ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ОБЩЕНИЯ
Общение и совместная деятельность — важные составляющие жизни дошкольника. Благодаря им ребенок познает мир, учится строить отношения с другими людьми, личностно развивается. Умение общаться положительно влияет не только на взаимодействие с окружающими, но и на самооценку ребенка, ее внутренние характеристики: адекватность представлений о себе и своих возможностях, уверенность в собственных силах, эмоциональную комфортность.
При общении с детьми возникает закономерный вопрос — какие критерии являются определяющими данного процесса? Если ребята мирно играют вместе, можно ли назвать это общением?
Толковый словарь русского языка связывает общение со словами «общность», «община». Таким образом, смысл самого понятия может служить основным критерием общения: человек взаимодействует с другими людьми.
Общение — взаимодействие двух (или более/людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата [21]. Если есть общая цель, общие интересы, это значит, что человек общается. Часто на занятиях в детском саду можно встретить такую ситуацию — ребенок на конкретный вопрос воспитателя дает правильный (ожидаемый) ответ, а в реальных обстоятельствах ведет себя совсем иначе. Объяснение возможно, если предположить, что у ребенка и у взрослого разные контексты, соответственно, если у них нет общности, то нет и общения. Ответ ребенка в данном случае является результатом запоминания транслируемых педагогом знаний, а не следствием его личностных установок [19].
Необходимыми условиями, подтверждающими наличие настоящего общения, являются: способность к сопереживанию, умение отождествить себя с другим человеком, готовность принять другую точку зрения. Общение подразумевает включенность каждого участника в диалог. Помимо взаимной направленности действий при общении, наиболее важной его характеристикой служит активность каждого участника общения (субъектность).
Активность может выражаться в том, что человек при . общении инициативно воздействует на своего партнера, а партнер воспринимает его воздействия и отвечает на них.
Исследователи выделяют в общении три взаимосвязанных компонента:
— коммуникативная сторона общения(состоит в обмене информацией между людьми);
По МДК 03.02 Методика организации различных видов деятельности, ...
... ПМ 03 Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья Сидорова Ольга Феликсовна ... МДК 03.02 Методика организации различных видов деятельности, общения и обучения детей с задержкой психического развития и недостатками речевого ... 18. Семья 19. Школа, школьные принадлежности 20. Профессии людей 21. Зима, Новый год 22. День защитника ...
— интерактивная сторона общения(заключается в организации взаимодействия между людьми);
— перцептивная сторона общения(процесс восприятия друг друга партнерами по общению).
Общение выступает лишь как один из аспектов совместной деятельности участников, хотя возможны случаи, когда оно наличествует в частном виде, исчерпывая все взаимодействия, протекающие в этот момент между людьми [М.И.Лисина. 1974]. Как любая деятельность, общение имеет свою структуру.
СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Предмет общения— это другой человек, партнер по совместной деятельности как субъект. Конкретным предметом деятельности общения служат каждый раз те качества и свойства партнера, которые проявляются при взаимодействии. Отражаясь в сознании ребенка, они становятся затем продуктамиобщения. Одновременно ребенок познает и себя. Представление о себе (о некоторых выявившихся во взаимодействии своих качествах и свойствах) также входит в продукт общения.
Одним из значимых компонентов коммуникативной деятельности является потребность в общении,состоящая в стремлении человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью — к самопознанию и самооценке. Многие трудности в общении возникают не только от незнания адекватных способов общения, но и от низкой потребности в нем.
Под мотивом деятельности согласно концепции А.Н.Леонтьева понимается то, ради чего предпринимается деятельность. Это означает, что мотивомдеятельности общенияявляется партнер по общению. Следовательно, для ребенка мотивом деятельности общения является взрослый.
Общение ребенка со взрослыми в большинстве случаев составляет лишь часть более широкого спектра его взаимодействия, побуждаемого теми или иными потребностями. Поэтому развитие мотивов общения происходит в тесной связи с основными потребностями ребенка, которые он не может удовлетворить самостоятельно.
Мотивы, побуждающие ребенка вступать в общение, связаны с тремя его главными потребностями:
1) потребностью во впечатлениях;
2) потребностью в активной деятельности
3) потребностью в признании и поддержке.
О существовании у детей острой потребности во впечатлениях свидетельствуют работы многих исследователей. С появлением на свет, ребенок постоянно побуждаем к новым впечатлениям, и чем сложнее и информативнее объект, тем он для него привлекательнее. С течением времени потребность во впечатлениях постоянно возрастает 1970]. Удовлетворить эту потребность дети могут лишь через посредство взрослых, так как возможности сделать это самостоятельно ограничены. Таким образом, потребность в новых впечатлениях побуждает детей вступить в контакт со взрослыми — появляются познавательные мотивы общения.
Потребность в активной деятельности так же характерна для детей, как и потребность во впечатлениях. На протяжении дошкольного детства активность, проявляемая ребенком, достигает высокого уровня развития, видоизменяясь и по форме, и по содержанию. Деловые мотивы общения появляются у детей в ходе удовлетворения потребности в активной деятельности, как результат необходимости, где нужны помощь и участие взрослых. Деловым мотивом общения является сам взрослый, в своем особом качестве — как партнер по совместной практической деятельности, помощник и образец правильных действий.
Поведение какой категории мам, по-вашему, является наиболее благоприятным ...
