Тема 2. Группа как социально-психологический феномен

Выписка из ГОС ВПО

ОПД.Ф.05 Социальная психология

Предмет социальной психологии. Теоретические и прикладные задачи социальной психологии. Группа как социально-психологический феномен. Феномен группового давления. Феномен конформизма. Групповая сплоченность. Лидерство и руководство. Стадии и уровни развития группы. Феномен межгруппового взаимодействия. Этнопсихология. Проблемы личности в социальной психологии. Социализация. Социальная установка и реальное поведение. Межличностный конфликт.

 

Требования к знаниям, умениям и навыкам студентов

В процессе изучения курса «Социальная психология» студенты должны иметь представления о предмете, задачах, основных принципах и методах социальной психологии, о специфике основных феноменов данной науки, что является важным для осуществления профессионального и личностного роста специалиста. По окончании изучения курса студенты овладевают:

  • Основными понятиями и категориями социальной психологии;
  • Знаниями об основных закономерностях функционирования социально-психологических явлений и процессов;
  • Умениями анализировать специфику психических процессов индивида в связи с системой социальных взаимодействий;
  • Умениями анализировать основные процессы внутригрупповой динамики, межгрупповых отношений;
  • Представлениями о социальной психике или массовидных явлениях.

Курс преследует также цель познакомить студентов с историей становления социальной психологии как науки, логикой функционирования общественно-психологических явлений, прикладными аспектами данной науки, а также перспективами дальнейшего развития социальной психологии в свете достижений современной науки и практики.

Итоговой формой контроля является экзамен.

Рабочая программа

Пояснительная записка.

Курс «Социальной психологии» изучается 6 семестре студентами следующих специальностей: 032200.00 «Физика с дополнительной специальностью информатика» и 032500 «География», 032900 «Русский язык и литература».

В 8 семестре данная дисциплина изучается студентами следующих специальностей: 032200.00 «Физика с дополнительной специальностью информатика» и 032500 «География», 032900 «Русский язык и литература», 033200.00 «Иностранный язык с дополнительной специальностью», 032100.00 «Математика с доп. спец. информатика», 030100.00 «Информатика с дополнительной специальностью английский язык» и преследует цель овладения знаниями об основных социально-психологических явлениях и процессах, а также о закономерностях возникновения и функционирования общественно-психологических явлений, обусловленных принадлежностью людей к различным социальным группам.

3 стр., 1209 слов

Социальная психология 18

... психология считалась исключительно западной наукой. В 1962 году первая в России лабаротория по социальной психологии ... является основной. Психоанализ (З.Фрейд) или глубинная психология. Основная движущуя ... феноменов. Взаимодействие - процесс вляиния людей друг на друга порождающий их взаимные связи, отношения, общение и переживания. Следует, что взаимодействие это единица анализа социальной психологии. ...

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

 

Содержание программы.

Тема 1. Предмет, теоретические и прикладные задачи социальной психологии.

Место социальной психологии в системе научного знания. Соотношение и взаимосвязь социальной психологии с другими науками. Социальная психология и социология. Предмет социальной психологии. Эволюция представлений о предмете. Дискуссия о предмете социальной психологии в 20-е годы (Г.И. Челпанов, В.А. Артемов, К.Н. Корнилов, П.П. Блонский, В.М. Бехтерев).

Точки зрения В.Н. Мясищева и Б.Д. Парыгина. Второй этап дискуссии о предмете социальной психологии (конец 50-х – начало 60-х гг. прошлого века).

Современные подходы к вопросу о предмете социальной психологии. Структура современной социальной психологии. Теоретические и прикладные задачи социальной психологии Роль и значение социальной психологии в решении современных проблем человека и общества.

 

Тема 2. Группа как социально-психологический феномен.

Место групповой психологии в социальной психологии. Группа как социально-психологический феномен. Проблема группы в социальной психологии. Основные характеристики групп. Сущность и содержание понятия «малая группа». Теоретические подходы к исследованию групп в отечественной и зарубежной психологии (теория подкрепления, интеракционизм, теория поля, психоаналитическая ориентация, социометрический, деятельностный подходы, теория систем).

История психологии групп. Социологический и психологический подходы к изучению групп. Классификация и структура малой группы. Первичные, вторичные, формальные и неформальные группы, группы членства, референтные группы.

Основные направления исследования малых групп в социальной психологии. Методология исследования групп. Взаимоотношения личности и общности как исходная проблема социально-психологического изучения малой группы (Н.Триплет, В.Меде, В.М. Бехтерев).

Основные принципы исследования психологии больших социальных групп. Особенности психологии социальных классов. Классовые потребности, интересы, чувства. Социальный характер.

 

Тема 4. Межгрупповое взаимодействие

Межгрупповые отношения как предметная область социально-психологического знания. История исследований межгрупповых отношений. Межгрупповые отношения, межгрупповое взаимодействие, межгрупповое поведение. Отношения межгрупповые и межличностные. Специфика изучения межгрупповых феноменов в широком социальном контексте.

Социально-психологическое изучение отражения реальных межгрупповых отношений в сознании людей. Структурные, динамические и содержательные характеристики межгруппового восприятия. Когнитивные процессы, лежащие в основе феноменов межгруппового восприятия; социальная категоризация, межгрупповая дифференциация, групповая идентификация. Сопоставление и противопоставление при сравнении групп. Гипотеза «Мы — чувства» В.Ф.Поршнева. Межгрупповое сравнение и взаимоотношения групп с различным социальным статусом.

8 стр., 3785 слов

Психология социальных групп и коллективов

... уровня ее социально-психологического развития. Цель данной работы - рассмотреть психологию социальных групп и коллективов. Задачи данной работы: - рассмотреть группу как объект социально-психологического анализа; - исследовать групповую структуру; - изучить ...

Формирование социальной идентичности. Стратегии сохранения позитивной групповой идентичности при неблагоприятном групповом сравнении: индивидуальная мобильность, социальное творчество, социальная конкуренция. Множественная социальная идентичность личности: возможные противоречия и внутриличностные конфликты.

