РАЗДЕЛ VIII. Эффективное общение

Глава 22.

Факторы успешного общения

22.1. Понятие, критерии и уровни успешности общения

Критерии успешности, средства и способы, необходимые для формирования успеш­ности межличностного общения, могут быть выведены по аналогии с критериями эффективности групповой деятельности.

Отсутствие конфликтов не является надежным показателем успешности по двум причинам: а) вместо открытых конфликтов может наблюдаться напряженность, за-i маскированная под вежливым спокойным тоном, формальным контактом; б) конф-‘ ликты в современной социальной психологии не рассматриваются как абсолютное зло, за ними признается определенная позитивная роль.

;______________ Успешность любой групповой деятельности в соци-

Удо вл етво рен ность общением и отношениями характеристика субъек­тивной стороны межлич­ностных отношений на сознательном и бессо­знательном уровнях; психологическое состоя­ние, обладающее моби­лизующим эффектом во многих видах деятель­ности; включает чувство полноценности и ста­бильности межличност­ных отношений при от­сутствии страхов, подо­зрительности, напря­женности, чувства оди­ночества.

ально-психологическом аспекте определяется достиже­нием целей (в неформальном межличностном общении ими являются контакт, психологическая близость, дове­рительные отношения); удовлетворенностью (в данном случае — удовлетворенность самим процессом общения, когда в ходе общения не возникает чувства досады, дли­тельных пауз и т. п.); отсутствием трудностей (в пер­вую очередь напряженности, скованности, внутренних преград, зажатости и пр.).

Таким образом, психологическим показателем успеш­ности неформального межличностного общения являет­ся его спонтанность, легкость, обеспеченная навыками к хорошей саморегуляцией, удовлетворенность общением вследствие достижения психологического контакта и вза­имопонимания. При этом удовлетворенность общением и отношениями определяется как характеристика субъек­тивной стороны межличностных отношений на созна­тельном и бессознательном уровнях; психологическое со­стояние, обладающее мобилизующим эффектом во мно-

лава и. Факторы успешного общения

 
 
Успешность общения проявляется в достиже­нии и сохранении психо­логического контакта с партнером в целях ста­билизации межличност­ных отношений на их оп­тимальной стадии раз­вития через достижение совместимости, согласие, взаимной приспо­собленности и удовле­творенности путем гиб­кой корректировки це­лей, умений и состоя­ний, способов воздей­ствия в соответствии с меняющимися обстоя­тельствами.

гих видах деятельности; включает чувство полноценнос-I ти и стабильности межличностных отношений при отсут­ствии страхов, подозрительности, напряженности, чув-: ства одиночества.

Успешность общения проявляется в достижении и со­хранении психологического контакта с партнером в целях стабилизации межличностных отношений -на их опти­мальной стадии развития через достижение совместимо­сти, согласия, взаимной приспособленности и удовлет­воренности путем гибкой корректировки целей, умений и состояний, способов воздействия в соответствии с ме­няющимися обстоятельствами.

В данном случае успешность определяется скорее не как единичный конечный результат, но как процесс, в ко­торый оба партнера должны сделать равный вклад, что­бы достигнуть состояния взаимной удовлетворенности.

Основными психологическими критериями успешно­сти общения следует считать легкость, спонтанность, сво­боду, контактность, коммуникативную совместимость, адаптивность и удовлетворенность.

Возвращаясь к вопросу о стадиях доверительного общения, следует заметить, что контактность и коммуникативная совместимость обеспечивают переход к стадии коммуникативной успешности, на которой возникает эффект легкости, свободы, эмо­циональной поддержки и сочувствия, взаимопонимания и удовлетворенности отно­шениями. Кульминационную стадию доверительного общения знаменует чувство психологической близости и безусловного принятия друг друга.

Итак, успешность доверительного общения рассматривается как определенный результат усилий по преодолению трудностей и психологических барьеров, накоп­ления позитивного опыта взаимодействия, как непростой путь к согласию и созву­чию, эмоциональному и психологическому резонансу, который, в конечном итоге, выливается в ощущаемое и переживаемое чувство человеческой близости.

Как интегральная характеристика коммуникативного поведения человека, успеш­ность общения развивается с возрастом, по мере приобретения и расширения круга социальных умений, роста доверия к себе и своим возможностям.

Развитие успешности обеспечивает социально-психологический тренинг, в осо­бенности — перцептивно-ориентированный тренинг.

22.2. Общительность, контактность, коммуникативная совместимость

22.2.1. Общительность

Общительность относится к числу наиболее общих и первичных черт характера. По мнению Б. Г. Ананьева, В. С. Мерлина, общительность в значительной степени свя­зана с типом высшей нервной деятельности человека, его темпераментом. Это — одна

416• РАЗДЕЛ VIII. Эффективное общение

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ

Исследование успешности общения проводилось В. Н. Куницыной в 1991 г. Для коли­чественного выражения успещности общения были использованы индексы контакт­ности, адаптивности и коммуникативной совместимости, каждый из которых пред­ставлял собою соотношение групп свойств, способствующих или затрудняющих осу­ществление этих процессов в общении. На практике показатель успешности уже по своему психологическому содержанию приближался к понятию социального интел­лекта.

Общий показатель успешности представлял собой среднее арифметическое от сум­мы трех обобщенных индексов (контактности, коммуникативной совместимости и адаптивности), что позволило выделить и обозначить уровни успешности. На основании объединения групп с близкими значениями индекса успешности вы­делено шесть уровней успешности общения. Усредненный числовой индекс каждого уровня является количественной мерой успешности и позволяет определять уровень успешности отдельных индивидов и групп.

Уровни успешности

 

  Уровень успешности Индекс успешности
1. Мастерство и свобода 2,20 1,50
2. Лидерский уровень 1.50 1,25
3. Радикально-партнерский уровень 1,25 1,10
4. Рационально-консервативный уровень 1,00 0,90
5. Авторитарно-агрессивный уровень 0,90 0,75
6. Уровень невротического одиночества и застенчивости 0,75 0,50

Психологическая характеристика уровней успешности:

1.Уровень мастерства и свободы в общении — предполагает высокую сов­местимость, контактность и гибкость, адаптивность, хорошие навыки и са­морегуляцию, отсутствие отчужденности, то есть включенность в социальные

из коммуникативных черт личности, к которым следует отнести и другие черты: кон­тактность, следование социальным нормам во взаимодействии, экспрессивность, робость, инициативность и т. д.

В общительности выражается потребность человека в других людях и контактах с ними, стремление к этим контактам, их интенсивность и легкость, а также склон­ность человека к дружескому поведению в ситуации общения и установлению при­язненных отношений, умение не теряться в момент общения, стремление взять на себя инициативу в контакте, при случае ~ и роль лидера в группе. Общительность связана с эмоциональным и общим самочувствием человека перед вступлением в общение, в момент самого контакта и после него. Эта черта характера предполагает наличие коммуникативных навыков, обеспечивающих легкость общения и облегча­ющих партнеру контакт: умение слушать, высказываться к месту, поддерживать бе­седу и менять тему, знакомиться, находить правильную форму обращения к другому

ГЛАВА 22. Факторы успешного общения • 417

       
 
 
   

связи, отсутствие фрустрироаанности и напряженности, адекватность реа­гирования.

