Существует 3 стиля семейного воспитания

Типы и стили семейного воспитания

 

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и приемов воспитания, и учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных отношений, являющиеся предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, “невмешательство” и сотрудничество.

 

Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении родителями инициативы и чувства собственного достоинства у детей. Разумеется, родители могут и должны предъявлять требования своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда и откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним происходит ломка многих качеств личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и свои возможности, все это-гарантия неудачного формирования личности.

Опека в семье — система отношений, при которой родители, обеспечивая своим трудом, удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к реальности за порогом родного дома. Такая чрезмерная забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, называется гиперопекой. Она приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении.

 

Существует также противоположное понятие — гипоопека, подразумевающее под собой сочетание безразличного отношения родительского отношения с полным отсутствием контроля. Дети могут делать все, что им вздумается. В результате, повзрослев, они становятся эгоистичными, циничными людьми, которые не в состоянии никого уважать, сами не заслуживают уважения, но при этом по-прежнему требуют выполнения всех своих прихотей.

12 стр., 5932 слов

Воспитание положительных качеств личности ребенка дошкольного ...

... ФГТ по вопросам нравственного воспитания детей дошкольного возраста. . Рассмотреть вопросы развития личности и воспитания положительных качеств ребенка дошкольного возраста. . Изучить опыт работы ДОУ по воспитанию положительных качеств личности детей дошкольного возраста в ...

 

Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства». При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития — коллективом.

 

Существует 3 стиля семейного воспитания

  1. авторитарный,
  2. демократический,
  3. попустительский.

При авторитарном стиле желание родителя-закон для ребенка. Такие родители подавляют своих детей. Они требуют от ребенка беспрекословного подчинения и не считают нужным объяснять ему причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни ребенка, причем делают это не всегда корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, их общение с родителями нарушается. Часть детей идет на конфликт, но чаще дети, растущие в подобной семье, приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными.

 

Демократичный стиль семейных отношений является самым оптимальным для воспитания. Демократичные родители ценят в поведении своего ребенка и самостоятельность, и дисциплину. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях его жизни; не ущемляя прав, одновременно требуют выполнения обязанностей; они уважают его мнение и советуются с ним. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе обычно не слишком раздражает детей и они часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит сделать другое. Формирование личности при таких обстоятельствах происходит без особых переживаний и конфликтов.

 

При попустительском стиле родители почти не обращают внимания на своих детей, ни в чем их не ограничивают, ничего не запрещают. Дети из таких семей в период взросления часто попадают под плохое влияние и в дальнейшем могут поднять руку на своих родителей, у них почти нет ни каких ценностей.

Таким образом, в процессе воспитания человека главной целью является формирование всесторонне и гармонично развитого человека, способного к самостоятельной жизни и деятельности в современных условиях.

 

Воспитание детей в различных по структуре семьях

Особенности воспитания единственного ребенка в семье. На этот счет существует две наиболее распространенные точки зрения.

Первая: единственный ребенок оказывается более эмоционально устойчив, нежели другие дети, потому, что не знает волнений, связанных с соперничеством братьев.

Вторая: единственному ребенку приходится преодолевать больше трудностей, чем обычно, дабы приобрести психическое равновесие, потому что ему не достает брата или сестры. Что бы там ни говорили психологи, жизнь одного — единственного ребенка в семье нередко складывается так, что подтверждает именно эту, вторую, точку зрения. Трудности, однако, не являются абсолютно неизбежными, и тем не менее встречаются настолько часто, что было бы глупо их не замечать.

11 стр., 5242 слов

Социальная работа в семьях разведенных родителей

... тему данной работы. Целью реферата является анализ технологии социальной работы с детьми в семьях разведенных родителей. Из поставленной цели вытекают следующие задачи: 1) рассмотреть специфику психических проявлений ... неприятного для них родительского дома. Все эти молодые люди вступают в жизнь отягощенные прошлым. Дети очень восприимчивы к ссорам. Сила и глубина реакции зависит от их ...

Бесспорно, родители, имеющие единственного ребенка, обычно уделяют ему чрезмерное внимание. Они слишком заботятся о нем только потому, что он у них один, тогда как на самом деле он всего лишь первый. Немногие способны спокойно, со знанием дела обращаться с первенцем так, как мы держимся потом с последующими детьми. Главная причина тут — неопытность. Имеются, однако, и другие основания, обнаружить которые не так-то легко. Если не касаться некоторых ограничений физического порядка, одних родителей пугает ответственность, которую накладывает на них появление детей, другие опасаются, что рождение второго ребенка скажется на их материальном положении, третьи, хотя никогда не признаются в этом, просто не любят ребят, и им вполне достаточно одного сына или одной дочери.