... Поведение какой категории мам, по-вашему, является наиболее благоприятным для воспитания познавательных потребностей детей? А какой – наименее? Обоснуйте ответ. 7. ОПЯТЬ ОБЕЗЬЯНА! Однажды психологи ... ГЕЗЕЛЛА В ходе исследования пытались установить взаимосвязь познавательных потребностей детей 8-9 лет и стратегии воспитания. Детей с мамами пригласили, якобы для эксперимента, и попросили ...
Потребность детей в признании и поддержке проявляется уже с самого раннего возраста, например, в виде потребности в материнской заботе и любви, ласке. Характерной особенностью описываемого рода общения является его сосредоточенность на личности — самого ребенка, который ищет поддержки; взрослого, выступающего носителем нравственного поведения; других людей, познание которых способствует в целом познанию детьми социального мира и самих себя. В данном случае можно говорить о личностных мотивах общения, удовлетворяемых в самом процессе общения.
Познавательные, деловые и личностные мотивы появляются в период становления коммуникативной деятельности практически одновременно. Но в каждом периоде детства один из мотивов общения становится ведущим (М.И.Лисина, Л.Н.Галигузова 1979).
Так, в первые полгода жизни ведущим в общении является личностный мотив; в раннем возрасте — деловой, в первой половине дошкольного детства — познавательный, а во второй его половине снова личностный. Смена ведущего мотива определяется изменением ведущей деятельности ребенка и положением общения в системе общей жизнедеятельности детей.
Общение протекает в форме действий, составляющих единицу целостного процесса (коммуникативной деятельности), адресованных другому человеку.
Действие общения характеризуется целью, на достижение которой оно направлено, и задачей, которую оно решает. Две основные категории действий общения — это инициативные акты и ответные действия.Поскольку общение есть взаимный процесс, человек должен быть уверен, что партнер воспринимает его и относится определенным образом к его действиям. Стремление вызвать интерес другого, привлечь его внимание — наиболее характерный момент общения.
Действие общения включает в себя средства общения(т. е. операции, с помощью которых осуществляется действие общения).
Среди них можно выделить три основные категории:
· экспрессивно-мимические средства общения(улыбка, взгляд, мимика, выразительные движения рук и тела, выразительные вокализации);
· предметно т действенные средства общения(локомоторные и предметные движения, а также позы, используемые для целей общения; к этой категории средств общения относятся приближение, удаление, вручение предметов, протягивание взрослому различных вещей, притягивание к себе и отталкивание от себя взрослого; позы, выражающие протест, желание уклониться от контакта, или наоборот);
· речевые средства общения(высказывания, вопросы, ответы, реплики) [21].
Определяя далее функции общения,классифицируем их следующим образом. Это:
Роль взрослого в психическом развитии ребенка дошкольного возраста.
... целом, взаимосвязь между общением, речью и психологическим развитием очень важны в жизни ребенка. Цель: Изучить роль взрослого в психическом развитии ребенка дошкольного возраста. Объект: Роль взрослого в развитии психики ребёнка. Задачи: ...
1) организация совместной деятельности людей (согласование и объединение усилий для достижения общего результата);
2) формирование и развитие межличностных отношений;
3) познание людьми друг друга.
Способность к общению включает в себя: желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу»); умение организовать общение («Я умею»), характеризующееся, в свою очередь, умением слушать собеседника, эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации; знание норм и правил, каким необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю») [15].
Все эти условия и критерии проявляются на всех возрастных ступенях развития ребенка. Вместе с тем, в каждом возрасте общение имеет свою специфику
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕНИЯ РЕБЕНКА СО ВЗРОСЛЫМИ
В дошкольном возрасте существуют две сферы общения — со взрослыми и со сверстниками, причем обе необходимы для нормального развития личности ребенка. Рассмотрим в динамике эти процессы.
Известный отечественный психолог М.И.Лисина выделяет несколько этапов в развитии общения, включающие в себя: потребности, мотивы и средства общения. Совокупность данных составляющих представляет собой определенную форму общения. На, протяжении детства складываются и развиваются четыре различные формы общения, по которым можно достоверно судить о характере происходящего психического развития ребенка.
Первой, возникающей в онтогенезе (2-3 мес.), является ситуативно-личностная форма общения, в основе которой лежит потребность ребенка в доброжелательном внимании взрослых. В этот период малыш еще не владеет никакими приспособительными видами поведения и заимствует социальный/опыт через эмоциональное общение со взрослыми, которые обеспечивают выживание ребенка и удовлетворение всех его первичных органических потребностей! Присутствие рядом близкого человека и его сосредоточенность на малыше гарантируют последнему безопасность и тот поток ласковых, любовных воздействий, которые вызывают ответные положительные эмоции. Наблюдения за детьми этого возраста показали, что уже на 2-м месяце жизни дети проявляют любовь к взрослому не только в ответ на его ласку, но и по своей инициативе. Операции, с помощью которых осуществляется общение в рамках первой формы этой деятельности, относятся к категории экспрессивно-мимических средств общения. Безразличие взрослого к ребенку в первом полугодии жизни вызывает особенную реакцию у младенца: он встревожен, угнетен, его ответное поведение резко затормаживается [21]. Таким образом, ситуативно-личностная форма общения является в младенчестве ведущей деятельностью, т. е. определяет дальнейшее психическое и физическое развитие ребенка. Внимание и доброжелательность взрослых вызывают у детей позитивные переживания, которые в свою очередь повышают жизненный тонус ребенка, активизируют все его функции. Дефицит эмоциональных контактов со взрослыми может привести к необратимому недоразвитию ребенка, нарушению его адаптационных механизмов.
