Раздел 1. Общие основы педагогики 3

ПЕДАГОГИКА

Учебная программа учреждения образования по учебной дисциплине для специальностей

Современные иностранные языки (преподавание);

Иностранный язык (с указанием языка)

 

 

2014 г.

СОСТАВИТЕЛЬ:

Т.Е. Карпович, доцент кафедры педагогики УО МГЛУ, кандидат психологических наук, доцент

 

 

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

 

В.Т. Кабуш, профессор кафедры педагогики и менеджмента образования УО АПО, доктор педагогических наук, профессор

 

Кафедра педагогики и методики высшей школы УО МГЛУ

 

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

 

Кафедрой педагогики

(протокол №8 от 28.03.2014 г.);

 

Научно-методическим советом УО МГЛУ

(протокол № 4 от 30.04.2014)

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цели и задачи учебной дисциплины «Педагогика»

 

В учебной программе курса «Педагогика» внимание сосредоточено на изучении понятийно-терминологического аппарата педагогики как самостоятельной отрасли научного знания, рассматриваются методологические основы педагогической науки, раскрываются проблемы теории и практики обучения и воспитания, особенности профессиональной деятельности педагога и управления педагогическими системами.

Целью курса «Педагогика» является овладение студентами системой научно-педагогических знаний как основой развития их гуманистического профессионального мышления, обогащения их профессионально-педагогической культуры и практического приобщения к современным технологиям обучения и воспитания.

Задачами курса являются:

1) формирование у будущих педагогов целостного представления о педагогической действительности на основе усвоения теоретических положений современной педагогической науки;

2) развитие у студентов ценностного отношения к педагогической профессии, готовности к профессиональному и личностному совершенствованию, способности формулировать педагогические проблемы и разрабатывать способы их решения;

3) приобретение студентами практических умений и навыков организации продуктивного педагогического взаимодействия с учетом возрастных и индивидуальных особенностей личности в конкретной социокультурной ситуации.

Доминантой программы является направленность на освещение особенностей развития национальной педагогики и системы образования Республики Беларусь, учет сложившейся социально-педагогической ситуации. В перечне программных вопросов и их характере отражены особенности лингвистического вуза, готовящего преподавателей иностранного языка.

6 стр., 2803 слов

Педагогика начального образования: Теория и методика воспитания ...

... Коррекционно-педагогические воздействия в процессе личностно-ориентированного образования, воспитания ... Воспитание как категория педагогики. Разнообразие понятий воспитания. Различные ... учебной и внеклассной воспитательной работе. Особенности нравственной деятельности.Психолого-педагогические ... курса Раздел 1. Теория и методика воспитания младших школьников 10 ч. Воспитание в структуре педагогического ...

 

Место учебной дисциплины в системе подготовки специалиста

 

В системе подготовки кадров высшей квалификации гуманитарного профиля в сфере преподавания иностранных языков курс «Педагогика» относится к дисциплинам государственного компонента цикла общенаучных и общепрофессиональных дисциплин на первой ступени высшего образования. Этот курс способствует формированию и развитию академических, социально-личностных и профессиональных компетенций специалиста в организационно-управленческой, преподавательской, учебно-методической, воспитательной, научно-исследовательской и инновационной деятельности в области обучения и воспитания личности в различных типах учреждений образования Республики Беларусь. Курс педагогики тесно связан с такими дисциплинами государственного компонента цикла, как психология, страноведение, методика преподавания иностранных языков, а также с такими дисциплинами компонента учреждения высшего образования, как история педагогики и курсы по выбору по актуальным вопросам педагогики.

Требования к освоению учебной дисциплины

 

В результате изучения курса «Педагогика»студент должен знать:

· общие основы педагогики, теорию и общую методику обучения и воспитания;

· основы педагогического менеджмента и акмеологические основы профессиональной деятельности;

· нормативно-юридические и научно-методологические документы, определяющие функционирование системы образования в стране.

В результате изучения курса «Педагогика» студент должен уметь:

· организовывать и осуществлять продуктивное педагогическое взаимодействие на уроке и во внеурочной деятельности;

· осуществлять научно-педагогическое и практико-ориентированное исследование проблем образования личности;

· заниматься самообразованием и самовоспитанием.

