Соврем_практ_психол — Стр 2

ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

СОВРЕМЕННАЯ

ПРАКТИЧЕСКАЯ

ПСИХОЛОГИЯ

Под редакцией М. К. Тутушкиной

Учебное пособие для студентов высших учебных заведений,

обучающихся по непсихологическим специальностям

Москва

2005

1

ÓÄÊ 159.9(075.8) ÁÁÊ 88.3ÿ73

Ñ 568

À â ò î ð û:

М. К. Тутушкина (Введение; ч. I, гл. 1; ч. II, гл. 1, 2; ч. III, гл. 1; ч. IV, гл. 3, 4; ч. V, гл. 2, ч. VI, гл. 1, 2), В. А.Артемьева (ч. IV, гл. 5; ч. V, гл. 1),

Ю.А.Афонькина (ч. I, гл. 5; ч. V, гл. 1), О.Б.Годлиник (ч. II, гл. 2; ч. III, гл. 2, 3, 6; ч. V, гл. 6; Приложения 1, 2), Е.С.Ермак (ч. II, гл. 2; ч. III, гл. 6), Е.Д.Короткина (ч. III, гл. 5), Ю.И. Лобанова (ч. III, гл. 4; ч. V, гл. 5), В.П.Мальцев (ч. V, гл. 4), Л.А.Рудкевич (ч. I, гл. 4, 6), Е.А.Соловьева (ч. I, гл. 1, 2, 3; ч. II, гл. 2; ч. IV, гл. 1; ч. V, гл. 3), И.В.Троицкая (ч. IV, гл. 2; ч. III, гл. 3)

Ð å ö å í ç å í ò û:

президент Балтийской педагогической академии, заслуженный деятель науки РФ, доктор психологических наук, профессор И.П.Волков;

доктор психологических наук, профессор, действительный член Международной академии психологических наук и Международной кадровой академии Н.Н.Обозов

Тутушкина М.К.

Ñ 568 Современная практическая психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.К.Тутушкина, Е.А.Соловьева, О.Б.Годлиник и др.; Под ред. М.К.Тутушкиной. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 432 с.

ISBN 5-7695-2070-1

В учебном пособии рассказывается о сути современной практической психологии, о том, кому и зачем она нужна, приводится краткий очерк истории развития психологии. Особо выделен раздел о методах психологии и об этике психолога. Специальные главы посвящены взаимодействию конституции и психики человека, психологии развития человека, психологии индивидуальности, конфликтологии и другим разделам психологии, имеющим в первую очередь прикладное значение. Приведены доступные для неспециалистов психодиагностические и тренинговые методики.

2 стр., 791 слов

Тема 3. Возникновение психологии как самостоятельной науки

... отвечала только физика; она считалась образцом науки. Психология же исходя из специфики психологического знания не отвечала этим требованиям. В началеXIXв. возникает наука психофизика, которая изучает влияние на психические ...

Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по непсихологическим специальностям, а также для всех, кто заинтересован в овладении базовыми психологическими знаниями и умениями.

ÓÄÊ 159.9(075.8) ÁÁÊ 88.3ÿ73

Оригинал-макетданного издания является собственностью Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом

без согласия издательства запрещено

©Тутушкина М.К., Соловьева Е.А., Годлиник О.Б., 2005

©Образовательно-издательскийцентр «Академия», 2005

ISBN 5-7695-2070-1© Оформление. Издательский центр «Академия», 2005

2

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ………………………………………………………………………………………….

3

× à ñ ò ü 1

 

ПСИХОЛОГИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

 

Г л а в а 1. Роль психологии в жизни современного человека ………………..

5

1.1. Кому и для чего нужна психология ………………………………………

5

1.2. Концепция практической психологии ………………………………….

8

1.3. Особенности практической и академической

 

психологии …………………………………………………………………………

10

Г л а в а 2. Психология: исторический экскурс ……………………………………

14

2.1. Парадигмы и структура психологических теорий …………………

14

2.2. Основные направления исследований и подходы

 

в психологии ………………………………………………………………………

15

Г л а в а 3. Методы психологии ………………………………………………………….

33

3.1. Классификация методов психологии ……………………………………

33

Г л а в а 4. Конституция человека и психика……………………………………….

46

4.1. Конституциональные типы ………………………………………………….

46

4.2. Симметрия движения: левый мозг, правый мозг …………………

51

4.3. Акселеранты и ретарданты …………………………………………………..

54

4.4. Кто мы? Современные кроманьонцы? …………………………………

56

4.5. Человек будущего — взрослый ребенок? ……………………………..

61

Г л а в а 5. Психология развития ………………………………………………………..

64

Г л а в а 6. Возраст и достижения ………………………………………………………

76

6.1. Исследование творческой продуктивности …………………………..

76

6.2. Этапы жизни и творчества …………………………………………………..

81

6.3. Возраст и качество достижений …………………………………………..

83

6.4. Творчество и долголетие ……………………………………………………..

84

Часть II

 

ПСИХОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

 

Г л а в а 1. Психический мир человека………………………………………………..

89

Г л а в а 2. Психологический портрет индивидуальности ……………………

100

2.1. Структура индивидуадьности ……………………………………………..

100

2.2. Биологические основы психики …………………………………………

103

2.3. Свойства нервной системы ………………………………………………..

109

2.4. Темперамент ……………………………………………………………………..

111

2.5. Характер ……………………………………………………………………………

119

2.6. Способности ……………………………………………………………………..

128

2.7. Интеллект………………………………………………………………………….

130

2.8. Познавательные процессы …………………………………………………

134

2.9. Ðå÷ü …………………………………………………………………………………..

152

2.10. Эмоции ……………………………………………………………………………

162

2.11. Направленность, мотивация и самоактуализация …………….

175

2.12. Самосознание: самооценка и рефлексия…………………………..

180

Часть III

 

ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛЮДЕЙ

 

В ГРУППЕ

 

à ë à â à 1. Социально-психологическаяструктура группы …………………

188

Г л а в а 2. Межличностные отношения …………………………………………….

198

Г л а в а 3. Межличностное общение ………………………………………………..

206

3.1. Восприятие и понимание людьми друг друга ……………………..

206

3.2. Коммуникативная сторона общения ………………………………….

214

Г л а в а 4. Деловое общение …………………………………………………………….

224

Г л а в а 5. Организационное поведение и корпоративная этика …………

236

5.1. Организационное поведение ……………………………………………..

236

5.2. Организационная культура ………………………………………………..

240

5.3. Корпоративная этика…………………………………………………………

251

Г л а в а 6. Конфликты в организациях и пути их разрешения ……………

254

6.1. Виды и причины конфликтов ……………………………………………

254

6.2. Управление конфликтами ………………………………………………….

258

Часть IV

 

ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Г л а в а 1. Человек и профессиональная среда ………………………………….

267

Г л а в а 2. Психология экономической деятельности ………………………..

277

2.1. Понятие «экономическая деятельность» …………………………….

277

2.2. Психология предпринимательства ……………………………………..

279

2.3. Психология потребления …………………………………………………..

285

2.4. Психология отношения к собственности ……………………………

286

2.5. Психология отношения людей к деньгам, финансам,

 

сбережениям……………………………………………………………………..

288

Г л а в а 3. Психология педагогической деятельности ………………………..

290

3.1. Личность и авторитет преподавателя ………………………………….

290

3.2. Студенты — какие они? …………………………………………………….

302

Г л а в а 4. Психология инженерной деятельности……………………………..

306

Г л а в а 5. Психология творчества ……………………………………………………

314

Часть V

 

ПСИХОЛОГИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

 

Г л а в а 1. Психологическое здоровье человека ………………………………..

331

Г л а в а 2. Психология обыденной и личной жизни …………………………..

337

2.1. Психология обыденной жизни …………………………………………..

337

2.2. Психология личной жизни ………………………………………………..

342

à ë à â à 3.

Психические состояния …………………………………………………..

359

à ë à â à 4.

Психологические кризисы ……………………………………………….

373

Г л а в а 5. Психологическая устойчивость и работоспособность ………..

379

à ë à â à 6.

Психология безопасности ………………………………………………..

386

6.1. Психологические факторы травматизма …………………………….

386

6.2. Подверженность несчастным случаям ………………………………..

389

6.3. Психологические аспекты обеспечения безопасности ………..

395

 

Часть VI

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

 

Г л а в а 1. Психологическая помощь и ее основные виды ………………….

401

Г л а в а 2. Психоанализ и самоанализ ………………………………………………

403

à ë à â à 3.

Психологическое консультирование …………………………………

407

Приложение …………………………………………………………………………………..

417

Термины и определения ……………………………………………………………

417

Алфавит черт личности ……………………………………………………………..

425

432

ВВЕДЕНИЕ

В сложном и многообразном современном мире человек сталкивается с массой проблем, как профессиональных, так и лич- ных. Пытаясь найти выход из противоречивых жизненных ситуаций, он зачастую идет путем проб и ошибок, требующим огромных нервно-психическихзатрат. Однако гораздо лучше выбрать путь самоанализа своего поведения и поведения окружающих, предвидения последствий своих поступков и отношений с другими людьми, формирования навыков общения и умения управлять своими эмоциями.

