Учебник Кравченко «Социология»
«Социология. Основы общей теории»
«Социология» Лавриненко.
Фролов «Общая социология»
Подготовить анкету и интервью
Предмет социологии, метод социологического исследования.
Понятие социологии введено О. Контом.
Объект социологии: I.социальное, рассматриваемое в 2 аспектах (1. В широком смысле как общественное. 2. Узкое понятие в социологическом аспекте )
Понятие социального
- Взаимное положение индивидов и групп в обществе
- Общее свойство, присущее всем людям и группам
- Отношение людей и социальных групп друг к другу
- Результат совместной деятельности индивидов
II. Общество.
Предмет социологии: существует в познавательной деятельности. Предмет социологии нестабилен, зависит от запросов общества и развития науки.
Тенденции: макросоциологическая – изучение общества, социальных процессов (социология – наука о целостности общества); микросоциологическая – изучение социального поведения (социология – наука о массовых социальных процессах и массовом поведении).
Предмет социологии:
- Общество как социокультурная система
- Социальные общности, группы,
- Социальные институты и организации
- Социальные взаимодействия, взаимосвязи, процессы, отношения
- Массовое поведение
Функции социологии:
- Познавательная (знания об обществе и его областях)
- Практическая (конкретная информация для выработки практической информации)
- Прогностическая (С. Разрабатывает научно обоснованные прогнозы о развитии общества)
- Идеологическая (результаты соц.исследований используются в интересах разных соц.групп в определенных целях)
- Гуманистическая (способствует улучшению взаимоотношений между людьми и социальными группами)
Значение социологии:
- Просвещение населения
- Создание информационной базы для органов управления
- Контроль над реализацией принятых решений
- Изучение общественного мнения
- Способствует формированию общественного мнения
- Участвуют в проведении социальной экспертизы
Негативное влияние социологического исследований на общественное мнение: сомнения в объективности соц.исследований.
АЛСТЕД Я. — Психология, социология, общество. Модели мотивации
... за включение концепций психоанализа в социологию. [45]. В рамках анализа влияния психики человека на социальную организацию моя модель мотивации позволяет лучше понимать общество. В основе статьи моя ... ]. А раз невозможен анализ каждого индивида, психоанализ непригоден для социальных наук. Я намерен это опровергнуть. Социология много выиграет, создав общую модель мотивации [1], включая малоприятные ...
Причина:
- Коммерциализация социологических исследований
- Социологические исследования не всегда учитывают социальную структуру общества
Социология власти
Типы взаимодействия социологии и власти:
- Управленческий тип
- Критический (отказ социологов от сотрудничества с властью)
- Согласительный (наука используется для трансформации отношения населения к власти)
Структура социологии
Социология решает научные и практические задачи, это позволяет выделить фундаментальные и прикладные социологические исследование.
Фундаментальные – научные исследования
Прикладные направлены на решение практических задач.
В зависимости от уровня знаний социология делится на эмпирическое знание (статистика, классификации) и теоретическое (отражает сущность исследуемых объектов).
Структура
- Общие социологические теории (Теория конфликта, марксистская социологическая теория)
- Специальные и отраслевые теории (отражают отдельные общественные явления, специальные изучают определенные сферы или явления общественной жизни; примеры: социология семьи, мобильности. Отраслевые теории – возникают на стыке разных наук (социология права, экономическая социология, политическая социология, этносоциология))
- Конкретные социологические эмпирические исследования
Теория среднего уровня (Мэртон) – связующее звено между теоретическими и практическими знаниями.
Теория среднего уровня
- Социальные институты – социология семьи, армии, политики, труда
- Социальные общности – социология массовых групп, организаций, этносоциология
- Социальные процессы – социология СМИ, конфликтов
Эмпирическое социологическое исследование – система методологических, методических, организационных процедур для получения знания об изучаемом объекте.
Виды эмпирического социологического исследования:
Масштабность и сложность задач:
- Разведывательные (пробное исследование, проводится перед основным, методическая направленность, проварка качества инструментария)
- Описательного (получение информации для целостного представления проблемы; используется для рассмотрения больших социальных групп)
- Аналитическое (установление причинно-следственные связи)
Статистический и динамический подход
- Монографические исследования – детальное изучение объекта в течение определенного времени
- Точечное (разовое)
Повторное эмпирическое социологическое исследование
- Трендовое – выяснение тенденций, изменений в объекте исследований (когортное – ориентировано на выяснение определенной возрастной группы, панельное – ориентировано на изучение одних и тех же индивидов по одной методике, лонгитюдное – длительное периодическое изучение одних и тех же индивидов по мере достижения определенной стадии развития)
- Социологический мониторинг – отслеживание изменений для получения новой информации об объекте
Виды эмпирического социологического исследования:
- Сравнительное
- Сплошное и выборочное
Генеральная совокупность – все индивиды, входящие в объект исследования. Выборочная совокупность – уменьшенная, выбранная группа индивидов.
Кино как социологическая категория.Исследование кино как источника ...
... социология кино - исследование социальных факторов функционирования кино, оказывающих воздействие на его развитие. В этом случае объектом ... кино является валидным (пригодным) источником социологической информации. Гипотезы исследования: 1. социологические проблемы кино достаточно изучены в ... Сегодня кино занимает доминирующее положение среди других видов искусств и становится массовой формой проведения ...
Методы выборки:
- Случайный отбор (случайная выборка, многоступенчатая выборка)
- Невероятностный отбор (квотная выработка)
- Серийная выборка
- Гнездовая выборка
- Стихийная выборка
- Выборка снежного кома
Этапы эмпирического исследования:
- Подготовительный
- Основной
- Завершающий
Программа социологического исследования – изложение общей концепции в соответствие с поставленными целями, изложении е гипотез, указание процедур и логической последовательности проведения исследования
Методический раздел – описание методов, сбор, обработки информации.
