Техника отказа собеседнику

Санкт-Петербургская Академия Постдипломного

Государственное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи Центр психолого-медико-социального сопровождения детей Кировского района Санкт-Петербурга
198 206 Санкт-Петербург, ул. Зины Портновой, д. 3 литер А, тел./ф. 758−18−66

Педагогического Образования

«СОГЛАСОВАНО» Зав. кафедрой психологии СПб АППО, кандидат психологических наук, доцент ___п/п______С. М. Шингаев «11» июня 2008г «УТВЕРЖДАЮ» Директор ППМС Центр Кировского района ___п/п____С. Ф. Барадовская «10» июня 2008 г

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

«Развитие коммуникативных навыков подростков»

Составитель программы:

Ипатов Андрей Владимирович,

педагог-психолог

Исполнитель программы:

Ипатов А.В. — педагог-психолог

Подпись __п/п________

Санкт-Петербург

Г.

Оглавление

1.Пояснительная записка

-Актуальность проблемы

2.Цели и задачи программы

3.Образовательные ценности

4.Основные принципы построения программы

— Методы применяемые в работе

— Условия проведения

— Структура занятия

5. Новизна программы

7. Категория слушателей

8. Анализ результатов

9. Апробация программы

10. Предполагаемый результат

11. Учебно-тематический план

12. Содержание занятий

13. Приложение:

а) Приложение № 1 (Список ситуаций к упражнению «Толстое стекло»)

б) Приложение № 2 (Материалы к упражнению «Достойный ответ»)

в) Приложение № 3 (таблица — Техника отказа собеседнику)

г) Приложение № 4 (Анкета обратной связи)

д) Приложение № 5 (Список литературы для подростков)

Пояснительная записка

Актуальность программы:

Одной из главных целей школьного образования является создание и поддержка психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка.

В подростковом возрасте потребность в общении со сверстниками является одной из основных. Она приобретает новое качество — и по содержанию, и по форме выражения, и по роли, которую она начинает играть во внутренней жизни подростка, её значение для психического развития подростка возрастает.

В этот период наиболее значимо групповое общение, общение в компании сверстников, пик которого приходится на 13−15 лет. Принадлежность к группе играет важную роль в самоопределении подростка и в определении его статуса в глазах сверстников.

В то же время навыки конструктивного общения развиты у подростков недостаточно, что зачастую приводит к конфликтам и деструктивному поведению, это связано в первую очередь с малым социальным опытом.

Развитие навыков и умений компетентного общения служит развитию личности подростка, гармонизации межличностных отношений и успешной социализации подрастающего поколения.

Цель программы: создание условий для развития у подростков навыков продуктивного взаимодействия.

Задачи программы:

-осознание самооценки (её оптимизация)

— развитие волевых сторон личности (уверенность, самоконтроль, независимость, расчет на свои силы в трудных ситуациях)

— осознание направленности личности

— повышение уровня групповой сплоченности

— познание различных стратегий поведения в конфликте

— развитие ассертивности.

Образовательные ценности: развитие подростка, созидание его личности, соответствующей общечеловеческим ценностям.
Познание себя и окружающего мира. Создание и развитие опыта гуманистического воспитания, направленного на формирование саморазвивающейся и самореализующейся личности в процессе возрождения культурных традиций и наследия России.

В результате подростки получают знания об особенностях продуктивного взаимодействия с окружающими, овладевают навыками конструктивного общения.

Основные принципы построения программы:

Методы, применяемые в работе:

-тестирование;

-беседа;

-коммуникативные игры;

— мини-лекции;

— групповая дискуссия;

— психотехнические упражнения.

Условия проведения: данная программа состоит из 6 занятий, каждое из которых длится 1 час. Встречи проводятся 1 раз в неделю. Для проведения занятий требуется классная комната, стулья по числу участников. Стулья для участников расставляем по кругу. Для выполнения занятий необходимо иметь: чистые листы бумаги, ручки, цветные карандаши, фломастеры, бланки опросников, мягкая игрушка или мячик для ведущего.

Оптимальная численность группы 12 — 15 чел. До и после программы проводиться диагностика и анкетирование, чтобы мы могли оценить эффективность проделанной работы по программе.

Структура занятия:

1. Организационная.

Все занятия начинаются с приветствия (вхождение), общей разминки.

Задача — «разогреть» внимание и интерес подростков к совместному занятию. Формирование у подростков психологической мотивации к посещению занятия. Как правило, занятие начинается с шеринга (от англ. to share — делиться) — краткого обмена чувствами, мыслями, пожеланиями. Обозначение своей позиции по поставленным вопросам.

2. Основная.

Изучение, формирование и закрепление навыков эффективной коммуникации.

3.Заключительная.

Рефлексия, повторный шеринг (подростки оценивают, что им понравилось на занятии, что не понравилось, что помогало, что мешало, что можно включить в личный повседневный опыт «искусства жить») даёт возможность выразить интенсивные эмоции, является развивающей и позволяет сплачивать группу. Проводиться в форме экспресс опроса либо итогового круга.

Занятия строятся с учётом возрастных психофизических особенностей подростков: периоды интенсивной мыслительной деятельности чередовались с игровыми упражнениями.