В результате изучения курса «Педагогика» студент должен владеть:

· инновационными технологиями, методиками и средствами обучения и воспитания личности;

· умениями определять задачи обучения и воспитания личности и решать их в зависимости от конкретной образовательной ситуации;

· методиками диагностики и оценки качества процесса обучения и воспитания.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины «Педагогика» определены образовательным стандартом высшего образования первой ступени по указанной специальности с учетом требований компетентностного подхода.

В результате изучения курса «Педагогика» у студента должны быть сформированы следующие академические компетенции:

· АК-1. Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач в сфере педагогической деятельности:

теоретико-методологические знания о человеке как биосоцио-психическом существе; основные методологические подходы, закономерности и принципы обучения и воспитания как личностно-развивающих процессов; влияние среды на процессы социализации и индивидуализации личности; цели, задачи, содержание, принципы профессионально-педагогической деятельности;

11 стр., 5198 слов

Формирование опыта творческой деятельности в процессе обучения ...

... формирование опыта творческой деятельности учащихся при обучении курсу физической географии. Предметом исследования является методика формирования опыта творческой деятельности учащихся при изучении курса физической географии. ... результатов, полученных в психологии и педагогике. Школьное образование служит базой для дальнейшего непрерывного обучения и самообразования в современных условиях. ...

методические знания – современные технологии, методы, приемы, формы и средства диагностики, планирования, конструирования, организации, осуществления, стимулирования и контроля учебно-воспитательной работы с разными возрастными группами детей в различных социально-педагогических ситуациях;

прикладные знания – приемы установления контактов в профессиональном общении, создания благоприятной эмоциональной атмосферы в коллективе, самоконтроля, самооценки, рефлексии, саморегуляции и самокоррекции своей профессиональной деятельности и поведения.

· АК-3. Владеть исследовательскими навыками в педагогической деятельности.

· АК-4. Уметь работать самостоятельно.

· АК-5. Быть способным порождать новые идеи (обладать креативностью).

· АК-9. Уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни.

В результате изучения курса «Педагогика» у студента должны быть сформированы следующие социально-личностные компетенции:

· СЛК-1. Обладать качествами гражданственности.

· СЛК-2. Быть способным к социальному взаимодействию.

· СЛК-3. Обладать способностью к межличностным коммуникациям.

· СЛК-6. Уметь работать в команде.

· СЛК-7. Уметь ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и учитывать особенности ценностно-смысловых ориентаций различных социальных, национальных, религиозных и профессиональных общностей и групп в определенном социуме.

В результате изучения курса «Педагогика» у студента должны быть сформированы следующие профессиональные компетенции:

в организационно-управленческой деятельности:

· ПК–1. Работать с юридической, нормативно-правовой литературой и трудовым законодательством в профессионально-педагогической сфере.

· ПК–7. Готовить доклады, материалы к презентациям.

· ПК–8. Пользоваться глобальными информационными ресурсами и средствами телекоммуникаций.

· ПК–9. Управлять ученическим и студенческим коллективом.

· ПК–10. Организовывать взаимодействие участников образовательного процесса.

· ПК–11. Создавать творческую атмосферу в коллективе.

· ПК–12. Разрешать возникающие в коллективе конфликтные ситуации.

в преподавательской деятельности:

· ПК–19. Осуществлять основные функции преподавателя иностранных языков на основе интеграции знаний и профессионально значимых умений и навыков.

· ПК–20. Реализовывать цели и содержание обучения, осуществлять оптимальное планирование образовательного процесса по иностранным языкам.

· ПК–22. Развивать познавательные потребности, мотивы и интересы учащихся, формировать у них лингвистическое мышление в процессе обучения иностранному языку.

· ПК–23. Учитывать психологические и дидактические особенности иностранным языкам разных групп обучаемых.

 

в учебно-методической деятельности:

· ПК–45. Осуществлять анализ и оценку педагогической деятельности.

 

в воспитательной деятельности:

· ПК–46. Планировать, контролировать и осуществлять идеологическую и воспитательную работу с учащимися.

· ПК–47. Формировать общую культуру учащихся на основе патриотических убеждений, духовных и нравственных ценностей, воспитывать в них социальную толерантность, интерес и уважение к другим лингвокультурам.