Механизмы межгруппового восприятия, используемые группой для поддержания ее положительного образа. Эффект внутригруппового фаворитизма и его детерминанты. Внутригрупповой фаворитизм как социально-психологическое явление и как социальный феномен. Внешнегрупповой фаворитизм у низкостатусных групп меньшинства. Атрибутивные процессы, выполняющие функцию межгрупповой дифференциации: стереотипизация и групповая каузальная атрибуция. Этнические, профессиональные, возрастные, полоролевые стереотипы, их наиболее существенные свойства. Группоцентристские атрибуции.

Понятие межгруппового конфликта. Поиски причин межгрупповых конфликтов. Межгрупповой конфликт как продут универсальных психологических характеристик: агрессивной потребности или побуждения (В. Макдугалл, З.Фрейд, К.Лоренц).

Концепция «фрустрации-агрессии» как объяснительный принцип межрасовых и межэтнических конфликтов (Л. Берковитц).

Индивидуальные различия как основа межгруппового конфликта: концепция «авторитарной личности» Т. Адорно. Межгрупповой конфликт как результат несовместимых групповых интересов: теория реального конфликта. Полевые эксперименты М.Шерифа. Групповое членство как достаточное условие для межгрупповой конкуренции: теория социальной идентичности А. Тэшфела и Д.Тернера.

Модели эскалации межгруппового конфликта («агрессор-жертва», спирали, структурных изменений).

Изменения сторон в ходе конфликта: усиление групповой сплоченности и подчеркивание групповой идентичности. Изменения в когнитивной сфере. Учет последствий социальной категоризации, деиндивидуализации, иллюзорной корреляции, социального сравнения. Объяснения, даваемые поведению членов своей и противоборствующих групп. Типы атрибуций у членов групп большинства и меньшинства. «Концепции заговора» и межгрупповой конфликт.

Урегулирование межгрупповых конфликтов. Пути урегулирования социальных конфликтов на макроуровне: применение закона, информация, переговоры. Факторы межгрупповых и межличностных отношений и климат переговоров. Формулы ведения переговоров: торг и совместный выбор. Психологические модели урегулирования межгрупповых конфликтов: а) информационная модель, б) модель контакта, в) переориентация человеческой агрессии, г) введение надгрупповых целей, д) достижение общей идентичности.

Прикладные аспекты изучения межгрупповых отношений. Межгрупповые аспекты функционирования организаций. Психология управления в межгрупповом контексте. Межгрупповые контакты и взаимодействие культур. Методы подготовки к межкультурному взаимодействию. Межгрупповые отношения и средства массовой коммуникации.

Психология больших социальных групп и массовые психические явления: проблемы исследований, классификация явлений.

Проблематика, теоретические и методические принципы исследования больших групп в социальной психологии. Классификация больших социальных групп. Психологические аспекты жизнедеятельности стихийных неорганизованных групп. Структура психологии устойчивых организованных больших групп (социальные классы, слои, этносы, профессиональные группы и т п.).

Принадлежность к большим социальным группам как фактор детерминации индивидуального сознания, потребностей, интересов, ценностей, норм поведения. Понятие «социальный тип личности». Общественное мнение. Общественное настроение. Социально-психологические механизмы возникновения и динамики толпы. Поведение личности в толпе. Понятие паники. Процессы заражения, внушения, подражания. Виды толпы. Деструктивные культы, их психологические характеристики. Важность информационной инфраструктуры для психологического здоровья группы.

Становление этнопсихологии как науки и ее современное состояние. Понятие психологии нации. Принципы изучения и анализа националь­ной психологии.

Структура и свойства психологии нации. Системообразующие компоненты национальной психологии: национальное самосознание, национальный характер, национальные интересы и ориентации, национальные чувства и настроения, национальные традиции и привычки. Динамические компоненты психологии нации: мотивационно-фоновые, интеллектуально-познавательные, эмоционально-волевые и коммуникативно-поведенческие, национально-психологичес­кие особенности. Психологические особенности некоторых этнических групп. Этнический стереотип, темперамент, способности. Этноцентризм. Этнофилия, этнофобия. Социально-психологические аспекты межэтнических отношений.

 

Тема 5. Проблема личности в социальной психологии

Общение и деятельность. Структура общения. Общение как обмен информацией. Речь как средство коммуникации. Невербальная коммуникация. Общение как взаимодействие. Общение как познание людьми друг друга. Социальная перцепция. Каузальная атрибуция. Межличностная аттракция.

Социально-психологические представления о личности в зарубежной психологии и отечественной психологии. Специфика социально-психологической проблематики личности. Проблема личности в классической социологии и первых социально-психологических концепциях. Развитие понятия личности в социальной психологии. Экзистенциально-феноменологический подход к личности в социальной психологии. Я-концепция как социально-психологический феномен. Источники развития и формирования Я-концепции. Полоролевая идентификация

Социальные экспектации и нормативное поведение. Мотивационный контекст поведения. Типология мотивов. Эмоциональный контекст поведения. Социальные диспозиции. Социальные стереотипы поведения. Поведенческие барьеры. Понятие социального поведения и его регуляторов. Социальные нормы и девиантное поведение. Ценности и ценностные ориентации как регуляторы социального поведения личности.Социальная установка — одна из основных категорий социальной психологии. Теории установок. Система социальных установок.Иерархическая структура системы социальных установок Установки и поведение. Стереотипы и предрассудки. Приобретение установок. Мотивы усвоения предрассудков. Когнитивные основы предрассудков.Социализация. Социально-психологические аспекты социализации Формирование конвенциональных значений. Вступление в символическое окружение. Формирование защитных фиксаций. Социализация как инкультурация. Социализация как интернализация. Социализация как адаптация. Социализация как конструирование социальности. Уровни и механизмы социализации. Основные социально-психологические подходы к понятию социализация.Межличностный конфликт. Понятие межличностного конфликта и его особенности. Сферы проявления межличностных конфликтов. Управление межличностным конфликтом. Теории поведения личности в конфликте. Основные модели поведения личности в конфликтном взаимодействии. Стратегии поведения в конфликте. Типы конфликтных личностей. Технологии эффективного общения и рационального поведения в конфликте.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Дидактическая единица № темы
ДЕ 1. Предмет, теоретические и прикладные задачи социальной психологии.  
ДЕ 2. Группа как социально-психологический феномен.
ДЕ 3. Стадии и уровни развития группы.
ДЕ 4. Феномен группового давления, феномен конформизма.
ДЕ 5. Групповая сплоченность. Лидерство и руководство
ДЕ 6. Феномен межгруппового взаимодействия
ДЕ 7. Этнопсихология
ДЕ 8. Проблемы личности в социальной психологии.
ДЕ 9. Социальная установка и реальное поведение
ДЕ 10. Социализация
ДЕ 11. Межличностный конфликт.

