Рук-во как социально-когнитивный компонент

Вопрос 21.

Исследование лидерства основывалось на исследовании личностных качеств лидера. Каждый исследователь выделял что-то свое и на основе этого рисовался поведенческий портрет лидера.

Исследования лидерства К. Левина

Одно из самых ранних исследований эффективности стилей лидерства было проведено Куртом Левиным и его коллегами. В своем знаменитом исследовании Левин обнаружил, что авторитарное руководство добивалось выполнения большего объема работы, чем демократичное.
Однако на другой чаше весов были низкая мотивация, меньшая оригинальность, меньшее дружелюбие в группах, отсутствие группового мышления, большая агрессивность, проявляемая как к руководителю, так и к другим членам группы, большая подавляемая тревога и одновременно — более зависимое и покорное поведение. По сравнению с демократичным руководством, при либеральном объем работы уменьшается, качество работы снижается, появляется больше игры, и в опросах выражается предпочтение демократичному руководителю.
Более поздние исследования не полностью подтвердили выводы о том, что автократичное руководство обеспечивало более высокую продуктивность, но более низкую степень удовлетворенности, чем демократичное. Тем не менее, исследование Левина дало основу для поисков других ученых стиля поведения, который может привести к высокой производительности труда и высокой степени удовлетворенности.

Рук-во как социально-когнитивный компонент

В рамках подхода Грином и Митчелом была сформулирована атрибутивная модель

руководства. В основе – теория каузальной атрибуции (теория о том, как люди объясняют

причины и мотивы поведения других людей)

Здесь существует некая цепь взаимодействий:

поведение подчинённого атрибуция рк-ля поведение рук-ля

Руководитель – переработчик информации о подчинённых.

Постоянство, отчётливость, согласованность информации и умозаключения руководителя.

Основные измерения каузальных атрибуций, опосредующих отношение рук-ля к

подчинённым – локус контроля (определяет направленность действий рук-ля на

подчинённого или ситуативные факторы) и стабильность атрибуции (влияет на оценку рук-

м текущих действий П и обусловливает его ожидания относительно будущего поведения

членов группы).

Модель успешно прошла экспериментальную проверку в лабораторных условиях, но

вопрос оеё экологической валидностиостаётся открытым, поскольку она не проверялась

2 стр., 858 слов

Психологические характеристики организационного лидерства

Введение Лидерство и руководство рассматриваются в социальной психологии как групповые процессы, связанные с социальной властью в группе. Власть несет в себе право и возможность распоряжаться чем-либо, кем-либо, подчинять воле одного человека. Лидер и руководитель оказывают ведущее влияние на дела в группе. Любая социальная группа и эффективность ее функционирования связаны с проблемами лидерства ...

на естественных группах (а это единственный путь проверки валидности).

Вопрос 23.

Согласно этой модели тип поведения, наиболее подходящий для лидера, зависит от степени контроля лидером общей ситуации. Так, в условиях низкой и высокой степени контроля лучше действуют лидеры с поведением, ориентированным на задачу. В условиях умеренного контроля лидеры с поведением, ориентированным на людей, более эффективны.
Степень контроля над ситуацией, в свою очередь, определяется состоянием следующих факторов:

· Отношения с Членами Группы (ОЧГ): степень уверенности, доверия и уважения членов группы по отношению к своему лидеру

· Структурированность Задач (СЗ): Степень детализации и структурированности задач, выполняемых группой

· Должностные Полномочия (ДП): Степень влияния лидера на принятие решений по найму, увольнениям, продвижениям и повышениям зарплаты.

Чем выше степень данных факторов — тем больший контроль над ситуацией получает лидер.

Процесс принятия группового решения

Группы сталкиваются с необходимостью принимать самые разные решения. Иногда это очень

простые решения (напр., когда сделать перерыв и выпить чаю), а иногда очень сложные (напр., какой

приговор вынести человеку, обвиняемому в убийстве).

Модели принятия решения.

Каждая модель принятия решения вносит некое важное уточнение в исследования функциони-

рования групп, для которых принятие решений является одной из основных задач. Мы рассмотрим

несколько таких моделей (теорий), а затем, выявив различные типы решений и определив, каким об-

разом каждый из этих типов может влиять на выбор оптимального подхода, мы создадим интегратив-

ную теорию, объединив в ней самые лучшие идеи.

1. Базовый шаблон.

Авторы теории выделяют 5 стадий, которые должна пройти Г для того, чтобы решение было

принято: 1) определение проблем, 2) выявление ограничений, 3) выработка альтернатив, 4) выбор опти-

мальной альтернативы, 5) исполнение.

