Социология. Аверин Александр Николаевич

Учебник Кравченко «Социология»

«Социология. Основы общей теории»

«Социология» Лавриненко.

Фролов «Общая социология»

Подготовить анкету и интервью

Предмет социологии, метод социологического исследования.

Понятие социологии введено О. Контом.

Объект социологии: I.социальное, рассматриваемое в 2 аспектах (1. В широком смысле как общественное. 2. Узкое понятие в социологическом аспекте )

Понятие социального

  1. Взаимное положение индивидов и групп в обществе
  2. Общее свойство, присущее всем людям и группам
  3. Отношение людей и социальных групп друг к другу
  4. Результат совместной деятельности индивидов

II. Общество.

Предмет социологии: существует в познавательной деятельности. Предмет социологии нестабилен, зависит от запросов общества и развития науки.

Тенденции: макросоциологическая – изучение общества, социальных процессов (социология – наука о целостности общества); микросоциологическая – изучение социального поведения (социология – наука о массовых социальных процессах и массовом поведении).

Предмет социологии:

  1. Общество как социокультурная система
  2. Социальные общности, группы,
  3. Социальные институты и организации
  4. Социальные взаимодействия, взаимосвязи, процессы, отношения
  5. Массовое поведение

Функции социологии:

  1. Познавательная (знания об обществе и его областях)
  2. Практическая (конкретная информация для выработки практической информации)
  3. Прогностическая (С. Разрабатывает научно обоснованные прогнозы о развитии общества)
  4. Идеологическая (результаты соц.исследований используются в интересах разных соц.групп в определенных целях)
  5. Гуманистическая (способствует улучшению взаимоотношений между людьми и социальными группами)

Значение социологии:

  1. Просвещение населения
  2. Создание информационной базы для органов управления
  3. Контроль над реализацией принятых решений
  4. Изучение общественного мнения
  5. Способствует формированию общественного мнения
  6. Участвуют в проведении социальной экспертизы

Негативное влияние социологического исследований на общественное мнение: сомнения в объективности соц.исследований.

12 стр., 5893 слов

АЛСТЕД Я. — Психология, социология, общество. Модели мотивации

... за включение концепций психоанализа в социологию. [45]. В рамках анализа влияния психики человека на социальную организацию моя модель мотивации позволяет лучше понимать общество. В основе статьи моя ... ]. А раз невозможен анализ каждого индивида, психоанализ непригоден для социальных наук. Я намерен это опровергнуть. Социология много выиграет, создав общую модель мотивации [1], включая малоприятные ...

Причина:

  1. Коммерциализация социологических исследований
  2. Социологические исследования не всегда учитывают социальную структуру общества

Социология власти

Типы взаимодействия социологии и власти:

  1. Управленческий тип
  2. Критический (отказ социологов от сотрудничества с властью)
  3. Согласительный (наука используется для трансформации отношения населения к власти)

Структура социологии

Социология решает научные и практические задачи, это позволяет выделить фундаментальные и прикладные социологические исследование.

Фундаментальные – научные исследования

Прикладные направлены на решение практических задач.

В зависимости от уровня знаний социология делится на эмпирическое знание (статистика, классификации) и теоретическое (отражает сущность исследуемых объектов).

Структура

  1. Общие социологические теории (Теория конфликта, марксистская социологическая теория)
  2. Специальные и отраслевые теории (отражают отдельные общественные явления, специальные изучают определенные сферы или явления общественной жизни; примеры: социология семьи, мобильности. Отраслевые теории – возникают на стыке разных наук (социология права, экономическая социология, политическая социология, этносоциология))
  3. Конкретные социологические эмпирические исследования

Теория среднего уровня (Мэртон) – связующее звено между теоретическими и практическими знаниями.

Теория среднего уровня

  1. Социальные институты – социология семьи, армии, политики, труда
  2. Социальные общности – социология массовых групп, организаций, этносоциология
  3. Социальные процессы – социология СМИ, конфликтов

Эмпирическое социологическое исследование – система методологических, методических, организационных процедур для получения знания об изучаемом объекте.

Виды эмпирического социологического исследования:

Масштабность и сложность задач:

  1. Разведывательные (пробное исследование, проводится перед основным, методическая направленность, проварка качества инструментария)
  2. Описательного (получение информации для целостного представления проблемы; используется для рассмотрения больших социальных групп)
  3. Аналитическое (установление причинно-следственные связи)

Статистический и динамический подход

  1. Монографические исследования – детальное изучение объекта в течение определенного времени
  2. Точечное (разовое)

Повторное эмпирическое социологическое исследование

  1. Трендовое – выяснение тенденций, изменений в объекте исследований (когортное – ориентировано на выяснение определенной возрастной группы, панельное – ориентировано на изучение одних и тех же индивидов по одной методике, лонгитюдное – длительное периодическое изучение одних и тех же индивидов по мере достижения определенной стадии развития)
  2. Социологический мониторинг – отслеживание изменений для получения новой информации об объекте

Виды эмпирического социологического исследования:

  1. Сравнительное
  2. Сплошное и выборочное

Генеральная совокупность – все индивиды, входящие в объект исследования. Выборочная совокупность – уменьшенная, выбранная группа индивидов.

8 стр., 3957 слов

Кино как социологическая категория.Исследование кино как источника ...

... социология кино - исследование социальных факторов функционирования кино, оказывающих воздействие на его развитие. В этом случае объектом ... кино является валидным (пригодным) источником социологической информации. Гипотезы исследования: 1. социологические проблемы кино достаточно изучены в ... Сегодня кино занимает доминирующее положение среди других видов искусств и становится массовой формой проведения ...

Методы выборки:

  1. Случайный отбор (случайная выборка, многоступенчатая выборка)
  2. Невероятностный отбор (квотная выработка)
  3. Серийная выборка
  4. Гнездовая выборка
  5. Стихийная выборка
  6. Выборка снежного кома

Этапы эмпирического исследования:

  1. Подготовительный
  2. Основной
  3. Завершающий

Программа социологического исследования – изложение общей концепции в соответствие с поставленными целями, изложении е гипотез, указание процедур и логической последовательности проведения исследования

Методический раздел – описание методов, сбор, обработки информации.