Методологический – 1. формулировка и обоснование проблемы, 2. определение объекта и предмета исследования, 3. определение целей и задач исследования, 4. Формулировка гипотезы, которая может подтвердиться, а может и не подтвердиться 5. системный анализ объекта исследования, 6.интерпретация понятий.
Метод – основные приемы и способы сбора, обработки и анализа эмпирических данных.
Методы сбора эмпирических данных:
- Изучение документов
- Наблюдение (включенное и не включенное)
- Эксперимент
- Опрос
Виды документов:
- По способу фиксирования информации: рукописные, печатные, кино- и фото-документы, записи (аудио, например)
- По целевому назначению: целевые и нецелевые документы
- По степени персонификации: личные и безличные
- По статусу документов: официальные, неофициальные документы
- По источнику информации: первичные, вторичные
- По содержанию: литературные данные, архивы, кинохроника.
Виды наблюдения:
- Невключенное (нахождение социолога вне объекта исследования)
- Включенное: полное включение, член группы – наблюдатель, наблюдатель – формальный участник, чистый наблюдатель.
Опросы:
- Интервью – проводимая по определенному плану беседа с респондентом (выбор объекта, определение места и времени, фиксация ответов респондента, оформление и обобщение материалов интервью)
- Анкетирование – фиксированный порядок ответа на вопросы
Виды интервью:
- Содержание (документальное – интерпретация какого-либо события и интервью мнений)
- Техника проведения (свободное и формализованное)
- Процедура (интенсивное и фокусированное)
- Нарративное – свободный рассказ, инициатива у респондента
- Индивидуальное интервью
- Тип опрашиваемых людей (респондентом и экспертом)
- Панельное (повторное по одним и тем же вопросам)
- Фокусированное (по конкретным вопросам)
Виды анкетного опроса:
- Индивидуальный и групповой
- Очный и заочный
- Массовый и специализированный — при участии эксперта
- Сплошное и выборочное – выбирается определенное количество участников группы
Структура анкеты:
- Введение (кто проводит опрос, как используются результаты, гарантия анонимности, цель проведения, инструкция)
- Вопросы (вступительные должны заинтересовать, в конце – «паспортичка», т.е. информация о человеке)
- Заключение (благодарность)
Виды вопросов:
Зависимость от виртуальной реальности компьютера — новый ...
... долговременной памяти и после прекращения действий первичных психогений. Любой стереотип поведения имеет собственную нейрофизиологическую базу, что ... приводящие к нарушениям процессов гомеостаза с одной стороны, изменение морально - нравственных критериев в обществе, ... активностью допамина и склонностью к аддиктивному поведению. Среди видов аддиктивного поведения наиболее известны: приём алкоголя, при ...
- По цели: содержательные – о цели и мотивах, функциональные (вопросы фильтры – тем, кому задаются специализированные вопросы; контрольные вопросы; контактные – могут быть не связаны с темой, но позволяют респонденту высказаться)
- По форме: открытые и закрытые (альтернативные и неальтернативные), полузакрытые, прямые и косвенные
Действие – преднамеренное поведение человека.
Поведение – совокупность действий человека, которые могут наблюдать другие люди в присутствие которых человек осуществляет действие.
1 уровень: поведенческие акты
2 уровень: поступок
3 уровень: последовательность поступков – поведение в определенной сфере деятельности.
4 уровень: деятельность, означающая целостное поведение в различных сферах деятельности.
Действие – поведение человека, имеющее преднамеренный мотивированный характер. Действия многообразны, но не все они социальны.
Социальные действия – преднамеренное, целенаправленное действие, которое ориентировано на других людей и на их взаимные ответные действия.
Элементы социального действия:
- Потребность (нужда в чем-либо, стремление к потреблению)
- Интерес (форма проявления потребности, способность удовлетворить потребность)
- Цель (осознанный образ предвосхищаемого действия)
- Средство (инструмент достижения)
- Мотив (побуждение к действию, внутреннее побуждение)
- Стимул (внешнее побуждение)
Деятельность – совокупность действий, направленных на достижение цели в соответствие с потребностями и интересами.
Виды деятельности:
- Материальная трудовая – создание материальных ценностей, преобразование чего бы то ни было (труд в первую очередь физический)
- Духовная – связана с созданием неких духовных ценностей (труд в первую очередь умственный)
- Политическая
- Досуговая
- Управленческая
- Образовательная
- Бытовая
- Медицинская
Социальное взаимодействие – регулярное социальное действие, направленное друг на друга и имеет целью вызвать ожидаемые ответные реакции. Оно является обменом.
Структура:
- Субъект
- Процесс обмена
- Правила
- Предмет
- Место
Типы социального взаимодействия:
- Сотрудничество
- Соперничество: конкуренция – соперничество за объект, находящийся вне этих субъектов и конфликт – противостояние сторон по поводу распределения ресурсов, ценностей, власти, столкновение потребностей, интересов, целей и взглядов, мнений.
Черты сотрудничества:
- Обоюдная заинтересованность
- Направленность на достижение совместных целей
- Уважение
Черты соперничества:
- Стремление опередить
- Нет совместных целей, но они есть в отношение объекта
- Подкрепление негативными средствами
Признаки конфликта
- Конфликтная ситуация
- Противоположные цели, потребности, интересы
- Взаимодействие конфликтующих сторон
- Результаты конфликтного взаимодействия
Условия конфликта:
Конфликты на различных уровнях социальной системы
... каждой из сторон противоречии. Это столкновение принципов, мнений, оценок, характеров или эталонов поведения людей. Социальный конфликт – это тот вид противостояния, при котором стороны стремятся захватить территорию либо ресурсы, ...