Во всем этом может помочь изучение практической психологии, основы которой изложены в предлагаемом вниманию читателя пособии.

Учебное пособие охватывает комплекс проблем, которые входят в основной курс психологии, предлагаемый авторами для студентов высших учебных заведений.

Появление и быстрое развитие практической психологии как самой популярной области современной психологии связано с потребностями самого широкого круга людей, перед которыми возникает все больше и больше сложных психологических проблем в разных областях их жизнедеятельности.

Практическая психология опирается на основные положения и достижения научной психологии, в частности на разработки ленинградской школы психологов, развивающих гуманистическую психологию, утверждающую ценность человеческой личности.

Авторский коллектив выражает глубокую благодарность своим учителям, приобщившим их к большой науке и привившим любовь к человекознанию: основателю ленинградской школы психологии академику Б.Г.Ананьеву (1907—1972),который всегда активно поддерживал новые идеи в психологии; академику Б.Ф.Ломову, создавшему первую в нашей стране лабораторию индустриальной, инженерной психологии и попытавшемуся объединить на- учную и практическую психологию; профессору Е.Ф.Рыбалко(1923—2001),внесшей большой вклад в психологию развития че- ловека; академикам Н.В.Кузьминой и А.А.Бодалеву, заложившим основы новой науки — акмеологии, имеющей большое значение для развития современной практической психологии;«Элементы практической психологии»; Р.М.Грановской за активное сотруд-

3

ничество в области практической психологии (впервые понятие «практическая психология» появилось в названии ее книги «Элементы практической психологии», завоевавшей в свое время широкую популярность).

Авторами выпущена целая серия книг по отдельным направлениям практической психологии, среди которых «Психологическая помощь и консультирование в практической психологии», «Практическая психология для педагогов и родителей», «Практическая психология для преподавателей», «Практическая психология для экономистов и менеджеров». В предлагаемом пособии расширены и обобщены сведения о различных аспектах практической психологии.

Пособие состоит из шести частей. В первой части рассказывается о взаимосвязи практической и научной психологии, об истории и методах психологии, уделяется внимание соотношению конституции человека и его психики, а также психологии развития. Шестая глава первой части, содержащая малоизвестные сведения о возрасте и достижениях, написана в нетрадиционном для учебного пособия жанре научной статьи. Здесь показано, как в научной полемике рождается новое знание. Вторая часть является центральной, в ней излагаются вопросы психического мира человека и психологии индивидуальности. Заинтересованным читателям предлагается составить свой психологический портрет, используя соответствующие психодиагностические методики. В третьей части рассматриваются вопросы психологии межличностных отношений и общения. Четвертая часть посвящена психологии профессиональной деятельности. В пятой части освещаются проблемы психологии здоровья, а в шестой обсуждаются вопросы оказания психологической помощи и психологического консультирования.

В приложении содержатся специальные термины и определения, которые употреблялись при изложении материала и значе- ние которых может быть неизвестно читателю, а также алфавит черт личности. Некоторые включенные в словарь термины имеют несколько значений. В этих случаях дается только то значение, в котором термин употреблен в пособии.

4

× À Ñ Ò Ü I

ПСИХОЛОГИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

à ë à â à 1

РОЛЬ ПСИХОЛОГИИ В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

Ничто не может так сильно расширить кругозор, как умение исследовать систематически и верно все, что попадает в поле нашего зрения.

М. Аврелий

1.1.Кому и для чего нужна психология

Âпоследнее время в высшей школе ярко проявляется тенденция к гуманизации и гуманитаризации, т.е. переход с позиции «экономического человека» меняется на гуманистическую, психологическую позицию, согласно которой образование должно способствовать интеллектуальному и нравственному самосовершенствованию личности.

Гуманизм (от лат. humanus — человеческий, человечный) — признание человека как личности и его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Гуманизация труда включает в себя оптимальное использование свойств индивидуальности и совершенствование профессиональной подготовки. Очень важно создать условия, при которых человеку было бы приятно трудиться. Но не менее важно, чтобы человек понимал, что´ и зачем он делает, чтобы он видел результаты своего труда и мог предвидеть социальные

èпсихологические последствия своей деятельности.

Âтехническом образовании гуманизация имеет два важнейших направления. Первое предполагает гуманизацию самого техниче- ского знания через повышение общекультурной и психологиче- ской подготовки преподавателей технических вузов. Второе — это гуманизация образования через раскрытие творческого потенциала личности преподавателя и студента путем психологической подготовки во время обучения в вузе. Чтобы эффективность овладения знаниями, в том числе и психологическими, была высокой, человек должен прийти к их необходимости. Процесс обуче- ния, совмещаемый с практикой, должен стать внутренней потребностью человека.

Почему пользуются успехом методы Д.Карнеги, книги которого представляют собой сборник «житейских мудростей»? Âî-ïåð-вых, они способствуют формированию доброжелательных отноше-

5

ний между людьми; во-вторых,представленная в них информация удачно систематизирована в виде набора правил;в-третьих,в примерах, приводимых автором, на эмоциональном уровне прослеживаются основы эффективных методов взаимоотношений и поведения.

Мы выделяем три основных компонента в психологической подготовке людей: психологическую культуру, психологическую компетентность в профессиональной деятельности и самопрезентацию.

Психологическая культура продолжает линию физической культуры в плане заботы человека о своем психическом здоровье и включает следующие моменты: познание самого себя, другого человека, культуру поведения и общения.

Психологическая компетентность — это комплекс знаний и умений, необходимых для решения задач в различных областях деятельности. Для каждой специальности должен быть подготовлен и освоен свой комплекс психологических знаний. Особенно это касается подготовки современных специалистов по менеджменту, маркетингу, гуманитарным и медицинским наукам.

Самопрезентация — это умение человека представлять себя перед другими людьми. Это качество очень важно сформировать в условиях современного общества, когда молодому специалисту приходится самому искать работу и конкурировать на рынке труда. От того, насколько он знает и понимает свои сильные и слабые стороны и свой внутренний потенциал, зависит возможность получения хорошо оплачиваемой и интересной работы по специальности.

Каждый человек может быть сам для себя интуитивным психологом: оценивать свои психические состояния, особенности поведения и проявления эмоций. Однако зачастую этого бывает недостаточно и нужен совет профессионала — психолога или психотерапевта. Психолог — это специалист, который владеет методами оценки психологических свойств, качеств и состояний человека и умением их корректировать. Психотерапевт (чаще врач по образованию или медицинский психолог) оказывает человеку помощь в решении проблем, связанных с психическим здоровьем, с отношением к окружающему миру, другим людям и самому себе. Если же речь идет о психопатологии, то нужен врач-психиатр.

Какую же помощь могут оказать специалисты-психологи?Прежде всего психодиагностическую, когда трудно разобраться в себе и поведении своих близких и найти выход из сложных жизненных ситуаций. Углубленная психодиагностика проводится психологами с использованием различных тестовых методик или специально сформированных психодиагностических комплексов. Она нужна не для того, чтобы обнаружить в человекекакие-тоотрицательные качества и навесить ярлык, а чтобы помочь ему разобраться в себе, понять, почему у него возникают трудности в про-

6

фессиональной, личной жизни и при общении с людьми. Поэтому психодиагностика, проводимая профессиональным психологом, обязательно сопровождается психокоррекцией, т.е. психологической помощью в развитии тех или иных качеств (например, памяти, внимания, умения владеть собой, строить общение с другими людьми).

Это поможет избавиться от многих вещей, которые мешают в жизни, стать веселее, непринужденнее, увереннее, перестать испытывать ненужный страх, позволит быстрее выходить из состояния психологического кризиса. А это — залог долголетней и плодотворной жизни.

За психологической помощью следует обращаться к квалифицированному специалисту-психологу,руководствующемуся в своей деятельности этическими принципами. Они служат ему ориентиром при планировании и построении работы с клиентом, в том числе при разрешении проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе его профессиональной деятельности.

К основным этическим принципам деятельности психолога относятся:

принцип конфиденциальности;

принцип компетентности;

принцип ответственности;

принцип этической и юридической правомочности;

принцип квалифицированной пропаганды психологии;

принцип благополучия клиента;

принцип профессиональной кооперации;

принцип информирования клиента о целях и результатах обследования.

Данные принципы согласуются с профессиональными стандартами, принятыми в международном психологическом сообществе.

Рассмотрим основные характеристики перечисленных принципов.

1. П р и н ц и п к о н ф и д е н ц и а л ь н о с т и означает, что информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению; лица, участвующие в психологических процедурах, должны быть осведомлены об объеме и характере информации, которая может быть сообщена другим заинтересованным лицам и учреждениям; участие в психологических процедурах должно быть сознательным и добровольным.

2. П р и н ц и п к о м п е т е н т н о с т и означает, что психолог определяет границы собственной компетентности и несет ответственность за выбор процедуры и методов работы с клиентом.

3.П р и н ц и п о т в е т с т в е н н о с т и имеет большое значение

èвключает в себя следующие положения:

а) психолог осознает свою профессиональную и личную ответственность перед клиентом и обществом;

7

Соврем_практ_психол — Стр 2

б) проводя исследования, психолог заботится прежде всего о благополучии людей и не использует результаты работы им во вред; в) психолог несет ответственность за собственные высказывания на психологические темы в средствах массовой информации; г) психолог может не информировать клиента об истинных целях психологических процедур только в тех случаях, когда аль-

тернативные пути достижения этих целей невозможны.