Второй появляется ситуативно-деловая форма общения (от 6 мес. до 3 лет), где основной выступает потребность в сотрудничестве, в рамках ведущей деятельности периода раннего детства — предметно-манипулятивной деятельности. На этом этапе общение включается в практическую деятельность малыша и основным его мотивом становится деловой. Отношение ребенка к окружающему миру качественно изменяется — он активно интересуется всем происходящим вокруг, подражает, манипулирует предметами, постепенно у него формируется осознание собственной личности, своего «Я». Взаимоотношения ребенка со взрослым носят характер практического сотрудничества. Малыш хочет, чтобы старшие вместе с ним включались в занятия с предметами, он требует от них участия в своих делах; при этом содействие взрослого является ведущим.
Особенности общения детей со сверстниками старшего дошкольного возраста
... общения. . Характеристика детей старшего дошкольного возраста. . Развитие общения детей 6 лет со сверстниками. .Экспериментально исследовать особенности общения старших дошкольников со сверстниками. ... М. Щелованов и Н. М. Аксарина называют общением ласковую речь взрослого, обращенную к младенцу; М. С. Каган считает ...
Содержание потребности в сотрудничестве со взрослым в рамках ситуативно-делового общения претерпевает у детей изменения. В первые год-полтора, когда ребенок еще не овладел речью, ему требуется помощь в предметных действиях. Позже, на речевом уровне, стремление к сотрудничеству преобразуется. Малыш не ограничивается ожиданием помощи, он предпочитает действовать и подражает взрослому.
В это время происходит важное событие в развитии личности ребенка — он начинает отделять общее положительное отношение к нему взрослого от оценки им своих отдельных действий. Очень важно чрезмерно не ограничивать появившуюся самостоятельность и инициативность ребенка, ведь ему необходима возможность приобретения собственного опыта.
В рамках такой формы общения со взрослым, действуя по его образцу, в условиях практического сотрудничества с ним, дети овладевают и речью [29].
Переход к дошкольному детству знаменуется и переходом к новой форме общения — внеситуативно-познавательной, которая существует в младшем и среднем дошкольном возрасте (от 3 до 5 лет), и в основе ее лежит потребность в уважительном отношении взрослого. Появление этой формы общения связано с тем, что уровень развития мышления, внимания, речи дошкольника позволяет ему оторваться от конкретной наличной ситуации и простого манипулирования с предметами и расширить границы своего кругозора, проникнуть во взаимосвязь явлений. Однако возможности Щебенка еще ограничены, и единственным источником знаний, позволяющим получить ответ на волнующие вопросы, становится и остается взрослый.
Отношение авторитетно значимых взрослых к успехам (неуспехам) ребенка в различных сферах способствует формированию у малыша самооценки, притязания на признание. Переоценка или недооценка способностей ребенка родителями влияет на его отношения со сверстниками, на формирование его личности в целом. Положительные взаимоотношения с родителями помогают ребенку легче вступать в контакт с окружающими детьми и другими взрослыми.
К концу дошкольного возраста (от 5 до 7 лет) у детей появляется высшая для этого периода детства форма общения — внеситуативно-личностная, возникающая на основе потребности во взаимопонимании и сопереживании; Эта форма общения тесно связана с высшими для дошкольного возраста уровнями развития игры, ребенок теперь обращает больше внимания на особенности межличностных контактов, на те взаимоотношения, которые существуют в его семье, на работе у родителей, в кругу их друзей и знакомых.
Копия 2 распр.нарушения у детей
... на начальной стадии, необходимым условием является установление доверительных отношений с ребенком. Чтобы работа с аутичным ребенком оказалась более эффективной, желательно начинать ее с ... гнева в приемлемой форме. 2. Обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях. 3. Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях. 4. Формирование ...
Внеситуативно-личностное общение базируется на личностных мотивах, побуждающих детей к коммуникации, и протекает на фоне разнообразной деятельности — игровой, трудовой, познавательной. Но теперь оно имеет самостоятельное значение для ребенка и не является аспектом его сотрудничества со взрослым, теперь оно, скорее, позволяет ему удовлетворить потребность в познании себя, других людей и взаимоотношений между ними.
Во взаимодействии со взрослым ребенок стремится достичь взаимопонимания и сопереживания. Это стремление свидетельствует о внутренней готовности ребенка разобраться, как думает и чувствует другой человек, и — шагнуть ему навстречу. Чаще всего дошкольник принимает мнение авторитетного взрослого только после самостоятельного осмысления. Но может и согласиться, поступившись собственными взглядами и соображениями, так как реально оценивает свои возможности и понимает, что еще не вполне разбирается в сложных проблемах.
Именно это заставляет 5-7-летних детей задавать уточняющие вопросы, интересоваться, что думают взрослые по тому или иному поводу. Ребенку необходимо сопоставить мнение взрослого со своим, уяснить сказанное.
Старшие дошкольники учатся ориентироваться в социальной сфере, устанавливать разносторонние отношения с окружающими. Они осваивают правила поведения, осознают свои права и обязанности, свой долг и ответственность перед другими людьми. И здесь личностное общение со взрослыми играет огромную роль. Особенно важно то, как взрослый оценивает действия окружающих. Сравнивая свое отношение к поступкам других с оценками взрослого, ребенок постигает основы социального поведения, проверяет правильность своих взглядов. Поэтому очень важно как родителям, так и педагогам своим примером демонстрировать достойные образцы поведения. Только в этом случае ребенок будет стремиться к гармоничным отношениям с другими людьми. Доверие и искренность — вот та основа, на которой должны строиться отношения взрослого и ребенка, впоследствии это поможетребенку найти свое место в обществе.
