Социология. Аверин Александр Николаевич

Учебник Кравченко «Социология»

«Социология. Основы общей теории»

«Социология» Лавриненко.

Фролов «Общая социология»

Подготовить анкету и интервью

Предмет социологии, метод социологического исследования.

Понятие социологии введено О. Контом.

Объект социологии: I.социальное, рассматриваемое в 2 аспектах (1. В широком смысле как общественное. 2. Узкое понятие в социологическом аспекте )

Понятие социального

  1. Взаимное положение индивидов и групп в обществе
  2. Общее свойство, присущее всем людям и группам
  3. Отношение людей и социальных групп друг к другу
  4. Результат совместной деятельности индивидов

II. Общество.

Предмет социологии: существует в познавательной деятельности. Предмет социологии нестабилен, зависит от запросов общества и развития науки.

Тенденции: макросоциологическая – изучение общества, социальных процессов (социология – наука о целостности общества); микросоциологическая – изучение социального поведения (социология – наука о массовых социальных процессах и массовом поведении).

Предмет социологии:

  1. Общество как социокультурная система
  2. Социальные общности, группы,
  3. Социальные институты и организации
  4. Социальные взаимодействия, взаимосвязи, процессы, отношения
  5. Массовое поведение

Функции социологии:

  1. Познавательная (знания об обществе и его областях)
  2. Практическая (конкретная информация для выработки практической информации)
  3. Прогностическая (С. Разрабатывает научно обоснованные прогнозы о развитии общества)
  4. Идеологическая (результаты соц.исследований используются в интересах разных соц.групп в определенных целях)
  5. Гуманистическая (способствует улучшению взаимоотношений между людьми и социальными группами)

Значение социологии:

  1. Просвещение населения
  2. Создание информационной базы для органов управления
  3. Контроль над реализацией принятых решений
  4. Изучение общественного мнения
  5. Способствует формированию общественного мнения
  6. Участвуют в проведении социальной экспертизы

Негативное влияние социологического исследований на общественное мнение: сомнения в объективности соц.исследований.

12 стр., 5893 слов

АЛСТЕД Я. — Психология, социология, общество. Модели мотивации

... за включение концепций психоанализа в социологию. [45]. В рамках анализа влияния психики человека на социальную организацию моя модель мотивации позволяет лучше понимать общество. В основе статьи моя ... ]. А раз невозможен анализ каждого индивида, психоанализ непригоден для социальных наук. Я намерен это опровергнуть. Социология много выиграет, создав общую модель мотивации [1], включая малоприятные ...

Причина:

  1. Коммерциализация социологических исследований
  2. Социологические исследования не всегда учитывают социальную структуру общества

Социология власти

Типы взаимодействия социологии и власти:

  1. Управленческий тип
  2. Критический (отказ социологов от сотрудничества с властью)
  3. Согласительный (наука используется для трансформации отношения населения к власти)

Структура социологии

Социология решает научные и практические задачи, это позволяет выделить фундаментальные и прикладные социологические исследование.

Фундаментальные – научные исследования

Прикладные направлены на решение практических задач.

В зависимости от уровня знаний социология делится на эмпирическое знание (статистика, классификации) и теоретическое (отражает сущность исследуемых объектов).

Структура

  1. Общие социологические теории (Теория конфликта, марксистская социологическая теория)
  2. Специальные и отраслевые теории (отражают отдельные общественные явления, специальные изучают определенные сферы или явления общественной жизни; примеры: социология семьи, мобильности. Отраслевые теории – возникают на стыке разных наук (социология права, экономическая социология, политическая социология, этносоциология))
  3. Конкретные социологические эмпирические исследования

Теория среднего уровня (Мэртон) – связующее звено между теоретическими и практическими знаниями.

Теория среднего уровня

  1. Социальные институты – социология семьи, армии, политики, труда
  2. Социальные общности – социология массовых групп, организаций, этносоциология
  3. Социальные процессы – социология СМИ, конфликтов

Эмпирическое социологическое исследование – система методологических, методических, организационных процедур для получения знания об изучаемом объекте.

Виды эмпирического социологического исследования:

Масштабность и сложность задач:

  1. Разведывательные (пробное исследование, проводится перед основным, методическая направленность, проварка качества инструментария)
  2. Описательного (получение информации для целостного представления проблемы; используется для рассмотрения больших социальных групп)
  3. Аналитическое (установление причинно-следственные связи)

Статистический и динамический подход

  1. Монографические исследования – детальное изучение объекта в течение определенного времени
  2. Точечное (разовое)

Повторное эмпирическое социологическое исследование

  1. Трендовое – выяснение тенденций, изменений в объекте исследований (когортное – ориентировано на выяснение определенной возрастной группы, панельное – ориентировано на изучение одних и тех же индивидов по одной методике, лонгитюдное – длительное периодическое изучение одних и тех же индивидов по мере достижения определенной стадии развития)
  2. Социологический мониторинг – отслеживание изменений для получения новой информации об объекте

Виды эмпирического социологического исследования:

  1. Сравнительное
  2. Сплошное и выборочное

Генеральная совокупность – все индивиды, входящие в объект исследования. Выборочная совокупность – уменьшенная, выбранная группа индивидов.

6 стр., 2535 слов

Основы учебно-исследовательской деятельности» «Основные виды ...

... др.). 3.Основные виды источников научной информации. Научная книга Виды и назначение основных научных книг: Монография Сборник научных трудов, Диссертация Автореферат диссертации включает реферат, составленный ... имеющее постоянную рубрикацию, официально утвержденное в качестве данного вида издания. Бюллетень 4.Электронные источники информации и работа с ними Развитие электронных технологий создания, ...

Методы выборки:

  1. Случайный отбор (случайная выборка, многоступенчатая выборка)
  2. Невероятностный отбор (квотная выработка)
  3. Серийная выборка
  4. Гнездовая выборка
  5. Стихийная выборка
  6. Выборка снежного кома

Этапы эмпирического исследования:

  1. Подготовительный
  2. Основной
  3. Завершающий

Программа социологического исследования – изложение общей концепции в соответствие с поставленными целями, изложении е гипотез, указание процедур и логической последовательности проведения исследования

Методический раздел – описание методов, сбор, обработки информации.