 

Тематическое планирование

А

  1. Дисциплина:ОПД.Ф.05 «Социальная психология»

 

  1. Специальность:030100.00 «Информатика с доп. спец. английский язык», 032200.00 «Физика с доп. спец. информатика», 032100.00 «Математика с доп. спец информатика», 032900 «Русский язык и литература», 032500 «География».

 

  1. Группа3 курс, 6 семестр.
  2. Преподаватель:Лазо Наталия Николаевна, кафедра общей и специальной психологии, ассистент.

 

  № Название модуля лекции Сем. Пр. КСР Сам. Раб. Всего часов
1. Теоретико-методологические основы социальной психологии.  
Социальная психология группы.    
Личность в социально психологии  
     

 

Список основной и дополнительной учебной и научной литературы

Основная литература по курсу

«Социальная психология»

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 363 с.
  2. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия. – М.: Аспт Пресс, 2001. – 288 с.
  3. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – СПб.: Питер, 2008. – 490 с.
  4. Годфруа Ж. Что такое психология? В 2-х т.
  5. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2000.
  6. Красникова Е.А., Соснин В.А. Социальная психология. – М.: Форум, Инфра-М, 2009. – 336 с.
  7. Крысько В.Г. Социальная психология: схемы и комментарии. – М.: Владос.Пресс., 2001. – 208 с.
  8. Назаретян А.П. Агрессивная толпа, массовая паника, слухи. – СПб.: Питер, 2003.
  9. Пайнс Э. Практикум по социальной психологии. – СПб. Питер, 2000. – 528чс.

10. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. В 2 кн. – М., 2000. – Кн.1 – 384 с.

  1. Свенцицкий А. Социальная психология. – М.: Проспект, 2009. – 336 с.

12. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. В 2 кн. – М., 2000. – Кн.2 – 474 с.

  1. Шибутани Т. Социальная психология. – Ростов н/Д, 1999.-535с.

Дополнительная литература по курсу

«Социальная психология»

1. Абрамова Г.С. Практическая психология. — Ек., 1998.-368с.

2. Абрамова Г.С. Сборник задач по социальной психологии развития: Учеб. пособие для вузов. – М.: Академия, 1999. – 144с.

3. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни: Моногр. – М.: Мысль, 1991. – 229с.

4. Авдулова Т.П. Психология менеджемента: Учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования. – М.: Академия, 2003. – 256с.

5. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально — психологические проблемы. — М., 1990.-240с.

6. Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. — М., МГУ, 1983.-144с.

7. Александрова Ю. В. Методики диагностики отношений взрослого человека: роли, позиции, нравственная сущность. – М., 2001. – 96 с

8. Алексеев А.А., Громова Л.А. Пойми меня правильно… СПб., Экон. Шк., 1993.-350с.

9. Алешина О.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. — М., 1994.-170с.

10. Алякринский Б.С. Общение и его проблемы. — М., Знание, 1982.-64с.

11. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. — М., 1977.-380с.

12. Андреев В.И. Конфликтология: Искусство спора, ведение переговоров, разрешение конфликтов. — М., Народное образование, 1995.-126с.

13. Андреева Г.М Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 2005. — 303 с.

14. Андриенко Е.В. Социальная психология. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 264 с.

15. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. – М.: 1998.

16. Атватер И. Я Вас слушаю… Руководителю, как правильно слушать собеседника. — М., Экономика, 1988.-110с.

17. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. — М., Просвещение, 1989.-223с.

18. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. — М., 2000.

19. Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии. — М., Наука, 1994.-398с.

20. Биркенбиль В. Как добиться успеха в жизни. — СПб., 1992.-138с.

21. Битянова М.Р. Социальная психология. — М., Междунар. пед. академия, 1994.-104с.

22. Богданов В.А. Системологическое моделирование личности в социальной психологии. — Л., ЛГУ, 1987.-142с.

23. Богомолова Н.Н., Данилин К.Е. Спецпрактикум по социальной психологии. — М., МГУ, 1979.-59с.

24. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. — М., 1982.- 198с.

25. Бодалев А.А. Личность и общение. — М., 1983.-272с.

26. Бодалев А.А. Психология о личности. — М., МГУ, 1988.-187с.

27. БодалевА.А. Психология общения. Избранные психологические труды. — М.,1996.-256с.

28. Бойко В.В. Социально-психологический климат коллектива и личность. — М., Мысль, 1983.-207с.

29. Бородкин Р.М., Коряк И.М. Внимание: конфликт!, Новосибирск., 1984.-141с.

30. Буева Л.П. Общественные отношения и общение // методологические проблемы социальной психологии. — М., 1975.-136-150с.

31. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб., 1999.

32. Введение в практическую социальную психологию. Учебное пособие. /Под ред. Ю.М.Жукова, 1996.-373с.

33. Весна Е.Б. Практические аспекты психологии познавательных процессов. — П/К. — 1996.-174с.

34. Вичев В. Мораль и социальная психика. — М., Прогресс, 1978.-357с.

35. Войкунский А.Е. Я говорю, мы говорим… Очерки о человеческом общении. — М., Знание, 1990.-238с.

