СЕМИНАР 2. ФИЛОСОФСКАЯ ОНТОЛОГИЯ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

В Г.ШАХТЫ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(ИСОиП (ФИЛИАЛ) ДГТУ)

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой

«Философия, история и мировые религии»

Е.Е. Несмеянов

подпись

«5» сентября 2014 г.

 

На правах рукописи

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

по дисциплине

«ФИЛОСОФИЯ»

 

Составитель доц., к.ф.н. В.В. Котлярова

 

Рассмотрены и рекомендованы для использования в учебном процессе на на заседании кафедры «Философия, история и мировые религии»

Протокол № 2 от 05.09.2014 г.

 

 

ШАХТЫ 2014

Содержание

СЕМИНАР 1. ПРЕДМЕТ И СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ.. 3

СЕМИНАР 2. ФИЛОСОФСКАЯ ОНТОЛОГИЯ.. 4

СЕМИНАР 3. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ.. 6

СЕМИНАР 4. ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СОЗНАНИЯ.. 8

СЕМИНАР 5. ФИЛОСОФСКАЯ ГНОСЕОЛОГИЯ.. 9

СЕМИНАР 6. СТРУКТУРА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ.. 11

СЕМИНАР 7. ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, КУЛЬТУРА. 12

СЕМИНАР 8. СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ.. 14

СЕМИНАР 9. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ: НАПРАВЛЕНИЯ, ШКОЛЫ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ.. 16

 

 

СЕМИНАР 1. ПРЕДМЕТ И СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ

Основные понятия: философия, мировоззрение, картина мира, миф, религия, разум, вера, гносеология, истина, онтология, гносеология, антропология, аксиология, материализм, идеализм, дуализм, наука, искусство, понятие, категория, рефлексия.

 

Теоретические вопросы

1. Понятие мировоззрения, его содержание и структура.

2. Исторические формы мировоззрения.

3. Основные проблемы и разделы философии, её структура и функции.

4. Специфика философского знания, основной вопрос философии.

 

Вопросы для обсуждения

1. Что такое мировоззрение, какова его структура?

2. Какие факторы определяют формирование и развитие мировоззрения человека?

3. В чём различие и единство форм общественного мировоззрения: мифологии, религии, философии, науки?

4. В чем специфика философского познания?

9 стр., 4175 слов

Семинар_Философия (1)

... Лекций - 1 час. Семинар -1час. Семинар: Философия эпохи Возрождения и Нового Времени XVI – XVII вв. Европейское просвещение 1.Антропоцентризм и гуманизм в философской мысли Возрождения. Ренессанс и становление ...

5. Что является предметом философского исследования?

6. Какова структура философского знания?

7. Каковы основные проблемы, цели и функции философского познания?

8. Является ли философия наукой?

9. Философия и религия – противоположные формы мировоззрения? Есть ли у них что-либо общее?

10. Какая связь существует между искусством и философией?

11. Почему проблема человека является для философии центральной?

12. Каковы цели и задачи изучения философии?

13. Каковы основные типы самоопределения современной философии?

14. Почему при изучении философии необходимо знакомство с её историей?

 

Тестовые задания для самоконтроля

1. Какой вопрос не относится к исходным вопросам высших и вечных интересов человеческого разума, согласно представлениям И. Канта?

а) Что я могу знать?

б) Что я должен делать?

в) Что есть моя конечная цель?

г) На что я могу надеяться?

2. Исследование социальных, нравственных, эстетических, идеологических и других ценностей осуществляет …… функция философии.

а) критическая;

б) прогностическая;

в) мировоззренческая;

г) аксиологическая.

3. Установите соответствие между проблематикой и разделом философского знания:

1. онтология; а) учение о человеке;

2. гносеология; б) учение о бытии;

3. философская антропология; в) учение о познании;

4. социальная философия; г) учение об обществе.

4. Познавательно-интеллектуальные аспекты мировоззрения отображаются:

а) в миропонимании;

б) в мироощущении;

в) в мировосприятии;

г) моральных установках общества и личности.

5. Ответы на философские вопросы ищут в…:

а) религиозных верованиях;

б) мифологических представлениях;

в) научных исследованиях;

г) доводах и умозаключениях разума.

 

 

СЕМИНАР 2. ФИЛОСОФСКАЯ ОНТОЛОГИЯ

Основные понятия: бытие, небытие, реальность, природа, вселенная, материя движение, пространство, время, синергетика, релятивизм, информация, дух, космогония, бесконечность, система, структура, эволюция.