К 6-7 годам дошкольник переходит к новому виду деятельности — к учебной. Внеситуативно-личностное общение помогает ребенку подготовиться к учебе. Во-первых, у него формируется отношение к взрослому как к учителю и представление о себе как об ученике. Во-вторых, ребенок уже может действовать «в уме», не прибегая к практическим пробам. Благодаря этому навыку дошкольник в состоянии сосредоточиться, не отвлекаясь на внешние помехи, поскольку мысленно удерживает поставленную перед ним задачу [36].
Психологическая готовность ребенка к обучению в школе — это сумма всех его достижений за предшествующие периоды психического созревания;
Можно выделить несколько основных параметров готовности ребенка к обучению в школе:
1) определенный уровень развития психических процессов;
2) эмоционально-мотивационная готовность;
3) наличие произвольности поведения;
4) сформированность общения.
Сформированность навыков общения является очень важным показателем развития ребенка и одним изфакторов, способствующих его успёшной адаптации и к школьному обучению.
Поведение экспрессивное
... (прическа, одежда) и низкую степень изменчивости (физиогномические составляющие экспрессии). В психологии экспрессивного поведения рассматривается широкий спектр средств, с помощью которых личность выражает себя или ее ... Более того, экспрессивное поведение, как правило, становится частью этого состояния, например, глупыми выходками идиота; улыбкой и ...
ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ
В дошкольном детстве впервые возникает деятельность, свободная от влияния взрослых, — общение со сверстниками.
Чем же оно отличается от общения ребенка со взрослым? Основное отличие состоит в разнообразии коммуникативных действий и их широком диапазоне. В общении со сверстником можно наблюдать множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах со взрослыми. Общаясь со сверстником, ребенок может стать действительно равным партнером в общении. Сверстник выступает объектом сравнения с собой, это та мерка, которая позволяет оценить себя на уровне реальных возможностей, увидеть их воплощенными в другом. ,
Общение со сверстниками более многопланово. В игре проявляются такие качества и личностные характеристики, которые не всегда раскрываются в общении со взрослыми, кроме того, всем видам совместной деятельности детей присуща яркая эмоциональная насыщенность. У ребенка при общении с ровесником наблюдается в 9—10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих разнообразные эмоции — от негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до гнева.
Все формы обращения к сверстникам гораздо менее нормативны и регламентированы [42]. У ребенка больше возможностей проявлять инициативу. Если в общении со взрослым дети придерживаются общепринятых форм поведения, то при взаимодействии со сверстником дошкольники используют самые неожиданные действия. Этим действиям присуща особая раскованность, непосредственность: дети прыгают, кривляются, придумывают ‘дразнилки, сочиняют небылицы и т. д. Со временем контакты детей все более подчиняются общепринятым правилам поведения. Однако непосредственность и нерегламентированность общения, использование нестандартных средств остаются отличительной чертой детского общения. Еще одна особенность общения сверстников — преобладание инициативных действий над ответными. Для ребенка гораздо важнее его собственное действие или высказывание, а инициативу сверстников в большинстве случаев он не поддерживает. Такая несогласованность коммуникативных действий может быть поводом для конфликтов, обид и непонимания.
Общение дошкольников охватывает целый спектр функций: это и управление действиями партнера, и контроль его действий, и навязывание собственных образцов (заставить сделать именно так), совместная игра, постоянное сравнение возможностей (я так могу, а ты?) [5]
Чем старше становится ребенок, тем большее значение приобретает для него общение со сверстниками. В 2-3 года такая потребность состоит в стремлении раскрыть и познать границы своих возможностей. От сверстника требуется соучастие в забавах и шалостях, которые, собственно, и составляют содержание контактов детей раннего возраста. Кроме того, ребенку необходимо внимание сверстника, который мог бы оценить его достижения. Развитие коммуникативной деятельности в сфере контактов со сверстниками в дошкольном возрасте сопровождается изменением содержания потребности в общении. Результаты исследования, проведенного Р. А. Смирновой. (1981), свидетельствуют, что дошкольники 3-7 лет отдают наибольшее предпочтение ровеснику, удовлетворяющему их потребность в доброжелательном внимании. Потребность в игровом сотрудничестве является второстепенной. К старшему дошкольному возрасту значительно увеличивается потребность во взаимопонимании и сопереживании сверстника.
Тема: «Психология поведения и общения» Вопрос1. Понятие поведения. ...
... пересыщаемость выполняемой деятельности, быстрое принятие решения, активное реакция на фрустрацию. Произвольное поведение (волевое) - удовлетворение высших потребностей (моральные, интеллектуальные). Все действия ... желанию. Решение требует подготовки большого количества информации. Вопрос2: Общение , понятие, виды, структура Общение - это специфическая форма, взаимодействия человека с другими ...
Очевидно, что общение со сверстниками занимает важное место в жизни ребенка: от того, насколько успешно складывается это общение, зависит темп развития ребенка, его самоощущение и самооценка, отношение к другим людям.
Ребенок, не имеющий разностороннего опыта общения со сверстниками, выпадает из устоявшейся детской культурной среды с ее неписаными законами и правилами. Он не умеет «говорить» со сверстниками на их языке и, естественно, отторгается ими. С возрастом это вызывает дополнительные расстройства в поведении и характере. Ребенок проявляет свою неудовлетворенность в общении, раздражаясь, становясь агрессивным, либо может «уйти в себя», замкнуться.
