ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РОДИТЕЛЬСТВА В СЕМЬЕ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ РОДИТЕЛЬСТВА 6

1.1. Содержание понятия психологического сопровождения родительства 6

1.2. Современные подходы к сопровождению родительсва в семье с младшими школьниками 17

1.3. Организация условий благоприятного психологического сопровождения родительства в семье с младшими школьниками 25

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ: 31

ГЛАВА ІІ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОБЛЕМЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ РОДИТЕСТВА В СЕМЬЕ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ 32

2.1. Цель, задачи и организация экспериментальной работы по формированию сопровождения родительства в семье с младшими школьниками 32

2.2. Система работы с родителями младших школьников по обучению их навыкам сотрудничества с детьми 41

2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 51

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 58

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62

ПРИЛОЖЕНИЕ 66

ВВЕДЕНИЕ

Родительство является базовым жизненным предназначением, важным состоянием и значительной социально-психологической функцией каждого человека. Качество этих проявлений, их социально-психологические и педагогические последствия имеют непреходящее значение. То, от чего оно зависит и как можно вмешиваться в процесс формирования родительства, представляет собой значимую социально-психологическую проблему. Характер родительства отражается на качестве потомства, обеспечивает личное счастье человека. Можно утверждать, что будущее общества — это сегодняшнее состояние родительства.

К сожалению, на данный момент мы не имеем четкого определения понятия «родительство». Изучению семьи как воспитательного института посвящено большое количество исследований — как в отечественной психологической науке, так и за рубежом. В научных трудах раскрыты различные функции семьи, оценена роль родителей в воспитании ребенка, исследованы взаимоотношения детей и родителей, выявлены стили и стратегии семейного воспитания, а также многое другое, имеющее отношение к феномену семьи. При очень большом научном интересе к развитию детей в семье самим родителям уделяется намного меньше внимания. А для того чтобы наиболее полно владеть объективной информацией о развитии семьи и иметь возможность эффективно вести ее психологическое сопровождение, необходимо изучать институт семьи не только со стороны ребенка, но и со стороны родителей.

15 стр., 7410 слов

Козырев Е.А. Программа психологического сопровождения школьников, их учителей и родителей

Е.А. Козырева Программа психологического сопровождения школьников, их учителей и родителей (с 1 по 11 кл.) К читателю Может показаться странным, что в серии “Проблемы правового образования в России” появляется брошюра на тему психологического сопровождения школьников, их родителей и учителей. Но, на наш взгляд, Е.Козырева и ее коллеги разработали программу, которая имеет самое прямое отношение к ...

Исследованием данной проблемы занимались следующие исследователи М.Р. Битянова, Н.С. Глуханюк, Р.В. Овчарова, Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис и другие.

Все вышесказанное указывает на ряд противоречий, которые заключаются в том, что, несмотря на постоянное обращение к проблеме сопровождения родительства недостаточно полно сформирована теоретическая, практическая и методическая база по вопросы сопровождения родительства в семье с младшими школьниками.

На основе данных противоречий можно сформулировать проблему исследования.

Проблема исследования: реализация выдвинутых нами условий, для благоприятного сопровождения родительства в семье с младшими школьниками.

Цель исследования: разработка программы сопровождения родительства в семье с младшими школьниками.

Объект исследования – сопровождение родительства.

Предмет исследования – процесс развития детско-родительских отношений.

Гипотеза исследования: если реализовать условия выдвинутые в нашем исследовании то развитие детско-родительских отношений будет благоприятным.

Задачи исследования:

1. определить степень изученности данной проблемы в психологической и специальной литературы;

………….

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамченко, В.В. Перинатальная психология: Теория, методология, опыт / В.В. Абрамченко, Н.П. Коваленко. – Петрозаводск: ИнтелТек, 2004. — 348 с.

2. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. – М.: «Ар. Факты», 1993. – 603с.