Некоторые помехи психическому развитию детей имеют совершенно определенное название — тепличные условия, когда ребенка холят, нежат, балуют, ласкают — одним словом, носят на руках. Из — за столь чрезмерного внимания психическое развитие его неизбежно замедляется. В результате чрезмерной снисходительности, которой мы окружаем его, он непременно столкнется с очень серьезными трудностями и разочарованием, когда окажется за пределами домашнего круга, поскольку и от других людей будет ожидать внимания, к какому привык в доме родителей. По этой же причине он слишком серьезно станет относиться и к самому себе. Именно потому, что его собственный кругозор слишком мал, многие мелочи покажутся ему слишком большими и значительными. В результате общение с людьми будет для него гораздо труднее, чем для других детей. Он начнет уходить от контактов, уединяться. Ему никогда не приходилось делить с братьями или сестрами родительскую любовь, не говоря уже об играх, своей комнате и одежде, и ему трудно найти общий язык с другими детьми и свое место в ребячьем сообществе.

Для развития психики каждый ребенок требует душевного пространства, в котором он мог бы свободно передвигаться. Ему нужна внутренняя и внешняя свобода, свободный диалог с окружающим миром, чтобы его не поддерживала постоянно рука родителей. Ребенку не обойтись без испачканного лица, разорванных штанов и драк.

Единственному ребенку часто отказано в таком пространстве. Осознано или нет, ему навязывают роль образцового ребенка. Он должен особенно вежливо здороваться, особенно выразительно читать стихи, он должен быть образцовым чистюлей и выделяться среди других детей. Относительно него строятся честолюбивые планы на будущее. За каждым проявлением жизни ведется внимательное, с затаенной озабоченностью, наблюдение. Недостатка в хороших советах ребенок не испытывает на протяжении всего детства. Такое отношение к нему несет опасность, что единственный ребенок превратится в избалованного, несамостоятельного, неуверенного в себе, переоценивающего себя, разбросанного ребенка.

Таким образом, главным «воспитательным институтом» является семья, которая формирует и развивает ребенка как личности с теми качествами, которые необходимы ей для жизни в обществе.

10 стр., 4615 слов

Семья как фактор развития ребенка

... Это и определило актуальность темы данной работы. Цель работы: рассмотреть семью как фактор развития ребенка Задачи: Изучение психолого – педагогической литературы; Раскрытие основных понятий темы; ... оказывает решающее воздействие на формирование черт характера, взглядов, убеждений, мировоззрения ребенка. Поэтому воспитательная функция семьи – одна из важнейших её функций. В целом можно заключить, ...

 

Порядок рождения ребенка в семье: проявление и способы коррекции

Чем предопределяется наше будущее, начиная с самого рождения? Генами, воспитанием, примером, который демонстрируют значимые взрослые? Да, безусловно.

Но только ли эти факторы влияют на формирование личности, черты характера, а также дальнейшую судьбу, будущую профессию, семейную жизнь? Насколько важно учитывать порядок рождения ребенка – был ли он у родителей первенцем, младшим или единственным – при проведении психотерапевтических встреч с ним или членами его семьи? Особенно, если дело касается вопросов супружеских взаимоотношений?

Впервые задался этими вопросами и постарался найти на них ответы c научной точки зрения Альфред Адлер (AlfredAdler, 1870–1937гг.), австрийский психиатр и психолог, основатель школы индивидуальной психологии и один из основоположников современной психотерапии. Именно он первым обозначил связь между порядком рождения ребенка и формированием его личности. Психологи-последователи Адлера продолжили изучение того, как влияет положение детей в семье на развитие последних. После проведения многочисленных опытов и наблюдений были выявлены и описаны определенные закономерности, касающиеся особенностей характера одних и тех же категорий сиблингов и их последующей взрослой жизни.

К настоящему времени проведено множество серьезных эмпирических исследований на данную тему. И хотя нет пока единой и полной теории порядка рождения, нельзя отрицать факт его влияния на формирование личности ребенка в процессе семейного воспитания. Более того, впечатляющее количество изысканий порядка рождения отражает важность этого фактора – как для психологии вообще, так и для конкретного индивида в частности.

Известный психолог УолтерТоумен (WalterToman, 1920-2003гг.) внес немалую лепту в разработку указанной проблемы, подробно рассмотрев различные психологические аспекты семейных взаимоотношений и сделав ряд существенных выводов. Изучив тысячи семей, он обнаружил, что люди, занимающие сходные позиции в семье по порядку рождения, имеют весьма близкие психологические характеристики.

Стереотипы не означают, конечно, что каждый должен быть именно таким. Однако научные исследования доказывают, что люди, родившиеся в семье в той или иной последовательности, чаще всего имеют схожие черты характера.