Дошкольник не может обойтись без сверстников, однако, его общение с ними без помощи взрослых почти всегда оказывается малоэффективным. Ребенка нужно учить выражать свои эмоции и желания, сочувствовать и помогать другому человеку, достойно выходить из конфликтной ситуации, мириться, различать допустимое и недопустимое поведение. И замечательно, когда такое обучение подкрепляется реальным примером взрослого — в семье и в детском саду.
Иногда во взаимоотношения ребенка с другими детьми необходимо вмешиваться напрямую: в детском сообществе достаточно жесткие правила. Неспособный вписаться в группу — безжалостно изгоняется. Трудно вывести закономерность: почему одни дети чрезвычайно притягательны для ровесников, а другие, ничем их не хуже, — нет. Избирательное отношение к сверстнику проявляется у детей уже в течение первого года жизни. Психологи полагают, что избирательные отношения основываются на способности популярных детей максимально откликаться на обращения сверстников и удовлетворять потребность ровесников в общении [34]. Популярный ребенок обычно инициативен в контактах, доброжелателен, признает заслуги товарищей по игре и сопереживает им. На популярность ребенка оказывает влияние и взрослый, неприязнь или симпатия которого, даже не демонстрируемые явно, передаются группе и сказываются на отношениях детей друг к другу. Поэтому и наладить их, и ввести отвергаемого малыша в игровой коллектив может именно авторитетный взрослый. Как показывает опыт, достаточно серии несложных занятий, в которых взрослый выделяет в отвергаемом ребенке положительные черты, чтобы дети постепенно приняли его в свой круг [11].
В последнее время как в зарубежной, так и в отечественной психологии достижения человека в сфере отношений с другими людьми все чаще отражаются в понятии «коммуникативной компетентности». Данное понятие включает следующие компоненты:
1) эмоциональный — включающий эмоциональную отзывчивость, эмпатию, чувствительность к другому, способность к сопереживанию;
2) когнитивный — связанный с познанием другого человека. Включает в себя способность встать на точку зрения другого, предвидеть его поведение, эффективно решать различные проблемы;
3) поведенческий — отражающий способность к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативность, адекватность в общении и др.
ПРИЧИНЫ НЕПОПУЛЯРНОСТИ СРЕДИ СВЕРСТНИКОВ
Причины непопулярности ребенка в группе сверстников могут быть различными. На социометрический статус ребенка влияют и уровень развития навыков общения, и привлекательный (непривлекательный) внешний вид, степень развития игровых навыков, обладание заманчивыми игрушками, предметами. В старшем дошкольном возрасте в детском сообществе наиболее востребованными становятся нравственные качества, такие как: мягкость, отзывчивость, способность помочь и уступить, доброжелательность. В основе этих качеств — особое, личностное отношение к сверстнику, когда другой ребенок является не конкурентом, а самоценной и уникальной личностью. Такие отношения складываются у некоторых детей уже к концу дошкольного возраста, и именно они делают ребенка успешным в сфере общения и популярным среди сверстников.
Поведение как психофизиологический феномен
... его внутренних побуждений. Среди разных видов поведения выделим социальное поведение. Поведение человека может быть социальным или асоциальным. Социальное поведение — поведение человека в обществе, рассчитанное на ... половая – невозможность удовлетворить сексуальные потребности, социальная – ограничение или лишение общения с другими людьми и др. В большинстве случаев происходит рост негативных ...
Немаловажное значение имеет отношение воспитателя к ребенку. Неприязнь, раздражение или игнорирование, демонстрируемые невербальными способами во взаимодействии с ребенком красноречиво сигнализируют о чувствах педагога. А поскольку взрослый является авторитетом и носителем образцов желательного поведения для детей, они неосознанно могут перенимать его негативное отношение к воспитаннику. Это же правило работает и в позитивном плане — положительная оценка, внимание и поддержка, оказываемая ребенку воспитателем, повышают уровень его привлекательности в глазах сверстников и способствуют налаживанию межличностных отношений.
Ребенок может не отвергаться сверстниками, но сам не желать общения с ними (в случае неразвитой потребности в общении, при эмоциональных и поведенческих нарушениях; далее мы подробнее рассмотрим некоторые из них).
Случается, что из-за частых заболеваний и длительного пребывания вне коллектива ребенок не имеет возможности укрепить и поддерживать свои отношения с ровесниками.
Катюша — единственный ребенок в семье, которому уделяют много внимания. Она часто болеет и детский сад посещает периодически. Катя никогда не выступает инициатором общения со сверстниками, редко участвует в совместных играх. Она пассивна на занятиях, отвечает только когда ее спрашивают (хотя уровень познавательного развития у девочки высокий).
Яркие проявления эмоций и ^Желание участвовать в групповой деятельности, для Каши нехарактерны. Индивидуальное общение со взрослым (воспитателем) она явно предпочитает общению с детьми, \в такие моменты она оживляется, проявляет интерес, увлеченно делится впечатлениями и желаниями.
Некоторые личностные особенности, например, заниженная или завышенная самооценка, также могут бытьпричиной непопулярности ребенка, непринятия его детской группой.
