Субъект труда и его структура

Введение

Настоящая программа призвана способствовать формированию у соискателей ученой степени кандидата наук знаний о психологии труда (инженерной психологии и эргономике), а также об организационной психологии, как отраслях науки и профессии, о психологических характеристиках и факторах, оказывающих психологическое воздействие на развитие человека как субъекта труда и эффективность осуществляемой им деятельности. Соискатели, овладевшие материалом программы, способны взаимодействовать с представителями смежных областей знания о труде при решении комплексных междисциплинарных задач. Необходимым компонентом подготовки соискателя является знание им научно-упорядоченных базовых представлений о наиболее существенных аспектах активности человека как субъекта труда, понимаемого в широком смысле слова (в сферах производства материальных предметов или информации, оказания помощи и обслуживания людей, управления социальными процессами и т.п.), основательное знание основных — классических и современных — проблем психологии труда, инженерной психологии, эргономики и организационной психологии, умение соотносить частные задачи, возникающие в практике психологического обслуживания труда и трудящегося, с контекстом фундаментальных проблем психологии в целом. Особое внимание должно быть уделено формулированию позиции, в рамках которой инженерная психология, психология труда, эргономика и организационная психология рассматриваются не как частные прикладные дисциплины, а комплексная научная методология, обеспечивающая решение актуальных научно-практических задач в полном цикле исследований – от проблемы до внедрения способов ее решения.

Раздел 1. Психология труда

Общие вопросы психологии труда

Психология труда как область знания, складывающаяся в общественной практике людей и находящая отражение в определённых формах общественного сознания. Психология труда – отрасль науки, учебная дисциплина и профессия. Психология труда как область научного знания о труде и трудящихся, изучающая условия и разрабатывающая пути и методы решения практических задач в области формирования и функционирования человека как субъекта труда. Предмет психологии труда. Смежные области научного знания психологического и междисциплинарного характера о человеке и труде. Психологические особенности труда в отличие от других видов деятельности (игра, учение и т.п.).

Основные проблемы (теоретические и практические) и задачи психологии труда. Методические и теоретические основы психологии труда как отдельной отрасли научного знания, решающей вопросы установления взаимодействия человека и профессии. Сравнительная характеристика применения психологии труда, инженерной психологии, эргономики и организационной психологии в целях обеспечения оптимальных взаимосвязей человека и трудового поста.

10 стр., 4767 слов

Дисциплина: Психология развития человека

... психических явлений; проявление компетентности в использовании знаний о психологии человека для интерпретации различных проявлений жизнедеятельности человека Студенты, активно участвовавшие в работе на ... на авторов, разрабатывавших соответствующую проблематику, приводит примеры, правильно используя научную терминологию, без серьезных затруднений отвечает на дополнительные вопросы; демонстрирует ...

Краткая история отечественной и зарубежной психологии труда.

Человек и труд

Трудовой процесс и его структура. Объект труда и его основные виды (биологические системы, неживые природные и технические системы, социальные и знаковые системы, формы художественного отображения действительности).

Предмет труда как социально фиксированная система признаков объекта труда и как система свойств и взаимоотношений объектов, явлений, процессов, которыми человек мысленно или практически оперирует в процессе профессиональной деятельности. Предмет труда как ориентирующий психический образ.

Цели труда. Объективно заданные и субъективно принятые цели труда, их разновидности. Цели труда как субъективные образы желаемого будущего.

Средства, орудия труда и их основные разновидности. Вещественные (ручные, машинно-ручные, механизированные, автоматизированные); внешне функциональные средства труда (выразительные средства поведения, речи, движений, мимики, жестов человека как субъекта труда), внутренние средства труда.

Условия труда (профессиональная среда).

Обзорная характеристика основных разновидностей объектных условий труда в различных трудовых процессах: физической, социальной и организационной среды.

Субъект труда и его структура

Субъект труда как главный, осознанно преобразующий, регулирующий и оценивающий компонент системы «трудовой процесс».

Субъект труда как «многопризнаковая» разноуровневая система. Структура субъекта труда – мотивационные, когнитивные, операторные и эмоционально-волевые составляющие профессиональной деятельности человека.

Внешняя структура: деяние как целостный цикл (этап) трудовой деятельности; психологические действия и операции.