Старший ребенок (первенец) занимает уникальное положение в семье. Родители объективно могут уделять больше времени и внимания первому ребенку и склонны быть более осторожными, снисходительными и оберегающими. Первенец избавлен от необходимости соперничать со старшими братьями/сестрами и, хотя бы на время, поставлен в условия, когда ему ничего не остается, как подражать взрослым моделям и пытаться превзойти их стандарты поведения. Старшие дети, в особенности мальчики, чаще других наследуют профессии отца и деда, семья в большей степени ожидает от них успешной карьеры.

Рождение следующего ребенка лишает его исключительной позиции в обладании любовью и вниманием родителей и часто сопровождается ревностью к брату или сестре. Старший ребенок более серьезный, стремится к совершенству и реже играет со сверстниками. Первенец обычно заботится о младших братьях и сестрах, особенно в случае болезни или потери родителей. 0н может чувствовать себя в ответе за материальное благополучие семьи, продолжение семейных традиций, нередко становится лидером.

26 стр., 12790 слов

Возможности коррекции межличностных отношений в семьях детей ...

... - продемонстрировать возможности игротерапии как метода коррекции межличностных отношений в семье ребёнка с задержкой в развитии речи Объект исследования - межличностные отношения ... рождением нездорового ребёнка. Именно это не позволяет супругам оптимально организовать между собой межличностные отношения, а так же со своим ребёнком. Выявление особенностей межличностных отношений в семьях, имеющих ребёнка ...

Такие дети, в тенденции, проявляют высокую ответственность и ориентированы на продуктивность. Они осторожны, добросовестны и склонны к сотрудничеству, что отражает их желание сохранить свое привилегированное положение в отношениях с родителями после появления соперника. Первенцы являются высоко мотивированными, имеют сильную потребность в достижении и чаще других достигают высоких постов.

Довольно распространенной проблемой старших детей является тревога не оправдать ожидания родителей и других авторитетных фигур (начальников, учителей, тренеров и т.д.).

Им очень трудно научиться расслабляться и получать истинное удовольствие от жизни. В паре они стремятся лидировать, иногда излишне контролировать или опекать супруга – зачастую в ущерб отношениям.

 

Второй и/или средний ребенок в семье в принципе лишен возможности испытать, что значит быть единственным. Он может обладать чертами как младшего, так и старшего ребенка или их комбинацией. При этом средние дети не имеют авторитета старших детей и спонтанности младших. Средний ребенок, если только это не единственная девочка или не единственный мальчик в семье, вынужден бороться за то, чтобы быть замеченным и получить собственные роль и место.

Таким детям приходится прилагать больше усилий и чаще вступать в состязание, чтобы «захватить власть». Средний ребенок может находиться в тени старших сиблингов, которых он стремится сместить с занимаемых позиций. Он часто чувствует себя менее компетентным по сравнению со старшим братом или сестрой (не сознавая, что его незнание и неумение – просто следствие возраста) и может пытаться выделиться в других областях.

У средних детей очень развиты социальные навыки. Они умеют договариваться и ладить с различными людьми, являются хорошими дипломатами, успешно работают в группе, легко налаживают контакты с пожилыми и молодыми людьми и способны поддерживать хорошие отношения.

Исследования показывают также, что средние дети в семье чувствительны к несправедливостям, нечестности и совершаемым по отношению к ним ошибкам.

 

Младший ребенок также занимает уникальное положение в семье. У него нет «преследователей» и, являясь «ребенком всей семьи», он навсегда им остается. Ранняя социализация последних детей в семье чаще включает снисходительное, балующее обращение с ними остальных ее членов, приводя в результате к формированию зависимо-импульсивного типа личности. Младший ребенок беззаботен, оптимистичен и готов принимать чужое покровительство, заботу и поддержку. Родители относятся менее требовательно к его достижениям. И, как правило, он меньше посвящает себя продолжению дела семьи.

Младший ребенок, с которым хорошо обращались в детстве, обычно не имеет трудностей в общении и популярен среди друзей. Такие дети в семье менее серьезно относятся к собственной персоне, любят веселье и розыгрыши. В тенденции, они пользуются наибольшей популярностью у других и входят в максимально возможное число групп.

4 стр., 1747 слов

Психические отклонения у детей младшего школьного возраста

... условия воспитания, частые психотравмирующие ситуации в жизни ребенка. Отклонения в психическом развитии детей младшего школьного возраста обычно соотносят с понятием «школьная неуспеваемость». Для определения отклонений психического развития неуспевающих школьников, которые не имеют умственной отсталости, ...

Младшие дети имеют самую высокую самооценку по сравнению с занимающими все другие позиции в порядке рождения. Они креативны, человеколюбивы и отличаются развитой способностью понимать юмор. Последние дети из больших семей имеют сильнейшую потребность в достижении и умеют прекрасно приспосабливаться к обстоятельствам.