2. Лидерский уровень — его легко достигают экстраверты, хорошо владею­щие навыками и умениями, лидеры по натуре, уверенные в себе и удовлетворен­ные сложившимися отношениями в близком кругу. Они находят взаимопонимание с людьми, имеют развитое чувство собственного достоинства, которое избавляет от недоверия к людям и лишних ссор и недоразумений. Лидеры смелы и активны в кон­тактах, ситуативно застенчивы, без излишней чувствительности, прибегают к мани­пулированию, владеют разнообразными способами влияния и воздействия на лю­дей, не авторитарны, любят советовать.

3. Радикально-партнерский уровень —характерен для партнерски-ориентирован­
ных радикалов, умеющих выслушать и найти общее решение. Они конформны, хо­
рошо работают в группе, практичны и не агрессивны, обладают высокой эмпатией,
эгоцентричны; им присущи хороший самоконтроль и самодисциплина.

4. Рационально-консервативный уровень —лица, составившие эту группу, консер­
вативны, закрыты, расчетливы, нон-конф.ормны, погружены в себя, мечтательны,
плохо контролируют эмоции; у них отсутствует эмпатия.

5. Агрессивно-авторитарный уровень — на нем авторитарность сочетается с высо­
кой агрессивностью (что обычно характерно для высоко авторитарных личностей).

У
таких людей нет достаточной гибкости в способах влияния, снижено самоуважение,
следствием чего является высокая тревожность; недостаток влияния обусловлен, по­
мимо всего прочего, недостаточной сформированностью навыков и умений, что под­
тверждается также и отсутствием манипулятивности. Им свойственны повышенная
конфликтность, нетерпение, недоверчивость, отсутствие партнерской ориентации,
раздражительность, порою взвинченность, внутренние и внешние конфликты.

6. Уровень невротического одиночества и застенчивости — его составили люди с глу­
боким чувством одиночества, аутистичные, крайне невротизированные, плохо адап­
тирующиеся, с неважной саморегуляцией. Они мечтают о легкости общения, но по­
вышенная самокритичность и неуверенность не дают им реализовать имеющиеся
навыки и умения. Это — застенчивые, сенситивные, необщительные скептики и даже
холодные люди.

человеку; обычно сопряжена с такими умениями, как владение жестикуляцией, умест­ность и богатство мимики, выразительность интонаций и поз. Противоположной чертой является замкнутость, крайнее выражение которой — аутистичность.

В психологической литературе для того, чтобы охарактеризовать интенсивность, направленность и другие аспекты общения, употребляются близкие понятия: общи­тельность, экстраверсия и др. Следует подчеркнуть разницу между ними:

коммуникабельность — некоммуникабельность: качественные характеристики
контактов, их глубина, интенсивность, соблюдение социальных норм;

общительность — замкнутость: количественные характеристики, широта, экс­
тенсивность, контактность (потребность в контактах, легкость, спонтанность);

экстраверсия — интроверсия: направленность общения (на других и на себя), ча­
стично — мотивация (самодостаточность интроверта, склонность к общению с са­
мим собой);

коммуникативность — владение средствами установления контакта.

418• РАЗДЕЛ VIII. Эффективное общение

22.2.2. Контактность как важнейшее условие успешности общения

Контактность — это специфическое социальное умение, в основе которого лежит природная общительность. Это способность вступать в психологический контакт, формировать в ходе взаимодействия доверительные отношения, основанные на со­гласии и взаимном принятии; способность, обеспеченная владением навыками и уме­ниями общения и саморегуляции, а также благоприятствующими контакту личност­ными свойствами.

Вновь обратимся к письму П. И. Чайковского к баронессе Фон Мекк:

«Я много теряю вследствие своей нелюдимости. О, если б Вы знали, как я боролся с этим недостатком и сколько я пережил от этой борьбы с своей исключительной на­турой, как меня это мучило, как я трудился над своим исправлением!

…Обществом человека можно наслаждаться, по-моему, только тогда, когда вслед­ствие долголетнего общения и взаимности интересов (особенно семейных) можно быть при нем самим собой. Если этого нет, то всякое сообщество есть тягость, и мой нравственный организм такой, что я этой тягости вынести не в силах» (Париж, 1879 г., февраль 19-20, с. 64).

Контактность способность вступать в психологический кон­такт, формировать в ходе взаимодействия доверительные отноше­ния, основанные на со­гласии и взаимном при­нятии; способность, обеспеченная владени­ем навыками и умения­ми общения и саморегу­ляции, а также благо­приятствующими кон­такту личностными свой­ствами.

Контактность — продукт сочетания перцептивных, интеллектуальных, коммуникативных способностей, протекающих на основе развитой саморегуляции, одна из составляющих социального интеллекта. Биологическое основание контактности (в форме психофизиологичес­кой, нервной предрасположенности) обеспечивает более быстрое, но не обязательно более высокое развитие ее у представителей сангвинического темперамента, экстра­вертов. Большой вес предрасположенности в развитии этой социально-коммуникативной способности подтвер­ждается ее относительной независимостью от професси­ональной деятельности (интенсивность контактов не свя­зана напрямую с их успешностью).

Контактность формируется на первых порах жизни ребенка и развивается как общая коммуникативная спо­собность, первоначально направляемая темпераментом и

особенностями высшей нервной деятельности. Она про­
является в большей способности человека мобилизовать

все имеющиеся средства для достижения контакта (владение состоянием, телом и мимико-выразительными средствами, настроенность на контакт), в умении изменять в зависимости от ситуации меру своей открытости и избираемые средства воздей­ствия, во владении коммуникативной ситуацией в целом.

Контактность есть управление коммуникативной ситуацией, психологическими способами влияния в ходе организации социального взаимодействия; это — процес­суальное качество, для которого важны пространственно-временные характеристи­ки осуществления контакта, условия взаимодействия, мотивы и индивидуальные особенности взаимодействующих лиц.

ГЛАВА 22. Факторы успешного оощения — *• i=»

СБЕРХКОНТАКТНОСТЬ

В жизни нам нередко встречаются люди, которые производят впечатление излишне болтливых, суетливых, непрерывно разговаривающих в ситуации неопределенности или угрозы, не умеющих держать паузу. Можно предположить, что такие люди плохо управляют собой, излишне тревожны и, вероятно, невротизированы. В исследовании В. Н. Куницыной (1991) была выделена группа сверхконтактных лю­дей. Оказалось, что у них очень хорошо развиты общительность, навыки и умения саморегуляции, удовлетворенность общением и уверенность в себе по сравнению со всеми остальными. Однако многие другие стороны общения у таких людей качествен­но ухудшены. Снижены сенситивность, самокритичность и ориентированность на партнера, доверие и самоконтроль, увеличены невротизация, тревожность и мани­пулирование, авторитарность и доминирование. Адаптивность не улучшена. Все эти обстоятельства в совокупности с чрезвычайно высоко развитой эмпатией по­зволяют считать, что сверхконтактность может свидетельствовать о сниженной при­способленности и истероидной направленности личности.