36. Волков И.П. О социометрической методике в социально — психологических исследованиях. — Л., 1970.-88с.

37. Вундт В. Задачи и методы психологии народов // Социальная психология: Хрестоматия. М.: 1999.

38. Вучков Ю. Искусство жить: проблемы социальной психологии и нравственной ориентации личности. — М., Политиздат, 1989.-286 с.

39. Генетические проблемы социальной психологии./Под ред. Я.Л. Коломинского, М.И. Лисиной. — Минск, 1985.-207с.

40. Гозман Л.Я., Ажгихина Н.И. Психология симпатий. — М., Знание, 1988.-94с.

41. Горелов И.Н. Безмолвный мысли знак: Рассказы о невербальной коммуникации. — М., 1991.-238с.

42. Грушин Б.А. Массовое сознание. — М., 1987

43. Джампольский Д. Как обрести внутреннее равновесие и оздоровить свои отношения с окружающими. М., — Просвещение, 1990.-45с.

44. Джоуэлл Л. Индустриально-организационная психология. – СПб.: 2001.

45. Добрович А.Б. Общение: наука и искусство. — М., 1980.-159с.

46. Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. — М., 1979.-126с.

47. Донцов А.И. Психология коллектива. — М., 1984.-207с.

48. Донченко Е.А. Личность: конфликт, гармония. — Киев, 1983.-173с.

49. Елисеев О. П. Практикум по психологии личности. – СПб., 2000. – 560 с.

50. Жуков Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении: Спецпрактикум по социальной психологии. — М., МГУ, 1990.-104с.

51. Занковский А.Н. Организационная психология. – М.: — 2002.

52. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. — М., 1996.-317с.

53. Зимбардо Р. Застенчивость. — М., 1991.-207с.

54. Искусство разговаривать и получать информацию. Хрестоматия./Сост. Лозовский Б.М.. — М., 1993.-301с.

55. Каган М.С. Мир общения. Проблемы межсубъектных отношений. — М., 1988.-319с.

56. Ковалев А.Г. Коллектив и социально — психологические проблемы руководства. — М., 1978.-279с.

57. Ковалев А.Г. Курс лекций по социальной психологии. — М., 1972.-176с.

58. Коломинский Я.Л. Некоторые педагогические проблемы социальной психологии. — М., 1977.-63с.

59. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. — Минск: Изд-во БГУ, 1976.-350с.

60. Коломинский Я.Л., Березовик Н.А. Психология общения. — М., 1974.-214с.

61. Кон И.С. В поисках себя. — М., 1989.-333с.

62. Кон И.С. Психология ранней юности. — М., 1989.-254с.

63. Кон И.С. Социология личности. — 1967.-383с.

64. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. — М., 1990.-206с.

65. Кричевский А.Л, Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы.- М.: 2001.

66. Кричевский Р.Л. Если Вы — руководитель… М., 1993.-342с.

67. Кричевский Р.Л., Дубровская Е.М. Психология малой группы. — М., 1991.-194с.

68. Крысько В.Г. Словарь-справочник по социальной психологии. – СПб.: Питер, 2003

69. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. — М., 1980.-390с.

70. Лабунская В.А. Невербальное поведение. — Ростов н/Д: Изд-во Ростовского ун-та, 1986.-135с.

71. Леонтьев А.А. Психология общения. — Тарту, 1974.-220с.

72. Линчевский Э.Э. Психологические аспекты взаимопонимания: Прогнозирование в процессе общения. — Л., 1982.-36с.

73. Ломов Б.Ф. Психические процессы и общение // Методологические проблемы социальной психологии. — М., 1975.-с.151-164.

74. Лутошкин А.Н.Эмоциональные потенциалы коллектива. — М., 1988.-128с.

75. Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2004.

76. Меграбян А. Психодиагностика невербального поведения. – СПб., 2001. – 256 с.

77. Межличностное восприятие в группе. /Под ред. Г.М.Андреевой, А.И.Донцова. — М., 1981.-294с.

78. Мелибруда Е. Я-Ты-Мы. Психологические возможности улучшения общения. — М., 1986.-254с. Методологические проблемы социальной психологии. / Под ред. Е.В. Шороховой. — М., 1975.-295с.

79. Методология и методы социальной психологии. / Под ред. Е.В. Шороховой. — М., 1977.-247с.

80. Методы исследования межличностного восприятия. /Под ред. Г.М. Андреевой, В.С. Агеева. — М., 1984.

81. Методы социальной психологии. /Под ред. Е.С.Кузьмина, В.Е. Семенова. — Л., 1977.-172с.

82. Милграм С. Эксперимент в социальной психологии. – СПб.; М.; Харьков; Минск, 2000.

83. Московичи С. Век толпы: Исторический трактат по психологии масс. — М., 1996.-296 с.

84. Назаретян А.П. Психология предкризисного социального развития// Психологический журнал. 2000. Т. 21. №1.

85. Новиков В.В. Социальная психология: феномен и наука. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.

86. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. — Л., 1979.-150с.

87. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. — Киев, Лыбидь, 1990.-191с.

88. Общение и оптимизация современной деятельности./Под ред. Г.М.Андреевой. — М., МГУ,1987.-301с.

89. Ольшанский Д.В. Психология масс. СПб.: 2001.

90. Омаров А.М. Управление: Искусство общения. — М., 1983.-237с.

91. Пайнс Э., Маслач К.Практикум по социальной психологии. – СПб.; М.;Харьков; Минск, 2000.

92. Панасюк А.Ю. Как убеждать в своей правоте: современные психотехнологии убеждающего воздействия. – М.: Дело, 2004. – 312 с.

93. Панкратов В.Н. Защита от психологическиго манипулирования. – М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2004. – 208 с.

94. Парыгин Б.Д. Общественное настроение. — М., 1966.-327с.

95. Парыгин Б.Д. Современное состояние и проблемы социальной психологии. — М., 1973.-63с.

96. Парыгин Б.Д. Социальная психология как наука. – СПб.: 1999.-263с.

