Тема 3.5 Социализация школьника как воспитание в широкой социальной среде

План лекции:

1. Социализация и социальная педагогика.

2. Институты социализации.

3. Семья как институт социализации.

4. Взаимодействие семьи и школы.

5. Подростковая среда и субкультура молодежи.

6. Школьная дезадаптация.

Литература: 1. Андреева, Г.  М. Социальная психология / Г. М. Андреева. – М. : Аспект Пресс, 2007. – 363 с.

2. Мудрик, А. В. Социальная педагогика : учеб. для студ. пед. вузов / А. В. Мудрик / под ред. В. А. Сластенина. – М. : Академия, 2000. – 200 с.

3. Подласый, И. П. Курс лекций по коррекционной педагогике / И. П. Подласый. – М. : Владос, 2006. – 350 с.

4. Харламов, И. Ф. Педагогика : учеб. пособие / И. Ф. Харламов. – М. : Гардарики, 2003. – 519 с.

1. Социализация и социальная педагогика.

Человек – существо социальное. С первых дней своего существования он окружен себе подобными, включен в разного рода социальные взаимодействия. Первый опыт социального общения человек приобретает еще до того, как начинает говорить. Сущность социализации состоит в том, что в ее процессе человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит.

Социализация [от лат. socialis – общественный] – процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, культурных ценностей и социальных норм, а также саморазвитие и самореализация в том обществе, в котором он живет. Ведущим компонентом социализации является воспитание [А. В. Мудрик].

Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивида за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду [Г. М. Андреева].

Как соотносятся понятия «воспитание» и «социализация»? Воспитание по существу представляет собой управляемый и целенаправленнй процесс социализации, но социализацию нельзя сводить к понятию воспитания, так как наряду с разнообразными организованными воздействиями общества по формированию личности, этот процесс включает элементы стихийного, неорганизованого влияния среды, и кроме того, собственную активность личности.

5 стр., 2018 слов

Что изучает социальная педагогика?

... СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ – ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА В СОЦИУМЕ НА ОСНОВЕ ВСЕЙ СОВОКУПНОСТИ ЕГО СОЦИАЛЬНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ. Этот процесс включает социальное становление, социализацию, т е. усвоение отдельным индивидом социальных ... работы вывели проблему на качественно новый уровень. Активное развитие получили разнообразные комплексы: социально-педагогические, культурно-спортивные, сельские ...

Социальная педагогика – отрасль педагогики, исследующая социальное воспитание в контексте социализации, т. е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях специально для этого созданных, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией [А. В. Мудрик].

Термин «социальная педагогика» был предложен немецким педагогом Адольфом Дистервегом в середине 19 в., но стал активно применяться лишь в начале 20 в. В это время начинается исследование воспитания молодежи и более старших групп. Возникли такие отрасли как андрогогика (педагогика взрослых) и герогогика (педагогика старости), а также начала формироваться исправительная (пенитенциарная) педагогика, которая зани­мались исключительно трудными, проблемными детьми.

2. Институты социализации

На всех стадиях социализации воздействие общества на личность осуществляется или непосредственно, или через группу. Те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, получили название институтов социализации.

На дотрудовой стадии социализации такими институтами выступают: в период раннего детства – семья и играющие все большую роль в современных обществах дошкольные детские учреждения.

Во втором периоде ранней стадии социализации основным институтом является школа. Школа обеспечивает ученику систематическое образование, которое само есть важнейший элемент социализации, но кроме того, школа обязана подготовить человека к жизни в обществе. По сравнению с семьей школа в большей мере зависит от общества и государства, хотя эта зависимость различна в тоталитарных и демократических обществах. Школа расширяет возможности ребенка в плане его общения: здесь, кроме общения со взрослыми, возникает устойчивая специфическая среда общения со сверстниками, что само по себе выступает как важнейший институт социализации.

15 стр., 7437 слов

Социализация детей с задержкой психического развития в среду нормально развивающихся сверстников

... особенности социализации детей с задержкой психического развития. – СПб.: Питер, 2008. – 192 с. 28. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Социальная ситуация развития/ Социальная педагогика. Хрестоматия/ ... это детский сад, школа, детские и юношеские учреждения, СМИ), в основе данного механизма лежит подражание; - традиционный – через семью и ближайшее социальное ...