Внутренняя структура (внутренние условия деятельности субъекта труда) – знания, представления, образы (общие и специальные), ценностные ориентации, интересы, цели и мотивы (профессиональные), профессиональное самосознание индивидуально-типологические особенности и профессионально обусловленные способности (психические процессы и профессионально-важные качества, актуализируемые у человека в процессе труда), функциональные состояния.

Методы психологии труда

Классификация методов психологического исследования: сравнительные, лонгитюдные и комплексные методы.

Методы построения теории в психологии труда (методы построения простых и сложных теоретических объектов, методы интерпретации, номологизации, определения, верификации, доказательства, объяснения).

Эмпирико-познавательные методы: наблюдение как деятельность, как методика и метод, виды наблюдения; опросные методы (беседа, интервью, анкета); метод изучения документации; метод экспертной оценки, метод анализа продуктов деятельности, метод анализа ошибок, трудовой метод; биографический метод; алгоритмический метод; метод обобщения независимых характеристик.

Метод эксперимента (лабораторного и естественного) в психологии труда; метод диагностики в психологии труда; бланковые и аппаратурные методики диагностики различных психологических, психофизиологических и личностных характеристик субъекта.

7 стр., 3257 слов

Производительность труда и методы её стимулирования

... труда. Различают производительность труда в масштабе общества, региона, отрасли, производительность труда на предприятии и производительность индивидуального труда отдельного работника. Непосредственный труд людей называют живым трудом. ... возможно, получить только на основе анализа использования методов стимулирования труда для повышения заинтересованности персонала в работе предприятия. ...

Методы анализа и обработки эмпирических данных: сравнительный анализ качественных характеристик; методы статистического и графического анализа. Методы интерпретации эмпирических данных (разновидности структурного и генетических методов).

Возможности, ограничения, правила применения эмпирико-познавательных методов.

Преобразующие, или конструктивные методы психологии труда. обучающий метод (имитационные игры, тренажеры) – как метод, формирующий профессионала или субъекта труда.

Консультирование как метод обогащения и преобразования знаний и представлений человека о себе, о профессиях, о соотношении своих возможностей и интересов с определенной группой или несколькими группами профессий и как метод коррекции индивидуального и социально-психологического поведения человека как субъекта труда.

Метод реконструкции — метод преобразования, рабочего пространства, органов управления, режима труда и отдыха, темпа работы, планирования, нормирования и контроля труда и трудового коллектива.

Метод экспертизы в трудовой деятельности. Метод экспертных оценок.

Процедура организации преобразующих и конструктивных методов психологии труда и правила их применения.

Психологические основы профессиональной ориентации и консультации

Пути установления оптимального соответствия человека и требований профессии (профориентация и профконсультация, профотбор и расстановка кадров, профессиональная подготовка и адаптация персонала, оптимизация условий и организация трудовых процессов).

Профориентация как комплексная социальная проблема. Психологические аспекты профориентации и профконсультации. Индивидуальная профконсультация как условие активизации профессионального самоопределения человека. Общая структура и типы индивидуальных ситуаций выбора профессий. Методы профконсультационной работы. Психодиагностика в профконсультировании. Принципы и методы работы психолога-практика в роли профконсультанта. Предметное, организационное, информационное оснащение рабочего места психолога-практика в роли профконсультанта. Анализ возможностей и ограничений в отношении точности и дальности профконсультационного прогноза. Прослеживание профессиональных судеб консультируемых (оптантов) как путь проверки качества заключений профконсультанта.

Психологические вопросы профессионального обучения кадров

Психологические основы, трудового воспитания и профессионального обучения (формирование образа профессии, профессионального самосознания, индивидуального стиля деятельности, профессиональных знаний, умений и навыков) и подготовки специалистов.

Теоретические основы производственного обучения. Опыт использования теории поэтапного формирования умственных действий в профессиональной подготовке.

Разработка программы обучения, подбор методов профессиональной подготовки (традиционных и активных).

Психологические особенности профессионального обучения с использованием тренажеров (в том числе на компьютерной базе).

Естественные и моделируемые профессиональные ситуации как активные средства формирования профессиональных навыков и диагностики успешности уровня их сформированности.

22 стр., 10875 слов

Использование социально-психологических методов в управлении ...

... благоприятного психологического климата в коллективе сотрудников.[19] 1.2 Психологические методы набора ... кадров осуществляется случайным образом, то создается почва для конфликтов, снижения результативности труда, ... и безграничность украинского рынка рабочей силы. Однако прошедшее десятилетие ... человека, а точнее грамотный подход к управлению ими показывают, как влияют социально-психологические методы ...