97. Парыгин. Б.Д. НТР и личность: Социально — психологические проблемы. — М., 1978.-240с.

98. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. — М., 1982.-254с. 218с.

99. Петровский А.В. Социальная психология коллектива. — М., Просвещение, 1978.-176с.

100. Пиз А. Язык жестов: Увлекательное пособие для деловых людей. — Воронеж: 1993.

101. Платонов Ю.П. Социальная психология поведения. СПб.: Питер, 2006.

102. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. — М., 1979.-232с.

103. Почебут Л.Г. Организационная социальная психология. – СПб.: Речь, 2002. – 298 с.

104. Практикум по возрастной психологии / под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. – СПб., 2002. — с.

105. Практикум по общей, специальной, прикладной психологии/ под ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. – СПб., 2000. – 560 с.

106. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе. – М.:Эксмо-пресс, 2001. – 640 с.

107. Психология воздействия./ Под ред. А.А.Бодалева. — М., АПН СССР, 1989.-153с.

108. Рабочая книга практического психолога: технология эффективной профессиональной деятельности. — М., 1996.-400с.

109. Рабочая книга школьного психолога. /Под ред. И.В.Дубровской. — М., 1991.-302с.

110. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. – Самара, 2003. – 672 с.

111. Райх В. Психология масс и фашизм. – СПб.; М.: Университетская книга: СТ, 1997. – 379 с.

112. Рахматшаева В. Грамматика общения. — М., 1995.-188с.

113. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. — СПб., 1999.-416с.

114. Робер М.А. Психология индивида и группы. — М., 1988.-255с.

115. Руденский Е.В. Социальная психология. – М.: 2000.-224с.

116. Рудестам К. Групповая психотерапия. – СПБ.: Питер, 2001. – 384 с.

117. Ружичка И. Некоторые проблемы социальной психологии. — М., 1981.-215с.

118. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. — М., 1991.-127с.

119. Садохин А.П. Этнология. – М.: Гардарики, 2002.–206 с.

120. Самыгин С.И., СтоляренкоЛ.Д. Психология управления.. — Р/н/Д., 1997.-512с.

121. Свенцицкий А.П. Социальная психология управления. — Л., 1986.-176с.

122. Семечкин Н.И. Социальная психология – СПб.: Питер, 2004. – 376 с.

123. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. СПб.: Речь, 2003. – 255 с.

124. Смит М. ДЖ. Тренинг уверенности в себе. – СПБ.: Речь, 2002. – 244 с.

125. Собчик Л. Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. – СПб., 2003. – 624 с

126. Современная зарубежная социальная психология на Западе. Тексты. /Под ред. Г.М.Андреевой, 1984.-268с.

127. Современный язык жестов / авт.-сост. И.Н.Кузнецов. – М.: АСТ, 2006. – 448 с.

128. Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном общении. — М., 1992.-110с.

129. Социальная психология и этика делового общения: Учебное пособие /Под общ. ред. проф. В.Н. Лавриненко. — М., 1995.-160с.

130. Социальная психология классов. — М., 1985.-292с.

131. Социальная психология личности./ Отв. ред. М.И.Бобнева. — М.6 Наука, 1979.-344с.

132. Социальная психология. Учебное пособие для пед. институтов. — М., 1987.-224с.

133. Социальная психология: История. Эмпирические исследования./Под ред. Е.С. Кузьмина, 1979.-288с.

134. Станкин М.И. Психология общения: курс лекций. — М., 1996.-296с.

135. Столяренко Л.Д. Основы психологии. — Р/н/Д., 1997.-736с. Тейлор Ш., Пипло Л., Сирс Д. Социальная психология. – СПб Питер, 2004.

136. Теоретическая и прикладная социальная психология. /Под ред. Уледова А.К. — М., 1988.-333с.

137. Узнадзе Д.М. Психология установки. – СПб.: Питер, 2001. — 416 с.

138. Уледов А.К. Актуальные проблемы социальной психологии. — М., 1981.-93с.

139. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002.

140. Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. — М., 1988.-207с.

141. Харрис Томас А. Я о-кей — Вы о-кей. — Красноярск, 1993.-288с.

142. Хрестоматия по социальной психологии: Учебное пособие. /Сост. Кутасова Т. — М., 1995.-222с.

143. Чарквиани Д.А. Информация, противоречие и смена социальных установок. — Тбилиси: Мецинереба, 1980.-93с.

144. Шапарь В. Б., Тимченко А. В., Швыдченко В. Н. Практическая психология. Инструментарий. – Ростов н/Д., 2002.

145. Швал Ю.М. Одиночество: социально — психологические проблемы. — Киев, 1991.-210с.

146. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. – М.: 1995.-543с.

147. Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. – М.: 1994.-319с.

148. Шихирев П.Н. Современная социальная психология в Западной Европе: Проблемы методологии и теории. — М., 1985.-175с.

149. Шихирев П.Н. Современная социальная психология США. — М., 1979.-229с.

150. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. — М.; Екатеринбург, 2000.-229с.

151. Шмидт Р. Искусство общения. — М., 1992.-77с.

152. Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. – М.: 1992.-127с.

153. Щербатых Ю.В. Психология страха. Популярная энциклопедия. М.: 2001.

154. Этнические стереотипы мужского и женского поведения. / Отв. ред. А.К. Байбурин, И.С.Кон, — СПб., 1991.-318с.

155. Этнические стереотипы поведения. /Под ред. А.К. Байбурина. — Л., 1985.-325с.

Планы семинарских занятий

 

Занятие №1

Предмет социальной психологии

Цель:Систематизировать знания о социальной психологии как науке: ее предмете, месте в системе научного знания, получить представления о роли и значении социальной психологии в решении современных проблем человека и общества.

 

Основные понятия:социальная психология, психология, социология, общение, личность, социальная психика, индивидуальная психика, коллективная психика.

 

Подготовка к занятию:

 

1. Ознакомиться с рекомендуемой литературой, подготовиться к обсуждению вопросов:

— Место социальной психологии в системе научного знания.