Юность – это чрезвычайно важный период социализации, потому что он связан с постоянным осуществлением выбора: профессии, партнера по браку, системы ценностей и т. д. Институтами социализации служат учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования.

Что касается институтов социализации на трудовой стадии, то важнейшим из них является трудовой коллектив.

Спорным, как сам вопрос о существовании послетрудовой стадии социализации, является вопрос о ее институтах. Можно, конечно, назвать на основе житейских наблюдений в качестве таких институтов различные общественные организации, членами которых по преимуществу являются пенсионеры, но это не есть разработка проблемы.

3. Семья как институт социализации.

Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой [А. В. Мудрик].

Существует большое количество видов семей.

Виды в зависимости от состава:

простая или нуклеарная семья – состоит из одного поколения, представленного родителями (родителем) с детьми или без детей. Она может быть:

элементарная – семья из трёх членов: муж, жена и ребенок. Такая семья может быть, в свою очередь:

полной – в составе есть оба родителя и хотя бы один ребенок;

неполной – семья только из одного родителя с детьми, или семья, состоящая только из родителей без детей;

составная – полная нуклеарная семья, в которой воспитываются несколько детей. Составную нуклеарную семью, где несколько детей, следует рассматривать как конъюнкцию нескольких элементарных.

сложная или патриархальная семья – большая семья из нескольких поколений. Она может включать бабушек и дедушек, братьев и их жен, сестер и их мужей, племянников и племянниц.

3 стр., 1463 слов

Счастливые дети разведённых родителей

Николай Николаевич Нарицын …Именно потому, что при разводе супруги не могут зачастую подойти к «разделу» ребенка грамотно, и считается, что развод родителей для детей непременно становится психотравмой. На самом же деле дети наверняка спокойно отнесутся к этому, если столь же спокойно воспринимают этот факт сами родители. Но в том-то и беда, что развод при наличии детей происходит уже на такой ...

Виды в зависимости от количества детей:

– бездетная, или инфертильная семья;

– однодетная семья;

– малодетная семья;

– среднедетная семья;

– многодетная семья.

Выделяются четыре стиля семейного воспитания.

1. Авторитетный (теплые отношения, высокий уровень контроля).

Родители осознают свою важную роль в становлении личности ребенка. Также они признают и право самого ребенка на саморазвитие. Родители понимают, какие требования необходимо диктовать, а какие обсуждать, и в разумных пределах готовы пересматривать свои позиции.

2. Авторитарный (холодные отношения, высокий уровень контроля).

Родители хорошо представляют, каким должен вырасти их ребенок. Они прилагают к этому максимум усилий. В своих требованиях родители очень категоричны и неуступчивы.

3. Либеральный/попустительский (теплые отношения, низкий уровень контроля).

Родители высоко ценят своего ребенка, считают простительными его слабости. Они легко общаются с ребенком, доверяют ему, не склонны к запретам и ограничениям.

4. Индифферентный/безразличный (холодные отношения, низкий уровень контроля).

У родителей, придерживающихся данного стиля воспитания, очень много забот, помимо воспитания ребенка. Сам ребенок находится на втором плане. Свои проблемы ему приходится решать самому, не рассчитывая на необходимую поддержку старших.

В семье могут быть представлены одновременно несколько стилей отношения к ребенку: отец, мать, бабушки и дедушки могут конфликтовать друг с другом, отстаивая каждый свой стиль. Кроме стилей отношений, обращенных непосредственно к ребенку, на его воспитание оказывает влияние стиль взаимоотношений взрослых членов семьи.

Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином воз­растном этапе играет семья. Поэтому ограничимся несколькими аспектами.

Во-первых, семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека. В младенчестве и в раннем детстве семья иг­рает определяющую роль, которая не может быть компенсиро­вана другими институтами социализации. В детском, младшем школьном и подростковом возрастах ее влияние остается веду­щим, но перестает быть единственным. Затем роль этой функции уменьшается.

19 стр., 9446 слов

Психолого-педагогическая работа с семьёй, воспитывающей ребёнка с нарушением слуха

... модели воспитания и обучения практическим навыкам воспитания родителей ребенка; формирования у ребенка адекватных отношений со всеми членами семьи и другими лицами (родственниками, учителями); изменения ... и все другие дети, ребенок со специфическими потребностями имеет право жить и воспитываться в семье, которое закрепляется “ Кодексом о браке и семье". Родители, соответственно, должны ...