 

Первоисточники для изучения: диалог Платона («Апология Сократа», «Критон», «Федр», «Критий», «Федон», «Пир», «Тимей» – на выбор)

 

Теоретические вопросы,

1 Истоки и смысл проблемы бытия в античной философии. Бытие как Абсолют.

2 Понимание бытия в европейской философии Нового времени. Бытие – человеческая субъективность или материя?

3 Основные формы бытия. Строения универсума: уровни и типы материальных систем.

4 Философия XX века: бытие как вечное становление.

 

Вопросы для обсуждения

1. Когда и кем была впервые сформулирована проблема бытия?

2. В чём противоположность материалистического и идеалистического понимания сущности бытия?

3. Каковы основные проблемы онтологии? Как они решаются в современной философии?

4. Как соотносятся понятия «бытие», «реальность», «сущность», «субстанция»?

5. Каково значение философских категорий «единичное», «особенное» и «всеобщее» для решения онтологических проблем?

6. Как связаны «бытие мира» и «бытие человека»?

7. Применимо ли к бытию в целом понятие «развития», «эволюции»?

8. Что обозначает философская категория «материя»?

9. На каком основании выделяются уровни организации материи?

10. Как можно доказать, что каждая вещь является системой, имеет структуру?

11 стр., 5317 слов

Философия образования и науки 2

... философии образования и науки, грамотно пользоваться основополагающими понятиями и категориями истории и философииобразования и науки. Раздел 4. Структура и содержание дисциплины 4.1. Содержание дисциплины. 4.1.1 Основные ... Конструктивная роль веры как условия «бытия среди людей» (Л.Витгенштейн). Вера и ... в СГН. Научная картина мира в социально-гуманитарных науках. Индивидуальный субъект, его форма ...

11. В чем парадокс движения и трудность его объяснения?

12. Исчерпывается ли принцип детерминизма понятием причинности?

13. В чём суть диалектического подхода к пониманию развития? Каковы основные законы диалектики, сформулированные Гегелем?

14. Каковы основные идеи синергетической концепции эволюции Вселенной? Противоречит ли синергетика диалектике?

15. В чём различие субстанциальной и релятивистской концепций пространства и времени?

16. Как связаны пространство-время и движение в современной четырёхмерной картине мира?

17. Как связаны понятия бесконечности и целостности мира?

18. В чём различие религиозных, философских и научных картин мира?

19. Каковы основные идеи концепции «глобального эволюционизма»?

20. Является ли реальной «виртуальная реальность»?

 

СЕМИНАР 6. СТРУКТУРА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

Основные понятия: научное познание, классическая наука, неклассическая наука, постнеклассическая наука, научная революция, научная картина мира, философская картина мира, рациональность, сциентизм, антисциентизм, техника.

 

Теоретические вопросы

1 Генезис науки и основные этапы её становления. Особенности научного познания.

2 Философская и научная картины мира. Классическая, неклассическая и постнеклассическая научные картины мира.

3 Научные революции и смены типов рациональности.

4 Наука и техника.

 

Вопросы для обсуждения

1. Какие Вам известны философы, считавшие философию наукой?

2. Когда возникает сциентизм и что это за мировоззрение, в чем его неправильность?

3. Что такое иррационализм?

4. В чем состоят определяющие черты древнегреческой науки?

5. В чем специфика науки Нового времени?

6. Какие открытия на рубеже ХIХ—ХХ веков подрывали механистическую картину мира?

7. Понятие научного кризиса.

8. Что такое научная революция.

9. Существует ли прогресс в развитии научного знания. Если он существует, то в чем проявляется.

10. Роль науки в развитии человеческого общества.

11. В чем классичность «классической» науки?

12. Каков, в отличие от науки, характер всеобщности философских истин?

13. Может ли существовать единственная, подлинно научная и объективная философия?

14. Что значит «мыслить самому»?

15. Нужны ли философия и наука друг другу?

 

Тестовые задания для самоконтроля

1. Информация, распространяемая астрологией, парапсихологией, уфологией, относится к так называемому …. знанию.

а) паранаучному;

б) научному;

в) квазинаучному;

г) донаучному.

