Методология науки как область научного познания.
Методология- система принципов организации исследования, на которые опирается исследователь в ходе получения конкретных знаний в той или иной области науки.
Метод-путь познания, опирающийся на некоторую совокупность ранее полученных знаний (широкий смысл).
Метод-способ (прием)т научного познания или практической деятельности узкий смысл).
Парадигма-совокупность научных установок, представлений, терминов (система идей).
Наука-особый вид познания, направленный на получение системных знаний (выявляет причинно-следственные связи).
Теория- учение, система идей или принципов, включающая обобщение, совокупность обобщённых положений, образующих науку.
Философия-научное знание о наиболее общих законах природы, общества и человеческого познания.
Науковедение-отрасль исследований, изучающая закономерности функционирования и развития науки, структуру и динамику научной деятельности, взаимодействие науки с другими соц. институтами и сферами жизни общества.
Мировоззрение-система “взглядов н объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также основные жизненные позиции”.
Наблюдение-целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности, обладающее признаками объективности и контролируемости за счет повторного наблюдения, либо применения иных методов исследования.
Эксперимент-это поставленный опыт, изучение явления в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий.
Структура методологического знания.
Структура методологического знания | |||
Уровень философской методологии | Уровень общенаучной методологии | Уровень конкретно-научной методологии | Уровень процедуры и техники исследования |
Мировоззренческая интерпретация результатов науки | Содержательные научные концепции (напр: концепции ноосферы В.И. Вернадского), универсальные концептуальные системы, методологические концепции-структурализм и т.д. | Философские и общенаучные принципы конкретизируются и преобразуются применительно к данной науке т той реальности, которая она изучает. | Нормы и требования к приемам ведения исследовательской и практической работы (исследовательская практика) |
ФИЛОСОФЫ | МЕТОДОЛОГИ | ПСИХОЛОГИ | ПРАКТИЧЕСКИЕ ПСИХОЛОГИ, ЭКСПЕРИМЕНТАТОРЫ |
Классификация методов психологии по В.Н. Дружинину:
Категория деятельности. Проблема ведущей деятельности.
Деятельность- динамическая система взаимодействий субъекта с внешним миром, в ходе которых человек сознательно, целенаправленно воздействует на объект, за счет чего он удовлетворяет свои потребности.
Функции деятельности (Э.Г. Юдин):
●Как объяснительный принцип |
●Как предмет объективного научного изучения |
●Как предмет управления |
●Как предмет проектирования |
●Как ценность в системах культуры |
Структура деятельности (А.Н. Леонтьев):
1. Мотив-деятельность | 2. Цель-действие | 3. Условие-операция | 4. Психофизиологическая функция |
Структура деятельности (В.П. Зинченко):
1. Мотив-деятельность | 2. Цель-действие | 3. Функциональное свойство-операция | 4. Предметное свойство-функциональный блок |
Характеристики:
Предметность | Субъектность | Осознанность | Целенаправленность | Социальность |
*предмет деятельности выступает двояко: 1-независимо существующий объект 2-образ предмета *мотив понимается, как предмет (А.Н. Леонтьев) *предметность деятельности-предметность образов, потребностей, эмоций, чувств | *субъект-тот, кто осуществляет свои действия и деятельность *субъектность-осознание человеком себя как носителя своих психологических качеств, сознания и самосознания | *принцип единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн) -мотивы деятельности могут быть осознанны, но в обычных условиях они не представлены в сознании *принцип единства сознания и деятельности (А.Н. Леонтьев) -образ (накопленные движения) и процесс его формирования | Уровни (А.Н. Леонтьев): *мотивационный (осознанность мотив деятельности: мотивы-цели и мотивы-смыслы) *целевой (побудители действий-цели, задача-цель действий) *операциональный (условия выполнения действий, которые не представлены в сознании) | *является опосредованной культурно-историческими формами *возникает дважды (Л.С. Выготский): 1-совместная 2-индивидуальная |
Категория общения.
Аспекты изучения общения (Л.П. Буева):
1) информационно-коммуникативный (общение рассматривается как вид личностной коммуникации, в ходе которой осуществляется обмен информацией) |
2) интеракционный (общение анализируется как взаимодействие индивидов в процессе кооперации) |
3) гносеологический (человек рассматривается как субъект и объект социального познания) |
4) аксиологический (общение изучается как обмен ценностями) |
5) «нормативный» (выявляются место и роль общения в процессе нормативного регулирования поведения индивидов, а также анализируется процесс передачи и закрепления норм реального функционирования в обыденном сознании стереотипов поведения) |
6) «семиотический» (общение описывается как специфическая знаковая система, с одной стороны, и посредник в функционировании различных знаковых систем — с другой) |
7) социально-практический (праксиологический) (общение рассматривается как обмен деятельностью, способностями, умениями и навыками) |
3 точки зрения в рассмотрении общения:
ФИЛОСОФИЯ | СОЦИОЛОГИЯ | ПСИХОЛОГИЯ |
*актуализация существующих общественных отношений | *способ осуществления внутренней эволюции или поддержания статус-кво социальной структуры общества, социальной группы | *специфическая форма деятельности; самостоятельный процесс взаимодействия, необходимый для реализации других видов деятельности человека |
Основные трактовки общения:
1) общение-вид самостоятельной человеческой деятельности | 2) общение-атрибут других видов человеческой деятельности (процесс передачи/приема информации) | 3) общение-взаимодействие субъектов (субъект-субъектное взаимодействие) |
Основные процессы коммуникативной деятельности (Г.М. Андреева):
Типы коммуникативной деятельности (А.А. Леонтьев):
1) личностно-ориентированный:
*диктальное общение (общение, связанное с тем или иным предметным взаимодействием)
*модальное общение (психологические взаимоотношения собеседников)
2) социально-ориентированный
Структурные компоненты общения (Е.В. Руденский):
●предмет общения — это другой человек, партнер по общению как субъект; |
●потребность в общении — это стремление человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью — к самопознанию, к самооценке; |
●коммуникативные мотивы — это то, ради чего предпринимается общение; |
●действия общения — это единицы коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку (два основных вида действий в общении — инициативные и ответные); |
●задачи общения — это та цель, на достижение которой в конкретной коммуникативной ситуации направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения; |
●средства общения — это те операции, с помощью которых осуществляются действия общения; |
●продукт общения — это образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения. |
Парадигма. Естественнонаучная и гуманитарная парадигма в психологии.