Принципы, методы и критерии оценки уровня сформированности профессионала. Психологические вопросы переподготовки кадров и обеспечения нововведений в организацию деятельности профессионалов.

Психологические основы профессионального отбора, подбора, расстановки и аттестации кадров, выдвижение резерва кадров

Теоретико-эмпирическое обоснование организации и решения психодиагностических задач в каждом из названных случаев. Профессиональная пригодность как свойство системы «субъект-объект». Структура субъектных факторов профпригодности. Типы профессиональной пригодности. Разновидности эмпирических феноменов установления взаимодействия человека и профессии. Процедура и методы профотбора, этапы организации работы по подбору кадров. Современные направления организации психодиагностических исследований: констатирующая и прогностичная (формирующая) психодиагностика. Тесты профпригодности. Психологические аспекты аттестации кадров. Определение критериев и принципов подбора, разработки и адаптации методов психодиагностического исследования уровня сформированности человека как субъекта труда. Методы оценки деловых и нравственных качеств специалистов.

Психологические вопросы адаптации, реабилитации и стабилизации рабочих кадров

Психологические аспекты врачебно-трудовой экспертизы. Виды адаптации, обусловливающие процесс адаптации (внешние — объектные, внутренние — субъектные).

Критерии и методы оценки адаптации рабочих кадров. Возможности компенсаторного приспособления человека к трудовым профессиям. Выдвижение кадрового резерва.

Психологическая и социально-психологическая трудовая реабилитация больных и инвалидов как средство компенсации различных нарушений физического и психического здоровья человека и как средство пополнения трудовых ресурсов страны. Использование труда как терапевтического средства в психоневрологических клиниках. Условия подбора профессий и возможности компенсаторного приспособления человека к требованиям профессии. Психологические и социально-психологические аспекты стабилизации трудового коллектива.

Психологические вопросы безопасности труда

Объективные и субъективные (субъектные) причины несчастных случаев. Классификация причин ошибок человека в труде. Методы изучения и анализа причин несчастных случаев и аварий. Сущность и содержание психологического анализа и профилактики травматизма. Методы психологической экспертизы тяжести труда.

Психологически обоснованные методы воздействия в целях профилактики аварий и травм на производстве. Психологические средства повышения безопасности поведения человека в трудовой деятельности. Психологический анализ несчастных случаев, ошибок и брака в работе. Проблемы теории и методов поддержания трудовой дисциплины. Структура и содержание трудовой экспертизы. Особенности комплексной экспертизы безопасности труда и техники.

Эргономика рабочего пространства

Общие эргономические требования. Основные условия конструирования рабочих мест. Рабочее место и принципы его организации. Требования антропометрии и биомеханики. Микроклимат рабочей среды. Рабочие сиденья. Классификация рабочих мест. Проектирование рабочего места. Оборудование рабочих мест. Механические колебания и шум. Методы оценки удобства и дискомфорта рабочей позы в положении стоя и сидя. Сравнительная характеристика рабочих положений стоя и сидя. Психологические аспекты в изучении рабочей позы. Соматический комфорт и удобство рабочей позы. Пороги проприоцептивной чувствительности. Факторы, обеспечивающие поддержание рабочей позы в положении сидя. Объективные и субъективные признаки и методы исследования удобства и дискомфорта рабочей позы. Соматическая модель рациональной рабочей позы. Изучение рабочей позы и рабочего места в производственных условиях. Правила учета антропометрических данных при расчетах эргономических параметров рабочих мест. Эргономический анализ и векторно-координатный метод оценки рабочих мест.

8 стр., 3962 слов

Психологическое поведение спортсменов

... ее. При этом он может неосознанно пользоваться одной из масок психологической защиты этой боли. Классификация типов поведения человека с пониженной самоценностью: 1. Обвиняющий тип:обвиняет, чтобы другой ... ибо развивать свои личностные качества без общения невозможно. Одними из задач социальной психологии являются разработка средств корректировки и оптимизации общения в области физической культуры и ...

Оптимизация средств и систем отображения информации

Эргономические требования к приборным панелям. Пространственные характеристики зрительной информации. Яркостные характеристики зрительной информации. Временные характеристики зрительной информации. Кодирование зрительной информации. Требования к визуальным индикаторам. Интегральные индикаторы. Мнемосхемы. Табло коллективного пользования. Методы трехмерной индикации. Сигнализаторы звуковые (неречевых сообщений).

