Структура
Фонда оценочных средств
по дисциплине «Психология и педагогика высшей школы»
№ п/п | Тема из рабочей программы | Вид и номер задания в ФОС | Критерий оценивания (по 100-балльной шкале) |
1. | раздел 1. Личность как психологическая основа компетентностного подхода в образовании | Активное участие в брейнсторминге на тему: «Проблемы профессионального самоопределения студентов» | 1. Активность участия – 3 балла 2. Идеи и предложения в соответствии с задачей – 4 балла 3. Умение убеждать, корректно отстаивая свою позицию – 3 балла 0-10 баллов |
2. | раздел 2. Деятельностный анализ структуры личности обучающегося. | Выполнение психодиагностической работы (Методика диагностики учебной мотивации студентов (А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой) Контрольная работа | 1. Корректная интерпретация результатов – 0-5 баллов 0-5 баллов |
3. | раздел 3. Педагог как субъект образовательной деятельности. | Психологическая характеристика личности педагога высшей школы Участие в инновационной игре «Запрос»: Разработка программы преодоления профессиональных деформаций у педагогов. | 1.
Логичность, полнота, убедительность позиции 0-5 баллов 2. Самоанализ на основе психодиагностической работы 0-5 баллов Оцениваемые виды активности: 1. Идеи и предложения 2. Организация группы 3. Сбор /сравнение/ анализ данных 4. Подготовка отчета 5. Подготовка и реализация презентации 0-5 баллов (Каждый критерий по 1 баллу) |
4. | раздел 4. Общее понятие о дидактике | Научные доклады | 1. Полнота раскрытия вопроса 0-5 баллов |
5. | раздел 5. Методы обучения | Обоснование позиции в технологии «6 шляп» на тему: «Дифференцированный подход в обучении: достоинства и недостатки» | 1. Активность участия – 1 балл 2. Идеи и предложения в соответствии с функцией шляпы – 1 балл 3. Умение убеждать, корректно отстаивая свою позицию – 1 балл. 0-5 баллов |
6. | раздел 6. Краткая характеристика проблемного обучения | Участие в интерактивной технологии | 1. Активность участия – 1 балл 2. Идеи и предложения в соответствии с позицией – 1 балл 3. Умение убеждать, корректно отстаивая свою позицию – 1 балл. 0-5 баллов |
7. | раздел 7. Краткая характеристика программированного обучения. | Сравнительный анализ традиционнойи инновационной стратегии обучения.
|
1. Полнота раскрытия вопроса 0-5 баллов |
8. | раздел 8. Интерактивное обучение | Методическая разработка (в печатном виде, с дословным изложением) практического занятия с использованием методов активного обучения (Технология «РКМЧП», технология «Дебаты») | 1. Методическая разработка практического занятия: — обоснованность выбранного метода обучения — четкость в постановке обучающих задач — соответствие содержания заявленной теме — рациональность распределения времени — учет особенностей аудитории ( каждый критерий по 2 балла) 0-10 баллов |
9. | раздел 9. Технология постановки учебных задач. | Составление учебного портфолио по курсу. | 1. Наличие обязательных рубрик и выводов 2. Использование исследовательских методов работы 3. Качество оформления 4. Наличие заданий на рефлексию познавательной деятельности 5. Анализ полезности Портфолио для самого учащегося ( Каждый критерий – по 2 балла) 0-10 баллов |
10. | раздел 10. Постановка конкретных задач обучения. | Представление учебного кейса как метода контроля. | 1.
Соответствие предложенной ситуации заявленной теме, компетенции 2. Наличие и обоснованность оценочной шкалы решения кейса (Каждый критерий оценивается по 5 баллов) 0-10 баллов |
раздел 11. Методическая разработка учебной лекции. | Презентация методической разработки (в печатном виде, с дословным изложением) лекции. | 1. Методическая разработка лекции: — обоснованность выбранного метода обучения — четкость в постановке обучающих задач — соответствие содержания заявленной теме — рациональность распределения времени — учет особенностей аудитории ( каждый критерий по 2 балла) 0-10 баллов | |
Итого по текущей аттестации | Максимально возможный балл по текущей аттестации – 100 баллов | ||
Промежуточная аттестация | Билет для зачета | Билет включает в себя 3 задания: 1. Тест. Каждый правильный ответ на вопросы оценивается в 2 балла. Итого 50 баллов. 2. За полный и содержательный ответ на вопрос 2 задания – 40 баллов 3. За полный ответ на вопрос 3 задания – 10 баллов |
Раздел 2. Деятельностный анализ структуры личности
Обучающегося
ЗАДАНИЕ :Ознакомьтесь с методикой и апробируйте ее на одном студенте любой формы и направления обучения.