Основные проблемы младшего ребенка связаны с самодисциплиной и трудностью принятия решений (поскольку обычно рядом был кто-то старший и мудрый, который принимал решения за малыша).

Он знает, что силой в близких отношениях ничего не добьешься, и часто вырабатывает манипулятивные пути достижения желаемого, демонстративно обижаясь или пытаясь очаровать. Если в семье его чрезмерно опекали, то, выбирая партнером по браку старшего ребенка, он может бороться впоследствии против контроля и опеки супруга.

Единственный ребенок обладает свойствами как старшего, так и младшего. Ему не нужно бороться за родительское внимание, над ним никогда не нависает угроза утратить свои привилегии, поскольку у него просто нет соперников. Родители склонны баловать единственного ребенка, и такие дети могут в последующем пытаться восстановить привилегированное положение, просто захватывая «центр сцены», но не сделав ничего такого, что оправдывало бы их действия.

Имея меньше возможностей для игры с другими детьми, в своем поведении единственный ребенок ориентируется исключительно на взрослые образцы поведения и стандарты деятельности. Он уже в детстве может походить на маленького взрослого и достаточно комфортно чувствует себя в одиночестве. После первенцев, единственные дети имеют самые высокие IQ и показатель потребности в достижении. Поскольку родители возлагают особые надежды на своего единственного ребенка, он обычно добивается в учебной деятельности положения лидера и может превзойти учителя или наставника.

Есть два возможных исхода развития единственного ребенка в семье: он может остаться по-детски зависимым и беспомощным, либо приложит все силы, чтобы стать компетентным и состоятельным взрослым.

Единственные дети склонны к эгоизму и имеют самую низкую потребность в аффилиации (Аффилиация англ. toaffiliate — присоединять, присоединяться — стремление человека быть в обществе других людей.).

Они стремятся во что бы то ни стало угодить другим, но при этом стараются сохранять максимальную независимость и менее всего боятся неудачи.

Больше всего психологических проблем у единственных детей, они чаще других обращаются за психотерапевтической помощью, причем неоднократно. Исследования показывают, что они испытывают сложности с установлением близких отношений, тяготея к одинокому образу жизни. Чаще всего единственные дети очень тесно привязаны к родителям на протяжении всей жизни, что нередко мешает им в отделении и самостоятельности.

По этой же причине единственные дети нередко ищут в партнере черты отца или матери. Наилучший прогноз можно дать парам, где один из партнеров был единственным ребенком в семье, а другой имел младшего брата или сестру. Браки, в которых каждый из супругов был единственным, имеют наихудший прогноз.

22 стр., 10933 слов

Социально-педагогическая поддержка детей младшего школьного возраста ...

... детей младшего школьного возраста из неблагополучной семьи". Объект исследования: развитие детей младшего школьного возраста в условиях неблагополучия в семье. Предмет исследования: способы социально-педагогической поддержки развития детей младшего школьного возраста воспитывающихся в неблагополучной семье. ...

 

Согласно исследованиям Тоумена для стабильного супружества важно, в какой мере в нем повторяется положение, которое каждый из партнеров занимал среди братьев и сестер в своей семье. Так, выделяют комплементарный (взаимодополняющий), некомплементарный и частично комплементарный браки.

В комплементарном браке старшего и младшего ребенка супругам легче договориться и подстроиться друг под друга. Роли в браке дополняют друг друга – один заботится, другой принимает заботу; один планирует, другой осуществляет эти планы; один хочет ходить на работу, другой предпочитает оставаться дома и т.д. Чем больше отношения обоих партнеров напоминают их собственное положение в семьях родителей, тем прочнее и продолжительнее их связь.

Некомплементарным браком считаются взаимоотношения партнеров с одинаковой порядковой позицией в родительской семье. При прочих равных условиях им требуется больше времени и усилий, чтобы достичь согласия и действовать сообща. Когда в брак вступают два старших ребенка, основной психологической проблемой может стать борьба за власть. Два младших ребенка будут избегать ответственности и соревноваться, кто из них младше и нуждается в большей заботе. Они могут испытывать трудности после рождения детей, когда возникает необходимость заботиться и распределять ответственность.

Важно, был ли у супругов опыт общения с сиблингами противоположного пола в родительской семье. Жена, которая произошла из семьи, где все дети были девочками, будет, вероятно, воспринимать мужчин как «нечто чужое и непонятное», и ей придется приложить больше усилий, чтобы понять своего мужа, чем женщине, у которой были братья.

Тем не менее, даже комплементарность брака не гарантирует стабильность взаимоотношений. Для достижения же супружеской гармонии в более сложных случаях нередко требуется помощь специалиста.