2. Объективность научного знания означает …

а) независимость знания от человека – субъекта вообще;

б) независимость от личности исследователя – субъекта;

в) абсолютность – незыблемость знаний;

г) независимость знания от метода его получения.

3. Что является главной целью науки:

а) получение знаний о реальности;

б) развитие техники;

3 стр., 1283 слов

Общественные науки, социально-гуманитарное знание, социология ...

... философии бытие есть дух, для науки же бытие есть природа». Н. А. Бердяев Б.«Проблема социальной философии — вопрос, что такое собственно есть общество, ... автор тем, кто вступает на стезю философского постижения мира и че­ловека? 2. Составьте развернутый план по теме: ... философию, рассуждая о ее роли в жизни человека? Каково, на его взгляд, значение этих видов деятельности для широ­ких слоев общества? ...

в) совершенствование нравственности;

г) развитие цивилизации.

4. Знание, соединенное с верой в него, есть…

а) убеждение;

б) рассуждение;

в) заблуждение;

г) мнение.

5. Непосредственной целью науки является:

а) связь с практикой;

б) достижение истины и открытие объективных законов;

в) развитие материального производства;

г) получение новых знаний.

 

СЕМИНАР 7. ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, КУЛЬТУРА

Основные понятия: общество, производство, потребность, интерес, социальный детерминизм, экономика, политика, право, группа, класс, народ, этнос, нация, формация, цивилизация, прогресс, постиндустриальное общество, информационное общество, общественное сознание, идеология.

 

Теоретические вопросы

1 Общество и его структура.

2 Движущие силы и субъекты исторического процесса

3 Формационная и цивилизационных концепции общественного развития.

4 К. Маркс: диалектико-материалистическое понимание общества и его истории.

5 Глобальные проблемы современности.

 

Вопросы для обсуждения

1. Когда возникли первые попытки объяснить возникновение общества и его устройство?

2. Каким должно быть идеальное государство по Платону? Почему его попытки реализовать свой проект закончились неудачей?

3. Каковы основные идеи социально-политической теории Аристотеля?

4. Как объясняется возникновение и история общества в средневековой религиозной философии?

5. Каковы основные идеи теории «общественного договора» и «разделения властей» Т. Гоббса и Д. Локка?

6. Какие основные этапы в развитии общества выделяет О. Конт?

7. В чем сущность материалистического понимания истории К. Маркса? Что такое общественно-экономическая формация? Чем объясняется смена формаций?

8. Чем различаются материалистический и идеалистический подходы к объяснению развития общества?

9. В чем различие формационного и цивилизационного подходов в социальной философии? Являются ли они альтернативными? Возможно ли их согласование?

10. Какова роль культуры в функционировании и развитии общества в теории П. Сорокина?

11. Каковы основные характерные черты индустриального общества? Чем объясняется переход к постиндустриальному обществу?

12. Каковы критерии формирования «информационного общества»?

13. Как соотносятся понятия «культура» и «цивилизация»?

14. Существуют ли в развитии общества законы? Если да, то в чем их специфика?

15. Какие основные сферы общества выделятся в социальной теории? Как они взаимосвязаны?

16. В чем новизна синергетического подхода к пониманию развития общества?

17. Каковы движущие силы развития общества?

18. Какова роль личности в истории?

19. Каковы критерии общественного прогресса? Есть ли основания говорить о нравственном, духовном прогрессе?

 

Тестовые задания для самоконтроля

1.Автором первой социально-политической теории, в которой общество делится на три группы в соответствии с «качествами души»: производителей материальных благ, воинов и философов-правителей, является:

9 стр., 4350 слов

4 Основные теории развития личности

... а создание условий для максимально возможной адаптации и развития конкретной личности. 1. Психосексуальная теория развития личности Данная теория принадлежит З.Фрейду. Зигмунд Фрейд — психиатр, который научил ... которая была существенно дополнена в 1915 году, содержит все основные элементы теории либидо и психосексуального развития. В этой работе он использует термин "сексуальность" для обозначения ...

а) Гераклит;

б) Демокрит;

в) Платон;

г) Аристотель.

2. В основе каждой общественно-экономической формации лежит определённый:

а) тип культуры;

б) способ производства материальных благ;

в) уровень развития науки и техники;

г) уровень развития общественного сознания.