- Наличие сторон
- Дефицит ресурсов
- Стремление получить выгоду за счет другой стороны
- Стремление достичь совместные и взаимоисключающие цели
- Стремление контролировать и направлять поведение другой стороны
Функции конфликта:
- Разрядка напряженности – возможность снятия напряженности
- Коммуникативная – осознании сторонами проблем и приспособление друг к другу
- Консолидирующая — выявление возможностей для сотрудничества
- Дестабилизирующая
Позитивные функции:
- Выявление проблем
- Потенциальная разрядка напряженности
- Получение новой информации
- Сплочение коллектива
- Стимулирование к изменению
- Диагностика возможностей
Негативные функции:
- Эмоциональные и материальные затраты
- Снижение дисциплины и социально-психологического климата
- Увлечение конфликтом в ущерб работе
- Уменьшение степени сотрудничества
- Сложное восстановление отношений
Последствия:
- Дезинтегративные
- Интегративные
Характеристики конфликта:
- Причины
- Острота – характеризует интенсивность столкновения
- Длительность
- Сила участников конфликта – способность стороны реализовать цель вопреки сопротивлению
Типы причин:
- Наличие противоположных ориентаций (например, ориентация в плане собственности)
- Идеологические (религиозные конфликты)
- Экономическое и социальное неравенство
- Положение в социальной структуре
Сила участников конфликта:
- Физическая
- Информационная
- Социальный статус
- Ресурсы
Стадии:
- Предконфликтная (оценка сил, поиск сторонников, консолидация сил)
- Протекание конфликта (инцидент, открытая борьба и скрытая)
- Разрешение конфликта (внешний признак – завершение инцидента, прекращение конфликтных отношений, разрешение возможно при изменении конфликтной ситуации)
Виды конфликтов:
- Межличностный
- Групповой
- Межгрупповой
- Конфликт принадлежности
- Конфликт с внешней средой
Стратегии поведения:
- Уклонение – низкая степень настойчивости одной из сторон
- Противоборство
- Уступчивость
- Сотрудничество
- Компромисс
Тактическое поведение:
- Запугивание
- Блеф — дезинформация
- Принуждение
- Прессинг
Завершение конфликта:
- Взаимное примирение, переход к сотрудничеству
- Симметричное разрешение
- Победа одной из сторон
- Трансформация конфликта
- Удовлетворение потребностей сторон и устранение причин конфликта
Способы завершения:
- Регулирование. Этапы: институционализация – соглашение о нормах, правилах поведения в конфликте, легитимизация, структурирование – определение сторон, редукция – завершение
- Завершение
Условия для разрешения конфликта:
- Своевременный и точный диагноз причин
- Обоюдная заинтересованность в преодолении конфликта
- Совместный поиск путей преодоления конфликта
Методы разрешения конфликта:
- Избегание встреч
- Переговоры
- Посредничество
- Откладывание
- Арбитраж (например воры привлекают для разрешения споров воров в законе)
- Компромисс
- Приспособление
- Сотрудничество
- Соперничество
Социальное действие – основа социальной связи.
Трудные люди: 4 варианта поведения
... Пассивное Норма Агрессивно Намерение: Получить оценку Поиск внимания Выскочка Ориентация на людей Поведение Выскочки – результат его непреодолимого желания быть оцененным по достоинству. Выскочка ... как принимается обоснованное решение. План действий: Создать «зону комфорта». Сгладить конфликты, выяснить мотивы. Воспользоваться системой принятия решений. Заверить в правильности принятого решения, ...
Социальная связь – взаимная зависимость людей, реализуемая посредством взаимно направленных социальных действий.
Виды социальных связей:
- Уровни: межличностные, групповые, институциональные, социетальные – связи на уровне всего общества.
- Субординация: формальные и неформальные
- Непосредственные и опосредованные
На основе социальных связей формируются социальные отношения — устойчивые социальные связи, повторяющиеся социальные взаимодействия.
Виды социальных отношений:
- Односторонние (например, влюбился человек или же дистанционное обучение в режиме телемоста)
- Взаимные (дружба, если в ней нет корыстного интереса)
- Отношения социальной зависимости (например, зависимость детей от родителей, пока у первых нет возможности жить самостоятельно)
- Отношения по сферам: экономические, политические
Социальный процесс – совокупность однонаправленных и повторяющихся социальных действий, которые можно выделить из других социальных действий.
Процессы:
- По сферам: политические, экономические…
Признаки общества:
- Универсальность – оно включает связи, отношения и процессы
- Устойчивость
- Интегративность — происходит включение людей в общественную жизнь
- Автономность – оно существует самостоятельно
- Самовоспроизводство
- Самодостаточность
- Саморегуляция
- Саморазвитие
Социальная система – совокупность социальных элементов, которая находится во взаимодействии и взаимосвязи друг с другом и образует единое целое.
Социальный элемент – компонент социальной системы, который не расчленяется на другие компоненты при данном способе рассмотрения.
Социальная структура – совокупность устойчивых социальных связей между социальными элементами в социальной системе.
Типы социальной структуры:
- Глобальная
- Структура отношений между областями и сторонами общества
- Структура отношений между социальными статусами и ролями
- Структура отношений между социальными общностями
Виды:
- Социально-демографическая
- Социально-территориальная
- Социально-классовая
- Социально-профессиональная
- Национально-этническая
Культура – система символов, ценностей, идей, верований, правил поведения с помощью которых люди организуют свою деятельность.
Черты:
- Общеразделяемая система ценностей, символов, идей.
