СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ОБЩЕНИЯ

Общение и совместная деятельность — важные составляющие жизни дошкольника. Благода­ря им ребенок познает мир, учится строить от­ношения с другими людьми, личностно развивается. Уме­ние общаться положительно влияет не только на взаимо­действие с окружающими, но и на самооценку ребенка, ее внутренние характеристики: адекватность представле­ний о себе и своих возможностях, уверенность в соб­ственных силах, эмоциональную комфортность.

При общении с детьми возникает закономерный воп­рос — какие критерии являются определяющими данно­го процесса? Если ребята мирно играют вместе, можно ли назвать это общением?

Толковый словарь русского языка связывает общение со словами «общность», «община». Таким образом, смысл самого понятия может служить основным критерием об­щения: человек взаимодействует с другими людьми.

Общение — взаимодействие двух (или более/людей, на­правленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата [21]. Если есть общая цель, общие интересы, это значит, что человек общается. Часто на занятиях в детском саду можно встретить такую ситуацию — ребенок на конкрет­ный вопрос воспитателя дает правильный (ожидаемый) ответ, а в реальных обстоятельствах ведет себя совсем иначе. Объяснение возможно, если предположить, что у ребенка и у взрослого разные контексты, соответственно, если у них нет общности, то нет и общения. Ответ ребен­ка в данном случае является результатом запоминания транслируемых педагогом знаний, а не следствием его личностных установок [19].

Необходимыми условиями, подтверждающими наличие настоящего общения, являются: способность к сопе­реживанию, умение отождествить себя с другим челове­ком, готовность принять другую точку зрения. Общение подразумевает включенность каждого участника в диалог. Помимо взаимной направленности действий при общении, наиболее важной его характеристикой служит активность каждого участника общения (субъектность).

Активность может выражаться в том, что человек при . общении инициативно воздействует на своего партне­ра, а партнер воспринимает его воздействия и отвеча­ет на них.

Исследователи выделяют в общении три взаимосвя­занных компонента:

коммуникативная сторона общения(состоит в обме­не информацией между людьми);

4 стр., 1737 слов

По МДК 03.02 Методика организации различных видов деятельности, ...

... ПМ 03 Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья Сидорова Ольга Феликсовна   ... МДК 03.02 Методика организации различных видов деятельности, общения и обучения детей с задержкой психического развития и недостатками речевого ... 18. Семья 19. Школа, школьные принадлежности 20. Профессии людей 21. Зима, Новый год 22. День защитника ...

интерактивная сторона общения(заключается в орга­низации взаимодействия между людьми);

перцептивная сторона общения(процесс восприятия друг друга партнерами по общению).

Общение выступает лишь как один из аспектов совме­стной деятельности участников, хотя возможны случаи, когда оно наличествует в частном виде, исчерпывая все взаимодействия, протекающие в этот момент между людьми [М.И.Лисина. 1974]. Как любая деятельность, общение имеет свою структуру.

СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Предмет общения— это другой человек, партнер по совместной деятельности как субъект. Конкретным пред­метом деятельности общения служат каждый раз те каче­ства и свойства партнера, которые проявляются при вза­имодействии. Отражаясь в сознании ребенка, они стано­вятся затем продуктамиобщения. Одновременно ребенок познает и себя. Представление о себе (о некоторых выя­вившихся во взаимодействии своих качествах и свой­ствах) также входит в продукт общения.

Одним из значимых компонентов коммуникативной деятельности является потребность в общении,состоящая в стремлении человека к познанию и оценке других лю­дей, а через них и с их помощью — к самопознанию и самооценке. Многие трудности в общении возникают не только от незнания адекватных способов общения, но и от низкой потребности в нем.

Под мотивом деятельности согласно концепции А.Н.Леонтьева понимается то, ради чего предпринимается де­ятельность. Это означает, что мотивомдеятельности об­щенияявляется партнер по общению. Следовательно, для ребенка мотивом деятельности общения является взрослый.

Общение ребенка со взрослыми в большинстве случа­ев составляет лишь часть более широкого спектра его вза­имодействия, побуждаемого теми или иными потребно­стями. Поэтому развитие мотивов общения происходит в тесной связи с основными потребностями ребенка, кото­рые он не может удовлетворить самостоятельно.

Мотивы, побуждающие ребенка вступать в общение, связаны с тремя его главными потребностями:

1) потребностью во впечатлениях;

2) потребностью в активной деятельности

3) потребностью в признании и поддержке.

О существовании у детей острой потребности во впечатлениях свидетельствуют работы многих исследо­вателей. С появлением на свет, ребенок постоянно по­буждаем к новым впечатлениям, и чем сложнее и ин­формативнее объект, тем он для него привлекательнее. С течением времени потребность во впечатлениях по­стоянно возрастает 1970]. Удов­летворить эту потребность дети могут лишь через по­средство взрослых, так как возможности сделать это са­мостоятельно ограничены. Таким образом, потребность в новых впечатлениях побуждает детей вступить в кон­такт со взрослыми — появляются познавательные моти­вы общения.

Потребность в активной деятельности так же харак­терна для детей, как и потребность во впечатлениях. На протяжении дошкольного детства активность, проявляе­мая ребенком, достигает высокого уровня развития, ви­доизменяясь и по форме, и по содержанию. Деловые мо­тивы общения появляются у детей в ходе удовлетворения потребности в активной деятельности, как результат не­обходимости, где нужны помощь и участие взрослых. Деловым мотивом общения является сам взрослый, в своем особом качестве — как партнер по совместной практической деятельности, помощник и образец пра­вильных действий.

2 стр., 576 слов

Поведение какой категории мам, по-вашему, является наиболее благоприятным ...