Методологический – 1. формулировка и обоснование проблемы, 2. определение объекта и предмета исследования, 3. определение целей и задач исследования, 4. Формулировка гипотезы, которая может подтвердиться, а может и не подтвердиться 5. системный анализ объекта исследования, 6.интерпретация понятий.

Метод – основные приемы и способы сбора, обработки и анализа эмпирических данных.

Методы сбора эмпирических данных:

  1. Изучение документов
  2. Наблюдение (включенное и не включенное)
  3. Эксперимент
  4. Опрос

Виды документов:

  1. По способу фиксирования информации: рукописные, печатные, кино- и фото-документы, записи (аудио, например)
  2. По целевому назначению: целевые и нецелевые документы
  3. По степени персонификации: личные и безличные
  4. По статусу документов: официальные, неофициальные документы
  5. По источнику информации: первичные, вторичные
  6. По содержанию: литературные данные, архивы, кинохроника.

Виды наблюдения:

  1. Невключенное (нахождение социолога вне объекта исследования)
  2. Включенное: полное включение, член группы – наблюдатель, наблюдатель – формальный участник, чистый наблюдатель.

Опросы:

  1. Интервью – проводимая по определенному плану беседа с респондентом (выбор объекта, определение места и времени, фиксация ответов респондента, оформление и обобщение материалов интервью)
  2. Анкетирование – фиксированный порядок ответа на вопросы

Виды интервью:

  1. Содержание (документальное – интерпретация какого-либо события и интервью мнений)
  2. Техника проведения (свободное и формализованное)
  3. Процедура (интенсивное и фокусированное)
  4. Нарративное – свободный рассказ, инициатива у респондента
  5. Индивидуальное интервью
  6. Тип опрашиваемых людей (респондентом и экспертом)
  7. Панельное (повторное по одним и тем же вопросам)
  8. Фокусированное (по конкретным вопросам)

Виды анкетного опроса:

  1. Индивидуальный и групповой
  2. Очный и заочный
  3. Массовый и специализированный — при участии эксперта
  4. Сплошное и выборочное – выбирается определенное количество участников группы

Структура анкеты:

  1. Введение (кто проводит опрос, как используются результаты, гарантия анонимности, цель проведения, инструкция)
  2. Вопросы (вступительные должны заинтересовать, в конце – «паспортичка», т.е. информация о человеке)
  3. Заключение (благодарность)

Виды вопросов:

4 стр., 1675 слов

Зависимость от виртуальной реальности компьютера — новый ...

... долговременной памяти и после прекращения действий первичных психогений. Любой стереотип поведения имеет собственную нейрофизиологическую базу, что ... приводящие к нарушениям процессов гомеостаза с одной стороны, изменение морально - нравственных критериев в обществе, ... активностью допамина и склонностью к аддиктивному поведению. Среди видов аддиктивного поведения наиболее известны: приём алкоголя, при ...

  1. По цели: содержательные – о цели и мотивах, функциональные (вопросы фильтры – тем, кому задаются специализированные вопросы; контрольные вопросы; контактные – могут быть не связаны с темой, но позволяют респонденту высказаться)
  2. По форме: открытые и закрытые (альтернативные и неальтернативные), полузакрытые, прямые и косвенные

Действие – преднамеренное поведение человека.

Поведение – совокупность действий человека, которые могут наблюдать другие люди в присутствие которых человек осуществляет действие.

1 уровень: поведенческие акты

2 уровень: поступок

3 уровень: последовательность поступков – поведение в определенной сфере деятельности.

4 уровень: деятельность, означающая целостное поведение в различных сферах деятельности.

Действие – поведение человека, имеющее преднамеренный мотивированный характер. Действия многообразны, но не все они социальны.

Социальные действия – преднамеренное, целенаправленное действие, которое ориентировано на других людей и на их взаимные ответные действия.

Элементы социального действия:

  1. Потребность (нужда в чем-либо, стремление к потреблению)
  2. Интерес (форма проявления потребности, способность удовлетворить потребность)
  3. Цель (осознанный образ предвосхищаемого действия)
  4. Средство (инструмент достижения)
  5. Мотив (побуждение к действию, внутреннее побуждение)
  6. Стимул (внешнее побуждение)

Деятельность – совокупность действий, направленных на достижение цели в соответствие с потребностями и интересами.

Виды деятельности:

  1. Материальная трудовая – создание материальных ценностей, преобразование чего бы то ни было (труд в первую очередь физический)
  2. Духовная – связана с созданием неких духовных ценностей (труд в первую очередь умственный)
  3. Политическая
  4. Досуговая
  5. Управленческая
  6. Образовательная
  7. Бытовая
  8. Медицинская

Социальное взаимодействие – регулярное социальное действие, направленное друг на друга и имеет целью вызвать ожидаемые ответные реакции. Оно является обменом.

Структура:

  1. Субъект
  2. Процесс обмена
  3. Правила
  4. Предмет
  5. Место

Типы социального взаимодействия:

  1. Сотрудничество
  2. Соперничество: конкуренция – соперничество за объект, находящийся вне этих субъектов и конфликт – противостояние сторон по поводу распределения ресурсов, ценностей, власти, столкновение потребностей, интересов, целей и взглядов, мнений.

Черты сотрудничества:

  1. Обоюдная заинтересованность
  2. Направленность на достижение совместных целей
  3. Уважение

Черты соперничества:

  1. Стремление опередить
  2. Нет совместных целей, но они есть в отношение объекта
  3. Подкрепление негативными средствами

Признаки конфликта

  1. Конфликтная ситуация
  2. Противоположные цели, потребности, интересы
  3. Взаимодействие конфликтующих сторон
  4. Результаты конфликтного взаимодействия

Условия конфликта:

4 стр., 1611 слов

Конфликты на различных уровнях социальной системы

... каждой из сторон противоречии. Это столкновение принципов, мнений, оценок, характеров или эталонов поведения людей. Социальный конфликт – это тот вид противостояния, при котором стороны стремятся захватить территорию либо ресурсы, ...