Методологический – 1. формулировка и обоснование проблемы, 2. определение объекта и предмета исследования, 3. определение целей и задач исследования, 4. Формулировка гипотезы, которая может подтвердиться, а может и не подтвердиться 5. системный анализ объекта исследования, 6.интерпретация понятий.

Метод – основные приемы и способы сбора, обработки и анализа эмпирических данных.

Методы сбора эмпирических данных:

  1. Изучение документов
  2. Наблюдение (включенное и не включенное)
  3. Эксперимент
  4. Опрос

Виды документов:

  1. По способу фиксирования информации: рукописные, печатные, кино- и фото-документы, записи (аудио, например)
  2. По целевому назначению: целевые и нецелевые документы
  3. По степени персонификации: личные и безличные
  4. По статусу документов: официальные, неофициальные документы
  5. По источнику информации: первичные, вторичные
  6. По содержанию: литературные данные, архивы, кинохроника.

Виды наблюдения:

  1. Невключенное (нахождение социолога вне объекта исследования)
  2. Включенное: полное включение, член группы – наблюдатель, наблюдатель – формальный участник, чистый наблюдатель.

Опросы:

  1. Интервью – проводимая по определенному плану беседа с респондентом (выбор объекта, определение места и времени, фиксация ответов респондента, оформление и обобщение материалов интервью)
  2. Анкетирование – фиксированный порядок ответа на вопросы

Виды интервью:

  1. Содержание (документальное – интерпретация какого-либо события и интервью мнений)
  2. Техника проведения (свободное и формализованное)
  3. Процедура (интенсивное и фокусированное)
  4. Нарративное – свободный рассказ, инициатива у респондента
  5. Индивидуальное интервью
  6. Тип опрашиваемых людей (респондентом и экспертом)
  7. Панельное (повторное по одним и тем же вопросам)
  8. Фокусированное (по конкретным вопросам)

Виды анкетного опроса:

  1. Индивидуальный и групповой
  2. Очный и заочный
  3. Массовый и специализированный — при участии эксперта
  4. Сплошное и выборочное – выбирается определенное количество участников группы

Структура анкеты:

  1. Введение (кто проводит опрос, как используются результаты, гарантия анонимности, цель проведения, инструкция)
  2. Вопросы (вступительные должны заинтересовать, в конце – «паспортичка», т.е. информация о человеке)
  3. Заключение (благодарность)

Виды вопросов:

9 стр., 4078 слов

Структура социологического знания. Место социологических исследований ...

... — уровень конкретных социологических исследований. Социологию также подразделяют на макросоциологию ... чески половина всей информации об Эмиле ... завершаются составлением плана выборки, ко второму- ... ­тода можно представить в виде исследовательской цепочки: наблюдение – ... объекта и предмета социологической науки, закономерностей (тенденций) развития, как социальной реальности, так и самой социологии, ...

  1. По цели: содержательные – о цели и мотивах, функциональные (вопросы фильтры – тем, кому задаются специализированные вопросы; контрольные вопросы; контактные – могут быть не связаны с темой, но позволяют респонденту высказаться)
  2. По форме: открытые и закрытые (альтернативные и неальтернативные), полузакрытые, прямые и косвенные

Действие – преднамеренное поведение человека.

Поведение – совокупность действий человека, которые могут наблюдать другие люди в присутствие которых человек осуществляет действие.

1 уровень: поведенческие акты

2 уровень: поступок

3 уровень: последовательность поступков – поведение в определенной сфере деятельности.

4 уровень: деятельность, означающая целостное поведение в различных сферах деятельности.

Действие – поведение человека, имеющее преднамеренный мотивированный характер. Действия многообразны, но не все они социальны.

Социальные действия – преднамеренное, целенаправленное действие, которое ориентировано на других людей и на их взаимные ответные действия.

Элементы социального действия:

  1. Потребность (нужда в чем-либо, стремление к потреблению)
  2. Интерес (форма проявления потребности, способность удовлетворить потребность)
  3. Цель (осознанный образ предвосхищаемого действия)
  4. Средство (инструмент достижения)
  5. Мотив (побуждение к действию, внутреннее побуждение)
  6. Стимул (внешнее побуждение)

Деятельность – совокупность действий, направленных на достижение цели в соответствие с потребностями и интересами.

Виды деятельности:

  1. Материальная трудовая – создание материальных ценностей, преобразование чего бы то ни было (труд в первую очередь физический)
  2. Духовная – связана с созданием неких духовных ценностей (труд в первую очередь умственный)
  3. Политическая
  4. Досуговая
  5. Управленческая
  6. Образовательная
  7. Бытовая
  8. Медицинская

Социальное взаимодействие – регулярное социальное действие, направленное друг на друга и имеет целью вызвать ожидаемые ответные реакции. Оно является обменом.

Структура:

  1. Субъект
  2. Процесс обмена
  3. Правила
  4. Предмет
  5. Место

Типы социального взаимодействия:

  1. Сотрудничество
  2. Соперничество: конкуренция – соперничество за объект, находящийся вне этих субъектов и конфликт – противостояние сторон по поводу распределения ресурсов, ценностей, власти, столкновение потребностей, интересов, целей и взглядов, мнений.

Черты сотрудничества:

  1. Обоюдная заинтересованность
  2. Направленность на достижение совместных целей
  3. Уважение

Черты соперничества:

  1. Стремление опередить
  2. Нет совместных целей, но они есть в отношение объекта
  3. Подкрепление негативными средствами

Признаки конфликта

  1. Конфликтная ситуация
  2. Противоположные цели, потребности, интересы
  3. Взаимодействие конфликтующих сторон
  4. Результаты конфликтного взаимодействия

Условия конфликта:

8 стр., 3592 слов

Взаимодействие компьютера и человека как социальное явление

... игры и развлечения. Взаимодействие компьютера и человека как социальное явление О.Г.Левина Двадцатый век обнаружил симптомы новой цивилизации. Человек породил сверхсложные машины, вышел в космическое ... менее успел в ликвидации последствий своих успехов. Формирование единого глобального экономического, социального и культурного пространства — это объективная реальность современного мира. Сегодня ...