... Поведение какой категории мам, по-вашему, является наиболее благоприятным для воспитания познавательных потребностей детей? А какой – наименее? Обоснуйте ответ.   7. ОПЯТЬ ОБЕЗЬЯНА! Однажды психологи ... ГЕЗЕЛЛА В ходе исследования пытались установить взаимосвязь познавательных потребностей детей 8-9 лет и стратегии воспитания. Детей с мамами пригласили, якобы для эксперимента, и попросили ...

Потребность детей в признании и поддержке прояв­ляется уже с самого раннего возраста, например, в виде потребности в материнской заботе и любви, ласке. Харак­терной особенностью описываемого рода общения явля­ется его сосредоточенность на личности самого ребен­ка, который ищет поддержки; взрослого, выступающего носителем нравственного поведения; других людей, по­знание которых способствует в целом познанию детьми социального мира и самих себя. В данном случае можно говорить о личностных мотивах общения, удовлетворяе­мых в самом процессе общения.

Познавательные, деловые и личностные мотивы по­являются в период становления коммуникативной дея­тельности практически одновременно. Но в каждом пе­риоде детства один из мотивов общения становится веду­щим (М.И.Лисина, Л.Н.Галигузова 1979).

Так, в первые полгода жизни ведущим в общении является личностный мотив; в раннем возрасте — деловой, в первой половине дошкольного детства — познавательный, а во второй его половине снова личностный. Смена ведущего мотива определяется изменением ведущей деятельности ребенка и положением общения в системе общей жизнедеятель­ности детей.

Общение протекает в форме действий, составляющих единицу целостного процесса (коммуникативной дея­тельности), адресованных другому человеку.

Действие общения характеризуется целью, на достиже­ние которой оно направлено, и задачей, которую оно ре­шает. Две основные категории действий общения — это инициативные акты и ответные действия.Поскольку об­щение есть взаимный процесс, человек должен быть уве­рен, что партнер воспринимает его и относится опреде­ленным образом к его действиям. Стремление вызвать интерес другого, привлечь его внимание — наиболее ха­рактерный момент общения.

Действие общения включает в себя средства общения(т. е. операции, с помощью которых осуществляется дей­ствие общения).

Среди них можно выделить три основ­ные категории:

· экспрессивно-мимические средства общения(улыб­ка, взгляд, мимика, выразительные движения рук и тела, выразительные вокализации);

· предметно т действенные средства общения(локо­моторные и предметные движения, а также позы, используемые для целей общения; к этой катего­рии средств общения относятся приближение, удаление, вручение предметов, протягивание взрослому различных вещей, притягивание к себе и отталкивание от себя взрослого; позы, выража­ющие протест, желание уклониться от контакта, или наоборот);

· речевые средства общения(высказывания, вопросы, ответы, реплики) [21].

Определяя далее функции общения,классифицируем их следующим образом. Это:

3 стр., 1063 слов

Роль взрослого в психическом развитии ребенка дошкольного возраста.

... целом, взаимосвязь между общением, речью и психологическим развитием очень важны в жизни ребенка. Цель: Изучить роль взрослого в психическом развитии ребенка дошкольного возраста. Объект: Роль взрослого в развитии психики ребёнка. Задачи: ...

1) организация совместной деятельности людей (со­гласование и объединение усилий для достижения общего результата);

2) формирование и развитие межличностных отно­шений;

3) познание людьми друг друга.

Способность к общению включает в себя: желание всту­пать в контакт с окружающими («Я хочу»); умение орга­низовать общение («Я умею»), характеризующееся, в свою очередь, умением слушать собеседника, эмоцио­нально сопереживать, решать конфликтные ситуации; знание норм и правил, каким необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю») [15].

Все эти условия и критерии проявляются на всех воз­растных ступенях развития ребенка. Вместе с тем, в каж­дом возрасте общение имеет свою специфику

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕНИЯ РЕБЕНКА СО ВЗРОСЛЫМИ

В дошкольном возрасте существуют две сферы обще­ния — со взрослыми и со сверстниками, причем обе не­обходимы для нормального развития личности ребенка. Рассмотрим в динамике эти процессы.

Известный отечественный психолог М.И.Лисина выделяет несколько этапов в развитии общения, включа­ющие в себя: потребности, мотивы и средства общения. Совокупность данных составляющих представляет собой определенную форму общения. На, протяжении детства складываются и развиваются четыре различные формы общения, по которым можно достоверно судить о харак­тере происходящего психического развития ребенка.

Первой, возникающей в онтогенезе (2-3 мес.), явля­ется ситуативно-личностная форма общения, в основе которой лежит потребность ребенка в доброжелательном внимании взрослых. В этот период малыш еще не владе­ет никакими приспособительными видами поведения и заимствует социальный/опыт через эмоциональное обще­ние со взрослыми, которые обеспечивают выживание ребенка и удовлетворение всех его первичных органичес­ких потребностей! Присутствие рядом близкого человека и его сосредоточенность на малыше гарантируют после­днему безопасность и тот поток ласковых, любовных воз­действий, которые вызывают ответные положительные эмоции. Наблюдения за детьми этого возраста показали, что уже на 2-м месяце жизни дети проявляют любовь к взрослому не только в ответ на его ласку, но и по своей инициативе. Операции, с помощью которых осуществля­ется общение в рамках первой формы этой деятельности, относятся к категории экспрессивно-мимических средств общения. Безразличие взрослого к ребенку в первом по­лугодии жизни вызывает особенную реакцию у младенца: он встревожен, угнетен, его ответное поведение резко затормаживается [21]. Таким образом, ситуативно-лично­стная форма общения является в младенчестве ведущей деятельностью, т. е. определяет дальнейшее психическое и физическое развитие ребенка. Внимание и доброжела­тельность взрослых вызывают у детей позитивные пере­живания, которые в свою очередь повышают жизненный тонус ребенка, активизируют все его функции. Дефицит эмоциональных контактов со взрослыми может привес­ти к необратимому недоразвитию ребенка, нарушению его адаптационных механизмов.

