Контрольная работа — Рекомендации по профессиональному консультированию

ИГА — 020400″Психология» 6 семестр (заочное обучение 3 года).

Психологический факультет специальность «Психология»

контрольная работа по дисциплине «СПЕЦПРАКТИКУМ»

Тема: «Рекомендации по профессиональному консультированию»

Целью данной контрольной работы является изучение понятия психологическое консультирование, определение его форм и видов, анализ свойств и особенностей консультирования в профессиональной сфере.

Контрольная работа – 12стр. 2009 год

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение

Основные формы консультирования

Рекомендации профессиональному консультированию

Заключение

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Под психологическим консультированием понимают вид психологической помощи,  направленной на совместную работу с клиентом, в результате которой клиент оказывается способным решить возникшие у него проблемы психологического плана. Исходя из такого понимания, можно рассматривать профессиональное консультирование, как особый вид психологического консультирования. Отличительной особенностью профессиональное консультирование  является то, что проблемы клиента так или иначе связаны с его профессиональным самоопределением и развитием карьеры, профессиональной  деятельностью и поведением на рабочем месте, поиском или потерей работы. Профессиональное  консультирование – это вид психологической помощи, направленной на согласование индивидуальных профессиональных  возможностей и потребностей клиента с интересами организации или рынка труда, в результате которой происходит профессиональное самоопределение клиента,  формируется или совершенствуется его профессиональный план, вносятся продуктивные изменения в его профессиональную деятельность и поведение.

Основные формы консультирования

Психологическое консультирование — это есть специфические отношения между двумя людьми, при которых один человек (консультант) помогает другому человеку (клиенту) помочь самому себе. Это способ общения, позволяющий человеку (клиенту) изучать свои чувства, мысли и поведение, чтобы прийти к более ясному пониманию самого себя, а затем открыть и использовать свои сильные стороны, опираясь на внутренние ресурсы для более эффективного распоряжения своей жизнью через принятие адекватных решений и совершение целенаправленных действий. На мой взгляд, такое определение наиболее удачно отражает суть, характер и содержание этого вида психологической помощи.

8 стр., 3913 слов

1. Консультирование плачущих клиентов

... Консультирование тревожных клиентов. 2. Консультирование при страхах и фобиях. 3. Консультирование при переживании вины. 4. Консультирование клиентов с депрессией. 5. Консультирование клиентов с суицидальными намерениями. 6. Консультирование клиентов с зависимостями (гемблинг). 7. Консультирование клиентов ... педагогический, психологический, психиатрический, организационно-профессиональный. Как вы ...

Более кратко психологическое консультирование — это внелечебная психологическая помощь, оказываемая специалистами здоровым людям с целью коррекции отношений и повышения качества жизни. Консультирование — широко распространенный сегодня и один из основных инструментов в области интеллектуальных технологий. Консультативная практика применяется в любой сфере, где используются психологические знания: в организациях и управлении, в медицине и психотерапии, в педагогике и образовании, в кадровой и менеджерской работе. В настоящее время в каждой из этих областей накоплен значительный потенциал знаний и опыт практического использования различных техник консультирования, который может быть полезен для специалистов других сфер практики.

Следствием такого понимания консультирования является построение отношений взаимного сотрудничества психолога со своим клиентом во время психологической консультации, основанные на взаимном доверии и уважении, на равенстве и взаимной открытости. В этом отличие от отношений врачебной помощи, в которых врач всегда лучше знает, в чем состоит проблема пациента и как ее лечить, поэтому не спрашивает согласия пациента на выбор стратегии лечения, применение определенных методов и средств, и не объясняет пациенту их сути, оснований своего выбора и причин своего решения. Врач выбирает стратегию лечения, а пациент лишь ее исполняет.

Личность психолога — один из наиболее важных факторов психологической работы и изменений в жизни клиента. Слово «консультация» происходит от латинского «consulto» — совещаться, заботиться. Психолог должен уметь создать атмосферу безусловного уважения и эмоционального тепла, изначального доверия и понимания, принятия индивидуальности человека, ценить уникальность его внутреннего мира, не давать оценок услышанному, обладать душевной отзывчивостью, способностью сопереживать и сочувствовать и внутренней потребностью быть полезным для клиента. И, конечно, психолог должен обладать соответствующей квалификацией, так как он должен сохранять при этом способность к анализу и выявлению тех факторов, которые приведут клиента к желаемому положительному результату.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ

4 стр., 1531 слов

ЭТАПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА

... период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности. Он пронизывает весь жизненный путь человека. Пиком этого процесса, переломным моментом в жизни является акт выбора профессии. ...