  1. Наличие сторон
  2. Дефицит ресурсов
  3. Стремление получить выгоду за счет другой стороны
  4. Стремление достичь совместные и взаимоисключающие цели
  5. Стремление контролировать и направлять поведение другой стороны

Функции конфликта:

  1. Разрядка напряженности – возможность снятия напряженности
  2. Коммуникативная – осознании сторонами проблем и приспособление друг к другу
  3. Консолидирующая — выявление возможностей для сотрудничества
  4. Дестабилизирующая

Позитивные функции:

  1. Выявление проблем
  2. Потенциальная разрядка напряженности
  3. Получение новой информации
  4. Сплочение коллектива
  5. Стимулирование к изменению
  6. Диагностика возможностей

Негативные функции:

  1. Эмоциональные и материальные затраты
  2. Снижение дисциплины и социально-психологического климата
  3. Увлечение конфликтом в ущерб работе
  4. Уменьшение степени сотрудничества
  5. Сложное восстановление отношений

Последствия:

  1. Дезинтегративные
  2. Интегративные

Характеристики конфликта:

  1. Причины
  2. Острота – характеризует интенсивность столкновения
  3. Длительность
  4. Сила участников конфликта – способность стороны реализовать цель вопреки сопротивлению

Типы причин:

  1. Наличие противоположных ориентаций (например, ориентация в плане собственности)
  2. Идеологические (религиозные конфликты)
  3. Экономическое и социальное неравенство
  4. Положение в социальной структуре

Сила участников конфликта:

  1. Физическая
  2. Информационная
  3. Социальный статус
  4. Ресурсы

Стадии:

  1. Предконфликтная (оценка сил, поиск сторонников, консолидация сил)
  2. Протекание конфликта (инцидент, открытая борьба и скрытая)
  3. Разрешение конфликта (внешний признак – завершение инцидента, прекращение конфликтных отношений, разрешение возможно при изменении конфликтной ситуации)

Виды конфликтов:

  1. Межличностный
  2. Групповой
  3. Межгрупповой
  4. Конфликт принадлежности
  5. Конфликт с внешней средой

Стратегии поведения:

  1. Уклонение – низкая степень настойчивости одной из сторон
  2. Противоборство
  3. Уступчивость
  4. Сотрудничество
  5. Компромисс

Тактическое поведение:

  1. Запугивание
  2. Блеф — дезинформация
  3. Принуждение
  4. Прессинг

Завершение конфликта:

  1. Взаимное примирение, переход к сотрудничеству
  2. Симметричное разрешение
  3. Победа одной из сторон
  4. Трансформация конфликта
  5. Удовлетворение потребностей сторон и устранение причин конфликта

Способы завершения:

  1. Регулирование. Этапы: институционализация – соглашение о нормах, правилах поведения в конфликте, легитимизация, структурирование – определение сторон, редукция – завершение
  2. Завершение

Условия для разрешения конфликта:

  1. Своевременный и точный диагноз причин
  2. Обоюдная заинтересованность в преодолении конфликта
  3. Совместный поиск путей преодоления конфликта

Методы разрешения конфликта:

5 стр., 2153 слов

Человек как биологическое, социальное и культурное существо

... означает недооценки их роли, первичности в процессе становления личности. Основные компоненты социальной структуры человека— социально-типические, социально и индивидуально-психологические, биолого-физиологические, генетические — находятся в органической ... или вне человека. Наше мышление, язык, внешний вид и поступки - это феномены культуры, и создателем их является человек. Но и сам человек есть ...

  1. Избегание встреч
  2. Переговоры
  3. Посредничество
  4. Откладывание
  5. Арбитраж (например воры привлекают для разрешения споров воров в законе)
  6. Компромисс
  7. Приспособление
  8. Сотрудничество
  9. Соперничество

Социальное действие – основа социальной связи.

Социальная связь – взаимная зависимость людей, реализуемая посредством взаимно направленных социальных действий.

Виды социальных связей:

  1. Уровни: межличностные, групповые, институциональные, социетальные – связи на уровне всего общества.
  2. Субординация: формальные и неформальные
  3. Непосредственные и опосредованные

На основе социальных связей формируются социальные отношения — устойчивые социальные связи, повторяющиеся социальные взаимодействия.

Виды социальных отношений:

  1. Односторонние (например, влюбился человек или же дистанционное обучение в режиме телемоста)
  2. Взаимные (дружба, если в ней нет корыстного интереса)
  3. Отношения социальной зависимости (например, зависимость детей от родителей, пока у первых нет возможности жить самостоятельно)
  4. Отношения по сферам: экономические, политические

Социальный процесс – совокупность однонаправленных и повторяющихся социальных действий, которые можно выделить из других социальных действий.

Процессы:

  1. По сферам: политические, экономические…

Признаки общества:

  1. Универсальность – оно включает связи, отношения и процессы
  2. Устойчивость
  3. Интегративность — происходит включение людей в общественную жизнь
  4. Автономность – оно существует самостоятельно
  5. Самовоспроизводство
  6. Самодостаточность
  7. Саморегуляция
  8. Саморазвитие

Социальная система – совокупность социальных элементов, которая находится во взаимодействии и взаимосвязи друг с другом и образует единое целое.

Социальный элемент – компонент социальной системы, который не расчленяется на другие компоненты при данном способе рассмотрения.

Социальная структура – совокупность устойчивых социальных связей между социальными элементами в социальной системе.

Типы социальной структуры:

  1. Глобальная
  2. Структура отношений между областями и сторонами общества
  3. Структура отношений между социальными статусами и ролями
  4. Структура отношений между социальными общностями

Виды:

  1. Социально-демографическая
  2. Социально-территориальная
  3. Социально-классовая
  4. Социально-профессиональная
  5. Национально-этническая

Культура – система символов, ценностей, идей, верований, правил поведения с помощью которых люди организуют свою деятельность.