Второй появляется ситуативно-деловая форма общения (от 6 мес. до 3 лет), где основной выступает потребность в сотрудничестве, в рамках ведущей деятельности периода раннего детства — предметно-манипулятивной деятельно­сти. На этом этапе общение включается в практическую деятельность малыша и основным его мотивом становится деловой. Отношение ребенка к окружающему миру каче­ственно изменяется — он активно интересуется всем проис­ходящим вокруг, подражает, манипулирует предметами, постепенно у него формируется осознание собственной личности, своего «Я». Взаимоотношения ребенка со взрос­лым носят характер практического сотрудничества. Малыш хочет, чтобы старшие вместе с ним включались в занятия с предметами, он требует от них участия в своих делах; при этом содействие взрослого является ведущим.

20 стр., 9955 слов

Особенности общения детей со сверстниками старшего дошкольного возраста

... общения. .        Характеристика детей старшего дошкольного возраста. .        Развитие общения детей 6 лет со сверстниками. .Экспериментально исследовать особенности общения старших дошкольников со сверстниками. ... М. Щелованов и Н. М. Аксарина называют общением ласковую речь взрослого, обращенную к младенцу; М. С. Каган считает ...

Содержание потребности в сотрудничестве со взрос­лым в рамках ситуативно-делового общения претерпевает у детей изменения. В первые год-полтора, когда ребенок еще не овладел речью, ему требуется помощь в предмет­ных действиях. Позже, на речевом уровне, стремление к сотрудничеству преобразуется. Малыш не ограничивает­ся ожиданием помощи, он предпочитает действовать и подражает взрослому.

В это время происходит важное событие в развитии личности ребенка — он начинает отделять общее положи­тельное отношение к нему взрослого от оценки им своих отдельных действий. Очень важно чрезмерно не ограни­чивать появившуюся самостоятельность и инициатив­ность ребенка, ведь ему необходима возможность приоб­ретения собственного опыта.

В рамках такой формы общения со взрослым, дей­ствуя по его образцу, в условиях практического сотрудни­чества с ним, дети овладевают и речью [29].

Переход к дошкольному детству знаменуется и пере­ходом к новой форме общения — внеситуативно-познавательной, которая существует в младшем и среднем дош­кольном возрасте (от 3 до 5 лет), и в основе ее лежит потреб­ность в уважительном отношении взрослого. Появление этой формы общения связано с тем, что уровень развития мышления, внимания, речи дошкольника позволяет ему оторваться от конкретной наличной ситуации и простого манипулирования с предметами и расширить границы своего кругозора, проникнуть во взаимосвязь явлений. Од­нако возможности Щебенка еще ограничены, и единствен­ным источником знаний, позволяющим получить ответ на волнующие вопросы, становится и остается взрослый.

Отношение авторитетно значимых взрослых к успе­хам (неуспехам) ребенка в различных сферах способствует формированию у малыша самооценки, притязания на признание. Переоценка или недооценка способностей ребенка родителями влияет на его отношения со сверст­никами, на формирование его личности в целом. Поло­жительные взаимоотношения с родителями помогают ребенку легче вступать в контакт с окружающими детьми и другими взрослыми.

К концу дошкольного возраста (от 5 до 7 лет) у детей появляется высшая для этого периода детства форма об­щения — внеситуативно-личностная, возникающая на основе потребности во взаимопонимании и сопережива­нии; Эта форма общения тесно связана с высшими для дошкольного возраста уровнями развития игры, ребенок теперь обращает больше внимания на особенности меж­личностных контактов, на те взаимоотношения, которые существуют в его семье, на работе у родителей, в кругу их друзей и знакомых.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... на начальной стадии, необходимым условием является установление доверительных отношений с ребенком. Чтобы работа с аутичным ребенком оказалась более эффективной, желательно начинать ее с ... гнева в приемлемой форме. 2. Обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях. 3. Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях. 4. Формирование ...

Внеситуативно-личностное общение базируется на личностных мотивах, побуждающих детей к коммуника­ции, и протекает на фоне разнообразной деятельности — игровой, трудовой, познавательной. Но теперь оно имеет самостоятельное значение для ребенка и не явля­ется аспектом его сотрудничества со взрослым, теперь оно, скорее, позволяет ему удовлетворить потребность в познании себя, других людей и взаимоотношений между ними.

Во взаимодействии со взрослым ребенок стремится достичь взаимопонимания и сопереживания. Это стрем­ление свидетельствует о внутренней готовности ребенка разобраться, как думает и чувствует другой человек, и — шагнуть ему навстречу. Чаще всего дошкольник прини­мает мнение авторитетного взрослого только после само­стоятельного осмысления. Но может и согласиться, по­ступившись собственными взглядами и соображения­ми, так как реально оценивает свои возможности и понимает, что еще не вполне разбирается в сложных проблемах.

Именно это заставляет 5-7-летних детей задавать уточняющие вопросы, интересоваться, что думают взрослые по тому или иному поводу. Ребенку необходи­мо сопоставить мнение взрослого со своим, уяснить сказанное.

Старшие дошкольники учатся ориентироваться в со­циальной сфере, устанавливать разносторонние отно­шения с окружающими. Они осваивают правила поведе­ния, осознают свои права и обязанности, свой долг и от­ветственность перед другими людьми. И здесь личностное общение со взрослыми играет огромную роль. Особен­но важно то, как взрослый оценивает действия окружа­ющих. Сравнивая свое отношение к поступкам других с оценками взрослого, ребенок постигает основы соци­ального поведения, проверяет правильность своих взглядов. Поэтому очень важно как родителям, так и педагогам своим примером демонстрировать достойные образцы поведения. Только в этом случае ребенок будет стремиться к гармоничным отношениям с другими людьми. Доверие и искренность — вот та основа, на ко­торой должны строиться отношения взрослого и ребен­ка, впоследствии это поможетребенку найти свое мес­то в обществе.