Словесные сигналы предостережения.

Оптимизация рабочих движений и органов управления

Эргономика при проектировании машины. Оптимизация рабочих движений. Исследование движений. Правила экономии движений. Скорость и точность рабочих движений. Экономия усилий. Общие требования к органам управления. Требования к отдельным видам органов управления. Учет факторов среды при оптимизации системы «человек – машина». Основные направления работ, термины и определения. Этапы анализа системы «человек – машина», описание системы. Общая характеристика факторов среды. Санитарно-гигиенические элементы. Психофизиологические элементы. Эстетические элементы. Социально-психологические элементы. Оптимальное время работы, перерывы в работе, режимы труда и отдых в разных видах операторского труда.

Стандартизация эргономических норм и требований и эргономическая оценка качества промышленной продукции

Основные направления эргономической стандартизации в системе управления качеством продукции. Разработка нормативно-технических документов по эргономике. Стандарты на экономические нормы, требования и показатели. Внедрение эргономических норм, требований и показателей в массив стандартов. Эргономическая оценка качества промышленных изделий.

Раздел 4. Организационная психология

История формирования, предмет и проблематика организационной психологии.

История возникновения организационной психологии. Связь со смежными областями знания. Организационная психология как научная дисциплина. Система основных противоречий взаимодействия людей и групп в организации. Психологические, социально-экономические, культурологические противоречия индивидуального и группового поведения людей. Проблема соотношения индивидуальных и групповых целей. Центробежные и центростремительные тенденции реализации противоречий. Предмет организационной психологии, методологические ориентации системы организационной психологии. Уровни анализа в исследовании организационных процессов. Организационная психология в системе наук.

8 стр., 3792 слов

Эффективное управление организацией

... которых происходит либо на протяжении длительного времени, например, стиль управления организацией или технический уровень производства, либо в течение непродолжительного ... коллективе, межличностные отношения между работниками, мотивация труда. ·Организационные. Обеспечение трудовой дисциплины внутри организации, документооборот, расстановка кадров. ·Научно-технические. Уровень механизации труда. ...

Основы организационного поведения

Общие понятия организационного поведения. Организационное поведение как система взаимодействия в организации. Организационное поведение как системная область групповой динамики. Интерактивный характер организационного поведения: специализированные дисциплины в содержании организационного поведения. Основные элементы организационного поведения. Предмет организационного поведения. Цели организационного поведения. Роль руководителя в системе организационного поведения.

Факторы, влияющие на организационное поведение. Факторы внутренней среды: людские ресурсы, их качественные характеристики (рабочие руки, кадры, персонал, человеческие ресурсы, человеческий капитал).

Организационная структура и формирование отношения с работниками. Типы и формы власти, структурные схемы соподчинения и взаимодействия, поведенческие модели сотрудничества и соперничества. Технологии и трудовые отношения работников. Факторы внешней среды: макроэкономические факторы; микроэкономические факторы; факторы социокультурной среды; факторы правовой среды и другие.

Основные концепции организационного поведения. Концепции человеческой природы: индивидуальных особенностей; особенностей восприятия; целостности и ценности личности; мотивированного поведения; стремления к соучастию и самоактуализации. Концепции социальной (организационной) природы: социальной системы; общности интересов; этнических принципов; иерархичности; стремления к конкурированию и конкурентоспособности и другие.

Теоретические подходы организационного поведения ориентированные на «человеческий капитал». Личностный потенциал роста и развития. Возвышающиеся потребности: атмосфера стимулирования индивидуального вклада; особенности руководства и контроля; удовлетворения трудом.

Ситуационно ориентированные подходы: теория «единственно верного» решения; универсальный характер; четкое распределение властных полномочий; целевые ориентиры организации.

Теоретический подход к организационному поведению ориентированный на результаты: количественные и качественные оценки результатов организации; потенциал организации; комплексное управление качеством; синергический эффект деятельности организаций. Соотношение способностей и мотивации в динамике результатов организации.

Системный подход: принципы целостности (холистичности) в организационном поведении. Целостность на уровне личности, группы, организации, социальной системы. Основные признаки подхода.

Современные проблемы управления организационным поведением. Их состояние, специфика и способы разрешения. Кризис мотивации. Слабые традиции организационных форм поведения. Негативная ориентированность практических работников. Кризис манипулирования и другие.