Методика диагностики учебной мотивации студентов (А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой)
Методика разработана на основе опросника А.А.Реана и В.А.Якунина. К 16 утверждениям вышеназванного опросника добавлены утверждения, характеризующие мотивы учения, выделенные В.Г.Леонтьевым, а также утверждения, характеризующие мотивы учения, полученные Н.Ц.Бадмаевой в результате опроса студентов и школьников. Это коммуникативные, профессиональные, учебно-познавательные, широкие социальные мотивы, а также мотивы творческой самореализации, избегания неудачи и престижа.
Инструкция к тесту
Оцените по 5-балльной системе приведенные мотивы учебной деятельности по значимости для Вас: 1 балл соответствует минимальной значимости мотива, 5 баллов – максимальной.
Тестовый материал
1. Учусь, потому что мне нравится избранная профессия.
2. Чтобы обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности.
3. Хочу стать специалистом.
4. Чтобы дать ответы на актуальные вопросы, относящиеся к сфере будущей профессиональной деятельности.
5. Хочу в полной мере использовать имеющиеся у меня задатки, способности и склонности к выбранной профессии.
6. Чтобы не отставать от друзей.
7. Чтобы работать с людьми, надо иметь глубокие и всесторонние знания.
8. Потому что хочу быть в числе лучших студентов.
9. Потому что хочу, чтобы наша учебная группа стала лучшей в институте.
10. Чтобы заводить знакомства и общаться с интересными людьми.
11. Потому что полученные знания позволят мне добиться всего необходимого.
12. Необходимо окончить институт, чтобы у знакомых не изменилось мнение обо мне, как способном, перспективном человеке.
13. Чтобы избежать осуждения и наказания за плохую учебу.
14. Хочу быть уважаемым человеком учебного коллектива.
15. Не хочу отставать от сокурсников, не желаю оказаться среди отстающих.
16. Потому что от успехов в учебе зависит уровень моей материальной обеспеченности в будущем.
17. Успешно учиться, сдавать экзамены на «4» и «5».
18. Просто нравится учиться.
19. Попав в институт, вынужден учиться, чтобы окончить его.
20. Быть постоянно готовым к очередным занятиям.
21. Успешно продолжить обучение на последующих курсах, чтобы дать ответы на конкретные учебные вопросы.
22. Чтобы приобрести глубокие и прочные знания.
23. Потому что в будущем думаю заняться научной деятельностью по специальности.
Ключ к тесту и обработка результатов теста
· Шкала 1. Коммуникативные мотивы: 7, 10, 14, 32.
· Шкала 2. Мотивы избегания: 6, 12, 13, 15, 19.
· Шкала 3. Мотивы престижа: 8, 9, 29, 30, 34.
· Шкала 4. Профессиональные мотивы: 1, 2, 3, 4, 5, 26.
· Шкала 5. Мотивы творческой самореализации: 27, 28.
· Шкала 6. Учебно-познавательные мотивы: 17, 18, 20, 21, 22, 23, 24.
· Шкала 7. Социальные мотивы: 11, 16, 25, 31, 33.
При обработке результатов тестирования необходимо подсчитать средний показатель по каждой шкале опросника.
Раздел 3.
Педагог как субъект образовательной деятельности
ЗАДАНИЕ 1
В прелагаемой ниже методике. По установлению контакта с аудиторией ответьте «да» или «нет» на предложенные вопросы:
1. Заботитесь ли Вы о том, чтобы быть понятым?
2. Подбираете ли Вы слова, соответствующие возрасту, образованию, интеллекту и общей культуре слушателей?
3. Обдумываете ли Вы форму изложения мысли, прежде чем высказаться?
4. Достаточно ли кратки Ваши распоряжения?
5. Если слушатель не задает Вам вопросов после того, как Вы высказались,
считаете ли Вы, что он Вас понял?
6. Достаточно ли ясно и точно Вы высказываетесь?