Этот шаблон может быть взят за основу, скелет, на который мы будем «нанизывать» дополни-

тельные теории.

14 стр., 6764 слов

Двухфакторная модель поведения Ф. Герцберга

... различают два противоположных уровня восприятия информации, отличающихся по количеству воспринимаемых альтернатив и степени их осознания. Систематическое усвоение включает в себя достаточно подробный ... организации в направлении четвертой модели управления руководству необходимо: 1) соблюдать принцип «поддерживающих» отношений; 2) придерживаться коллективных методов принятия решений; 3) ставить ...

2. Модели рациональных решений.

Понятие модели рационального принятия решения (ПР) основано на некоем идеальном представ-

лении. Перечисленные выше этапы ПР используются, но в более усовершенствованном виде.

Согласно этой модели, на стадии выработки альтернатив должны быть перечислены ВСЕ ги-

потетически возможные варианты и ВСЕ вероятные последствия реализации каждого из них.

Благие намерения. Но на практике эта модель утопична. Человеческие возможности ограниче-

ны.

Метод мозгового штурма.

? Как вы обычно подходите к принятию решения? Меняется ли Ваш подход в зависимости от

серьёзности принимаемого решения?

3. Утилитарная модель (от лат. utilitas – польза, выгода).

Эта модель позволяет разобраться, какая из предложенных альтернатив «лучше всех». Она пред-

ставляет собой системный подход к определению и оценке вариантов решения.

Сначала мы определяем, какие качества любой из предложенных альтернатив для нас важнее

всего. Др.словами, мы заранее устанавливаем определённые критерии, которые описывают ключевые

достоинства и недостатки выдвинутого предложения. А после того, как критерии будут установлены,

мы сможем решить, какие из имеющихся альтернатив удовлетворяют нашим параметрам.

И, наконец, мы оцениваем, насколько значимыминам кажутся преимущества существующих

альтернатив, и с какими неудобствами или проблемами сопряжена каждая из них.

4. Оптимизирующая модель (ОМ).

Харрисон внёс в утилитарную модель ряд усовершенствований. Он не стал отталкиваться от

центр-го этапа нашего базового шаблона – выработки альтернатив. Поегоутвержд-м, мы должны снача-

ла удостовериться, что в этом решении есть необходимость. Люди нередко испытывают острую по-

требность делать хоть что-нибудь, независимо от ситуации. Это называется «ловушкой деятельности».

Каждый раз, когда мы вмешиваемся в ситуацию, руководствуясь благими намерениями изменить её к

лучшему, мы рискуем её усугубить. Если перед нами стоит незначительная проблема, то шансов ухуд-

шить её у нас гораздо больше, чем перспектив её исправить.

10 стр., 4959 слов

Классификация моделей процесса принятия управленческих решений

... : рассмотрение классификации моделей процесса принятия управленческих решений. Задачи: Исследование классификации моделей принятия управленческих решений Изучение типологии моделей процесса принятия управленческих решений 1. Подход к классификации моделей процесса принятия управленческих решений Модель как механизм ...

Необходимо выработать критерии, которые помогут понять, когда надо вмешаться, а когда не

стоит этого делать. И в этом может помочь ОМ, т.к. она позволяет выявить различия между имеющейся

ситуацией и той ситуацией, кот-ю мы хотели бы получить.

Если мы уверены, что нам действительно необходимо принять решение, в первую очередь надо

выдвинуть критерии своего решения. Какие характеристики для нас важны? Определившись с характе-

ристиками, мы приписываем каждой их них определённый вес. Что для нас важно – чтобы решение было

недорогим или быстро привело к результатам? Как бы мы не ответили, это, несомненно, повлияет на вы-

бор альтернатив. Основываясь на критериях, дифференцируемых в зависимости от веса, мы можем вы-

брать решение, которое наилучшим образом отвечает нашим потребностям.

5. Интуитивная модель (ИМ).

Все предыдущие модели позволяют подходить к принятию решения вполне логично и объектив-

но. Но в жизни это не всегда возможно. Если бы все решения можно было принимать, руководствуясь

логикой, мы бы просто просчитывали их на комп-е. К преимуществам группового принятия решений

относится богатство и многообразие ресурсов, которые приносят в группу её участники.

