждение их возникновения.

Этика экпериментатора.

Тема 5. Планирование эксперимента

Истинные экспериментальные планы. Планы для одной независимой переменной: план для двух рандомизированных групп с тестированием после воздействия; план для двух рандомизированных групп с предварительным и итоговым тестированием; план Р.Л. Соломона; лонгитюдный план.

Планы сравнительного исследования как квазиэкспериментальные планы. План для неэквивалентных групп. План ex-post-facto.

Тема 6. Психологическое измерение. Обработка и представление результатов психологического эксперимента

Подходы к психологическому измерению. Виды шкал и их характеристика.

Психологическое тестирование. Тест как измерительный инструмент. Валидность, надежность теста. Тестовые нормы.

Результаты эмпирического исследования, их обработка и интерпретация. Представление результатов: графическое, табличное и вербальное.

Тема 1. Экспериментальная психология как наука (4 часа).

Темы докладов:

1. Экспериментальная психология как самостоятельная наука

2. Предпосылки возникновения психологии как самостоятельной науки

3. Философские предпосылки возникновения психологии как науки.

4. Естественнонаучные предпосылки возникновения психологии как самостоятельной науки

5. Развитие зарубежной экспериментальной психологии.

6. Экспериментальная психология в России

Вопросы для обсуждения:

· Как реализовывался метод экспериментальной интроспекции в лаборатории Вундта?

· В чем сходство и различия бихевиористской схемы экспериментов в психологического исследовании и психологических экспериментах?

· Каким образом психологическое экспериментирование выполняет свою интегрирующую функцию в психологической науке?

· Каков вклад исследований Л. Фехнера, Г. Эббингауза, Э. Л. Торндайка и К. Левина в становление экспериментального метода в психологии?

· Как представлен естественный эксперимент в концепции Лазурского?

Тема 2. Научное исследование, его принципы и структура (4 часа).

1. Научный аппарат исследования. Актуальность исследования: сложность обоснования.

2. Операционализация ключевого понятия исследования.

Вопросы для обсуждения:

1. Зачем проводятся эксперименты, дублирующие реальный мир?

2. Почему эти эксперименты обсуждаются в книге первыми?

3. Что такое гипотеза?

4. Причины искажения экспериментальных данных?

5. Этапы научного исследования?

6. Для чего нужен научный аппарат исследования?

7. В чем сложность обоснования актуальности исследования?

Тема 3. Эмпирические методы в психологии (4 часа).

Характеристика эмпирических методов психологии: наблюдения, измерения и эксперимента по следующим основаниям: определение, основные отличительные особенности, тип проверяемых гипотез, роль исследователя, форма сбора эмпирических данных, характер выводов на основе полученных данных, достоинства и недостатки метода.

Вопросы для обсуждения:

1. Чем вызвана необходимость классификации методов психологического исследования.

2. Возможности применения различных методов исследования для решения эмпирических задач?

3. Чем обусловлены ограничения в применении методов исследования?

Тема 4. Основные характеристики и процедура психологического эксперимента (4 часа).

1. Эксперимент как метод и как процедура психологического исследования.

Вопросы для обсуждения:

· В чем заключается основное отличие экспериментального метода от метода наблюдения?

· Какими нормативами регулируется исследовательская деятельность экспериментатора?

· В чем заключаются основные условия для реализации причинного вывода? Как осуществляется управление независимыми переменными в

· Чем отличаются экспериментальные модели в лабораторных и, так называемых искусственных экспериментах?

· Какие профессиональные этические принципы должны соблюдаться в ходе эксперимента?

2. Артефакты в психологическом исследовании причины их возникновения, способы предупреждения.

· Как схематически изобразить возможность смешений переменных, приводящих к артефактным выводам об исследуемой зависимости?

· Какие источники артефактов позволяют контролировать план?

· Какие артефакты вызваны влиянием личности экспериментатора?

· Какие артефакты вызваны особенностями выборки?

· Какие артефакты обусловлены самой ситуацией эксперимента?