Новизна программы:данная работа позволяет предупреждать деструктивное поведение (конфликты) в условиях образовательного учреждения, гармонизирует межличностное взаимодействие подростков, повышает их коммуникативную (культурную) компетентность, содействует их позитивной социализации.

Категория слушателей:программа рассчитана на старших подростков в возрасте 13−15 лет.

Анализ результатов: Эффективность работы по программе оценивается с помощью первичного и заключительного тестирования и анкетирования учащихся и субъективной оценки учащимися после проведенных занятий. Динамика показателей отражает влияние развивающего воздействия. (Приложение № 4, Приложение № 5)

Анализ результатов групповых занятий проводится на основе отзывов, полученных от учащихся, классного руководителя и администрации школы в конце всех занятий.

Апробация программы:

Программа проходит апробацию на базе Психолого-педагогического медико-социального центра Кировского района.

Предполагаемый результат: развитию личности подростка, гармонизации межличностных отношений, коммуникативная компетентность подростков, успешная социализация.

Автор составитель программы: Ипатов Андрей Владимирович

Структура программы включает в себя диагностику на основе методики исследования самооценки Дембо-Рубинштейн.С помощью данной методики выявляются особенности самооценки подростков, отражения в сознании своих личностных качеств, характеризующих эмоционально-волевой, социально-коммуникативный, регуляторный блок в структуре личности. Методика может использоваться во всех тех случаях, когда необходимо получить информацию о субъективных аспектах отношений испытуемого к себе или к другим людям.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ план

№ п/п Наименование разделов (занятий) Всего часов В том числе:
Теоретические Занятия (час) Практические занятия (час)
Знакомство. Вводная беседа: Зачем мы здесь собрались? Диагностика, анкетирование. 0,5 0,5
Общение без слов 0,3 0,7
Доверие в общении 0,3 0,7
Наши эмоции и чувства 0,3 0,7
Причины возникновения конфликтов и пути их разрешения 0,3 0,7
Что такое ассертивность? Как сказать «Нет». Тестирование, анкетирование. 0,3 0,7
Итого:

Содержание занятий

Занятие № 1

Тема: «Зачем мы здесь собрались?»

Цели занятия: создание уютной атмосферы; информирование участников о целях работы; о принципах работы в группе; конкретизация ожиданий от встреч; развитие интереса и формирование мотивации к посещению дальнейших занятий.

Задачи:

— познакомиться с ребятами

— раскрыть принципы работы на занятиях

— познакомить участников с правилами работы на занятиях

— заполнить анкеты и самооценочную методику.

Необходимые материалы: чистые листы бумаги, бланки анкет и методики Дебмо-Рубинштейн, ручки.

Структура занятия:

I. Вводная часть:

1. Знакомство, представить себя. Шеринг по началу занятия.(10 мин.) Что я сейчас чувствую? Какие мои представления о работе в группе? Что я уже знаю о психологических занятиях? Что я жду от занятия сегодня?

Участники по очереди высказываются (порядок произвольный).

2. Информация участников о целях работы, о принципах работы в группе, конкретизация ожидания от занятий. (10 мин).

II Основная часть:

3. Заполнение бланков анкеты и теста (Приложение № 5).(5 мин).

Анкета «Мой запрос на занятия по развивающей программе»

Отметьте, пожалуйста, знаком «+» наиболее значимые для вас пункты относительно наших занятий и напишите свой личный запрос по теме программы:

Содержание «+»
Темы занятий
Невербальное общение (мимика, жесты, дистанция)
Наши эмоции и чувства
Доверие в общении
Конфликты
Ассертивность (поведение или навыки, которые позволяют защищать свои права, способность говорить нет, отстаивать свое мнение или открыто выражать свои эмоции).
Мой индивидуальный запрос в рамках данной тематики (если он есть)
Формы работы на занятиях
Мини-лекция
Дискуссия (обсуждение)
Игры
Упражнения на отработку навыков взаимодействия
Тесты
Обмен опытом с участниками занятий
Организация работы
Самостоятельно
В парах
В подгруппах
В кругу

4. Обсуждение и принятие правил работы. Чем может помочь или помешать группа? Зачем нужны правила группы? Чему они способствуют?

Общение в условиях развивающих занятий строится на следующих принципах:

— «Здесь и сейчас» — разговор о том, что происходит в группе в каждый конкретный момент; исключение общих, абстрактных рассуждений.

— Персонификация высказываний — отказ обезличенных суждений типа «обычно считается», «некоторые здесь полагают», и т. п., замена их адресными: «я считаю», «я полагаю».

— Акцентирование языка чувств — избегание оценочных суждений, замена их описанием собственных эмоциональных состояний, (не «ты меня обидел», а «я почувствовал обиду, когда ты…»).

— Активность — включенность в интенсивное межличностное взаимодействие каждого из членов группы, исследовательская позиция участников.

— Доверительное общение — искренность, открытое выражение эмоций и чувств.

— Конфиденциальность — рекомендация не выносить содержание общения, развивающегося в процессе занятий, за пределы группы.

Возможность структурировать общение, в соответствие с этими принципами дают правила поведения на занятиях.(15 мин).