Иногда логика того или иного решения очевидно, но внутренний голос говорит «нет». Чаще всего

интуитивное принятие решений приписывают женщинам, но время от времени у каждого возникает

ощущение, что что-то идёт не так. Такие сомнения бывает трудно передать словами, но при этом они со —

вершенно реальны. Нужно понять, что в процесс принятия решения мы вносим долю своей внутренней

человеческой сути, и попытаться разобраться, что именно нас смущает в решении, которое на пер-

вый взгляд кажется оптимальным.

6. Коммуникативно-ориентированная модель (КОМ).

Модель, предложенная Вацлавиком, Уиклендом и Фишем, содержит ряд важныхдополнитель-

ных этапов и соображений, обогащающих процесс принятия решений, особенно если для выполнения

этогорешения необходимо работать с людьми, в не с техникой и не с организационной и групповой

16 стр., 7521 слов

Психолого-педагогическая основа становления групповой сплочённости в коллективе учащихся младшего школьного возраста

... . В группе, сформированной из незнакомых людей, какая-то часть времени обязательно будет потрачена на достижение того уровня сплоченности, который необходим для решения групповых задач ... «…устойчивость существования, преобладание интегративных тенденций, достаточную отчетливость групповых границ, возникновение чувства «Мы», близость норм и моделей поведения и др.» [10, с.147 ...

структурой. Основным достоинством этой модели является то, что как проблема, так и желаемые изме-

нения должны быть сформулированы в терминах поведения (что нужно сделать, чтобы произошли из-

менения).

Также КОМ предполагает стремление проанализировать прошлые попытки решения проблем

в групповом контексте.

Согласно этой модели, на первом этапе необх-мосформулир-ть проблему в объективныхпове-

денческихтерминах. Чьи действия вызывают проблему? Какие именно действия пораждаютпробле-

му? Присутствует ли фактор социальной лености?

На втором этапе необходимо понять, какие действия группа предпринимала ранее, стремясь ре-

шить эту задачу. Были ли они успешны, или наоборот? Было ли оптимальным их решение .с т.зрсоот-

ношения выгод и затрат? К какому бы решению члены группы не пришли, оно всё равно поможет

направить протекающий процесс в более конструктивное русло.

Третий шаг – формулировка желаемых изменений с поведенческойт.зр. Что же мы хотим по-

лучить? Значительно проще вносить изменения в поведение людей, если ставить перед ними чёткие за-

дачи. Распространено убеждение, что люди сами знают, чего от них хотят. Но если не сообщить им об

этом в конкретной форме, питать такие иллюзии может быть небезопасно.

И, наконец, на последнем, четвёртом этапе модели необходимо разработать план реализации же-

лаемых изменений. Как нам добиться формирования новых поведенческих моделей?

7. Спиральная модель (СМ).

Все модели, рассмотренные ранее, являются линейными. Мы перемещались по прямой из пункта

А (необх-ть принятия решения) в пункт Б (принятие решения), затем в пункт В (выполнение решения) и

в пункт Г (оценка решения).

Шейдел и Кроуэлл (1964) утверждают, что процесс принятие решений не —

редко носит не столь линейный характер, и предлагают свою модель, получившую название спиральной.

На обсуждение группы предлагают новую идею. Группа её обсуждает, развивает, изменяет и

3 стр., 1123 слов

Тема 2-3. Характеристика и особенности тренинговых групп, групповая динамика

Семинарские занятия Тема 1. Психологический тренинг в свете основных психологических концепций План: 1. Общее представление о социально-психологическом тренинге (СПТ). 2. Специфические черты и основные парадигмы СПТ. 3. Виды тренинговых групп. 4. Гуманистическое направление. 5. Гештальт-модель. 6. Трансактный анализ в группе. 7. Психодраматический подход. 8. Телесно-оринтированный подход. 9. ...

корректирует. В последствии эта идея становится фундаментом для нового подхода группы к процеду-

ре принятия решений. Следующие идеи описывают спираль и проходят процесс «проверки охвата», а за —

тем берут за основу для следующего витка, ведущего к новым решениям. По мнению Шейдел и Кроуэлл,

беспрерывное хождение по кругу является, по крайней мере, одной из причин, объясняющих, почему

группы затрачивают так много времени на выработку решений.

Теперь, объединив воедино наиболее полезные элементы рассмотренных ранее моделей, пред-

ставим Единую Унифицированную Интегративную Модель принятия решений (ЕУИМ) .

Итак, окончательная модель ЕУИМ включает в себя следующие этапы:

1. определение проблемы 4. выбор,

2. определение альтернатив, 5. исполнение решения,

3. обсуждение альтернатив, 6. оценка решения.__

Вопрос 25.