4. П р и н ц и п э т и ч е с к о й и ю р и д и ч е с к о й п р а в о- м о ч н о с т и означает, что психолог проводит исследования в соответствии с действующим законодательством и профессиональными требованиями к осуществлению психологической деятельности.

5. П р и н ц и п к в а л и ф и ц и р о в а н н о й п р о п а г а н д ы п с и х о л о г и и требует избегать избыточной информации в сообщениях, предназначенных для людей, не имеющих психологи- ческого образования, и пропагандировать достижения психологии в соответствии с действительным состоянием науки на данный момент.

6. П р и н ц и п б л а г о п о л у ч и я к л и е н т а предлагает психологу руководствоваться принципом «не навреди», придерживаться доброжелательного и безоценочного отношения к клиенту, не допуская дискриминации по любым признакам.

7. П р и н ц и п п р о ф е с с и о н а л ь н о й к о о п е р а ц и и основывается на праве и обязанности психолога проявлять уважение к другим специалистам.

8. П р и н ц и п и н ф о р м и р о в а н и я к л и е н т а о ц е л я х и р е з у л ь т а т а х о б с л е д о в а н и я означает, что психолог:

а) должен информировать клиента о целях и содержании психологической работы, проводимой с ним, чтобы клиент мог принять решение об участии в этой работе;

б) в ходе работы по оказанию психологической помощи должен строго соблюдать принцип добровольности со стороны клиента;

в) должен использовать понятную терминологию; г) не должен давать категорического заключения, оно может

носить рекомендательный характер; д) в ходе обследования должен выявлять и подчеркивать спо-

собности и возможности клиента.

Этические принципы являются обязательными для исполнения всеми психологами в их профессиональной деятельности. С ними должны быть ознакомлены все, кто принимает участие в психологических исследованиях и изучает психологию.

1.2. Концепция практической психологии

Путь развития психологии не был простым, он отражает многообразие и сложность практики и жизнедеятельности людей. Вна-

8

чале разработки в психологии носили сугубо теоретический характер, но затем, особенно в связи с развитием производства и техники, все больше стали выдвигаться практические проблемы (такие, как утомление и работоспособность, взаимоотношения в группе, мотивация поведения и др.).

Âсередине XX в. начался активный процесс дифференциации психологии на многочисленные прикладные отрасли. Появились возрастная, медицинская, инженерная, социальная, педагогиче- ская, космическая, спортивная психология, психология творче- ства и др.

Âсвязи с этим возникла необходимость в интеграции знаний из различных областей психологии для решения жизненно важных проблем конкретных людей. Это привело к появлению наряду

ñтеоретической и научной психологией нового направления в психологической науке — практической психологии.

Существует два взгляда на сущность практической психологии. В соответствии с одним из них практическая психология понимается как психодиагностика и психотерапевтическая помощь людям, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях. Такая работа ведется специально подготовленными профессиональными психологами. В этом случае речь идет о практической психологии как профессиональной деятельности психолога-практика.

Другое понимание практической психологии предполагает внедрение достижений научной психологии в повседневную практику жизнедеятельности людей. Основные задачи практической психологии при таком ее понимании связаны с процессами формирования психологической культуры и психологической компетентности как каждого отдельного человека, так и общества в целом. Психолог является источником психологической информации. Он оказывает помощь в усвоении и понимании психологических знаний, придерживаясь этического кодекса психологов. При этом сами люди должны также активно включаться в процесс формирования психологической культуры. Мы придерживаемся именно такого понимания сути практической психологии и твердо убеждены, что чем большее количество людей будет обладать психологическими знаниями и практическими умениями, чем выше будет психологическая культура людей, тем более комфортной будет жизнь в обществе.

Âцентре внимания практической психологии находится живой человек со всеми его особенностями, включенный в реальную сферу жизнедеятельности (профессиональную, бытовую и лич- ную) и имеющий различные жизненные проблемы.

Задача психологии и психологов — помочь человеку разобраться в себе, в своих сложных проблемах и найти рациональный выход из сложившихся ситуаций без значительных нервно-психическихнапряжений. В этом суть практической психологии, которая пони-

9

мается нами как интеграция знаний и методов из разных областей психологии с целью решения проблем, возникающих у человека в различных сферах его жизнедеятельности.

В практической психологии можно выделить:

психологию индивидуальности;

психологию взаимоотношений и взаимодействий в группе;

психологию профессиональной деятельности;

психологию личной и обыденной жизни.

Логика такого разделения заключается в том, что в центре изу- чения находится неповторимая личность человека, и он должен хорошо знать и понимать себя. Но человек редко бывает один, обычно он включен в групповые отношения, которые, будучи разнообразными по своей природе, вместе с тем подчиняются определенным закономерностям, знание которых помогает человеку рационально строить свое поведение. Две другие части практической психологии (психология профессиональной деятельности и психология личной и обыденной жизни) раскрывают возможности и особенности поведения человека в основных сферах его жизнедеятельности: профессиональной, личной и обыденной жизни.

Усвоив эти разделы психологии, можно подойти к пониманию того, что представляет собой внутренняя гармония человека, как сам человек может способствовать развитию и укреплению психического здоровья, а также в какой психологической помощи он нуждается.

1.3. Особенности практической и академической психологии

Научную психологию можно условно разделить на так называемую академическую, разрабатываемую в рамках научно-иссле-довательских институтов, и практическую.

Подчеркнем, что мы говорим именно о научной практической психологии, потому что практической нередко называют также житейскую и эзотерическую психологию, которые нельзя отнести к сфере науки.

Различия между академической и практической психологией проявляются в подходах, задачах, используемых методах и своеобразии профессионально-ролевых«образов мира»психолога-ис-следователя ипсихолога-практика.

Основной задачей академической психологии является исследование поведения человека, выявление общих принципов, закономерностей, механизмов функционирования его психики, в то время как интересы практической психологии направлены на изменение человека или на помощь ему в осуществлении этих изме-

10

нений. Академическая психологи работает с моделями психиче- ских процессов, условий или свойств; практическая психология всегда имеет дело с реальным субъектом, с его личностной структурой и психическими состояниями в их динамике.

Сравнительный анализ основных категорий «образа мира» исследователя и практика, проведенный А.М.Эткиндом, показал, что между ними существуют принципиальные отличия. Рассмотрим их подробнее.

1. Центрация—децентрация.

Научная картина мира строится в децентрированном пространстве: ни один из индивидуальных показателей не является решающим.

При статистической обработке результатов исследования данные всех испытуемых имеют одинаковое значение. Ее конечный результат относится к группе испытуемых в целом, но ни к кому из участников эксперимента в отдельности. На этом основана методология психологического исследования. В научной картине мира даже такие крайние формы поведения, как неврозы, самоубийства и алкоголизм, рассматриваются как закономерный результат жизненного пути, реализация определенных личностных черт или реакций на факторы ситуации. Задача психолога-исследователя— выявить эти общие закономерности.

Для практической психологии децентрация непродуктивна. Практический психолог центрирован на конкретном человеке, клиенте, который к нему обратился, и смотрит на ситуацию не с позиции общих закономерностей, а с позиции этого человека, пытаясь помочь ему.

2. Обратимость времени — его необратимость.

У времени есть одна особенность, которая отличает его от всех других явлений мира — его необратимость. Однако в науке существуют формы превращения времени в обратимую переменную, например: колебательные модели, принятые в естественных науках, или представления о процессах, существующих вне времени.

Âчастности, в экспериментальной психологии одним из основных требований к методам диагностики является надежность метода (сходство результатов измерений в любой момент времени).

Существует также разделение психических явлений на черты — относительно стабильные показатели психики, и состояния — показатели, изменяемые во времени.

Âпрактической психологии время реально необратимо. Вернуть или остановить время невозможно. Каждое событие оставляет в душе человека след. Человек изменяется в каждый момент времени, даже если эти изменения незаметны.

По мнению А.М.Эткинда, жесткий и творческий характер времени является реальностью, сопротивление которой создает бес-

11

численные личностные проблемы, а подлинное принятие которой ведет к зрелости.

3. Объективная причинность — субъективная причинность. Целью научного объяснения является раскрытие роли объек-

тивных, независящих от воли и сознания человека действий и обстоятельств. Конечно, субъективные факторы тоже принимаются в расчет, но все же наука ориентируется прежде всего на поиск объективных закономерностей.

Однако объективные обстоятельства не всегда могут удовлетворить социальную практику. Трудно научить детей прилежанию, ссылаясь на то, что в будущем им это качество пригодится. Многие проблемы, возникающие в жизни человека, связаны с объективными экономическими и историческими обстоятельствами, но осознание этого факта не делает нас счастливее или хотя бы спокойнее.

Âреальности всегда, когда речь заходит о личностных изменениях или об изменениях в поведении человека, практический психолог старается найти субъективные факторы, субъективные при- чины, которые могут контролироваться самим человеком — его волей, желанием или даже иллюзиями.

Так, в медицине хорошо известен «плацебо-эффект»,когда вера

âлекарство приводит к улучшению состояния больного, даже если он принимал нейтральный препарат.