3. Акивис, Д. С. Отцовская любовь / Д.С. Акивис. – М.: Профиздат,1989. — 208 с.

4. Алешина, Ю.Е. Семейное и индивидуальное психологическое консультирование / Ю.Е. Алешина. 2 -е. изд. — М.: Независимая фирма «Класс», 1999. — 208 с.

5. Архиреева, Т.В. Родители и дети/ Т.В. Архиреева // Прикладная психология. – 2000. – № 2. – С. 39 – 46.

4 стр., 1589 слов

Психология родительства (детско-родительские отношения)

Понятие «родительство» в научной литературе практически не определено. Родительство – интегральное психологическое образование личности. Оно представляет собой систему, включающую совокупность ценностных ориентаций родителя, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений и позиций, родительской ответственности и стиля семейного воспитания. (Овчарова Р.В.). Родительство входит как ...

6. Бенилова, С.Ю. Доброжелательные взгляды на общение с детьми. / С.Ю. Бенилова. – М.: Книголюб, 2002. – 264 с.

7. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Э. Берн. – перевод А.А. Грузберга. Екатеринбург: ЛИТУР, 1999 – 342 с.

8. Бодалев, А.А. О службе семьи / А.А. Бодалёв, Н.Н. Обозов, В.В. Столин // Психологический журнал. – 1983. — №4. – С.91 — 98.

9. Бодалев, А.А. Семья в психологической консультации. Опыт и проблемы психологического консультирования / А.А. Бодалёв, В.В. Столин. – М. : Педагогика, 1989. – 208 с.

10. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. М.: Просвещение, 1968. – 206 с.

11. Браун, Д. Семейная психотерапия и семейное консультирование / Д Браун, Д. Кристенсен. – СПб. : Питер, 2001. – 352 с.

12. Волков, Б.С. Психология младшего школьника / Б.С. Волков. – М.: Альма Матер, 2005. – 208 с.

13. Волкова, А.Н. Методические приемы диагностики супружеских отношений / А.Н. Волкова, Т.М. Трапезникова // Вопросы психол. – 1985. — №5. – С.110 — 116.

14. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: Сфера, 2001. – 184 с.

15. Гуссерль, Э. Отцы и дети в меняющемся мире / Э. Гуссерль, – М.: ACT, 2000. – 147с.

16. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. СПб.: Питер, 2005. – 176 с.

17. Елизаров, А. Н. Мальчик, мужчина, отец / А. Н. Елизаров– М.: Знание, 1992. – 127 с.

18. Калина, О.Г. Влияние образа отца на эмоциональное благополучие и половую идентичность подростков / О.Г. Калина // Вопросы психологии, 2007.- №1 – С. 15-27.

19. Карабанова, О.А. Психологические особенности родительско-детских отношений в подростковом возрасте / О.А. Карабанова. – СПб.: Питер, 2001. – 386с.

20. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2004. – 320с.

21. Ковалев, С.В. Психология современной семьи / С.В. Ковалев. М.: Просвещение, 1988. – 264 с.

22. Ковалев, С.В. Психологический стресс: Помоги себе и ребенку / С.В. Ковалев. – 2-е изд. – М.: Изд. центр «Академия», 1997. – 96 с.

17 стр., 8195 слов

Психология и этика деловых отношений

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «МОЗЫРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» по дисциплине «Психология и этика деловых отношений» по специальности 2-25 01 35 «Бухгалтерский учет, анализ и контроль» Разработал преподаватель О.В. Мельникова Утверждено на заседании цикловой комиссии социально-гуманитарных дисциплин Протокол № ____ от ___________ 2011 г. ...

23. Копытин, А.И. Практикум по арт-терапии / А.И. Копытин. – СПб.: Речь, 2003. – 320 с.

24. Куприянчик, Л.Л. Психология любви / Л.Л. Куприянчик. – Донецк: Сталкер, 1998. – 206 с.