5. Игра «Менялки»

Игра проводиться в кругу. Все участники сидят на стульях, в то время как один входящий встает и выносит свой стул за круг. Таким образом, получается, что стульев на один меньше, чем участвующих в игре. Далее водящий встает в центр круга и говорит: «Меняются местами те, у кого …» — и называет любой признак, например, светлые волосы, длинный шарф на шее, черные ботинки, и т. д. Все участники, имеющие это признак, встают и быстро меняются местами, а водящий старается занять пустой стул. Тот, кто оказался в кругу, будет водить дальше.(10 мин).

III Заключительная часть

1. Заключительный шеринг. (10 мин.) Какое у меня состояние сейчас? Что больше всего запомнилось сегодня на занятии? Что я жду от следующей встречи? С какими чувствами я ухожу?

Занятие № 2

Тема: «Общение без слов»

Цели занятия: ознакомление с основными компонентами невербальной коммуникации; формирование у подростков представления о невербальной информации в общении; создание условий для анализа собственного опыта общения; развитие навыков невербальной коммуникации, экспрессивности; создание условий для анализа роли мимики и контакта глаз в общении с людьми;

Задачи:

— раскрыть основные компоненты невербальной коммуникации;

— обратить ребят к собственному опыту невербального общения;

— отработать навыки выразительного использования мимики и жестов;

— сформировать умения расшифровывать невербальные сигналы других участников общения.

Необходимые материалы: карточки для упражнения «Толстое стекло»

Структура занятия:

I.Вводная часть:

1. Приветствие. Шеринг по началу занятия.(10 мин) Что я сейчас чувствую? Какие новые мысли пришли мне в связи с предыдущим занятием? Готов ли я к работе? Если нет, то чем группа может мне помочь? Что я жду от предстоящего занятия?

Участники по очереди высказываются (по кругу или же высказывания идут в свободном порядке, в зависимости от желания).

2. Упражнение — разминка «Сострой рожицу».

Упражнение проводится в кругу. Все закрывают глаза, кроме одного участника, который придумывает рожицу, после чего просит слева сидящего от него открыть глаза и показывает ему рожицу. Задача второго участника запомнить и показать ее следующему сидящему слева и т. д. пока не замкнется круг. Затем ребята сравнивают рожицу последнего участника с той, что была показана первым участником. В конце упражнения подростки делятся впечатлениями.(5 мин).

II. Основная часть:

3. Групповая дискуссия: Что вы знаете о невербальном общении (общении без слов)? Приходилось ли вам в своей жизни сталкиваться с невербальным общением? В каких ситуациях это особенно проявлялось? Были ли трудности при передаче информации или её понимании? Какие чувства вызвало у вас такое общение? (10 мин.).

4. Упражнение «Толстое стекло».

Подростки делятся на пары. Затем им предлагается представить, что они общаются, друг с другом через толстое стекло, то есть они прекрасно видят друг друга, но не слышат. Используя невербальные средства общения, каждой подгруппе необходимо донести информацию до всех участников.

Каждая пара получает по одной до трех карточек (по усмотрению) с различными ситуациями (образцы карточек даны в приложении № 1).

Ребята сами распределяют роли.

Обсуждение: Учащиеся делятся своими впечатлениями, трудностями, с которыми столкнулись, и находками, которые они сделали в ходе выполнения упражнения (15 мин.).

5. Упражнение «Перебежчики и охранники»

Группа делится пополам. Половина учащихся («перебежчики») садятся в круг, а за спиной каждого из них встает «охранник». «Перебежчики» делают друг другу определенные мимические знаки, например, подмигивают, что означает: «Давайте меняться местами!». Задача «охранников» внимательно наблюдать за поведением «перебежчиков», вовремя понять намерения партнера и положить ему руки на плечи. Удерживать с силой нельзя. «Перебежчику», у которого на плече лежит рука «охранника» двигаться нельзя. Желательно, чтобы в ходе игры роли менялись, и каждый побывал в роли как «перебежчика», так и «охранника». Следует специально оговорить, что «охранникам» нельзя держать «перебежчиков» все время. Например, ограничить время непрерывного удержания двумя секундами.

Обсуждение: Какая роль больше понравилась участникам? Какие чувства вызывала игра? На какие внешние признаки ориентировались ребята при выполнении «вступить в сговор» («перебежчики») и предотвратить побег («охранники»)? (10 мин.).

III Заключительная часть:

6. Заключительный шеринг (10 мин.).

Мой состояние сейчас? Что больше всего запомнилось на занятии, оставило самое яркое впечатление? Какой новый опыт я вынес с этой встречи? Чем хотелось бы заняться на следующей встрече?

Занятие № 3

Тема: «Доверие в общении»

Цели занятия: формирование доверительной обстановки в группе; создание условий для обращения участников тренинга к собственному опыту доверия-недоверия; развитие способности доверительно относиться к людям; возрастание эмпатии.

Задачи:

— раскрыть понятие «доверие» при помощи ассоциаций.

— определить роль доверия в общении.

— провести экспресс-диагностику своего уровня доверия другим людям.

— практически опробовать упражнения.

Необходимые материалы:

Структура занятия:

I. Вводная часть:

1. Приветствие. Шеринг по началу занятия (10 мин.).

Что я сейчас чувствую? Какие новые мысли пришли мне в связи с предыдущим занятием? Готов ли я к работе? Если нет, то чем группа может мне помочь? Что я жду от предстоящего занятия?

