СЕМИНАР 2. ФИЛОСОФСКАЯ ОНТОЛОГИЯ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

В Г.ШАХТЫ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(ИСОиП (ФИЛИАЛ) ДГТУ)

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой

«Философия, история и мировые религии»

Е.Е. Несмеянов

подпись

«5» сентября 2014 г.

 

На правах рукописи

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

по дисциплине

«ФИЛОСОФИЯ»

 

Составитель доц., к.ф.н. В.В. Котлярова

 

Рассмотрены и рекомендованы для использования в учебном процессе на на заседании кафедры «Философия, история и мировые религии»

Протокол № 2 от 05.09.2014 г.

 

 

ШАХТЫ 2014

Содержание

СЕМИНАР 1. ПРЕДМЕТ И СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ.. 3

СЕМИНАР 2. ФИЛОСОФСКАЯ ОНТОЛОГИЯ.. 4

СЕМИНАР 3. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ.. 6

СЕМИНАР 4. ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СОЗНАНИЯ.. 8

СЕМИНАР 5. ФИЛОСОФСКАЯ ГНОСЕОЛОГИЯ.. 9

СЕМИНАР 6. СТРУКТУРА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ.. 11

СЕМИНАР 7. ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, КУЛЬТУРА. 12

СЕМИНАР 8. СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ.. 14

СЕМИНАР 9. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ: НАПРАВЛЕНИЯ, ШКОЛЫ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ.. 16

 

 

СЕМИНАР 1. ПРЕДМЕТ И СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ

Основные понятия: философия, мировоззрение, картина мира, миф, религия, разум, вера, гносеология, истина, онтология, гносеология, антропология, аксиология, материализм, идеализм, дуализм, наука, искусство, понятие, категория, рефлексия.

 

Теоретические вопросы

1. Понятие мировоззрения, его содержание и структура.

2. Исторические формы мировоззрения.

3. Основные проблемы и разделы философии, её структура и функции.

4. Специфика философского знания, основной вопрос философии.

 

Вопросы для обсуждения

1. Что такое мировоззрение, какова его структура?

2. Какие факторы определяют формирование и развитие мировоззрения человека?

3. В чём различие и единство форм общественного мировоззрения: мифологии, религии, философии, науки?

9 стр., 4175 слов

Семинар_Философия (1)

... Семинар – 1 час. Семинар: Философия, предмет, смысл и предназначение. Понятие мировоззрения. Мироощущение и миропонимание. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия. Предмет и функции философии. Специфика философского знания ... , концептуальный, операциональный. Абсолютная и относительная истины. Понятие, структура особенности, уровни и формы социального познания. НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ. ...

4. В чем специфика философского познания?

5. Что является предметом философского исследования?

6. Какова структура философского знания?

7. Каковы основные проблемы, цели и функции философского познания?

8. Является ли философия наукой?

9. Философия и религия – противоположные формы мировоззрения? Есть ли у них что-либо общее?

10. Какая связь существует между искусством и философией?

11. Почему проблема человека является для философии центральной?

12. Каковы цели и задачи изучения философии?

13. Каковы основные типы самоопределения современной философии?

14. Почему при изучении философии необходимо знакомство с её историей?

 

Тестовые задания для самоконтроля

1. Какой вопрос не относится к исходным вопросам высших и вечных интересов человеческого разума, согласно представлениям И. Канта?

а) Что я могу знать?

б) Что я должен делать?

в) Что есть моя конечная цель?

г) На что я могу надеяться?

2. Исследование социальных, нравственных, эстетических, идеологических и других ценностей осуществляет …… функция философии.

а) критическая;

б) прогностическая;

в) мировоззренческая;

г) аксиологическая.

3. Установите соответствие между проблематикой и разделом философского знания:

1. онтология; а) учение о человеке;

2. гносеология; б) учение о бытии;

3. философская антропология; в) учение о познании;

4. социальная философия; г) учение об обществе.

4. Познавательно-интеллектуальные аспекты мировоззрения отображаются:

а) в миропонимании;

б) в мироощущении;

в) в мировосприятии;

г) моральных установках общества и личности.

5. Ответы на философские вопросы ищут в…:

а) религиозных верованиях;

б) мифологических представлениях;

в) научных исследованиях;

г) доводах и умозаключениях разума.

 

 

СЕМИНАР 2. ФИЛОСОФСКАЯ ОНТОЛОГИЯ

Основные понятия: бытие, небытие, реальность, природа, вселенная, материя движение, пространство, время, синергетика, релятивизм, информация, дух, космогония, бесконечность, система, структура, эволюция.