Организационная культура

Понятие организационной культуры. Необходимость и закономерности формирования организационной культуры. Определение организационной культуры. Содержание организационной культуры и ее связь с организационным поведением. Структура организационной культуры. Компоненты организационной культуры: мировоззрение; организационные ценности; стили поведения; нормы; психологический климат. Содержание организационной культуры: осознание себя и своего места в организации; коммуникативная система и средства общения; имиджевые средства организации; привычки и традиции; организационное чувство времени и отношение к нему сотрудников и его использование; взаимоотношения между людьми (пол, возраст, национальность, статус, власть, образованность, опыт, знание и другое); ценности и нормы; мировоззрение; трудовая этика и мотивирование; самореализация; управленческая специфика организационной субкультуры и контркультуры. Формирование организационной культуры.

6 стр., 2853 слов

Психология труда Занятие 2

... деятельности» — работоспособность лишь одно из условий последней (условия деятельности, организация труда, его психогигиена, индивидуальный стиль, мотивация, подготовленность субъекта и многое другое). Работоспособность ... в требуемом темпе, при высокой ответственности за последствия решений). Оптимизация поведения работника в экстремальных и особых условиях предполагает решение нескольких ...

Организационные коммуникации и психологические технологии взаимодействия

Коммуникативные сети организации. Системы организационной коммуникации и их психологические особенности. Средства организационных коммуникаций. Функции организационных коммуникаций. Организационное общение, его специфика и феноменология. Психологические основы эффективности организационного общения и коммуникативного пространства. Система делегирования полномочий в организации. Конфликтологические проблемы функционирования организации. Типичные иллюзии организационного взаимодействия. Конфликтогены организационной деятельности, их специфика и проблематика. Типология конфликтогенных личностей в организации, их проекция в групповом взаимодействии в организации. Организационные технологии решения и профилактики организационных конфликтов. Психологический анализ личности руководителя в организации. Психологические основы профессиональной карьеры и движения персонала. Гендерная проблематика организационной динамики.

 

Рекомендуемая основная литература

Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.

Андреева Г.М. Социальная психология. — М.: Изд-во МГУ, 1980. — 416 с. (включая последующие издания).

Бандурка А.М., Бочарова С.П., Землянская Е.В. Психология управления. — Харьков: ООО «Фортуна-пресс». 1998. — 464 с.

Берн Э. Лидер и группа. О структуре организаций и групп. — Екатеринбург: Литру, 2000. – 320с.

Бодров В.А. Информационный стресс. М., 2000.

Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности, М., 2001.

Бодров В.А.., Орлов В.Я. Психология и надежность: человек в системах управления техникой. М., 1998.

Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учеб.- пособие. — М.: ИНФРА-М, 1999.- 224 с.

Введение в эргономику // Г.М. Зараковский, Б.А. Королев, В.И. Медведев и др.; Под редакцией В.П. Зинченко. М., 1974

Вересов Н.Н. Психология управления: Учеб. пособие. — М.; МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2001.- 224 с.

ВиханскийО.С.Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. — М.: Гардарики, 1995 — 265 с.

Власова Н.М. Руководство по управлению людьми: инструменты власти и влияния. — М.: ИНФРА-М, 2000. — 304 с.

Воронин В.Н. Социально-психологические механизмы формирования организационной культуры. — М.: Сигналь, 1999. — 216 с.

9 стр., 4007 слов

Основные проблемы психологии труда

... способностей и призвания. Эта задача решается одним из разделов психологии труда — психологической профессиографией, разрабатываемой не только психологами, но и педагогами-практиками и ... труда. Технические средства производства, которыми он управляет, влияют на его психику своей сложностью, трудоемкостью, подвижностью, исправностью или неисправностью, удобствами или неудобствами управления ...

Геллерштейн С. Г. Чувство времени и скорость двигательной реакции. М., 1958.

Гибсон Дж., Иванцевич Дж., Доннелли Дж. Организации. Поведение. Структуры. Процессы: Пер. с англ. — 8-е изд. — М.: ИНФРА-М, 1999.

Гончаров В.В. Важнейшие критерии результативности управления. — М.: МНИИПУ, 1998.- 304 с.

Гончаров В.В. Важнейшие понятия и концепции в современном управлении. — М.: МНИИПУ, 1998. — 176 с.

Гончаров В.В. Ключевые элементы управления и их практическое значение. — М.: МНИИПУ. 1998 — 192 с.

Горбов Ф.Д., Лебедев В.И. Психо-неврологические аспекты труда операторов. М., 1975.