Данное социальное умение обладает как положительными, так и отрицательными характеристиками. Положительные стороны контактности — настроенность, уста­новка на контакт, мобилизация всех средств общения, стимулирующая мотивация, рефлексия и обратная связь. В число отрицательных характеристик входят своеоб­разная эгоцентричность, то есть привлечение внимания «на себя» (то, что отчасти характеризует и эмпатию), ориентация на заражение своими интересами, состояни­ями, преобладание неосознаваемых побуждений,

Контактности не обязательно присуща доброжелательность; у истероидных лю­дей, возбудимых психопатов наблюдается агрессивная, навязчивая контактность. Для того чтобы определить оптимальную для успешности общения меру контактно­сти, авторами был проведен экспериментальный анализ индекса контактности в раз­личных группах.

Вся обследованная с помощью методики СУМО группа школьников (490 чело­век) разделилась следующим образом (максимальный балл-12):

• минимальная контактность (4 балла и ниже) — 21 чел.

• средняя контактность (6-7 баллов) — 432 чел.

• высокая контактность (8-10 баллов) — 21 чел.

• очень высокая контактность (10-12 баллов) — 16 чел.

Из выделенных по степени развития свойств личности и коммуникативных уме­ний групп самыми контактными оказались экстраверты. Затем идут легкие и свобод­ные в общении школьники, обладающие хорошими коммуникативными навыками. За ними следуют совместимые, легко адаптирующиеся, незастенчивые, включенные в социальные связи, затем — лидеры, люди с развитым чувством собственного до­стоинства и доверчивые с пластичной и выносливой нервной системой.

В число самых неконтактных, замыкающих таблицу, вошли невротики и непри­способленные, а также те, чьи свойства в комплексе составляют труднопреодоли­мый «синдром трудностей»: аутистичные, застенчивые, отчужденные, с глубоким чувством одиночества.

420• РАЗДЕЛ VIII. Эффективное общение

22.2.3. Коммуникативная совместимость

Помимо контактности, еще одним критерием успешности общения является комму­никативная совместимость. Это один из видов социально-психологической совмес­тимости, означающий готовность и умение сотрудничать, создавать непринужден­ную атмосферу взаимной удовлетворенности общением, обеспечивать хороший кли­мат в группе.

———————————————- Вообще, совместимостью называется такой психоло-

Совместимость психологический эффект сочетания индивидов, который выражается во взаимном принятии, со­гласии и частичной идентификации на эмо­ционально-чувствен­ном, интеллектуальном и деятельностном уров­нях, во взаимной удов­летворенности и отсут­ствии напряженности, конфликтов, неприязни в любых контактах. Коммуникативная совместимость частный вид совмести­мости, возникающий на основе взаимопонима­ния и согласованности общей позиции; харак­теризуется отсутствием неблагоприятных по­следствий комму ни ка -тивного взаимодействия в виде напряжения, до­сады, психологического дискомфорта.

гический эффект сочетания индивидов, который выра­жается во взаимном принятии, согласии и частичной идентификации на эмоционально-чувственном, интел­лектуальном и деятельностном уровнях, во взаимной удовлетворенности и отсутствии напряженности, конф­ликтов, неприязни в любых контактах.

Коммуникативная совместимость — частный вид со­вместимости, возникающий на основе взаимопонимания и согласованности общей позиции; характеризуется от­сутствием неблагоприятных последствий коммуникатив­ного взаимодействия в виде напряжения, досады, психо­логического дискомфорта.

Чтобы понять, какими качествами личности облада­ют люди, умеющие создавать атмосферу непринужден­ности, взаимной удовлетворенности в беседе, мы выде­лили в исследовании группу людей с высоким индексом совместимости.

В группу высокосовместимых людей вошли неконф­ликтные, неагрессивные, без личных проблем, неавтори­тарные, удовлетворенные общением и отношениями в своем близком кругу.

Из всех групп, выделенных по степени застенчивос­ти, наиболее совместимы с другими ситуативно-застен­чивые.

При сравнении групп людей высокосовместимых и сверхсовместимых обнаруживается, что ни по одному показателю нет ухудшения. Следовательно, у совмести­мости нет «потолка», нет предела совершенствованию взаимоотношений и общей атмосферы группового взаимодействия.

В исследовании К. Меэр, выполненном под руководством В. Н. Куницыной, ин-тегративные коммуникативные свойства «контактность» и «коммуникативная со­вместимость» рассматриваются в профессиограмме учителя (см. врезку).

22.2.4. Адаптивность

Адаптивность в общении говорит о готовности к пересмотру привычных решений, умении сохранять настойчивость, способности гибко реагировать на меняющиеся

ГЛАВА 22. Факторы успешного общения4Z1

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ

Коммуникативная профессиограмма учителя

Исследование К. Меэр основано на методике СУМО. В ходе исследования были по­лучены материалы по большой группе взрослых женщин разных профессий, в том числе учителя, директора предприятий, бухгалтеры и экономисты инженеры, биб­лиотекари и др., всего 326 человек.

Для сравнительного анализа были избраны учителя Санкт-Петербурга и Ижевска (176 человек) и группа женщин, обучающихся на курсах менеджеров (150 чел.}. Контактность и совместимость у учителей оказались значительно выше, чем у мене­джеров. Особенно низкие показатели этих свойств наблюдались в группе бухгал­теров.

Учителей отличает более высокое влияние и воздействие на людей, очень высокая саморегуляция, владение разнообразными коммуникативными навыками, широкое и умелое использование выразительных движений, мимики и жестов, хорошая чув­ствительность в сфере общения, доверие клюдям, развитый манипулятивный стиль общения. Они почти не испытывают одиночества.

В группе будущих менеджеров более развит авторитарный стиль общения, выраже­ны такие личностные свойства, как агрессивность; менеджеры не склонны к партнер­скому стилю общения, более фрустрированы и потенциально более конфликтны; как оказалось, они в большей степени озабочены личными проблемами. В обеих группах отмечено недостаточное развитие партнерского стиля общения по сравнению с авторитарным и манипулятивным стилями. Можно сказать, что к числу профессионально важных качеств учителя относятся саморегуляция, доверие и сен-ситивность, владение коммуникативными навыками и способами влияния и воздей­ствия на людей.

Большинство перечисленных свойств поддаются корректировке путем социально-психологического тренинга, который в настоящее время все шире используется в программе повышения квалификации учителей и вселяет надежду на неуклонное повышение индивидуального мастерства учителя и успешности его межличностного общения.

(См.: Меэр К. Структура коммуникативных способностей учителя. — Дис. … канд. психол. наук. — СПбГУ, 1993.)

обстоятельства, уверенности в себе и своих принципах, полной включенности в со­циальные связи, следовании социальным нормам; при этом можно отметить доста­точно гибкое и свободное владение человеком своими состояниями. По существу, хорошая адаптивность означает высокую меру личностной свободы в контактах, ко­торая противоположна податливому конформному поведению.

При сравнении высокоадаптивных и сверхадаптивных можно отметить незначи­тельное ухудшение ряда показателей, которое компенсируется развитием навыков и не сказывается на общей высокой приспособленности и успешности сверхадаптив­ных людей.

Однако ядром корреляционной плеяды группы сверхадаптивных людей является конформность, имеющая отрицательные связи о доминированием, смелостью в об-

422• РАЗДЕЛ VIII. Эффективное общение

Конформность

тенденция человека из­менять свое поведение и оценки под влиянием других людей таким об­разом, чтобы оно соответ­ствовало мнениям окру­жающих; стремление приспособить поведение

к требованиям других.

j

щении и положительные — с застенчивостью, интровер-сией. Все это означает, что сверхадаптивные в то же время обладают высокой конформностью; повышение приспо­собляемости идет за счет конформного следования за партнером и обстоятельствами.

Основные закономерности, которые легли в основу изучения успешности, а также методический аппарат, используемый для ее измерения, позволили присту­пить к разработке концепции социального интеллекта (см. главу 25).

22.3. Стиль общения как фактор успешности

Стиль общения как типичная форма реагирования в человеческих контактах, обу­словленная индивидными, личностными, социальными факторами, имеет большое значение для становления и успешного развития человеческих взаимоотношений, для создания благоприятного психологического климата на работе и вне ее; это важ­ный регулятор поведения.

22.3.1. Характеристики стиля общения

В отечественной психологической литературе имеются фундаментальные работы по формированию индивидуального стиля деятельности (например, «Индивидуальный стиль деятельности» Е. А. Климова; Климов, 1969).

Индивидуальный стиль рассмат­ривается .как присущая данному человеку система психологических приемов и спо­собов деятельности с учетом природных, индивидных и личностных характеристик. Эта система используется человеком стихийно или сознательно в целях эффектив­ного приспособления к существующим условиям и позволяет компенсировать те особенности личности, которые мешают успеху деятельности.

Стиль общения — это индивидуальная стабильная форма коммуникативного по­ведения человека, проявляющаяся в любых условиях взаимодействия — в деловых и личных отношениях, в руководстве, воспитательных беседах с детьми, в способах принятия и осуществления решений, в избираемых приемах психологического вли­яния на людей, в методах разрешения межличностных и деловых конфликтов.

Сформированный устойчивый индивидуальный стиль общения свидетельствует об уровне коммуникативного мастерства, достигнутом данным человеком. Стиль до­пускает дальнейшее обучение новым умениям и навыкам общения, приемам воздей­ствия и влияния на людей, способам снятия напряженности и приспособления, адап­тации, преодоления испытываемых трудностей. Особое влияние на стиль общения человека накладывает профессиональная деятельность, требующая интенсивного и разностороннего общения. Поэтому можно говорить о своеобразно организованном и профессионально-типичном стиле общения педагога, врача, режиссера, экскурсо­вода, тренера, следователя и т. д.

ГЛАВА 22. Факторы успешного общения

Стиль общения индивидуальная ста­бильная форма комму­никативного поведения человека, проявляющая­ся в любых условиях вза -имодействия — в дело­вых и личных отношени­ях, в способах принятия и осуществления реше­ний, в избираемых при­емах психологического влияния на людей, в ме­тодах разрешения меж­личностных и деловых конфликтов.

Стиль общения имеет внешние (экспрессивные) и интенсивностные характеристики, своеобразную эмоци­онально-волевую окраску, определяемую темперамен­том, психофизиологическими и личностными особенно­стями человека, арсеналом используемых им вербальных и невербальных средств. Он обладает также содержатель­ными характеристиками, в которых отражаются:

а) доминирующая мотивация личности (потребность
в общении и принятии, в эмоциональной поддержке, в са­
моутверждении);

б) специальные способности к сопереживанию и по­
ниманию других людей (мягкость, доброжелательность,
терпимость или жесткость, рационализм, эгоцентризм,
приписывание недостатков, предубежденность);

в) уровень собственного достоинства (навязывание
своих мнений, навязчивое и публичное самооправдание
или естественность и спонтанность; признание своих
ошибок и недостатков или амбиция и отстаивание «чес­
ти мундира»);

г) направленность личности и в связи с этим избираемый характер воздействий
на людей (манипуляторский, демократический, партнерски-уступчивый стили).

Б стиле общения многое определяется прирожденными особенностями человека, такими как темперамент, нейродинамические особенности, деятельность эндокрин­ной, гуморальной, кровеносной систем.

Определенный тип темперамента обусловливает высоко- или низкоэкспрессив­ный стиль общения, а также открытость или закрытость стиля, специфические жес­ты (закрытый стиль — человек прикрывает рот, опускает глаза и т. д.; открытый стиль — раскрытые ладони, прямой взгляд и т. п.).

22.3.2, Темперамент и стиль общения

Рассмотрим, какой отпечаток на стиль общения накладывает темперамент.

Темперамент — это динамическая характеристика психической деятельности че­ловека; это особенности поведения, обусловленные прежде всего общим типом выс­шей нервной деятельности (ВНД).

Индивидуальные особенности человека, определяемые темпераментом, выража­ются в эмоциональной возбудимости, большей или меньшей тенденции к внешнему выражению чувств, быстроте движений, общей подвижности, чувствительности (сен-ситивности), уравновешенности. Выделяют четыре основных типа темперамента, которые получили свои названия еще в глубокой древности; холерики, сангвиники, флегматики, меланхолики; существуют, разумеется, и промежуточные типы. В осно­ве темперамента лежит тип ВНД, то есть сочетание наиболее устойчивых и важных свойств процессов торможения и возбуждения; следовательно, темперамент имеет генотипкческий характер и в основном наследуется. Изменить темперамент нельзя,

424 • РАЗДЕЛ VIII. Эффективное общение

Темперамент динамическая характе­ристика психической де­ятельности человека; осо­бенности поведения, обу­словленные прежде все­го общим типом высшей нервной деятельности.

как нельзя изменить рост или цвет глаз; можно лишь из­менить отдельные его свойства.

Опишем те стороны темперамента, которые определя­ют типичные особенности поведения людей в ситуации общения.

Холерик — человек неугомонный, нетерпеливый, с ог­ромным запасом нервной и психической энергии, кото­рая определяет его высокую работоспособность, подвиж-

ность, активность во всех сферах жизнедеятельности.

Именно этих людей мы привыкли называть «темпераментными», имея в виду неук­ротимость и яркое внешнее выражение чувств, быстроту реакций, общую эмоцио­нальность и подвижность. Такой человек говорит очень быстро, с богатой мимикой, жестикуляцией, его лицо подвижно (в результате чего иногда покрывается ранними морщинами).

Холерики — люди, быстрые во всем: быстро ходят, быстро принимают решения. Им свойственна импульсивность. Сначала скажут, потом подумают, сначала сдела­ют, а затем, увы, пожалеют. Они высоко эмоциональны, страстны, аффективны, пло­хо управляют своими чувствами, в общении гневливы, обидчивы, причем состояние гнева и обиды у них сохраняется долго. Вследствие высокой возбудимости, импуль­сивности и свойственной им резкости они конфликтны, агрессивны, не умеют и не могут ждать. Если такому человеку назначена встреча, но по какой-то причине парт­нер задерживается, то нетерпение холерика достигает кульминации, что выражается в двигательном беспокойстве, суетливости, многоречивости.

В целом стиль общения холерика по эмоционально-волевой окраске отличается высокой экспрессивностью, яркостью и богатством используемых средств (рис. 22.1), причем основные черты этого стиля — активность, импульсивность, агрессивность, обидчивость, неугомонность — не зависят от положения и статуса собеседника, парт­нера. Если же человек на работе спокоен и уступчив, а дома гневлив, раздражителен и агрессивен — в этом случае мы говорим не о темпераменте, а о характере, так как проявления характера всегда согласуются с конкретной социальной ситуацией.

Сангвиник — быстрый, общительный, уравновешенный, живой, как правило, с по­стоянно ровным хорошим настроением. Кажется, что искусство общения такому человеку дано от природы. Недаром иногда сангвиников называют «солнечными людьми». Такой человек отходчив, быстро переключается и эмоционально и интел­лектуально; порою слишком быстро, не закончив одного дела, хватается за другое, не укрепив одних отношений, заводит новые знакомства. Такие люди легко ориентиру­ются в новой обстановке, быстро вступают в контакты. Переехав на новое место жи­тельства, сангвиник уже через неделю знаком со всеми обитателями дома, знает, как их зовут, где учатся их дети и т. п.

Флегматик — уравновешенный, спокойный, замкнутый, миролюбивый, неэмо­циональный. Как бы ни было смешно то, что рассказали, он только улыбнется угол­ками губ. Миролюбие флегматика зачастую оборачивается своего рода миротворче­ством: когда такой человек имеется в коллективе, в нем реже возникают столкнове­ния по пустякам, ссоры. Флегматик, как правило, во всем надежен: в работе, в человеческих отношениях. Медлителен, но зато все очень хорошо планирует. В кон-

ГЛАВА 22. Факторы успешного общения

Рис. 22.1. Экспрессивность в общении

тактах избирателен и неинициативен. Если вы едете с таким человеком в поезде, то, пока не заговорите с ним, можете не услышать звука его голоса: он будет смотреть в окно, читать газету. Но если заговорите, он может оказаться приятнейшим собе­седником.

Такие люди очень терпеливы, спокойны, их трудно вывести из себя, это настоя­щие «мастера ожидания».

Меланхолик — ранимый, чувствительный, впечатлительный человек; вследствие высокой чувствительности он быстрее утомляется, раздражителен. Если он поло­жит наручные часы под подушку, то может и не уснуть, так как ему будет мешать их тиканье, в то время как сангвиник или флегматик прекрасно переносят ежечасный бой больших настенных часов.

В сфере человеческих отношений чувствительность меланхолика оборачивается редким и прекрасным человеческим свойством — деликатностью. Такой человек сам принимает все близко к сердцу, но и другого человека не обидит неосторожным или неловким словом.

426 • РАЗДЕЛ VIII. Эффективное общение

Меланхоликам свойственны «вокальная» и «экспрессивная» сдержанность — ти­хий голос, немногословность, замкнутость и скрытность в отношениях; скованность и скудость жестов и мимики; застенчивость, нерешительность, постоянные сомне­ния; в контактах ~ высокая избирательность и осторожность.

Такой человек плохо приспосабливается к новой обстановке; переехав в новый дом, он и через год не знает, кто живет на его лестничной площадке; любит неизмен­ный порядок в обстановке и быту, плохо переносит перемены, срывы намеченного. Для меланхолика характерны раздражительная слабость в трудных ситуациях или при эмоциональном перевозбуждении, впечатлительность, зависимость от настрое­ния, тревожность; он часто переоценивает неприятности и беды. В то же время нет лучшего работника в занятиях, требующих высокой сосредоточенности, филигран­ности исполнения. Такие люди склонны к самоанализу и самообвинению, если что-то срывается или идет не по намеченному плану.

Итак, в ситуации общения представители тех или иных типов темперамента про­являют различные свойства: холерик — общительный, экспансивный, вспыльчивый, агрессивный; сангвиник — общительный, легкий, гибкий; флегматик — пассивный, миролюбивый, надежный, неэмоциональный; меланхолик — раздражительный, ра­нимый, замкнутый, тревожный.

Типы темперамента также по-разному проявляются в ситуации принятия реше­ния ~ служебного или личного. Для холерика характерны поспешные решения, для сангвиника — гибкие, для флегматика — обоснованные, для меланхолика — ригид­ные (он не меняет своих решений при изменении ситуации; кроме того, у него не бы­вает окончательных решений — они постоянно пересматриваются, обсуждаются).

В ситуации конфликта холерик зачастую идет на обострение, обвиняет обычно не себя, а других, чаще прибегает к методу «взрыва» (по терминологии А. С. Мака­ренко), то есть стремится обострить противоречия, выявить их и по возможности ликвидировать.

Для сангвиника в ситуации конфликта характерны гибкость, достаточная уступ­чивость, поиск общих позиций и согласия. Флегматику свойственно стремление от­срочить решение, всесторонне обсудить ситуацию; в коллективе такой человек пред­почитает приемы коллективной психотерапии или же путь саморегуляции.

Для меланхолика конфликтная ситуация очень значима и трудна; чаще наблюда­ется уход от решения, стремление к компромиссу, пассивность, переложение ответ­ственности на других.

Безусловно, значительные коррективы в особенности поведения в конфликтней ситуации вносят воспитание и самовоспитание, а также характер человека.

Экстраверсия — интроверсия. Интенсивность общения, потребность в нем, не­которые внешние особенности стиля общения зависят от того, экстравертом или интровертом является данный человек. Эти два типа людей различаются ориента­цией либо на внешние впечатления и деятельность, либо на внутреннюю жизнь и самоанализ. Холерики и сангвиники, как правило, экстраверты, меланхолики и флег­матики — интроверты.

По психологической литературе можно составить обобщенный портрет экстра­верта. Это, как правило, импульсивный человек, который легко уступает, но иногда бывает необоснованно упрям и задирист. Он всегда находится в движении; игривый,

ГЛАВА 22. Факторы успешного общения • 427

поверхностный, тщеславный, несдержанный, экспансивный, имеет тенденцию пре­увеличивать. Такой человек весьма склонен к публичным выступлениям, рассказы­ванию анекдотов и историй, обильному смеху; легко заводит друзей и товарищей, плохо переносит одиночество.

Интроверт — спокойный, настойчивый, степенный, сдержанный, замкнутый, на­дежный; подвержен интроспективным размышлениям, мало смеется, имеет депрес­сивные тенденции, не склонен к телесным наслаждениям. Ему никогда не бывает скучно с самим собой, он плохо переносит шумные компании, тяготеет к уединению.

22.3.3. Направленность личности и стиль общения

Среди личностных особенностей, определяющих стиль общения, следует выделить общую направленность личности.

К. Хорни указывает на различие стратегий, которые выбирает человек для.реше-ния проблемы нарушенных отношений (Ногпеу, 1945).

Как правило, это иррациональные стратегии, в основе которых нередко лежат следующие невротические потребности:

1) потребность в любви и одобрении («ненасыщаемая»); человек живет1 ради хо­
рошего мнения о нем окружающих и чувствителен к отвержению и неодобрению;

2) невротическая потребность в партнере-опекуне (паразитирует);

3) потребность в узком ограничении жизни (скромность, удовлетворение малым);

4) потребность в силе ради нее самой, презрение к слабости;

5) стремление эксплуатировать других;

6) потребность в значимости;

7) потребность быть объектом восхищения («дутый» самообраз);

8) стремление к личным достижениям;

9) потребность в самодостаточности и независимости (отдаление, «одиночка»);

10) потребность в совершенстве и безупречности (боязнь критики и упреков).

Любая из рассмотренных стратегий обслуживается специфическими тактиками взаимодействия с партнером и формирует определенные специфические черты сти­ля общения. Многие из этих стратегий несут на себе черты общей направленности личности во взаимодействии, отражают ее потребность в общении, придают личност-но-ценностный смысл.

На основе разной потребности в общении К. Хорни выделила следующие типы личности: отрешенные, враждебные (агрессивные), податливые (уступчивые) (Ног­пеу, 1945).

Все три типа выражаются в общих, не всегда осознаваемых установках по отно­шению к другим людям и определенных психологических потребностях.

Для податливого типа характерна настоятельная психологическая потребность в другом человеке, в максимально близкой психологической дистанции, потребность быть любимым, желанным, чувствовать одобрение, внимание, быть необходимым, важным для другого, особенно для одного определенного человека. Такие люди оза­бочены отношением к себе окружающих, любят распоряжаться, но и не против того, чтобы ими командовали. Они всегда избирают такие профессии, где им обеспечено интенсивное общение, где есть возможность работать с людьми и быть полезными им. За уступчивым поведением часто скрывается злость и враждебность.

428• РАЗДЕЛ VIII. Эффективное общение

Г ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ

Стили речевого коммуникативного поведения

В. В. Латынов для создания типологии речевого коммуникативного поведения ис­пользовал принцип соответствия стиля общения общепринятым нормам поведения в ситуации. Предметом экспериментального исследования явилась речевая комму­никация в ситуациях неформального межличностного общения. Московские студенты (71 чел.) описывали речевое поведение (свое собственное и собеседника) с помощью списка из 40 речевых действий (обещает, шутит, советует, настаивает, насмехается, сожалеет, одобряет, критикует и т. д.).

Применялись также методы MMPI, опросники Лири и мотивации достижения.

Факторный анализ показал, что речевое поведение можно описать с помощью двух независимых факторов: доминирование — уступчивость; дружелюбие — враждеб­ность. Были выделены следующие стили речевого поведения:

1. Отчужденный (уступающий-недружелюбныйА Такой человек дистантен, отгоро­
жен, застенчив, обладает сниженным уровнем активности и оптимизма. Сильнее дру­
гих испытывает страх отвержения в межличностном взаимодействии. Имеет наибо­
лее адекватную самооценку (17 % выборки).

2. Послушный (уступающий-дружелюбный).

Скромен, предупредителен, общается на
равных, поддерживает и одобряет (20 %).

3. Сбалансированный (средние баллы по обоим факторам).

Отличается активной
доброжелательностью, уверенностью в себе, независимостью, честолюбием, настой­
чивостью и упорством. Среди всех выделяется сильным мотивом достижения (21 %).

4. Опекающий (доминирующий-дружелюбный).

Стремится к сотрудничеству, неза­
висим; внимателен к окружающим, чувствителен и тревожен; общение носит лично­
стный характер. Обладает самым сильным стремлением к принятию, не боится от­
вержения (21%).

5. Властный (доминирующий-недружелюбный).

Стремится к доминированию и со­
перничеству, использует высказывания, снижающие престиж собеседника, не под­
держивает собеседника; самоуверен, раздражителен. Межличностные контакты ши­
роки и поверхностны, самоконтроль понижен (15 %).

Было обнаружено, что, чем выше речевая активность, тем ниже адекватность само­оценки.

Исследование показало, что стиль речевого поведения стабилен, но не является же­сткой системой и меняется в зависимости от ситуации взаимодействия, не теряя сво­ей специфичности.

(См.: Латынов В. В. Стили речевого коммуникативного поведения: структура и детерминанты // Психологический журнал. — 1995. — № 6. — С. 90-100.)

Так называемые агрессивные воспринимают другого человека как соперника. У них развита психологическая потребность в достижении успеха в любой форме, в возможности контроля над другими. Они плохо переносят проигрыш, часто непро­извольно стремятся.к манипулированию другими людьми. Избирают для себя про­фессии, обеспечивающие быстрое продвижение, карьеру и престиж. Подобный тип

ГЛАВА 22. Факторы успешного общения

людей в избытке встречается среди представителей таких профессий, как юристы, бизнесмены, специалисты по рекламе.

Отрешенный тип имеет сильную внутреннюю психологическую потребность со­хранить эмоциональную дистанцию между собой и другими. Независимость и уедине­ние — насущные потребности таких людей. Они обычно избегают связей, контактов, обязательств. Подчинение принятым нормам, правилам, традициям нередко вызы­вает у них отвращение и несогласие. Стремятся к профессиям, где есть возможность творческого и оригинального труда (искусство, естественные науки и т. п.), нет ис­тинной заинтересованности в людях.

Рис. 22.2. Как найти общий язык?

Подсознательные установки трех указанных типов по отношению к партнеру по взаимодействию можно выразить так: податливый взирает с немым вопросом «Лю­бишь ли ты меня, позволишь ли мне о тебе заботиться?»; агрессивный хочет знать: «Сильный ли ты соперник? Чем ты можешь быть полезен мне?»; отрешенный зада­ется вопросом: «Будешь ли ты покушаться на мою независимость, оставишь ли меня в покое?». Эта подсознательная личностная направленность обязательно проявля­ется в психологической дистанции, которая устанавливается между постоянными партнерами; она определяет совместимость партнеров и успешность их взаимодей­ствия, особенно в неформальной сфере, в дружеских и семейных отношениях, ска­зывается в доминирующей мотивации общения, в способах влияния и в стиле обще­ния.

С личностными особенностями и мотивацией достижения тесно связаны стили коммуникативного поведения, о чем говорит следующий эксперимент (см. врезку).

I

22.3.4. Культура и стиль общения

Культурологические исследования выявляют специфику общения в разных культу­рах. В частности, это касается стилей речевого взаимодействия.

РАЗДЕЛ VII!. Эффективное общение

Прежде всего, стили можно разделить по признаку направленности речи.

При направленности на говорящего и цель коммуникации мы имеем дело с инст­рументальным стилем вербальной коммуникации; при ориентации на слушающего и процесс взаимодействия мы говорим об аффективном стиле.

Различия между стилями заключаются также в построении самих предложений в выборе слов, степени использования риторических вопросов как формы поощре­ния или осуждения, уклончивости в оценках и проявлении своей позиции.

Выделяют такие стили, как прямой (открытый) и непрямой (скрывающий, сгла­живающий, маскирующий истинные побуждения говорящего).

Так, например, в Японии почти не употребляется местоимение «Я»; в характери­стике собственной личности выбираются обтекающие, деликатные слова; инициа­тива в разговоре уступается собеседникам. Непрямой стиль коммуникации на Вос­токе обусловлен культурной потребностью в гармонии и согласии, уважении «лица» другого человека.

Рис. 22.3. Закрытый и открытый стили общения

Прямой, жесткий разговорный стиль, по мнению исследователей, характерен для американцев. В нем проявляется больше заботы о сохранении «лица* говорящего, о четком обосновании собственной позиции по теме разговора.

ГЛАВА 22. Факторы успешного общения • 431

Психологи считают, что в коллективистских культурах ведущим стилем вербаль­ной коммуникации является непрямой стиль, а в индивидуалистических культурах преобладает прямой стиль.

По степени использования экспрессивных средств языка, пауз, молчания выде­ляют искусный, точный и сжатый стили.

Искусный (вычурный) стиль отличается метафорическим наполнением, экспрес­сивно богат. В арабских культурах, отказываясь от угощения, мало сказать просто «нет»; нередко отказ сопровождается клятвами и заверениями, на взгляд европейца неуместными. Точно так же прямое, безыскусное согласие может быть воспринято как отказ. Точный стиль — ритуализированный, уместный, соответствующий ситуа­ции. Сжатый стиль, помимо лаконичности и сдержанности, включает уклончивость, использование пауз и выразительного молчания. Использование того или иного сти­ля в рамках определенной культуры связывается с принятым в ней уровнем избега­ния неопределенности.

При среднем уровне избегания неопределенности (Египет, Иран, Ливия) чаще используется вычурный стиль. Низкому уровню избегания неопределенности (США, Германия, Дания, Швеция) сопутствует точный стиль. Высокий уровень избегания неопределенности (Япония, Корея, Таиланд) подразумевает использование сжатого стиля, что обусловлено опорой на традиции и высокой тревожностью.

22.3.5. Стили общения в совместной деятельности

Стиль общения в совместной деятельности является выражением в профессиональ­ном преломлении, с учетом профессиональных навыков и умений, индивидуального стиля деятельности данного человека.

Стиль общения в профессиональной деятельности может рассматриваться как подвижная, ситуативно меняющаяся система используемых средств и способов об­щения (рис. 22.4).

Стиль общения в деятельности, предполагающей интенсивное вза­имодействие и контакты людей, связан с продуктивностью этой деятельности, пси­хологическим климатом в коллективе, удовлетворенностью взаимоотношениями, индивидуальной психической выносливостью.

Т. Е. Аргентова, изучая летные экипажи (Аргентова, 1984), выделила три стиля общения: гибкий, ригидный и переходный (промежуточный).

Гибкий стиль общения отличается быстрой ориентацией в ситуации взаимодей­ствия, пониманием подтекста общения, умением управлять своим эмоциональным состоянием и обстановкой общения.

Ригидный стиль общения характеризуется недостаточностью анализа своего по­ведения и поведения партнера, плохим самообладанием, неадекватной самооценкой. Человеку с ригидным стилем общения трудно найти нужный тон. Как выяснилось, для успеха совместной деятельности показано сочетание неодинаковых стилей: это повышает как продуктивность деятельности, так и удовлетворенность межличност­ными отношениями в группе. Обнаружилась определенная взаимосвязь между сти­лем общения в летных экипажах и аварийностью.

В последние годы все чаще говорят о партнерском и непартнерском стиле обще­ния, причем главное различие между ними определяется умением.и желанием учи­тывать позиции, мнения, оценки партнера.

Рис. 22.4. Особенности национального стиля общения

Партнерский стиль общения означает высокую степень сотрудничества в выра­ботке общей позиции по обсуждаемому вопросу. Он выражается также в короткой дистанции между собеседниками (рис. 22.5).

Партнера выслушивают, не прерывая, не оценивают преждевременно и поспеш­но его суждений и поступков, не навязывают ему советов, стремятся донести до него свою точку зрения. В результате создаются условия для самораскрытия, искреннос­ти, открытости, для столь необходимой каждому человеку возможности быть самим собой. Партнерский стиль может быть равноправным и уступчивым.

Непартнерский стиль общения, напротив, создает напряженность и проявляется, главным образом, в том, что человек:

• игнорирует точку зрения собеседника, искажает его отношение к теме беседы;

• стремится найти у партнера понимание только своих собственных проблем;

• принижает партнера («Ты говоришь глупости!»), не считается с ним, навязывает
свои темы и проблемы;

• невнимательно слушая, спешит дать ему советы, оценить его действия, побужда­
ет к немедленному и необдуманному действию.

Непартнерский стиль может иметь и другие проявления, когда человек:

• позволяет разговаривать с собой свысока, не возмущается тем, что его не слуша­
ют, прерывают;

• собеседник не дает себе труда сформулировать свои мысли таким образом, чтобы
быть понятым.

ГЛАВА 22. Факторы успешного общения

Партнерский и непартнерский стили общения есть результат общих устано­вок по отношению к партнеру и прояв­ляется во всех контактах: между трене­ром и спортсменом, отцом и сыном, ру­ководителем и подчиненным.

В совместной коллективной деятель­ности направленной организацией обще­ния обычно бывает занят руководитель. В общеизвестных стилях руководства и лидерства можно усмотреть специфиче­ски организуемую в каждом варианте сферу человеческих контактов.

Авторитарный стиль общения ру­ководителя проявляется в том, что он, вольно или невольно, препятствует рас­ширению контактов между членами группы, замыкая межчеловеческие связи преимущественно на себе, провоцирует своими оценками и суждениями появле­ние в группе «козла отпущения», диктует и указывает. Самое слабое место в его кон­тактах, как служебных, так и личных, — нежелание и неумение хвалить, поощрять.

Попытка похвалить, проявить внимание часто оборачивается социальной нелов­костью. Например, желая посочувствовать немолодой сотруднице, такой руководи­тель замечает: «Вы сегодня плохо выглядите, Вам надо отдохнуть. Я подпишу Вам отпуск на неделю». Эффект такого выражения сочувствия оказывается прямо про­тивоположным, т. к. молодящаяся дама получает сильный удар по женскому само­любию. Следует заметить, что авторитарная личность обычно более всего погрешно­стей и ошибок совершает во взаимодействии с противоположным полом, испытывая по отношению к его представителям недоверие, подозрительность и неосознанную боязнь.