- Стандарт, образец, принятый в социальной группе
- Передача из поколения в поколение
Функции:
- Образовательная
- Интегративная и дезинтегративная
- Регулирующая
- Коммуникативная
- Информационная
- Воспитательная
Подходы к российской культуре:
- Славянофилы
- Западники
- Европоцентризм
- Евразийство
- Н.А. Бердяев
Формы культуры:
- Элитарная
- Народная
- Массовая
Признаки массовой культуры:
- Создается, тиражируется и распространяется с помощью СМИ
- Массовые потребитель
- Потребительское сознание
- Широкая доступность и популярность
- Значительный коммерческий эффект
- Стандартизация
Общедоминирующая культура.
Субкультура – набор символов, убеждений, ценностей, норм, образцов поведения, отличающий одну культуру от другой.
Субкультуры:
- Национальные
- Конфессиональные
- Профессиональные
Этноцентризм – признание одной культуры эталоном, с которым другие должны соизмеряться.
Культурный релятивизм — провозглашение абсолютной самостоятельности культуры.
Личность – мера развития социального в человеке.
Социализация – процесс усвоения норм, знаний, входящих в культуру, освоение социальных ролей.
Адаптация – приспособление к новым условиям.
Этапы социализации.
Первичная и вторичная.
Подходы:
- Связь социализации с формальными и неформальными агентами и организациями
- Этапы жизни человека. Первичная от рождения до формирования зрелой личности
Десоциализация – отучение от старых норм, ценностей, правил поведения, ролей.
Ресоциализация – обучение новым ценностям, ролям, правилам поведения.
Написать свой социально-демографический и социальный статус
Ранг – место социального статуса в иерархии статусов.
Социальная роль – совокупность действий, которые выполняет личность, имеющая определенный социальный статус, это модель поведения, ориентированная на социальный статус.
Ролевые требования – обязательные и необходимые действия, которые вытекают из выполнения социальной роли.
Ролевые ожидания – реакция со стороны окружающих людей на то, как человек выполняет действия, которое соответствует ролевым требованиям.
Ролевой конфликт – переживаемые человеком противоречивые требования, которые связаны с одновременным выполнением нескольких социальных ролей.
Ролевой набор -совокупность ролей, включает все шаблоны поведения, закрепленные за одним социальным статусом.
Социальный контроль – механизм регулирования поведения людей и поддержания общественного порядка. Функции: охранительная и стабилизирующая.
Он включает нормы и санкции: социальные нормы – предписания, требования пожелания и ожидание общественно одобряемого поведения.
Санкция – реакция со стороны людей на поведение индивида. Цель санкции — гарантия выполнения социальной нормы.
Отклоняющееся (девиантное) поведение – поведение, которое не соответствует нормам, принятым в обществе или социальной группе. Оно бывает отрицательное и положительное
Норма оправдания – культурные образцы с помощью которых оправдывается осуществление запретных желаний и действий без открытого вызова существующим нормам. Она появляется тогда, когда есть образец нарушения. Он санкционируется.
Социальная общность и социальная группа.
Социальная общность – совокупность людей, которая обладает целостностью и выступает самостоятельным субъектом социального действия.
Виды:
- Множества (мнимые общности)
- Контактные группы (квазигруппы)
- Групповые общности
Множества – социальные общности, в которых отсутствуют взаимные социальные действия.
Множества:
- Категория – объединение людей по определенным признакам
- Агрегация – объединение людей, которые находятся в одном и том же месте
- Масса – множество людей, которые пространственно разделены и анонимны
Черты массы:
- Анонимность
- Высокая мобильность
- Индивидуальный выбор поведения, не зависящий от традиционных норм
Квазигруппы (контактные общности) – непреднамеренное, случайное появление группы людей, в которой отсутствуют устойчивые ожидания и существует одностороннее взаимодействие.
Черты квазигруппы:
- Спонтанность образования
- Неустойчивость взаимосвязи
- Отсутствие разнообразия во взаимодействиях
- Кратковременность
Виды:
- Аудитория – группа, объединенная коммуникатором, в ней есть связи, идущие между слушателями, коммуникаторами и т.д. (ориентация на слушателя кратковременна)
- Социальные круги – стабильные социальные общности, возникающие для обмена информацией между их участниками для удовлетворения потребности в общении. (Черты: общая заинтересованность, принадлежность к определенной субкультуре)
— контактные (легко создаются и распадаются)
— профессиональные (объединение для обмена профессиональной информацией)
— дружеские
— статусные (создаются между людьми с одинаковыми социальными статусами)
3. Толпа – объединение людей в замкнутом пространстве и они имеют общий интерес.
Черты:
- Внушаемость
- Анонимность
- Спонтанность
- Неуязвимость
Виды толпы:
- Случайная толпа – объединение по незначительной цели
- Обусловленная – спланированная толпа
- Экспрессивная – собирается для личного удовольствия участников
- Действующая – в ней существует экстремальное поведение людей — сборище – имеет лидера
— восставшая
Общности бывают массовыми и групповыми.
Массовая общность:
- Структурно нерасчлененная, аморфная
- Неустойчива
- Разнородность состава
- Не существует в составе более широкой аудитории в качестве его структурного образования
Групповая общность (социальная группа) – совокупность взаимодействующих друг с другом людей, которые осознают свою принадлежность к данной группе и признаются другими людьми – членами данной группы.