Гордеева Н.Д. Экспериментальная психология исполнительного действия. М., 1997.

Грачев Н.Н. Психология инженерного труда. М., 1998.

Гришина Н.В. Психология конфликта. — СПб.: Издательство «Питер», 2000.- 464 с.

Дмитриева М. А. , Крылов А. А. , Нафтульев А. И. Психология труда и инженерная психология. Л., 1979.

Друкер П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения / Пер. с англ. М.Котельниковой. — М.: Центр, 1998. — 160 с.

Емельянов Е.Н., Поварницына С.Е. Психология бизнеса. — М.: АРМАДА. 1998. — 511 с.: ил.

Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. — СПб.: «Питер», 2001. — 368 с

Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. Образ в системе психической регуляции деятельности. М.,1986.

Занковский А.Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов по специальности «Организационная психология». – 2-е изд. – М.: Флинта: МПСИ, 2002. – 648с.

Зданюк С. Психология мотивации. Теория и практика мотивирования. — Киев: Эльга-Н, Ника-центр, 2001. — 347 с.

Зигель А., Вольф Дж. Модели группового поведения в системе Человек и машина. М., 1973.

Зинченко В.П., Мунипов В.М. Основы эргономики. М., 1979.

Зинченко В.П., Мунипов В.М. Эргономика: Ориентированное на человека проектирование. М., 1995.

Иванова Е. М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. М., 1992.

Инженерная психология: Теория, методология, практическое применение. Под ред. Б.Ф. Ломова и др. М., 1977.

Кабаченко Т.С. Психология воздействия. М., 2000

Кабаченко Т.С. Психология управления. М., 1998

Каган В.Е. Организационная психология: обучающий тестовый контроль: Учеб. пособие/Каган В.Е.-М.: Смысл, 1999.-95с.

Карпов А.В. Психология управления. — М.: Гардарики, 2000. -584с.

Климов Е. А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. М., 1983.

Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.,1998

Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М., 1995.

Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д., 1996.

Конопкин О.А. Психологические проблемы регуляции деятельности. М.,1980.

Корнилов Ю.К. Психология практического мышления. Ярославль, 2000.

Котик М.А., Емельянов A.M. Природа ошибок человека-оператора. М.. 1993.

Кочеткова А.И. Психологические основы современного управ­ления персоналом. — М.: Зерцало, 1998. — С. 242—236.

Красовский Ю.Д. Архитектоника организационного поведения. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 320 с.

Красовский Ю.Д. Мир деловой игры. — М.: Экономика, 1990. -204с.

Красовский Ю.Д. Организационное поведение: Учебное пособие для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 511 с.

13 стр., 6382 слов

Тема1. Психология труда как наука

... человека и труда. 3.1. Основные способы соотнесения человека и труда. «Золотое правило» психологии труда. Установление взаимного соответствия человека как субъекта труда и социально фиксированных требований трудового поста. 12 способов соотнесения человека и труда. Отбор людей: ...

Красовский Ю.Д. Управление поведением в фирме: эффекты и парадоксы: (на материалах 120 рос. компаний): Практ. пособие/Красовский Ю.Д.-М.: ИНФРА-М, 1997.-361с.

Лебедев В.И. Экстремальная психология. М.,2000.

Леонова А. Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. М., 1984.

Леонова А.Б. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития: Хрестоматия/Леонова А.Б., Чернышева О.Н.-М.: Радикс, 1995.-443с

Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика стресса. М., 1993.

Лютенс Ф. Организационное поведение: Университетский учебник: Пер с англ. — 7-е изд. — Si.: ИНФРА-М, 1999. — 692 с.

Магомед-Эминов М.Ш. Трансформация личности. М., 1998.

Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия. Учебное пособие / Под ред. П.В.Шеметова. — М.: НИФРА — М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2003. — 312 с.

Медведев В.И., Леонова А.Б. Функциональные состояния человека // Физиология трудовой деятельности. СПб., 1993

Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.

Моргунов Е.Б. Человеческий фактор в компьютерных системах. М., 1994.

Муздыбаев К. Психология ответственности. — Л.: Наука, 1983. -215с.

Мунипов В.М., Зинченко В.П. Эргономика. М., 2001.

Науменко Е.А. Психология управления. Учебно-методический комплекс для дистанционного обучения. — Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2002. — 236 с.

Ньюстром Дж. В., Девис К. Организационное поведение / Перевод с англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 448с.