Практический психолог также должен найти и изменить субъективные факторы в том числе в тех обстоятельствах, когда основными причинами проблем клиента являются объективные проявления. Алкоголизм и наркомания — это социальные болезни, но ждать, пока изменятся обстоятельства, не представляется возможным. Многие семейные проблемы реально связаны с поведением близких людей. На них не всегда можно повлиять, поэтому практическая психология помогает человеку изменить взгляды на собственное поведение, поведение другого человека или на саму ситуацию.

4. Статистические закономерности — индивидуальные ситуации.

Âакадемической психологии закономерности выводятся на основании статистических моделей. Любая закономерность верна с определенной вероятностью. Это значит, что тот или иной вывод верен по отношению ко всей выборке, но относительно конкретного человека ничего определенного сказать нельзя. Попадет ли он в число 90 % испытуемых, по отношению к которым вывод верен, никто гарантировать не может.

Вспомним, что говорил герой К.Дойла Шерлок Холмс: «Вы никогда не можете предсказать, что сделает любой из нас, но вы можете с точностью назвать среднее число людей, которые сделают òî-òîèòî-òî.Индивиды могут меняться, но процент остается постоянным».

12

Âпрактической же психологии внимание уделяется не поиску общих закономерностей, а каждому конкретному случаю и конкретному человеку. Каждый человек осознает свою уникальность и неповторимость той ситуации, в которой он находится. Его редко когда могут удовлетворить общий ответ и общие рекомендации. Оказывается, что во многих случаях диагностики заключение типа «Ваш интеллект соответствует среднестатистическому уровню», устраивает человека меньше, чем вывод «Ваше логическое мышление ниже среднего уровня». В последнем случае человек может использовать такой вывод, например, для оправдания своих неудач в математике.

5. Описание психических явлений и качеств с помощью численных значений — метафорические описания.

Âакадемической психологии общепринятым способом описания результатов являются измерения значений тех или иных величин: объема внимания, уровня интеллекта, лидерских способностей и пр.

Количественные значения позволяют сравнивать людей или воздействующие стимулы.

Âпрактической работе с людьми числовые значения трудно применимы.

Как можно выразить в баллах все нюансы переживания или отношения к ÷åìó-ëèáî?Так, четкие формулировки вопросов в анкетах не всеми понимаются одинаково. Даже на такой, казалось бы, простой вопрос: «Любите ли вы бывать в шумных компаниях?» — не всегда легко ответить однозначно. Ответ на него зависит от многих обстоятельств: смотря с кем, что это за компания, насколько шумная и т.д.?

Âпрактической психологии применяются методы, предполагающие не только количественную, но и качественную обработку. Так, при описании результатов употребляются метафоры, аналогии, используются сказочные и игровые сюжеты. Человеку более понятно, если ему говорят: «Вы чувствуете себя как маленькая девочка, которая осталась одна дома», чем «Уровень вашего нейротизма равен 18 баллам».

Итак, практическая и академическая психология различаются подходами к способам изучения человека.

Академическая психология ориентирована на поиск общих закономерностей, а практическая — на анализ конкретных, встре- чающихся в реальной действительности случаев. Академическая психология стремится найти в любых психологических проявлениях общие закономерности и объяснить их.

Практическая психология рассматривает индивидуальное своеобразие каждого случая как уникальное, частное проявление тех общих закономерностей, принципов и механизмов, которые раскрывает академическая психология.

13

à ë à â à 2

ПСИХОЛОГИЯ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС

Психология имеет долгое прошлое, но короткую историю.

Г.Эббингауз

2.1. Парадигмы и структура психологических теорий

На протяжении всей своей истории человечество накопило большой запас практических сведений о поведении, сознании и переживаниях людей. Древние мыслители, а затем богословы, философы и медики внесли значительный вклад в формирование психологических знаний. Но у науки есть свои законы развития, и главный из них — наличие методов, позволяющих получать знания, достоверность которых может быть проверена. Такие методы появляются у психологии только в середине XIX в., и именно с этого времени и начинается ее история как науки.

Путь научной психологии не был гладким. Слишком сложен предмет, который она изучает, — психика. Психологи спорили по вопросу о том, что´ есть психика и какими методами ее можно изучать. В одни исторические периоды психологи пользовались общим уважением и авторитетом, а в другие могли поплатиться за свою науку свободой.

По выражению социолога Р.Мертона, психология относится к числу наук среднего уровня, т.е. в ней существует ряд параллельных теорий и концепций, поэтому создать единый понятийный аппарат, как в физике или в математике, не представляется возможным. Эти теории могут по-разномуинтерпретировать предмет психологии и работать с разным эмпирическим материалом, но каждая из них должна соответствовать критерию внутренней непротиворечивости. Поэтому прежде чем переходить к изложению основных психологических теорий, коротко остановимся на их общих позициях.

Согласно А.В.Юревичу, в структуре большинства психологи- ческих теорий можно выделить три основных компонента: центр, периферию и неявную область. К центральным компонентам относят общий образ психологической реальности, ключевую категорию и центральный феномен, набор основных понятий и систему отношений между ними. Периферическая область психологических теорий включает вспомогательные утверждения и систему их аргументации, а также подкрепляющий теорию эмпириче- ский и обыденный опыт. Неявная область теории отражает некоторый эмоционально-личностныйопыт ее создателей. Этот опыт включает личностное знание, т.е. понимание основных конструк-

14

тов теории ее создателями, личностные переживания авторов, из рефлексии над которыми эти теории обычно и зарождаются, а также личностные образцы поведения1. Рассматривая основные направления практической психологии, мы будем описывать все эти компоненты.

С момента своего оформления в самостоятельную науку психология сменила несколько парадигм. Наличие парадигм и их смена объясняют тот факт, что в разное время психику и психологию, как науку ее изучающую, определяли по-разному.Под психологией понимали:

науку, изучающую процессы активного отражения объективной реальности;

науку, изучающую психику как функцию особым образом организованной материи — головного мозга;

науку о поведении и взаимоотношениях людей;

науку, способствующую пониманию и личностному развитию человека.

2.2.Основные направления исследований и подходы

âпсихологии

До того как психология оформилась в самостоятельную науку, которая стала называться объективной, она существовала в рамках классической философии и была наукой описательной. Датой возникновения психологии принято считать 1879 г., когда состоялось открытие первой исследовательской лаборатории в Лейпцигском университете. Ее возглавил В.Вундт (1832—1920)— философ, математик и физиолог. По его мнению, задачами психологической науки являются изучение содержания и структуры сознания, которое он называл «мыслительной материей» (по аналогии с физической материей), поиск первоэлементов сознания

èвыяснение закономерной связи между ними. В.Вундт и его последователи считали такими первоэлементами ощущения, чувства

èобразы. Основным методом исследования была экспериментальная интроспекция. Его суть заключалась в том, что специально обу- ченного участника эксперимента просили отвлечься от всего внешнего и описать, что он чувствует, испытывая воздействия определенных, предъявляемых исследователем стимулов. Таким образом, по мнению В.Вундта, можно найти те самые исходные элементы внутреннего опыта и добраться до первичной структуры сознания. Этот подход был назван структурализмом.

1 См.: Юревич А. В. Структура психологических теорий // Психологический журнал. — 2003. — Т. 24. — ¹1.

15

Согласно В.Вундту, высшие психические процессы (речь, мышление, воля) недоступны эксперименту, и потому они должны изучаться культурно-историческим,описательно-аналитическимметодом, что выходит за рамки структурной психологии. Помимо экспериментальных работ В.Вундту принадлежит большой теоретический труд «Психология народов», в котором он делает попытку психологического истолкования мифов, религии и искусства разных народов.

Многие открытия ученого актуальны и в настоящее время. Так, он ввел понятие «апперцепция», суть которого заключается в том, что наше восприятие не является простым отражением существующих во внешнем мире объектов, а включает также прошлый опыт, личностно значимую информацию, установки и культурные стереотипы. Достаточно продуктивной является и предложенная В.Вундтом структурная теория эмоций, согласно которой для описания любой эмоции необходимы три составляющие, расположенные на шкалах «удовольствие—неудовольствие»,«напряже-ние—расслабление»,«возбуждение—торможение».

Ключевыми категориями структурализма являются элементы сознания и их связь, а основным методом — интроспекция, или непосредственный опыт.

У Вундта было много учеников. Среди них психиатр и психолог, создатель естественно-научнойтеории поведения — рефлексологии В.М.Бехтерев(1857—1927);исследователь внимания, создатель многочисленных тестов для изучения различных психи- ческих функций Дж.Кеттел(1860—1944);автор работ по промышленной психологии и психотехнике Г.Мюнстенберг(1863—1916);исследователь процессов внимания и памяти Э.Крепелин (1856— 1926); основатель первой психологической лаборатории в США Э.Титченер(1867—1927).В дальнейшем почти все они отказались от структурализма, но работа с В.Вундтом была для них хорошей школой.