Тема 5. Планирование эксперимента (10 часов)

Структурный анализ конкретного экспериментально-психологического исследования, опубликованного в форме научной статьи в психологических журналах. Определение проблемы, теоретических положений, гипотезы, объекта, предмета, зависимой и независимой переменных. Указание метода формирования выборки участников исследования, а также способов контроля факторов нарушающих валидность. Описание экспериментального плана, способов обработки данных и форм представления результатов исследования.

 

Виды экспериментальных планов:

1.Доэкспериментальные планы.

2. Планы для одной независимой переменной.

3. План для двух рандомизированных групп с тестированием после воздействия.

4. План для двух рандомизированных групп с предварительным и итоговым тестированием.

5. План Р.Л. Соломона.

6. Лонгитюдный план.

7. Планы сравнительного исследования как квазиэкспериментальные планы.

8. План для неэквивалентных групп.

9. План ex-post-facto.

Вопросы для обсуждения:

· Чем квазиэксперимент отличается от эксперимента?

· В чем достоинства и недостатки каждого из экспериментальных планов?

· Какие специфические возможности дает каждый экспериментальный план?

· В чем состоит преимущество планирования по методу «латинского квадрата» по сравнению с использованием полного факторного плана?

· В каких случаях прибегают к схемам уравнивания?

· Каковы особенности многомерного эксперимента?

· В чем различие конвергентного и дивергентного подходов при планировании кросскультурных исследований?

· Каковы способы контроля внешней и внутренней валидности применяются в психогенетическом исследовании?

Тема 6. Психологическое измерение. Обработка и представление результатов психологического эксперимента (8 часов).

1. Виды шкал и их характеристика. Тест как измерительный инструмент.

2. Результаты эмпирического исследования, их обработка и интерпретация.

Вопросы для обсуждения:

· Какие основные типы шкал используются в психологических исследованиях?

· В чем состоит отличия классической модели теста от теории выбора ответа?

· Каким должно быть число уровней трудности заданий в тесте?

 

Задания к контрольной работе по дисциплине и методические указания к их выполнению

Выполнение контрольных работ по курсу «Экспериментальная психология» – один из видов межсессионной самостоятельной работы. Контрольные работы студенты заочного отделения выполняют после прослушивания установочных лекций. Выполнение заданий – важный этап в профессиональной подготовке студентов, так как они способствуют повышению качества усвоения программного материала, углубленному пониманию наиболее сложных вопросов курса, овладению научными методами анализа психолого-педагогических проблем.

При составлении заданий, определении их характера, объема и сложности учитывалось то, что студенты уже обрели некоторые навыки по изучению специальной психологической и педагогической литературы. Эти навыки должны быть использованы и при выполнении контрольных работ.

Контрольная работа предполагает проведение студентом анализа существующих в настоящее время в истории психологического исследования примеров эксперимента.

Структура контрольной работы и требования по ее выполнению

Содержание контрольной работы составляют следующие обязательные элементы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, литература, приложения.

Требования к элементам содержания контрольной работы:

1. Титульный лист оформляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к выполнению контрольной работы в высшем учебном заведении. На титульном листе указывают полное наименование министерства, вуза, кафедры, тему, сведения об исполнителе, наименование места и год выполнения.

2. Оглавлениедолжно содержать перечень элементов контрольной работы с указанием номеров страниц, с которых начинается их местоположение в тексте, в том числе введение, главы, заключение, список литературы, приложения.

3. Во введенииобозначается тема контрольной работы, обосновываются мотивы ее выбора, цели и задачи работы; ее актуальность для современной науки и практики и кратко раскрывается степень ее разработанности в отечественной и зарубежной литературе.

4. Основную частьследует делить на главы, пункты и подпункты. Первая глава должна представлять собой теоретический анализ того феномена, экспериментальное изучение которого автор выбрал. Вторая глава контрольной работы – это описание самого эксперимента (с указанием источника, откуда студент взял эксперимент и указанием исследователя) и результаты его анализа по схеме:

1. научная проблема, затронутая в эксперименте.

2. объект и предмет исследования.

3. цель и задачи исследования.

4. гипотеза исследования.

5. вид экспериментального плана, по которому проводится исследование, с его схематическим изображением.

6. методы исследования, применяемые авторами эксперимента.