· ПК–48. Владеть формами и методами, современными методиками и технологиями воспитания.

· ПК–49. Руководствоваться основными закономерностями психологии воспитания и обучения в педагогическом процессе.

· ПК–50. Организовывать досуг учащихся, использовать различные формы внеурочной деятельности учащихся с целью формирования у них ценностных ориентаций и гармоничного развития личности.

· ПК–51. Осуществлять воспитательный процесс на основе закономерностей развития личности учащихся, их возрастных и индивидуальных особенностей.

· ПК–52. Обеспечивать взаимодействие школы и семьи.

в научно-исследовательской деятельности:

· ПК–53. Владеть основами методологии и теории научного исследования.

· ПК–54. Пользоваться научной и справочной литературой.

· ПК–55. Осуществлять отбор материала для исследования.

· ПК–56. Анализировать и интерпретировать исследуемые явления в их взаимосвязи и взаимозависимости.

· ПК–57. Готовить научные рефераты, тезисы выступлений и доклады.

· ПК–58. Оформлять результаты научно-исследовательской деятельности в соответствии с требованиями современной информационной библиографической культуры.

 

в инновационной деятельности:

· ПК–59. Осуществлять поиск, систематизацию и анализ информации по инновационным технологиям в области лингвистики и лингводидактики.

· ПК–60. Формировать банк данных инновационных технологий по различным аспектам преподавательской, учебно-методической, научно-исследовательской и воспитательной деятельности.

· ПК–62. Реализовывать инновационные программы обучения и воспитания.

 

На изучение курса «Педагогика» на дневной форме обучения по специальности 1–21 06 01–01 Современные иностранные языки (преподавание) всего отводится 170 часов, из которых 84 часа отведено на аудиторные занятия и 86 часов на самостоятельную работу студентов, из которых управляемая самостоятельная работа составляет 50 часов. Аудиторные занятия включают 50 часов лекций и 34 часа семинарских занятий. Итоговый контроль осуществляется в форме зачета (3 семестр) и экзамена (4 семестр).

На изучение курса «Педагогика» на заочной форме обучения по специальности 1–02 03 08 Иностранный язык (с указанием языка) всего отводится 226 часов, из которых 26 часов отведено на аудиторные занятия и 100 часов на самостоятельную работу студентов. Аудиторные занятия включают 14 часов лекций и 12 часов семинарских занятий. Итоговый контроль осуществляется в форме зачета (4 семестр) и экзамена (5 семестр).

Примерный тематический план

учебной дисциплины «Педагогика»

№ п/п Содержание курса Количество часов
Лекции Семинар-ские занятия СР
1. Общие основы педагогики
1.1 Педагогика в системе наук о человеке  
1.2 Воспитание и развитие личности в мировой педагогике
1.3 Целеполагание в педагогике  
1.4 Педагогический процесс как система и целостное явление
1.5 Современные тенденции в развитии образования  
1.6 Основные направления государственной образовательной политики в Республике Беларусь  
2. Дидактика
2.1 Содержание образования  
2.2 Процесс обучения  
2.3 Мотивация учебно-познавательной деятельности и ее формирование  
2.4 Технологии, методы и средства обучения в современной педагогике  
2.5. Организация процесса обучения: формы и системы
2.6 Педагогическая диагностика  
2.7 Современные дидактические идеи  
3. Теория воспитания
3.1 Процесс воспитания
3.2 Содержание воспитания  
3.3 Организация процесса воспитания в современной школе
3.4 Школьная и семейная среда как фактор развития личности ученика
3.5 Проблема формирования положитель-ной Я-концепции личности ученика  
3.6 Основы педагогики общения
4. Профессиональная деятельность педагога
4.1 Учитель как личность и профессионал  
4.2 Управление современной школой  
  ИТОГО:

Содержание учебного материала

Раздел 1. Общие основы педагогики

Тема 2.7. Современные дидактические идеи

Понятие новаторства в педагогической теории и практике. Педагогика сотрудничества как инновационное педагогическое движение в отечественной образовательной практике конца ХХв. Основные концептуальные идеи педагогики сотрудничества. Гуманизация процесса обучения в новаторских дидактических поисках: учение без принуждения; самооценка и самоконтроль в обучении; трудная цель в обучении; свободный выбор в обучении; опережение в обучении и развитии личности учащихся; создание интеллектуального фона класса; сотрудничество в системах: учитель – учащиеся, учащийся – учащиеся, учитель – родители, учитель – учитель; творческое самоуправление учащихся.