3. С позиции материалистического понимания истории социальный, политический и духовный процессы жизни общества определяются:

а) формой государственного устройства;

б) господствующей формой религиозного сознания;

в) способом производства материальных благ;

г) уровнем развитии материальных и духовных потребностей.

4. С позиции идеалистического понимания истории в развитии общества решающее значение имеет:

а) общественное сознание;

б) религия и церковь;

в) рост самосознания людей;

г) труд, материальное производство.

5. В общественной жизни основными, определяющими являются отношения:

а) сотрудничества и взаимопомощи;

б) соперничества и конкуренции;

в) собственности;

г) распределения и потребления.

 

СЕМИНАР 8. СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Основные понятия: иррационализм, «мировая воля», «воля к власти», интуитивизм сверхчеловек, феноменология, позитивизм, лингвистика, экзистенция, «пограничная ситуация», абсурд, неотомизм, психоанализ, неофрейдизм, неопозитивизм, сциентизм антисциентизм, герменевтика, структурализм, постмодерн, эзотеризм, теософия антропософия.

 

Первоисточники для изучения: одно из произведений зарубежных авторов на выбор – А. Камю «Миф о Сизифе», Ж-П. Сартр «Экзистенциализм – это гуманизм», Э. Фромм «Искусство любить (исследование природы любви)», Ф. Ницше «Так говорил Заратустра», К. Ясперс «Духовная ситуация времени».

 

Теоретические вопросы

1. Становление западноевропейского иррационализма. «Философия жизни»: Ницше, Бергсон.

2. Возникновение и развитие психоанализа, его влияние на философию.

3. Философская антропология.

4. Проблема человека и его свободы в экзистенциализме.

 

Вопросы для обсуждения

1. Каковы основные причины возникновения иррационализма в философии?

2. Что противопоставляется разуму в философии А. Шопенгауэра?

3. Какие принципы человеческого существования обосновывает С. Кьеркегор? Почему его считают основоположником экзистенциализма?

4. Что означает тезис «Бог умер» в философии Ф. Ницше? Чем объясняет Ф. Ницше необходимость переоценки всех ценностей?

5. Как связаны в философии Ф. Ницше «воля к власти» и идея «сверхчеловека?

6. Что означает принцип «творческой эволюции» в философии А. Бергсона? Какова роль интуиции в познании?

7. В чём сущность теории множества локальных, «взаимнонепроницаемых» культур А. Шпенглера? Как связаны культура и цивилизация?

8. Каковы основные идеи «феноменологического» понимания сознания и познания в философии Э. Гуссерля?

9. Как понимает задачи философии и науки основоположник позитивизма О. Конт?

10. Каковы основные этапы развития позитивистской философии? Что является предметом исследования с позиции логического позитивизма и лингвистической философии?

7 стр., 3172 слов

7. Каковы основные темы философского интереса в ХХ веке?

... учение способствовало развитию не только современной психологии, но и философии и культуры Запада в целом. Идеи Фрейда нашли отражения в исследованиях экзистенциалистов, постструктуралистов, постмодернисмов, ... но в этом предприятии не дано преуспеть никому. Фактически, заявляет Сартр, идея Бога противоречива (этот вывод делает его экзистенциализм атеистическим), ибо сознание исключает ...

11. Что общего и каковы различия между позитивизмом и материализмом?

12. Какова структура человеческой психики в теории психоанализа З. Фрейда?

13. Какова роль бессознательного в поведении личности с позиции З. Фрейда и К. Юнга?

14. Каковы основные идеи «неофрейдизма»?

15. Какое влияние психоанализ оказал на философию, науку и культуру 20 века?

16. Что является предметом философского исследования с позиции экзистенциализма?

17. Как решается в экзистенциализме проблема свободы и самоопределения человека?

18. Какие варианты достижения «подлинного бытия» личности предлагает экзистенциализм?

19. Как относится современная религиозная философия – неотомизм к научному прогрессу?

20. Удалось ли решить проблему природы и сущности человека представителям «философской антропологии»?

21. В чем противоположность «сциентизма» и «антисциентизма» в современной философии?

22. Каковы основные идеи «критической теории общества», разработанные франкфуртской школой?

23. В чем новизна герменевтического метода в гуманитарном познании?

24. В чём сущность идеи нелинейного мышления, развиваемой постструктурализмом?

25. Каковы основные черты философии постмодернизма?

26. Какое место в современной философии занимает эзотеризм: теософия, антропософия, «живая этика»?