К 6-7 годам дошкольник переходит к новому виду деятельности — к учебной. Внеситуативно-личностное общение помогает ребенку подготовиться к учебе. Во-первых, у него формируется отношение к взрослому как к учителю и представление о себе как об ученике. Во-вто­рых, ребенок уже может действовать «в уме», не прибегая к практическим пробам. Благодаря этому навыку дош­кольник в состоянии сосредоточиться, не отвлекаясь на внешние помехи, поскольку мысленно удерживает по­ставленную перед ним задачу [36].

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе — это сумма всех его достижений за предшеству­ющие периоды психического созревания;

Можно выделить несколько основных параметров готовности ребенка к обучению в школе:

1) определенный уровень развития психических процессов;

2) эмоционально-мотивационная готовность;

3) наличие произвольности поведения;

4) сформированность общения.

Сформированность навыков общения является очень важным показателем развития ребенка и одним изфакторов, способствующих его успёшной адаптации и к школьному обучению.

4 стр., 1649 слов

Поведение экспрессивное

... (прическа, одежда) и низкую степень изменчивости (физиогномические составляющие экспрессии). В психологии экспрессивного поведения рассматривается широкий спектр средств, с помощью которых личность выражает себя или ее ... Более того, экспрессивное поведение, как правило, становится частью этого состояния, например, глупыми выходками идиота; улыбкой и ...

 

ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ

В дошкольном детстве впервые возникает деятель­ность, свободная от влияния взрослых, — общение со сверстниками.

Чем же оно отличается от общения ребенка со взрос­лым? Основное отличие состоит в разнообразии коммуни­кативных действий и их широком диапазоне. В общении со сверстником можно наблюдать множество действий и обращений, которые практически не встречаются в кон­тактах со взрослыми. Общаясь со сверстником, ребенок может стать действительно равным партнером в общении. Сверстник выступает объектом сравнения с собой, это та мерка, которая позволяет оценить себя на уровне реальных возможностей, увидеть их воплощенными в другом. ,

Общение со сверстниками более многопланово. В игре проявляются такие качества и личностные характеристи­ки, которые не всегда раскрываются в общении со взрос­лыми, кроме того, всем видам совместной деятельности детей присуща яркая эмоциональная насыщенность. У ре­бенка при общении с ровесником наблюдается в 9—10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражаю­щих разнообразные эмоции — от негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до гнева.

Все формы обращения к сверстникам гораздо менее нормативны и регламентированы [42]. У ребенка больше возможностей проявлять инициативу. Если в общении со взрослым дети придерживаются общепринятых форм поведения, то при взаимодействии со сверстником дошкольники используют самые неожиданные действия. Этим действиям присуща особая раскованность, непосредственность: дети прыгают, кривляются, придумывают ‘дразнилки, сочиняют небылицы и т. д. Со временем кон­такты детей все более подчиняются общепринятым прави­лам поведения. Однако непосредственность и нерегламентированность общения, использование нестандартных средств остаются отличительной чертой детского общения. Еще одна особенность общения сверстников — пре­обладание инициативных действий над ответными. Для ребенка гораздо важнее его собственное действие или высказывание, а инициативу сверстников в большинстве случаев он не поддерживает. Такая несогласованность коммуникативных действий может быть поводом для конфликтов, обид и непонимания.

Общение дошкольников охватывает целый спектр функций: это и управление действиями партнера, и кон­троль его действий, и навязывание собственных образцов (заставить сделать именно так), совместная игра, посто­янное сравнение возможностей (я так могу, а ты?) [5]

Чем старше становится ребенок, тем большее значе­ние приобретает для него общение со сверстниками. В 2-3 года такая потребность состоит в стремлении раскрыть и познать границы своих возможностей. От сверстника требуется соучастие в забавах и шалостях, которые, соб­ственно, и составляют содержание контактов детей ран­него возраста. Кроме того, ребенку необходимо внимание сверстника, который мог бы оценить его достижения. Развитие коммуникативной деятельности в сфере кон­тактов со сверстниками в дошкольном возрасте сопровождается изменением содержания потребности в общении. Результаты исследования, проведенного Р. А. Смирновой. (1981), свидетельствуют, что дошкольники 3-7 лет отда­ют наибольшее предпочтение ровеснику, удовлетворяю­щему их потребность в доброжелательном внимании. Потребность в игровом сотрудничестве является второ­степенной. К старшему дошкольному возрасту значи­тельно увеличивается потребность во взаимопонимании и сопереживании сверстника.

4 стр., 1865 слов

Тема: «Психология поведения и общения» Вопрос1. Понятие поведения. ...

... пересыщаемость выполняемой деятельности, быстрое принятие решения, активное реакция на фрустрацию. Произвольное поведение (волевое) - удовлетворение высших потребностей (моральные, интеллектуальные). Все действия ... желанию. Решение требует подготовки большого количества информации. Вопрос2: Общение , понятие, виды, структура Общение - это специфическая форма, взаимодействия человека с другими ...

Очевидно, что общение со сверстниками занимает важное место в жизни ребенка: от того, насколько успеш­но складывается это общение, зависит темп развития ре­бенка, его самоощущение и самооценка, отношение к другим людям.