Признаки:
- Устойчивое взаимодействие членов – способствует прочности и стабильности
- Сплоченность членов
- Однородный состав – есть признаки, присущие всем членам группы
- Вхождение в состав более широкой группы
Виды:
- Первичные (происходит первичная социализации ) и вторичные (образуется из людей, между которыми есть эмоциональные взаимосвязи, объединение направлено на достижение определенной цели)
- Формальные (четкая структура, иерархия, строгое предписание ролевым функциям) и неформальные (общность интересов, особая психологическая и моральная атмосфера)
- Референтная (нормы социальной группы для индивида являются эталоном) – группа-эталон, образец поведения
- Малая (члены объединены общей деятельностью, в ней социальные отношения – непосредственные личные контакты) и большая
Черты малой группы:
- Немногочисленность
- Стабильность состава
- Общая деятельность
- Непосредственное личное общение
- Общие групповые нормы
- Чувство принадлежности
- Желание удовлетворить личные запросы
- Добровольное вступление
Участие в малой группе:
- Возможность объединения ресурсов других членов
- Повышение индивидуальной мотивации и ответственности
- Выявление ошибок других членов и их предотвращение
- Лучшее восприятие общих решений
- Удовольствие, партнерство, востребованность
Ограничения группы:
- Противоречие личных целей групповым целям
- Доминирование настойчивых решений
- Отсутствие компромисса
- Больше времени для принятия общего решения
- Высокий риск (сдвиг риска)
Лидер группы – член группы с наибольшим авторитетом, он принимает важнейшие решения.
Авторитетные люди – их может быть несколько, формируют мнение группы
Аутсайдер – мало привлекаются для выработки решений
Виды малой группы:
- Ингруппа – индивид осознает принадлежность к данной группе
- Аутгруппа – другая малая группа, к которой не принадлежит индивид
Стадии развития малой группы:
- Ориентация – формирование группы, целей, планов деятельности, низкий уровень несогласия
- Конфликт – распределение ответственности, поляризация мнений
- Сплоченность — стремление разрешить конфликты, фиксация норм
- Консенсус или поддержка – единение группы, коллективное принятие решений.
Факторы групповой сплоченности:
- Удовлетворение личных потребностей индивида
- Симпатии между членами
- Усилия индивида по вступлению
- Дружеская атмосфера
- Престиж группы
- Соперничество с другими группами
- Отрицательное отношение к группы со стороны других
Этническая – исторически сложившаяся, устойчивая совокупность людей, которая обладает общей территорией, общими экономическими связями, единым языком, общей культурой, стабильными особенностями психологии и этническим самосознанием
Признаки этнической общности:
- Общая территория – создает условия для объединения, формируется на определенной территории
- Общие экономические связи
- Единый язык
- Общая культура
- Стабильные особенности психологии
- Этническое самосознание
Расовая общность, в основе биологические признаки.
Дискриминация
Негативные стороны
- Дискриминация – ограничение, лишение прав людей по принципу расовой, национальной принадлежности
- Апартеид – форма расовой дискриминации, политика разделения населения в зависимости от расовой принадлежности, лишение групп населения в зависимости от расовой принадлежности политических экономических и социальных прав вплоть до территориальной изоляции.
- Геноцид – истребление групп населения по расовым, национальным и религиозным признакам
- Сегрегация – отделение, ограничение и запрещение совместного проживания, обучения, профессиональной деятельности расовых или этнических групп населения
- Шовинизм – проповедь национальной исключительности, противопоставление наций, разжигание национальной вражды
Виды этнической общности:
- Род появляется от одного предка
- Племя – объединение родов на основе религиозной, языковой общности
- Народность – союз племен, основанный на основе общественных, а не родственных связей
- Нация – наиболее развитый вид этнической общности, формируется на основе нескольких народностей (1. Гражданская общность. 2. Этническая общность. Они могут совпадать, а могут и не совпадать)
- Этническая группа
Тенденции в развитии межнациональных отношений:
- Этническая консолидация
- Межэтническая интеграция
- Ассимиляция
Диаспора – устойчивая совокупность людей единого этнического происхождения, которые живут в ином этническом окружении за пределами исторической родины и имеют социальные организации для своего функционирования и развития.
Социально-территориальная общность – люди, проживающие на одной территории с устойчивыми связями между собой и условиями их жизнедеятельности разных типов поселений
Критерии выделения классов в марксизме:
- Отношение к собственности на средства производства
- Роль в общественном разделении труда
- Способы получения и размеры доли общественного богатства
- Возможность присваивать труд других социальных групп
Критерии выделения классов по М. Веберу:
- Экономические различия – доход
- Экономико-политические различия – власть
- Социально-психологические – престиж
Виды классов:
- Высший
- Средний
- Низший
Подходы к пониманию среднего класса:
- Средний уровень доходов
- Средний уровень потребления
- Старый и новый средний класс
- Социально престижные группы
- Высший класс – буржуазия и высшая бюрократия
- Средний класс – старые средние слои
— мелкие частные производители
— новые средние слои (лица свободных профессий, обслуживающие персонал)
3. низший класс – наемные работники
Социальная стратификация – иерархическое вертикальное образование слоев общества на основе социального неравенства, расслоение общества на слои при котором высшие слои находятся в привилегированном положении по сравнению с низшими.
Равенство |
Неравенство |
|
|
|
Неравенство условий жизни |
|
3. Неравенство результатов |
Признаки выделения страт:
- Доход – наличие или отсутствие собственности (богатые, средний класс, бедные; работники определенной оплаты)
- Властные полномочия – должностное положение (руководители высшего уровня, менеджеры и рядовые работники)
- Престиж – влияние (элитные слои в различных сферах, рядовые исполнители)
- Образование (с начальным образованием, средним общим, профессиональным образованием – начальным, средним, высшим, кандидаты и доктора наук)
Доход, власть, престиж, образование – объективные показатели.
Существуют субъективные показатели.
Типы социальной стратификации:
- Рабство – форма социального неравенства, при котором одни люди владеют другими
- Касты – замкнутые слои людей, исполняющих функции, передаваемые по наследству. Вертикальная иерархия, признак рождения. (варны – сословия, джатии – местные обособленные слои, внутри которых происходит деление на касты)
- Сословия – распространены в феодальном обществе (высшее сословие, духовенство, третье сословие – купцы, ремесленники, свободные крестьяне).
Сословие – социальный слой, место которого определяется положением в системе социально-экономических отношений и правовым закреплением этого положения.
- Классы –
Особенности классовой стратификации:
- Не зависит ни от законодательных, ни от религиозных установок, предписанного статуса
- Экономическое положение
- Высокая социальная мобильность
Классовая стратификация:
- Верхний высший класс
- Низший высший класс – высшие должности
- Верхний средний класс – мелкая буржуазия, высокооплачиваемые должности
- Низший средний класс
- Верхний низший класс
- Низший низший класс – андеркласс
- Элита – политики с высшими государственными должностями, ресурс — власть
- Субэлита – верхний слой – собственники, высокие профессионалы, генералитет (экономическая независимость)
- Средний слой – предприниматели, квалифицированные профессионалы
- Базовые слой
- Низший слой – неквалифицированные работники
- Социальное дно
Социальная мобильность – социальные перемещения, связанные с изменением социального статуса. Переход от одной социальной позиции к другой социальной позиции.
Формы социальной мобильности:
- Политическая – передвижение по ступеням власти
- Экономическая — изменение собственности и дохода
- Профессиональная – перемещение внутри профессиональной группы и между профессиональными группами
Виды социальной мобильности:
- Индивидуальная и коллективная
- Межпоколенная и внутрипоколенная
- Организованная (организуется с чьей-то помощью, вынужденная или с согласием человека) и неорганизованная (осуществляется индивидом самостоятельно)
- Горизонтальная (перемещение с сохранением социального статуса, перемещение в позицию, находящуюся на том же уровне, что и предыдущая)
- Вертикальная (перемещение в позицию на другом уровне социальной стратификации)
— восходящая
— нисходящая
Каналы вертикальной мобильности:
- Армия
- Церковь
- Образование
- Политические профессиональные организации
- Банковские организации
- Семья, брак
Социальный институт и социальная организация
Социальный институт – совокупность норм, ценностей, ролей, статусов, которые предназначены для удовлетворения потребностей людей и их социальных объединений.
Признаки социального института
- Субъект – те, кто вступает в устойчивые социальные отношения
- Социальные организации
- Социальные нормы, которые регулируют поведение людей в рамках института
- Функции социального института
- Материальные средства и ресурсы
- Деперсонализация – независимость от индивида, участвующего в осуществлении деятельности социального института
Этапы образование социальнтго института:
- Возникновение потребностей
- Формирование общих целей
- Появление социальных норм, правил, процедур
- Институционализация – разработка и применение социальных норм
- Установление системы санкций
- Материальное и символическое оформление социального института
Функции социального института:
- Удовлетворение жизненных потребностей общества
- Функция социализации
- Закрепление и воспроизводство общественных отношений
- Регулятивная – разработка шаблонов поведения
- Интегративная – объединение, сплочение людей
- Коммуникативная – обмен информацией
Специфические функции, присущие одним институтам, но не присущие другим.
Могут быть и одинаковые функции.
Функции: явные – официально объявляются, декларируются, неявные – скрытые, не заявляются.
Виды социальных институтов:
- Семьи и брака – воспроизводство рода
- Безопасность и социальный порядок – политические институты
- Экономические институты – удовлетворение материальных потребностей
- Институты образования, науки – потребность передачи знаний
- Решение проблем смысле жизни – религия
Неосновные социальные институты удовлетворяют конкретные потребности.
Семья и брак – основной социальный институт.
Семья – основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью.
Семья как социальная группа и как социальный институт.
Функции самосохранения общества и воспроизведения.
Семья отличается от домохозяйства. Домохозяйство может состоять из одного человека.
Смешанное домохозяйство: семья и иные люди (няня, охранник)
Групповое домохозяйство, состоящее не из родственников.
Функции семьи:
- Репродуктивная – рождение детей
- Социализация
- Экономическая – материальная поддержка нетрудоспособных и несовершеннолетних, ведение общего хозяйства
- Хозяйственно-бытовая – оказание бытовых услуг
- Социальный контроль
- Общение
- Социально-статусная – семья предоставляет индивиду социальный статус
- Досуговая – организация досуга
- Эмоциональная – получение поддержки удовлетворении эмоциональных потребностей
- Сексуальная
- Защитная – физическая, экономическая
- Рекреативная – восстановление сил
Жизненный цикл семьи – последовательность состояний с момента образования семьи и до её прекращения.
Стадии:
- Рост семьи, начальная стадия – от заключения брака до рождения последнего ребенка
- Выделение из семьи первого взрослого ребенка
- Зрелая стадия – продолжение отселения детей, рождение внуков, до того как внуки покинут семью
- Стадия затухания – заканчивается смертью одного или обоих супругов
Виды семьи:
- Принадлежность: родительская, прокреационная
- Количество поколений: расширенная, нуклеарная
- Количество родителей: полная, неполная
- Количество детей: бездетная, однодетная, малодетная, многодетная
- Тип наследования, передача фамилии, имущества, статуса: патриархальная, матриархальная, экалитарная – отсутствие главенства
- Социальный статус: гомогенная, гетерогенная – происхождение супругов из разных социальных групп
- Территориальный признак: патрилокальная семья, матрилокальная (жизнь супругов в доме родителей мужа или жены), неолокальная
- Развод: повторная
Брак – форма отношений между мужчиной и женщиной с помощью которой общество упорядочивает половую жизнь, устанавливает супружеские родственные права и обязанности.