Организационная психология: Хрестоматия/Сост. Винокуров Л., Скрипюк И.-СПб: Питер, 2001.-511с.

Основы инженерной психологии. М., 1977.

Ошанин Д.А. Предметное действие и оперативный образ. Москва-Воронеж, 1999.

О’Шонесси Дж. Принципы управления фирмой: Пер с англ. — М.: МТ-Пресс, 2001. — 292 с.

Питере Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления: Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1986. — 399 с.

Пономаренко В.А. Авиация. Человек. Дух. М., 1998.

Пономаренко В.А. Страна авиация — черное и белое. М., 1995.

Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология: Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2000. – 298с.

Практикум по эргономике и инженерной психологии / Под ред. Ю.К. Стрелкова, М., 2002

Решетова 3. А. Психологические основы профессионального обучения. М., 1985.

Розанова В.А. Психологические парадоксы в управлении. — М.: Бизнес-школа Интел-Синтез, 1997. — 144 с.

Санталайнен Т., Воутилайнен Э., Паренне П., Ниссинен И. Управление по результатам: Пер. с фин. — М.: Прогресс, 1998. -320с.

Свенцицкий А.Л. Социальная психология управления. — Л.: ЛГУ, 1986. -С. 165-167.

Снетков В.М. Психология коммуникации в организациях: Учебное пособие. -СПб.: Издательство СпбГУ, 2000. — 112 с.

Солнцева Г.Н. Психологический анализ проблемы принятия решения. М., 1985.

Социальная конфликтология: Учебн. пособие для студентов вузов / Под ред. А.В.Морозова. — М.: Издат. центр «Академия», 2002. — 336 с.

Спивак В.А. Организационная психология и управление персоналом. – СПб: Питер, 2000. – 416с.

Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология. М., 2001.

Стрелков Ю.К. Психологическое содержание операторского труда. М., 1999.

Строкина А.Н.. Пахомова В.А. Антропо-эргономический атлас. МГУ, 1999

Тичи Н., Девана М. Лидеры реорганизации: Пер. с англ. — М.: Экономика, 1990. — 204 с.

Чайнова Л.Д. Концепция функционального комфорта // Информационные технологии в дошкольном образовании: Сб. статей. М., 1998.

Человеческий фактор. М., 1991,т.1, т. З, ч.1.

Чернышева О.Н. Эргономические основы проектирования рабочих мест. М., 1983.

Шмид М. Эргономические параметры. М., 1980

Эргономика: принципы и рекомендации. Методическое руководство. М., 1983.

Дополнительная литература

Агеев B.C. и др. Методика составления социально-психологической характеристики для аттестации кадров. МГУ, 1986.

Артемьева Е.Ю. Психология субъективной семантики. М. 1999.

Аруин А.С., Зациорский В.М. Эргономическая биомеханика. М., 1989.

Архангельский С. Н. Очерки по психологии труда. М., 1958.

Асеев В. Г. Преодоление монотонности труда в промышленности. М., 1974.

Атлас для экспериментального исследования отклонений в психической деятельности человека. Киев, 1980.

Бодров В.А Психологический стресс. Развитие учений и современное состояние проблемы. М., 1995.

Гератеволь 3. Психология человека в самолете. М., 1956.

Гиссен Л.Д. Время стрессов. М., 1990.

Голиков Ю.Я., Костин А.Н. Психология автоматизации управления техникой. М., 1996.

Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. Киев,1984.

Горбов Ф.Д. Я — второе Я. М., 2000

Гордеева Н.Д., Зинченко В.П. Функциональная структура действия. М., 1982

Гуревич К. М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы человека. М., 1970.

Гурфинкель B.C. и др. Регуляция позы человека. М., 1965

Занковский А.Н. Организационная психология. М., 2000.

Зараковский Г.М.. Павлов В.В. Закономерности функционирования эргатических систем. М., 1987.

Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. М., 1987.

Изард К. Психология эмоций, М., 1999.

Инженерная психология в военном деле. М., 1983.

Кекчеев К.Х. Интерорецепция и проприорецепция и их значение для клиники. М.,1946.

Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань, 1969.

Климов Е.А. Психология профессионала. Воронеж, 1996.

Колодзин Б. Как жить после психической травмы. М.,1994.

Кононова В.Н. Глубинная невербальная проективная методика Г.Фрилинга «Цветовое зеркало» в исследовании личностных особенностей летчиков-испытателей. Вести. МГУ. Сер. 14. Психология. 1995.