Черты:

  1. Общеразделяемая система ценностей, символов, идей.
  2. Стандарт, образец, принятый в социальной группе
  3. Передача из поколения в поколение

Функции:

  1. Образовательная
  2. Интегративная и дезинтегративная
  3. Регулирующая
  4. Коммуникативная
  5. Информационная
  6. Воспитательная

Подходы к российской культуре:

  1. Славянофилы
  2. Западники
  3. Европоцентризм
  4. Евразийство
  5. Н.А. Бердяев

Формы культуры:

  1. Элитарная
  2. Народная
  3. Массовая

Признаки массовой культуры:

  1. Создается, тиражируется и распространяется с помощью СМИ
  2. Массовые потребитель
  3. Потребительское сознание
  4. Широкая доступность и популярность
  5. Значительный коммерческий эффект
  6. Стандартизация

Общедоминирующая культура.

Субкультура – набор символов, убеждений, ценностей, норм, образцов поведения, отличающий одну культуру от другой.

Субкультуры:

  1. Национальные
  2. Конфессиональные
  3. Профессиональные

Этноцентризм – признание одной культуры эталоном, с которым другие должны соизмеряться.

Культурный релятивизм — провозглашение абсолютной самостоятельности культуры.

Личность – мера развития социального в человеке.

Социализация – процесс усвоения норм, знаний, входящих в культуру, освоение социальных ролей.

Адаптация – приспособление к новым условиям.

Этапы социализации.

Первичная и вторичная.

Подходы:

  1. Связь социализации с формальными и неформальными агентами и организациями
  2. Этапы жизни человека. Первичная от рождения до формирования зрелой личности

Десоциализация – отучение от старых норм, ценностей, правил поведения, ролей.

Ресоциализация – обучение новым ценностям, ролям, правилам поведения.

Написать свой социально-демографический и социальный статус

Ранг – место социального статуса в иерархии статусов.

Социальная роль – совокупность действий, которые выполняет личность, имеющая определенный социальный статус, это модель поведения, ориентированная на социальный статус.

Ролевые требования – обязательные и необходимые действия, которые вытекают из выполнения социальной роли.

Ролевые ожидания – реакция со стороны окружающих людей на то, как человек выполняет действия, которое соответствует ролевым требованиям.

Ролевой конфликт – переживаемые человеком противоречивые требования, которые связаны с одновременным выполнением нескольких социальных ролей.

Ролевой набор -совокупность ролей, включает все шаблоны поведения, закрепленные за одним социальным статусом.

Социальный контроль – механизм регулирования поведения людей и поддержания общественного порядка. Функции: охранительная и стабилизирующая.

Он включает нормы и санкции: социальные нормы – предписания, требования пожелания и ожидание общественно одобряемого поведения.

Санкция – реакция со стороны людей на поведение индивида. Цель санкции — гарантия выполнения социальной нормы.

Отклоняющееся (девиантное) поведение – поведение, которое не соответствует нормам, принятым в обществе или социальной группе. Оно бывает отрицательное и положительное

Норма оправдания – культурные образцы с помощью которых оправдывается осуществление запретных желаний и действий без открытого вызова существующим нормам. Она появляется тогда, когда есть образец нарушения. Он санкционируется.

Социальная общность и социальная группа.

Социальная общность – совокупность людей, которая обладает целостностью и выступает самостоятельным субъектом социального действия.

Виды:

  1. Множества (мнимые общности)
  2. Контактные группы (квазигруппы)
  3. Групповые общности

Множества – социальные общности, в которых отсутствуют взаимные социальные действия.

Множества:

  1. Категория – объединение людей по определенным признакам
  2. Агрегация – объединение людей, которые находятся в одном и том же месте
  3. Масса – множество людей, которые пространственно разделены и анонимны

Черты массы:

  1. Анонимность
  2. Высокая мобильность
  3. Индивидуальный выбор поведения, не зависящий от традиционных норм

Квазигруппы (контактные общности) – непреднамеренное, случайное появление группы людей, в которой отсутствуют устойчивые ожидания и существует одностороннее взаимодействие.

Черты квазигруппы:

  1. Спонтанность образования
  2. Неустойчивость взаимосвязи
  3. Отсутствие разнообразия во взаимодействиях
  4. Кратковременность

Виды:

  1. Аудитория – группа, объединенная коммуникатором, в ней есть связи, идущие между слушателями, коммуникаторами и т.д. (ориентация на слушателя кратковременна)
  2. Социальные круги – стабильные социальные общности, возникающие для обмена информацией между их участниками для удовлетворения потребности в общении. (Черты: общая заинтересованность, принадлежность к определенной субкультуре)

— контактные (легко создаются и распадаются)

— профессиональные (объединение для обмена профессиональной информацией)

— дружеские

— статусные (создаются между людьми с одинаковыми социальными статусами)

3. Толпа – объединение людей в замкнутом пространстве и они имеют общий интерес.

Черты:

  1. Внушаемость
  2. Анонимность
  3. Спонтанность
  4. Неуязвимость

Виды толпы:

  1. Случайная толпа – объединение по незначительной цели
  2. Обусловленная – спланированная толпа
  3. Экспрессивная – собирается для личного удовольствия участников
  4. Действующая – в ней существует экстремальное поведение людей — сборище – имеет лидера

— восставшая

Общности бывают массовыми и групповыми.

Массовая общность:

  1. Структурно нерасчлененная, аморфная
  2. Неустойчива
  3. Разнородность состава
  4. Не существует в составе более широкой аудитории в качестве его структурного образования

Групповая общность (социальная группа) – совокупность взаимодействующих друг с другом людей, которые осознают свою принадлежность к данной группе и признаются другими людьми – членами данной группы.