Авторские личностно-ориентированные технологии обучения. Проблема внедрения новаторских идей.

Требования к компетентности:

· знать сущность новаторства и инновационной деятельности в педагогике, уметь приводить примеры новаторских педагогических идей в истории науки и практики;

· знать основные идеи педагогики сотрудничества; уметь выявлять их в педагогической реальности и обосновывать эффективность их использования;

· знать наиболее распространенные авторские личностно-ориентированные технологии обучения и уметь их применять для решения педагогических задач, организации собственной учебно-познавательной деятельности, в целях самообразования;

· владеть инновационными технологиями, методиками и средствами обучения личности.

Раздел 3. Теория воспитания

Тема 3.1. Процесс воспитания

 

Понятие о процессе воспитания и его специфике. Основные характеристики процесса воспитания: целенаправленность, многофакторность, комплексность, непрерывность, неоднозначность и отдаленность результатов. Понятие о воспитывающей среде и воспитательной деятельности.

Психолого-педагогические основы процесса воспитания. Закономерности и принципы воспитания. Структура процесса воспитания и основные этапы его организации. Воспитание, самовоспитание, перевоспитание. Критерии воспитанности. Проблема оценки результатов воспитания.

 

Требования к компетентности:

· знать сущность процесса воспитания и его основные характеристики; уметь использовать эти знания для анализа конкретных педагогических ситуаций; знать факторы, влияющие на определение целей воспитания, уметь их вычленять при анализе педагогической реальности;

· знать закономерности и принципы воспитания; уметь анализировать конкретные воспитательные ситуации с позиций реализации закономерностей воспитания;

· знать структуру и основные этапы организации воспитательного процесса; уметь анализировать воспитательные системы и опыт воспитания с позиций эффективности их педагогической организации;

· знать критерии воспитанности и уметь определять уровни воспитанности личности;

· владеть методиками диагностики и оценки качества процесса воспитания.

Тема 3.2. Содержание воспитания

Понятие о содержании воспитания. Социальный заказ и содержание воспитания. Проблема приоритетов в содержании воспитания в отечественной и зарубежной педагогике. Культурологический подход в воспитании. Базовая культура личности как основа содержания воспитания.

Состояние и современные тенденции развития теории и практики воспитания в отечественной и зарубежной педагогике. Воспитание как формирование системы отношений личности к обществу, Родине, природе, труду, людям и к себе.

Кодекс Республики Беларусь об образовании (2010) об основных направлениях воспитательной деятельности в учреждениях образования Республики Беларусь.

 

Требования к компетентности:

· знать сущность воспитания как целенаправленного создания условий и стимулирования активности воспитуемых в их взаимодействии с важнейшими сторонами действительности: людьми (родными, знакомыми, другими), природой, трудом, самим собой, учебной деятельностью, искусством, наукой; уметь соотносить эти знания с педагогической реальностью;

· знать основные составляющие базовой культуры личности; уметь определять содержание воспитания в соответствии с его целями и задачами, социальным заказом, возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников;

· знать основные положения Кодекса Республики Беларусь об образовании (2010), уметь анализировать педагогическую действительность с позиций общечеловеческих и регионально-этнических ценностей;

· владеть навыками работы с нормативно-правовой документацией в области воспитания в учреждениях образования.

Перечень дополнительной литературы

28. Андреев, В.И. Система образования в ФРГ / В.И. Андреев. – Минск: НИО, 1993. – 100 с.

29. Андреев, В.И. Система образования в Японии / В.И. Андреев. – Минск: НИО, 1995. – 122 с.

30. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Перев. с англ.; общ. ред. и вступит. статья В.Я. Пилиповского. – М.: Прогресс, 1986. – 424 с.

31. Бордовская, Н.В. Педагогика: учеб. пособие для вузов / Н.В.Бордовская, А.А. Реан. – СПб: Питер, 2008. – 304 с.

32. Булатова, О.С. Искусство современного урока: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.С. Булатова. – М.: Академия, 2008. – 256 с.