— Общая психология и социология как «прародители» социальной психологии.

— Отсутствие единой трактовки предмета социальной психологии в современной психологической и социологической литературе.

— Роль и значение социальной психологии в решении современных проблем человека и общества.

2. Письменно выполнить следующее задание.

В литературе приводятся различные определения понятия «социальная психология» и дается перечень проблем, составляющих предмет социально-психологической науки, который у разных авторов тоже различается. Рассмотрите и законспектируйте суждения и аргументы авторов (Г.М. Андреевой, К.К. Платонова, Е.С. Кузьмина, Р.С.Немова и др.), проанализируйте и обоснуйте, какое определение предмета социальной психологии вам кажется наиболее точным, если исходить из прикладного значения этой науки?

 

Ход занятия.

  1. Проведение письменного опроса.
  2. Обсуждение вопросов.
  3. Подведение итогов занятия.

 

Литература.

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: 1997.
  2. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: 2002.
  3. Новиков В.В. Социальная психология: феномен и наука. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.
  4. Битянова М.Р. Социальная психология. М.: Международная пед. Академия, 1994. – 104 с.
  5. Крысько В.Г. Словарь-справочник по социальной психологии. – СПб.: Питер, 2003.
  6. Парыгин Б.Д. Современное состояние и проблемы социальной психологии. – М.: Знание, 1973. -63 с.

Занятие №2.

История возникновения и развития социально-психологических идей.

Цель: Изучить социально-исторические и конкретно- научные предпосылки становления социальной психологии как самостоятельной науки.

 

Основные понятия: рефлексология, психология народов, психология масс, социальная психика, инстинкт, групповая динамика.

 

Подготовка к занятию.

1.Прочитать рекомендуемую литературу, подготовиться к обсуждению вопросов:

— Философские истоки и предпосылки социально-психологической теории (идеи Платона об иррациональности поведения масс; идеи Аристотеля об общественных инстинктах, интегрирующих социум; концепция социальной детерминации развития личности в работах Гельвеция; теория исторического развития, развернутая в работах Гегеля).

— Выделение социальной психологии в самостоятельную область знаний. Первые попытки разработки социально-психологических теорий во второй половине19-начале 20в.

— Теоретические основы и задачи «психологии народов М.Лацаруса и Х.Штейнталя, развитие идей «психологии народов» В. Вундтом.

— Концепция подражания Г.Тарда.

— «Психология масс» Г. Лебона.

— Теория «инстинктов социального поведения» У.Макдугалла.

— Период экспериментального развития социальной психологии в 20в., программы построения экспериментальной социальной психологии Г.Олпорта и В.Меде.

— «Коллективная рефлексология» В.М.Бехтерева.

— «Теория поля» К.Левина и школа «групповой динамики».

 

2.Используя дополнительную литературу, подберите и законспектируйте материал, иллюстрирующий исторические предпосылки оформления социальной психологии в самостоятельную науку. Какие изменения происходили в мире на рубеже 19-20вв. в экономической, социальной и политической жизни? Каким образом эти изменения связаны с новым осмыслением жизни в контексте социальной психологии как науки?

 

Ход занятия.

1. Экспресс-опрос по теме.

2. Обсуждение вопросов.

3. Подведение итогов занятия.

 

Литература.

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 364 с.
  2. Андреева Г.М Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 2005. — 303 с.
  3. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия. – М.: Аспт Пресс, 2001. – 288 с.

 

  1. Андриенко Е.В. Социальная психология. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 264 с.
  2. Битянова М.Р. Социальная психология. — М.: Международная пед. Академия, 1994. – 104 с.
  3. Вундт В. Задачи и методы психологии народов // Социальная психология: Хрестоматия. М.: 1999.
  4. Новиков В.В. Социальная психология: феномен и наука. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.

 

 

Занятие №3.

Тема 1: Методология исследования малых групп

 

Основные понятия:малая группа, методологические принципы: принцип деятельности, принцип системности, принцип развития, первичные вторичные группы, формальные, неформальные группы, лабораторные, естественные, открытые, закрытые, группы членства, референтные группы, формально-статусное измерение групповой структуры, социометрическое измерение, коммуникативное измерение.

Задание:

  1. Прочитать соответствующий материал учебников, учебных пособий.
  2. Изучить рекомендуемую литературу. Сделать краткие записи по теме.
  3. Ответить на контрольные вопросы:
  • Назовите основные методологические принципы изучения групп.
  • Перечислите категории классификации малых групп.
  • Охарактеризуйте виды малых групп.
  • Перечислите функции малых групп.

Литература.

Обязательная.

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: 1997.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: 2002.

3. Кричевский А.Л, Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы.- М.: 2001.

4. Новиков В.В. Социальная психология: феномен и наука. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.

5. Платонов Ю.П. Социальная психология поведения. СПб.: Питер, 2006.

Дополнительная

1. Битянова М.Р. Социальная психология. М.: Международная пед. Академия, 1994. – 104 с.

2. Крысько В.Г. Словарь-справочник по социальной психологии. – СПб.: Питер, 2003.

3. Методологические проблемы социальной психологии. (Сборник статей)/ Отв. ред.Е.В. Шорохова. – М.: Наука., 1975. – 295 с.

4. Парыгин Б.Д. Современное состояние и проблемы социальной психологии. – М.: Знание, 1973. -63 с.

 

Тема 2: Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп

Цель:Ознакомление с методами диагностики социально-психологических явлений.

Применение стандартизированных диагностических методик, анализ и интерпретация результатов.

 

Задание:

1.Ознакомиться со списком рекомендуемой литературы и самостоятельно подобрать книги по психодиагностике развития личности и малых групп, содержащие методики.

2. Составить библиографический список этой литературы.

3. Выписать название методики и ее назначение:

диагностика социально-психологических особенностей личности (ценностно-смысловой сферы, мотивации, направленности, личности, интересов и профессиональной ориентации личности; самооценки, самоотношений и отношений; социально-психологической компетентности личности; статусно-ролевых характеристик личности; социальных чувств и эмоциональной сферы личности; самореализации).