  1. Наличие сторон
  2. Дефицит ресурсов
  3. Стремление получить выгоду за счет другой стороны
  4. Стремление достичь совместные и взаимоисключающие цели
  5. Стремление контролировать и направлять поведение другой стороны

Функции конфликта:

  1. Разрядка напряженности – возможность снятия напряженности
  2. Коммуникативная – осознании сторонами проблем и приспособление друг к другу
  3. Консолидирующая — выявление возможностей для сотрудничества
  4. Дестабилизирующая

Позитивные функции:

  1. Выявление проблем
  2. Потенциальная разрядка напряженности
  3. Получение новой информации
  4. Сплочение коллектива
  5. Стимулирование к изменению
  6. Диагностика возможностей

Негативные функции:

  1. Эмоциональные и материальные затраты
  2. Снижение дисциплины и социально-психологического климата
  3. Увлечение конфликтом в ущерб работе
  4. Уменьшение степени сотрудничества
  5. Сложное восстановление отношений

Последствия:

  1. Дезинтегративные
  2. Интегративные

Характеристики конфликта:

  1. Причины
  2. Острота – характеризует интенсивность столкновения
  3. Длительность
  4. Сила участников конфликта – способность стороны реализовать цель вопреки сопротивлению

Типы причин:

  1. Наличие противоположных ориентаций (например, ориентация в плане собственности)
  2. Идеологические (религиозные конфликты)
  3. Экономическое и социальное неравенство
  4. Положение в социальной структуре

Сила участников конфликта:

  1. Физическая
  2. Информационная
  3. Социальный статус
  4. Ресурсы

Стадии:

  1. Предконфликтная (оценка сил, поиск сторонников, консолидация сил)
  2. Протекание конфликта (инцидент, открытая борьба и скрытая)
  3. Разрешение конфликта (внешний признак – завершение инцидента, прекращение конфликтных отношений, разрешение возможно при изменении конфликтной ситуации)

Виды конфликтов:

  1. Межличностный
  2. Групповой
  3. Межгрупповой
  4. Конфликт принадлежности
  5. Конфликт с внешней средой

Стратегии поведения:

  1. Уклонение – низкая степень настойчивости одной из сторон
  2. Противоборство
  3. Уступчивость
  4. Сотрудничество
  5. Компромисс

Тактическое поведение:

  1. Запугивание
  2. Блеф — дезинформация
  3. Принуждение
  4. Прессинг

Завершение конфликта:

  1. Взаимное примирение, переход к сотрудничеству
  2. Симметричное разрешение
  3. Победа одной из сторон
  4. Трансформация конфликта
  5. Удовлетворение потребностей сторон и устранение причин конфликта

Способы завершения:

  1. Регулирование. Этапы: институционализация – соглашение о нормах, правилах поведения в конфликте, легитимизация, структурирование – определение сторон, редукция – завершение
  2. Завершение

Условия для разрешения конфликта:

  1. Своевременный и точный диагноз причин
  2. Обоюдная заинтересованность в преодолении конфликта
  3. Совместный поиск путей преодоления конфликта

Методы разрешения конфликта:

  1. Избегание встреч
  2. Переговоры
  3. Посредничество
  4. Откладывание
  5. Арбитраж (например воры привлекают для разрешения споров воров в законе)
  6. Компромисс
  7. Приспособление
  8. Сотрудничество
  9. Соперничество

Социальное действие – основа социальной связи.

4 стр., 1915 слов

Трудные люди: 4 варианта поведения

... Пассивное Норма Агрессивно Намерение: Получить оценку Поиск внимания Выскочка Ориентация на людей Поведение Выскочки – результат его непреодолимого желания быть оцененным по достоинству. Выскочка ... как принимается обоснованное решение. План действий: Создать «зону комфорта». Сгладить конфликты, выяснить мотивы. Воспользоваться системой принятия решений. Заверить в правильности принятого решения, ...

Социальная связь – взаимная зависимость людей, реализуемая посредством взаимно направленных социальных действий.

Виды социальных связей:

  1. Уровни: межличностные, групповые, институциональные, социетальные – связи на уровне всего общества.
  2. Субординация: формальные и неформальные
  3. Непосредственные и опосредованные

На основе социальных связей формируются социальные отношения — устойчивые социальные связи, повторяющиеся социальные взаимодействия.

Виды социальных отношений:

  1. Односторонние (например, влюбился человек или же дистанционное обучение в режиме телемоста)
  2. Взаимные (дружба, если в ней нет корыстного интереса)
  3. Отношения социальной зависимости (например, зависимость детей от родителей, пока у первых нет возможности жить самостоятельно)
  4. Отношения по сферам: экономические, политические

Социальный процесс – совокупность однонаправленных и повторяющихся социальных действий, которые можно выделить из других социальных действий.

Процессы:

  1. По сферам: политические, экономические…

Признаки общества:

  1. Универсальность – оно включает связи, отношения и процессы
  2. Устойчивость
  3. Интегративность — происходит включение людей в общественную жизнь
  4. Автономность – оно существует самостоятельно
  5. Самовоспроизводство
  6. Самодостаточность
  7. Саморегуляция
  8. Саморазвитие

Социальная система – совокупность социальных элементов, которая находится во взаимодействии и взаимосвязи друг с другом и образует единое целое.

Социальный элемент – компонент социальной системы, который не расчленяется на другие компоненты при данном способе рассмотрения.

Социальная структура – совокупность устойчивых социальных связей между социальными элементами в социальной системе.

Типы социальной структуры:

  1. Глобальная
  2. Структура отношений между областями и сторонами общества
  3. Структура отношений между социальными статусами и ролями
  4. Структура отношений между социальными общностями

Виды:

  1. Социально-демографическая
  2. Социально-территориальная
  3. Социально-классовая
  4. Социально-профессиональная
  5. Национально-этническая

Культура – система символов, ценностей, идей, верований, правил поведения с помощью которых люди организуют свою деятельность.