В практике автора имел место случай: во время проведения социометрии я задала ребенку традиционный вопрос: «Как ты думаешь, кто из детей сегодня может подарить открытку тебе?». Малыш обреченно вздохнул: «Никто. Я никому не нравлюсь». Сережа был вполне коммуникабелен, отзывчив и дружелюбен, однако существовало одно «но» — в семье у мальчика не все благополучно, ребенку уделялось крайне мало внимания, мальчика порою неделями не купали. И для сверстников его запущенный внешний вид, неопрятная одежда послужили причиной отвержения. Самое грустное, что Сережа вполне адекватно оценивал отношение к себе (открытку ему действительно никто не подарил) и переживал в связи с этим неприятные эмоции.
В данном случае консультирование родителей ребенка было неэффективным из-за отсутствия у них мотивации. В силах воспитателя оставалось периодически купать мальчика в группе, кроме того, акцентировать внимание сверстников на его положительных нравственных качествах и успехах.
У детей, имеющих трудности в общении со сверстниками зачастую преобладает отчужденное отношение к другим детям. Оно может иметь различные проявления, от выраженной агрессивности и враждебности до полного ухода в себя, что выражается в замкнутости и застенчивости.
Выявить непопулярных детей в группе — половина дела. Это может быть плановая диагностика педагога-психолога или же экстренная, вызванная запросом педагогов или родителей — тех людей, которые первыми замечают проявления неблагополучия в жизни ребенка. Следующий шаг — определение причин сложившейся ситуации и выбор оптимальных средств, направленных на устранение негативных факторов. В зависимости от причин непопулярности ребенка, в детской группе выстраивается стратегия психолого-педагогической помощи.
ТРУДНОСТИ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ХАРАКТЕР ОБЩЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Умение эффективно общаться зависит от многих факторов и, в большей степени, от отношений со значимыми взрослыми, а также от индивидуальных особенностей самого ребенка.
Для того, чтобы помочь ребенку преодолеть трудности в общении, необходимо понять их причины. Одной из них может быть нарушение взаимоотношений внутри семьи; есть и более сложные — психофизиологические особенности ребенка (определенная незрелость или минимальные поражения нервной системы вследствие неблагополучного протекания беременности матери или родов, что при правильном воспитании преодолевается к 7—8 годам).
Нередко эти факторы действуют одновременно, поскольку взрослые недооценивают (по своему незнанию) или попросту игнорируют те особенности нервной системы ребенка, которые лежат в основе трудностей поведения, и пытаются «исправить» ребенка различными неадекватными воспитательными воздействиями.
Нельзя забывать и о том, что некоторые трудности в поведении детей носят временный характер и связаны с переживанием ребенком одного из кризисов развития (1 года, 3 и 7 лет).
Эти периоды, несмотря на трудновоспитуемость ребенка, свидетельствуют-таки о нормальном процессе психического и личностного развития. Воспитательные же воздействия на ребенка, переживающего кризис развития, должны быть направлены не столько на коррекцию его поведения, сколько на перестройку всей сложившейся к этому моменту системы отношений взрослого и дитя.
Очень важно суметь выявить истинные, глубинные причины неадекватного поведения ребенка, вызывающего тревогу у родителей и воспитателей, и наметить пути решения выявленных проблем.
Нарушения общения могут проявляться в следующих формах:
· неспособности сопереживать другому ни в реальной ситуации, ни при прослушивании сказок, просмотре мультфильмов;
· неумении регулировать свои эмоции и поведение;
· проявлении отрицательных эмоций и страхов постоянного характера в процессе общения.
Далее мы рассмотрим наиболее часто встречающиеся поведенческие проявления, вызывающие трудности в общении у дошкольников, а также возможные способы их коррекции.
АГРЕССИВНОСТЬ У ДЕТЕЙ
Многим маленьким детям свойственна агрессивность. Агрессивное поведение нельзя рассматривать однозначно отрицательно. С одной стороны, оно является врожденным защитным механизмом, способствующим адаптации и выживанию в социальной среде. С другой — может серьезно осложнять жизнь ребенка, негативно влиять на его контакты с окружающими людьми и на личностное развитие в целом.
Агрессивным называют разные типы поведения. Например, враждебность, форма гагрессии, чреватая неприятностями и для самого носителя, и для его окружения.
Упорство — тоже форма агрессии, но без него трудно получить результат, достичь цели.
Существует несколько категорий агрессивного поведения [31], мы остановимся на двух главных формах, с которыми часто приходится сталкиваться родителям и педагогам.
1. Недеструктивная агрессия — настойчивое, невраждебное самозащитное поведение, направленное надостижение цели и тренировку. Такая форма агрессии проявляется у детей с первых месяцев жизни и служит для зашиты потребностей, собственности, прав, она тесно связана с удовлетворением личностных желаний, достижением цели, способностью к адаптации.
2. Враждебная деструктивность — злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим поведение. Проявляется как результат-сильных негативных переживаний, дискомфорта. Переживания и разочарования ребенка, которые взрослым кажутся незначительными, для маленького человека могут оказаться труднопереносимыми именно в силу не-. зрелости его нервной системы, поэтому физическая реакция может быть для него наиболее удовлетворительной и результативной, особенно при ограниченной способности к самовыражению.
Враждебная деструктивность проявляется в форме физической и вербальной (словесной) агрессии.
Физическая может выражаться как в драках, так и в разрушительном отношении к вещам (ребенок разбрасывает и ломает игрушки, рвет книги и т. п.).