Ребенок, не имеющий разностороннего опыта обще­ния со сверстниками, выпадает из устоявшейся детской культурной среды с ее неписаными законами и правила­ми. Он не умеет «говорить» со сверстниками на их языке и, естественно, отторгается ими. С возрастом это вызы­вает дополнительные расстройства в поведении и харак­тере. Ребенок проявляет свою неудовлетворенность в об­щении, раздражаясь, становясь агрессивным, либо может «уйти в себя», замкнуться.

Дошкольник не может обойтись без сверстников, од­нако, его общение с ними без помощи взрослых почти всегда оказывается малоэффективным. Ребенка нужно учить выражать свои эмоции и желания, сочувствовать и помогать другому человеку, достойно выходить из конф­ликтной ситуации, мириться, различать допустимое и не­допустимое поведение. И замечательно, когда такое обуче­ние подкрепляется реальным примером взрослого — в се­мье и в детском саду.

Иногда во взаимоотношения ребенка с другими детьми необходимо вмешиваться напрямую: в детском сообществе достаточно жесткие правила. Неспособный вписаться в группу — безжалостно изгоняется. Трудно вывести законо­мерность: почему одни дети чрезвычайно притягательны для ровесников, а другие, ничем их не хуже, — нет. Избира­тельное отношение к сверстнику проявляется у детей уже в течение первого года жизни. Психологи полагают, что изби­рательные отношения основываются на способности попу­лярных детей максимально откликаться на обращения свер­стников и удовлетворять потребность ровесников в обще­нии [34]. Популярный ребенок обычно инициативен в контактах, доброжелателен, признает заслуги товарищей по игре и сопереживает им. На популярность ребенка оказы­вает влияние и взрослый, неприязнь или симпатия которо­го, даже не демонстрируемые явно, передаются группе и сказываются на отношениях детей друг к другу. Поэтому и наладить их, и ввести отвергаемого малыша в игровой кол­лектив может именно авторитетный взрослый. Как показы­вает опыт, достаточно серии несложных занятий, в которых взрослый выделяет в отвергаемом ребенке положительные черты, чтобы дети постепенно приняли его в свой круг [11].

В последнее время как в зарубежной, так и в отече­ственной психологии достижения человека в сфере отно­шений с другими людьми все чаще отражаются в понятии «коммуникативной компетентности». Данное понятие включает следующие компоненты:

1) эмоциональный — включающий эмоциональную отзывчивость, эмпатию, чувствительность к друго­му, способность к сопереживанию;

2) когнитивный — связанный с познанием другого человека. Включает в себя способность встать на точку зрения другого, предвидеть его поведение, эффективно решать различные проблемы;

3) поведенческий — отражающий способность к со­трудничеству, совместной деятельности, инициа­тивность, адекватность в общении и др.

 

ПРИЧИНЫ НЕПОПУЛЯРНОСТИ СРЕДИ СВЕРСТНИКОВ

Причины непопулярности ребенка в группе сверстни­ков могут быть различными. На социометрический ста­тус ребенка влияют и уровень развития навыков общения, и привлекательный (непривлекательный) внешний вид, степень развития игровых навыков, обладание заманчи­выми игрушками, предметами. В старшем дошкольном возрасте в детском сообществе наиболее востребованны­ми становятся нравственные качества, такие как: мяг­кость, отзывчивость, способность помочь и уступить, доброжелательность. В основе этих качеств — особое, личностное отношение к сверстнику, когда другой ребе­нок является не конкурентом, а самоценной и уникаль­ной личностью. Такие отношения складываются у неко­торых детей уже к концу дошкольного возраста, и имен­но они делают ребенка успешным в сфере общения и популярным среди сверстников.

6 стр., 2912 слов

Поведение как психофизиологический феномен

... его внутренних побуждений. Среди разных видов поведения выделим социальное поведение. Поведение человека может быть социальным или асоциальным. Социальное поведение — поведение человека в обществе, рассчитанное на ... половая – невозможность удовлетворить сексуальные потребности, социальная – ограничение или лишение общения с другими людьми и др. В большинстве случаев происходит рост негативных ...

Немаловажное значение имеет отношение воспитате­ля к ребенку. Неприязнь, раздражение или игнорирова­ние, демонстрируемые невербальными способами во вза­имодействии с ребенком красноречиво сигнализируют о чувствах педагога. А поскольку взрослый является авторитетом и носителем образцов желательного поведения для детей, они неосознанно могут перенимать его негативное отношение к воспитаннику. Это же правило работает и в позитивном плане — положительная оценка, внимание и поддержка, оказываемая ребенку воспитате­лем, повышают уровень его привлекательности в глазах сверстников и способствуют налаживанию межличност­ных отношений.

Ребенок может не отвергаться сверстниками, но сам не желать общения с ними (в случае неразвитой потребности в общении, при эмоциональных и поведенческих нарушениях; далее мы подробнее рассмотрим некоторые из них).

Случается, что из-за частых заболеваний и дли­тельного пребывания вне коллектива ребенок не имеет возможности укрепить и поддерживать свои отношения с ровесниками.

Катюшаединственный ребенок в семье, которому уделяют много внимания. Она часто болеет и детский сад посещает периодически. Катя никогда не выступает ини­циатором общения со сверстниками, редко участвует в совместных играх. Она пассивна на занятиях, отвечает толь­ко когда ее спрашивают (хотя уровень познавательного раз­вития у девочки высокий).

Яркие проявления эмоций и ^Желание участвовать в групповой деятельности, для Ка­ши нехарактерны. Индивидуальное общение со взрослым (воспитателем) она явно предпочитает общению с детьми, \в такие моменты она оживляется, проявляет интерес, увлеченно делится впечатлениями и желаниями.

Некоторые личностные особенности, например, за­ниженная или завышенная самооценка, также могут бытьпричиной непопулярности ребенка, непринятия его детской группой.