На рубеже XIX—XXвв. в США оформляется функционализм, предметом которого стало изучение функций, а не структуры сознания. Во многом это направление было порождением культа практицизма, предприимчивости и личного успеха, господствовавшего в то время. Его основными представителями являются У.Джеймс(1842—1910)è Ä.Äüþè(1959—1952).Функционалисты считали, что задача психологии заключается в том, чтобы изу- чить, каким образом индивид посредством психических функций приспосабливается к окружающей среде, и найти способы наиболее эффективного приспособления. Когда организм находится в привычных условиях, его отношения со средой гармоничны и для комфортного существования достаточно наличия инстинктов, рефлексов и привычек. Сознание и интеллект проявляются лишь тогда, когда баланс между организмом и средой нарушается, и,

16

для того чтобы выжить, нужно создать новые способы приспособления.

У.Джеймс разработал понятие «Я», которое включает «материальное Я» (тело, одежда, имущество), «социальное Я» (престиж, дружба, оценки других), «духовное Я» (сознание, способности) и «чистое Я» (чувство личной идентичности).

Им также была предложена формула самооценки, которая является отношением уровня достижений (успеха) к уровню притязаний.

Дж.Дьюи психологически обосновал новые методы педагогики. По его мнению, обучение — это не усвоение новых знаний, а развитие мышления и сознания, которое происходит в процессе решения важных для человека проблем. В знаменитой чикагской общеобразовательной школе Дж.Дьюи, из которой вышло много выдающихся деятелей США, впервые был использован проблемный метод обучения.

 20-åгоды XX в. как продолжение функционализма в США зарождается новое направление научной психологии — бихевиоризм (от англ. behavior — поведение).

Его последователи считают, что сознание не может быть предметом исследования, так как его невозможно измерить, а результаты нельзя сравнить. Предмет исследования — физиологические и двигательные реакции, действия и поведение людей, т.е. то, что можно абсолютно объективно наблюдать и фиксировать. Как пишет Ж.Годфруа, по мнению бихевиористов, «выражения “этот ребенок боится собаки” или “я влюблен в эту женщину” в научном плане не означают ничего¾ Напротив, объективные описания (“слезы и дрожь у ребенка усиливаются, когда к нему приближается собака, и слабеют при удалении собаки”, или “при встречи с этой женщиной сердце у меня бьется сильнее, а зрачки расширяются”) дают возможность количественно оценить и эти формы поведения и измерить чувство страха или степень увлеченности»1. Психолог должен ограничи- ваться описанием и количественной оценкой форм поведения, возникающих в конкретной ситуации. Изучать и сравнивать следует лишь отношения между стимулом и реакцией. Все понятия, связанные с сознанием, должны быть изгнаны из науки. Своим идейным вдохновителем бихевиористы считали И. П.Павлова, создавшего теорию условного рефлекса.

Ключевой категорией бихевиоризма является действие, центральным феноменом — поведение, основной областью исследования — научение, ведущими методами — наблюдение и лабораторный эксперимент, основным вкладом в современную психологию — введение принципа вероятностной организации поведения, разработка методов статистического анализа. К представителям классического бихевиоризма можно отнести Дж.Б.Уотсона

1 Годфруа Ж. Что такое психология. — М., 1992. — Т. 1. — С. 67.

17

Соврем_практ_психол — Стр 3

(1878—1958),Э.Торндайка(1874—1949)и Б.Ф.Скиннера (1904— 1990).

Дж. Б. Уотсон предложил основную формулу бихевиоризма: S ® R, которая означает, что каждой ситуации, или стимулу (S ), соответствует определенное поведение, или реакция (R).

Он экспериментально показал, как формируются многие эмоциональные реакции человека, прежде всего страхи и привязанности.

В историю психологии вошел эксперимент с годовалым мальчиком Артуром, продемонстрировавший, как формируются иррациональные эмоции.

Артуру показали белого пушистого кролика. Мальчик с радостной улыбкой потянулся к животному. В это время у него за спиной раздался резкий звуковой удар. Мальчик испугался и заплакал. Этот прием повторили несколько раз. После этого всякий раз, когда Артур видел кролика, он начинал плакать. Через некоторое время мальчик стал плакать при виде любого белого и пушистого предмета. Когда на Рождество ему принес подарки Санта Клаус с белой бородой, Артур разрыдался так, что его долго не могли успокоить.

Возможно, всю оставшуюся жизнь мальчик так и боялся бы любого белого или пушистого предмета, если бы психологи, проводившие с ним первый эксперимент, не избавили его от страха. Для этого каждый раз, когда показывали кролика, Артуру давали конфету. Через некоторое время мальчик снова стал радостно улыбаться при виде кролика.

Конечно, современного читателя поразит некоторый цинизм этого исследования. С тех пор прошло много времени, и ныне существуют жесткие правила соблюдения этики психологических исследований, согласно которым опыты не должны наносить морального вреда их участникам. Но сколько похожих экспериментов ставит над нами действительность! Поэтому современное ответвление бихевиоризма — поведенческая психотерапия — разрабатывает методы избавления от страхов или негативного поведения, подобные опытам с Артуром.

Э.Торндайк стал инициатором изучения поведения животных, считая, что механизмы научения человека мало отличаются от таковых у животных, а эксперименты с ними проще, дешевле и гуманнее. Для своих исследований ученый разработал метод так называемых проблемных ящиков — клеток и лабиринтов, в которые помещали голодное животное, и для выхода из которых или для получения пищи нужно было совершить ряд действий. Наблюдая за поведением животных, исследователь заметил, что сна- чала их действия были хаотичными, но в конце концов животные случайно находили путь в лабиринте или совершали движения, приводящее к вознаграждению, например задевали рычаг, открывающий клетку. Толчком к действиям являлась проблемная ситуация, т.е. такие внешние условия, для которых нет готовой формулы двигательного ответа, и ее надо построить. По мере увеличе-

18

ния числа попыток количество случайных действий или ошибок уменьшалось, а время, проведенное в клетке, сокращалось. Этот метод научения был назван методом проб и ошибок. Так и человек, встретившись с препятствиями, пытается преодолеть их и постепенно, отказываясь от неэффективных действий, приходит к правильному решению. Показателем научения являются коли- чество проб и время решения проблемной ситуации.

Б.Ф.Скиннер говорил о существовании двух типов поведения: респондентного, представляющего собой ответ на воздействующий стимул, и оперантного, определяемого и контролируемого результатом, следующим за ним. Если действие приводит к правильному результату, т.е. поощряется, то оно закрепляется и повторяется, если к неправильному — не поощряется или наказывается, и живое существо в дальнейшем старается такие действия не совершать. Таким образом, правильным является то, что поощряется, а неправильным — то, что наказывается. Б.Ф.Скиннер сосредоточил свои исследования на изучении оперантного поведения. Он разработал принцип оперантного обусловливания, при котором поощряется выполнение каждого отдельного действия, что в результате приводит к формированию нужного поведения. Этот принцип лег в основу методики программированного обуче- ния.

Ä.Ìèä (1863—1931)и А.Бандура (род. 1925) создали теорию социального бихевиоризма, описывающего механизмы приобретения человеком социального опыта и норм поведения своего круга. Согласно Д.Миду, развитие ребенка — это обучение набору ролей. Дети довольно быстро путем наблюдения и подражания понимают, чего от них ждут родители и начинают эти роли играть, постепенно с ними срастаясь.

А.Бандура считал, что у человека существует особая способность к подражанию. Мы стараемся повторить поведение других людей, учитывая, насколько благоприятными для нас будут последствия такого подражания. В качестве поощрения при этом выступают оценки других людей.

Бихевиоризм не только определил направление исследований, но и предложил инструмент управления поведением: эмоциональным, интеллектуальным, двигательным. Основной его метод — формирование условных связей между стимулом и нужными реакциями. Таким образом, в рамках этого направления психиче- ское развитие сводится к научению — направленному или стихийному.

В первой половине ХХ в. на основе психиатрической практики начинает развиваться еще одно направление психологии — психоанализ.

Это направление традиционно связывают с именем З.Фрейда (1859— 1939) и нередко называют фрейдизмом, что, на наш

19

взгляд, хотя и подчеркивает авторство З.Фрейда, но вносит негативный оценочный оттенок. Психоанализ оказал наибольшее влияние на развитие не только современной психологии, но и всей культуры ХХ в.

Представители психоанализа доказали существование огромного пласта психики, который лежит за пределами сознания, открыли неосознаваемые субъектом психические силы, процессы и механизмы. Предметом психологии, по мнению психоаналитиков, являются скрытые, глубинные слои психической активности лич- ности. Опыт З.Фрейда как врача-психиатрапоказывал, что многие поступки его пациентов были не результатом их сознательных решений, свободного выбора и волевых усилий, а следствием влияния бессознательного, которое обладает большим энергетиче- ским потенциалом. Основным содержанием бессознательного являются влечения, обусловленные инстинктами и подавленными желаниями, т.е. желаниями, удовлетворение которых «запрещено» на уровне сознания. Они продолжают действовать без ведома человека, проявляясь в сновидениях, оговорках, ошибках, а также оказывают влияние на выбор профессии и на творчество.

По мнению З.Фрейда, в наибольшей степени подавляются сексуальные побуждения человека, так как на них направлено большинство социальных ограничений, вспомним, что для истори- ческой и культурной среды, в которой жил ученый, была особенно характерна строгая сексуальная мораль. Но именно эти побуждения заставляют человека действовать и благодаря их энергии (по терминологии З.Фрейда, либидо) происходит постепенное развитие личности. Чрезмерное подавление и вытеснение влече- ний приводит к искажению личности и является источником неврозов.