Профессиональное консультирование как один из видов деятельности психолога представляет собой оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества. Профессиональная консультация включает в себя профессиональную ориентацию.

Важнейшими направлениями профессиональной ориентации являются:

– профессиональная информация – ознакомление человека с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями организаций в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности;

– профессиональный подбор – предоставление рекомендаций человеку о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его особенностям, на основе результатов диагностик;

– профессиональный отбор – определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (рабочему месту, должности) в соответствии с требованиями, предъявляемыми со стороны данной профессии, рабочего места или

Профессиональное самоопределение — это важная составляющая личностного развития человека. Даже высокая зарплата не заменит человеку возможности заниматься любимым делом.

Проявлениями критериев сформированности готовности к профессиональному самоопределению являются:

когнитивный – степень представления об индивидуальных психофизиологических качествах; степень ознакомления с содержанием избираемой профессиональной деятельности; степень информированности о возможности получения консультации у специалистов профориентаторов о путях необходимого образования, местах работы: степени информированности учащихся об общих профессионально важных качеств и специальных данной профессиональной сфере.

мотивационно-потребностный – характер мотивации и активности; осознание личной и общественной значимости будущей профессии; связь интересов с ценностными ориентациями; интенсивность эмоциональных переживаний, волевых усилий, внимания.

деятельносто-практический – способность соотнесения своих индивидуальных особенностей и профессиональных требований данной профессии; владение основными приемами работы.

Основные проблемы, с которыми можно столкнуться в профконсультировании:

23 стр., 11457 слов

Определение психологических особенностей профессиональной идентичности ...

... личностных характеристик, обеспечивающих ориентацию в мире профессий, более полно реализовывать личностный потенциал в профессиональной деятельности, а также прогнозировать возможные последствия профессионального выбора. Следует также остановиться на рассмотрении ... Югорска, Тюменской области. Общий объем выборки 61 человек в возрасте от 23 до 55 лет, имеющие стаж работы 1-5 лет, 6-10 лет, 11 ...

Понимание, что эта профессия выбрана неверно, и человек только зря тратит силы и время.

Нет желания работать по уже полученной специальности.

Есть опыт работы, но профиль не востребован.

Выбор места работы после вуза

Неудачное прохождение собеседований.

Неуспешность профессиональной деятельности, связанная с личностными качествами.

Желание узнать свои сильные и слабые стороны и, в результате, повысить свою эффективность.

Таким образом, в профориентационном консультировании взрослых психологу, с одной стороны, приходиться решать у клиента личностные проблемы: пассивность и заниженная самооценка явно не способствует успешной профессиональной реализации. Кроме того, человек может находиться в состоянии стресса в связи с потерей работы (увольнение, сокращение штатов, переезд на другое место жительства, выход из затянувшегося декретного отпуска и т.д.).

Поэтому консультация может включать в себя элементы психотерапии: нужно помочь человеку поверить в себя, разобраться в своих проблемах. С другой стороны, к профконсультанту обращаются и с вопросами практического порядка: это и выбор профессии, выбор образования — высшего или дополнительного, и решение проблемы трудоустройства, и определение с конкретной должностью в рамках одной профессии. Поэтому профконсультанту важно ориентироваться в рынке труда: насколько востребована та или иная профессия, уровень оплаты и т.п.

Профориентационная консультация проходит таким образом: сначала клиент проходит психологическое тестирование, потом с ним беседует психолог. Результаты тестирования используют как основу для будущей консультации. Поэтому для получения точных и достоверных результатов следует применять лишь хорошо обоснованные и проверенные методики. Профессиональные диагносты рекомендуют использовать пакет из 3 -4 взаимодополняющих друг друга методик.

Необходимо учитывать и другие сведения о человеке: успехи в учебе, интересы, увлечения, склонности, семейная ситуация и многое другое. Эту информацию можно получить только из беседы. Сам процесс беседы можно разделить на несколько этапов. Вначале — знакомство с клиентом: важно с первых минут встречи установить контакт, проявить заинтересованность и доброжелательность. Далее — подробно рассказать о результатах тестирования. Задача консультанта состоит в том, чтобы выявить базовые свойства личности: ведущие потребности, стиль межличностных отношений, стиль принятия решений, стрессоустойчивость и, учитывая эти качества, дать основные рекомендации по улучшению деятельности. Сами рекомендации должны быть реалистичны и конкретны, корректны и неэмоциональны. Предоставлять информацию нужно в позитивном виде, доступным языком, делая акцент на потенциальных возможностях клиента.

Далее сравнить с психограммой — это список психологических профессионально-важных качеств работника, влияющих на его эффективность в процессе достижения профессионально значимого результата. И, наконец, по результатам тестирования и собеседования определить приемлемый круг профессий, дать подробную информацию об учебных заведениях, где готовят специалистов в интересующей области. При необходимости можно и порекомендовать те или иные программы личностного развития, определенного рода тренинги: по улучшению коммуникативных навыков, по принятию решений.

2 стр., 772 слов

Индивидуальное консультирование по выбору профессии

... психологического стресса, который может привести к образованию физиологических симптомов и растройств. Индивидуальное консультирование по выбору профессии ... Собчик теория ведущих тенденций, согласно которой основу личностного фактора составляет одна или несколько ведущих ... работе, диагностике обучаемости и деловых качеств личности. Цветовой тест Люшера Цветовой тест Люшера - это психологический ...

В профориентационном консультировании более эффективным будет целостный подход к личности. Приходя на консультацию, человек порой надеется, что ему выберут «подходящую» профессию — дизайнер, бухгалтер, менеджер и т.д. Нужно ему объяснить, что только лишь по названию трудно судить о будущей работе: организации разные, должностные обязанности в рамках одной и той же профессии могут отличаться. Лучше предоставить список профессий, которые находятся в рамках психологически сходных видов деятельности — пусть будет возможность выбора.

С другой стороны, жизненные обстоятельства могут связать человека с мало подходящей ему профессией, но тем не менее в рамках уже имеющейся профессии можно обозначить эффективные направления, можно занять свою нишу и найти точку приложения для имеющихся знаний и навыков, Важно, какая именно карьерная ориентация предпочтительна: это может быть стремление к предпринимательской деятельности, или к должностному росту, к статусу. А кто-то считает необходимым оттачивать профессиональные навыки — все зависит от мотивации.

Из вышеизложенного можно сделать выводы о том, что профориентационная деятельность включает в себя большую и трудоемкую работу.

А теперь несколько примеров:

Пример 1. Светлана М. Работает заместителем директора в агентстве по организации праздников. Обратилась к профконсультанту, потому что возникли сомнения в выбранной профессии. Данные психологического тестирования: тип личности эмоционально-лабильный. Интуитивный стиль мышления, интеллект выше среднего. Личностные характеристики: целеустремленность, выраженная активность, энергичность, умение отстаивать свои интересы, артистичность, коммуникабельность, умение убеждать окружающих и увлечь своими идеями. Общие рекомендации: вид деятельности, позволяющий проявить артистичность и быть в центре внимания. Работа, дающая возможность обширных контактов, эмоциональной вовлеченности, позволяющая самостоятельно принимать решения, связанная со свободой творческого выбора. Клиентка в процессе беседы убедилась, что ее личностные характеристики вполне востребованы для работы и в результате осталась очень довольна.

Пример 2. Марина К. Обратилась к психологу с просьбой помочь выбрать профессию. Данные психологического тестирования: стиль мышления аналитический со склонностью к обобщениям, интеллект выше среднего. Тип личности сензитивный, интровертированный. Личностные характеристики: впечатлительность, самокритичность, глубина переживаний, недостает предприимчивости, умения отстоять свою позицию. Общие рекомендации: исполнительский стиль работы, не связанный с частым и интенсивным общением, повышенной ответственностью, стрессами. Иногда личностные данные клиента не соответствуют его запросам. В ходе беседы выяснилось, что у Марины сложился свой идеальный образ «Я» — деловой женщины: решительной, целеустремленной, удачливой, что не вполне соответствовало действительности. Поэтому в списке предложенных профессий подходящей для себя она не нашла.

10 стр., 4737 слов

Психологическая служба Microsoft Office Word

... происхождения, которые неразрывно связаны с личностными особенностями родителей, неправильным воспитанием и нарушенными отношениями в семье". В психологическую литературу понятие психического здоровья стало ... и долговременной активности в сферах социальной практики. 5) Количественно-качественную характеристику состояния жизнедеятельности человека и социальной общности. Здоровье отдельного человека ...