В практике автора имел место случай: во время про­ведения социометрии я задала ребенку традиционный вопрос: «Как ты думаешь, кто из детей сегодня может подарить открытку тебе?». Малыш обреченно вздохнул: «Никто. Я никому не нравлюсь». Сережа был вполне коммуникабелен, отзывчив и дружелюбен, однако суще­ствовало одно «но» — в семье у мальчика не все благо­получно, ребенку уделялось крайне мало внимания, мальчика порою неделями не купали. И для сверстников его запущенный внешний вид, неопрятная одежда по­служили причиной отвержения. Самое грустное, что Сережа вполне адекватно оценивал отношение к себе (открытку ему действительно никто не подарил) и пере­живал в связи с этим неприятные эмоции.

В данном случае консультирование родителей ребен­ка было неэффективным из-за отсутствия у них мотива­ции. В силах воспитателя оставалось периодически ку­пать мальчика в группе, кроме того, акцентировать вни­мание сверстников на его положительных нравственных качествах и успехах.

У детей, имеющих трудности в общении со сверст­никами зачастую преобладает отчужденное отношение к другим детям. Оно может иметь различные проявле­ния, от выраженной агрессивности и враждебности до полного ухода в себя, что выражается в замкнутости и застенчивости.

Выявить непопулярных детей в группе — половина дела. Это может быть плановая диагностика педагога-психолога или же экстренная, вызванная запросом пе­дагогов или родителей — тех людей, которые первыми замечают проявления неблагополучия в жизни ребен­ка. Следующий шаг — определение причин сложившейся ситуации и выбор оптимальных средств, направ­ленных на устранение негативных факторов. В зависи­мости от причин непопулярности ребенка, в детской группе выстраивается стратегия психолого-педагоги­ческой помощи.

ТРУДНОСТИ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ХАРАКТЕР ОБЩЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Умение эффективно общаться зависит от многих фак­торов и, в большей степени, от отношений со значимы­ми взрослыми, а также от индивидуальных особенностей самого ребенка.

Для того, чтобы помочь ребенку преодолеть трудности в общении, необходимо понять их причины. Одной из них может быть нарушение взаимоотношений внутри семьи; есть и более сложные — психофизиологические особенно­сти ребенка (определенная незрелость или минимальные поражения нервной системы вследствие неблагополучного протекания беременности матери или родов, что при пра­вильном воспитании преодолевается к 7—8 годам).

Неред­ко эти факторы действуют одновременно, поскольку взрослые недооценивают (по своему незнанию) или по­просту игнорируют те особенности нервной системы ре­бенка, которые лежат в основе трудностей поведения, и пытаются «исправить» ребенка различными неадекватны­ми воспитательными воздействиями.

Нельзя забывать и о том, что некоторые трудности в поведении детей носят временный характер и связа­ны с переживанием ребенком одного из кризисов раз­вития (1 года, 3 и 7 лет).

Эти периоды, несмотря на трудновоспитуемость ребенка, свидетельствуют-таки о нор­мальном процессе психического и личностного развития. Воспитательные же воздействия на ребенка, переживаю­щего кризис развития, должны быть направлены не столько на коррекцию его поведения, сколько на перестройку всей сложившейся к этому моменту системы от­ношений взрослого и дитя.

Очень важно суметь выявить истинные, глубинные причины неадекватного поведения ребенка, вызывающе­го тревогу у родителей и воспитателей, и наметить пути решения выявленных проблем.

Нарушения общения могут проявляться в следующих формах:

· неспособности сопереживать другому ни в реаль­ной ситуации, ни при прослушивании сказок, про­смотре мультфильмов;

· неумении регулировать свои эмоции и поведение;

· проявлении отрицательных эмоций и страхов по­стоянного характера в процессе общения.

Далее мы рассмотрим наиболее часто встречающиеся поведенческие проявления, вызывающие трудности в об­щении у дошкольников, а также возможные способы их коррекции.

АГРЕССИВНОСТЬ У ДЕТЕЙ

Многим маленьким детям свойственна агрессивность. Агрессивное поведение нельзя рассматривать однознач­но отрицательно. С одной стороны, оно является врож­денным защитным механизмом, способствующим адап­тации и выживанию в социальной среде. С другой — мо­жет серьезно осложнять жизнь ребенка, негативно влиять на его контакты с окружающими людьми и на личност­ное развитие в целом.

Агрессивным называют разные типы поведения. На­пример, враждебность, форма гагрессии, чреватая непри­ятностями и для самого носителя, и для его окружения.

Упорство — тоже форма агрессии, но без него трудно по­лучить результат, достичь цели.

Существует несколько категорий агрессивного пове­дения [31], мы остановимся на двух главных формах, с которыми часто приходится сталкиваться родителям и педагогам.

1. Недеструктивная агрессия — настойчивое, невраж­дебное самозащитное поведение, направленное надостижение цели и тренировку. Такая форма агрессии проявляется у детей с первых месяцев жизни и служит для зашиты потребностей, собственности, прав, она тесно связана с удовлетворением личностных жела­ний, достижением цели, способностью к адаптации.

2. Враждебная деструктивность — злобное, неприят­ное, причиняющее боль окружающим поведение. Проявляется как результат-сильных негативных переживаний, дискомфорта. Переживания и разо­чарования ребенка, которые взрослым кажутся не­значительными, для маленького человека могут оказаться труднопереносимыми именно в силу не-. зрелости его нервной системы, поэтому физичес­кая реакция может быть для него наиболее удов­летворительной и результативной, особенно при ограниченной способности к самовыражению.

Враждебная деструктивность проявляется в форме физической и вербальной (словесной) агрессии.

Физическая может выражаться как в драках, так и в разрушительном отношении к вещам (ребенок разбрасы­вает и ломает игрушки, рвет книги и т. п.).