Признаки:

  1. Устойчивое взаимодействие членов – способствует прочности и стабильности
  2. Сплоченность членов
  3. Однородный состав – есть признаки, присущие всем членам группы
  4. Вхождение в состав более широкой группы

Виды:

  1. Первичные (происходит первичная социализации ) и вторичные (образуется из людей, между которыми есть эмоциональные взаимосвязи, объединение направлено на достижение определенной цели)
  2. Формальные (четкая структура, иерархия, строгое предписание ролевым функциям) и неформальные (общность интересов, особая психологическая и моральная атмосфера)
  3. Референтная (нормы социальной группы для индивида являются эталоном) – группа-эталон, образец поведения
  4. Малая (члены объединены общей деятельностью, в ней социальные отношения – непосредственные личные контакты) и большая

Черты малой группы:

  1. Немногочисленность
  2. Стабильность состава
  3. Общая деятельность
  4. Непосредственное личное общение
  5. Общие групповые нормы
  6. Чувство принадлежности
  7. Желание удовлетворить личные запросы
  8. Добровольное вступление

Участие в малой группе:

  1. Возможность объединения ресурсов других членов
  2. Повышение индивидуальной мотивации и ответственности
  3. Выявление ошибок других членов и их предотвращение
  4. Лучшее восприятие общих решений
  5. Удовольствие, партнерство, востребованность

Ограничения группы:

  1. Противоречие личных целей групповым целям
  2. Доминирование настойчивых решений
  3. Отсутствие компромисса
  4. Больше времени для принятия общего решения
  5. Высокий риск (сдвиг риска)

Лидер группы – член группы с наибольшим авторитетом, он принимает важнейшие решения.

Авторитетные люди – их может быть несколько, формируют мнение группы

Аутсайдер – мало привлекаются для выработки решений

Виды малой группы:

  1. Ингруппа – индивид осознает принадлежность к данной группе
  2. Аутгруппа – другая малая группа, к которой не принадлежит индивид

Стадии развития малой группы:

  1. Ориентация – формирование группы, целей, планов деятельности, низкий уровень несогласия
  2. Конфликт – распределение ответственности, поляризация мнений
  3. Сплоченность — стремление разрешить конфликты, фиксация норм
  4. Консенсус или поддержка – единение группы, коллективное принятие решений.

Факторы групповой сплоченности:

  1. Удовлетворение личных потребностей индивида
  2. Симпатии между членами
  3. Усилия индивида по вступлению
  4. Дружеская атмосфера
  5. Престиж группы
  6. Соперничество с другими группами
  7. Отрицательное отношение к группы со стороны других

Этническая – исторически сложившаяся, устойчивая совокупность людей, которая обладает общей территорией, общими экономическими связями, единым языком, общей культурой, стабильными особенностями психологии и этническим самосознанием

Признаки этнической общности:

  1. Общая территория – создает условия для объединения, формируется на определенной территории
  2. Общие экономические связи
  3. Единый язык
  4. Общая культура
  5. Стабильные особенности психологии
  6. Этническое самосознание

Расовая общность, в основе биологические признаки.

Дискриминация

Негативные стороны

  1. Дискриминация – ограничение, лишение прав людей по принципу расовой, национальной принадлежности
  2. Апартеид – форма расовой дискриминации, политика разделения населения в зависимости от расовой принадлежности, лишение групп населения в зависимости от расовой принадлежности политических экономических и социальных прав вплоть до территориальной изоляции.
  3. Геноцид – истребление групп населения по расовым, национальным и религиозным признакам
  4. Сегрегация – отделение, ограничение и запрещение совместного проживания, обучения, профессиональной деятельности расовых или этнических групп населения
  5. Шовинизм – проповедь национальной исключительности, противопоставление наций, разжигание национальной вражды

Виды этнической общности:

  1. Род появляется от одного предка
  2. Племя – объединение родов на основе религиозной, языковой общности
  3. Народность – союз племен, основанный на основе общественных, а не родственных связей
  4. Нация – наиболее развитый вид этнической общности, формируется на основе нескольких народностей (1. Гражданская общность. 2. Этническая общность. Они могут совпадать, а могут и не совпадать)
  5. Этническая группа

Тенденции в развитии межнациональных отношений:

  1. Этническая консолидация
  2. Межэтническая интеграция
  3. Ассимиляция

Диаспора – устойчивая совокупность людей единого этнического происхождения, которые живут в ином этническом окружении за пределами исторической родины и имеют социальные организации для своего функционирования и развития.

Социально-территориальная общность – люди, проживающие на одной территории с устойчивыми связями между собой и условиями их жизнедеятельности разных типов поселений

Критерии выделения классов в марксизме:

  1. Отношение к собственности на средства производства
  2. Роль в общественном разделении труда
  3. Способы получения и размеры доли общественного богатства
  4. Возможность присваивать труд других социальных групп

Критерии выделения классов по М. Веберу:

  1. Экономические различия – доход
  2. Экономико-политические различия – власть
  3. Социально-психологические – престиж

Виды классов:

  1. Высший
  2. Средний
  3. Низший

Подходы к пониманию среднего класса:

  1. Средний уровень доходов
  2. Средний уровень потребления
  3. Старый и новый средний класс
  4. Социально престижные группы
  1. Высший класс – буржуазия и высшая бюрократия
  2. Средний класс – старые средние слои

— мелкие частные производители

— новые средние слои (лица свободных профессий, обслуживающие персонал)

3. низший класс – наемные работники

Социальная стратификация – иерархическое вертикальное образование слоев общества на основе социального неравенства, расслоение общества на слои при котором высшие слои находятся в привилегированном положении по сравнению с низшими.

Равенство

Неравенство

  1. Равенство возможностей для достижения целей
  1. Неравенство возможностей для достижения целей
  1. Равенство условий жизни

Неравенство условий жизни

  1. Равенство результатов

3. Неравенство результатов

Признаки выделения страт:

  1. Доход – наличие или отсутствие собственности (богатые, средний класс, бедные; работники определенной оплаты)
  2. Властные полномочия – должностное положение (руководители высшего уровня, менеджеры и рядовые работники)
  3. Престиж – влияние (элитные слои в различных сферах, рядовые исполнители)
  4. Образование (с начальным образованием, средним общим, профессиональным образованием – начальным, средним, высшим, кандидаты и доктора наук)

Доход, власть, престиж, образование – объективные показатели.

Существуют субъективные показатели.