Единственным обратившимся к анализу автором, насколько известно, является М. Шоу .Что же имеется в виду под столь необычной формой анализа?

Речь в данном случае идет о попытке выделить различные измерения или стороны, планы рассмотрения групповой задачи, т.е. представить ее как многомерное образование. Используя строгие вычислительные процедуры, включая факторный анализ, и опираясь на мнение компетентных судей, в том числе ряда ведущих специалистов в области групповой динамики, М. Шоу получил следующие измерения групповой задачи:

♦ трудность (величина усилия, требуемого для выполнения задачи);

множественность решения (сложное измерение, включающее набор возможных приемлемых решений, альтернативы выполнения задачи, степень верификации приемлемых решений);

внутренний интерес к задаче (степень, в которой задача сама по себе представляет интерес для членов группы, побуждая их активность);

требования кооперации (степень интеграции действий членов группы для выполнения задачи);

интеллектуально-манипулятивные требования (диапазон требований к решению задачи от чисто умственного до чисто двигательного характера);

6 стр., 2873 слов

Социальная психология малых групп: понятие, классификация, уровень сплоченности. Лидерство в малой группе

... личность, группу, общество). Иерархия реальных контактных групп может быть представлена следующим образом: 1) диффузная группа – в ней взаимоотношения опосредуются не содержанием групповой ... сплоченными и конфликтными (в соответствии со степенью сплоченности или интеграции); интровертными – ориентированными «внутрь», ... , вступления и выхода из группы; члены неформальной группы хорошо знают друг друга, ...

популяционное знакомство (та степень, в которой члены группы уже сталкивались с подобной задачей в жизни).

Выполненный М. Шоу анализ нашел практическую реализацию в «вероятностной модели эффективности руководства» Ф. Филлера. Как известно, одним из важнейших компонентов этой модели является так называемый ситуационный континуум, включающий позицию власти руководителя, его отношения с подчиненными, структуру групповой задачи. Последняя из указанных переменных операционально представлена измерениями, выделенными ранее М. Шоу и характеризующими групповую задачу со стороны четкости поставленной цели, путей и способов ее достижения, наличия множественности решений, возможности проверки правильности решения. Причем каждое из этих измерений имеет количественное выражение. Учитывая описанные в литературе возможности «вероятностной модели», резонно считать дименсиональный анализ групповой задачи полезным средством осуществления исследовательской и прикладной работы.

26. Групповая сплоченность также является предметом пристального внимания со стороны отечественных и зарубежных специалистов, не пришедших к единой дефиниции этого явления. Выделены следующие линии ведущихся в этой области исследований:

сплоченность как межличностная аттракция (привлекательность), развиваемая А. и Б. Лотт, определивших сплоченность как такое групповое свойство, которое является производным от количества и силы взаимных позитивных установок членов группы. К числу причин сплоченности авторы относят частоту взаимодействий индивидов, кооперативный характер их взаимодействии, демократический стиль руководства, фрустрацию и угрозу течения группового процесса, статусные и поведенческие характеристики членов группы, разнообразные проявления сходства между людьми, успех в выполнении группового задания и т.д. В числе последствий агрессивное поведение в отношении несимпатичного группе лица, более благоприятная оценка членами группы ситуаций межличностного взаимодействия, изменения в оценке других лиц, рост конформного поведения, возможно возрастание продуктивности группы,

сплоченность как результат мотивации группового членства описано Д. Картрайтом, предложившим модель групповой сплоченности, как некоей результирующей сил или мотивов, побуждающей индивидов к сохранению членства в данной конкретной группе. Совокупность этих сил представлена в модели следующим набором переменных:

мотивационная основа тяготения субъекта к группе,

побудительные свойства группы, классификация которых рассмотрена наиболее полно,

ожидание или субъективная вероятность того, что членство будет иметь для субъекта благоприятные или отрицательные последствия.

сплоченность как ценностно-ориентационное единство, являясь как бы антитезой двум предыдущим подходам, развивается А. В. Петровским.

Г. М. Андреева и А. И. Донцов, соотнеся три психологических уровня (страта) разработанной А. В. Петровским модели многоуровневой структуры межличностных отношений с различными возможными проявлениями сплоченности, нашли, что третьему психологическому уровню модели соответствует сплоченность, базирующаяся преимущественно на эмоциональных контактах членов группы, второму психологическому уровню — сплоченность, выраженная в совпадении у них ценностей, связанных с процессом совместной деятельности, первому уровню — сплоченность, воснове которой лежи т разделение всеми членами группы общих целей групповой деятельности, то есть, сплоченность как единство целей групповой деятельности или целевое единство группы.