Участники по очереди высказываются (по кругу или же высказывания идут в свободном порядке, в зависимости от желания).

2. Разминка «Скалолаз»

Участники встают в плотную шеренгу, создавая «скалу», на которой торчат выступы, образованные из выставленных рук и ног участников, наклоненных вперед тел. Задача водящего — пройти вдоль этой «скалы», не упав в «пропасть», т. е. не поставив свою ногу за пределы линии, образованной ступнями остальных участников.

Проведение упражнения удобнее всего организовать в форме цепочки — участники с одного конца «скалы» поочередно пробираются к другому, где вновь «встраиваются» в нее.

Обсуждение: Какие чувства возникали у водящих и у составляющих «скалу» при выполнении данного упражнения? Что помогало, а что мешало справиться с заданием? (10 мин).

II. Основная часть:

3. Индивидуальная работа. Изобразить состояние доверия на бумаге. Далее ребята по желанию могут рассказать о своём рисунке (5 мин.).

4. Групповая дискуссия: Что значит доверять людям? Ребята перечисляют ассоциации, которые у них вызывает слово «доверие». Если проанализировать эти ассоциации, их легко можно разделить на две группы («доверие — это хорошо», «доверие — это опасно»), причем первая группа получается чуть больше чем вторая. Значит, не смотря на безусловный риск (а куда без него!) доверие часто помогает человеку (10 мин).

5. Упражнение «Передача движений»

Участники встают в круг в затылок друг другу, чтобы расстояние между ними было 30−40 см, и закрывают глаза. Водящий начинает совершать какое-либо движение, аккуратно касаясь при этом руками спины, плеч, головы или шеи стоящего впереди участника (массирует ему плечи, постукивает пальцами вдоль позвоночника и т. д.).

Тот делает такое же движение, касаясь следующего участника, и т. д., пока движение не прошло полный круг. После этого водящим становится следующий участник, пускающий по кругу очередное движение. Когда в роли водящих уже побывали половина ребят, ведущий занятие дает команду повернуться кругом, и оставшиеся водящие передают движения в обратном направлении. Для выполнения этого упражнения лучше расставить участников таким образом, чтобы чередовались мальчики и девочки.

Обсуждение: Какое движение больше всего понравилось? Насколько исказились ваши собственные движения, вернувшись после прохождения круга? А может, кому-нибудь было неприятно? Если это так, то какие именно движения не понравились и с чем, на взгляд участников, это могло быть связано? (10 мин.).

6. Упражнение «Круг доверия»

Группа встает в круг лицом друг к другу, так чтобы все участники плотно сомкнулись между собой. Первый желающий встает в центр круга и должен постараться расслабиться, закрыв глаза, падать на стены круга образованные участниками и остановиться там, где ему будет больше удобно и комфортно. Тот участник, на котором он остановился, становиться в круг. Задача участников, образующих круг, бережно придерживать «падающего» руками. Таким образом, каждый участник должен побывать в роли «падающего». В конце упражнения участники делятся своими чувствами. Кому было легко, а кому сложно расслабиться и довериться участникам круга (5 мин.).

III. Заключительная часть:

7. Заключительный шеринг (10 мин.).

Моё состояние сейчас? Что больше всего запомнилось на занятии, оставило самое яркое впечатление? Какой новый опыт я вынес с этой встречи? Чем хотелось бы заняться на следующей встрече?

Занятие № 4

Тема:«Наши эмоции и чувства»

Цели занятия:развитие у участников способности анализировать свое эмоциональное состояние; развитие интереса к эмоциональной сфере другого, развитие эмпатии, рефлексии; ознакомление с основными компонентами эмоциональной сферы; формирование навыков саморегуляции, эмоциональной устойчивости; создание условий для появления положительных эмоций.

Задачи:

— раскрыть понятия «эмоции», «чувства», «виды и функции эмоций и чувств»

— сформировать умение расшифровывать внешние проявления основных эмоций и чувств у других людей

— развивать собственную эмоциональную экспрессивность

— провести анализ своего эмоционального состояния и других участников

Необходимые материалы: чистые листы бумаги, ручки.

Структура занятия:

I. Вводная часть:

1. Приветствие. Приветствие. Шеринг по началу занятия (10 мин.).

Что я сейчас чувствую? Какие новые мысли пришли мне в связи с предыдущим занятием? Готов ли я к работе? Если нет, то чем группа может мне помочь? Что я жду от предстоящего занятия?

2. Упражнение:

«Пусть кто-то из вас первым скажет своему соседу слева о его состоянии. Например, „Мне кажется, что ты сейчас спокоен и заинтересован происходящим“ или „Мне кажется, что ты утомлен“ и т. д. Тот, кому это сказали, в свою очередь, скажет нам всем о своем состоянии в данный момент. Затем он выскажет свое предположение о состоянии соседа слева, и тот уточнит свое состояние и т. д.». После того как круг замкнется, можно задать группе общий вопрос: «Каким образом вы определили состояние своего соседа? Или более конкретный: «На какие признаки вы ориентировались, определяя состояние своего соседа?». (5 мин.)