Этапы:
- Знакомство: самостоятельное, через формального посредника (брачное агентство), неформального посредника (родители, знакомые, друзья)
- Ухаживание
- Сватовство – обряд предложения брака, согласно которому жених просит руки девушки
- Помолвка – обряд объявления будущих молодоженов о будущем браке
Брак – совокупность формальных предписаний, государство оформляет брак. Законнорожденные дети рождены в браке.
Виды брака:
- Способ выбора брачного партнера
— эндогамный – выбор партнера из той же социальной группы
— экзогамный – выбор партнера из другой социальной группы
2. Численность партнеров:
— моногамия
— полигамия: полигиния (один мужчина с несколькими женщинами), полиандрия (одна женщина и несколько мужчин), групповой брак
3. Неравенство в браке:
— неравный
— покупной – плата за брак
4. По любви и по расчету
5. Брак с похищением
6. Гостевой брак – супруги живут отдельно и навещают друг друга
7. По договоренности – предусмотрена свобода супругов в браке
8. Детский – насильственная выдача детей
9. Ранний брак
10. Повторный брак – вступление в новый брак после расторжения
11. Гражданский брак – проживание без оформления брака
Развод –расторжение брака при жизни супругов.
Причины развода – факторы, приводящие к разводу.
Причины:
- Демографические – возраст вступления в брак, значительная разница
- Медицинские – болезнь, бесплодие
- Социальные – разный социальный статус, тюремное заключение
- Психологические
Мотивы: субъективные или объективные
Повод – конкретное событие, приводящее к разводу.
Институт родства. Родство – совокупность людей, связанных общими предками, усыновлением или удочерением и браком. Для мужа его родственники – кровные, её – в законе.
Степень родства:
- Ближайшие
- Двоюродные
- Троюродные
Религия как социальный институт.
Религия – система верований, ритуалов, действий, которые определяются верой в существование сверхестественного и реализуется в социальных нормах, обычаях, предписаниях, стандартах поведения, социальных позициях.
Компоненты религии:
- Мировоззренческий
- Культовый
- Нормативный – совокупность идеалов, норм, правил поведения
- Организационный – объединение верующих людей в общины и организации
Формы религии:
- Фетишизм – вера в предметы
- Тотемизм
- Магия – обряды, заклинания
- Политеизм – признается существование множества богов
- Монотеизм – вера в существование Бога
Элементы религии:
- Верующие люди
- Признание священного как реальности
- Религиозное сознание
- Религиозная деятельность
- Религиозные отношения (внутрицерковные, межцерковные, внецерковные)
- Религиозные организации
Виды религиозных организаций:
- Церковь – организация из мира и клира – священнослужителей
- Секта – религиозная организация, отделившаяся от церкви в качестве протеста
- Деноминация – переходная форма от секты к церкви, подчеркивают обособленность
Функции религии:
- Интегративная и дезинтегративная
- Регулятивная
- Психотерапевтическая – религия производит успокоительное, утешительное воздействие
- Коммуникативная
- Рекреационная – в церкви могут осуществлять отдых
- Мировоззренческая
- Компенсаторная – религия дает возможность отвлечься от проблем
Социальная организация – форма совместной деятельности людей, при которой деятельность принимает форму упорядоченного регулируемого скоординированного и направленного действия на достижение цели.
Принципы социальной организации:
- Цели: цели-задания (получается из вне), цели- ориентации (общие и индивидуальные цели работников), цели-системы (обеспечение стабильности, целостности организации),
- Иерархия: централизация, личная зависимость, власть – подчинение правилам и др. , соподчинение – низшие уровни иерархии контролируются высшими
- Управление: целевое воздействие – осуществляется через приказ или стимулирование, организационный порядок – система норм и правил поведения в рамках данной организации, самоорганизация – спонтанное регулирование процессов организации
- Процедуры и правила совместной работы
- Обязательность правил, при необходимости и принудительность
- Заинтересованность членов организации в предложенном порядке
Компоненты социальной организации:
- Технический (здания, техника, оборудование, технологии)
- Социотехнеский – рабочие места для сотрудников
- Формальный – система норм и правил
- Экономический – система поощрения работников в виде з/п
- Неформальный – совокупность неформализованных правил и норм, может выступать альтернативой, а не просто дополнением
- Социально-психологический
- Групповой – стратификация коллектива на различные группы
Виды социальной организации:
- По мотивационному фактору (для вступления):
— добровольные – ассоциация, в которую можно добровольно войти и покинуть, участие в деятельности не оплачивается
— принудительные социальные организации – членами её люди становятся в принудительном порядке (например, в психическую больницу или в тюрьму), поведение строго регламентировано, частичная изоляция от внешнего мира
— утилитарные организации — человек в неё вступает из практических соображений, они занимают срединное положение (например, академия), есть и элементы добровольности и элементы принудительности
Виды контроля:
— нормативный (внутренний) – ведет к добровольному и мотивированному подчинению
— принудительный – члены принудительной организации стремятся уклониться и подчинение происходит вяло, пассивно
— утилитарный – использует материальное поощрение, деятельность стимулируется ради получения повышения и т.д.
2.
-Деловые организации — участие в такой организации приносит доход, управление осуществляет администрация, контроль административный
— Массовые организации – создаются для удовлетворения потребностей (политические партии, любительские и творческие объединения) – объединение для достижения целей
Виды деловой организации:
- Производственные, торговые, обслуживающие
- Образовательный, медицинские, культурные, научные, проектные
По выполнению общественных функций:
- По удовлетворению потребностей людей – производство продуктов материального и духовного потребления, рекреация, организации по социализации
- Социального контроля и удовлетворения – организации надзора и управления
Массовые организации:
- По задачам: политические, профессиональные, научные, творческие
- По типу членства: с индивидуальным, коллективным, смешанным членством и без членства
- По общественной роли: ориентированы на общество, ориентированы на своих членов (потребительская кооперация, общество рыболовов)
Организации, сочетающие элементы.