Типы социальной стратификации:

  1. Рабство – форма социального неравенства, при котором одни люди владеют другими
  2. Касты – замкнутые слои людей, исполняющих функции, передаваемые по наследству. Вертикальная иерархия, признак рождения. (варны – сословия, джатии – местные обособленные слои, внутри которых происходит деление на касты)
  3. Сословия – распространены в феодальном обществе (высшее сословие, духовенство, третье сословие – купцы, ремесленники, свободные крестьяне).

    Сословие – социальный слой, место которого определяется положением в системе социально-экономических отношений и правовым закреплением этого положения.

  4. Классы –

Особенности классовой стратификации:

  1. Не зависит ни от законодательных, ни от религиозных установок, предписанного статуса
  2. Экономическое положение
  3. Высокая социальная мобильность

Классовая стратификация:

  1. Верхний высший класс
  2. Низший высший класс – высшие должности
  3. Верхний средний класс – мелкая буржуазия, высокооплачиваемые должности
  4. Низший средний класс
  5. Верхний низший класс
  6. Низший низший класс – андеркласс
  1. Элита – политики с высшими государственными должностями, ресурс — власть
  2. Субэлита – верхний слой – собственники, высокие профессионалы, генералитет (экономическая независимость)
  3. Средний слой – предприниматели, квалифицированные профессионалы
  4. Базовые слой
  5. Низший слой – неквалифицированные работники
  6. Социальное дно

Социальная мобильность – социальные перемещения, связанные с изменением социального статуса. Переход от одной социальной позиции к другой социальной позиции.

Формы социальной мобильности:

  1. Политическая – передвижение по ступеням власти
  2. Экономическая — изменение собственности и дохода
  3. Профессиональная – перемещение внутри профессиональной группы и между профессиональными группами

Виды социальной мобильности:

  1. Индивидуальная и коллективная
  2. Межпоколенная и внутрипоколенная
  3. Организованная (организуется с чьей-то помощью, вынужденная или с согласием человека) и неорганизованная (осуществляется индивидом самостоятельно)
  4. Горизонтальная (перемещение с сохранением социального статуса, перемещение в позицию, находящуюся на том же уровне, что и предыдущая)
  5. Вертикальная (перемещение в позицию на другом уровне социальной стратификации)

— восходящая

— нисходящая

Каналы вертикальной мобильности:

  1. Армия
  2. Церковь
  3. Образование
  4. Политические профессиональные организации
  5. Банковские организации
  6. Семья, брак

Социальный институт и социальная организация

Социальный институт – совокупность норм, ценностей, ролей, статусов, которые предназначены для удовлетворения потребностей людей и их социальных объединений.

Признаки социального института

  1. Субъект – те, кто вступает в устойчивые социальные отношения
  2. Социальные организации
  3. Социальные нормы, которые регулируют поведение людей в рамках института
  4. Функции социального института
  5. Материальные средства и ресурсы
  6. Деперсонализация – независимость от индивида, участвующего в осуществлении деятельности социального института

Этапы образование социальнтго института:

  1. Возникновение потребностей
  2. Формирование общих целей
  3. Появление социальных норм, правил, процедур
  4. Институционализация – разработка и применение социальных норм
  5. Установление системы санкций
  6. Материальное и символическое оформление социального института

Функции социального института:

  1. Удовлетворение жизненных потребностей общества
  2. Функция социализации
  3. Закрепление и воспроизводство общественных отношений
  4. Регулятивная – разработка шаблонов поведения
  5. Интегративная – объединение, сплочение людей
  6. Коммуникативная – обмен информацией

Специфические функции, присущие одним институтам, но не присущие другим.

Могут быть и одинаковые функции.

Функции: явные – официально объявляются, декларируются, неявные – скрытые, не заявляются.

Виды социальных институтов:

  1. Семьи и брака – воспроизводство рода
  2. Безопасность и социальный порядок – политические институты
  3. Экономические институты – удовлетворение материальных потребностей
  4. Институты образования, науки – потребность передачи знаний
  5. Решение проблем смысле жизни – религия

Неосновные социальные институты удовлетворяют конкретные потребности.

Семья и брак – основной социальный институт.

Семья – основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью.

Семья как социальная группа и как социальный институт.

Функции самосохранения общества и воспроизведения.

Семья отличается от домохозяйства. Домохозяйство может состоять из одного человека.

Смешанное домохозяйство: семья и иные люди (няня, охранник)

Групповое домохозяйство, состоящее не из родственников.

Функции семьи:

  1. Репродуктивная – рождение детей
  2. Социализация
  3. Экономическая – материальная поддержка нетрудоспособных и несовершеннолетних, ведение общего хозяйства
  4. Хозяйственно-бытовая – оказание бытовых услуг
  5. Социальный контроль
  6. Общение
  7. Социально-статусная – семья предоставляет индивиду социальный статус
  8. Досуговая – организация досуга
  9. Эмоциональная – получение поддержки удовлетворении эмоциональных потребностей
  10. Сексуальная
  11. Защитная – физическая, экономическая
  12. Рекреативная – восстановление сил

Жизненный цикл семьи – последовательность состояний с момента образования семьи и до её прекращения.

Стадии:

  1. Рост семьи, начальная стадия – от заключения брака до рождения последнего ребенка
  2. Выделение из семьи первого взрослого ребенка
  3. Зрелая стадия – продолжение отселения детей, рождение внуков, до того как внуки покинут семью
  4. Стадия затухания – заканчивается смертью одного или обоих супругов

Виды семьи:

  1. Принадлежность: родительская, прокреационная
  2. Количество поколений: расширенная, нуклеарная
  3. Количество родителей: полная, неполная
  4. Количество детей: бездетная, однодетная, малодетная, многодетная
  5. Тип наследования, передача фамилии, имущества, статуса: патриархальная, матриархальная, экалитарная – отсутствие главенства
  6. Социальный статус: гомогенная, гетерогенная – происхождение супругов из разных социальных групп
  7. Территориальный признак: патрилокальная семья, матрилокальная (жизнь супругов в доме родителей мужа или жены), неолокальная
  8. Развод: повторная

Брак – форма отношений между мужчиной и женщиной с помощью которой общество упорядочивает половую жизнь, устанавливает супружеские родственные права и обязанности.

