Психологические характеристики организационного лидерства

Введение

Лидерство и руководство рассматриваются в социальной психологии как групповые процессы, связанные с социальной властью в группе. Власть несет в себе право и возможность распоряжаться чем-либо, кем-либо, подчинять воле одного человека. Лидер и руководитель оказывают ведущее влияние на дела в группе.

Любая социальная группа и эффективность ее функционирования связаны с проблемами лидерства и руководства. Поэтому тема исследования является чрезвычайно актуальной. «Под лидером и руководителем понимается человек, оказывающий ведущее влияние на группу, причем лидер – в системе неформальных отношений, а руководителе ль – в системе формальных отношений» . Лидерство и руководство в социально-психологическом смысле – это «механизмы групповой интеграции, объединяющие действия группы вокруг индивида, выполняющего функцию лидера или руководителя» . Феномены лидерства и руководства близки по своей сущности, но они не совпадают полностью.

Эта проблема давно привлекает внимание ученых, но по-прежнему в науке нет единства в том, как рассматриваются понятия лидерство и руководство, каково взаимодействие между ними, как осуществляется механизм лидерства и каковы его структурно-динамические характеристики.

Цель исследования: определить психологические характеристики организационного лидерства.

Объект исследования: Объект — 22 человек, рабочий коллектив в возрасте от 24 до 49 лет.

Предмет исследования: психологические характеристики организационного лидерства.

Гипотеза исследования: психологические качества не являются определяющими для выдвижения человека в лидеры коллектива

Задачи исследования:

1. Проанализировать состояние проблемы исследования руководства и лидерства в психологической науке;

2. Раскрыть понятия лидерства и руководства;

3. Рассмотреть структурно-динамические характеристики и механизмы лидерства;

4. Осуществить анализ результатов эмпирического исследования организационного лидерства;

5. Разработать пути и средства развития лидерских умений и качеств.

Теоретической базой исследования выступают научные работы, раскрывающие вопросы:

3 стр., 1005 слов

Презентация на тему: Лидерство и руководство

... обязательность вмешательства в случае ошибки; •- отказ от делегирования типично управленческих функций руководства и задач с далеко идущими последствиями. •Преимущества управления методом делегирования: разгрузка ... человек сохраняет мнение группы (оно продолжает быть для него источником ориентации и руководства) и после того, как группа перестает оказывать на него давление •Конформизм – ...

— Психология лидерства и руководства (Парыгин Б., Андриенко Е.В., Кричевский Р. Л);

 Методов исследования организационного лидерства (Дж. Пфеффер, Б. Кармел, Морено и др.);

— Развития лидерских умений и качеств (Майерс, Андреева Г.М. и др.).

Методы исследования: теоретический анализ научной литературы по изучаемой проблеме; включенное наблюдение, беседа. Применялись методики: социометрии, социограммы.

Эмпирическая база исследования:

Рабочий коллектив, общее количество респондентов – 22 человека , Объект — 22 человек, рабочий коллектив в возрасте от 24 до 49 лет.

Практическая значимость исследования:

Основные результаты исследования могут применяться для подготовки психологов и т.д. Особенно ценны данные исследования для людей, связанных с вопросом руководства и лидерства.

Структура дипломной работы: введение, две главы ( I глава –«Теоретические предпосылки исследования организационного лидерства»; II глава – «Эмпирическое исследование организационного лидерства»), заключение, список использованной литературы, приложения.

Глава I. Теоретические предпосылки исследования организационного лидерства

1.1. Состояние проблемы исследования руководства и лидерства в психологической науке

Проблемы лидерства и руководства с давних пор привлекали внимание исследователей. Существует несколько основных теоретических подхода в понимании происхождения лидерства.

«Теория черт» включает в себя идею о том, что лидерство – феномен, рождаемый специфическими чертами лидера, такими как искусство убеждения, благородство, любовь к риску, энтузиазм, беспристрастность, смелость, воля, честность, справедливость, искренность и т.д. В социологических исследованиях М. Вебера и Э. Трельча был даже введен специальный термин для обозначения специфических черт лидера – харизма, то есть исключительная одаренность человека, которая производит особое впечатление на окружающих его людей. Человек, наделенный харизмой, выглядит в глазах людей как непогрешимый, имеющий сверхъестественную силу.

«Теория черт» подверглась критике, так как разные виды жизнедеятельности социальной группы требуют разных качеств лидера. Однако определенный смысл в этой теории существует. Особенно распространенной эта теория была в 50-60-е годы. Продолжает привлекать внимание и современных исследователей. Отмечаются следующие черты, характерные эффективным лидерам: уверенность в себе, порождающая поддержку со стороны последователей, наличие убедительных представлений о желаемом положении дел и способность сообщить о них окружающим простым и ясным языком, достаточный запас оптимизма и веры в своих людей, чтобы вдохновлять их, незаурядность, энергичность, добросовестность, покладистость, эмоциональная устойчивость .

«Ситуационная теория» провозгласила значимость ситуации в процессе выдвижения лидера. Если социальная ситуация существования организации кардинально меняется, то высока вероятность смены лидера. Можно выделить два психологических фактора, которые зависят от ……..

Список литературы

1.Андреева Г.М. Социальная психология. — М.1998

8 стр., 3660 слов

Лидерство и руководство психологические проблемы

... как социально-психологическое явление и их проблемы: 1.     Что такое лидер и лидерство 2.     Качества, присущие лидеру 3.     Окружение лидера 4.     Функции лидера 5.     Лидерство и современность 6.     Лидер или руководитель 7.     Стили ...

2.Андриенко Е.В. Социальная психология // под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 20

3.Гамезо М.В., Домашенко И.А. Контрольные работы по психологии. — М.: Просвещение, 1979

4.Десев Л. Психология малых групп. Социальные иллюзии и проблемы. — М.: Прогресс, 1979

5.Коломинский Я.Л. Социально-психологические проблемы взаимоотношений в малых группах и коллективах. — Вопросы психологии. — № 6. — 1971

6.Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. – М.: МГУ 1991

7.Кричевский Р. Л. Современные тенденции в исследовании лидерства в американской социальной психологии // Вопросы психологии. — 1977. — № 6. — С. 111-117

8.Кричевский Р.Л. Если Вы – руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. – М.: Дело, 1993

9.Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М.: Наука, 1984.

10.Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. — Петрозаводск, 1992

11.Методологические проблемы социальной психологии. — М.: Наука, 1975.

12.Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 1 // Отв. ред. В. Г. Андреенков, О. М. Маслова. — М.: Наука, 1990

13.Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 1997

14.Немов Р.С. Психология: Учебное пособие. — М.: Просвещение, 1990

15.Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. – М., 1971

16.Российская педагогическая энциклопедия. – М., 1993

17.Современная западная социология: Словарь. — М.: Политиздат, 1990.

18.Социальная психология: Учебное пособие // Под ред. А.В.Петровского. — М.: Просвещение, 1987

19.Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. — М.: Изд-во Наука, 1972.

20.Кеrmel В. Contemporary issues in leadership / Academy of Management Rev. 1978.

21. Рfeffer J. The ambiguity of leadership // Academy of Management J. 1977