8 стр., 3793 слов

Философия 85

Автор работы «Государственность и анархия» - … Варианты ответов: В.С.Соловьев А.И.Герцен М.А.Бакунин В.И.Ленин «Бессознательное», по З. Фрейду, функционирует на основе Варианты ответов: первичных влечений с целью получения удовольствия импульсов, исходящих из области сознания интеллектуальной интуиции архетипов Биологические потребности и инстинкты человека лежат в основе жизнедеятельности ...

 

Первоисточники для изучения: диалог Платона («Апология Сократа», «Критон», «Федр», «Критий», «Федон», «Пир», «Тимей» – на выбор)

 

Теоретические вопросы,

1 Истоки и смысл проблемы бытия в античной философии. Бытие как Абсолют.

2 Понимание бытия в европейской философии Нового времени. Бытие – человеческая субъективность или материя?

3 Основные формы бытия. Строения универсума: уровни и типы материальных систем.

4 Философия XX века: бытие как вечное становление.

 

Вопросы для обсуждения

1. Когда и кем была впервые сформулирована проблема бытия?

2. В чём противоположность материалистического и идеалистического понимания сущности бытия?

3. Каковы основные проблемы онтологии? Как они решаются в современной философии?

4. Как соотносятся понятия «бытие», «реальность», «сущность», «субстанция»?

5. Каково значение философских категорий «единичное», «особенное» и «всеобщее» для решения онтологических проблем?

6. Как связаны «бытие мира» и «бытие человека»?

7. Применимо ли к бытию в целом понятие «развития», «эволюции»?

8. Что обозначает философская категория «материя»?

9. На каком основании выделяются уровни организации материи?

10. Как можно доказать, что каждая вещь является системой, имеет структуру?

11. В чем парадокс движения и трудность его объяснения?

12. Исчерпывается ли принцип детерминизма понятием причинности?

13. В чём суть диалектического подхода к пониманию развития? Каковы основные законы диалектики, сформулированные Гегелем?

14. Каковы основные идеи синергетической концепции эволюции Вселенной? Противоречит ли синергетика диалектике?

15. В чём различие субстанциальной и релятивистской концепций пространства и времени?

16. Как связаны пространство-время и движение в современной четырёхмерной картине мира?

17. Как связаны понятия бесконечности и целостности мира?

18. В чём различие религиозных, философских и научных картин мира?

19. Каковы основные идеи концепции «глобального эволюционизма»?

20. Является ли реальной «виртуальная реальность»?

 

СЕМИНАР 6. СТРУКТУРА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

Основные понятия: научное познание, классическая наука, неклассическая наука, постнеклассическая наука, научная революция, научная картина мира, философская картина мира, рациональность, сциентизм, антисциентизм, техника.

7 стр., 3462 слов

Воля. Основные направления и пути развития воли у подростков

Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования "Российский государственный профессионально-педагогический университет" Институт психологии Кафедра теоретической и экспериментальной психологии Контрольная работа по курсу "Общая психология" на тему: Воля. Основные направления и пути развития воли у подростков. Екатеринбург 2013 ...

 

Теоретические вопросы

1 Генезис науки и основные этапы её становления. Особенности научного познания.

2 Философская и научная картины мира. Классическая, неклассическая и постнеклассическая научные картины мира.

3 Научные революции и смены типов рациональности.

4 Наука и техника.

 

Вопросы для обсуждения

1. Какие Вам известны философы, считавшие философию наукой?

2. Когда возникает сциентизм и что это за мировоззрение, в чем его неправильность?

3. Что такое иррационализм?

4. В чем состоят определяющие черты древнегреческой науки?

5. В чем специфика науки Нового времени?

6. Какие открытия на рубеже ХIХ—ХХ веков подрывали механистическую картину мира?

7. Понятие научного кризиса.

8. Что такое научная революция.

9. Существует ли прогресс в развитии научного знания. Если он существует, то в чем проявляется.

10. Роль науки в развитии человеческого общества.

11. В чем классичность «классической» науки?

12. Каков, в отличие от науки, характер всеобщности философских истин?

13. Может ли существовать единственная, подлинно научная и объективная философия?

14. Что значит «мыслить самому»?

15. Нужны ли философия и наука друг другу?