Кононова В.Н. Применение теории психологических типов К.Г. Юнга к изучению личностных особенностей профессионала Вести. МГУ. Сер. 14. Психология. 1994.

Корчемный П.А. Психология летного обучения. М., 1986.

Котелова И. В. Очерки по психологии труда. МГУ, 1986.

Котик М.А. Психология безопасности. Таллин, 1981.

Леонова А.Б., Колодезникова Т.С., Родина О.Н., Шишкина И.А. Разработка системы психологической релаксации для операторов прецизионных производств. Анализ и оптимизация операторской деятельности. М., 1986.

Леонова А.Б., Колодезникова Т.С., Кузнецова А.С., Родина О.Н. и др. Методические рекомендации по психологическому обеспечению работы кабинетов психологической разгрузки на предприятиях электронной промышленности. М., 1988. Вып. 4.

Леонова А.Б., Колодезникова Т.С., Родина О.Н. и др. Методические рекомендации по использованию комплекса диагностических методик для оценки работоспособности операторов массовых профессий в микроэлектронике. М., 1988. Вып. 1.

Леонова А.Б.. Колодезникова Т.С., Майская М.А., Родина О.Н. Комплекс диагностических методик для оценки работоспособности лиц массовых профессий прецизионных производств // Под ред. Федорова В.К., М., 1987

Леонова А.Б.. Чернышева О.Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития: Хрестоматия. М., 1995.

Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения, М.,1983

Леонтьев Д. А. Психология смысла, М.1999

Леонтьев И.Ф. Усталость и ее измерение М., 1925

Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.

Михайлов Г.С., Гольников Р.В. Акмеологические измерения ценностных детерминант формирования руководителем управленческой команды. М., 2000

Моргунов Е.Б. Человеческие факторы в компьютерных системах. М., 1994.

Мюнстерберг Г. Психология и экономическая жизнь: современные проблемы. М., 1924.

Носкова О.Г. История психологии труда в России. 1917- 1957гг. М., 1997.

Очерки психологии труда оператора. М., Наука, 1974.

Пископпель А.А., Вучетич Г.Г., Сергиенко С.К., Щедровицкий Л.П. Инженерная психология. Дисциплинарная организация и концептуальный строй. М, 1994.

Платонов К.К. Вопросы психологии труда. М., 1970.

Плотников Н.И. Социальная экология летного труда. М., 1990.

Поляков В. А. Технология карьеры. М., 1995.

Практическое мышление / Под редакцией Завалишиной Д.Н. М., 1997.

Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. М., 1999.

Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М., 2001.

Психологическое сопровождение выбора профессии / Под ред. Л.М. Митиной. М., 1998.

Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В. А. Ядова. Л., 1979.

Тарабрина Н.В., Лазебная Е.О., Зеленова М.Е. Психологические особенности посттравматических стрессовых состояний у ликвидаторов последствий аварии на ЧАЭС. Психологический журнал,1994, №5.

Филатов А.Т.. Табачников С.И., Медведев Е.В. Эмоционально-волевая тренировка горняков и ее влияние на травматизм // Вопросы психогигиены, психофизиологии, социологии труда в угольной промышленности и психоэнергетике. М., 1980.

Фрюкхольм А. Синдром боязни полета у шведских пилотов // Эмоциональный стресс. Труды международного симпозиума. Л., 1970.

Ханина И.Б. К вопросу о профессиональной составляющей в структуре образа мира Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, №3,1990.

Харченко M.A. Психология труда: Методические указания и инженерная психология. Воронеж,1999.

Хащенко В.А. Ценностные ориентации различных социальных групп в условиях разных форм собственности // Социально-психологическая динамика в условиях экономических изменений / Под ред. А.Л. Журавлева, Е.В. Шороховой. М., 1998.

Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. М., 1986, т.1.

Хекхаузен X. Психология мотивации достижения. СПб., 2001.

Человеческий фактор / Под ред. В.П.Зинченко и В.М. Мунипова. М., 1991. т.1.

Шульц И.Г. Аутогенная тренировка. М., 1985

Эверли Дж. С., Розенфельд Р. Стресс. Природа и лечение. М., 1985

Эргономика. Проблемы приспособления условий труда к человеку. М., 1971.

Юровицкий М.И. Компоновка кабин экипажа пассажирских самолетов. М., 1988.

Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1972.

Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово, 2000.