Иногда агрессивность и разрушительность совпадают — тогда ребенок швыряет различные предметы в других детей и взрослых. Оскорбления, ругань, дразнилки — выражение вербальной агрессии, за которой часто стоит неудовлетворенная потребность почувствовать себя сильным или желание отыграться за собственные обиды.
Причины агрессивного поведения могут отражать различные эмоциональные переживания ребенка. Например:
· боязнь быть обиженным, подвергнуться нападению, получить повреждения; Ф переживание обиды или душевной травмы;
· неудовлетворенная потребность в любви и внимании;
· протест против ограничения каких-либо естественных желаний или потребностей (скажем, в активной деятельности).
Решающее значение в становлении агрессивного поведения ребенка имеют характер взаимоотношений в семье и стиль воспитания. Характер эмоциональных отношений, одобряемые формы поведения, широта границ дозволенного, типичные реакции на те или иные поступки и действия — вот те параметры, которые психолог должен выяснить в процессе работы с агрессивным ребенком [54].
Для эффективного взаимодействия с ребенком и коррекции его поведения взрослому (педагогу, психологу, родителю) необходимо, прежде всего, выяснить причины таких проявлений. Общая тактика работы с агрессивными детьми состоит в том, чтобы постепенно научить ребенка выражать свое неудовольствие в социально приемлемых формах. Важны постоянство и последовательность в реализации выбранных взрослыми мер влияния на ребенка.
Основные направления содержания коррекционной работы:
1. Конструктивное вмешательство с целью снижения переживания чрезмерного неудовольствия.
2. Удовлетворение потребности ребенка в активности, достаточной и приемлемой самостоятельности в исследовательской и познавательной деятельности.
3. Конструктивное определение пределов разрешенного.
4. Обучение ребенка приемлемому выражению враждебности.
5. Управление реакциями агрессивности ребенка с целью его психологического развития.
6. Помощь ребенку и участие при болезненных для него переживаниях.
7. Гармонизация отношений родителей и детей.
Для предупреждения и преодоления агрессивного поведения маленьких детей целесообразно использовать коллективные и ролевые игры, способствующие выработке произвольности правильного поведения, способности к сопереживанию и взаимовыручке.
ГИПЕРАКТИВНОСТЬ У ДЕТЕЙ
Гиперактивность (синдром дефицита внимания с гиперактивностью — СДВГ) проявляется у детей в импульсивности, неустойчивости внимания, двигательной расторможенности. Таким детям трудно соблюдать предписания, сосредоточиться на занятиях, долгое время заниматься одним делом. Для них собственное желание «Я так хочу!» является более значимым, чем любые правила; даже четкое знание правил поведения отнюдь не является условием их выполнения. Интеллектуальный уровень и творческая активность у гиперактивных детей могут быть достаточно высокими, однако продуктивность выполнения задания невелика из-за повышенной утомляемости. Фаза сосредоточения составляет от 5 до 15 минут, после чего в течение 3-7 минут мозг нуждается в отдыхе для накопления энергии.
Естественно, что перечисленные выше особенности влияют и на процесс общения со взрослыми и сверстниками: неумение регулировать свое поведение, равно как и неспособность сдерживать ситуативные желания, может приводить к конфликтам. Для взрослых особой проблемой при взаимодействии с импульсивными детьми является невозможность контролировать ситуацию.
В основе гипердинамического синдрома могут лежать микроорганические поражения головного мозга, возникшие в результате осложнений беременности матери и родов, соматические заболевания раннего возраста, физические и психические травмы. Первые его проявления можно заметить уже в младенчестве, к 6-7 годам он достигает пика, в благоприятных случаях к 14-15 годам его острота сглаживается.
Выявить гиперактивного ребенка в детсадовской группе можно по критериям, предложенным педагогами-психологами Г.Мониной и Е.Лютовой.
Оценка внимания:
· имеет много незаконченных проектов непоследователен в поведении
· не может долго удерживать внимание
· не слышит, когда к нему обращаются
· с большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его
· имеет трудности в организации поведения
· теряет вещи
· избегает задач скучных и требующих умственных усилий
· часто бывает забывчив.
Оценка сверхактивности:
· ерзает, крутится
· беспокоен (барабанит пальцами, двигается в кресле, забирается куда-либо)
· спит намного меньше, чем другие дети (даже в младенчестве)
· находится в постоянном движении, «с мотором» » очень говорлив. Оценка импульсивности:
· отвечает уже до того, как его спросят
· не может дождаться своей очереди в игре, на занятиях
· часто вмешивается, прерывает говорящего
· плохо сосредоточивает внимание
· не может отложить момент вознаграждения
· не может регулировать свое поведение, не умеет подчиняться правилам
· на некоторых занятиях спокоен, на других — нет (вариативность выполнения заданий).
Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных характеристик, воспитатель может предположить (но не поставить диагноз!), что ребенок является гиперактивным.
Коррекционная работа с гиперактивным ребенком наиболее эффективна, если она проводится параллельно с вмешательством психоневролога. Что касается воспитательных воздействий, то педагогу и родителю необходимо, прежде всего, учитывать особенности нервной системы ребенка.
Истощаемость внимания. Учитывая данную особенность, предлагайте ребенку поэтапное выполнение действий, инструкция должна быть простой и краткой. В обучающих занятиях используйте различные методы — чередование активности (вашей и ребенка), чередование деятельности — интеллектуальной и физической (показать что-либо мимикой, в движении, изобразить чувство, психогимнастический этюд).