 

Тестовые задания для самоконтроля

1. Информация, распространяемая астрологией, парапсихологией, уфологией, относится к так называемому …. знанию.

а) паранаучному;

б) научному;

в) квазинаучному;

г) донаучному.

2. Объективность научного знания означает …

а) независимость знания от человека – субъекта вообще;

б) независимость от личности исследователя – субъекта;

в) абсолютность – незыблемость знаний;

г) независимость знания от метода его получения.

3. Что является главной целью науки:

а) получение знаний о реальности;

б) развитие техники;

в) совершенствование нравственности;

7 стр., 3280 слов

Философия как наука. Роль сознания в социальном бытии

... философии; - что такое познание и каковы его возможности и границы? - что такое человек и в чем смысл его бытия? - что такое общество и каковы ... общего у науки и философии. Наука и философия стремятся осмыслить мир ... социальном бытии человека описывают его основные функции: ориентирующая, познавательная, целеполагающая ... философии логику, физику и этику. При этом к логике относили все проблемы теории ...

г) развитие цивилизации.

4. Знание, соединенное с верой в него, есть…

а) убеждение;

б) рассуждение;

в) заблуждение;

г) мнение.

5. Непосредственной целью науки является:

а) связь с практикой;

б) достижение истины и открытие объективных законов;

в) развитие материального производства;

г) получение новых знаний.

 

СЕМИНАР 7. ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, КУЛЬТУРА

Основные понятия: общество, производство, потребность, интерес, социальный детерминизм, экономика, политика, право, группа, класс, народ, этнос, нация, формация, цивилизация, прогресс, постиндустриальное общество, информационное общество, общественное сознание, идеология.

 

Теоретические вопросы

1 Общество и его структура.

2 Движущие силы и субъекты исторического процесса

3 Формационная и цивилизационных концепции общественного развития.

4 К. Маркс: диалектико-материалистическое понимание общества и его истории.

5 Глобальные проблемы современности.

 

Вопросы для обсуждения

1. Когда возникли первые попытки объяснить возникновение общества и его устройство?

2. Каким должно быть идеальное государство по Платону? Почему его попытки реализовать свой проект закончились неудачей?

3. Каковы основные идеи социально-политической теории Аристотеля?

4. Как объясняется возникновение и история общества в средневековой религиозной философии?

5. Каковы основные идеи теории «общественного договора» и «разделения властей» Т. Гоббса и Д. Локка?

6. Какие основные этапы в развитии общества выделяет О. Конт?

7. В чем сущность материалистического понимания истории К. Маркса? Что такое общественно-экономическая формация? Чем объясняется смена формаций?

8. Чем различаются материалистический и идеалистический подходы к объяснению развития общества?

9. В чем различие формационного и цивилизационного подходов в социальной философии? Являются ли они альтернативными? Возможно ли их согласование?

10. Какова роль культуры в функционировании и развитии общества в теории П. Сорокина?

11. Каковы основные характерные черты индустриального общества? Чем объясняется переход к постиндустриальному обществу?

9 стр., 4350 слов

4 Основные теории развития личности

Сегодня мы находимся в процессе изменения представлений о способностях, потенциале и целях человека. Рождается новое видение возможностей и сути человечества в целом, формируется новый взгляд на человеческую природу как целостную, единую, сложную систему. А когда меняется философия человека, тогда меняется все: философия политики, экономики, истории, меняется и философия образования, личностного ...

12. Каковы критерии формирования «информационного общества»?

13. Как соотносятся понятия «культура» и «цивилизация»?

14. Существуют ли в развитии общества законы? Если да, то в чем их специфика?

15. Какие основные сферы общества выделятся в социальной теории? Как они взаимосвязаны?

16. В чем новизна синергетического подхода к пониманию развития общества?

17. Каковы движущие силы развития общества?

18. Какова роль личности в истории?

19. Каковы критерии общественного прогресса? Есть ли основания говорить о нравственном, духовном прогрессе?

 

Тестовые задания для самоконтроля

1.Автором первой социально-политической теории, в которой общество делится на три группы в соответствии с «качествами души»: производителей материальных благ, воинов и философов-правителей, является:

а) Гераклит;

б) Демокрит;

в) Платон;

г) Аристотель.

2. В основе каждой общественно-экономической формации лежит определённый:

а) тип культуры;

б) способ производства материальных благ;

в) уровень развития науки и техники;

г) уровень развития общественного сознания.