Экспериментальное воплощение представлено тремя крупными исследовательскими направлениями. Первое, связанное с работами Р. С. Немова и Ю. В. Янотовской, ориентировано на изучение специфики ценностно-ориентационного единства в группах, различающегося по характеру реализуемой ведущей деятельности.работы второго направления, выполненные Т. Б. Давыдовой, В. В. Шпалинским и др., содержат материалы о связях ценностно-ориентационного единства группы с процессами социального контроля в ней, ее организованностью и работоспособностью. Третье направление представлено исследованиями А. И. Донцова, выделившего одну из высших форм ценностно-ориентационного единства в группе — предметно-ценностное единство, в котором отражено совпадение ценностных ориентаций членов группы, касающихся предмета совместной групповой деятельности, и экспериментально показавшего правомерность подобного понимания сплоченности.

Далее описание функционирования малой группы.

В качестве целостной системы малая группа вписана в определенную среду: физическую, техническую, социальную. Экологические факторы обуславливают многие поведенческие эффекты индивидуального и группового характера, в ряде случаев (например, в экстремальных условиях) значительно обостряя их проявления и отражаясь на эффективности функционирования группы.

Другая важная определяющая групповой динамики — личностные особенности участников группового процесса. Их рассмотрение построено на работе М. Шоу, который, пытаясь сгруппировать характеристики членов группы, разбил их на три класса переменных: биографические характеристики (возраст, пол, образование), способности (интеллект и отдельные знания и умения) и черты личности, которые были сгруппированы в пять крупных блоков:

межличностная ориентация

социальная сензитивность

стремление к власти

надежность

эмоциональная устойчивость.

Предлагается альтернативный подход, определяющийся необходимостью обязательного соотнесения тех или иных индивидуальных характеристик членов группы с ее деятельностным контекстом, то есть реализуемыми группой типами совместной деятельности.

Влияние личности на групповой процесс осуществляется через систему межличностных отношений, связывающих членов группы в единое целое и на молекулярном уровне представленном внутридиадным “полем”. Первичным структурным компонентом этих отношений выступает социально-перцептивный акт, в развитых своих формах испытывающий воздействие многочисленных факторов и в свою очередь воздействующий на эффективность группового функционирования. Развертывание внутригрупповых межличностных отношений многообразно: оно идет как к гармонизации, отражающейся в совместимости членов группы, так и к дисгармонизации, примером которой является межличностный конфликт.

На всем протяжении процесс группового функционирования может рассматриваться как решение группой стоящих перед ней задач, которые в свою очередь имеют определенную структуру, организуются на основе структурных схем в соответствующие типологии и своими характеристиками влияют на течение группового процесса и его эффективность. Что же касается собственно решения групповой задачи, то оно может быть описано совокупностью разнообразных социально-психологических феноменов (типа сдвига риска, групповой поляризации и т.п.), представляющих те или иные моменты как целостной жизнедеятельности группы, так и поведения отдельных ее членов.

Успешное развертывание группового процесса требует немалых усилий по его организации, поддержанию целевой направленности, координации индивидуальных действий. Пятая глава рассматриваемой работы посвящена основам феноменам управления малой группой: лидерству и руководству. В то время как посредством лидерства осуществляется организация и управление системой неофициальных отношений, руководство может оказывать влияние практически на все системы внутригрупповых отношений: официальных и неофициальных.

Вопрос 28.

Пытаясь определенным образом сгруппировать личностные характеристики членов группы, М. Шоу разбил их на три класса переменных: биографические характеристики, способности, черты личности.

Биографические характеристики личности и групповой процесс. Указанные М. Шоу биографические характеристики относительно разнородны по своему исходному началу. Одни из них имеют выраженную биологическую природу, правда, в дальнейшем подверженную трансформациям социального и психологического характера (мы имеем в виду возраст, пол и т.д.); другие — вполне социальны (скажем, образование или социально-экономический статус).

хронологический возраст. Чаще всего он соотносится в группе с моделями межличностного взаимодействия, руководством (иногда лидерством), конформностью.

пол. На первый взгляд эта переменная имеет отношение исключительно к индивидному (не личностному) началу в человеке. Тем не менее несостоятельность подобной точки зрения становится понятной, если принять во внимание, что половая идентификация человека тесно связана с усвоением и реализацией им ролевых стандартов поведения (имеются в виду мужская и женская роли), принятых в обществе, культивируемых, в частности, в ближайшей микросреде личности, каковой является семья, — словом, во многом культурно детерминирована. И отнюдь не случайно в последние годы ученые все чаще используют термин — гендер, имея в виду социальную составляющую пола.

Способности личности и групповой процесс. Следует сказать, что способности трактуются М. Шоу весьма расширительно, и он относит к ним как интеллект (понимая под ним некую общую способность), так и умения, знания и т.п. (трактуя их в качестве неких специфических способностей).

Далеко не однозначным образом соотносится интеллект и с эффективностью руководства. Согласно высказываемой в литературе точке зрения [Кричевский, 1998], отношение между этими переменными носит криволинейный характер, т.е. наиболее эффективны руководители не с чрезмерно высокими или низкими показателями интеллекта, а имеющие промежуточные по степени выраженности его оценки.Что же касается влияния специфических способностей (согласно М. Шоу, специальных умений, знаний, информированности) на групповой процесс, то оно, по общему мнению [Шоу, 1981], носит вполне определенный позитивный характер, отражаясь, например, в росте эффективности групповых решений. К этому следует добавить, что такая разновидность специфических способностей, как компетентность личности, тесно связана с более частыми актами лидирования и эффективностью руководства.

Черты личности и групповой процесс. Учитывая огромное количество выделенных разными авторами всевозможных, иногда повторяющих друг друга под несовпадающими названиями личностных черт, М. Шоу сгруппировал их в пять крупных блоков, или категорий. Они получили следующие наименования:

§ межличностная ориентация;

§ социальная сензитивность;

§ стремление к власти;

§ надежность;

§ эмоциональная устойчивость

если придерживаться логики, принятой М. Шоу, к межличностной ориентации в какой-то мере можно отнести и направленность личности, ее классический трехаспектный вариант: ориентация на личное достижение, на выполнение задания, на межличностные отношения.

Социальная сензитивность характеризует главным образом способность личности к отражению состояний других людей и включает среди прочих такие ее черты, как эмпатия, социальное понимание, социабельность.

стремление к власти, соотносится с поведением членов группы, направленным на достижение престижных внутригрупповых позиций.

личностные черты, подходящие под категорию надежность: ответственность, уверенность в себе, самоуважение [

эмоциональная устойчивость — включает ряд широко исследуемых в связи с групповым процессом черт, в числе которых называются, например, тревожность и личностное приспособление.

Вопрос 29.

любая группа включена, как правило, во вполне конкретную физическую среду, пребывание в которой описывается в литературе рядом специфических понятий, отражающих реальность социально-психологической феноменологии пространственного поведения людей, таких как территориальность, личное пространство, пространственное расположение членов группы.

Территориальность. Согласно общепринятой точке зрения, под территориальностью понимается занятие личностью или группой определенного физического (возможно и географического) пространства и контроль над ним и находящимися в нем объектами.

Принято выделять индивидуальную и групповую территориальность, однако следует заметить, что при изучении группового поведения исследователи нередко в равной мере учитывают оба типа территориальности.

если иметь в виду подлинно групповую территориальность, то следует назвать такие подчеркиваемые в литературе [Шоу, 1981] отличительные ее признаки, как:

§ установление группой территориальных прав и защита занимаемого пространства от вторжения;

§ контроль над значительно большей, нежели в случае индивидуального поведения, территорией.

По мнению специалистов [Левайн и Мореланд, 1990; Шоу, 1981], территориальность позволяет малой группе решить ряд важных с точки зрения дальнейшего функционирования задач:

§ защитить ценные групповые ресурсы;

§ добиться ощущения обособленности от других групп;

§ более эффективно контролировать социальные взаимодействия;

§ усилить сплоченность;

§ выразить свою социальную идентичность;

§ способствовать предотвращению межгрупповых конфликтов, обеспечивая тем самым и безопасность отдельных членов группы.

Дальнейший анализ групповой территориальности и связанных с ней переменных приводит исследователей к попыткам построения некоторой классификации занимаемых группой пространств {территорий).

Так, согласно Д. Расселу и Л. Уорду, речь может идти, как минимум о трех их разновидностях:

§ первичной территории — пространстве, занимаемом первичной группой, например семьей;

§ вторичной территории — пространстве, занимаемом вторичной группой, например рабочей бригадой;

§ публичной территории — пространстве, доступном для всех стремящихся в него попасть индивидов

Иную классификацию предлагают С. Лаймен и М. Скотт:

§ публичная территория

§ домашняя территория — пространство, дающее свободу поведения в сочетании с чувством контроля и интимности;

§ территория взаимодействия — пространство, в котором могут происходить собрания, политические мероприятия и т.п.;

§ телесная территория — анатомическое пространство и его непосредственное окружение

Личное пространство. Исходя из современных представлений, личное пространство следует трактовать как область непосредственного окружения личности, активно ею охраняемую, вторжение в которую вызывает состояние дискомфорта. В отличие от территориальности личное пространство не связано с какой-либо физической (географической) областью, оно имеет непосредственное отношение лишь к телу субъекта. Его границы строго не фиксированы и, как будет показано далее, меняются в зависимости от психологических и социальных отношений субъекта с другими людьми.

По мнению специалистов, выбор субъектами местоположения в группе носит культурно детерминированный характер (приводимые ниже данные, заметим, типичны не только для культур западных стран, но и для отечественной традиции).

В частности, лица, воспринимающие себя в качестве высокостатусных членов группы, стремятся к тому, чтобы их местоположение согласовывалось с этими представлениями. Так, по наблюдениям зарубежных исследователей, присяжные заседатели с высоким социальным (внешним) статусом (менеджеры, представители свободных профессий — словом, те, кто составляют так называемый средний класс) во время заседаний занимают место во главе стола гораздо чаще, чем представители более низких социальных слоев.

При анализе структурной характеристики малой группы подчеркивается ее разномерность и разноуровневость.

Поуровневый анализ групповой структуры состоит в выделении определенных систем внутригрупповых отношений, иерархически располагающихся в “пространстве” группового функционирования. Различные типы групповых деятельностей задают и различные системы внутригрупповых отношений, деловых и эмоциональных. Реализация определенных инстуционально заданных функций в сфере ведущей деятельности группы порождает систему так называемых официальных отношений. Неофициальные отношения — отношения эмоционального типа, представляют собой различные неинструментальные формы межличностного общения. Учитывая соподчиненность групповых деятельностей, правомерно говорить и о соподчиненности производных от них систем отношений вгрупп, их поуровневом расположении. Имея в виду организационную целевую малую группу, это расположение может быть описано следующим образом: официальные отношения — неофициальные деловые отношения — неофициальные эмоциональные отношения.

Модель многоуровневой структуры, разработанная А. В. Петровским, включает несколько слоев (страт), каждый из которых характеризуется определенным принципом построения межличностных отношений и соответственно своеобразием проявления тех или иных групповых феноменов и процессов. Центральным звеном представляется сама предметная деятельность группы. Она определяет своеобразие социальных (официальных) отношений в группе. Три последующие страты являются психологическими. В первой фиксируются отношения каждого члена группы к групповой деятельности, ее целям, задачам, принципам, мотивации деятельности, ее социальный смысл для каждого участника. Во второй страте представлены межличностные отношения, опосредованные содержанием групповой совместной деятельности. Третий уровень представляет собой поверхностный слой межличностных отношений, применительно к которым ни коллективные цели деятельности, ни общезначимые для коллектива ценностные ориентации не выступают в качестве основного фактора, опосредующего личные контакты членов группы.

Другой возможный ракурс рассмотрения групповой структуры связан с ее пониманием как многомерного образования. Чаще всего упоминаются следующие измерения групповой структуры:

формально-статусное, дающее представление о субординированности позиций в системе официальных отношений,

социометрическое характеризует субординированность позиций в системе внутригрупповых межличностных предпочтений и представляет собой аналог неформальной статусной структуры группы,

модели коммуникативных сетей свидетельствуют о субординированности позиций в зависимости от расположения индивидов в системах информационных потоков и концентрации в них той или иной касающейся группы информации. Центральным моментом является выяснение эффективности решения группой проблем в условиях централизованных и децентрализованных коммуникационных сетей. К числу факторов, объясняющих, каким образом модели коммуникационных сетей определяют групповую эффективность, относятся:

способность членов группы к развитию организационной структуры,

степень свободы, с которой личность может функционировать в группе,

насыщение или информационная перегрузка, испытываемая членами группы в позициях коммуникативной сети,

уровень развития малой социальной группы.

позиции социальной власти отражают субординированность вертикальных расположений индивидов в зависимости от их способности оказывать влияние в группе. Д. Френч и Б. Равен выделяют пять типов социальной власти: вознаграждающая, принуждающая, лигитимная, референтная и экспертная.

лидерство отражает субординированность позиций индивидов в зависимости от их ценностных потенциалов и их ценностных вкладов в жизнедеятельность группы.

Выделяется два класса моделей групповой структуры: — статические описывающиеся элементами формальной логики и теории графов,

ориентированные на процесс и подчеркивающие временные изменения в структуре. Авторы рассматривают три такие модели:

Внешняя и внутренняя система Д. Хоманса, основанная на представлении о некоторых основных элементах группового поведения, к которым он относит индивидуальные действия членов группы, их эмоциональные отношения друг к другу и их взаимодействия в виде взаимосвязанного поведения. Каждая группа имеет своеобразную границу, внешней к которой является окружающая среда: физическая, техническая, социальная. Элементы группового поведения во внешней среде образуют внешнюю систему. Лежащие в основе группового поведения элементы, непосредственно не побуждаемые внешней средой, составляют внутреннюю систему.

Двухмерная модель Р. Бейлса делает акцент на взаимодействие делового и межличностного аспектов групповой структуры. Возрастающая в процессе решения стоящей перед группой задачи функциональная специализация участников ведет к дифференциации их позиций, перераспределению в доступе к имеющимся ресурсам и различиям в степени влияния на партнеров. Для успешного функционирования группы необходимо сбалансированность инструментального и экспрессивного измерения.

Предложенная Р. Кеттеллом концепция группового поведения получила название теории групповой синтальности. Ключевое понятие теории — понятие синергии, индивидуальной энергии, предназначенной для развертывания групповой активности. Часть синергии расходится на сохранение существования группы, часть направляется на достижение целей, ради которых группа создана.

Существенная характеристика жизни сложившейся малой группы — функционирование в ней процессов нормативного поведения, то есть, поведения, связанного с реализацией групповых норм. Основными положениями в характеристике функционирования норм в малой группе считаются следующие:

нормы есть продукт социального взаимодействия, возникающий в процессе жизнедеятельности группы, а также вводятся в нее более крупной социальной общностью.

группа не устанавливает нормы для каждой ситуации, а формирует их лишь относительно действий и ситуаций, имеющих некоторую значимость для группы.

нормы могут прилагаться к ситуации в целом, безотносительно к отдельным участвующим в ней членам группы, а могут регламентировать реализацию той или иной роли в разных ситуациях.

нормы различаются по степени принятия их группой.

нормы различаются по степени и широте допускаемой ими девиантности и диапазону применяемых санкций.

При классификации различных разработок нормативного поведения были выделены три крупных блока:

исследование нормативного влияния группового большинства были стимулированы работами С. Аша, положившими начало экспериментальному изучению феномена конформного поведения, в котором фиксировался факт согласия личности с мнением группового большинства — своего рода групповой нормой. Условия, способствующие его развертыванию, выделены в лабораторных экспериментах на индивидуально-личностном, групповом и деятельностном уровне. Делаются попытки выделения разновидностей конформного поведения. Л. Фейстингером описана публичная конформность. М. Дойчем и Г. Джералдом указаны два типа социального влияния на конформность в группе: нормативное и информационное, которые легли в дальнейшем в основу информационной теории конформности. В. А. Чудновский выделил два типа конформного поведения: внешнее и внутреннее. Г. Келмен описал три качественно отличных уровня конформного поведения: подчинение, идентификация и интернализация.

исследования нормативного влияния группового меньшинства берут начало в исследованиях С. Московиси, чья функционалистская модель социального взаимодействия проясняется следующими положениями:

влияние в группе распределяется неравномерно и осуществляется односторонне,

функция социального влияния состоит в том, чтобы сохранять и укреплять социальный контроль,

отношения зависимости обусловливают направление и величину социального влияния, осуществляемого в группе,

формы, в которых выступает процесс влияния, зависят от состояния неопределенности, испытываемого субъектом, и его потребности редуцировать эту неопределенность,

согласие, достигаемое благодаря взаимному обмену влиянием основывается на объективной норме,

все процессы влияния должны быть поняты как проявления конформности.

В рамках этой концепции изучаются поведенческий стиль меньшинства, социальные изменения и инновации, трактуемые подобно социальному контролю, как проявления влияния, “эффект ореола”.

Экспериментальная работа Ч. Немет показывает, что влияние меньшинства и большинства различается не только силой и открытостью, но и характером вызываемых у членов группы концентрации внимания, своеобразием процесса принятия решения.

— изучение последствий отклонения от групповых норм С. Шехтером представляет третье направление изучения нормативного поведения в группе. Оно показывает нам динамику развития и функции давления группы на отклоняющегося члена.