Во-вторых, семья влияет на формирование психологического пола ребенка. В первые три года жизни это влияние определяющее, ибо именно в семье идет необратимый процесс половой типиза­ции, благодаря которому ребенок усваивает атрибуты приписы­ваемого ему пола: набор личностных характеристик, особенности эмоциональных реакций, различные установки, вкусы, поведенче­ские образцы, связанные с маскулинностью (мужскими свойствами) или фемининностью (женскими свойствами).

Существенную роль в этом процессе семья продолжает играть и на последующих воз­растных этапах, помогая или мешая формированию психологиче­ского пола подростка, юноши.

В-третьих, семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка (американский исследователь Блум выявил, что различие в коэффициенте умственного развития детей, выросших в благопо­лучных и неблагополучных семьях, доходит до двадцати баллов), а также влияет на отношение детей, подростков и юношей к учебе и во многом определяет ее успешность.

В-четвертых, семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами, а когда речь идет о нормах, определяющих исполнение им семейных ролей, влияние семьи становится карди­нальным. В частности, исследования показывают, что выбор супру­га и характер общения в семье детерминированы атмосферой и взаимоотношениями в родительской семье. Родители, которые сами в детстве пережили недостаток внимания или которым не уда­лось успешно решить в семье свои детские конфликты или пробле­мы, связанные с половым созреванием, как правило, не способны установить со своим ребенком тесную эмоциональную связь.

В-пятых, семья играет большую роль в процессе социального развития человека в связи с тем, что ее одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни, усто­ять в меняющихся социальных условиях. Ценности и атмосфера семьи определяют и то, насколько она становится средой само­развития и ареной самореализации ее членов, возможные аспекты и способы того и другого.

5 стр., 2410 слов

Роль отца в системе социального воспитания детей в семье

Содержание Введение…………………………………………………………….. 4-6 Глава 1 Теоритические аспекты проблемы………………………. 7-20 1.1 Социальный портрет отца-одиночки…………………………. 7-10 1.2 Социальные проблемы отцов-одиночек……………………… 10-15 1.3 Нормативно-правовая база в области социальной защиты неполной семьи…………………………………………………………... 16-20 Глава 2 Роль отца в системе социального воспитания детей в семье ...

Современные семьи весьма разнообразны, и от этого зависит то, каким содержанием наполняется в них социализация, каковы ее результаты. По некоторым данным, до 25% семей в нашей стране вообще не в состоянии позитивно социализировать детей, а до 15% – формируют пра­вонарушителей. Осуществлять позитивную социализацию в состоянии осуще­ствлять относительно небольшой процент российских семей (по различным данным разброс очень велик – от 20 до 60%).

4. Взаимодействие семьи и школы

Воспитание детей – конституционная обязанность родителей. Они призваны всемерно укреплять авторитет школы и учителя, воспитывать детей в духе уважения и любви к труду, подготавливать их к обще­ственно полезной деятельности, приучать к дисциплине, забо­титься об их физическом развитии и укреплении здоровья, стиму­лировать их к учению и осознанному выбору профессии. Естест­венно, что школа должна использовать эту помощь со стороны семьи.

Учитывая то, что в ряде случаев родители не обладают необходимыми знаниями в области педагогики и психологии, школа призвана оказывать им надлежащую научно-методическую помощь, способствовать повышению культуры семейного воспитания.

Свое влияние на воспитание учащихся в семье школа осуществляет через разнообразные формы организационно-педагогической работы.

1. Индивидуальная работа школы с родителями. Педагог должен знать с кем проживает ребенок, какие условия его жизни, место проживания, социальный статус семьи, взаимоотношения в семье и т. д.  Индивидуальная работа носит характер педагогических консультаций и практических советов родителям по улучшению семейного воспитания. Осуществляя индивидуальную работу, учителям следует проявлять необходимый педагогический такт. А. С. Макаренко говорил: «Я никогда не вызывал родителей. Я педагог … и считал, что если дети у меня воспитываются, я квалифицированный воспитатель, так я заставляю вносить положительное воспитание в семью».

8 стр., 3723 слов

План работы с ребенком с особыми потребностями Программа коррекционной работы в школе

Пелых Д.Н. Введение Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (далее — дети с ограниченными возможностями здоровья) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Программа ...