Этапы:

  1. Знакомство: самостоятельное, через формального посредника (брачное агентство), неформального посредника (родители, знакомые, друзья)
  2. Ухаживание
  3. Сватовство – обряд предложения брака, согласно которому жених просит руки девушки
  4. Помолвка – обряд объявления будущих молодоженов о будущем браке

Брак – совокупность формальных предписаний, государство оформляет брак. Законнорожденные дети рождены в браке.

Виды брака:

  1. Способ выбора брачного партнера

— эндогамный – выбор партнера из той же социальной группы

— экзогамный – выбор партнера из другой социальной группы

2. Численность партнеров:

— моногамия

— полигамия: полигиния (один мужчина с несколькими женщинами), полиандрия (одна женщина и несколько мужчин), групповой брак

3. Неравенство в браке:

— неравный

— покупной – плата за брак

4. По любви и по расчету

5. Брак с похищением

6. Гостевой брак – супруги живут отдельно и навещают друг друга

7. По договоренности – предусмотрена свобода супругов в браке

8. Детский – насильственная выдача детей

9. Ранний брак

10. Повторный брак – вступление в новый брак после расторжения

11. Гражданский брак – проживание без оформления брака

Развод –расторжение брака при жизни супругов.

Причины развода – факторы, приводящие к разводу.

Причины:

  1. Демографические – возраст вступления в брак, значительная разница
  2. Медицинские – болезнь, бесплодие
  3. Социальные – разный социальный статус, тюремное заключение
  4. Психологические

Мотивы: субъективные или объективные

Повод – конкретное событие, приводящее к разводу.

Институт родства. Родство – совокупность людей, связанных общими предками, усыновлением или удочерением и браком. Для мужа его родственники – кровные, её – в законе.

Степень родства:

  1. Ближайшие
  2. Двоюродные
  3. Троюродные

Религия как социальный институт.

Религия – система верований, ритуалов, действий, которые определяются верой в существование сверхестественного и реализуется в социальных нормах, обычаях, предписаниях, стандартах поведения, социальных позициях.

Компоненты религии:

  1. Мировоззренческий
  2. Культовый
  3. Нормативный – совокупность идеалов, норм, правил поведения
  4. Организационный – объединение верующих людей в общины и организации

Формы религии:

  1. Фетишизм – вера в предметы
  2. Тотемизм
  3. Магия – обряды, заклинания
  4. Политеизм – признается существование множества богов
  5. Монотеизм – вера в существование Бога

Элементы религии:

  1. Верующие люди
  2. Признание священного как реальности
  3. Религиозное сознание
  4. Религиозная деятельность
  5. Религиозные отношения (внутрицерковные, межцерковные, внецерковные)
  6. Религиозные организации

Виды религиозных организаций:

  1. Церковь – организация из мира и клира – священнослужителей
  2. Секта – религиозная организация, отделившаяся от церкви в качестве протеста
  3. Деноминация – переходная форма от секты к церкви, подчеркивают обособленность

Функции религии:

  1. Интегративная и дезинтегративная
  2. Регулятивная
  3. Психотерапевтическая – религия производит успокоительное, утешительное воздействие
  4. Коммуникативная
  5. Рекреационная – в церкви могут осуществлять отдых
  6. Мировоззренческая
  7. Компенсаторная – религия дает возможность отвлечься от проблем

Социальная организация – форма совместной деятельности людей, при которой деятельность принимает форму упорядоченного регулируемого скоординированного и направленного действия на достижение цели.

Принципы социальной организации:

  1. Цели: цели-задания (получается из вне), цели- ориентации (общие и индивидуальные цели работников), цели-системы (обеспечение стабильности, целостности организации),
  2. Иерархия: централизация, личная зависимость, власть – подчинение правилам и др. , соподчинение – низшие уровни иерархии контролируются высшими
  3. Управление: целевое воздействие – осуществляется через приказ или стимулирование, организационный порядок – система норм и правил поведения в рамках данной организации, самоорганизация – спонтанное регулирование процессов организации
  4. Процедуры и правила совместной работы
  5. Обязательность правил, при необходимости и принудительность
  6. Заинтересованность членов организации в предложенном порядке

Компоненты социальной организации:

  1. Технический (здания, техника, оборудование, технологии)
  2. Социотехнеский – рабочие места для сотрудников
  3. Формальный – система норм и правил
  4. Экономический – система поощрения работников в виде з/п
  5. Неформальный – совокупность неформализованных правил и норм, может выступать альтернативой, а не просто дополнением
  6. Социально-психологический
  7. Групповой – стратификация коллектива на различные группы

Виды социальной организации:

  1. По мотивационному фактору (для вступления):

— добровольные – ассоциация, в которую можно добровольно войти и покинуть, участие в деятельности не оплачивается

— принудительные социальные организации – членами её люди становятся в принудительном порядке (например, в психическую больницу или в тюрьму), поведение строго регламентировано, частичная изоляция от внешнего мира

— утилитарные организации — человек в неё вступает из практических соображений, они занимают срединное положение (например, академия), есть и элементы добровольности и элементы принудительности

Виды контроля:

— нормативный (внутренний) – ведет к добровольному и мотивированному подчинению

— принудительный – члены принудительной организации стремятся уклониться и подчинение происходит вяло, пассивно

— утилитарный – использует материальное поощрение, деятельность стимулируется ради получения повышения и т.д.

2.

-Деловые организации — участие в такой организации приносит доход, управление осуществляет администрация, контроль административный

— Массовые организации – создаются для удовлетворения потребностей (политические партии, любительские и творческие объединения) – объединение для достижения целей

Виды деловой организации:

  1. Производственные, торговые, обслуживающие
  2. Образовательный, медицинские, культурные, научные, проектные

По выполнению общественных функций:

  1. По удовлетворению потребностей людей – производство продуктов материального и духовного потребления, рекреация, организации по социализации
  2. Социального контроля и удовлетворения – организации надзора и управления

Массовые организации:

  1. По задачам: политические, профессиональные, научные, творческие
  2. По типу членства: с индивидуальным, коллективным, смешанным членством и без членства
  3. По общественной роли: ориентированы на общество, ориентированы на своих членов (потребительская кооперация, общество рыболовов)

Организации, сочетающие элементы.