33. Воспитание детей в школе: новые подходы и новые технологии / под ред. Н.Е. Щурковой. – М., 1998. – 208 с.

34. Воспитание нравственной личности в школе: пособие для руководителей учреждений образования, педагогов-организаторов, классных руководителей / под ред. К.В. Гавриловец. – Минск: ИВЦ Минфина, 2005.

35. Вульфсон, Б.Л. Сравнительная педагогика / Б.Л. Вульфсон, З.А. Малькова. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 256 с.

36. Гавриловец, К.В. Нравственно-эстетическое воспитание школьников / К.В. Гавриловец, И.И. Казимирская. – Минск: Нар.асвета, 1988. – 126 с.

37. Гимпель, Л.П. Программированные тестовые задания по педагогике / Л.П. Гимпель. – Минск: МГЛУ, 2005. – 105 с.

38. Гин, А.А. Приемы педагогической техники / А.А. Гин. – Гомель: ИПП «Сож», 1999. – 88 с.

39. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В.Давыдов. – М., 1996.

40. Джуринский, А.Н. История зарубежной педагогики / А.Н.Джуринский. – М.: Форум, 1998. – 272 с.

41. Жук, О.Л. Педагогика: учеб.-метод. комплекс для студентов пед. специальностей / О.Л. Жук. – Минск БГУ, 2003. – 383 с.

42. Загвязинский, В.И. Теория обучения и воспитания: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В.И. Загвязинский, И.Н.Емельянова. – М.: Изд.центр «Академия», 2013. – 256 с.

43. Загвязинский, В.И. Теория обучения и воспитания: учебник для бакалавров / В.И. Загвязинский, И.Н.Емельянова. – М.: Юрайт, 2014. – 314 с.

44. Кабуш, В.Т. Гуманистическая воспитательная система: теория и практика / В.Т. Кабуш. – Минск, 2001. – 208 с.

45. Казимирская И.И. Организация и стимулирование самостоятельной работы студентов по педагогике: учеб. пособие / И.И. Казимирская, А.В. Торхова. – Минск: Бестпринт, 2004. – 304 с.

46. Кашлев, С.С.Интерактивные методы обучения: учеб.-метод. пособие / С.С. Кашлев. – Минск: ТетраСистемс, 2011. – 224 с.

47. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике (междисциплинарный): для учащ., студ., аспирантов, учителей и преподавателей вузов / Г.М.Коджаспирова. – Москва; Ростов на Дону: МарТ, 2005. – 448 с.

48. Краевский, В.В. Общие основы педагогики / В.В. Краевский. – М.: Академия, 2003. – 256 с.

49. Крайко, Э.Н. Система образования во Франции / Э.Н.Крайко. – Минск: НИО, 1995. – 112 с.

50. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т.А. Куликова. – М.: Академия, 1999. – 232 с.

51. Латыш, Н.И. Образование на рубеже веков / Н.И. Латыш. – 2-е изд., доп. – Минск: НИО, 2000. – 215 с.

52. Махмутов М.Н. Организация проблемного обучения в школе. – М.: Просвещение, 1977. – 184 с.

53. Назарова, Е.Н. Здоровый образ жизни и его составляющие / Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов. – М.: Академия, 2007. – 256 с.

54. Основы педагогики: учеб. пособие / А.И.Жук, И.И. Казимирская, О.Л.Жук, Е.А.Коновальчик; Под общ. ред. А.И. Жука. – Минск: Аверсэв, 2003. – 349 с.

55. Палажэнне аб класным кіраўніку класа агульнаадукацыйнай школы і куратару вучэбнай групы прафесійна-тэхнічнай і сярэдняй спецыяльнай навучальнай установы // АіВ. Пазашкольнае выхаванне. -2000. – № 2. – С. 12– 14.

56. Педагогика и психология семейного воспитания / М.П. Осипова [и др.]; под ред. М.П. Осиповой. – Минск: ИВЦ Минфина, 2008. – 360 с.

57. Педагогика народов мира: История и современность / авт-сост. К.Салимова, Н.Додде. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – — 576 с.

58. Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е.С.Рапацевич. – Минск: «Соврем. слово», 2005. – 720 с.

