Тесты по обучению грамоте

Раздел: ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ (тесты)

1.Как соотносятся такие виды речевой деятельности, как устная речь, чтение и письмо?

а) чтение и письмо не связаны с устной речью;

б) устная речь является основой для освоения чтения и письма;

в) чтение и письмо связаны только друг с другом.

2.Какие качества устной речи и общения являются составной частью психологической готовности к школе?

а) осознание собственного речевого поведения и речевых действий, произвольность и сознательность построения речевого высказывания;

б) овладение грамматической и звуковой стороной речи;

в) освоение связности и лексико-грамматической стороны речи.

3.Осознание собственного речевого поведения и речевых действий, чужой и своей речи – это…

а) эмпатия;

б) речевая рефлексия;

в) интериоризация.

4.Какие показатели характеризуют готовность ребенка к обучению грамоте?

а) умение вступать в общение, поддерживать и завершать общение, говорить выразительно, в нормальном темпе, пользоваться разговорными интонациями;

б) умение понимать и осмысливать тему, определять ее границы, отбирать необходимое содержание, располагать его в нужной последовательности, пользоваться языковыми средствами, строить речь преднамеренно;

в) умение сосредоточивать внимание на вербальной задаче, произвольно строить свои высказывания, выбирать подходящие языковые средства для выполнения вербальной задачи, подбирать варианты ее решения, оценивать выполнение вербальной задачи.

5.Как рассматриваются в современной психологии механизмы чтения и письма?

а) механизмы кодирования и декодирования устной речи;

б) механизмы перехода громкой речи во внутреннюю речь и обратно;

в) механизмы перехода диалога в монолог и обратно.

6. Перевод буквенного кода в звучание слов называется …

а) говорением;

б) письмом;

в) чтением.

7.В чем суть психологического механизма чтения?

а) процесс различения звуков на слух;

б) процесс воссоздания звуковой формы слов по их графической, буквенной модели;

в) процесс дифференциации звуковых оболочек слов на слух.

8.В чем суть звукового аналитико-синтетического метода обучения детей грамоте?

а) в основе лежит способность сосредоточиваться на решении вербальной задачи;

12 стр., 5950 слов

Речь как психический процесс: сущность, виды и функции

... к изучению действительных внутренних отношений между мыслью и словом в процессе речевого мышления, речевой деятельности. Природу происхождения речевой деятельности Выготский определяет, как то, что «мысль рождается… из ... более заставить массы двигаться за своей идеей? Возможно потому, что человеческая речь - очень сложный механизм. Кроме непосредственных смыслов слова несут в себе еще и подтекст. ...

б) в основе лежит готовность произвольно и преднамеренно строить речевые высказывания;

в) в основе метода лежит анализ и синтез звуковой стороны языка и речи.

9.Какой механизм обеспечивает широкую ориентировку детей в звуковой стороне речи?

а) фонематический слух;

б) речевой слух;

в) слуховое внимание.

10. Что понимается под фонематическим слухом?

а) способность узнавать изменения голоса по высоте в соответствии с изменением эмоциональности речи;

б) способность к восприятию темпа и ритма речи;

в) способность воспринимать и дифференцировать звуки речи.

11.Какой механизм направлен на освоение чтения и письма?

а) звуковысотный слух;

б) фонематическое восприятие;

в) ритмический слух.

12. Что такое фонематическое восприятие?

а) умение производить анализ звуковой структуры слов;

б) умение выбирать наиболее подходящие языковые средства для решения вербальной задачи;

в) умение размышлять о возможных вариантах решения вербальной задачи и оценивать ее выполнение.

13. Как относится фонематический слух к фонематическому восприятию?

а) результат фонематического восприятия;

б) составная часть фонематического восприятия;

в) предпосылка к развитию фонематического восприятия.

14.Что включает специальная подготовка детей к обучению грамоте?

а) формирование всех сторон устной речи (словаря, звуковой культуры, грамматического строя, связной речи);

б) формирование фонематического слуха, широкой звуковой ориентировки детей в речи, умений звукового анализа и синтеза, развитие осознанного отношения к языку и речи;

в) освоение разных видов деятельности, присущих дошкольному возрасту.

15.В какой возрастной группе начинают знакомить детей с терминами «слово» и «звук»?

а) во 2 младшей группе;

б) средней группе;

в) старшей группе.

16. В какой возрастной группе детей обучают методу интонирования звуков?