Модель структуры личности, предложенная З.Фрейдом, вклю- чала три составляющие: «Оно» («Ид»); «Я» («Эго») и «Сверх Я» («Супер Эго»).

Оно — бессознательная система, в основе которой лежат субъективные потребности биологического или эмоционального порядка. «Оно» управляется принципом удовольствия, ему присуще изначальное стремление к наслаждению.

Я — сознательная система, регулирующая процесс взаимодействия с внешним миром. Часто «Я» уходит вглубь бессознательного, благодаря чему осуществляется синтез глубинных неосознанных влечений и требований общества.

Сверх Я — своеобразная моральная цензура, содержанием которой являются нормы и запреты, принятые личностью, т.е. совесть. В «Сверх Я» также сочетаются сознательное и бессознательное.

Подробнее о структуре личности в соответствии с теорией З.Фрейда будет сказано в главе 1 части II.

20

З.Фрейд внес большой вклад в психологию:

определил содержание бессознательного: инстинкты, первичные влечения, вытесненные по причине несоответствия моральным нормам, многие переживания детства, получившие название «комплексы» (Эдипов комплекс, комплекс Электры, комплекс кастрации);

разработал новый метод исследования подсознания — психоанализ, заключающийся в том, что пациент в свободной форме говорит обо всем, что приходит ему в голову, рассказывает свои сновидения, а психоаналитик анализирует их как символы, за которыми скрывается истинное содержание;

определил, что причиной неврозов является конфликт между подсознанием и «Супер Эго», т.е. конфликт между сексуальностью и ее ограничениями. При умеренной выраженности этот конфликт является источником творческой, прежде всего поэтической, деятельности;

предложил психологические методы лечения неврозов, вклю- чающие осознание и вербализацию скрытых вытесненных мотивов, их переживание (катарсис), а также сублимацию первичных потребностей — их «возвышение», нахождение приемлемых способов удовлетворения;

показал влияние детских переживаний на всю последующую жизнь человека — взрослая жизнь рассматривалась им как изживание детских комплексов.

Ключевой категорией в психоанализе является мотив, а центральным феноменом — бессознательное. К основным проблемам, решаемым в русле психоанализа, относятся поиск движущих сил душевной жизни человека, смысловая и энергетическая характеристика психики, ее структурная организация.

В дальнейшем психоанализ З.Фрейда и те психологические школы, которые выросли на его основе, получили название психодинамический подход в психологии. К нему относят аналитическую психологию К.Г.Юнга (1875—1961),индивидуальную психологию А. Адлера, теорию К.Хорни(1885—1952),Э.Фромма(1900—1989),Г.С.Салливана(1892—1924),Э.Эриксона (1901— 1980) и др., т.е. тех, кого в отечественной литературе часто называют неофрейдистами. Основным предметом изучения в русле этого подхода являются внутренние силы, которые движут развитием и поведением человека.

К.Г.Юнг, учение которого часто называют аналитической психологией, ввел понятие «коллективное бессознательное», которое существует наряду с индивидуальным бессознательным и определяется памятью поколений. Коллективное бессознательное включает большой круг явлений: от панического ужаса перед змеями (даже родившиеся в зоопарках обезьяны боятся змей, хотя никогда их не видели, так же как и большинство людей) до суще-

21

ствования устойчивых символов. Многие составляющие элементы коллективного бессознательного присутствуют в мифах и сказках. Так, возможно, Дракон, Змей Горыныч и пр. — это визуализация подсознательных воспоминаний о динозаврах и ящерах, которых, скорее всего, застали далекие предки человека. Заслугой К.Г.Юнга является разработка теории психологических типов, введение важных для практической психологии понятий интроверсии и экстраверсии.

Сторонники психодинамического подхода в качестве ключе- вой категории использовали представления о природе тех внутренних конфликтов, которые лежат в основе способов жизни, а в крайних проявлениях приводят к неврозам.

З.Фрейд усматривал конфликт в противоречии между сексуальным влечением и ограничением сексуальности, а А.Адлер — в противоречии между стремлением к доминированию и чувством неполноценности. К.Хорни видела противоречие между базовой тревогой, которая рождается одновременно с появлением человека на свет, и стремлением избавиться от этой тревоги. Э.Фромм говорил о потребности в укоренении (быть с другими) и вступающей с ней в конфликт потребностью в индивидуализации (быть самим собой).

Э.Эриксон считал, что на каждом этапе психосоциального развития человека, а их всего восемь, проявляется свой внутренний конфликт.

На фоне неприятия бихевиористского подхода в начале ХХ в. как отрицание структурализма в Германии возникает течение, названное гештальтпсихологией (от нем. Gestalt — целостный образ, форма).

Кредо этого направления: «Целое не равно сумме составляющих частей». Особенностью как отдельных психических процессов, так и психики в целом является их интегративный характер. Гештальтпсихология началась с отрицания структуралистских взглядов на восприятие. По мнению гештальтпсихологов, оно не является совокупностью отдельных ощущений, а представляет собой процесс создания целостного образа, воспринимаются не отдельные элементы, а отношения между ними. Например, одну и ту же мелодию можно сыграть на разных инструментах — звучание будет различным, но целостная мелодия сохранится.

В центре гештальттеории лежит представление о структурном подобии психических «гештальтов» (целостных образов), с одной стороны, объектам внешнего мира, а с другой, — нейроанатоми- ческой организации нервной системы. Ее ключевой категорией является целостный образ, «гештальт», центральным феноменом — восприятие, а наиболее распространенным методом исследования — лабораторный эксперимент. Основным вкладом гештальтпсихологов в современную психологию была разработка принципа системности. Среди наиболее известных представителей геш-

22

тальтпсихологии можно назвать М. Вертгеймера (1880—1943),В.Келера(1887—1967),К.Коффку(1886—1941),К.Левина (1890— 1947), К.Гольдштейна(1875—1965).

М.Вергеймер, основатель гештальттеории, занимался изуче- нием мышления как процесса, результатом которого является решение. Он доказал, что для нахождения решения творческой задачи нужно включить проблему в другой целостный контекст, переформулировать ее. Связь проблемы и контекста помогает найти правильное решение.

Ê.Коффка исследовал процессы целостного восприятия. Он ввел понятие «фигуро-фоновыеотношения», сформулировал законы «хорошей формы» (прегнантности), согласно которым симметричные и близкорасположенные элементы воспринимаются как части единого образа, а также закон «центрации», утверждающий, что центральные элементы общего поля или фигуры кажутся более яркими, отчетливыми и переоцениваются во всех отношениях.

В.Келер в результате исследования поведения шимпанзе пришел к выводу, что интеллектуальная деятельность — это прежде всего схватывание общей ситуации и затем определение в ней места для каждого отдельного явления, предмета или события. Он ввел понятие «инсайт» — озарение, которое представляет собой переструктурирование ситуации. Так, в одном из его опытов шимпанзе научили сбивать бананы палкой. Когда длины палки не хватило, шимпанзе сел в угол комнаты, отрешился от ситуации, а затем подошел к ящику, который до этого использовал в других целях, встал на него и сбил банан: произошел инсайт. В.Келер считал, что обучение не является простым накоплением знаний,

àведет к образованию новой структуры, следовательно, к иному восприятию и осознанию ситуации. Когда явление включается в новую ситуацию, оно приобретает иную функцию. Суть мышления — осознание новых функций предметов в новых ситуациях, т.е. образование нового гештальта.

Ê.Левин разработал теорию «психологического поля», согласно которой личность живет и развивается в психологическом поле окружающих ее предметов, имеющих определенный заряд. Воздействуя на человека, эти предметы вызывают у него потребности (напряжение), которые он стремится удовлетворить (снять напряжение).

Потребности связаны между собой, т.е. возможен обмен энергиями. Теория К.Левина оказала большое влияние на развитие изучения групповых процессов. Ученый показал, что в группе быстрее происходят личностные изменения, тем самым он заложил основу метода социально-психологическоготренинга.

 60—80-åгг. XX в. появляется когнитивная психология. Во многом она опиралась на разработки гештальтпсихологов. Ее представители занимаются изучением процессов познания — мышления,

23

памяти, языка. Интерес к этим процессам связан во многом с развитием информационных технологий. Сторонники когнитивного подхода проводили аналогии между познавательными процессами и работой ЭВМ, ставили проблему искусственного интеллекта. Они утверждали, что любая ассоциация между стимулом и реакцией создается сначала в мозгу, и пытались разработать схемы реализации различных процессов — внимания, восприятия, памяти. Психологи пытались ответить на два основных вопроса: как личность влияет на процессы познания и какое влияние оказывают способы познания на формирование личности?

В когнитивной психологии вновь поднимаются проблемы, которые изучались в структурализме, но решаются они с помощью строгих экспериментов при соблюдении всех правил контроля. В русле когнитивного направления было написано много работ. Читателю могут быть знакомы имена Б. М. Величковского, Л.М.Веккера, У.Найссера, Дж.Брунера.