59. Педагогическая поддержка ребенка в образовании: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Н Михайлова, С.М. Юсфин, Е.А. Александрова и др.; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 288 с.

60. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад; редкол.: М.М. Безруких [и др.]. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 527 с.

61. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. – М.: Академия, 2010. – 368 с.

62. Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике / В.М. Полонский. – М.: Высшая школа, 2004. – 512 с.

63. Рыбакова, М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. / М.М. Рыбакова. – М.: Просвещение, 1991.– 128 с.

64. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. / Г.К. Селевко. – Т.1., Т.2. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 816 с.

65. Сластенин, В.А. Педагогика: инновационная деятельность / В.А. Сластенин, Л.С. Подымова . – М.: ИЧП «Изд-во «Магистр»», 1997. — 224 с.

66. Степанов, В.А. Становление и развитие системы высшего образования в Великобритании / В.А. Степанов – Минск: НИО, 1998. – 102 с.

67. Унт, И. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М., 1990. – 192 с.

68. Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.В. Хуторской. – М.: Академия, 2010. – 256 с.

69. Хухлаева, О.В. Поликультурное образование: учебник для бакалавров / О.В. Хухлаева, Э.Р.Хакимов, О.Е. Хухлаев / М.: Юрайт, 2014. – 283 с.

70. Шиянов, Е.Н. Развитие личности в обучении / Е.Н. Шиянов, И.Б. Котова. – М.: Изд. Центр «Академия». – 1999. – 288 с.

71. Щуркова, Н.Е. Прикладная педагогика воспитания: учеб. пособие / Н.Е. Щуркова. – СПб.: Питер, 2005. –366 с.

72. Яковлева, Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности / Е.Л. Яковлева. – М.: Флинта, 1997. – 224 с.

 

Перечень рекомендуемых средств диагностики

Для диагностики компетенций используются следующие формы:

1. Устная форма.

2. Письменная форма.

3. Устно-письменная форма.

4. Техническая форма.

К устной форме диагностики компетенций относятся:

1. Собеседования.

2. Коллоквиумы.

3. Доклады на семинарских занятиях.

4. Решение педагогических задач.

5. Доклады на конференциях.

6. Устные зачеты.

7. Устные экзамены.

8. Оценивание на основе деловой игры.

9. Другие.

К письменной форме диагностики компетенций относятся:

1. Тесты.

2. Контрольные опросы.

3. Контрольные работы.

4. Письменные домашние задания.

5. Эссе.

6. Рефераты.

7. Публикации статей, докладов.

8. Письменные зачеты.

9. Стандартизированные тесты.

10. Оценивание на основе модульно-рейтинговой системы.

11. Оценивание на основе кейс-метода.

12. Оценивание на основе портфолио.

13. Оценивание на основе проектного метода.

14. Оценивание на основе деловой игры.

15. Другие.

К устно-письменной форме диагностики компетенций относятся:

1. Зачеты.

2. Оценивание на основе модульно-рейтинговой системы.

3. Оценивание на основе проектного метода.

4. Оценивание на основе деловой игры.

5. Другие.

К технической форме диагностики компетенций относятся:

1. Электронные тесты.

2. Другие.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА

по дисциплине «Педагогика»

(дневная форма обучения по специальности 1–21 06 01–01 Современные иностранные языки (преподавание))