а) в старшей группе;

б) 2 младшей группе;

в) средней группе.

17. В какой возрастной группе учат выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова?

а) в средней группе;

б) старшей группе;

в) подготовительной к школе группе.

18. Укажите задачи обучения детей в подготовительной к школе группе?

а) обучение полному звуковому анализу, ознакомление с характеристикой звуков, определение ударного гласного, слоговой анализ слов;

б) ознакомление со всеми звуками, обучение интонированию звуков и частичному звуковому анализу, развитие тонкой моторики рук;

в) анализ словесного состава предложения, знакомство с отдельными гласными и согласными буквами, составление слов из букв разрезной азбуки,

развитие графомоторных навыков.

19.Сколько этапов в формировании умственного действия выделил П. Я. Гальперин?

а) четыре;

б) три;

в) пять.

20.Как называется метод изображения звуковой структуры слов с помощью абстрактных единиц (фишек)?

а) интонирование;

б) моделирование;

в) рисование.

21.Назовите методы и приемы ознакомления со словом:

11 стр., 5263 слов

Значение дидактических игр для развития личности ребенка-дошкольника

... три группы: — игры, возникающие по инициативе ребенка (или группы детей), — самостоятельные игры (игры-экспериментирования, сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские и теа­трализованные) ; — игры, возникающие по инициативе взрослого и старших детей, — организованные игры (дидактические, подвижные, досуговые); — игры, идущие ...

а) упражнения на развитие грамматической стороны речи;

б) упражнения на развитие звуковой стороны речи;

в) речевые упражнения, использование художественной литературы, игры и игровые действия со словами, словарные упражнения и упражнения на словообразование.

22.Перечислите методы и приемы ознакомления с предложением:

а) составление рассказа по картине (игрушке, предмету) и выделение в нем предложений, графическое изображение предложения, придумывание предложения с заданным словом; предложения, которое начинается с определенного слова, по двум картинкам, по «живым сценкам»;

б) игры с игрушками, использование картинок, словесных дидактических игр и грамматических упражнений;

в) показ речевого образца, показ артикуляции звука, утрированное произнесение звука, упражнения, игровые приемы с элементами движений и звукоподражаниями.

23.Какие методы и приемы обеспечивают обучение анализу словесного состава предложения?

а) рассказы-драматизации с игрушками, игры с элементами движений и звукоподражаниями, дидактические игры и упражнения, чистоговорки и скороговорки, показ артикуляции и пояснения к ней;

б) игры-драматизации с игрушками, дидактические игры, образец трудной грамматической формы, упражнение детей в ее употреблении, отраженная и сопряженная речь;

в) выделение слов голосом, их количественный и порядковый счет, пространственное моделирование слов при помощи абстрактных символов (полосок, квадратиков, табло, счетной линейки), графическое изображение количества слов, дидактические игры, упражнения на анализ и синтез слов в предложениях.

24.В чем особенность обучения частичному звуковому анализу слов в средней группе?

а) игры-драматизации с игрушками, дидактические игры, образец трудной грамматической формы, упражнение детей в ее употреблении, отраженная и сопряженная речь;

б) особое произнесение слов с интонационным выделением звука, сравнение звуков с песенками, произнесение изолированного звука и выделение первого звука, дифференциация твердых и мягких согласных, использование кукол в синем и зеленом костюмчике;

в) рассказы-драматизации с игрушками, игры с элементами движений и звукоподражаниями, дидактические игры и упражнения, чистоговорки и скороговорки, показ артикуляции и пояснения к ней.

25.Кто из психологов разработал методику обучения звуковому анализу?

а) Д.Б. Эльконин;

б) Н.Х. Швачкин;

в) М.Е. Хватцев.

26.Каковы особенности обучения полному звуковому анализу слов в старшей группе?

а) интонационное выделение звуков, моделирование звуковой структуры слова, определение места каждого звука в слове, характеристика всех звуков, выделение ударного гласного и ударного слога, подбор слов к предложенным моделям;

б) рассказы-драматизации с игрушками, игры с элементами движений и звукоподражаниями, дидактические игры и упражнения, чистоговорки и скороговорки, показ артикуляции и пояснения к ней;

5 стр., 2013 слов

Игры, упражнения и занятия. "Ругаемся овощами" (Кряжева н.Л., 1997)

... и тем более «приклеить ярлык», а в оказании посильной и своевременной помощи ребенку. Игры, упражнения и занятия. "Ругаемся овощами" (Кряжева н.Л., 1997) Цель: снять вербальную агрессию, помочь ... одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнесите волшебное слово: "Тух-тиби-дух". Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо ...