Иногда агрес­сивность и разрушительность совпадают — тогда ребенок швыряет различные предметы в других детей и взрослых. Оскорбления, ругань, дразнилки — выражение вер­бальной агрессии, за которой часто стоит неудовлетворенная потребность почувствовать себя сильным или желание отыграться за собственные обиды.

Причины агрессивного поведения могут отражать различ­ные эмоциональные переживания ребенка. Например:

· боязнь быть обиженным, подвергнуться нападе­нию, получить повреждения; Ф переживание обиды или душевной травмы;

· неудовлетворенная потребность в любви и внимании;

· протест против ограничения каких-либо естествен­ных желаний или потребностей (скажем, в актив­ной деятельности).

Решающее значение в становлении агрессивного по­ведения ребенка имеют характер взаимоотношений в се­мье и стиль воспитания. Характер эмоциональных отно­шений, одобряемые формы поведения, широта границ дозволенного, типичные реакции на те или иные по­ступки и действия — вот те параметры, которые психо­лог должен выяснить в процессе работы с агрессивным ребенком [54].

Для эффективного взаимодействия с ребенком и коррекции его поведения взрослому (педагогу, психо­логу, родителю) необходимо, прежде всего, выяснить причины таких проявлений. Общая тактика работы с агрессивными детьми состоит в том, чтобы постепенно научить ребенка выражать свое неудовольствие в соци­ально приемлемых формах. Важны постоянство и пос­ледовательность в реализации выбранных взрослыми мер влияния на ребенка.

Основные направления содержания коррекционной работы:

1. Конструктивное вмешательство с целью снижения переживания чрезмерного неудовольствия.

2. Удовлетворение потребности ребенка в активности, достаточной и приемлемой самостоятельности в исследовательской и познавательной деятельности.

3. Конструктивное определение пределов разре­шенного.

4. Обучение ребенка приемлемому выражению враж­дебности.

5. Управление реакциями агрессивности ребенка с целью его психологического развития.

6. Помощь ребенку и участие при болезненных для него переживаниях.

7. Гармонизация отношений родителей и детей.

Для предупреждения и преодоления агрессивного поведения маленьких детей целесообразно использовать коллективные и ролевые игры, способствующие выработ­ке произвольности правильного поведения, способности к сопереживанию и взаимовыручке.

 

 

ГИПЕРАКТИВНОСТЬ У ДЕТЕЙ

Гиперактивность (синдром дефицита внимания с ги­перактивностью — СДВГ) проявляется у детей в импуль­сивности, неустойчивости внимания, двигательной расторможенности. Таким детям трудно соблюдать предпи­сания, сосредоточиться на занятиях, долгое время заниматься одним делом. Для них собственное желание «Я так хочу!» является более значимым, чем любые пра­вила; даже четкое знание правил поведения отнюдь не является условием их выполнения. Интеллектуальный уровень и творческая активность у гиперактивных детей могут быть достаточно высокими, однако продуктив­ность выполнения задания невелика из-за повышенной утомляемости. Фаза сосредоточения составляет от 5 до 15 минут, после чего в течение 3-7 минут мозг нуждает­ся в отдыхе для накопления энергии.

Естественно, что перечисленные выше особенности влияют и на процесс общения со взрослыми и сверстни­ками: неумение регулировать свое поведение, равно как и неспособность сдерживать ситуативные желания, мо­жет приводить к конфликтам. Для взрослых особой про­блемой при взаимодействии с импульсивными детьми является невозможность контролировать ситуацию.

В основе гипердинамического синдрома могут лежать микроорганические поражения головного мозга, возник­шие в результате осложнений беременности матери и ро­дов, соматические заболевания раннего возраста, физи­ческие и психические травмы. Первые его проявления можно заметить уже в младенчестве, к 6-7 годам он дос­тигает пика, в благоприятных случаях к 14-15 годам его острота сглаживается.

Выявить гиперактивного ребенка в детсадовской группе можно по критериям, предложенным педагогами-психологами Г.Мониной и Е.Лютовой.

Оценка внимания:

· имеет много незаконченных проектов непоследователен в поведении

· не может долго удерживать внимание

· не слышит, когда к нему обращаются

· с большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его

· имеет трудности в организации поведения

· теряет вещи

· избегает задач скучных и требующих умственных усилий

· часто бывает забывчив.

Оценка сверхактивности:

· ерзает, крутится

· беспокоен (барабанит пальцами, двигается в кресле, забирается куда-либо)

· спит намного меньше, чем другие дети (даже в мла­денчестве)

· находится в постоянном движении, «с мотором» » очень говорлив. Оценка импульсивности:

· отвечает уже до того, как его спросят

· не может дождаться своей очереди в игре, на за­нятиях

· часто вмешивается, прерывает говорящего

· плохо сосредоточивает внимание

· не может отложить момент вознаграждения

· не может регулировать свое поведение, не умеет подчиняться правилам

· на некоторых занятиях спокоен, на других — нет (вариативность выполнения заданий).

Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных характеристик, воспитатель может пред­положить (но не поставить диагноз!), что ребенок явля­ется гиперактивным.

Коррекционная работа с гиперактивным ребенком наи­более эффективна, если она проводится параллельно с вме­шательством психоневролога. Что касается воспитательных воздействий, то педагогу и родителю необходимо, прежде всего, учитывать особенности нервной системы ребенка.

Истощаемость внимания. Учитывая данную особен­ность, предлагайте ребенку поэтапное выполнение дей­ствий, инструкция должна быть простой и краткой. В обучающих занятиях используйте различные методы — чередование активности (вашей и ребенка), чередование деятельности — интеллектуальной и физической (пока­зать что-либо мимикой, в движении, изобразить чувство, психогимнастический этюд).