Номер раздела, темы     Название раздела, темы Количество аудиторных часов   Форма контроля знаний
Лекции Практические занятия Семинарские занятия     Лабораторные занятия Самостоятельная работа   Иное
1. Общие основы педагогики (36 ч.)    
1.1 Педагогика в системе наук о человеке         Рефлексия, тест
1.2.1 Воспитание и развитие личности в мировой педагогике           Рефлексия
1.2.2. Развитие личности как педагогическая проблема           Опрос, тест
1.2.3. Особенности обучения и воспитания школьников разного возраста           Тест, решение педагогиче-ских задач
1.3. Целеполагание в педагогике         Рефлексия, тест
1.4.1 Педагогический процесс как система и целостное явление           Рефлексия
1.4.2 Педагогические парадигмы и педагогический процесс           Опрос, тест
1.4.3 Личностно ориентированный подход в образовании           Тест, решение педагогиче-ских задач
1.5.1 Современные тенденции в развитии образования           Рефлексия
1.5.2 Системы образования за рубежом           Ролевая игра «Конфе-ренция»
1.6 Основные направления государственной образовательной политики в Республике Беларусь         Рефлексия, тест
2. Дидактика (40 ч.)    
2.1 Содержание образования         Рефлексия, тест
2.2.1 Процесс обучения           Рефлексия
2.2.2 Обучение как двусторонний процесс: сущность, функции, виды           Опрос, тест
2.2.3 Психолого-педагогические основы процесса обучения           Опрос, тест, реферат
2.2.4 Индивидуализация и дифференциация обучения           Опрос, тест, решение педагогиче-ских задач
2.3.1 Мотивация учебно-познавательной деятельности и ее формирование           Рефлексия
2.3.2 Стимулирование учебно-познавательной деятельности школьников           Опрос, тест, решение педагогиче-ских задач
2.4.1 Технологии, методы и средства обучения в современной педагогике           Рефлексия, тест
2.4.2 Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности школьников           Опрос, тест, решение педагогических задач
2.4.3 Контроль и оценка в обучении           Опрос, тест, решение педагогиче-ских задач
2.5.1 Организация процесса обучения: формы и системы           Рефлексия
2.5.2 Формы и системы организации обучения           Тест, решение педагогических задач
2.5.3 Проблема эффективности современного урока           Опрос, тест, решение педагогиче-ских задач
2.6 Педагогическая диагностика         Рефлексия, тест, реферат
2.7.1 Современные дидактические идеи           Рефлексия
2.7.2 Новаторство в педагогической теории и практике           Реферат, решение педагогиче-ских задач
3. Теория воспитания (48 ч.)    
3.1 Процесс воспитания         Рефлексия
3.1.2 Сущность процесса воспитания и самовоспитания           Опрос, тест, реферат
3.2.1 Содержание воспитания           Рефлексия
3.2.2 Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь           Реферат, решение педагогиче-ских задач
3.3.1 Организация процесса воспитания в современной школе           Рефлексия
3.3.2 Умственное воспитание и формирование мировоззрения учащихся           Опрос, тест, решение педагогиче-ских задач
3.3.3 Формирование основ нравственной и эстетической культуры учащихся           Опрос, тест, решение педагогиче-ских задач
3.3.4 Гражданское и патриотическое воспитание школьников           Тест, реферат
3.3.5 Воспитание трудовой и физической культуры школьников           Опрос, тест, решение педагогиче-ских задач
3.3.6 Профессиональная ориентация учащихся           Тест, реферат
3.3.7 Экологическое воспитание школьников           Решение педагогиче-ских задач
3.4.1 Школьная и семейная среда как фактор развития личности ученика         Рефлексия, тест
3.4.2 Воспитательная работа классного руководителя           Опрос, тест, решение педагогиче-ских задач
3.4.3 Основы семейного воспитания           Опрос, тест, решение педагогиче-ских задач
3.5 Проблема формирования положительной Я-концепции личности ученика         Рефлексия, тест, реферат
3.6.1 Основы педагогики общения         Рефлексия, тест  
3.6.2 Педагогические конфликты и их преодоление           Опрос, тест, решение педагогиче-ских задач
4. Профессиональ-ная деятельность учителя (10 ч.)    
4.1.1 Учитель как личность и профессионал           Рефлексия
4.1.2 Ступени професси-онального роста учителя. Педагогическое мастерство и его структура           Тест, анализ педагогиче-ских текстов
4.2.1 Управление современной школой           Рефлексия
4.2.2 Методическая работа в школе и аттестация педагогических кадров           Тест, решение педагогиче-ских задач
  ВСЕГО:    

 

по дисциплине «Педагогика»

(заочная форма обучения по специальности 1–02 03 08 Иностранный язык

(с указанием языков))