Авторитарный руководитель принуждение предпочитает убеждению. Всеми си­лами пытается обеспечить исполнительность, сдерживает творчество и не любит ини­циативы, единолично принимает решения; разъяснение всегда подменяет инструк­тированием. Для него характерны жесты типа «Все схвачено» (рис. 22.5) или «Не возражайте!» (рис. 22.6 (а, б)).

При демократическом стиле руководства и общения поощряются контакты, твор­чество и инициатива, распределяются ответственность и обязанности, выслушива­ются пожелания. Однако нередко встречаются и недостатки в виде соглашательства, бесплодных споров и предпочтения мнения большинства, даже когда меньшинство предлагает более разумные пути.

По степени вмешательства в деятельность и поведение человека, характеру из­бираемых средств воздействия и преследуемых целей можно выделить альтруисти­ческий, манипуляторский, миссионерский стили.

РАЗДЕЛ Vili. Эффективное общение

В альтруистическом стиле главными целя­ми общения являются благо другого человека, помощь в достижении его целей, активность, воспитательная целенаправленность, гуман­ность и осторожность в избираемых средствах воздействия.

Противоположностью ему является мани-пуляторский стиль общения, главный движу­щий мотив которого — достижение собствен­ных целей при всестороннем использовании средств воздействия, давления и принуждения. Многие манипуляторы действуют по принци­пу «Разделяй и властвуй».

Они не только не могут сохранить собствен­ные отношения с людьми, но и губительно дей­ствуют на взаимоотношения других. Вмешива­ясь со своими схемами и советами, приспосаб­ливая людей к своим нуждам, они разрушают хрупкую ткань чужих доверительных отношений.

Этот стиль, как правило, характеризуется хорошим учетом индивидуальных осо­бенностей партнера, гибкостью тактики, дипломатичностью, неотвязностью, настой­чивостью в контактах.

Так называемый миссионерский стиль предполагает значительную дистанцию

между партнерами, уважительное, осторожное влияние, чаще — невмешательство в дела и суждения партнера, ненавязчивые советы, воздействие личным примером.

 

ГЛАВА 22. Факторы успешного общения • 435

22.3.6. Формирование стиля общения в семье

Воспитание характера и коммуникативных свойств ребенка требует учета его при­родных особенностей.

В холерике легче воспитать инициативность и активность общественника, до­кладчика, однако его следует учить терпению и сдержанности, умению справляться с собственной вспыльчивостью, импульсивностью, гневливостью. Сангвиника сле­дует ориентировать на занятия, предполагающие интенсивное общение и принятие совместных решений. Меланхолика — готовить к деятельности, которая требует со­средоточенности, помогать ему преодолевать замкнутость, застенчивость, отчужден­ность, повышенную ранимость.

Условия семейного воспитания, характер применяемых к ребенку воспитатель­ных воздействий, наличие других детей в семье и существующая между ними воз­растная дистанция также формируют определенные стороны стиля общения.

Приведем пример. Однажды молодая журналистка решила написать статью о том, какие бывают конфликты в счастливых семьях. Для зтого она отправилась в семью, которая, по мнению окружающих, уже три года жила счастливо. Будучи немного зна­комой с супругами, журналистка решила побеседовать с ними по отдельности.

Вот какой получился диалог:

Скажи мне, Марта, у вас бывают ссоры?

Нет, мы никогда не ссоримся.

А если ты все же рассердишься на мужа, то как ты поступаешь ?

Очень просто — я молчу.

И когда это произошло первый раз?

Я это хорошо помню. Это было на 23-й день после свадьбы. Муж собрался на
футбол, а у меня разболелась голова. Я очень просила, чтобы он остался, но он ушел.
И я тогда молчала целую неделю.

А когда ты молчала последний раз?

Это было недавно. Я узнала, что его собираются сократить на работе, а он мне
даже ничего не сказал. Такое недоверие! Я очень расстроилась и молчала две недели.

А как твой муж относится к этому?

Мне кажется, что он доволен тем, что в доме никогда не бывает ссор, криков, упреков.

А вот беседа журналистки с мужем Марты.

Юрий, как ты относишься к тому, что твоя жена, когда тобою недовольна, мол —
чит?

Ужасно! Мне кажется, что все стены в доме покрываются чем-то липким, я
задыхаюсь, мне хочется уйти и не возвращаться.

А когда она первый раз замолчала?

Яне помню.

А когда это было в последний раз?

О, это я хорошо помню, она тогда молчала две недели. Я действительно был
виноват. Я тогда принес с рынка очень плохую зелень, не заметил, что мне вниз подсу­
нули гниль. Было из-за чего рассердиться.


436 • РАЗДЕЛ VIII. Эффективное общение

Л у вас тогда никого на работе не сокращали?

Да, сократили моего однофамильца.

Ты любишь свою жену?

Да я очень ее люблю,..когда она не молчит.

Л почему она так поступает, как ты думаешь.?

Я понял это, когда мы побывали в доме у ее родителей. Они не были у нас на
свадьбе, так как далеко живут. И вот однажды мы поехали к ним в другой город. Ког­
да мы приезжаем к моим родителям, все высыпают на улицу, шум, гомон, радость,
дни пролетают очень быстро. Все решаем вместе, смех и шутки. Л когда мы бываем,
очень редко, у ее родителей, то там все по-другому. Ее мать без конца одергивает и
детей, и нас: «Тише! Помолчите. Отец отдыхает. Он рассердится, он не любит шума.
От вас болит голова, когда вы уйметесь» и так до бесконечности.

И что ты думаешь делать дальше?

Я больше не могу долго быть в своем доме, и теперь часто ухожу к друзьям на
преферанс, а раньше меня было не выгнать из дому.

(Журнал «Панорама», Варшава, 1989).

Итак, отсутствие конфликта на самом деле скрывало огромную напряженность отношений, возникшую вследствие вынесенной из семьи ошибочной тактики реше­ния сложных вопросов и недоразумений.

В средней по численности детей и многодетной семье истинный эмоциональный контакт ребенка оказывается намного выше, успешнее формируются качества, про­являющиеся в стиле общения: любовь и уважение к ближнему, умение понимать его душевное состояние, социальная чувствительность. Конфликтность родителей от­рицательно влияет на развитие самостоятельности и независимости ребенка, делает его пассивным в отношениях со сверстниками.

Строгость и деспотичность родителей приводят к застенчивости, реже — к агрес­сивности ребенка. Отсутствие воспитательных воздействий или их непоследователь­ность формируют в ребенке возбудимость, неустойчивость, развязность, асоциаль-ность. Напротив, чрезмерное внимание к ребенку, излишняя забота и вмешательство в его жизнь, удовлетворение всех его желаний приводят к развитию эгоцентричнос-ти, к отсутствию самоконтроля.