Смена деятельности — послушать, пересказать, рассмотреть картинки, представить, нарисовать, поиграть — не только позволяет ребенку получить разнообразный опыт, потренировать различные способности, но и поддерживает интерес к занятию. В качестве физкультминутки актуальными будут подвижные игры для развития внимания и наблюдательности. Конечно, не следует использовать сразу все методы, выбирайте наиболее соответствующие вашим целям и возможностям. Физическая подвижность. Ели ее не удается ограничивать, то необходимо преобразовывать из спонтанной в конструктивную.
Неумение регулировать свои эмоции и поведение. Главная стратегия в работе с такими детьми должна быть направлена на повышение субъективной значимости правила и осознанности собственных действий. Необходимо, чтобы действие стало личностно значимым и эмоционально привлекательным. Лучше всего это достигается в играх с правилами. Для достижения развивающего эффекта в играх с правилами взрослый должен быть и организатором, и участником игры одновременно. В роли участника взрослый вызывает у детей интерес к игре, создает субъективную значимость правил, демонстрирует правильные действия; в роли организатора он следит за соблюдением правил, оценивает и контролирует результаты тех или иных действий детей. Следует заметить, что для ребенка до 5-6 лет предварительное объяснение правил, оторванное от реальных действий, неэффективно для регуляции его поведения. Правила должны выделяться постепенно, в ходе самой игры, действия которой неоднократно проиграны, т. е. необходимо опираться на опыт ребенка.
Кроме игр с правилами, следует использовать другие, тренирующие усидчивость, снимающие напряжение, подвижные, направленные на развитие умения соотносить свои действия с инструкцией, контролировать активность.
Для импульсивных детей очень полезны обсуждения их действий, организуемые взрослым, например, итог игрового занятия. Ребенку предлагается проанализировать игровые действия сверстников и свои собственные с точки зрения соблюдения (несоблюдения) правил, рассказать о возникших затруднениях. В процессе беседы взрослый задает стимулирующие вопросы, совместно с ребенком обсуждает альтернативные варианты действий, предлагает ему ту или иную стратегию поведения. Такая совместная рефлексия позволяет ребенку в дальнейшем отслеживать и контролировать свои действия.
Замкнутость— нарушение, проявляющееся в сужении круга общения, уменьшении возможностей эмоционального контакта с окружающими, возрастании трудности установления новых социальных отношений [Е. И. Рогов. Настольная книга…]. Замкнутый ребенок, т. е. ребенок с уменьшенной возможностью установления и поддержания контактов, не только не знает как общаться с другими, но и не испытывает потребности в общении. Причинами замкнутости могут быть:
· длительный стресс;
· недостаток эмоционального общения в семье (длительные пребывания в больнице или ситуация, когда в семье ребенка игнорируют, не проявляют любви к нему и др.);
· индивидуальные патологические особенности эмоциональной сферы (сверхвозбудимость, инертность психических процессов);
· страх ребенка перед незнакомыми взрослыми, малый опыт общения с ними, неумение обратиться к взрослому.
Замкнутый ребенок как бы отгораживается от окружающего мира и приспосабливается жить в одиночестве. Потребность в общении, эмоциональном контакте подавляется, а замкнутость является защитой от социальных воздействий. Обычно у замкнутого ребенка сниженный эмоциональный тонус, он не проявляет интереса к играм и занятиям, хотя участвует в них наравне с другими. Он равнодушно принимает предложения взрослого, послушен, практически никогда не проявляет своей инициативы. При этом малыш может испытывать разнообразные и не всегда положительные эмоции, однако у него нет путей и способов их выразить. Косвенными проявлениями переживания ребенком отрицательных эмоций могут служить навязчивые действия (посасывание пальца, грызение ногтей, царапание кожи, выдергивание у себя волос, раскачивание и пр.).
Попытку «разговорить» его, установить с ним внутреннийконтакт, выяснить причины «такого» поведения ребенок может расценивать как вторжение в личный мир, несущее дискомфорт. Замкнутый ребенок часто не нуждается и в физической ласке, или вообще не переносит физических контактов.
Замкнутость качественно отличается от застенчивости И от аутизма, но в поведенческом проявлении они могут быть похожи. В отличие от аутизма (крайней формы отчуждения, выражающейся в уходе от контактов с окружающей действительностью), замкнутость не является патологическим явлением и может быть скорректирована совместными усилиями психолога, воспитателей и родителей.
Первостепенной задачей взрослого в работе с такими детьми является установление доверительных отношений. Однако само по себе расположение к взрослому не обеспечивает активности и самостоятельности детей. Для формирования интереса к окружающему и стремления к самостоятельным действиям нужно, чтобы у ребенка появился позитивный опыт таких действий. Необходимо совместное со взрослым действие, способное увлечь и заинтересовать ребенка. Вначале нужно понаблюдать, чем ребенок занимается и что приносит ему в игровых действиях удовлетворение, а затем повторить для него эти действия. Смотреть при этом лучше не в лицо, а на игрушку. Это освободит ребенка от скованности, игра увлечет его — таким образом возникает основа для дальнейшего контакта с ним, с постепенным включением элементов контакта в привычную для ребенка деятельность.
Если положительный эффект достигнут, надо последовательно разнообразить действия, приносящие ребенку удовольствие, усиливая эмоции выражением собственной радости, показывая ребенку всю прелесть общих действий и взаимопонимания.
После закрепления у ребенка потребности в контакте, когда его обращение к другому человеку становится спонтанным, можно переходить к усложнению форм взаимодействия и новым играм [35].