Черты:

  1. Общеразделяемая система ценностей, символов, идей.
  2. Стандарт, образец, принятый в социальной группе
  3. Передача из поколения в поколение

Функции:

  1. Образовательная
  2. Интегративная и дезинтегративная
  3. Регулирующая
  4. Коммуникативная
  5. Информационная
  6. Воспитательная

Подходы к российской культуре:

  1. Славянофилы
  2. Западники
  3. Европоцентризм
  4. Евразийство
  5. Н.А. Бердяев

Формы культуры:

  1. Элитарная
  2. Народная
  3. Массовая

Признаки массовой культуры:

  1. Создается, тиражируется и распространяется с помощью СМИ
  2. Массовые потребитель
  3. Потребительское сознание
  4. Широкая доступность и популярность
  5. Значительный коммерческий эффект
  6. Стандартизация

Общедоминирующая культура.

Субкультура – набор символов, убеждений, ценностей, норм, образцов поведения, отличающий одну культуру от другой.

Субкультуры:

  1. Национальные
  2. Конфессиональные
  3. Профессиональные

Этноцентризм – признание одной культуры эталоном, с которым другие должны соизмеряться.

Культурный релятивизм — провозглашение абсолютной самостоятельности культуры.

Личность – мера развития социального в человеке.

Социализация – процесс усвоения норм, знаний, входящих в культуру, освоение социальных ролей.

Адаптация – приспособление к новым условиям.

Этапы социализации.

Первичная и вторичная.

Подходы:

  1. Связь социализации с формальными и неформальными агентами и организациями
  2. Этапы жизни человека. Первичная от рождения до формирования зрелой личности

Десоциализация – отучение от старых норм, ценностей, правил поведения, ролей.

Ресоциализация – обучение новым ценностям, ролям, правилам поведения.

Написать свой социально-демографический и социальный статус

Ранг – место социального статуса в иерархии статусов.

Социальная роль – совокупность действий, которые выполняет личность, имеющая определенный социальный статус, это модель поведения, ориентированная на социальный статус.

Ролевые требования – обязательные и необходимые действия, которые вытекают из выполнения социальной роли.

Ролевые ожидания – реакция со стороны окружающих людей на то, как человек выполняет действия, которое соответствует ролевым требованиям.

Ролевой конфликт – переживаемые человеком противоречивые требования, которые связаны с одновременным выполнением нескольких социальных ролей.

Ролевой набор -совокупность ролей, включает все шаблоны поведения, закрепленные за одним социальным статусом.

Социальный контроль – механизм регулирования поведения людей и поддержания общественного порядка. Функции: охранительная и стабилизирующая.

Он включает нормы и санкции: социальные нормы – предписания, требования пожелания и ожидание общественно одобряемого поведения.

Санкция – реакция со стороны людей на поведение индивида. Цель санкции — гарантия выполнения социальной нормы.

Отклоняющееся (девиантное) поведение – поведение, которое не соответствует нормам, принятым в обществе или социальной группе. Оно бывает отрицательное и положительное

Норма оправдания – культурные образцы с помощью которых оправдывается осуществление запретных желаний и действий без открытого вызова существующим нормам. Она появляется тогда, когда есть образец нарушения. Он санкционируется.

Социальная общность и социальная группа.

Социальная общность – совокупность людей, которая обладает целостностью и выступает самостоятельным субъектом социального действия.

Виды:

  1. Множества (мнимые общности)
  2. Контактные группы (квазигруппы)
  3. Групповые общности

Множества – социальные общности, в которых отсутствуют взаимные социальные действия.

Множества:

  1. Категория – объединение людей по определенным признакам
  2. Агрегация – объединение людей, которые находятся в одном и том же месте
  3. Масса – множество людей, которые пространственно разделены и анонимны

Черты массы:

  1. Анонимность
  2. Высокая мобильность
  3. Индивидуальный выбор поведения, не зависящий от традиционных норм

Квазигруппы (контактные общности) – непреднамеренное, случайное появление группы людей, в которой отсутствуют устойчивые ожидания и существует одностороннее взаимодействие.

Черты квазигруппы:

  1. Спонтанность образования
  2. Неустойчивость взаимосвязи
  3. Отсутствие разнообразия во взаимодействиях
  4. Кратковременность

Виды:

  1. Аудитория – группа, объединенная коммуникатором, в ней есть связи, идущие между слушателями, коммуникаторами и т.д. (ориентация на слушателя кратковременна)
  2. Социальные круги – стабильные социальные общности, возникающие для обмена информацией между их участниками для удовлетворения потребности в общении. (Черты: общая заинтересованность, принадлежность к определенной субкультуре)

— контактные (легко создаются и распадаются)

— профессиональные (объединение для обмена профессиональной информацией)

— дружеские

— статусные (создаются между людьми с одинаковыми социальными статусами)

3. Толпа – объединение людей в замкнутом пространстве и они имеют общий интерес.

Черты:

  1. Внушаемость
  2. Анонимность
  3. Спонтанность
  4. Неуязвимость

Виды толпы:

  1. Случайная толпа – объединение по незначительной цели
  2. Обусловленная – спланированная толпа
  3. Экспрессивная – собирается для личного удовольствия участников
  4. Действующая – в ней существует экстремальное поведение людей — сборище – имеет лидера

— восставшая

Общности бывают массовыми и групповыми.

Массовая общность:

  1. Структурно нерасчлененная, аморфная
  2. Неустойчива
  3. Разнородность состава
  4. Не существует в составе более широкой аудитории в качестве его структурного образования

Групповая общность (социальная группа) – совокупность взаимодействующих друг с другом людей, которые осознают свою принадлежность к данной группе и признаются другими людьми – членами данной группы.