Линию изучения познавательных процессов — мышления, речи, интеллекта — продолжает генетическая психология Ж. Пиаже (1896—1980).В ходе экспериментальных исследований он пришел к выводу, что уровень когнитивного развития представляет собой результат постепенного процесса, состоящего из последовательных ступеней или стадий. Функционирование и содержание интеллекта определяется совместным воздействием факторов созревания нервной системы, опыта обращения с различными предметами и таких социальных факторов, как язык и воспитание. Все дети в одной и той же последовательности проходят разные стадии когнитивного развития: стадию сенсомоторного интеллекта(0—2года), стадию конкретных операций(7—12лет) и стадию формальных операций(12—17лет).

При этом одни проходят че- рез все стадии, тогда как другие в силу разных причин могут задержаться накаком-тоэтапе.

Еще одним направлением психологии является гуманистиче- ская психология. Иногда ее называют «третьей силой» после бихевиоризма и психоанализа. Принято считать, что этот подход на- чал формироваться в 50—60-åгг. ХХ в. и стал ведущим в80-åгг. XX в. Основная установка гуманистической психологии — изуче- ние человека как целостной личности, а не как совокупности различных качеств и поступков. В центре исследовательских интересов — проблема переживания индивидом своего опыта. Смысл такого изучения — помочь человеку быть более счастливым. В гуманистической психологии разрабатываются понятия«Я-образ»,«Я-концепция»,«самосознание», «самоактуализация», «личностная идентичность». При изучении человека акцент делается не на личности как социальном по своей природе явлении, а на различных сторонах «Я», декларируется уважение к индивидуальной позиции человека.

24

Принципы гуманистической психологии основаны на экзистенциальной философии С.Кьеркегора и М.Хайдеггера, а также на феноменологии Э.Гуссерля. Перечислим основные из них.

1.Человек един и целостен, переживания каждого человека уникальны. Невозможно разделить органическое и психическое, осознаваемое и неосознаваемое, чувство и мысль.

2.Человеческая природа определяется не тем, что´ человек делает, а тем, как он осознает свое бытие, поэтому его природа никогда не может быть определена полностью. Она всегда стремится к беспрерывному развитию, к реализации возможностей человека.

3.Самым важным источником информации для человека является его субъективный психический опыт, осознаваемый «здесь и теперь».

4.Хотя бытие имеет предел, человек всегда обладает свободой. Даже обреченный на смерть свободен испытывать различные чувства и по-разномувести себя.

В центре интересов гуманистической психологии находятся проблемы личности, ее развития, активности, креативности и автономии, самоактуализации и самосовершенствования, свободы выбора, ответственности и стремления к высшим ценностям.

Наиболее известные представители данного подхода — А.Маслоу (1908— 1970), Г.Олпорт (1897— 1967), К. Роджерс (1902— 1990) и В.Франкл (1905—1997).

Гуманистическая психология дальше всего отошла от академи- ческой психологии с ее требованиями точности экспериментов и верифицируемости данных. При этом она является главным источником знаний для практической психологии, так как ориентирована на конкретного человека, а не на среднестатистиче- ского.

Благодаря гуманистической психологии произошел переворот

âпсихотерапии. Главное внимание психотерапевта, согласно К.Роджерсу, должно быть сосредоточено не на отдельных симптомах пациента, а на его уникальной личности. Однако субъективность подхода затрудняет установление разницы между мнением человека о самом себе и тем, что´ он есть на самом деле.

А.Маслоу создал иерархическую модель мотивации, в соответствии с которой высшие потребности могут направлять поведение человека лишь в той мере, в какой удовлетворены его нижележащие потребности. Он установил следующий порядок потребностей:

1) физиологические потребности;

2) потребности в безопасности;

3) потребности в любви и привязанности;

4) потребности в признании;

5) потребность в самоактуализации.

25

К своей теории иерархии потребностей и понятию самоактуализации А.Маслоу пришел, изучая жизнь великих людей и людей, добившихся признания.

Основным достижением Г.Олпорта является создание теории черт, которая определила методический аппарат многих направлений современной психологии личности. Исследователь считал, что каждая личность уникальна, но это не означает, что нельзя в людях найти ÷òî-òîобщее. «Общий закон может быть законом, говорящим о том, как осуществляется уникальность». Черта — это предрасположенность вести себя сходным образом в разных (но не в любых) ситуациях. Например, если человек каждый раз проявляет тревожность на экзамене, но вне ситуации экзамена эта особенность поведения отсутствует, то тревожность нельзя назвать личностной чертой, это будет скорее адекватное ситуативное поведение. Таким образом, черты проявляются в широком спектре ситуаций. Если человек не робок, то он будет оставаться спокойным и сдержанным и на улице, и в магазине, и в аудитории и пр. Даже есликакие-топоступки не согласуются с чертами, то это не значит, что этих черт нет. Так, пунктуальный и собранный человек может стать нервным и небрежным, когда он опаздывает на поезд.

Г.Олпорт первым ввел в психологию представление о зрелой личности. К критериям зрелой личности он отнес: широту и разнообразие интересов, способность к близким межличностным отношениям и терпимость, спокойное отношение к собственным недостаткам и внешним трудностям, реалистичное восприятие мира и реалистичные притязания, способность к самопознанию, обладание цельной жизненной философией.

Австрийский психиатр и психолог В.Франкл создал концепцию логотерапии, согласно которой движущей силой человече- ского поведения является стремление найти и реализовать смысл жизни. Существует три класса ценностей, которые делают жизнь осмысленной: ценности творчества, ценности переживаний (в частности, любви) и ценности отношений, когда в критиче- ских жизненных ситуациях человек сознательно вырабатывает позиции. По мнению В.Франкла, причиной неврозов современного человека является не подавленная сексуальность, как считалось во времена З.Фрейда, а отсутствие смысла жизни.

В конце 80-õгг. XX в. в США возникает еще одно направление психологии — трансперсональная психология. Ее появление связано с именем С.Грофа (род. 1931), открывшего явления пневмокатарсиса. Трансперсональная психология занимается изучением измененных состояний сознания, в которых человек обретает статус трансличностного состояния, т.е. состояния вне своей телесной оболочки. В сферу ее интересов входят медитация, шаманизм, сновидения, восточные гимнастики, последствия приема нарко-

26

тиков, обычно галлюциногенов (ЛСД), явления «жизни после смерти».

Отдельно следует рассмотреть развитие отечественной психологии.

Âизучение физиологических основ психики внесли большой вклад И.М.Сеченов, И.П.Павлов, В. М. Бехтерев, А.А.Ухтомский и др. Имея богатую традицию экспериментальных исследований психики, психология бурно развивалась в первые годы советской власти. В это время такими авторами, как П.Ф.Лесгафт,

À.П.Нечаев, М.Я.Басов, П.П.Блонский, А.Б.Залкинд, активно разрабатывались вопросы детской, педагогической психологии и педологии (комплексной науки о развитии ребенка).

В 20—30-åгг. XX в. чрезвычайно популярно было направление психотехники — предшественницы психологии труда (С.Г.Геллерштейн, И.Н.Шпильрейн и др.).

Развивался в нашей стране и психоанализ (С.Н.Шпильрейн, М.А.Рейснер, Н.Осипов).

Âотечественную психологию часто активно вмешивалась политика. После постановления 1936 г. «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» судьба психологов круто изменилась. Проблемы личности советские психологи были вынуждены рассматривать с классовых позиций, что еще êàê-òîдопустимо в социологии, но совершенно непродуктивно в психологии. Для того чтобы остаться верным психологии, ученые были вынуждены заменять изучение личности исследованием идеологически нейтральных свойств нервной системы, темперамента, познавательных процессов, способностей. Это привело к тому, что хотя многие научные открытия мировой психологии и были сделаны на основе достижений российских ученых, но большинство концепций, касающихся личности и внутреннего мира человека, а также психотерапевтических разработок оказались заимствованными из западной психологии. К сожалению, это относится и к бо´льшей части методов исследования личности, в которых не всегда учтены специфические особенности отечественной культуры, и некоторые выводы не соответствуют нашей реальности.

Âрусской и советской психологии можно выделить несколько направлений.

Исследования ВНД (высшей нервной деятельности) — наиболее влиятельное и разработанное направление в отечественной психологии. Оно связано с именами И.М.Сеченова (1829—1905),И.П.Павлова(1859—1936),В.М.Бехтерева(1857—1927),А.А.Ухтомского(1875—1942),Б.М.Теплова(1896—1965),Н.А. Бернштейна(1896—1966),П.К.Анохина(1898—1974),В.Д.Небылицина(1930—1972),А.Р.Лурия(1902—1977)и многих других замечательных ученых.

Основоположником этого направления является русский физиолог И.М.Сеченов. Его первый психологический трактат «Рефлексы головного мозга» (1863) получил широкий резонанс в рус-

27

Соврем_практ_психол — Стр 4

ском обществе. В нем ученый указывал на то, что строение психи- ческого и рефлекторного акта схоже, но не тождественно. Психологию он называл «родной сестрой» физиологии, а не ее придатком. К сожалению, не все современники правильно поняли идеи

È.М.Сеченова.