Парадигма—система основных научных достижений (А.С. Никифоров)
Критерий для сравнения | ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ПОЗИТИВИСТСКАЯ, ОБЪЕКТНАЯ, РЕАКТИВНАЯ | ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ, СУБЪЕКТНАЯ, АКТИВНАЯ, ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКАЯ | ||
форма парадигмы | начальная | развитая | начальная | развитая |
наименование формы | эмпиризм | экспериментализм | персонализм | трансперсонализм |
приблизительные античные аналоги (о душе) | античные материалисты (Милетцы, Демокрит, Эпикур) (душа – это материя) | античные рационалисты (Элейцы, Гераклит, пифагорейцы) (душа – это гармония бытия материи) | античные идеалисты (Сократ, Платон) (душа – это идеальный объект, сущность материи) | античные софисты (Протагор, Горгий) (душа – источник развития) |
душа, сознание психика | материальный объект | внутренний порядок материи | идеальный объект | субъект |
ключевой вопрос | что же существует реально, вне человеческих иллюзий? | почему то, что существует, существует именно таким образом? | что же является сущностью бытия (мира, человека, познания)? | почему, и каким образом мир, человек, познание стремятся к сущности бытия? |
проблема исследования | противоречие в существующих данных | отсутствие закона объясняющего феномен | отсутствие непротиворечивого описания, позволяющего понять личность | отсутствие возможности непротиворечивого описания и объяснения психики |
объект исследования | мир, человек, группа, общество (наблюдаемое) | отношение мыслимой модели мира к реальной (фиксируемое) | роль личности в мироздании, личность, культура, сознание как социальный феномен (мыслимое, переживаемое) | роль психического в мироздании, психика, сознание как индивидуальный феномен (осознаваемое) |
предмет исследования | реакции | закономерности поведения | свойства личности | особенности содержания и организации сознания, психики |
примеры понимания предмета исследования на материале одного высказывания | в интроспективном отчете «я вижу зеленое» изучать следует связь между «ощущением зеленого» и «зеленым объектом», связь между «зеленым объектом и его называнием», «при каких условиях я вижу зеленое?», «каким еще зеленое бывает?» | в интроспективном отчете «я вижу зеленое» изучать следует «почему я вижу именно зеленое?», могу ли я видеть что-то другое?», «действительно ли мое «зеленое» является зеленым для всех?» | в интроспективном отчете «я вижу зеленое» изучать следует «ощущение зеленого», «что именно во мне такого, что позволяет мне ощущать зеленое?», «в чем сущность меня-видящего-зеленое?», «зачем я вижу зеленое?» | в интроспективном отчете «я вижу зеленое» изучать следует «почему, каким образом, с какой целью я смотрю именно на зеленое?», «чем обусловлен мой выбор видеть зеленое?», «что в «зеленом» человеческого?» |
методологическая «склонность» | сенсуализм (опора в познании на чувственный опыт) | рационализм (опора в познании на разум) | иррационализм (опора в познании на эмоционально-чувственный опыт или веру) | релятивизм и мистицизм (опора в познании соответственно на принцип относительности и интуицию) |
тип модели для концептуализации | реактивная (пассивная) | эффектационная (конечная) | гипотермическая (односторонняя) (монистическая) | акциональная (активная) |
человек | объект | система | личность | субъект, индивидуальность |
личность | конкретный человек или художественное понятие | совокупность системных свойств человека определяющих характер его поведения | высшая форма развития человека, где «Я» — развитая личность, вершина личности | все социальное в человеке (противостоящее подлинному «Я») |
воздействие | провоцирующее | императивное | манипулятивное | развивающее |
форма активности человека | подражание | проверка гипотез | освоение и обогащение социального опыта | самовыражение |
главные источники развития | наследственность, среда | сочетание факторов, условий | активность личности | активность субъекта |
форма развития | адаптация | эволюция | самоактуализация | совершенствование |
условия эффективного, оптимального развития | хорошая наследственность, благоприятная среда | адекватное сочетание факторов, условий | удовлетворение иерархии потребностей | постановка целей, открытие ресурсов |
приоритеты в исследовании | точно установленные факты о поведении, физиологические основы поведения | закономерности адаптации, содержание поведения | индивидуальные особенности в содержании и механизмах функционирования личности | внутренние ресурсы позволяющие обогатить содержание и усовершенствовать механизмы функционирования психики |
методы исследования | статистически ориентированные, корреляционные | эксперимент | эмпатийное наблюдение, беседа, интроспекция, понимание | феноменологическая редукция, герменевтическое истолкование |
роль психолога | руководство коррекцией | управление развитием | вооружение человека необходимыми знаниями, умениями | помощь в развитии способностей |
методы психологической помощи | разрядка, релаксация, переключение внимания | изменение ролей, суггестивная терапия | коррекция жизненных целей, смыслов, переживаний | психокоррекция творческим самовыражением |