Признаки:

  1. Устойчивое взаимодействие членов – способствует прочности и стабильности
  2. Сплоченность членов
  3. Однородный состав – есть признаки, присущие всем членам группы
  4. Вхождение в состав более широкой группы

Виды:

  1. Первичные (происходит первичная социализации ) и вторичные (образуется из людей, между которыми есть эмоциональные взаимосвязи, объединение направлено на достижение определенной цели)
  2. Формальные (четкая структура, иерархия, строгое предписание ролевым функциям) и неформальные (общность интересов, особая психологическая и моральная атмосфера)
  3. Референтная (нормы социальной группы для индивида являются эталоном) – группа-эталон, образец поведения
  4. Малая (члены объединены общей деятельностью, в ней социальные отношения – непосредственные личные контакты) и большая

Черты малой группы:

  1. Немногочисленность
  2. Стабильность состава
  3. Общая деятельность
  4. Непосредственное личное общение
  5. Общие групповые нормы
  6. Чувство принадлежности
  7. Желание удовлетворить личные запросы
  8. Добровольное вступление

Участие в малой группе:

  1. Возможность объединения ресурсов других членов
  2. Повышение индивидуальной мотивации и ответственности
  3. Выявление ошибок других членов и их предотвращение
  4. Лучшее восприятие общих решений
  5. Удовольствие, партнерство, востребованность

Ограничения группы:

  1. Противоречие личных целей групповым целям
  2. Доминирование настойчивых решений
  3. Отсутствие компромисса
  4. Больше времени для принятия общего решения
  5. Высокий риск (сдвиг риска)

Лидер группы – член группы с наибольшим авторитетом, он принимает важнейшие решения.

Авторитетные люди – их может быть несколько, формируют мнение группы

Аутсайдер – мало привлекаются для выработки решений

Виды малой группы:

  1. Ингруппа – индивид осознает принадлежность к данной группе
  2. Аутгруппа – другая малая группа, к которой не принадлежит индивид

Стадии развития малой группы:

  1. Ориентация – формирование группы, целей, планов деятельности, низкий уровень несогласия
  2. Конфликт – распределение ответственности, поляризация мнений
  3. Сплоченность — стремление разрешить конфликты, фиксация норм
  4. Консенсус или поддержка – единение группы, коллективное принятие решений.

Факторы групповой сплоченности:

  1. Удовлетворение личных потребностей индивида
  2. Симпатии между членами
  3. Усилия индивида по вступлению
  4. Дружеская атмосфера
  5. Престиж группы
  6. Соперничество с другими группами
  7. Отрицательное отношение к группы со стороны других

Этническая – исторически сложившаяся, устойчивая совокупность людей, которая обладает общей территорией, общими экономическими связями, единым языком, общей культурой, стабильными особенностями психологии и этническим самосознанием

Признаки этнической общности:

  1. Общая территория – создает условия для объединения, формируется на определенной территории
  2. Общие экономические связи
  3. Единый язык
  4. Общая культура
  5. Стабильные особенности психологии
  6. Этническое самосознание

Расовая общность, в основе биологические признаки.

Дискриминация

Негативные стороны

  1. Дискриминация – ограничение, лишение прав людей по принципу расовой, национальной принадлежности
  2. Апартеид – форма расовой дискриминации, политика разделения населения в зависимости от расовой принадлежности, лишение групп населения в зависимости от расовой принадлежности политических экономических и социальных прав вплоть до территориальной изоляции.
  3. Геноцид – истребление групп населения по расовым, национальным и религиозным признакам
  4. Сегрегация – отделение, ограничение и запрещение совместного проживания, обучения, профессиональной деятельности расовых или этнических групп населения
  5. Шовинизм – проповедь национальной исключительности, противопоставление наций, разжигание национальной вражды

Виды этнической общности:

  1. Род появляется от одного предка
  2. Племя – объединение родов на основе религиозной, языковой общности
  3. Народность – союз племен, основанный на основе общественных, а не родственных связей
  4. Нация – наиболее развитый вид этнической общности, формируется на основе нескольких народностей (1. Гражданская общность. 2. Этническая общность. Они могут совпадать, а могут и не совпадать)
  5. Этническая группа

Тенденции в развитии межнациональных отношений:

  1. Этническая консолидация
  2. Межэтническая интеграция
  3. Ассимиляция

Диаспора – устойчивая совокупность людей единого этнического происхождения, которые живут в ином этническом окружении за пределами исторической родины и имеют социальные организации для своего функционирования и развития.

Социально-территориальная общность – люди, проживающие на одной территории с устойчивыми связями между собой и условиями их жизнедеятельности разных типов поселений

Критерии выделения классов в марксизме:

  1. Отношение к собственности на средства производства
  2. Роль в общественном разделении труда
  3. Способы получения и размеры доли общественного богатства
  4. Возможность присваивать труд других социальных групп

Критерии выделения классов по М. Веберу:

  1. Экономические различия – доход
  2. Экономико-политические различия – власть
  3. Социально-психологические – престиж

Виды классов:

  1. Высший
  2. Средний
  3. Низший

Подходы к пониманию среднего класса:

  1. Средний уровень доходов
  2. Средний уровень потребления
  3. Старый и новый средний класс
  4. Социально престижные группы
  1. Высший класс – буржуазия и высшая бюрократия
  2. Средний класс – старые средние слои

— мелкие частные производители

— новые средние слои (лица свободных профессий, обслуживающие персонал)

3. низший класс – наемные работники

Социальная стратификация – иерархическое вертикальное образование слоев общества на основе социального неравенства, расслоение общества на слои при котором высшие слои находятся в привилегированном положении по сравнению с низшими.

Равенство

Неравенство

  1. Равенство возможностей для достижения целей
  1. Неравенство возможностей для достижения целей
  1. Равенство условий жизни

Неравенство условий жизни

  1. Равенство результатов

3. Неравенство результатов

Признаки выделения страт:

  1. Доход – наличие или отсутствие собственности (богатые, средний класс, бедные; работники определенной оплаты)
  2. Властные полномочия – должностное положение (руководители высшего уровня, менеджеры и рядовые работники)
  3. Престиж – влияние (элитные слои в различных сферах, рядовые исполнители)
  4. Образование (с начальным образованием, средним общим, профессиональным образованием – начальным, средним, высшим, кандидаты и доктора наук)

Доход, власть, престиж, образование – объективные показатели.

Существуют субъективные показатели.

Типы социальной стратификации:

  1. Рабство – форма социального неравенства, при котором одни люди владеют другими
  2. Касты – замкнутые слои людей, исполняющих функции, передаваемые по наследству. Вертикальная иерархия, признак рождения. (варны – сословия, джатии – местные обособленные слои, внутри которых происходит деление на касты)
  3. Сословия – распространены в феодальном обществе (высшее сословие, духовенство, третье сословие – купцы, ремесленники, свободные крестьяне).

    Сословие – социальный слой, место которого определяется положением в системе социально-экономических отношений и правовым закреплением этого положения.

  4. Классы –

Особенности классовой стратификации:

  1. Не зависит ни от законодательных, ни от религиозных установок, предписанного статуса
  2. Экономическое положение
  3. Высокая социальная мобильность

Классовая стратификация:

  1. Верхний высший класс
  2. Низший высший класс – высшие должности
  3. Верхний средний класс – мелкая буржуазия, высокооплачиваемые должности
  4. Низший средний класс
  5. Верхний низший класс
  6. Низший низший класс – андеркласс
  1. Элита – политики с высшими государственными должностями, ресурс — власть
  2. Субэлита – верхний слой – собственники, высокие профессионалы, генералитет (экономическая независимость)
  3. Средний слой – предприниматели, квалифицированные профессионалы
  4. Базовые слой
  5. Низший слой – неквалифицированные работники
  6. Социальное дно

Социальная мобильность – социальные перемещения, связанные с изменением социального статуса. Переход от одной социальной позиции к другой социальной позиции.

Формы социальной мобильности:

  1. Политическая – передвижение по ступеням власти
  2. Экономическая — изменение собственности и дохода
  3. Профессиональная – перемещение внутри профессиональной группы и между профессиональными группами

Виды социальной мобильности:

  1. Индивидуальная и коллективная
  2. Межпоколенная и внутрипоколенная
  3. Организованная (организуется с чьей-то помощью, вынужденная или с согласием человека) и неорганизованная (осуществляется индивидом самостоятельно)
  4. Горизонтальная (перемещение с сохранением социального статуса, перемещение в позицию, находящуюся на том же уровне, что и предыдущая)
  5. Вертикальная (перемещение в позицию на другом уровне социальной стратификации)

— восходящая

— нисходящая

Каналы вертикальной мобильности:

  1. Армия
  2. Церковь
  3. Образование
  4. Политические профессиональные организации
  5. Банковские организации
  6. Семья, брак

Социальный институт и социальная организация

Социальный институт – совокупность норм, ценностей, ролей, статусов, которые предназначены для удовлетворения потребностей людей и их социальных объединений.

Признаки социального института

  1. Субъект – те, кто вступает в устойчивые социальные отношения
  2. Социальные организации
  3. Социальные нормы, которые регулируют поведение людей в рамках института
  4. Функции социального института
  5. Материальные средства и ресурсы
  6. Деперсонализация – независимость от индивида, участвующего в осуществлении деятельности социального института

Этапы образование социальнтго института:

  1. Возникновение потребностей
  2. Формирование общих целей
  3. Появление социальных норм, правил, процедур
  4. Институционализация – разработка и применение социальных норм
  5. Установление системы санкций
  6. Материальное и символическое оформление социального института

Функции социального института:

  1. Удовлетворение жизненных потребностей общества
  2. Функция социализации
  3. Закрепление и воспроизводство общественных отношений
  4. Регулятивная – разработка шаблонов поведения
  5. Интегративная – объединение, сплочение людей
  6. Коммуникативная – обмен информацией

Специфические функции, присущие одним институтам, но не присущие другим.

Могут быть и одинаковые функции.

Функции: явные – официально объявляются, декларируются, неявные – скрытые, не заявляются.

Виды социальных институтов:

  1. Семьи и брака – воспроизводство рода
  2. Безопасность и социальный порядок – политические институты
  3. Экономические институты – удовлетворение материальных потребностей
  4. Институты образования, науки – потребность передачи знаний
  5. Решение проблем смысле жизни – религия

Неосновные социальные институты удовлетворяют конкретные потребности.

Семья и брак – основной социальный институт.

Семья – основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью.

Семья как социальная группа и как социальный институт.

Функции самосохранения общества и воспроизведения.

Семья отличается от домохозяйства. Домохозяйство может состоять из одного человека.

Смешанное домохозяйство: семья и иные люди (няня, охранник)

Групповое домохозяйство, состоящее не из родственников.

Функции семьи:

  1. Репродуктивная – рождение детей
  2. Социализация
  3. Экономическая – материальная поддержка нетрудоспособных и несовершеннолетних, ведение общего хозяйства
  4. Хозяйственно-бытовая – оказание бытовых услуг
  5. Социальный контроль
  6. Общение
  7. Социально-статусная – семья предоставляет индивиду социальный статус
  8. Досуговая – организация досуга
  9. Эмоциональная – получение поддержки удовлетворении эмоциональных потребностей
  10. Сексуальная
  11. Защитная – физическая, экономическая
  12. Рекреативная – восстановление сил

Жизненный цикл семьи – последовательность состояний с момента образования семьи и до её прекращения.

Стадии:

  1. Рост семьи, начальная стадия – от заключения брака до рождения последнего ребенка
  2. Выделение из семьи первого взрослого ребенка
  3. Зрелая стадия – продолжение отселения детей, рождение внуков, до того как внуки покинут семью
  4. Стадия затухания – заканчивается смертью одного или обоих супругов

Виды семьи:

  1. Принадлежность: родительская, прокреационная
  2. Количество поколений: расширенная, нуклеарная
  3. Количество родителей: полная, неполная
  4. Количество детей: бездетная, однодетная, малодетная, многодетная
  5. Тип наследования, передача фамилии, имущества, статуса: патриархальная, матриархальная, экалитарная – отсутствие главенства
  6. Социальный статус: гомогенная, гетерогенная – происхождение супругов из разных социальных групп
  7. Территориальный признак: патрилокальная семья, матрилокальная (жизнь супругов в доме родителей мужа или жены), неолокальная
  8. Развод: повторная

Брак – форма отношений между мужчиной и женщиной с помощью которой общество упорядочивает половую жизнь, устанавливает супружеские родственные права и обязанности.

Этапы:

  1. Знакомство: самостоятельное, через формального посредника (брачное агентство), неформального посредника (родители, знакомые, друзья)
  2. Ухаживание
  3. Сватовство – обряд предложения брака, согласно которому жених просит руки девушки
  4. Помолвка – обряд объявления будущих молодоженов о будущем браке

Брак – совокупность формальных предписаний, государство оформляет брак. Законнорожденные дети рождены в браке.

Виды брака:

  1. Способ выбора брачного партнера

— эндогамный – выбор партнера из той же социальной группы

— экзогамный – выбор партнера из другой социальной группы

2. Численность партнеров:

— моногамия

— полигамия: полигиния (один мужчина с несколькими женщинами), полиандрия (одна женщина и несколько мужчин), групповой брак

3. Неравенство в браке:

— неравный

— покупной – плата за брак

4. По любви и по расчету

5. Брак с похищением

6. Гостевой брак – супруги живут отдельно и навещают друг друга

7. По договоренности – предусмотрена свобода супругов в браке

8. Детский – насильственная выдача детей

9. Ранний брак

10. Повторный брак – вступление в новый брак после расторжения

11. Гражданский брак – проживание без оформления брака

Развод –расторжение брака при жизни супругов.

Причины развода – факторы, приводящие к разводу.

Причины:

  1. Демографические – возраст вступления в брак, значительная разница
  2. Медицинские – болезнь, бесплодие
  3. Социальные – разный социальный статус, тюремное заключение
  4. Психологические

Мотивы: субъективные или объективные

Повод – конкретное событие, приводящее к разводу.

Институт родства. Родство – совокупность людей, связанных общими предками, усыновлением или удочерением и браком. Для мужа его родственники – кровные, её – в законе.

Степень родства:

  1. Ближайшие
  2. Двоюродные
  3. Троюродные

Религия как социальный институт.

Религия – система верований, ритуалов, действий, которые определяются верой в существование сверхестественного и реализуется в социальных нормах, обычаях, предписаниях, стандартах поведения, социальных позициях.

Компоненты религии:

  1. Мировоззренческий
  2. Культовый
  3. Нормативный – совокупность идеалов, норм, правил поведения
  4. Организационный – объединение верующих людей в общины и организации

Формы религии:

  1. Фетишизм – вера в предметы
  2. Тотемизм
  3. Магия – обряды, заклинания
  4. Политеизм – признается существование множества богов
  5. Монотеизм – вера в существование Бога

Элементы религии:

  1. Верующие люди
  2. Признание священного как реальности
  3. Религиозное сознание
  4. Религиозная деятельность
  5. Религиозные отношения (внутрицерковные, межцерковные, внецерковные)
  6. Религиозные организации

Виды религиозных организаций:

  1. Церковь – организация из мира и клира – священнослужителей
  2. Секта – религиозная организация, отделившаяся от церкви в качестве протеста
  3. Деноминация – переходная форма от секты к церкви, подчеркивают обособленность

Функции религии:

  1. Интегративная и дезинтегративная
  2. Регулятивная
  3. Психотерапевтическая – религия производит успокоительное, утешительное воздействие
  4. Коммуникативная
  5. Рекреационная – в церкви могут осуществлять отдых
  6. Мировоззренческая
  7. Компенсаторная – религия дает возможность отвлечься от проблем

Социальная организация – форма совместной деятельности людей, при которой деятельность принимает форму упорядоченного регулируемого скоординированного и направленного действия на достижение цели.

Принципы социальной организации:

  1. Цели: цели-задания (получается из вне), цели- ориентации (общие и индивидуальные цели работников), цели-системы (обеспечение стабильности, целостности организации),
  2. Иерархия: централизация, личная зависимость, власть – подчинение правилам и др. , соподчинение – низшие уровни иерархии контролируются высшими
  3. Управление: целевое воздействие – осуществляется через приказ или стимулирование, организационный порядок – система норм и правил поведения в рамках данной организации, самоорганизация – спонтанное регулирование процессов организации
  4. Процедуры и правила совместной работы
  5. Обязательность правил, при необходимости и принудительность
  6. Заинтересованность членов организации в предложенном порядке

Компоненты социальной организации:

  1. Технический (здания, техника, оборудование, технологии)
  2. Социотехнеский – рабочие места для сотрудников
  3. Формальный – система норм и правил
  4. Экономический – система поощрения работников в виде з/п
  5. Неформальный – совокупность неформализованных правил и норм, может выступать альтернативой, а не просто дополнением
  6. Социально-психологический
  7. Групповой – стратификация коллектива на различные группы

Виды социальной организации:

  1. По мотивационному фактору (для вступления):

— добровольные – ассоциация, в которую можно добровольно войти и покинуть, участие в деятельности не оплачивается

— принудительные социальные организации – членами её люди становятся в принудительном порядке (например, в психическую больницу или в тюрьму), поведение строго регламентировано, частичная изоляция от внешнего мира

— утилитарные организации — человек в неё вступает из практических соображений, они занимают срединное положение (например, академия), есть и элементы добровольности и элементы принудительности

Виды контроля:

— нормативный (внутренний) – ведет к добровольному и мотивированному подчинению

— принудительный – члены принудительной организации стремятся уклониться и подчинение происходит вяло, пассивно

— утилитарный – использует материальное поощрение, деятельность стимулируется ради получения повышения и т.д.

2.

-Деловые организации — участие в такой организации приносит доход, управление осуществляет администрация, контроль административный

— Массовые организации – создаются для удовлетворения потребностей (политические партии, любительские и творческие объединения) – объединение для достижения целей

Виды деловой организации:

  1. Производственные, торговые, обслуживающие
  2. Образовательный, медицинские, культурные, научные, проектные

По выполнению общественных функций:

  1. По удовлетворению потребностей людей – производство продуктов материального и духовного потребления, рекреация, организации по социализации
  2. Социального контроля и удовлетворения – организации надзора и управления

Массовые организации:

  1. По задачам: политические, профессиональные, научные, творческие
  2. По типу членства: с индивидуальным, коллективным, смешанным членством и без членства
  3. По общественной роли: ориентированы на общество, ориентированы на своих членов (потребительская кооперация, общество рыболовов)

Организации, сочетающие элементы.