в) игры-драматизации с игрушками, дидактические игры, образец трудной грамматической формы, упражнение детей в ее употреблении, отраженная и сопряженная речь.

27.Каковы методы и приемы ознакомления со слоговым строением слов?

а) рассказы-драматизации с игрушками, игры с элементами движений и звукоподражаниями, дидактические игры и упражнения, чистоговорки и скороговорки, показ артикуляции и пояснения к ней;

б) игры-драматизации с игрушками, дидактические игры, образец трудной грамматической формы, упражнение детей в ее употреблении, отраженная и сопряженная речь;

в) создание речевых ситуаций с протяжным произнесением слогов в слове, обучение приемам выделения слогов (слогов столько, сколько раз откроется рот, сколько раз подбородок коснется ладони), графическое изображение слогоделения, дидактические игры, подсчет слогов в слове, «Живые слоги».

28. Каковы способы выделения ударного слога в словах?

а) хоровое и индивидуальное произнесение двухсложного слова с ударением на первом слоге, графическое изображение ударного слога, нахождение ударного слога в слове с опорой на схему, прием попеременного перенесения ударения на каждый из слогов в слове, показ ударения на слоговой линейке;

б) такие же методы и приемы, которые используются при воспитании звуковой культуры речи;

в) такие же методы и приемы, которые используются при формировании лексико-грамматических представлений.

29.Что предусматривает подготовка детей к письму?

а) обучение правильной устной речи и речевому общению;

б) интеллектуальное и речевое развитие, формирование фонематического восприятия речи, развитие способности к осознанию явлений языка и речи, подготовка к овладению техникой письма;

в) овладение уровнем письма, которое позволяет выполнять диктанты.

30.Каковы задачи подготовки к письму, связанные с точностью зрительного восприятия детей?

а) развитие глазомера, умения вычленять элементы из целого и объединять их в целое, развитие точности пространственной дифференцировки, ориентировки в пространстве по разным направлениям;

б) специальные задачи подготовки к письму в ДОУ не предусматриваются;

в) задачи формирования пространственного словаря у детей.

31.Какие задачи обучения ориентированы на ознакомление с правилами письма?

а) задачи физического развития детей;

б) задачи сохранения психического и физического здоровья;

в) писать слева направо и сверху вниз, последовательно заполнять страницу, сохранять одинаковую величину элементов и равное расстояние между ними.

32. Каковы специальные гигиенические требования к обучению письму?

а) специальные гигиенические правила не требуются;

б) освещенность места, мебель соответственно росту, расположение тетради, посадка за столом, поза пишущего, расстояние глаз от тетради, правила удерживания ручки, карандаша, фломастера;

в) воспитание бытовых гигиенических навыков у детей.

33. В чем состоит подготовка руки ребенка к письму?

а) тренировка мелкой мускулатуры рук, выработка умения управлять своими движениями соответственно задаче, овладение различными графическими приемами (штриховкой, обводкой контуров, рисованием бордюров и орнаментов), упражнения в написании элементов букв;

5 стр., 2013 слов

Игры, упражнения и занятия. "Ругаемся овощами" (Кряжева н.Л., 1997)

... и тем более «приклеить ярлык», а в оказании посильной и своевременной помощи ребенку. Игры, упражнения и занятия. "Ругаемся овощами" (Кряжева н.Л., 1997) Цель: снять вербальную агрессию, помочь ... одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнесите волшебное слово: "Тух-тиби-дух". Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо ...

б) особая подготовка руки не требуется;

в) подготовка руки ведется в рамках общего физического развития детей.

34.Какие элементы рисования связаны с освоением письма?

а) изобразительная деятельность детей не имеет значения;

б) любые способы рисования важны для письма;

в) рисование предметов, напоминающих элементы букв (флажков, кружков, огурцов, удочек), бордюров и орнаментов, состоящих из углов, квадратов, кружков, полуовалов, петель, прямых и изогнутых линий с соблюдением границ строки или клеточки.

35.С каким ближайшим разделом по развитию речи связана подготовка к обучению грамоте?

а) лексико-грамматическим строем речи;

б) воспитанием звуковой культуры речи;

в) развитием связной речи и речевого общения.