Содержание
Введение 3
1. Понятие о конфликте: сущность, виды, функции 5
2. Индивидуальные стили поведения в конфликтах 12
2.1 Стиль соперничества 13
2.2 Стиль избегания 14
2.3 Стиль приспособления 17
2.4 Стиль сотрудничества 18
2.5 Стиль компромисса 21
Заключение 24
Литература 25
Введение
Изменяющаяся социальная ситуация в стране актуализировала проблему конфликта. Известно, что до недавнего времени к конфликту относились как к явлению нежелательному и господствовала негативная оценка его последствия. Однако это противоречит диалектическому пониманию процесса развития, ибо всякое развитие, независимо от его содержания, можно представить как ряд различных ступеней, связанных друг с другом. Существование и развитие всякой организации, малой (большой) групп и личности связано с постоянным возникновением противоречий, борьбой различных сторон, разрешением одних противоречий и возникновением новых. Диалектика развития принимает острый характер и протекает в форме перехода противоречий в конфликт. Исследования как западных, так и отечественных психологов показали, что конфликт несет в себе позитивные функции: конфликт будучи острой формой противоречий, способен конструктивно воздействовать как на внутригрупповую активность, так и на развитие отдельной личности. Активизируя самосознание, конфликт стимулирует актуализацию ранее скрытых потенциальных возможностей личности, открывает перспективу ее совершенствования. В конечном счете сила групп и личности не в «бесконфликтности» и не в избегании конфликта, а в продуктивном разрешении противоречий на пути достижения созидательных и творческих задач.
Актуальность темы обусловлена тем, что в психологии личности и индивидуальности до сего времени отсутствует системный подход к анализу поведения личности в конфликтной ситуации и способов разрешения в реально действующих группах. Наиболее значима эта проблема в воспитательных и образовательных системах, где, как считал В.С.Мерлин: «психологические конфликты играют существенную, роль в формировании новых черт характера и в коренной перестройке личности.
На необходимость изучения конфликтов обращали еще в свое время внимание известные отечественные психологи и педагоги В.С.Бехтерев, П.П.Блонский, А.Ф.Лурия, А.С.Макаренко, С.Т.Щацкий и др. В.М.Бехтерев, А.Р.Лурия, В.Н.Мясищев предупреждали, что психологически межличностный конфликт трудно и болезненно переживается детьми, особенно его непосредственными участниками и отмечали, что конфликты могут оказывать разное влияние на ребенка. С одной стороны, они усложняют психологическую жизнь, способствуют ее переходу на новые, более сложные уровни ее функционирования, с другой — могут привести к нарушению гармонии взаимоотношений с окружающими людьми, задержать процесс социализации личности. Ведь даже в старшем подростковом возрасте еще не до конца сформирована способность находить самостоятельный выход из неблагополучных ситуаций, снимать отрицательные эмоциональные напряжения с помощью внутриличностной саморегуляции.
Этапы развития группы. Конфликты как форма проявления противоречий, ...
... конфликту. Противоречие и конфликт - далеко не одно и то же, и не всегда развитие противоречия оборачивается конфликтом. В основном противоречия затрагивают интересы, статус, моральное достоинство личности или группы. Тема конфликтов ... ориентаций членов группы; üясность и определенность групповых целей; üдемократический стиль лидерства (руководства); üкооперативная взаимозависимость членов группы в ...
А так как конфликты — неизбежные спутники нашей жизни, то можно и нужно формировать способность в различных конфликтных ситуациях отстаивать свои убеждения, интересы спокойно, без эмоциональных срывов; поэтому объективно необходимым и актуальным представляется исследование, посвященное изучению индивидуального стиля поведения в конфликтной ситуации.
Цель: выявить особенности индивидуального стиля поведения в конфликте.
Задачи:
1) определить понятие, сущность, виды и функции конфликта;
2) выявить стили поведения в конфликте.
1. Понятие о конфликте: сущность, виды, функции
Воспоминания о конфликтах как правило вызывают неприятные ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой безнадежные, доказать свою правоту, обиды. В результате сложилось мнение, что конфликт — всегда явление негативное, нежелательное для каждого из нас, а в особенности для руководителей, менеджеров, так как им приходится сталкиваться с конфликтами чаще других. Конфликты рассматриваются, как нечто такое, чего по возможности следует избегать.
Представители ранних школ управления, в том числе сторонники школы человеческих отношений, считали, что конфликт — это признак неэффективной деятельности организации и плохого управления. В наше время теоретики и практики управления все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях не только возможны, но и желательны. Надо только управлять конфликтом. Роль конфликтов и их регулирования в современном обществе столь велика, что во второй половине ХХ века выделилась специальная область знания — конфликтология. Большой вклад в ее развитие внесли социология, философия, политология и, конечно, психология.
Что же такое конфликт?
Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей. конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их лежит отсутс….
Литература
1) Альбуханова К.А., Воловикова М.И., Елисеев В.А., Проблема исследования индивидуального сознания.// Психологический журнал 1991г. Т.2, №4, с.27.
Психология индивидуального стиля управления
... внеурочное время. В целом для руководителя - автократа характерен недостаток уважения к окружающим. психология индивидуальный стиль управление Демократический стиль - в отличие от автократического, предполагает предоставление подчинённым самостоятельности, ...
2) Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Гамезо, М.В. Матюхиной, Т.С. Михальчик.- М., 1984.
3) Дикарева А.А. Мирская М.И. Социология труда. М.,1989.
4) Запрудский Ю.Г. Социальный конфликт. Ростов-на-Дону, 1992.
5) Здравомыслов А.Г. Социология конфликтов. — М., 1982.
6) Конфликтная борьба, сотрудничество, взаимодействие. Ответственный редактор Потанин Г.М. М., Белгород, 1996.
7) Коряк Н.М., Бородкин Ф.М. Внимание: конфликт. — М., 1989.
8) Кроник В.А. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я: психология значимых отношений. — М., 1989.
9) Межличностное восприятие в группе / Под ред. Андреевой, А.И. Донцова.- М., 1981.
10) Мескон М. Х., Альберт М., Хедуори Ф. Основы менеджмента. — М., «Дело» -1992.
11) Немов Р.С. Психология в 3-х томах. — М.,1994 — 1995 .
12) Педагогическая психология. — Ростов-на-Дону, 1997.
13) Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.
14) Пономарев И.Б. Конфликты в деятельности и общение работников органов внутренних дел. — М., 1989.
15) Психология. Словарь. М., 1990.
16) Преториус Р. Теория конфликта // Политические исследования. — 1991.-№5.
17) Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. — М., 1988.
18) Рыбакова М.Н. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе.- М., 1991.
19) Скот Д.Г. Конфликты. Пути их преодоления. — Киев, 1991.