II Основная часть:

3. Упражнение «Путаница»

Участникам предлагается закрыть глаза и хаотично перемещаться в пространстве. Далее, по сигналу ведущего следует, не открывая глаз, взяться за руки с соседями. Ведущий следит, чтобы каждый участник взял за руки двух разных людей, а не одного и того же. После этого все открывают глаза, а ведущий дает следующее задание: не отпуская рук, распутаться, чтобы оказаться в кругу. Чтобы не выворачивать руки, разрешено «прокручивать шарниры» — поворачивать кисти друг относительно друга.

В зависимости от расположения участников, в результате может получиться один большой круг или же несколько маленьких. Независимо от этого часть участников может быть обращена лицом внутрь круга, а часть наружу, принципиального значения это не имеет.

Обсуждение: Что помогало выполнять упражнение, а что создавало препятствия? Какие эмоции возникали при этом?

По окончании упражнения ведущий кратко рассказывает о том, что такое эмоции и чувства, для чего они нужны. (10 мин.).

4. Информационный блок: основные эмоции и чувства.

— Определения понятий. Эмоции и чувства как переживание человеком своего отношения к окружающему миру, другим людям, к самому себе. Эмоции — непосредственные реакции человека на предметы и явления. Чувства — отличаются большей степенью устойчивости и обобщенности, включая в себя несколько эмоций.

— Функции эмоций и чувств: регуляция поведения, стимулирование развития, облегчение взаимопонимания (здесь уместно ввести понятие «эмпатия»).

Основные эмоции человека: интерес, удовольствие, удивление, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх и тревога, смущение, стыд. (10 мин.)

Чувства: Любовь, влюбленность, чувство прекрасного (эстетическое), патриотическое чувство, нравственность (10 мин.)

5. Игра «Замороженные»

Участники неподвижно сидят в кругу и изображают «замороженных» — людей без эмоций, не реагирующих ни на что происходящее вокруг (при этом закрывать или отводить глаза нельзя, они должны смотреть вперед).

Водящий выходит в центр круга и пытается «разморозить» кого-нибудь из них — своими жестами, мимикой, высказываниями вызвать у него ответную мимику или какое-нибудь движение тела. Ему нельзя делать только две вещи: прикасаться к другим участникам и ругаться нецензурными словами. Кто «разморозился», т. е. допустил выразительную мимику или движение, выходит в центр и присоединяется к водящему, теперь они пытаются активизировать других участников уже вдвоем. Каждый последующий «разморозившийся» тоже выходит к ним. Кто продержиться в кругу дольше всех?

Обсуждение: Что помогало не реагировать на происходящее вокруг, внутреннее отгораживаться от других людей? В каких жизненных ситуациях может пригодиться такой навык? А какие действия окружающих легче всего выводили из этого состояния? (10 мин).

III Заключительная часть:

6. Обсуждение: «Польза и вред эмоций». Обращение к каждой эмоции как на пользу человеку, так и во вред ему. Необоснованность однозначного разделения эмоций на полезные и вредные.

Пример: страх. Вред страха — удерживает человека оттого, что иногда необходимо сделать. Польза страха — позволяет человеку уберечься от излишнего риска. Так же можно «разложить по полочкам» и остальные эмоции. (5 мин.)

7. Заключительный шеринг (10 мин.).

Моё состояние сейчас? Что больше всего запомнилось на занятии, оставило самое яркое впечатление? Какой новый опыт я вынес с этой встречи? Чем хотелось бы заняться на следующей встрече?

Занятие № 5

Тема: «Причины возникновения конфликтов и пути их разрешения»

Цели занятия: создание условий для понимания участниками амбивалентного смысла конфликта (отрицательного и положительного); анализ собственного опыта конфликтного взаимодействия; развитие способности анализировать свое эмоциональное состояние в конфликте; ознакомление со стилями поведения в конфликтных ситуациях; формирование навыка конструктивного выхода из конфликтных ситуаций.

Задачи:

— сформировать понятие «конфликт»

— актуализировать личный опыт, связанный с использованием стилей поведения в конфликте

— проанализировать сущность конфликтов, причины их возникновения и пути решения

— изучить и закрепить на конкретных примерах стили конструктивного поведения в конфликтных ситуациях

Необходимые материалы:чистые листы бумаги, фломастеры, цветные карандаши и ручки.

Структура занятия:

I. Вводная часть:

1. Приветствие. Приветствие. Шеринг по началу занятия (10 мин.).

Что я сейчас чувствую? Какие новые мысли пришли мне в связи с предыдущим занятием? Готов ли я к работе? Если нет, то чем группа может мне помочь? Что я жду от предстоящего занятия?

2. Упражнение: «Ассоциации»

Ребята перечисляют ассоциации, которые у них вызывает слово «конфликт». Все ассоциации записываются на лист бумаги.

Получившиеся ассоциации в идеале должны показать, что у конфликта есть две стороны — негативная и позитивная. Если конфликт ассоциируется только с неприятностями, можно привести примеры типа «в споре рождается истина», а также истории из серии «один мальчик…», в которых конфликт привел к позитивным последствиям.

По результатам упражнения напрашивается вывод: конфликты — это естественно, поскольку все люди разные (разный жизненный опыт).

Конфликтов нет только тогда, когда все люди одинаковые, как роботы: одинаково думают, одинаково чувствуют. (5 мин.)