7. выводы, которые были сделаны после эксперимента.

Каждый пункт должен содержать обоснование точки зрения студента.

Необходимо правильно оформлять литературные ссылки: в круглых скобках с указанием инициалов имени и отчества, фамилии автора и года издания. Все упомянутые источники должны быть представлены в списке литературы.

5. В заключенииотражается значимость изученной темы, собственное отношение к теме, возможность применения полученных знаний в профессиональной деятельности.

6. Список литературы.Располагается в алфавитном порядке и оформляется в соответствии с библиографическими требованиями.

Приложениямогут включать материалы, дополняющие текст, иллюстрации, схемы.

Вопросы для подготовки к зачету

1. Экспериментальная и теоретическая психология. Предметная область экспериментальной психологии. Взаимосвязь экспериментальной психологии и психодиагностики.

2. Обыденное и научное познание. Нормативы в научной деятельности и в структуре экспериментального метода.

3. История развития экспериментальной психологии. Эксперимент как метод исследования.

4. Классификация методов психологического исследования и типов эмпирических данных.

5. Виды исследований. Реальное и идеальное исследование.

6. Теория, ее виды и функции. Качественные характеристики теории. Основные аксиоматические положения о природе человека.

7. Общенаучные эмпирические методы в психологии: наблюдение, измерение, эксперимент.

8. Наблюдение как метод психологического исследования.

9. Измерение как метод психологического исследования.

10. Эксперимент как метод психологического исследования.

11. Экспериментальное общение и артефакты, с ним связанные

12. Организация и проведение экспериментального исследования.

13. Валидность (различные виды) психологического эксперимента и источники ее нарушения.

14. Проблема, теория и гипотеза в экспериментальном исследовании. Виды гипотез. Взаимосвязь научной и статистической гипотез.

15. Экспериментальная выборка и способы ее формирования.

16. Экспериментальные переменные. Отношения между переменными.

17. Контроль переменных. Основные приемы контроля влияния внешних переменных на результат эксперимента.

18. Планирование психологического эксперимента: доэкспериментальные и квазиэкспериментальные схемы.

19. Планирование психологического эксперимента: истинные экспериментальные схемы.

20. Факторный эксперимент. Многоуровневый эксперимент.

21. Особенности гипотез в факторном эксперименте. Комбинированные гипотезы. Взаимодействие основных результатов действия нескольких факторов.

22. Корреляционное исследование.

23. Измерение психологических переменных.

24. Интерпретация в психологическом эксперименте и представление результатов исследования.

25. Достоверность выводов психологического эксперимента. Способы устранения артефактов в психологическом эксперименте.

26. Основные направления и экспериментальный дизайн психологических исследований XX века.

27. Наука как особый способ познания окружающей действительности. Проблема влияния субъективного на процесс познания объективного.

28. Нормативы получения научного знания и их краткая характеристика.

29. Научное исследование, его виды и этапы.

30. Валидность научного исследования и ее виды.

31. Проблема, теория и гипотеза в экспериментальном исследовании.

32. Теория, ее структура и виды. Основные аксиоматические положения о природе человека.

33. Научная проблема Этапы порождения и формулирования проблемы.

34. Гипотезы в научном исследовании, их классификация. Взаимосвязь теоретической, экспериментальной и статистической гипотез.

35. Наблюдение, измерение и эксперимент как общенаучные методы исследования.

36. Эксперимент, его виды, этапы. Экспериментальный план.

37. Экспериментальная выборка и способы ее формирования.

38. Экспериментальные переменные. Отношения между переменными.

39. Планирование психологического эксперимента: доэкспериментальные схемы.

40. Планирование психологического эксперимента: квазиэкспериментальные схемы.

41. Планирование психологического эксперимента: истинные экспериментальные схемы.

42. Источники нарушения внутренней и внешней валидности эксперимента.

43. Экспериментальное общение и связанные с ним артефакты: эффект плацебо, Хотторна, аудитории, Пигмалиона, первого впечатления.

44. Измерение в психологическом исследовании. Типы измерительных шкал.

45. Психологическое тестирование.

46. Интерпретация в психологическом эксперименте и представление результатов исследования.