диагностика групповых и межгрупповых явлений (интегральных характеристик малой группы; психологического климата в группе, конфликта в группе).

 

 

4. Провести следующие методики и интерпретировать результаты диагностики

· Тест Лири

· мотивации достижения (А. Мехрабиан)

· групповая сплоченность Сишора

 

Литература:

1. Александрова Ю. В. Методики диагностики отношений взрослого человека: роли, позиции, нравственная сущность. – М., 2001. – 96 с.

2. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб., 1999.

3. Елисеев О. П. Практикум по психологии личности. – СПб., 2000. – 560 с.

4. Меграбян А. Психодиагностика невербального поведения. – СПб., 2001. – 256 с.

5. Практикум по возрастной психологии / под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. – СПб., 2002. — с.

6. Практикум по общей, специальной, прикладной психологии/ под ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. – СПб., 2000. – 560 с.

7. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. – Самара, 2003. – 672 с.

8. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. В 2 кн. – М., 2000. – Кн.1 – 384 с.

9. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. В 2 кн. – М., 2000. – Кн.2 – 474 с.

10. Собчик Л. Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. – СПб., 2003. – 624 с.

11. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002.

12. Шапарь В. Б., Тимченко А. В., Швыдченко В. Н. Практическая психология. Инструментарий. – Ростов н/Д., 2002.

 

Тема 3: Проблемы лидерства и руководства в малой группе

Цель:Обобщить и закрепить знания по теме. Отработать навык подбора диагностических методик.

 

Основные понятия: лидерство, лидерство как центр групповых интересов, лидерство как проявление личностных черт, лидерство как искусство достижения согласия, лидерство как действие и поведение, лидерство как инструмент достижения цели или результата, лидерство как взаимодействие, лидерство как дифференциация ролей, лидерство как инициация или конструирование структуры группы, власть, руководство, ресурсы власти, стиль руководства, лидерские способности.

 

Задание.

  1. Изучить предложенную литературу.
  2. Составить реестр методик, направленных на диагностику лидерских качеств личности.
  3. Подобрать упражнения, ориентированные на развитие лидерских качеств личности.

 

Литература:

1. Андриенко Е.В. Социальная психология. – М.: 200.

2. Джоуэлл Л. Индустриально-организационная психология. – СПб.: 2001.

3. Занковский А.Н. Организационная психология. – М.: — 2002.

4. Кричевский А.Л, Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы.- М.: 2001.

5. Новиков В.В. Социальная психология: феномен и наука. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.

6. Платонов Ю.П. Социальная психология поведения. СПб.: Питер, 2006.

7. Энциклопедия психологических тестов -2. – М.: 2000.

Тема 4: Психология стихийного массового поведения.

Цель: систематизация и обобщение знаний о феноменологии и механизмах стихийного массового поведения.

 

Основные понятия: стихийное массовое поведение, толпа, циркулярная реакция, массовая паника, слухи, слухоустойчивая среда, суггестия, суггеренд, суггестор.

 

Задание.

  1. Повторите основные понятия.
  2. Используя дополнительную литературу, изучите следующий вопрос: «Массовая коммуникация, пропаганда и процесс убеждения».
  3. Заполните таблицу.

 

Типы стихийных групп Краткая характеристика Длительность существования
     
  1. Подготовить реферат по одной из предложенных тем.

— Понятие «коллективного бессознательного» в социальной психологии.

— Психологические проблемы политической социализации и поведения масс в ситуации выборов.

— Стихийные влияния и внеколлективное поведение.

— Состав, структура и формы массового сознания как предмет социально-психологического анализа.

 

Литература.

Обязательная:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: 2002.

2. Вундт В. Задачи и методы психологии народов // Социальная психология: Хрестоматия. М.: 1999.

3. Ольшанский Д.В. Психология масс. СПб.: 2001.

4. Платонов Ю.П. Социальная психология поведения. СПб.: Питер, 2006.

5. Щербатых Ю.В. Психология страха. Популярная энциклопедия. М.: 2001.

 

 

Дополнительная:

1. Назаретян А.П. Агрессивная толпа, массовая паника, слухи. – СПб.: Питер, 2003.

2. Назаретян А.П. Психология предкризисного социального развития// Психологический журнал. 2000. Т. 21. №1.

3. Райх В. Психология масс и фашизм. – СПб.; М.: Университетская книга:АСТ, 1997. – 379 с.

 

 

Методические рекомендации для студентов по выполнению

Самостоятельной работы.

Цель семинарских занятий – научить студентов самостоятельно анализировать учебную и научную литературу и вырабатывать у них опыт самостоятельного мышления по проблемам курса.

Как правило, семинары проводятся в виде:

— развернутой беседы – обсуждение (дискуссия), основанные на подготовке всей группы по всем вопросам и максимальном участии студентов в обсуждении вопросов темы семинара. При этой форме работы отдельным студентам могут поручаться сообщения по тому или иному вопросу, а также ставя дополнительные вопросы, как всей аудитории, так и определенным участникам обсуждения;

— устных докладов с последующим их обсуждением;

— обсуждения письменных рефератов, заранее подготовленных студентами по заданию преподавателя и прочитанных студентами группы до семинара, написание рефератов может быть поручено не одному, а нескольким студентам, тогда к основному докладчику могут быть назначены содокладчики и оппоненты по докладу.

В ходе самостоятельной подготовки каждый студент готовит выступления по всем вопросам темы. Сообщения делаются устно, развернуто, обращаться к конспекту во время выступления.

1. Изучить и законспектировать рекомендуемую литературу.

2. По каждому вопросу плана занятий подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).

Выступление на семинаре должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным.

Готовиться к семинарским занятиям надо не накануне, а заблаговременно. Самостоятельная работа студентов должна начинаться с ознакомления с планом семинарского занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару, рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала к семинару следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника. Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы.

Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы.

Уметь читать рекомендованную литературу не значит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.

План – это перечень вопросов, рассмотренных в источнике.

Выписки (тезисы) – это, как правило, письменное цитирование важных мест монографий, статей (другое) или краткое изложение мыслей автора.

Аннотация – краткое обобщение содержания работы (узловых, простых вопросов работы).

Конспект – наиболее сложная по форме запись, при составлении которой у студентов возникают наибольшие трудности. Составление конспекта вырабатывает навыки письменного изложения рассматриваемых вопросов, четко формулировать мысли и четко их излагать. Конспект произведения это его развернутые тезисы, которые содержат доказательства. Конспекты могут быть текстуальными и тематическими. В первом случае прослеживается план изложения материала, во втором – содержание темы.

Для конспектирования существуют следующие правила:

1. Прежде всего, обязательно указываются выходные данные источника или наименование произведения, год и место его издания, количество страниц.

2. Обязательно оставляется место для последующих уточнений и дополнений широкие поля конспекта.

3. Конспект структурно подразделяется на составные части в соответствии с планом.

4. Записывается только самое главное, ясным и четким почерком, сокращения слов следует избегать.

5. Необходимо выделять отдельные, наиболее важные положения (подчеркивать цветными карандашами, маркерами, выделять печатными буквами и т.п.).

6. В тематический конспект включаются выписки и тезисы из одного или нескольких произведений, посвященные одной и той же проблеме.

Самостоятельность студентов в овладении учебным материалом проявляется в творческом обсуждении этих вопросов во время аудиторных занятий высказывая свое мнение, анализируя прочитанное, подкрепляя учебный материал примерами из жизни, студенты глубже осмысливают и закрепляют его в памяти.

Проверка усвоения изученного материала также осуществляется в ходе семинаров. С этой целью преподаватели периодически проводят 10-15 мин. письменные контрольные работы. Они проводятся, как правило, по вопросам изучаемой на семинаре темы и студенты о них заранее не предупреждаются.

 

 

 

 

Примерный перечень вопросов к экзамену

1. Предмет и структура социальной психологии (определение роли и места социальной психологии в системе других наук).

2. История отечественной социальной психологии.

3. История зарубежной социальной психологии.

4. Методы социально-психологического исследования.

5. Методы социально-психологического воздействия.

6. Социализация личности и периодизация ее развития (стадии социализации).

7. Содержание процесса социализации.

8. Понятие социализации и адаптации личности.

9. Социально-психологическая характеристика личности.

10. Социально-психологическая диагностика и проблема прогнозирования социального поведения человека

11. Понятие гендерной роли, гендерные стереотипы и установки.

12. Формирование и изменение социальных установок личности. Свойства социальных установок.

13. Содержание, цели и средства общения.

14. Суггестия и контрсуггестия.

15. Социальная стереотипизация.

16. Межличностное общение: психологические механизмы восприятия и понимания (идентификация, эмпатия, рефлексия, каузальная атрибуция, ошибки каузальной атрибуции).

17. Невербальные средства общения: визуальные, акустические, тактильные и ольфаторные.

18. Конфликт, функции, структура и динамика конфликта.

19. Методы разрешения конфликтов.

20. Виды групп: условные и реальные, лабораторные и естественные, большие и малые, стихийные и устойчивые, становящиеся и развитые.

21. Классификация малых групп по дихотомической шкале (первичные и вторичные, формальные и неформальные, референтные и группы членства, временные и постоянные, организованные и неорганизованные, открытые и закрытые).

22. Психология малых групп. Основные параметры малой группы: композиция группы, структура группы, групповые процессы, групповая динамика.

23. Механизмы развития группы. Групповые эффекты: эффект социальной фасилитации, эффект принадлежности к группе, эффект Рингельмана, эффект синергии, эффект группомыслия, эффект конформизма, эффект фаворитизма, эффект маятника, эффект группового эгоизма, эффект пульсара, эффект бумеранга.

24. Понятие и сущность психологического климата.

25. Понятие роли и ролевого поведения в группе. Ролевая теория личности (Дж. Мид, Р.Лингтон).

Социальный статус. Социальная роль.

26. Структура группы: формальная и неформальная, социометрическая структура группы, ролевая структура группы, коммуникативная структура группы, структура социальной власти и влияния.

27. Параметры группы, на основе которых делается анализ группы, как коллективного субъекта (статус / позиция индивида в группе, социальная роль, групповые ожидания, групповые нормы, групповые санкции).

28. Групповые ожидания, групповые нормы, групповые санкции.

29. Динамические процессы в малой группе (процесс образования группы, феномен группового давления, процессы групповой сплоченности).

30. Феномен группового давления (внешняя и внутренняя конформность; конформисты, нонконформисты, коллективисты, негативизм в конформности).

31. Групповая совместимость. Проблема групповой сплоченности.

32. Личность в групповом процессе. Межличностные отношения в групповом процессе.

33. Эффективные способы управления малой группой.

34. Проблема лидерства в группе. Типы лидеров.

35. Содержание и структура больших социальных групп.

36. Виды больших социальных групп

37. Особенности психологии социальных классов.

38. Особенности этнических групп.

39. Понятие национальной психики. Факторы формирования национально-психических явлений.

40. Основные религиозные направления и их общая психологическая характеристика.

41. Характеристика стихийных групп: толпа, масса, публика, аудитория.

42. Механизмы воздействия в стихийных группах: заражение, внушение, убеждение, подражание, мода.

43. Типы толпы: пассивные толпы, активные толпы, агрессивные толпы; спасающиеся и панические толпы; стяжательская толпа, демонстрирующая толпа.

44. Формально-структурные характеристики толпы: величина, плотность, моторный показатель. Внутренняя структура толпы.

45. Психические особенности поведения человека в толпе: анонимность, однородность, внушаемость, слухи, психическое заражение, иррациональность.

 

 

 

Лист ознакомления

Должность ФИО Подпись Дата

Лист рассылки

Должность ФИО Подпись Дата