II Основная часть:

3. Упражнение: «Рисунок вдвоем»

Ребята делятся на пары. Каждая пара получает лист бумаги. С этого момента и до окончания упражнения разговаривать нельзя. Необходимо взять одну ручку вдвоем, и так, чтобы оба партнера держали ее, нарисовать рисунок на свободную тему.

Готовые рисунки обсуждаются по принципу, «почему нарисовали именно это», «кто что рисовал», «как вам рисовалось» и т. д. Выясняется, что люди вели себя в этой ситуации совершенно по-разному: кто-то «рвался в бой» и рисовал сам, игнорируя партнера, кто-то пытался угадать намерения другого и предложить свои идеи, кто-то равнодушно рисовал «по очереди», а кто-то вообще отдал рисунок на откуп напарнику.

Почему это так? Оказывается, в тех ситуациях, в которых наши интересы не совпадают с интересами другого человека (а именно так возникает конфликт!), можно вести себя совершенно по-разному, в зависимости от выбранного стиля поведения.

Рисунок подростки оставляют себе «на память» (10 мин.)

4. Информационный блок:

Конфликт как состояние противоборства, возникающее на основе противоположно направленных мотивов, суждений или потребностей при ограниченных ресурсах для их удовлетворения.

Причины возникновения конфликтов:

— Общие: различия во взглядах людей и их индивидуально-психологических особенностях.

— Частные: связанные с конкретными видами конфликтов.

Возможность возникновения конфликта без реально существующих противоречий, в ситуациях «слово за слово».

Конфликтогены — слова и фразы, провоцирующие ответную реакцию и ведущие к обострению конфликта.

Стили поведения в конфликтных ситуациях:

Соперничество — стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.

Сотрудничество — выбор альтернативы, максимально отвечающей интересам обеих сторон.

Компромисс — выбор, при котором каждая сторона что-то выигрывает, но что-то и теряет.

Избегание — уход от конфликтных ситуаций, отсутствие как стремления к кооперации, так и попыток достижения собственных целей.

Приспособление — принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого. (10 мин.).

4. Упражнение «Достойный ответ»

Все участники садятся в круг. Каждый получает от ведущего карточку, на которой содержится какое-либо замечание по поводу внешности или поведения одного из участников (варианты высказываний приведены в приложении № 2).

Все слушатели по кругу (по очереди) произносят записанную на карточке фразу, глядя в глаза соседу справа, задача которого — достойно ответить на этот «выпад». Затем ответивший участник поворачивается к своему соседу справа и зачитывает фразу со своей карточки. Когда каждый выполнит задание, то есть побывает и в роли «нападающего» и в качестве «жертвы», упражнение заканчивается и группа переходит к обсуждению.

Обсуждение: легко ли было выполнять задание, принимали ли они близко к сердцу нелестное замечание о себе. Как правило, слушатели говорят, что грубые высказывания их не взволновали, потому что они не воспринимали их как направленные против себя. Затем все предлагают различные варианты конструктивного поиска, который поможет и в реальных жизненных условиях так же воспринимать негативную информацию от партнеров по общению. (8 мин).

III Заключительная часть:

5. Упражнение «Простите, конфликта не будет!»

Перед началом упражнения участникам рассказывается о том, что многих конфликтов можно избежать, если вовремя остановиться. Так, например, в нашей культуре, для того чтобы не доводить дело до конфликта, принято извиняться. Один человек берет на себя роль виноватого и просит извинения, а второй отвечает ему: «Ничего страшного». Англичане поступают ещё проще, они не выясняют, кто был виноват, — извиняются обе стороны.

Выполняя данное упражнение, участникам предстоит действовать в соответствии с правилами английского этикета. По команде ведущего все начинают свободно перемещаться по классу, стараясь не задевать друг друга. По определенному сигналу, каждый участник находит себе пару и ладонью, локтем или плечом легонько дотрагивается до плеча партнера. Оба участника пары извиняются любым способом: «Извините, пожалуйста», «Простите», «Сожалею о случившемся» или в любой другой форме. После этого участники приветливо машут друг другу рукой и пары меняются. По следующему сигналу ведущего участники снова перемещаются по классу, стараясь не задевать друг друга.

Обсуждение: Ребята рассказывают о своих чувствах и о том, как и в каких жизненных ситуациях можно использовать данный прием. Как правило, участники замечают, что можно не произносить вслух слова: «Простите, конфликта не будет», а просто вспомнить их и вовремя остановиться, если, конечно, речь идет о незначительной для человека ситуации и конфликт, который мог бы разгореться, никому не нужен.

Методические рекомендации: Смысл данного упражнения заключается не в том, чтобы выяснить, кто прав, кто виноват, а в том, чтобы продемонстрировать свою вежливость. Поэтому до начала игры можно предупредить участников об этом. Если кто-то из участников считает, что нет смысла извиняться в ситуации, в которой ты не виноват, можно напомнить старую поговорку: «В любом конфликте виноват тот, кто умнее». Мы извиняемся не потому, что сделали что-то не так, а потому, что мы выше конфликтов, которые происходят из-за пустяков, потому что мы уверены в своем поведении. Мы извинились или высказали свое сожаление о том, что случилось, и забыли. Мы сделали все, чтобы избежать конфликта, который нам не нужен. Мы остались в хорошем настроении, потому что держали себя на высоте. (7 мин.)

6. Заключительный шеринг (10 мин.).

Моё состояние сейчас? Что больше всего запомнилось на занятии, оставило самое яркое впечатление? Какой новый опыт я вынес с этой встречи? Чем хотелось бы заняться на следующей встрече?

Занятие № 6

Тема: «Что такое ассертивность?»

Цели занятия: ознакомление участников тренинга с понятием «ассертивность»; повышение осведомленности о правах личности; развитие уверенности в себе; формирование умения принимать положительную информацию о себе; подведение итогов работы.

Задачи:

— раскрыть понятие «ассертивность»

— ознакомиться с техниками отказа собеседнику

— отработать полученные знания и навыки

— заполнить итоговую анкету и проверочную самооценочную методику

Необходимые материалы:бланки анкеты и методики Дембо-Рубинштейн, чистые листы бумаги, фломастеры, цветные карандаши, мягкая игрушка или мячик.

Структура занятия:

I. Вводная часть:

1. Приветствие. Приветствие. Шеринг по началу занятия (5 мин.).

2. Упражнение:

Все участники садятся по кругу. «Давайте начнем сегодняшний день с того, что обратим внимание друг на друга, подумаем, друг о друге. Сделаем это так: закроем глаза (ведущий делает паузу, ждет, пока все участники группы закроют глаза) и мысленно пройдем по кругу, остановимся перед каждым участником группы и подумаем над тем, какие у этого человека есть сильные стороны, достоинства».

Ведущий тоже участвует в упражнении, это, в частности, позволяет ему рассчитать время, которое нужно для того, чтобы все успели выполнить задание и мысленно подойти к каждому.

«Откройте глаза. Теперь пусть один из вас бросит мяч тому участнику группы, которого он выберет, и скажет, каким безусловным достоинством или сильной стороной обладает этот человек. Тот, кому бросили мяч, передаст его следующему и скажет о его сильной стороне и безусловном достоинстве и т. д. до тех пор, пока мяч не побывает у каждого. Каждый должен узнать о своих сильных сторонах».

После того как круг замкнулся, ведущий может предложить взять мяч тому участнику группы, кто хотел бы обратиться к кому-то, но не смог этого сделать, так как к этому человеку обратились раньше, чем мяч оказался у него. Таких желающих может оказаться несколько.

В ходе обсуждения можно спросить: «Как вы себя теперь (сейчас) чувствуете?» — и зафиксировать появившееся как правило, в ходе выполнения этого упражнения позитивные чувства и эмоции. (10 мин.)

II Основная часть:

3. Информационный блок:

Ассертивность — черта личности, которая характеризуется позитивным социальным поведением, позволяющим защищать свои права и достигать поставленную цель. «…Это поведение и навыки, которые помогают нам ясно и уверенно излагать наши чувства, желания, потребности и мысли. Это способность говорить „нет“, если это требуется, отстаивать свое мнение или открыто выражать свои эмоции, такие как восхищение или гнев».

Основные убеждения, которые мешают проявлению ассертивности:

— это эгоистично говорить о том, что я хочу.

— другие люди должны сами догадываться о том, что мне нужно.

— люди не должны сообщать всем о своих чувствах.

— это неправильно — менять свое мнение.

— если я буду отказывать людям в их просьбах, они перестанут уважать меня.

— если я буду говорить только то, что я думаю, я потеряю всех друзей.

— я не должен обременять других людей своими проблемами.

Ассертивный человек обладает следующими чертами:

— умеет сказать «нет» в тех ситуациях, когда это необходимо.

— умеет открыто заявлять о своей позиции и свих желаниях.

— умеет хвалить и делать комплименты.

— умеет принимать комплименты и критику.

— умеет вести переговоры и находить компромиссные решения.

— умеет постоять за себя. (5 мин.)

4. Упражнение: «Метод заигранной пластинки».

Участники разбиваются по парам, они выбирают какую-нибудь жизненную ситуацию, в которой им необходимо добиться своего желания. Участники выбирают, кто из них будет в какой роли (заигранной пластинки или человека, с которым вступают в контакт).

Им объясняется, что не нужно принимать во внимание возражения оппонента, а нужно неуклонно спокойным тоном говорить о том, чего бы вам хотелось, до тех пор, пока ваша просьба не будет удовлетворена, или вы не согласитесь на компромисс. (10 мин.)

5. Обсуждение и ознакомление подростков с техниками отказа собеседнику (см. Приложение № 3) (5 мин.)

III Заключительная часть:

6. Упражнение «Открытка с благодарностью"(10 мин.)

Участникам раздаются чистые листы, которые они складывают пополам, как поздравительную открытку, подросток кладет на внешнюю сторону «открытки» свою ладонь, обводит её карандашом и пишет внутри «руки» своё имя (Рука является символом открытости для других).

Далее ребята передают свою открытку соседу слева, который должен написать что-нибудь «теплое и доброе» внутри. Карточки передаются до тех пор, пока каждый не напишет по предложению остальным.

7. Подведение итогов:

Заполнение анкеты обратной связи и методики Дембо-Рубинштейн, по проведенной программе.(15 мин.) (Приложение № 4)

Заключительный шеринг. Прощание.

Приложение № 1

Список ситуаций к упражнению «Толстое стекло».

1. Приходи ко мне завтра со своей соседкой и собачкой на чашечку чая.

2. Концерт вчера был замечательный, я сидела в первом ряду.

3. Я скоро поеду в Париж. Что тебе купить?

4. У меня под окном расцвела сирень.

5. Я мечтаю сниматься в кино.

6. У меня уже болит голова от постоянных телефонных звонков.

7. Вчера опоздала на электричку, пришлось идти пешком.

8. Полей, пожалуйста, цветы и поставь их на подоконник.

9. Давай отметим Новый Год в китайском ресторане?

10. Твой друг написал мне любовное письмо.

11. Вчера прыгал с парашютом, думал, умру от страха.

12. Ты пойдешь на дискотеку в субботу?

13. У меня такое хорошее настроение, что душа поет.

14. Объелась клубники, не могу пошевелиться.

15. Обожаю кататься на каруселях!

16. Я хочу пригласить тебя в кино.

Приложение № 2

Материалы к упражнению «Достойный ответ»

1. Ты слишком высокого мнения о себе.

2. Ты никогда никому не помогаешь.

3. Когда я тебя встречаю, мне хочется перейти на другую сторону улицы.

4. Ты совсем не умеешь красиво одеваться.

5. Почему ты на всех смотришь волком?

6. С тобой нельзя имеет никаких деловых отношений.

7. Ты как не от мира сего.

8. У тебя такой страшный вид.

9. С тобой бесполезно договариваться о чем-нибудь. Ты всё равно забудешь.

10. У тебя такой противный голос, он действует мне на нервы.

11. Посмотри, на кого ты похож, чучело.

12. Ты слишком много болтаешь ерунды.

13. Что ты вечно на всех кричишь?

14. У тебя полностью отсутствует чувство юмора.

15. Ты слишком плохо воспитан.

16. Почему ты не чистишь зубы?

Приложение № 3

Техника отказа собеседнику

Название техники Сущность техники Примеры Высказываний Эффективность использования
Прямолинейное «нет» Мы просто говорим «нет», уверенно и убедительно, не извиняясь и не оправдыаясь «Нет», «Нет, нет, я не могу это сделать», «Нет, я предпочитаю этим не заниматься» Удобно использовать в тех случаях, когда мы не хотим раскрывать истинную причину отказа. Мы имеем на это полное право.
Рефлексивное «Нет» Мы отражаем содержание и/или чувства собеседника, добавляя в конце свое «нет». «Я понимаю, что для тебя это важно, но, к сожалению, я не смогу это сделать» Эффективно в том случае, когда мы, даже не смотря на понимание проблемы собеседника, не можем и/или не хотим выполнить его просьбу.
Обоснованное «Нет» Мы говорим «нет» и кратко раскрываем подлинную причину нашего отказа «Я не смогу это сделать, потому что в ближайшие дни я очень загружен работой» Эффективно в том случае, если мы имеем серьезную причину для отказа и готовы раскрыть ей.
Отсроченное «Нет» Мы не даем ответ немедленно, а просим собеседника дать время на обдумывание. «Мне надо подумать. Я скажу тебе позже» Эффективно в том случае, если мы не уверены в том, что можем выполнить просьбу и/или не можем решить для себя, хотим мы это сделать или нет.
Компромиссное «Нет», или «нет» на половину Мы говорим, что в принципе могли бы выполнить просьбу, но при тех условиях, которые нам удобны. «Я не могу сделать это сегодня, но я мог бы сделать это завтра» Этот отказ эффективен в тех случаях, если мы искренне готовы выполнить просьбу, но на других условиях.
Дипломатичное «нет», или «нет» в мелочах Мы не говорим открыто «нет», а искренне приглашаем к переговорам, выясняя, какую реальную помощь мы могли бы оказать. «Мог бы я помочь тебе как-нибудь по-другому?» Этот отказ эффективнее в том случае, если мы готовы помочь собеседнику, но его условия нас не совсем устраивают. Мы готовы выполнить просьбу в целом, но отказываем в выполнении некоторых деталей, стараясь найти взаимоприемлемое решение.

Приложение № 4

Анкета обратной связи

Инструкция: Заверши предложения так, как считаешь нужным. Подписывать листок необязательно.

1. На этой программе я …

2. Основное, чему я научился на занятиях…

3. Больше всего мне запомнилось…

4. Мне не очень понравилось, что на занятиях…

5. Я бы хотел (а) чтобы при проведении следующих занятий ведущий…

6. Думаю, что после занятий измениться…

7. Мне больше всего понравилось, что на занятиях…

8. Я понял, что…

9. Я открыл в себе качества…

Приложение № 5

Список литературы для подростков:

1. Альберти Р., Эммонс М. Самоутверждающее поведение: Распрямись, выскажись, возрази! СПб.: Академический проект, 2008.

2. Рейнолдс С. Настроение — отличное, или как стать счастливым за восемь минут. СПб., 2009.

3. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию. М., 2010.

4. Эллис А., Ландж А. Не давите мне на психику! Искусство психологической самозащиты. СПб.: Питер, 2012.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос