Педагог-психолог
Должностные обязанности
Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся, воспитанников в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях.
Содействует охране прав личности в соответствии с Конвенцией о правах ребёнка.
Способствует гармонизации социальной сферы образовательного учреждения и осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации.
Определяет факторы, препятствующие развитию личности обучающихся, воспитанников и принимает меры по оказанию им различных видов психологической помощи (психокоррекционного, реабилитационного, консультативного).
Оказывает консультативную помощь обучающимся, воспитанникам, их родителям (лицам, их заменяющим), педагогическому коллективу в решении конкретных проблем.
Проводит психологическую диагностику; используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.
Проводит диагностическую, психокоррекционную реабилитационную, консультативную работу, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий.
Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации педагогического коллектива, а также родителей (лиц их замещающих) в проблемах личностного и социального развития обучающихся, воспитанников. Ведёт документацию по установленной форме, используя её по назначению.
Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учётом индивидуальных и половозрастных особенностей обучающихся, воспитанников, в обеспечении уровня подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным образовательным требованиям.
Способствует развитию у обучающихся, воспитанников готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения.
Осуществляет психологическую поддержку творчески одарённых обучающихся, воспитанников, содействует их развитию и организации развивающей среды.
Психологическая помощь детям с задержкой психического развития ...
... при различных формах проявляются по-разному. Психологические параметры задержки психического развития Формы ЗПР Клинико-психологические проявления Нейропсихологические особенности Психо- физический ... неярко выраженными интеллектуальными нарушениями, а также замедленное развитие интеллектуальных процессов. Клинико-психологическая структура каждого варианта ЗПР отличается своеобразным соотношением ...
Определяет у обучающихся, воспитанников степень нарушений (умственных, физиологических, эмоциональных) в развитии, а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию.
Участвует в формировании психологической культуры обучающихся, воспитанников, педагогических работников и родителей (лиц их заменяющих), в том числе и культуры полового воспитания.
Консультирует работников образовательного учреждения по вопросам развития обучающихся, воспитанников, практического применения психологии для решения педагогических задач, повышения социально-психологической компетентности обучающихся, воспитанников, педагогических работников, родителей (лиц, их заменяющих).
Анализирует достижение и подтверждение обучающимися уровней развития и образования (образовательных цензов).
Оценивает эффективность образовательной деятельности педагогических работников и педагогического коллектива, учитывая развитие личности обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.
Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим).
Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса.
Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
Должен знать:приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Декларацию прав и свобод человека; Конвенцию о правах ребёнка; нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда, здравоохранения, профориентации, занятости обучающихся, воспитанников и их социальной защиты; общую психологию; педагогическую психологию, общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику; основы дефектологии, психотерапии, сексологии, психогигиены, профориентации, профессиоведения и психологии труда, психодиагностики, психологического консультирования и психопрофилактики; методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения; современные методы индивидуальной и групповой профконсультации, диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребёнка; методы и приемы работы с обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья; методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; основы работы с персональным компьютером, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.
9 стр., 4500 слов
Управление конфликтными ситуациями и развитие организации
... состоит в том, что возникло противоречие между способами управления конфликтами и развитием организаций. Цель курсовой работы – проанализировать основные причины и формы организационных конфликтов, возникающих в деятельности ... на протяжении всей своей сознательной жизни связан с теми или иными организациями, являясь их работником или вступая с ними в контакт, большую часть своего времени проводит ...
Требования к квалификации
Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология» без предъявления требований к стажу работы.
Психолог
Должностные обязанности.
Изучает влияние психологических, экономических и организационных факторов производства на трудовую деятельность работников предприятия, учреждения, организации в целях разработки мероприятий по улучшению их условий труда и повышения эффективности работы.
Выполняет работу по составлению проектов планов и программ социального развития, определению психологических факторов, оказывающих влияние на работающих.
Проводит совместно с физиологом обследования индивидуальных качеств работников, особенностей трудовой деятельности рабочих и служащих различных профессий и специальностей, а также связанные с профессиональным подбором, проверкой психологических условий труда, выявлением интересов и склонностей, удовлетворенностью трудом.
Участвует в экспериментах по определению влияния условий труда на психику работающих.
Анализирует трудовые процессы и психологическое состояние работника во время работы.
Совместно с социологом и другими специалистами участвует в определении задач социального развития. Осуществляет выбор наиболее актуальных вопросов и проблем, требующих решения (текучесть кадров, нарушения трудовой дисциплины, малоэффективный труд), определяет пути устранения причин, их вызывающих.
Разрабатывает профессиограммы и детальные психологические характеристики профессий рабочих и должностей служащих, определяемые влиянием производственной среды на нервно-психическое напряжение работающего, дает рекомендации относительно условий оптимального использования личных трудовых возможностей человека с учетом перспективы развития его профессиональных способностей.
Участвует в осуществлении мер по производственной и профессиональной адаптации молодых рабочих и специалистов.
Подготавливает рекомендации и предложения по внедрению результатов психологических исследований в практику, а также мероприятия по конкретным направлениям совершенствования управления социальным развитием, способствующие организации оптимальных трудовых процессов, установлению рациональных режимов труда и отдыха, улучшению морально-психологического климата, условий труда и повышению работоспособности человека, осуществляет контроль за их выполнением.
Анализирует причины текучести кадров, подбор и их расстановку, исходя из требований организации труда и управления производством, разрабатывает предложения по обеспечению стабильности кадров, принятию необходимых мер по адаптации работников.
Социальная работа с гражданами без определенного места жительства
... ориентирами. В данной работе прослеживается генезис профессионального нищенства от своих ... - совершать планомерный обход домов состоятельных граждан, уже известных своей благотворительностью. «Стреляли» вдвоем. ... образования, их социализация проходила в иное историческое время – но их патогенные качества, ценностные ориентации, асоциальное поведение имеют ту же этиологию, что и у профессиональных ...
Принимает участие в формировании трудовых коллективов, в проектировании систем организации труда (организации рабочего времени, рационализации рабочих мест) с учетом психологических факторов и эргономических требований. Консультирует руководителей предприятия, учреждения, организации по социально-психологическим проблемам управления производством и социального развития коллектива, а также работников, занимающихся кадровыми и трудовыми вопросами.
Должен знать: постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы, относящиеся к вопросам практической психологии; психологию труда и управления, инженерную и социальную психологию; методы изучения психологических особенностей трудовой деятельности работников; технические средства, применяемые при изучении условий труда; передовой отечественный и зарубежный опыт работы психологов; основы технологии производства; основы экономики, организации производства, труда и управления; основы профориентационной работы; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила и нормы охраны труда.
Требования к квалификации.
Психолог I категории: высшее профессиональное (психологическое) образование и стаж работы в должности психолога II категории не менее 3 лет.
Психолог II категории: высшее профессиональное (психологическое) образование и стаж работы в должности психолога не менее 3 лет.
Психолог: высшее профессиональное (психологическое) образование без предъявления требований к стажу работы.
Медицинский психолог
Должностные обязанности.
Проводит работу, направленную на восстановление психического здоровья и коррекцию отклонений в развитии личности больных. Выявляет условия, препятствующие или затрудняющие гармоническое развитие личности больного.
Осуществляет работу по психопрофилактике, психокоррекции, психологическому консультированию больных, вследствие чего оказывает помощь больным и их родственникам в решении личностных, профессиональных и бытовых психологических проблем.
Проводит психодиагностические исследования и длительные диагностические наблюдения за больными, уделяя особое внимание лицам, имеющим факторы риска психических расстройств.
Совместно с лечащим врачом разрабатывает развивающие и психокоррекционные программы с учетом индивидуальных, половых и возрастных факторов больных. В
ыполняет работу по профориентации больных с учетом их пожеланий, способностей и ситуационных возможностей.
Проводит работу по обучению медицинского персонала вопросам медицинской, социальной психологии и деонтологии.
Оценивает по состоянию здоровья больного эффективность проводимых психологических, лечебных и профилактических мероприятий.
Проводит санитарно-просветительную работу среди больных и их родственников по укреплению здоровья и профилактике заболеваний, пропаганде здорового образа жизни.
Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения, оказания психиатрической помощи и гарантии прав граждан; Декларацию прав и свобод человека; медицинскую психологию (нейропсихологию, патопсихологию, психологию личности, общую и дифференциальную психологию, возрастную психологию, психотерапию, психогигиену, психодиагностику, психопрофилактику); методы психологического консультирования; методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения; методы диагностики и коррекции нормального и аномального развития личности; психологию труда; деонтологию; психологию профессионального общения; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности.
18 стр., 8960 слов
Особенности социальной работы с пожилыми инвалидами
... граждан по направлениям бюро в случаях, требующих применения социальных методов обследования; - формирует и корректирует индивидуальные программы реабилитации инвалидов ... степень утраты профессиональной трудоспособности работников, получивших увечье, профессиональное заболевание либо ... специалист по социальной работе и психолог. Кроме ... профориентации и организации труда инвалидов, их социально-средовой ...
Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование по специальности «Клиническая психология» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное (психологическое) образование и профессиональная переподготовка по специальности «Клиническая психология» без предъявления требований к стажу работы.
Профконсультант
Должностные обязанности.
Осуществляет деятельность по профессиональной ориентации и психологической поддержке населения.
Оказывает помощь гражданам в профессиональном самоопределении, формировании и развитии профессиональной карьеры, принятии обоснованного решения о выборе или перемене профессии, направления профессионального обучения с учетом их психологических особенностей, потребностей, возможностей, возраста, состояния здоровья, перспектив развития профессиональных способностей, а также с учетом социально-экономической ситуации, сложившейся на рынке труда.
Способствует достижению основных целей профессиональной ориентации — повышению качества использования профессионального, интеллектуального и творческого потенциала общества, содействию социализации и профессиональному становлению, непрерывному профессиональному развитию граждан, повышению конкурентоспособности и социально-психологической адаптации к трудовой деятельности в условиях рыночных отношений.
Участвует в разработке и внедрении программ, эффективных методов работы в области профессиональной ориентации и психологической поддержки учащейся молодежи, безработных и незанятых граждан, граждан, высвобождаемых с предприятий, из организаций, учреждений, граждан, уволенных с военной службы, инвалидов и других категорий граждан, разрабатывает и распространяет профориентационные информационные и методические материалы.
Информирует граждан о рынке труда, о его особенностях в конкретном регионе, об особенностях профессий и должностей, требованиях, предъявляемых ими к личности, в том числе на конкретном предприятии, в организации, учреждении.
Проводит ознакомление граждан с профессиями, специальностями, конкретными рабочими местами.
Проводит профессиональное консультирование с использованием профессиограмм, других информационных и справочных материалов, применением методов психологической и профессиональной диагностики: методов входного контроля, первичной психодиагностики, диагностики познавательных способностей (память, мышление, внимание и т.д.) и личностных особенностей, диагностики профессионально важных качеств.
Определяет степень профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (рабочему месту, должности) в соответствии с нормативными требованиями.
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы. Математические ...
... позволит достичь поставленной цели. Для реализации данного этапа написания контрольной работы используется максимальное количество научных источников. Затем, осуществив дифференциацию массива информации, ... стилистически неграмотно, с орфографическими ошибками. «Неудовлетворительно» ставится, если: в контрольной работе не раскрыта заявленная тема, не отражены основные научные подходы и направления ...
Оказывает психологическую поддержку гражданам в целях снижения актуальности психологических проблем, препятствующих трудовой, профессиональной, социальной самореализации; при необходимости проводит диагностику личностных особенностей и коррекцию их психического состояния.
Организует работу по социальной и психологической адаптации граждан в условиях рынка труда, обучает навыкам эффективного поиска работы.
Принимает участие в социологических обследованиях по проблемам профессионального самоопределения граждан, в работе по определению потребности населения в услугах по профессиональной ориентации и психологической поддержке и оценке эффективности этой деятельности, вносит предложения по их совершенствованию с учетом отечественного и международного опыта. Ведет учет статистических данных, готовит отчеты по формам государственной и ведомственной статотчетности.
Консультирует население по применению законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области труда, занятости, профессиональной ориентации и психологической поддержки населения.
Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области профессиональной ориентации и психологической поддержки населения; этические нормы деятельности профконсультанта; основы практической психологии, в том числе методы современной психодиагностики; правила организации психодиагностического обследования; методы оказания психологической поддержки; типологию и симптоматику пограничных нервно-психических состояний; основы психологии труда и управления, инженерной и социальной психологии, физиологии труда, в том числе методы изучения психологических особенностей трудовой деятельности, психофизиологического исследования человека; основы профессиоведения и профессиографии, в том числе классификацию профессий и специальностей; требования, предъявляемые профессией к человеку; формы и методы организации профориентационной работы и особенности профориентационного сопровождения образовательного процесса, индивидуальной, групповой и массовой профориентационной работы с различными категориями населения, работодателями; потребность в кадрах на федеральном и региональных уровнях с профессиональной дифференциацией; социально-демографические особенности региона; передовой отечественный и зарубежный опыт профориентационной работы; основы законодательства о труде; правила по охране труда.
СПЕЦИАЛИСТ ПО ЭРГОНОМИКЕ
Должностные обязанности. Определяет возможность применения труда инвалида в конкретных видах трудовой деятельности. Оценивает на основе использования различных методов исследования физического состояния инвалида (модельные нагрузки, имитаторы трудовых операций, тренажеры и др.) допустимые для инвалида толерантность к физическим, нервно — эмоциональным, зрительным и другим нагрузкам. Подготавливает предложения по составлению и корректировке ИПРИ (мероприятия по профессиональной реабилитации).
10 стр., 4714 слов
Социальная работа как профессиональный вид деятельности
... Социальная работа включает и компоненты непрофессиональной деятельности, например заботу, благотворительность, милосердие. Следовательно, социальная работа может быть профессиональной и непрофессиональной. Началом профессиональной социальной работы в ... в оказании не обходимой помощи различным категориям насёления (инвалидам, людям пожилого возраста, молодым семьям и др.), в улучшении их ...
Изучает функциональные возможности инвалида в условиях современного производства с целью оптимизации орудий, условий и процесса труда. Проводит совместно с другими специалистами реабилитационного учреждения исследования влияния различных факторов производственной среды (состав воздуха, радиация, шум, вибрация, освещение и другое) на функциональное состояние и работоспособность инвалида; определяет зоны комфорта и разрабатывает средства эффективной защиты организма от вредных влияний среды. Изучает непосредственно на рабочих местах существующие организационно — технические условия производства, трудовые процессы, приемы и методы труда, формирует требования к проектированию специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, определяет зоны основных и вспомогательных рабочих движений, а также зоны размещения оборудования и инструмента. Систематизирует полученные антропометрические данные для наиболее рациональной организации рабочего места и для установления оптимальных и пограничных параметров самых различных рабочих положений работающего инвалида. Подготавливает предложения в извещение об изменениях в ранее разработанные чертежи и другую техническую документацию разных типов рабочих столов и сидений в зависимости от характера работы, рабочей позы, а также по рациональному размещению средств сигнализации и управления (удобное расположение всех средств управления, хорошая различаемость сигнализации).
Разрабатывает рекомендации по адаптации основного и вспомогательного оборудования, технического, организационного и дополнительного оснащения для использования труда инвалидов, по рациональному оформлению производственных помещений (функциональная окраска стен и отдельных предметов).
Исследует эффективность различных типов индикации (зрительной, слуховой и другой) в зависимости от абсолютных и дифференциальных порогов ощущения и восприятия, от пропускной способности анализаторов, устанавливает оптимальные характеристики различных видов индикации. Разрабатывает требования к структуре и эстетике символических изображений управляемых объектов на панелях информации. Ведет необходимую учетно-отчетную документацию.