Массовое, коллективное поведение и социальное движение

Массовое поведение – поведение, принимающее массовый характер, как правило, не скоординировано, не структурировано. Представляет собой сумму отдельных поведений индивидов.

Виды массового поведения:

  1. Слухи
  2. Мода
  3. Массовые пристрастия
  4. Паника
  5. Погром
  6. Бунт

Слухи – быстро распространяющиеся сообщения. В его основе – подлинный факт, но сообщение от него отличается и содержит нереальные и предположительные элементы. Основа распространения – желание людей знать подробности событий, их интересует не истинность, а правдоподобие. Влияние слухов велико. Слух может создать или разрушить положительный имидж. Результаты проявляются на индивидуальном, групповом, национальном уровне. Они выражают мнение социальной группы.

Виды слухов:

  1. По содержанию: политические, экономические, культурные, бытовые и др.
  2. По временной ориентации: о прошлом, предсказывающие слухи
  3. Тип происхождения: спонтанные, преднамеренные
  4. Отношение к реальности: реальные, фантастические
  5. Эмоциональные потребности: слух-мечта, слух-пугало, слух-разделитель (основывается на распространенных предрассудках относительно других социальных групп)

Факторы возникновения и распространения слуха

  1. Разрыв между необходимой информацией и той, что сообщается
  2. Тревожность, предчувствие неприятных событий в будущем
  3. Распространение непроверенной информации через СМИ
  4. Распространение неправдоподобных слухов

Этапы трансформации слуха:

  1. Сглаживание – исчезновение деталей, представляющихся несущественными
  2. Заострение — увеличение значимости детали слуха, представляющейся существенной
  3. Уподобление – приближение слуха к психологическим и иным особенностям аудитории

Слухи исчезают от потери интереса, опровержения, исчезновения тревоги.

Для борьбы со слухами применяется опровержение, его эффективность зависит от доверия к источнику слуха и к тому, кто опровергает.

Организационные формы контроля за слухами:

  1. Опровержение слухов
  2. Цензура
  3. Колонки слухов в газетах и журналах
  4. Организация по изучению слухов, сбору и распространению достоверной информации
  5. Судебное преследование

Мода и манеры. Манеры – непродолжительные вариации, особенности в речи, поведении людей. Манеры не распространяются на большие группы людей. Мода длительнее и распространяется на большее количество людей.

Мода может существовать и в высших и в низших слоях и распространяться как сверху, так и снизу. Мода стимулирует развитие потребления, развитие рынка, а тот стимулирует развитие моды.

Массовое пристрастие – быстро распространяемое массовое поведение, которое связано со стремлением удовлетворить желания людей.

Виды массовых пристрастий:

  1. Экономические – стремление приобрести акции
  2. Политические – массовая поддержка партий, движений, политиков
  3. Религиозные – увлечение неким религиозным течением
  4. Экспрессивные – массовое увлечение (музыкой, танцами и др.)

Стадии массовых пристрастий:

  1. Возникновение интереса к явлению или предмету
  2. Демонстрация положительных моментов.
  3. Распространение пристрастия

Массовая истерия – форма массового пристрастия. Проявляется в непредсказуемом поведении и буйствах.

Массовая истерия – состояние повышенной нервозности.

Паника. Возникает в экстремальных случаях и без координации.

Погром – массовый акт насилия, предпринимаемый людьми против собственности или личности.

Бунт объединяет стихийные формы массового поведения. Связан с неподчинением власти. В основе – протест как форма защиты интересов.

Виды протеста:

  1. Открытый пассивный
  2. Скрытый пассивный – подстрекательство к неподчинению, заговор
  3. Открытый активный – митинг, демонстрация, забастовка, стачка
  4. Скрытый активный – терроризм, создание запрещенных политических партий

Протестное массовое поведение – появление негативного отношения к социальной системе, к нормам, ценностям, принимаемым решениям в открыто-демонстративной форме.

Оно связано с депривацией. Депривация – состояние, при котором люди испытывают недостаток того, в чем они нуждаются.

Модели депривации:

  1. Недовольство людей своим положением (депривация появляется тогда, когда появляется мнение о несправедливом распределении благ и стремление это разрешить)
  2. Сохранение на прежнем уровне ценностных ориентаций и ожиданий при резком ухудшении экономического положения (люди чувствую себя обездоленными и сравнивают с состоянием в прошлом).

    Факторы депривации – кризис, утрата статуса, потеря работы

  3. Прогрессивная депривация – объединение первой и второй модели. Рост ожиданий людей, остановка экономического роста, при сохранении ожиданий.

Массовое поведение связано с общественным мнением.

  1. Общественное мнение – мнение социальной группы
  2. Общественное мнение – доминирующее мнение среди общественности, согласие нескольких точек зрения по проблеме.

Общественность.

Значение общественного мнения:

  1. Влияние на политику
  2. Поддержку альтернативной точки зрения и информирование общественности
  3. Выдвижение лидеров

Черты общественного мнения:

  1. Направленность
  2. Интенсивность – сила и твердость выражения общественного мнения – связь с системой традиций, ценностей
  3. Интеграция

Ограничение пределов пропаганды:

  1. Конкурирующая пропаганда
  2. Доверие к пропаганде
  3. Образовательный уровень представителей общественности
  4. Ценности представителей общественности

Функции общественного мнения:

  1. Экспрессивная – отношение к чему-то
  2. Консультативная – советы по общественно-значимым вопросам
  3. Директивная – посредством выборов или референдумов

Виды общественного мнения:

  1. Оценочное
  2. Аналитическое
  3. Конструктивное
  4. Регулятивное

Социальное взаимодействие, общество и культура.

Составить степени родства и фамильное древо……

БЛАААААААААААААААААААА