Массовое, коллективное поведение и социальное движение
Массовое поведение – поведение, принимающее массовый характер, как правило, не скоординировано, не структурировано. Представляет собой сумму отдельных поведений индивидов.
Виды массового поведения:
- Слухи
- Мода
- Массовые пристрастия
- Паника
- Погром
- Бунт
Слухи – быстро распространяющиеся сообщения. В его основе – подлинный факт, но сообщение от него отличается и содержит нереальные и предположительные элементы. Основа распространения – желание людей знать подробности событий, их интересует не истинность, а правдоподобие. Влияние слухов велико. Слух может создать или разрушить положительный имидж. Результаты проявляются на индивидуальном, групповом, национальном уровне. Они выражают мнение социальной группы.
Виды слухов:
- По содержанию: политические, экономические, культурные, бытовые и др.
- По временной ориентации: о прошлом, предсказывающие слухи
- Тип происхождения: спонтанные, преднамеренные
- Отношение к реальности: реальные, фантастические
- Эмоциональные потребности: слух-мечта, слух-пугало, слух-разделитель (основывается на распространенных предрассудках относительно других социальных групп)
Факторы возникновения и распространения слуха
- Разрыв между необходимой информацией и той, что сообщается
- Тревожность, предчувствие неприятных событий в будущем
- Распространение непроверенной информации через СМИ
- Распространение неправдоподобных слухов
Этапы трансформации слуха:
- Сглаживание – исчезновение деталей, представляющихся несущественными
- Заострение — увеличение значимости детали слуха, представляющейся существенной
- Уподобление – приближение слуха к психологическим и иным особенностям аудитории
Слухи исчезают от потери интереса, опровержения, исчезновения тревоги.
Для борьбы со слухами применяется опровержение, его эффективность зависит от доверия к источнику слуха и к тому, кто опровергает.
Организационные формы контроля за слухами:
- Опровержение слухов
- Цензура
- Колонки слухов в газетах и журналах
- Организация по изучению слухов, сбору и распространению достоверной информации
- Судебное преследование
Мода и манеры. Манеры – непродолжительные вариации, особенности в речи, поведении людей. Манеры не распространяются на большие группы людей. Мода длительнее и распространяется на большее количество людей.
Мода может существовать и в высших и в низших слоях и распространяться как сверху, так и снизу. Мода стимулирует развитие потребления, развитие рынка, а тот стимулирует развитие моды.
Массовое пристрастие – быстро распространяемое массовое поведение, которое связано со стремлением удовлетворить желания людей.
Виды массовых пристрастий:
- Экономические – стремление приобрести акции
- Политические – массовая поддержка партий, движений, политиков
- Религиозные – увлечение неким религиозным течением
- Экспрессивные – массовое увлечение (музыкой, танцами и др.)
Стадии массовых пристрастий:
- Возникновение интереса к явлению или предмету
- Демонстрация положительных моментов.
- Распространение пристрастия
Массовая истерия – форма массового пристрастия. Проявляется в непредсказуемом поведении и буйствах.
Массовая истерия – состояние повышенной нервозности.
Паника. Возникает в экстремальных случаях и без координации.
Погром – массовый акт насилия, предпринимаемый людьми против собственности или личности.
Бунт объединяет стихийные формы массового поведения. Связан с неподчинением власти. В основе – протест как форма защиты интересов.
Виды протеста:
- Открытый пассивный
- Скрытый пассивный – подстрекательство к неподчинению, заговор
- Открытый активный – митинг, демонстрация, забастовка, стачка
- Скрытый активный – терроризм, создание запрещенных политических партий
Протестное массовое поведение – появление негативного отношения к социальной системе, к нормам, ценностям, принимаемым решениям в открыто-демонстративной форме.
Оно связано с депривацией. Депривация – состояние, при котором люди испытывают недостаток того, в чем они нуждаются.
Модели депривации:
- Недовольство людей своим положением (депривация появляется тогда, когда появляется мнение о несправедливом распределении благ и стремление это разрешить)
- Сохранение на прежнем уровне ценностных ориентаций и ожиданий при резком ухудшении экономического положения (люди чувствую себя обездоленными и сравнивают с состоянием в прошлом).
Факторы депривации – кризис, утрата статуса, потеря работы
- Прогрессивная депривация – объединение первой и второй модели. Рост ожиданий людей, остановка экономического роста, при сохранении ожиданий.
Массовое поведение связано с общественным мнением.
- Общественное мнение – мнение социальной группы
- Общественное мнение – доминирующее мнение среди общественности, согласие нескольких точек зрения по проблеме.
Общественность.
Значение общественного мнения:
- Влияние на политику
- Поддержку альтернативной точки зрения и информирование общественности
- Выдвижение лидеров
Черты общественного мнения:
- Направленность
- Интенсивность – сила и твердость выражения общественного мнения – связь с системой традиций, ценностей
- Интеграция
Ограничение пределов пропаганды:
- Конкурирующая пропаганда
- Доверие к пропаганде
- Образовательный уровень представителей общественности
- Ценности представителей общественности
Функции общественного мнения:
- Экспрессивная – отношение к чему-то
- Консультативная – советы по общественно-значимым вопросам
- Директивная – посредством выборов или референдумов
Виды общественного мнения:
- Оценочное
- Аналитическое
- Конструктивное
- Регулятивное
Социальное взаимодействие, общество и культура.
Составить степени родства и фамильное древо……
БЛАААААААААААААААААААА