Должен знать: федеральные законы, постановления Правительства Российской Федерации, законы субъекта Российской Федерации (в ведении которого находится учреждение) и иные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность государственной службы реабилитации инвалидов; эргономику и техническую эстетику; психологию; социальную гигиену; физиологию; методы проведения эргономических исследований; методы изучения трудовых процессов и проектирования рабочих мест; методы профессиональной реабилитации инвалидов; методы контроля за состоянием окружающей среды; методы работы с применением оргтехники; правила трудового внутреннего распорядка; правила техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
Требования к квалификации по разрядам оплаты. Высшее профессиональное (техническое) образование и дополнительная подготовка по направлению деятельности:
6 разряд (специалист по эргономике) — без предъявления требований к стажу работы;
7 — 8 разряды (специалист по эргономике II категории) — стаж работы в должности специалиста по эргономике не менее 3 лет;
Контрольная работа — Рекомендации по профессиональному консультированию
... рабочем месте, поиском или потерей работы. Профессиональное консультирование – это вид психологической помощи, направленной на согласование индивидуальных профессиональных возможностей и потребностей клиента с интересами организации или рынка труда, ... спрашивает согласия пациента на выбор стратегии лечения, применение определенных методов и средств, и не объясняет пациенту их сути, ...
8 — 9 разряды (специалист по эргономике I категории) — стаж работы в должности специалиста по эргономике II категории не менее 3 лет;
10 — 11 разряды (ведущий специалист по эргономике) — стаж работы в должности специалиста по эргономике I категории не менее 3 лет.
СПЕЦИАЛИСТ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ИНВАЛИДОВ
Должностные обязанности. Разрабатывает рекомендации для инвалида по выбору будущей профессии или вида трудовой деятельности (занятия) в соответствии с перечнем и описанием профессий и видов трудовой деятельности, показанных инвалиду, предъявляемыми требованиями к квалификации по конкретным профессиям и должностям, организации специальных рабочих мест, условиям и режиму труда инвалидов, а также с учетом психологических факторов, оказывающих влияние на работающих инвалидов, и положением на рынке труда в регионе. Составляет профессиографическое заключение о нуждаемости в профессиональном обучении, переподготовке или повышении квалификации с указанием профессий, специальностей, характера и условий труда, рекомендуемых инвалиду. Подготавливает предложения по составлению ИПРИ. Анализирует эффективность проводимой им работы попрофориентации инвалидов, разрабатывает предложения по ее совершенствованию. Принимает участие в работе по систематизации профессиограмм и подготовке методических рекомендаций по вопросам профориентации, профессионального обучения и трудоустройства инвалидов. Вносит предложения по совершенствованию профориентационной работы. Ведет учет необходимой документации и составляет установленную отчетность.
Должен знать: федеральные законы, постановления Правительства Российской Федерации, законы субъекта Российской Федерации (в ведении которого находится учреждение) и иные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность государственной службы реабилитации инвалидов, а также по вопросам, касающимся занятости населения; инструкции и методические рекомендации вышестоящих органов по вопросам профессиональной реабилитации инвалидов; основные тенденции и направления развития рынка труда в регионе; особенности профессиональной реабилитации инвалидов и методы ее проведения; психофизиологические особенности личности; порядок разработки ИПРИ в части профессиональной ориентации инвалидов; формы, методы и порядок проведения работ, связанных с профессиональным отбором, подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации инвалидов; основы организации труда и производства; психологию труда; отечественный и зарубежный опыт попрофессиональной реабилитации инвалидов; порядок ведения учета, оформления необходимой документации и составления отчетности; правила внутреннего трудового распорядка; правила техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
Требования к квалификации по разрядам оплаты. Высшее профессиональное (педагогическое, психологическое, медицинское) образование, стаж работы по специальности не менее 3 лет и дополнительная подготовка по направлению деятельности:
8 — 9 разряды — без предъявления требований к стажу работы в должности специалиста по профессиональной ориентации инвалидов;
10 — 11 разряды — стаж работы в должности специалиста по профессиональной ориентации инвалидов не менее 3 лет;
Основные и профессиональные компетенции специалистов работающих ...
... и методы психосоциальной практики. М., 2002, Л.М.Митиной, М.В.Фирсова. Проблема профессионального становления специалиста социальной работы исследована в трудах ведущих учёных (Э.Ф.Зеера, Л.М.Митиной, Е.И.Холостовой). Особое внимание современных исследователей обращено ...
12 — 13 разряды — стаж работы в должности специалиста по профориентации инвалидов не менее 5 лет.