È.М.Сеченов преобразовал само понятие рефлекса и психики, заменив механизм рефлекторной «дуги» на рефлекторное «кольцо». По его мнению, в схеме классического рефлекса («дуги») начальным звеном служит внешний механический толчок — стимул, который раздражает нервные волокна, а конечным — мышечное движение по направлению к стимулу или от него. В психи- ческом рефлексе начальным звеном является сигнал, в котором отражается значимая для организма информация о состоянии внешней среды и который запускает адекватную ответную реакцию организма. Сигналы обрабатываются головным мозгом, передающим команды исполнительным органам — мышцам. Адекватность формируется за счет сличения результатов ответных действий с информацией, содержащейся в первоначальном сигнале. Результаты сличения также передаются в головной мозг. Поэтому весь психический акт представляет собой замкнутое кольцо, а не дугу, как в классическом рефлексе.

Одним из главных достижений И.М.Сеченова является открытие центрального торможения. До этого считалось, что в нервной системе протекает один процесс — возбуждение. И.М.Сеченов обнаружил способность мозга задерживать рефлексы, если они неприемлемы для организма. Процесс торможения он рассматривал как нервный механизм воли и мышления. Волевого человека отличает способность противостоять нежелательным влияниям, какими бы сильными они не были.

Основной смысл понятия «психическая деятельность» заклю- чается, по мнению ученого, в ее объективности, а значит, и в возможности объективного исследования.

Под воздействием работ И.М.Сеченова к исследованию высшей нервной деятельности обратились И.П.Павлов и В.М.Бехтерев. Они считали, что предметом изучения психологии должно быть целостное поведение организма в окружающей среде, а объектом — рефлекс. Напомним, что в психологии в это время господствовала другая точка зрения, при которой предметом психологии считалось сознание, а объектом изучения — ощущения.

Революционный смысл учения И.П.Павлова и В.М.Бехтерева заключался в том, что был открыт феномен «условного рефлекса» (раньше под рефлексом понималась жестко фиксированная стереотипная реакция).

Условный рефлекс — это механизм формирования связи между специфическим стимулом, вызывающим тот или иной безусловный (врожденный) рефлекс, и каким-либоиндифферентным стимулом. В результате этой связи ранее индиф-

28

ферентный раздражитель сам по себе начинает вызывать данный рефлекс. Это означает, что организм приобретает и изменяет программу своих действий в зависимости от условий, как внешних, так и внутренних. Внешние раздражители являются сигналами, ориентирующими в среде, но реакция закрепляется только в тех случаях, когда она соответствует потребностям организма.

В 1904 г. за экспериментальные исследования процессов пищеварения И.П.Павлов первым из российских ученых получил Нобелевскую премию. В дальнейшем эти исследования послужили толчком к изучению условных рефлексов, а также помогли разработать метод их изучения.

Большой вклад отечественные психологи этого направления внесли в изучение проблем локализации психических функций и нарушений психики при различных поражениях головного мозга, прежде всего при ранениях. Исследования А.Р.Лурия помогли восстановить многим раненым утраченные психические функции, особенно речевые.

Также в отечественной науке можно выделить генетическую и культурно-историческуюпсихологию. Основателем этого направления по праву считают Л.С.Выготского(1896—1934)— автора новаторской концепции, оказавшей влияние на развитие мировой психологической мысли. Его называют «Моцартом психологии» не только потому, что за свою короткую жизнь он успел много сделать (а психология — это наука, в которой открытия приходят с опытом), но и за красоту и оригинальность его экспериментов и выводов. Главный труд Л.С.Выготского — «Мышление и речь» (1934).

Во времена Л.С.Выготского существовало два направления в психологии. В рамках одного из них — естественно-научнойпсихологии — функции сознания приравнивались по механизму к телесным функциям, что позволяло проводить строго объективные исследования. Однако при этом терялся главный признак психики — уникальность и принадлежность субъекту. Другое направление связывало психику с духовной жизнью, с переживаниями, которые возникают благодаря приобщению к ценностям культуры. Но изучать такую психику можно только путем понимания, истолкования.

Л.С.Выготский пытается найти объединяющее начало этих направлений. По его мнению, им является главная для человека реакция — речевая. Речь — это и телесная реакция, обеспечиваемая работой артикуляционных мышц и головного мозга, и социальный процесс, обеспечивающий общение. Кроме того, речь связана с пониманием смысла, стоящего за словами, и с тем, что этот смысл существует независимо от человека и является элементом культуры. Любой феномен психической жизни человека можно объяснить в системе четырех координат: организм — общение — смысл — культура.

29

В своих исследованиях Л.С.Выготский показывает, что в структуре высших психических процессов (внимания, мышления, памяти) присутствуют особые регуляторы, или «психологические орудия», — знаки, которые создаются культурой. Высшей формой знака является слово. Оно выполняет функцию общения, обозна- чения и саморегуляции, так как с его помощью человек управляет собственным поведением. Воля — это «мысленные команды». Слова сначала усваиваются ребенком из общения с взрослым, а затем интериоризируются, т.е. становятся «собственностью» ребенка.

Подход Л.С.Выготского можно назвать генетическим, поскольку он рассматривал стадии и механизмы умственного развития ребенка. Однако они не являются исключительно биологическими, а опосредованы механизмами культуры, поэтому большое внимание в работах ученого уделяется процессам обучения. Для нашей страны времен 20—30-õгг. XX в. это было особенно актуальным: в связи с безграмотностью, доставшейся в наследство от прежней России, и беспризорностью, явившейся следствием войн и революции, педагогика становится одной из самых важных наук. Л.С.Выготским была обоснована идея, согласно которой только то обучение является хорошим, которое забегает вперед развития, т.е. осуществляется в «зоне ближайшего развития». Обучение приводит к развитию лишь в том случае, если существует расхождение между уровнем задач, которые ребенок может решать самостоятельно, и задачами, которые он решает под руководством взрослых.

Наиболее продуктивный подход к разработке предметной области психологии связан с идеей формирования сознания и его проявлений в деятельности, т.е. с так называемой теорией деятельности. Термин «деятельность» многозначен. В рамках марксизма, рассматривающего в качестве прототипа любых форм соотношения организма и среды труд, деятельность трактуется как синтез функциональных, структурных и содержательных аспектов психического, который разворачивается в процессе генезиса.

Основные принципы теории деятельности были разработаны в трудах С.Л.Рубинштейна (1889—1960)и А.Н.Леонтьева (1903— 1979).

С.Л.Рубинштейн — автор фундаментального учебника «Основы общей психологии» (1940), основной посылкой которого является положение о том, что человек и его психика формируются и проявляются в практической деятельности, к которой относятся игра, учение, труд и познание, и потому изучаться психическое должно через проявление в этих основных видах деятельности.

Всеобщий принцип детерминизма, разработанный С.Л.Рубинштейном, оказал влияние на формирование профессионального мышления нескольких поколений отечественных психологов. Он заключается в том, что внешние причины действуют только через

30

внутренние условия того, на кого эти внешние воздействия направлены. При объяснении любых психических явлений личность выступает как целостная система внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия. В личности, в свою очередь, есть компоненты разного уровня общности и устойчивости: от особенностей биологического организма, связанных со средой обитания, до индивидуальных мотивов.

А.Н.Леонтьев развивал положение о том, что все, что совершается в психической сфере человека, укоренено в его деятельности. Деятельность является особой разновидностью целостности. В ней можно выделить несколько уровней (деятельность — действия — операции), которые соотнесены с мотивационной сферой (мотив — цель — условия).

Эти компоненты образуют систему. Различия между деятельностью и действием А.Н.Леонтьев пояснял на следующем примере. Участник первобытной коллективной охоты в качестве загонщика спугивает дичь, которая бежит к скрывающимся в засаде охотникам. Мотивом его деятельности служит потребность в пище, но удовлетворяет он ее, отгоняя от себя добычу. Таким образом, деятельность определяется мотивом, а действие — целью, которая достигается ради реализации мотива.

Психология индивидуальности — еще одно направление в оте- чественной психологии. Оно связано с исследованиями индивидуальных различий, проводимыми Б.М.Тепловым (1896—1965),В.Д.Небылициным(1930—1972),В.С.Мерлином(1898—1982),а также с разработкой единой концепции индивидуальности.

Наибольшая заслуга в развитии этого направления принадлежит Б.Г.Ананьеву (1907—1972).Следуя традициям В.М.Бехтерева, он выступил с идеей создания единой концепции человекознания — комплексной дисциплины, интегрирующей достижения широкого круга наук о человеке. В своем фундаментальном труде «Человек как предмет познания» (1969) он выделяет иерархи- чески соподчиненные уровни организации человека: индивид — личность — субъект деятельности — индивидуальность. Для изуче- ния каждого из этих уровней необходимо использовать факты и методы других наук: от биохимии и антропологии на уровне индивида до семиотики и гуманитарных наук — на уровне индивидуальности. Б.Г.Ананьев был основателем второго в стране факультета психологии в Ленинградском университете (1966), где он проводил комплексные исследования личности человека. Он ближе всех отечественных ученых подошел к гуманистическому направлению, с его вниманием к уникальной единственной жизни.

Все положения, представленные в данном учебном пособии, основываются на подходе, разработанном Б.Г.Ананьевым, поскольку его авторы являются учениками этого замечательного ученого.

 60—70-åгг. XX в. разрабатываются теории, имеющие когнитивную ориентацию и использующие информационный подход,

31