Массовое, коллективное поведение и социальное движение

Массовое поведение – поведение, принимающее массовый характер, как правило, не скоординировано, не структурировано. Представляет собой сумму отдельных поведений индивидов.

Виды массового поведения:

  1. Слухи
  2. Мода
  3. Массовые пристрастия
  4. Паника
  5. Погром
  6. Бунт

Слухи – быстро распространяющиеся сообщения. В его основе – подлинный факт, но сообщение от него отличается и содержит нереальные и предположительные элементы. Основа распространения – желание людей знать подробности событий, их интересует не истинность, а правдоподобие. Влияние слухов велико. Слух может создать или разрушить положительный имидж. Результаты проявляются на индивидуальном, групповом, национальном уровне. Они выражают мнение социальной группы.

Виды слухов:

  1. По содержанию: политические, экономические, культурные, бытовые и др.
  2. По временной ориентации: о прошлом, предсказывающие слухи
  3. Тип происхождения: спонтанные, преднамеренные
  4. Отношение к реальности: реальные, фантастические
  5. Эмоциональные потребности: слух-мечта, слух-пугало, слух-разделитель (основывается на распространенных предрассудках относительно других социальных групп)

Факторы возникновения и распространения слуха

  1. Разрыв между необходимой информацией и той, что сообщается
  2. Тревожность, предчувствие неприятных событий в будущем
  3. Распространение непроверенной информации через СМИ
  4. Распространение неправдоподобных слухов

Этапы трансформации слуха:

  1. Сглаживание – исчезновение деталей, представляющихся несущественными
  2. Заострение — увеличение значимости детали слуха, представляющейся существенной
  3. Уподобление – приближение слуха к психологическим и иным особенностям аудитории

Слухи исчезают от потери интереса, опровержения, исчезновения тревоги.

Для борьбы со слухами применяется опровержение, его эффективность зависит от доверия к источнику слуха и к тому, кто опровергает.

Организационные формы контроля за слухами:

  1. Опровержение слухов
  2. Цензура
  3. Колонки слухов в газетах и журналах
  4. Организация по изучению слухов, сбору и распространению достоверной информации
  5. Судебное преследование

Мода и манеры. Манеры – непродолжительные вариации, особенности в речи, поведении людей. Манеры не распространяются на большие группы людей. Мода длительнее и распространяется на большее количество людей.

Мода может существовать и в высших и в низших слоях и распространяться как сверху, так и снизу. Мода стимулирует развитие потребления, развитие рынка, а тот стимулирует развитие моды.

Массовое пристрастие – быстро распространяемое массовое поведение, которое связано со стремлением удовлетворить желания людей.

Виды массовых пристрастий:

  1. Экономические – стремление приобрести акции
  2. Политические – массовая поддержка партий, движений, политиков
  3. Религиозные – увлечение неким религиозным течением
  4. Экспрессивные – массовое увлечение (музыкой, танцами и др.)

Стадии массовых пристрастий:

  1. Возникновение интереса к явлению или предмету
  2. Демонстрация положительных моментов.
  3. Распространение пристрастия

Массовая истерия – форма массового пристрастия. Проявляется в непредсказуемом поведении и буйствах.

Массовая истерия – состояние повышенной нервозности.

Паника. Возникает в экстремальных случаях и без координации.

Погром – массовый акт насилия, предпринимаемый людьми против собственности или личности.

Бунт объединяет стихийные формы массового поведения. Связан с неподчинением власти. В основе – протест как форма защиты интересов.

Виды протеста:

  1. Открытый пассивный
  2. Скрытый пассивный – подстрекательство к неподчинению, заговор
  3. Открытый активный – митинг, демонстрация, забастовка, стачка
  4. Скрытый активный – терроризм, создание запрещенных политических партий

Протестное массовое поведение – появление негативного отношения к социальной системе, к нормам, ценностям, принимаемым решениям в открыто-демонстративной форме.

Оно связано с депривацией. Депривация – состояние, при котором люди испытывают недостаток того, в чем они нуждаются.

Модели депривации:

  1. Недовольство людей своим положением (депривация появляется тогда, когда появляется мнение о несправедливом распределении благ и стремление это разрешить)
  2. Сохранение на прежнем уровне ценностных ориентаций и ожиданий при резком ухудшении экономического положения (люди чувствую себя обездоленными и сравнивают с состоянием в прошлом).

    Факторы депривации – кризис, утрата статуса, потеря работы

  3. Прогрессивная депривация – объединение первой и второй модели. Рост ожиданий людей, остановка экономического роста, при сохранении ожиданий.

Массовое поведение связано с общественным мнением.

  1. Общественное мнение – мнение социальной группы
  2. Общественное мнение – доминирующее мнение среди общественности, согласие нескольких точек зрения по проблеме.

Общественность.

Значение общественного мнения:

  1. Влияние на политику
  2. Поддержку альтернативной точки зрения и информирование общественности
  3. Выдвижение лидеров

Черты общественного мнения:

  1. Направленность
  2. Интенсивность – сила и твердость выражения общественного мнения – связь с системой традиций, ценностей
  3. Интеграция

Ограничение пределов пропаганды:

  1. Конкурирующая пропаганда
  2. Доверие к пропаганде
  3. Образовательный уровень представителей общественности
  4. Ценности представителей общественности

Функции общественного мнения:

  1. Экспрессивная – отношение к чему-то
  2. Консультативная – советы по общественно-значимым вопросам
  3. Директивная – посредством выборов или референдумов

Виды общественного мнения:

  1. Оценочное
  2. Аналитическое
  3. Конструктивное
  4. Регулятивное

Социальное взаимодействие, общество и культура.

Составить степени родства и фамильное древо……

БЛАААААААААААААААААААА