7. Следите ли Вы за логичностью Ваших мыслей и высказываний?
8. Побуждаете ли Вы слушателей задавать вопросы?
9. Задаете ли Вы вопросы слушателям, чтобы понять их мысли?
10. Отличаете ли Вы факты от мнений?
11. Стараетесь ли Вы опровергнуть мысли собеседника?
12. Стараетесь ли Вы, чтобы слушатели всегда соглашались с Вами?
13. Используете ли Вы профессиональные термины, далеко не всем понятные?
14. Говорите ли Вы вежливо и доброжелательно?
15. Следите ли Вы за впечатлением, производимым Вашими словами?
16. Делаете ли Вы паузу для обдумывания?
«Ключ»
По 1 баллу за ответы «нет» на 5, 11, 12, 13 вопросы и по 1 баллу за ответы «да» на все остальные вопросы. Подсчитайте количество баллов.
Результат от 12 до 16 баллов — отличный, 10-12 баллов — средний, менее 9 баллов — плохой (Вам надо задуматься над созданием контакта с аудиторией).
ЗАДАНИЕ 2
Оценка степени уверенности в себе. На вопросы следует отвечать только «да» или «нет».
1. Часто ли Вы ощущаете внезапную усталость, хотя, в сущности, не переутомились?
2. Бывает ли с Вами, что Вы вдруг испытываете неуверенность, заперли ли Вы за собой дверь?
3. Часто ли Вы огорчаетесь без определенной причины?
4. Безразлично ли Вам, когда, находясь в театре, Вы сидите в середине ряда?
5. Трудно ли Вам настроиться на чей-то неожиданный визит?
6. Пугаетесь ли Вы иной раз, когда звонит телефон?
7. Часто ли Вам снятся сны?
8. Быстро ли Вы принимаете решения?
9. Неприятно ли Вам, если Вы обнаруживаете на своей одежде пятно и Вам приходится в таком виде куда-то идти?
10. .Любите ли Вы заводить новые знакомства?
11 .Бывает ли с Вами, что перед поездкой в отпуск Вы вдруг отказываетесь
от нее?
12,Просыпаетесь ли Вы ночью с ощущение сильного голода?
13,Хочется ли -Вам порой остаться наедине с самим собой?
14.Если Вы пришли в кафе один (одна), присаживаетесь ли Вы за столик,
за которым сидят посетители, хотя есть свободный стол?
15. Руководствуетесь ли Вы в своих поступках, главным образом, тем, чего
ожидают от Вас другие?
Ключ
Вы получите по баллу за утвердительные ответы на вопросы 1,2,3,4,5,6,11, 12,15 и за отрицательные ответы на вопросы 7,8,9,10,13,14. Значит, Вы можете получить максимум 15 баллов.
0 — Вы в такой степени самоуверенны, что можно предположить, что Вы не вполне откровенны в своих ответах.
1-4 — Вы свободны от опрометчивых поступков. Некоторая доля неуверенности является не недостатком, а доказательством гибкости Вашей психики.
5~8 — у Вас ярко выраженная потребность чувствовать себя уверенно. Другие люди почти всегда могут на Вас положиться. Правда, из-за этой Вашей черты иногда страдает непосредственность выражения чувств:
9-12 — Ваша потребность быть уверенным в себе человеком настолько сильна, что Вам грозит опасность зачастую видеть вещи не такими, какие они есть на самом деле, а соответствующими Вашим представлениям. Если Вы не готовы хотя бы изредка отважиться на «прыжок в неизвестное», то в Вашей жизни будет крайне мало счастливых мгновений.
13-15 — Ваш страх перед непредвиденными ситуациями настолько велик, что даже, например, выигрывая в шашки, Вы и тут прежде всего испытываете сомнения. Потребность устойчивости, стабильности вполне понятна, но когда она вырастает до таких размеров, то малейшее изменение обстоятельств разрушает у вас чувство уверенности в себе. Если довести эту мысль до логического конца, то речь пойдет об отказе от развития собственной личности. Если Вы хотите преодолеть это, то Вам придется заставить себя примириться с некоторой долей неуверенности.
Уверенность в себе можно развить, работая над этим самостоятельно или в группе в режиме социально-психологического тренинга.
ЗАДАНИЕ 3
Есть ли у Вас предрасположенность к стрессу?
Обратитесь к приведенному ниже опроснику и подумайте над каждым вопросом. Сделайте это искренне и только для себя. Возможные варианты ответов: «никогда», «изредка», «время от времени», «часто», «очень часто».
1. Часто ли Вы переедаете? Много ли курите? Часто ли потребляете алкоголь? (Можно ответить на любой из трех вопросов.)
2. Спрашиваете ли Вы себя (по крайней мере иногда), стоит ли вообще жить?
3. Считаете ли Вы, что ведете неправильный образ жизни?
4. Чувствуете ли Вы себя виноватым, когда ничего не делаете дома — только отдыхаете, спите, смотрите телевизор и т.п.?
5. Кажется ли Вам предстоящее изменение в жизни пугающим, непреодолимым препятствием?
6. Считаете ли Вы себя пессимистом?
7. Не кажется ли Вам, что Вы потеряли контроль над собственной жизнью?
8. Ощущаете ли Вы чрезмерное напряжение в конфликтных ситуациях?
9. Испытываете ли Вы ощущение безнадежности, если у Вас что-то не получается?
10. Чувствуете ли Вы сильное напряжение при возникновении непредвиденных ситуаций?
11. Защищаете ли Вы свою точку зрения от нападок других людей?
12. Считаете ли Вы причиной своей неудачи других людей или какие-то не зависящие от Вас обстоятельства?
13. Берете ли Вы на себя ответственность за успехи в своей жизни?
14. Вините ли Вы себя, наказываете ли себя за неудачи?
15. Часто ли у Вас бывает плохое настроение?
Если окажется, что на большинство вопросов Вы ответили «часто» или «очень часто», то отнеситесь с особым вниманием к тем сферам жизни, которые стрессогенны для Вас. Подумайте, какие Ваши личностные особенности (возможно, это Ваши достоинства) усугубляют Ваши собственные реакции на стресс. Спросите себя: «Другие люди так же бы реагировали на эту ситуацию?» Найдите хотя бы одного человека, который бы отреагировал на эту ситуацию или обстоятельства иначе, чем Вы. Кто он? Чем он от Вас отличается? Спросите других людей, которые Вас давно знают, какие, по их мнению, Ваши качества усугубляют Ваши реакции на стресс. Однако не считайте, что другие Вас знают лучше. Просто они обладают некоторой дополнительной информацией, поскольку наблюдают Вас со стороны. Вспомните слова Эпиктета: «Людей расстраивают не вещи, а то, как люди смотрят на это». Ваши интерпретации событий, а не сами события являются причиной Вашего стресса.
Контрольная работа
Заполните правую колонку таблицы, используя предложенные варианты ответов
Обучаемость | |
Обученность | |
Успешность | |
Успеваемость |
Варианты ответов:
а. субъективная удовлетворенность учащегося процессом и результатами учения
б. способность учащегося к усвоению знаний, восприимчивость к помощи другого, активность ориентировки в новых условиях
в. качественная характеристика результатов освоения учебной программы
г. с одной стороны – результат предыдущего обучения и прошлого опыта, с другой – цель предстоящего обучения
2. Ориентация ученика на долг и ответственность означает доминирование:
а. широких познавательных мотивов
б. учебно-познавательных мотивов
в. мотивов самообразования
г. широких социальных мотивов
д. узких социальных мотивов
е. мотивов социального сотрудничества
3. Ориентация ученика на овладение новыми знаниями, называется:
а. широкие познавательные мотивы
б. учебно-познавательные мотивы
в. мотивы самообразования
г. широкие социальные мотивы
д. узкие социальные мотивы
е. мотивы социального сотрудничества
4. Обращение к преподавателю за дополнительной информацией является формой проявления:
а. широких познавательных мотивов
б. учебно-познавательных мотивов
в. мотивов самообразования
г. широких социальных мотивов
д. узких социальных мотивов
е. мотивов социального сотрудничества
5. Стремление к контактам со сверстниками и к получению их оценок характеризует:
а. широкие познавательные мотивы
б. учебно-познавательные мотивы
в. мотивы самообразования
г. широкие социальные мотивы
д. узкие социальные мотивы
е. мотивы социального сотрудничества
6. Укажите внешние и внутренние мотивы учебной деятельности:
внутренние мотивы | внешние мотивы |
а. материальная выгода
б. любознательность
в. интерес к знаниям
г. наказание