3. С позиции материалистического понимания истории социальный, политический и духовный процессы жизни общества определяются:

а) формой государственного устройства;

б) господствующей формой религиозного сознания;

в) способом производства материальных благ;

г) уровнем развитии материальных и духовных потребностей.

4. С позиции идеалистического понимания истории в развитии общества решающее значение имеет:

а) общественное сознание;

б) религия и церковь;

в) рост самосознания людей;

г) труд, материальное производство.

5. В общественной жизни основными, определяющими являются отношения:

а) сотрудничества и взаимопомощи;

б) соперничества и конкуренции;

в) собственности;

г) распределения и потребления.

 

СЕМИНАР 8. СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Основные понятия: иррационализм, «мировая воля», «воля к власти», интуитивизм сверхчеловек, феноменология, позитивизм, лингвистика, экзистенция, «пограничная ситуация», абсурд, неотомизм, психоанализ, неофрейдизм, неопозитивизм, сциентизм антисциентизм, герменевтика, структурализм, постмодерн, эзотеризм, теософия антропософия.

7 стр., 3172 слов

7. Каковы основные темы философского интереса в ХХ веке?

... которыми переполнено существование такого общества. 7. Каковы основные темы философского интереса в ХХ веке? Западная философия XIX – XX в.в ... «основания». Учение Сартра о свободе служит выражением позиции крайнего индивидуализма. Свобода предстает в экзистенциализме как тяжелое ... взрыва и т.д. В философии появились учения о «вечном круговороте жизни» (Ницше), о «творческой эволюции» (Бергсон ...

 

Первоисточники для изучения: одно из произведений зарубежных авторов на выбор – А. Камю «Миф о Сизифе», Ж-П. Сартр «Экзистенциализм – это гуманизм», Э. Фромм «Искусство любить (исследование природы любви)», Ф. Ницше «Так говорил Заратустра», К. Ясперс «Духовная ситуация времени».

 

Теоретические вопросы

1. Становление западноевропейского иррационализма. «Философия жизни»: Ницше, Бергсон.

2. Возникновение и развитие психоанализа, его влияние на философию.

3. Философская антропология.

4. Проблема человека и его свободы в экзистенциализме.

 

Вопросы для обсуждения

1. Каковы основные причины возникновения иррационализма в философии?

2. Что противопоставляется разуму в философии А. Шопенгауэра?

3. Какие принципы человеческого существования обосновывает С. Кьеркегор? Почему его считают основоположником экзистенциализма?

4. Что означает тезис «Бог умер» в философии Ф. Ницше? Чем объясняет Ф. Ницше необходимость переоценки всех ценностей?

5. Как связаны в философии Ф. Ницше «воля к власти» и идея «сверхчеловека?

6. Что означает принцип «творческой эволюции» в философии А. Бергсона? Какова роль интуиции в познании?

7. В чём сущность теории множества локальных, «взаимнонепроницаемых» культур А. Шпенглера? Как связаны культура и цивилизация?

8. Каковы основные идеи «феноменологического» понимания сознания и познания в философии Э. Гуссерля?

9. Как понимает задачи философии и науки основоположник позитивизма О. Конт?

10. Каковы основные этапы развития позитивистской философии? Что является предметом исследования с позиции логического позитивизма и лингвистической философии?

11. Что общего и каковы различия между позитивизмом и материализмом?

12. Какова структура человеческой психики в теории психоанализа З. Фрейда?

13. Какова роль бессознательного в поведении личности с позиции З. Фрейда и К. Юнга?

14. Каковы основные идеи «неофрейдизма»?

15. Какое влияние психоанализ оказал на философию, науку и культуру 20 века?

16. Что является предметом философского исследования с позиции экзистенциализма?

17. Как решается в экзистенциализме проблема свободы и самоопределения человека?

18. Какие варианты достижения «подлинного бытия» личности предлагает экзистенциализм?

19. Как относится современная религиозная философия – неотомизм к научному прогрессу?

20. Удалось ли решить проблему природы и сущности человека представителям «философской антропологии»?

21. В чем противоположность «сциентизма» и «антисциентизма» в современной философии?

22. Каковы основные идеи «критической теории общества», разработанные франкфуртской школой?

23. В чем новизна герменевтического метода в гуманитарном познании?

24. В чём сущность идеи нелинейного мышления, развиваемой постструктурализмом?

25. Каковы основные черты философии постмодернизма?

26. Какое место в современной философии занимает эзотеризм: теософия, антропософия, «живая этика»?