Пример 3. Анна Б. Работает секретарем, образование среднее. Обратилась в связи с неудовлетворенностью работой («я считаю, что я способна на большее»).

Данные психологического тестирования: Стиль мышления конкретный, интеллект на уровне средних результатов. Личностные характеристики: ответственность, дисциплинированность, умение разрешить конфликт, доброжелательность, отзывчивость, отсутствие амбиций, соревновательности. Общие рекомендации: личностные характеристики востребованы для актуального направления работы и принципиально менять род занятий нецелесообразно. Можно рекомендовать повышение квалификации внутри должности (дополнительные курсы, тренинги) с сохранением основных рабочих функций и привычного круга обязанностей.

 Коррекционная работа профконсультанта проводиться на уровне профессиональных предпочтений, ожиданий, представлений о профессиональных перспективах консультируемого, некоторых социальных установок. Она включается в процесс консультирования и не имеет определённого алгоритма.

Выбор профессии – важный шаг в жизни каждого человека. Профессия человека своего рода судьба, поэтому стоит потратить время, чтобы основательно и заблаговременно ее планировать.

Чтобы профессиональная консультация дала нужные результаты, она должна быть непрерывным процессом, проводиться в системе, состоять из ряда взаимосвязанных этапов.

                                          ЗАКЛЮЧЕНИЕ

7 стр., 3142 слов

Отличия между психологическим консультированием и немедицинской психотерапией

... не будем подробно останавливаться на данном вопросе. В целом, отличия между психологическим консультированием и немедицинской психотерапией заключаются в уровне консультативного взаимодействия, на который решается пойти клиент и ...

Психологическое консультирование – это проведение анализа психического состояния клиента или пациента с использованием различных методов психологической диагностики (интервьюирования, экспериментов и пр.) с предоставлением ему объективных данных и научных интерпретаций их результатов, которые должны способствовать разрешению стоящих перед человеком общежитейских проблем, формированию новых представлений о различных подходах к решению психологических проблем, вариантах их предотвращения и методах психологической защиты и компенсации, а также расширению его психологической культуры и личностному росту.

Таким образом, консультирование охватывает, во-первых, диагностический процесс и способствует определению нормального или аномального развития человека, наличия или отсутствия психопатологической симптоматики; во-вторых, процесс информирования индивида о структуре его психической деятельности и индивидуально-психологических особенностях, благоприятных и потенциально патогенных жизненных ситуациях; в-третьих, процесс обучения навыкам психологической защиты, аутотренинга и иных способов нормализации собственного эмоционального состояния.

Наиболее известными методиками, которые относятся к способам психологического консультирования, являются: патогенетическая психотерапия, рациональная психотерапия, логотерапия, психология самореализации, позитивная психотерапия, когнитивная терапия, рационально-эмотивная психотерапия, психотерапия «здравым смыслом».

               СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ

Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М., 1994.  С.133.

Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. — Изд. 2-е. — М.: Независимая фирма «Класс», 1999. — 208 с.

Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М., 1999.  С.240.

Абрамова Г.С. Практическая психология: Введение в практическую психологию.  Екатеринбург, 1997.  С.368.

Столин В.В., Бодалев А.А. Семья в психологической консультации. М., 1989.

Горностай П.П., Васьковская С.В. Теория и практика психологического консультирования: Проблемный подход. Киев, 1995. С.128.

Раздуев В.А., Костин Г.В. Психологическое консультирование в вузе:   Учебное пособие. М., 1996. С.50.

Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. М., 1998.  С.109.

3 стр., 1088 слов

Трансперсональный подход в практике психологического консультирования ...

... Факультета Международного Института Изучения Сознания и Психотерапии (Фрайбург, Германия), член-корреспондент Международной Академии Психологических Наук и Балтийской Педагогической Академии, автор ... работу специалиста. Цель программы - усовершенствование этого инструмента, наработка психологических и профессиональных компетенций, развитие креативности, повышение успешности, интенсификация процессов ...

Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. М., 1996.  С.128.

Немов Р. С. Основы психологического консультирования: Учеб. для студ. педвузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 394 с.

Джейкобс Д., Дэвид П., Мейер Д. Дж. Супервизорство: Техника и методы корректирующих консультаций. С.-Пб., 1997.  С.235.

Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 464с.

Пахальян В.Э. Психологическое консультирование: Учебное пособие.– СПб.: Лидер, 2006. – 256с.