Смена деятельности — по­слушать, пересказать, рассмотреть картинки, предста­вить, нарисовать, поиграть — не только позволяет ребен­ку получить разнообразный опыт, потренировать различ­ные способности, но и поддерживает интерес к занятию. В качестве физкультминутки актуальными будут подвижные игры для развития внимания и наблюдательности. Конеч­но, не следует использовать сразу все методы, выбирайте наиболее соответствующие вашим целям и возможностям. Физическая подвижность. Ели ее не удается ограничи­вать, то необходимо преобразовывать из спонтанной в конструктивную.

Неумение регулировать свои эмоции и поведение. Глав­ная стратегия в работе с такими детьми должна быть на­правлена на повышение субъективной значимости прави­ла и осознанности собственных действий. Необходимо, чтобы действие стало личностно значимым и эмоцио­нально привлекательным. Лучше всего это достигается в играх с правилами. Для достижения развивающего эф­фекта в играх с правилами взрослый должен быть и орга­низатором, и участником игры одновременно. В роли участника взрослый вызывает у детей интерес к игре, со­здает субъективную значимость правил, демонстрирует правильные действия; в роли организатора он следит за соблюдением правил, оценивает и контролирует резуль­таты тех или иных действий детей. Следует заметить, что для ребенка до 5-6 лет предварительное объяснение пра­вил, оторванное от реальных действий, неэффективно для регуляции его поведения. Правила должны выделять­ся постепенно, в ходе самой игры, действия которой нео­днократно проиграны, т. е. необходимо опираться на опыт ребенка.

Кроме игр с правилами, следует использовать дру­гие, тренирующие усидчивость, снимающие напряже­ние, подвижные, направленные на развитие умения со­относить свои действия с инструкцией, контролировать активность.

Для импульсивных детей очень полезны обсуждения их действий, организуемые взрослым, например, итог иг­рового занятия. Ребенку предлагается проанализировать игровые действия сверстников и свои собственные с точ­ки зрения соблюдения (несоблюдения) правил, расска­зать о возникших затруднениях. В процессе беседы взрос­лый задает стимулирующие вопросы, совместно с ребен­ком обсуждает альтернативные варианты действий, предлагает ему ту или иную стратегию поведения. Такая совместная рефлексия позволяет ребенку в дальнейшем отслеживать и контролировать свои действия.

Замкнутость— нарушение, проявляющееся в сужении круга общения, уменьшении возможностей эмоциональ­ного контакта с окружающими, возрастании трудности установления новых социальных отношений [Е. И. Рогов. Настольная книга…]. Замкнутый ребенок, т. е. ребенок с уменьшенной возможностью установления и поддержа­ния контактов, не только не знает как общаться с други­ми, но и не испытывает потребности в общении. Причи­нами замкнутости могут быть:

· длительный стресс;

· недостаток эмоционального общения в семье (дли­тельные пребывания в больнице или ситуация, когда в семье ребенка игнорируют, не проявляют люб­ви к нему и др.);

· индивидуальные патологические особенности эмо­циональной сферы (сверхвозбудимость, инертность психических процессов);

· страх ребенка перед незнакомыми взрослыми, ма­лый опыт общения с ними, неумение обратиться к взрослому.

Замкнутый ребенок как бы отгораживается от окружающего мира и приспосабливается жить в одиночестве. Потребность в общении, эмоциональном контакте подавляется, а замкнутость является защитой от социальных воздействий. Обычно у замкнутого ребенка сниженный эмоциональный тонус, он не проявляет интереса к играм и занятиям, хотя участвует в них наравне с другими. Он равнодушно принимает предложения взрослого, послушен, практически никогда не проявляет своей инициативы. При этом малыш может испытывать разнообразные и не всегда положительные эмоции, однако у него нет путей и способов их выразить. Косвенными проявлениями переживания ребенком отрицательных эмоций могут служить навязчивые действия (посасывание пальца, грызение ногтей, царапание кожи, выдергивание у себя волос, раскачивание и пр.).

Попытку «разговорить» его, установить с ним внутреннийконтакт, выяснить причины «такого» поведения ребенок может расценивать как вторжение в личный мир, несущее дискомфорт. Замкнутый ребенок часто не нуждается и в физической ласке, или вообще не переносит физических контактов.

Замкнутость качественно отличается от застенчивости И от аутизма, но в поведенческом проявлении они могут быть похожи. В отличие от аутизма (крайней формы от­чуждения, выражающейся в уходе от контактов с окру­жающей действительностью), замкнутость не является патологическим явлением и может быть скорректирова­на совместными усилиями психолога, воспитателей и родителей.

Первостепенной задачей взрослого в работе с таки­ми детьми является установление доверительных отно­шений. Однако само по себе расположение к взрослому не обеспечивает активности и самостоятельности детей. Для формирования интереса к окружающему и стремле­ния к самостоятельным действиям нужно, чтобы у ре­бенка появился позитивный опыт таких действий. Необ­ходимо совместное со взрослым действие, способное увлечь и заинтересовать ребенка. Вначале нужно понаб­людать, чем ребенок занимается и что приносит ему в игровых действиях удовлетворение, а затем повторить для него эти действия. Смотреть при этом лучше не в лицо, а на игрушку. Это освободит ребенка от скованно­сти, игра увлечет его — таким образом возникает осно­ва для дальнейшего контакта с ним, с постепенным включением элементов контакта в привычную для ре­бенка деятельность.

Если положительный эффект достигнут, надо после­довательно разнообразить действия, приносящие ребен­ку удовольствие, усиливая эмоции выражением собствен­ной радости, показывая ребенку всю прелесть общих дей­ствий и взаимопонимания.

После закрепления у ребенка потребности в контак­те, когда его обращение к другому человеку становится спонтанным, можно переходить к усложнению форм вза­имодействия и новым играм [35].