Номер раздела, темы     Название раздела, темы Количество аудиторных часов   Форма контроля знаний
Лекции Практические занятия Семинарские занятия     Лабораторные занятия Самостоятельная работа   Иное
1. Общие основы педагогики (30 ч.)    
1.1 Педагогика в системе наук о человеке         Рефлексия, тест
1.2.1 Воспитание и развитие личности в мировой педагогике           Рефлексия
1.2.2. Развитие личности как педагогическая проблема           Опрос, тест
1.2.3. Особенности обучения и воспитания школьников разного возраста           Тест, решение педагогиче-ских задач
1.3. Целеполагание в педагогике           Рефлексия, тест
1.4.1 Педагогический процесс как система и целостное явление           Рефлексия
1.4.2 Педагогические парадигмы и педагогический процесс           Опрос, тест
1.4.3 Личностно ориентированный подход в образовании           Тест, решение педагогиче-ских задач
1.5.1 Современные тенденции в развитии образования           Рефлексия
1.5.2 Системы образования за рубежом           Ролевая игра «Конфе-ренция»
1.6 Основные направления государственной образовательной политики в Республике Беларусь           Рефлексия, тест
2. Дидактика (40 ч.)    
2.1 Содержание образования           Рефлексия, тест
2.2.1 Процесс обучения           Рефлексия
2.2.2 Обучение как двусторонний процесс: сущность, функции, виды         Опрос, тест
2.2.3 Психолого-педагогические основы процесса обучения           Опрос, тест, реферат
2.2.4 Индивидуализация и дифференциация обучения           Опрос, тест, решение педагогиче-ских задач
2.3.1 Мотивация учебно-познавательной деятельности и ее формирование           Рефлексия
2.3.2 Стимулирование учебно-познавательной деятельности школьников           Опрос, тест, решение педагогиче-ских задач
2.4.1 Технологии, методы и средства обучения в современной педагогике           Рефлексия, тест
2.4.2 Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности школьников           Опрос, тест, решение педагогических задач
2.4.3 Контроль и оценка в обучении           Опрос, тест, решение педагогиче-ских задач
2.5.1 Организация процесса обучения: формы и системы           Рефлексия
2.5.2 Формы и системы организации обучения           Тест, решение педагогических задач
2.5.3 Проблема эффективности современного урока           Опрос, тест, решение педагогиче-ских задач
2.6 Педагогическая диагностика           Рефлексия, тест, реферат
2.7.1 Современные дидактические идеи           Рефлексия
2.7.2 Новаторство в педагогической теории и практике           Реферат, решение педагогиче-ских задач
3. Теория воспитания (46 ч.)    
3.1 Процесс воспитания         Рефлексия
3.1.2 Сущность процесса воспитания и самовоспитания         Опрос, тест, реферат
3.2.1 Содержание воспитания           Рефлексия
3.2.2 Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь           Реферат, решение педагогиче-ских задач
3.3.1 Организация процесса воспитания в современной школе           Рефлексия
3.3.2 Умственное воспитание и формирование мировоззрения учащихся           Опрос, тест, решение педагогиче-ских задач
3.3.3 Формирование основ нравственной и эстетической культуры учащихся           Опрос, тест, решение педагогиче-ских задач
3.3.4 Гражданское и патриотическое воспитание школьников           Тест, реферат
3.3.5 Воспитание трудовой и физической культуры школьников           Опрос, тест, решение педагогиче-ских задач
3.3.6 Профессиональная ориентация учащихся           Тест, реферат
3.3.7 Экологическое воспитание школьников           Решение педагогиче-ских задач
3.4.1 Школьная и семейная среда как фактор развития личности ученика         Рефлексия, тест
3.4.2 Воспитательная работа классного руководителя           Опрос, тест, решение педагогиче-ских задач
3.4.3 Основы семейного воспитания           Опрос, тест, решение педагогиче-ских задач
3.5 Проблема формирования положительной Я-концепции личности ученика           Рефлексия, тест, реферат
3.6.1 Основы педагогики общения           Рефлексия, тест  
3.6.2 Педагогические конфликты и их преодоление           Опрос, тест, решение педагогиче-ских задач
4. Профессиональ-ная деятельность учителя (10 ч.)    
4.1.1 Учитель как личность и профессионал           Рефлексия
4.1.2 Ступени професси-онального роста учителя. Педагогическое мастерство и его структура           Тест, анализ педагогиче-ских текстов
4.2.1 Управление современной школой           Рефлексия
4.2.2 Методическая работа в школе и аттестация педагогических кадров           Тест, решение педагогиче-ских задач
  ВСЕГО: