ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Физиологическое и гигиеническое значение физических упраж­нений.Физические упражнения укрепляют здоровье, способствуют развитию строения и функций нервной системы, двигательного аппарата и внутренних органов и поэтому имеют решающее зна­чение не только для физического, но и для умственного развития детей. В первом классе, где проводятся уроки физического воспи­тания, психическое и физическое развитие детей значительно лучше, и процент детей с хорошей осанкой повышается примерно в 10 раз по сравнению с первым классом, в котором такие уроки в течение года не проводятся. Успеваемость по общеобразова­тельным предметам, например арифметике, в результате нор­мального физического воспитания также повышается примерно в 1,5 раза.

Физические упражнения увеличивают скорость возникновения нервного процесса и скорость переключения от одной деятель­ности к другой, совершенствуют двигательные навыки, улучшают координацию движений, способствуют развитию, формированию и укреплению скелета, скелетных мышц, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, функции которых наиболее тесно связаны с деятельностью двигательного аппарата. Улучшение координа­ции двигательных и вегетативных функций в результате физиче­ских упражнений имеет большое значение для физического и психического развития детей. Благодаря тренировке координации возбуждения и торможения в нервной системе у детей исчезают лишние движения и несоответствие двигательных и вегетативных функций. Совершенствование с возрастом координации движений и вегетативных функций позволяет хорошо производить разнооб­разные и сложные трудовые, бытовые и спортивные движения.

Во время физического труда и выполнения физических упраж­нений кровоснабжение скелетных мышц значительно возрастает, усиливается их снабжение питательными веществами и кислоро­дом, что увеличивает их работоспособность и способствует их морфологическому развитию. Однако ввиду высокой возбуди­мости и преобладания возбуждения над торможением дети в ре­зультате большой подвижности быстро утомляются. Выполнение сложных или однообразных движений и большая подвижность возбуждения и торможения вызывают у них значительное утом­ление, неустойчивость внимания, большую эмоциональность. Поэтому для равномерного развития мышц и предупреждения утом­ления следует избегать чрезмерно сложных движений, чередовать

сокращения разных мышц и не производить физических упраж­нений, длительность и интенсивность которых не соответствует возрасту. Если занятия по труду и уроки физического вос­питания проводятся интересно и разнообразно, то они не вы­зывают переутомления. Наоборот, усиление обмена веществ не только в работавших, но и в ранее не работавших мышцах при­водит к ускоренному прекращению утомления, наступившего при умственной работе или после работы других групп мышц.

20 стр., 9745 слов

Методы обучения детей Правилам дорожного движения в школе

... иной материальный ущерб [14]. Решение проблем обеспечения безопасности дорожного движения, сохранения жизни и здоровья детей и подростков отнесено к приоритетным задачам социально-экономического развития страны. ... свою. Во-первых, в процессе игры происходит ориентация ребенка в самых разнообразных проявлениях жизни людей, их социальных функциях и отношениях. Во-вторых, на основе игровой деятельности ...

У подавляющего большинства школьников 7—14 лет уроки физического воспитания при умеренной физической нагрузке зна­чительно повышают умственную работоспособность, уменьшают латентный период условных двигательных рефлексов, ускоряют и усиливают концентрацию возбуждения и торможения и улуч­шают дифференцировочное торможение. Дозированные физиче­ские упражнения на свежем воздухе перед приготовлением уро­ков в течение 8—10 мин значительно улучшают умственную работоспособность и высшую нервную деятельность (уменьшают латентный период условных двигательных рефлексов, снижают количество расторможенных дйфференцировок и число случаев последовательного торможения, вызывают исчезновение фазовых состояний).

Значение систематических физических упражнений для физиче­ского развития детей.Систематической, планомерное и постепен­ное использование физических упражнений в нормальных гигие­нических -условиях для совершенствования физических свойств организма и повышения его работоспособности в физическом труде и спорте называется тренировкой. Физиологической основой тренировки является развитие и совершенствование функций нервной системы, в результате которых повышается работоспо­собность, увеличивается выносливость и уменьшается утомляе­мость. В процессе тренировки повышается способность к даль­нейшему совершенствованию функций нервной системы, т. е. ее тренируемость. В результате нарастает тренированность орга­низма, или положительный эффект тренировки.

Необходим индивидуальный подход к тренируемому и соот­ветствие тренировки возрастным и половым особенностям детей. Решающее значение для успеха тренировки имеют целеустрем­ленные, сознательные, волевые действия тренируемого и воздей­ствия тренирующего на его поведение посредством слов, инструк­ций, команд, поощрений, внимания и т. п. При психических воздействиях у тренированных, как правило, происходят более значительные изменения функций организма, чем у нетрениро­ванных. Чем младше дети, тем дольше продолжается их трени­ровка. Время, затрачиваемое на тренировку 14-летних для выпол­нения стандартной дозированной нагрузки в 2 раза больше, чем у взрослых.

Основной физиологической особенностью физической трени­ровки посредством мышечных упражнений является увеличение в восстановительный период запасов веществ, используемых при

S

сокращении мышц, значительно выше их исходного уровня. У детей физические упражнения не только увеличивают таким образом запас веществ, необходимых для мышечной деятельности, но и ускоряют рост и развитие мышечной системы и всего орга­низма в целом. Восстановительный период после физических упражнений детей продолжается значительно дольше, чем у взрослых, особенно после физической работы большой мощ­ности.

Дозированные, соответствующие возрасту физический труд и физические упражнения необходимы для нормального физиче­ского развития детей. Приток в нервную систему центростреми­тельных импульсов из работающего двигательного аппарата со­вершенствует развитие координационных механизмов мышечных’ сокращений, а также координацию двигательных и вегетатив­ных функций. Приток центростремительных импульсов из внеш­них органов чувств в головной .мозг в процессе труда и физиче­ских упражнений необходим для нормального развития головного мозга и совершенствования его деятельности.

11 стр., 5129 слов

Специальная и общая физическая подготовка для развития физических ...

... тренировочные эффекты. Они проявляются в улучшении разнообразных функций организма и повышении физической подготовленности. При анализе факторов, определяющих физические тренировочные эффекты упражнений можно выделить такие ... спортивной деятельности и, в частности, в боксе, связана с уровнем развития двигательных способностей (силы, быстроты, выносливости) и эффективностью их взаимодействия. Высокий ...

Кровоснабжение работающей мышцы возрастает до 50 раз вследствие учащения и усиления деятельности сердца и увеличе­ния функционирующих в ней капилляров более чем в 10 раз (по сравнению с неработавшей мышцей).

Мышечная работа усили­вает рост и развитие скелетной мускулатуры. Интенсивная дея­тельность скелетных мышц может повысить кровоснабжение сер­дечной мышцы почти в 10 раз, что вызывает усиленное ее разви­тие и увеличивает объем сердца.

Увеличение кровоснабжения скелетных мышц, сердца и лег­ких во время мышечной деятельности сопровождается уменьше­нием объема крови в депо (печени, селезенке, подкожных капил­лярах).

При мышечной работе, особенно длительной и интенсив­ной, изменяется также состав крови за счет вновь образованных форменных элементов, поступивших из кроветворных органов; мышечная работа усиливает кроветворение. Некоторые физиче­ские упражнения особенно способствуют развитию дыхательной мускулатуры и грудной клетки (плавание, гребля).

Развитие грудной клетки, увеличение ее размеров приводит к соответству­ющему увеличению роста легких.

При мышечной работе резко возрастает общий обмен веществ,
обеспечивающий значительное увеличение расхода энергии, что
способствует росту; развитию и совершенствованию функций всего
организма. —

Физическое развитие детей, систематически занимающихся физическими упражнениями и физическим трудом, выше, чем у их сверстников, не упражняющих скелетные мышцы. Но чрез­мерно большая физическая нагрузка уменьшает уровень пласти­ческих процессов и вызывает задержку роста и развития орга­низма детей.

Всесторонние упражнения всей мускулатуры детей.Естествен­ные движения, игры и движения в процессе труда недостаточны

для физического развития детей, так как отдельные мышечные группы тренируются неравномерно. Занятия отдельными видами спорта также приводят к одностороннему упражнению мышц. Следует также учесть неблагоприятное влияние на рост и разви­тие организма ребенка и особенно на вегетативные функции ги­подинамии, главным образом малоподвижного сидения во время общеобразовательных уроков. Длительный сидячий образ жизни, значительное ограничение движений резко угнетают нервную си­стему, ухудшают развитие мышц, нарушают вегетативные функ­ции. При гиподинамии снижается до предельного уровня обмен веществ, задерживается развитие внутренних органов — сердеч­но-сосудистой и дыхательной систем, желез внутренней секреции, пищеварительного канала, органов выделения.

В целях преодоления неблагоприятного влияния гиподинамии необходимы кратковременные дозированные физические упраж­нения на общеобразовательных уроках, рациональные игры и физические упражнения в промежутках между уроками и система физических упражнений на утренней зарядке и уроках физиче­ского воспитания. Все это обеспечивает сокращения всех скелет­ных мышц, всестороннее физическое развитие организма детей, всех систем и органов. Чем выше двигательная активность ребенка, чем больше он производит движений в быту и игре, тем больше у него образуется условных двигательных рефлексов в двигательном анализаторе и между двигательным и другими анализаторами. Двигательная активность младших дошкольников меньше,’чем старших дошкольников. Двигательная активность ускоряет развитие речи.

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

... которых данная организация существует; Управление, которое формирует и приводит в движение потенциал организации для решения задач. Структура – является формальной классификацией ... при изменении состояния внешней среды. пропорциональность производства и управления, соотносительность развития основного и вспомогательного производства. соотносительность и адекватность управляющей и управляемой ...

Двигательная активность детей младшего и среднего школь­ного возраста и ее сложность в связи с .физическими упражне­ниями и уроками труда все более возрастают. Двигательная ак­тивность детей старшего школьного возраста в связи с увеличе­нием периодов чтения, письма, занятий искусством, рукоделием, шитьем, вязанием и т. п. уменьшается. Это особенно отчетливо проявляется у девушек. Вероятно, уменьшение двигательной активности после 13—14 лет объясняет факт наибольшего разви­тия двигательного анализатора к 13—14 годам: движения, требу­ющие точности, скорости, хорошей ориентировки в пространстве, хорошо осваиваются подростками.

Гигиенически правильная постановка физического воспитания детей.Физическое воспитание детей производят дифференциро­ванно в зависимости от возраста, пола, роста и физического раз­вития. До 11—12 лет лучшим видом физических упражнений для дошкольников и детей младшего возраста являются подвижные игры, которые проводятся ежедневно на свежем воздухе во все времена года. Летом в жаркие дни рекомендуется проводить игры в тени или во вторую половину дня, а в прохладную погоду — в любое время. Нельзя проводить игру раньше, чем через полчаса после приема пищи.

До 7 лет для физического воспитания с успехом используются прогулки, экскурсии, ходьба на лыжах до 30 мин (не на скорость и не на далекое расстояние), бег на коньках, катанье на санках с гор — не более 20—30 мин за один прием. Кроме ежедневных подвижных игр и развлечений, необходимо ежедневно проводить 5-минутную утреннюю гимнастику и 1—2 раза в неделю в течение 15—30 мин занятия по разнообразным физическим упражнениям. При этом дети дошкольного возраста постепенно приучаются производить сложные, точные и быстрые движения, у них выра­батываются простейшие трудовые навыки.

Для младших школьников проводится ежедневная утренняя гимнастика в течение 15 мин. В уроках по физическому воспита­нию для учащихся I—IV классов большое место должны зани­мать подвижные игры, гимнастика, а также ходьба, бег, лазание, прыжки в высоту с разбега и в длину с места, метание в цель, катанье на коньках, ходьба на лыжах и др., которые упражняют и совершенствуют координацию движений, способствуют разви­тию скелетных мышц и выработке правильной осанки. Продол­жительность урока не превышает 40—45 мин, а его плотность должна быть меньше, чем у подростков. Следует избегать стати­ческих усилий, связанных с задержкой дыхания. У детей 9— 12 лет в результате совершенствования психического и нервного процессов в больших полушариях головного мозга постепенно вырабатывается способность точно управлять движениями тела, производить сокращения разных мышц в определенном ритме и с различной нагрузкой, избегать лишних движений.

8 стр., 3772 слов

Влияние занятий баскетболом на физическую подготовленность и ...

... упражнения с элементами новизны [24, 26]. .2 Физиологическое развитие девушек 13-15 лет. Высшая нервная деятельность Подростковый возраст совпадает с пубертатным скачком роста и физического ... спортивной подготовки. В сравнении с другими методами и формами физического воспитания детей школьного возраста, спорт наиболее эффективно стимулирует положительные функциональные и морфологические изменения ...

Рост ног особенно ускоряется благодаря подскокам и прыж­кам, поэтому рекомендуются физические упражнения, равномерно развивающие мускулатуру рук и ног и не задерживающие рост

костей в длину.

До 14—15 лет несколько отстает развитие грудной клетки в ширину и дети выглядят узкогрудыми и длинными, а вследствие недостаточного развития психики и высшей нервной деятельности они производят лишние движения; для них характерны нелов­кость и неуклюжесть. В этом возрасте организм еще недоста­точно приспособлен к физическим упражнениям, требующим силы, выносливости и интенсивной функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Поэтому нужно всесторонне развивать скелетную мускулатуру без специализации в одном виде спорта. Неподвижное стояние в течение 15—20 мин и физические упраж­нения со статическими усилиями иногда с трудом переносят даже здоровые подростки. Но общеразвивающие физические упражне­ния, требующие силы и выносливости, применяемые с постепен­ным увеличением нагрузки при правильной организации режима труда и отдыха, способствуют физическому развитию, экономному обмену веществ, развивают строение и функции сердечно-сосуди­стой, дыхательной и пищеварительной систем.

В уроках по физическому воспитанию учащихся V—VII клас­сов должны преобладать общеразвивающие упражнения, гимна-

стика и легкая атлетика, коллективные подвижные игры, хожде­ние на лыжах и бег на коньках, совершенствующие функции нервной системы, улучшающие координацию движений, их точ­ность и экономность. Совершенствование нервного процесса, и осо­бенно торможения, способствует регулированию эмоций, умению сдерживать их, воспитанию дисциплины. Для психического и физического развития в этом возрасте особенное значение имеет рациональная смена умственной деятельности физическими упражнениями и закаливание организма.

В «юношеском возрасте наступает половая и физическая зре­лость. Приобретается пропорциональность частей тела. Макси­мальное прибавление в весе происходит не раньше чем через полгода после максимального возрастания длины тела. Вес ске­летной мускулатуры возрастает и доходит до 45% от веса тела. Максимальная мышечная сила достигается примерно через год после достижения максимального веса мышц; ее развитие зависит от тренировки. Однако, несмотря на значительное увеличение силы и выносливости скелетной мускулатуры, не должны производиться физические упражнения, сопровождающиеся длительными стати­ческими усилиями, чрезмерным или длительным мышечным напря­жением, как нарушающие нормальное физическое развитие.

Благодаря развитию ‘и совершенствованию функций нервной системы улучшается координация движений, исчезает неповорот­ливость, движения уточняются, приобретаются двигательные рабочие навыки, хорошо выполняются скоростные физические упражнения. Скорость выполнения физических упражнений обус­ловлена развитием подвижности обеих форм нервного процесса — возбуждения и торможения в больших полушариях головного мозга. Хуже выполняются силовые физические упражнения, так как сердечно-сосудистая и дыхательная системы еще не достигают такого развития, которое обеспечивает осуществление длительных статических и скоростно-силовых движений.

19 стр., 9242 слов

Психолого-педагогические условия физического развития и воспитания ...

... связи с задачей воспитания крепкого поколения. Отмечая, полезное воздействие физических упражнений на организм ребенка, Надежда Константиновна выделяла игры, которые не только физически укрепляют ... и эстетическим. Цель физического воспитания они видели в развитии физических сил и укреплении здоровья ребенка путем систематических упражнений, игр, прогулок и закаливания организма. Важную роль ...

В результате интенсивного развития мелкой мускулатуры и совершенствования координации движений в юношеском возрасте быстро и экономно выполняются руками точные мелкие трудовые движения.

В уроках по физическому воспитанию учащихся старших клас­сов должно быть меньше общеразвивающих физических упражне­ний, а также гимнастических и подготовительных, но больше физических упражнений на развитие прикладных двигательных навыков и качеств. В юношеском возрасте полезно совершенство­вание в различных видах спорта: гимнастика, легкая атлетика, плавание, лыжи, коньки, футбол, волейбол, баскетбол, хоккей и др. В этом возрасте допускается участие в спортивных соревнованиях и сдача норм юношеских спортивных разрядов. Однако необходим систематический контроль за занятиями спортом, так как в ряде случаев наблюдается вредящая здоровью переоценка физических возможностей. Особенно важен контроль за занятиями спортом у девушек, отличающихся особенностями строения и функций тела.

Основные отличия строения и функций организма девушек по сравнению с юношами: меньшие рост и вес тела, ширина плеч и длина рук и ног, более длинное туловище и тяжелый тазовый пояс, менее развитые скелетные мышцы. Сила мышц у девушек с 15—16 лет значительно меньше, чем у юношей, особенно сила кисти и становая сила. У девушек толщина подкожного жирового слоя увеличивается, а у юношей уменьшается. Эти особенности организма девушек обусловливают другой характер физических упражнений. .Ограничены силовые упражнения, скоростной бег, прыжки в высоту, подтягивание, упоры, стойка на руках, висы, лазание по канату и др., уменьшены дистанции в беге, ходьбе на лыжах и др. Девушкам запрещены упражнения на перекладине, прыжки с шестом и метание молота. Имеются и преимущества, например, низкое расположение центра тяжести облегчает выпол­нение физических упражнений, в которых сохраняется равновесие при опоре на ноги.

С успехом используются для физического воспитания девушек ритмические упражнения, пляски, элементы художественных дви­жений и специальные физические упражнения, укрепляющие мус­кулатуру брюшного пресса и дна таза, что обеспечивает правиль­ное развитие и функционирование органов малого таза.

Нормативы физических упражнений детей.Существуют норма­тивы физического труда и физических упражнений, соответствую­щие возрастным особенностям строения и функций организма. От возраста и пола детей зависят продолжительность и характер рекомендуемых программой физических упражнений.

По 32 видам спорта, которыми занимаются дети, разработаны нормы нагрузки и возраст, в котором они допускаются к спортив­ным соревнованиям. Нормируется длина дистанции, продолжитель­ность выступления, трудность выполняемых упражнений, вес и размеры спортивного инвентаря, учитываются метеорологические условия: температура воздуха, воды, сила ветра и т. д.

Основными навыками плавания дети овладевают с 3 до 5 лет, регулярные занятия спортивным плаванием начинают с 9 лет, а по прыжкам в воду — с 10—12 лет. Так как плавание происходит при значительной потере веса тела, приближающейся к невесо­мости, оно хорошо формирует осанку и своды стопы. Упражнения по фигурному катанию на коньках разрешается начинать с 7 лет, по скоростному бегу на беговых коньках — с 11 лет. Продолжи­тельность фигурного катания на коньках для детей 9—10 лет не больше двух часов, 10—12 лет — трех часов, 13—14 лет — четырех часов. Тренировку по настольному теннису и теннису дети могут начинать с 7—10 лет, по акробатике — 7—8 лет, по художествен­ной гимнастике — 8 лет, по лыжам на дистанции 1—2 км — 9 лет, по слалому и баскетболу— 11 лет, по волейболу, футболу, хоккею и фехтованию—11 —12 лет, по легкой атлетике—10—12 лет, по академической гребле—13—14 лет. Соревнования по гладкому бегу на дистанциях в 30 и 60 м разрешаются с 11 —12 лет. Участие в соревнованиях по спортивным играм разрешается с 11 — 12 лет.

21 стр., 10378 слов

Насилия над детьми. Консультирование детей жертв насилия. Физическое ...

... В Европе (Англия) - около 90% детей наказываются шлепками или даже поркой, около 50% детей в возрасте 7 лет подвергаются жестоким физическим наказаниям [1, c.78]. В России массовых ... эпидемиологических исследований не проводилось. С.Я.Долецкий как педиатр-хирург занимался изучением избиваемых детей и ...

Продолжительность упражнений по спортивной гимнастике и лег­кой атлетике с 9 до 12 лет, не более часа, утренняя гигиеническая гимнастика в зависимости от возраста — не более 10—15 мин. Упражнения на гимнастических снарядах здоровые, физически развитые дети могут начинать только с 11 —13 лет.

Средний объем выполненной работы и ее мощность различны в зависимости от характера, интенсивности и продолжительности физических упражнений. Возрастная дифференциация допусти­мых физических нагрузок весьма относительна, ввиду больших расхождений между паспортным и «физиологическим» возрастами, особенно в период полового созревания. Например, подростки одного возраста за одно время при скоростно-силовых упражне­ниях выполнили средний объем работы со средней мощностью: при второй степени полового созревания — 580 кем и 58 кгм/сек, при нулевой степени — 340 кгм и 34 кгм/сек, а при испытании выносливости разница еще больше—1848 кгм и 41 кгм/сек и 987 кгм и 28 кгм/сек соответственно.

Гигиенические требования к местам проведения физических упражнений.Занятия по физическим упражнениям и спорту должны проводиться на сухом участке с грунтом, проницаемым для воды, и низким уровнем стояния почвенных вод — не меньше чем на 1 м и не ближе 3—5 км от заболоченных мест. Верхний слой почвы чистый, не содержащий органических соединений не меньше чем на 20—25 см глубины. Закрытые спортивные соору­жения обеспечиваются естественным светом не только летом, но и зимой. Их длинная ось должна быть перпендикулярна направле­нию господствующих ветров. До входа в спортивный зал разме­щают гардероб, раздевальню и душевую, помещение для массажа и кабинет врача. Пол в гимнастическом зале должен быть теплый, плотный, упругий, гладкий, не скользящий, хорошо поглощающий шум. Этим требованиям лучше всего отвечают полы палубного типа из деревянных брусков. Для стен и потолка используются достаточно воздухопроницаемые материалы. Переход стен в пото,лок, углы стен и переходы их в пол делают закругленными, чтобы избежать скопления пыли. До 1,5—2 м стены окрашиваются мас­ляной краской, а выше нее и потолок — клеевой, светлого тона. Средняя температура в гимнастическом зале 14—15° С, относи­тельная влажность 30—60%. Наилучшая система отопления — центральное, водяное, низкого давления с искусственной циркуля­цией воды. Может быть также рекомендовано тоннельное (радиа­ционное) отопление. Объем помещения на человека при трехкрат­ном коэффициенте вентиляции — 30 м3, а при четырехкратном — 22,5 м3. Средний коэффициент естественной освещенности в гим­настическом зале — не меньше 1,5%, световой коэффициент — 1:4 — 1:5, искусственное освещение— 100 лк.

13 стр., 6011 слов

Физическое воспитание детей дошкольного возраста

... необходимые для всестороннего гармонического развития личности. Этот возраст наиболее благоприятен для закаливания организма, овладения элементарными жизненно необходимыми двигательными умениями ... подготовленности. 1.2 Цель и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста Физическое воспитание детей раннего возраста непрерывно развивается и обогащается новыми знаниями, получаемыми ...

Закаливание и его физиологическое обоснование.Закалива­ние— повышение стойкости организма к резким изменениям метео­рологических условий, воспитание способности быстрого приспо­собления к ним без нарушения функций, без вреда для здоровья.

Закаливание повышает выносливость организма, его сопротивляе­мость простудным заболеваниям и является важнейшим, широко распространенным оздоровительным мероприятием, предупрежда­ющим заболевания детей и взрослых. Оно входит в систему физи­ческого воспитания и физической подготовки.

Закаливание производится систематическим воздействием на кожу значительных колебаний интенсивности естественных или искусственных раздражителей внешней среды.

Центростремительные импульсы из рецепторов кожи притекают в головной мозг и рефлекторно вызывают в нем функциональные изменения, что проявляется в совершенствовании двигательных качеств и изменениях функций внутренних органов. В связи с этим тренируются и нормализуются системы кровообращения, дыхания, пищеварения и др. При воздействии факторов закаливания на рецепторы кожи рефлекторно изменяется общий обмен веществ и особенно значительно повышается трофическая функция вегета­тивной нервной системы, т. е. тонкая регуляция ею обмена веществ в органах и тканях, что качественно улучшает обмен веществ во всем организме, и прежде всего в самой нервной системе. В ре­зультате повышается работоспособность всего организма, а у де­тей, кроме того, оказывается существенное положительное влияние

на рост и развитие.

Следовательно, закаливание обусловлено воздействием через кожу на нервную систему. Местное действие средств закаливания на кожу рефлекторно повышает сопротивление и увеличивает десенсибилизацию всей поверхности кожи — понижение ее реак­тивности к резким воздействиям внешней среды. Например, дока­зано, что закаливание кожи при действии ультрафиолетовых лучей наблюдается не только на участке, который подвергался система­тическим повторным облучениям, но и на отдаленных участках

кожи.

Условия проведения закаливания. Естественные воздействия природы: солнце, вода и воздух широко используются для закаливания детей. Но при этом необходимо соблюдать общие, правила закаливания: 1) начинать соответствующие воздействия с малых доз, постепенно их увеличивая, 2) производить закалива­ние систематически, ежедневно, круглогодично, 3) менять интен­сивность средств закаливания, 4) разнообразить средства закали­вания, 5) сочетать закаливание с физическими упражнениями и спортом и 6) производить закаливание непременно после консуль­тации врача и под его контролем.

Закаливание производят в зависимости от возраста, индиви­дуальных особенностей, состояния здоровья, условий труда и быта, климатических условий и предыдущей тренировки. Необходимо с раннего возраста воспитывать у ребенка, в сочетании с прави­лами личной гигиены, привычки, обеспечивающие закаливание (гулять в любую погоду, при всякой погоде иметь незащищенными нос и рот и пр.).

Прекращение систематического закаливания уже через 2—3 недели приводит к исчезновению защитных изменений

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... психолого-педагогической литературы; - конкретизировать понятие «музыкально-творческие способности детей среднего дошкольного возраста»; - выявить и охарактеризовать критерии и уровни ... установить закономерности; - провести диагностику музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования послужили концептуальные подходы к ...

строения кожи и функций организма, обеспечивающих его повы­шенную сопротивляемость к резким воздействиям факторов внеш­ней среды.

Солнечные лучи рефлекторно улучшают функции нервной и сердечно-сосудистой систем, желез внутренней секреции, увеличи­вают потоотделение и отделение кожного сала. Они повышают работоспособность, улучшают сон. Следует учесть, что летом, осо­бенно на юге, в пасмурную погоду и в тени действуют рассеянные солнечные лучи. Зимой для облучения ультрафиолетовыми лучами используют ртутно-кварцевую лампу. Детям до 1 года при силь­ной анемии, а также сильном истощении, неврозе, сердечных забо­леваниях, малярии, активной форме туберкулеза и других болез­нях солнечные ванны противопоказаны.

Единицей измерения интенсивности потока солнечного излуче­ния является кал в мин на поверхность в см2. Допустимая доза солнечной ванны для детей — от 2 до 4 ккал. При прохождении солнечных лучей через наиболее прозрачную атмосферу их погло­щается не меньше 20% и больше других — ультрафиолетовые лучи, имеющие наибольшее биологическое значение. На организм дей­ствуют не только прямые солнечные лучи, но и отраженные от окружающих поверхностей. Процентное отношение энергии, отра­женной от поверхности, к энергии, падающей на нее, называется альбедо: для свежевыпавшего снега оно равно 50—90, желтого кварцевого песка — 29—34, зеленой травы — 20—26, воды в зави­симости от ее гладкости и высоты солнца 45°—3,5° — 35 облаков — 60—90%. Эффект действия солнечных лучей зависит от географи­ческой широты» места, прозрачности атмосферы, высоты солнца над горизонтом, угла их падения и альбедо.

Действие прямых или отраженных солнечных лучей и особенно
ультрафиолетовой части спектра при повторных, облучениях не­
большой интенсивности имеет значение: 1) бактерицидное — унич­тожение бактерий, 2) антирахитическое — превращение провитамина D, находящегося в коже, в активный витамин D, 3) образо­вание пигмента в коже — загара. Пигментация кожи имеет защитное значение, так как предохраняет организм от ожогов при дальнейшем облучении. Естественные солнечные и искусственные ультрафиолетовые лучи поглощаются кожей на 97%, следовательно, их альбедо только 3%. Альбедо красных лучей достигает 46%, среднее альбедо кожи — 35%.

Дети должны принимать солнечные ванны после того, как они в течение 5—7 дней ежедневно принимали воздушные ванны в те­чение от 10 до 40 мин. Начинать нужно с 4 мин, через каждые 2 дня прибавляя по 2 мин. Максимальная продолжительность солнечных ванн в дошкольном возрасте — 30 мин, школьном — 40 мин с изменением положения тела через несколько, минут. Каждые 6 дней обязателен перерыв на один день. После солнеч­ной ванны делают влажное обтирание, купаются* или плавают при температуре воды не ниже 18° С.

Нельзя принимать солнечные ванны с 10 до 12 ч дня, позже чем за 1,5—2 ч до еды, а также раньше чем через 1,5—2 ч после

нее. Не рекомендуется, особенно детям, принимать их при темпера­туре 30—35° С. Нарушение правил приема солнечных ванн приво­дит к ожогам и солнечным ударам, которые в тяжелых случаях

заканчиваются смертью. Закаливание солнечными лучами должно производиться только с разрешения врача.

Для закаливания детей первого года жизни полезны сухие обтирания кожи до появления легкой красноты, которые произво­дят куском фланели или шерстяной материи. Кожу растирают в течение 1—2 недель, а затем начинают делать влажные обтира­ния при температуре воды 32° С.

Закаливание к холоду водой имеет для детей особенно большое значение, так как вода почти в 28 раз быстрее проводит тепло, чем воздух. На первом году жизни нужно ежедневно умывать лицо и руки сначала теплой водой, а затем все более прохладной. Детям старше 1,5 лет, кроме лица и рук, необходимо ежедневно умывать шею и верхнюю часть груди. Дошкольникам и школьни­кам рекомендуется ежедневное умывание по пояс, после которого следует досуха растереть кожу полотенцем.

Для предупреждения заболевания органов дыхания ежедневно в течение всего года моют ноги сначала теплой, а затем все более

прохладной водой.

Закаливание водой заключается в обтираниях мокрым поло­тенцем или губкой, обливаниях и душах, купаниях. Водные про­цедуры делятся на горячие с температурой воды выше 40° С, теп­лые— от 32 до 40° С, тепловатые — от 24 до 32° С, прохладные — от 16 до 24° С и холодные — ниже 16° С. Начинают закаливание водой летом с влажного обтирания или обливания детей раннего возраста при температуре воды не ниже 32° С, дошкольного — с 28° С и школьного —с 25° С в течение 1—5 мин. С третьей не­дели температуру воды снижают для детей раннего возраста до 26° С, дошкольного —- до» 20° С, школьного —до 18° С. После 3— 4 недель обтираний и обливаний дети, начиная с дошкольного возраста, могут купаться.

Купание в реке или море рекомендуется детям начинать при температуре воды 24—22° С, а затем постепенно и ниже. Купание в открытом водоеме разрешается не больше 1 раза в день. Пре­дельная продолжительность -купания дошкольников 8—10 мин, школьников— 15 мин. После водных процедур необходимо хорошо

обтереть кожу.

Водные процедуры назначаются врачом. Они противопока­заны при истощении, малокровии, неврозах, болезнях сердца, органов дыхания, ревматизме и др. Закаливание водой реко­мендуется в утренние часы и после воздушных и солнечных ванн. 455

При многократном или длительном действии низкой темпера­туры внешней среды устойчивость к холоду увеличивается глав­ным образом за счет совершенствования теплопроизводства. У закаленного человека теплопроизводство увеличивается, значи­тельно больше, чем у незакаленного. Одновременно у закаленного становится значительно выше кровоснабжение кожи, что увеличи­вает теплоотдачу, но так как теплопроизводство у закаленного превышает теплоотдачу, то температура тела не снижается, а большое кровоснабжение кожи и, следовательно, ее высокая тем­пература предупреждают отморожение. У закаленных также несколько снижается чувствительность к холоду. Кроме того, мно­гократное или длительное охлаждение кожи вызывает ее утолще­ние, что увеличивает ее теплоизолирующие свойства. Совершен­ствование рефлекторного кровоснабжения кожи и слизистых обо­лочек предупреждает у закаленных при местном действии холода •на кожу расширение сосудов слизистой оболочки носа и ее воспа­ление — катар верхних дыхательных путей, который в этих усло­виях у незакаленных появляется.

При многократном или длительном действии высокой темпера­туры внешней среды устойчивость организма к действию тепла возрастает преимущественно благодаря совершенствованию тепло­отдачи за счет увеличения количества испаряющегося пота. Пото­вые железы у закаленных непрерывно отделяют такое количество пота, которое успевает испариться. У них всегда кожа слегка увлажнена. Общее количество пота у закаленных больше, чем у незакаленных, но он не стекает и, следовательно, не беспо­лезен для испарения, как у незакаленных. Поэтому у закален­ных теплоотдача больше. При закаливании к теплу в результате повышения отделения кожного сала увеличивается также содер­жание в поте жировых веществ. Это уменьшает поверхностное натяжение пота, он более равномерно распределяется по поверх­ности кожи, что увеличивает его испарение. Уменьшение содер­жания хлоридов в поте у закаленных обеспечивает меньшую по­терю солей и, следовательно, большую устойчивость, солевого баланса.

При закаливании к холоду или теплу необходимо подвергать действию низкой или высокой температуры возможно большую поверхность кожи, так как рефлекторные реакции закаливания наступают при действии холода или тепла только в тех участках кожи, которые подвергались закаливанию. У закаленных к холоду и теплу поддерживаются постоянство температуры тела и рабо­тоспособность.

Закаливание детей к холоду и теплу повышает у них иммунитет, предупреждает заболевания органов дыхания и заразные болезни. Закаливание детей к холоду нужно начинать с первых дней жизни, систематически приучая их к колебаниям температуры и влажности воздуха, атмосферного давления. Местное и общее охлаждение организма вызывает заболевания органов дыхания только у неза­каленных детей.

При закаливании воздухом посредством обнажения тела, учи­тывают не только его температуру, но также относительную влажность и скорость движения.

Закаливание воздухом должно производиться со второго месяца первого года в течение всей жизни в раннем воз­расте при температуре 20—18° С, дошкольном 18—16° С, школь­ном— 16—15° С. Продолжительность воздушной ванны в раннем возрасте с 2—3 до 15—20 мин за один прием, в дошкольном — до 1 ч, а в школьном—1,5—2 ч и более при непрерывных дви­жениях.

В сырую и ветреную погоду продолжительность воздушных ванн сокращают и сочетают их с движениями, а у детей раннего возраста они не проводятся.

При температуре воздуха ниже 10° С и в ветреную погоду прием воздушных ванн может производиться школьниками стар­шего возраста только после предварительного закаливания и обя­зательно под контролем врача.

Зимой воздушные ванны проводятся не больше 8—10 мин и обязательно сочетаются с физическими упражнениями. Для зака­ливания воздухом полезны прогулки, продолжительность которых постепенно увеличивают с 15 мин до 2 ч. Дети раннего возраста должны зимой находиться на воздухе ежедневно не меньше 4 ч при температуре воздуха не ниже 10—12° С, а летом в течение всего дня. Полезен сон на воздухе.

Для . центральных областей РСФСР сон дошкольников на открытом воздухе рекомендуется при отсутствии ветра и предель­ной температуре 22° С ниже нуля, а при сильном ветре—15° С ниже нуля.

Гигиеническая оценка физкультурно-спортивного оборудования.Физкультурно-спортивное оборудование должно соответствовать возрасту, например, длина лыж для средней группы дошкольников 110—112 см, а для старшей группы дошкольников—120—124 см. Вес лыж для обоих групп дошкольников не больше 750—850 г, для юношей 15—16 лет—1,5 кг, 17—18 лет — 2 кг, а для деву­шек— 1 кг. Диаметр перекладины должен обеспечивать прочный захват. Без матов упражнения на перекладине недопустимы; раз­мер матов не меньше 120X180 см. По ширине маты располагают на длину перекладины, т. е. 2 ж 30 см, а по длине — на 4,5 м с каждой ее стороны, т. е. на 9 м. Расстояние между жердями брусьев делают не меньше 38 еж, их колебания и метания недо­пустимы. Кольца прикрепляют ремнями длиной не менее 80 см к веревкам или тросам. Толщина этих пеньковых или джутовых веревок от 1,5 до 2 см. Кольца должны висеть на одинаковом уровне; ширина матов 2 м, а длина их с каждой стороны колец — 8 м.

Меры предосторожности против спортивного травматизма.Эти меры различны в зависимости от вида спорта. Для детей комби­нации упражнений на спортивных снарядах должны быть корот­кими, с полным обеспечением страховки занимающихся. Допуск

детей к спортивным снарядам без преподавателя исключается. На беговой дорожке не допускаются даже небольшие ямки и инород­ные предметы (стекла, камни).

Линия дорожки превышает дистан­цию не меньше чем на 15 м. В помещении бег производят по нескользящему полу, желательно покрытому рубчатой резиновой дорожкой. При беге с препятствиями эти препятствия не должны иметь острых выступов, торчащих гвоздей, крючков и т. д., а при массовых кроссах недопустимы проволочные и другие опасные заграждения. Яма для приземления во время прыжков исключает травмы: она заполняется смесью опилок (30%) с песком (70%).

без инородных предметов, глубина взрыхленного слоя не меньше 50 см. Размеры ямы: 1) для прыжков в длину — ширина 3 м, длина 6 м, расстояние от планки до заднего конца ямы 9 м,2) для прыжков в высоту — бХЗ м, 3) для прыжков с шестом—-5X5 м. Борта ящика, составляющего яму, находятся на одном уровне с землей и покрываются резиной или брезентом с.мягкой проклад­кой. Инвентарь для взрыхления ямы должен быть на расстоянии не меньше метра от ее бортов. В помещении прыжки разрешаются только по рубчатой резиновой дорожке, крепко прикрепленной к полу, особенно в месте толчка, а место приземления покрывают матами. В залах устраивают также специальные ямы для прыж­ков. Чтобы предупредить травмы при метании, нельзя допускать встречного метания и с правой стороны от метателя не должно быть зрителей. При метании молота устраивается специальная предохранительная сетка высотой 2,13 м и диаметром по окруж­ности 8,6 м. Хоккеисты защищены от травм специальными голов­ными уборами, рукавицами, на ногах — щитками и наколенниками. Девушкам во время менструаций не разрешают сложные упраж­нения на снарядах, прыжки, бег, плавание в воде низкой темпе­ратуры.

Личная гигиена школьников-спортсменов.Спортивная одежда должна соответствовать сезону и виду спорта. В летнее время спортивная одежда школьников состоит из майки и трусов, обес­печивающих свободный доступ к телу свежего воздуха, или лег­кого свободного тренировочного костюма. Спортивную одежду возможно чаще стирают, желательно после каждого занятия, голову обязательно покрывают светлой легкой повязкой или лет­ним светлым головным убором, не оказывающими давления на голову. Зимой целесообразно надевать поверх белья из хлопчато­бумажной ткани одежду свободного покроя из шерстяных тканей, например, легкий лыжный костюм из ветрозащитного материала. На голову надевают наушники, шерстяную кепку или шапочку. После занятий принимают душ или ванну и заменяют одежду, прилегающую к телу, другой — сухой и чистой. Обувь должна быть хорошо пригнанной, не стесняющей движений, но во избежа­ние потертостей — не слишком свободной. Лучшей обувью счи­тается кожаная, обладающая эластичностью, пористостью и гигро­скопичностью.

У бегунов в подошве имеются шипы, марафонцам в туфли вкладывают войлочную или фетровую, а прыгунам — резиновую прокладку баскетболистам, волейболистам и теннисистам реко­мендуются туфли без каблуков на резиновой подошве. Бутсы футболистов изготовляют из плотной кожи с жесткой подошвой. При занятиях в помещении надеваются туфли с нескользкой по­дошвой можно резиновой, но с парусиновым, или кожаным верхом. Высокие каблуки недопустимы. Зимнюю спортивную обувь носят на иодин номер больше обычной. Валенки непригодны. Носки, или портянки делают из мягкого материала, без узлов и швов. Их нужно возможно чаще стирать и менять, поддерживать сухими