2. Родительские собрания. Проводятся как в общешкольном масштабе (2–3 раза в год), так и по отдельным классам (в конце каждой четверти).

На классных собраниях классными руководителями делаются сообщения о состоянии успеваемости и дисциплины учащихся, обсуждается ин­формация родителей об опыте воспитательной работы с детьми, а также решаются вопросы, связанные с улучшением учебной работы и поведения отдельных школьников. Особенно важны такие собра­ния для установления единой линии в воспитательной работе семьи и школы.

3. Деятельность родительских комитетов – общешкольных и классных. Их задачи, содержание работы, права и обязанности определяются специальным Положением о родитель­ском комитете общеобразовательной школы.

Родительские комитеты оказывают помощь школе в решении довольно широкого круга вопросов. Они способствуют установле­нию связей родителей со школой, организуют их педагогическое просвещение, участвуют в расширении материальной базы для тру­дового и технического обучения, а также профессиональной ориен­тации школьников. Они также организуют обмен опытом семейно­го воспитания, популяризируют педагогическую литературу среди родителей, вместе с руководством школы проводят родительские собрания.

4. Педагогическое просвещение родителей. Действенным средст­вом оказания помощи семье в воспитании детей является организа­ция педагогического просвещения родителей. Необходимые психолого-педагогические знания родители должны получать на каждом родительском собрании.

5. Подростковая среда и субкультура молодежи.

Ведущей деятельностью подросткового периода является общение со сверстниками. Это общение необходимо подростку в большом количестве, оно критически важно для формирования его личности. Компания сверстников – подростковая среда – становится той группой, мнение которой особенно важно, в отношениях с которой формируется система ценностей, группа становится своеобразной системой отсчета для оценки поступков себя и других.

Подростковая субкультура становится  культурным пространством и кругом общения подростковых сообществ, помогающим им адаптироваться в социуме и создать свои автономные формы культурной активности.

Субкультура – это особая форма организации людей (чаще всего молодежи) – автономное целостное образование внутри общей культуры, определяющее стиль жизни и мышления ее носителей, отличающееся своими обычаями, нормами, комплексами ценностей и даже институтами. Субкультура характеризуется так же необходимостью соблюдения норм внутригруппового этикета, регламентирующего стиль поведения и одежды, что позволяет поддерживать в этом кругу определенную психологическую атмосферу.

Субкультура – уникальный агент социализации в обществе, позволяющая реализовываться «отверженным» личностям в иной среде, предоставляя им нишу, возможность существовать в иной культурной форме.

Выделяют три типа неформальных групп:

просоциальные (социально-положительные).

Цель – приносить пользу обществу (защитники природы – экологисты, диггеры (люди, увлекающиеся исследованием искусственных подземных сооружений));

асоциальные – в стороне от основных социальных проблем, угрозы обществу не представляют, но общим нормам не подчиняются (панки, хиппи, рокеры);

антисоциальные (социально-отрицательные) имеют агрессивный характер.

В исследованиях, направленных на поиск причин, приводящих молодых людей в субкультуру, на первом месте стоит одиночество, непонимание родителей, отсутствие доверия, взаимного понимания, принятия, уважения, любви; конфликты между родителями; на втором – привлекательность качеств в подростках из субкультур – смелость, независимость, умение отстоять себя. 

Одним из основных факторов формирования субкультуры, а также присоединения к ней подростка является реальная возможность удовлетворения актуальных возрастных потребностей:

1. Потребность в обособлении, автономизации от взрослых. В субкультуре подросток обретает свободу от целого ряда ограничений (социальных, моральных, культурных).

2. Потребность в изживании конфликта со взрослыми, потребность в защите от подавления в семье автономности. Субкультура – как суррогатная семья – искажение семейных функций приводит подростка в субкультуру.

3. Потребность в самоактуализации, самоутверждении, реализации способностей, успехе. Неудовлетворенная потребность в самоактуализации переживается как чувство обыденности, проскальзывания жизни. Фактически молодой человек при этом ощущает, что он отсутствует как социальный субъект.

4. Потребность в принятии социумом: в принадлежности к группе, референтной группе, в объединении с себе подобными, в защите группы. Молодежная субкультура удовлетворяет эти потребности гораздо эффективнее, чем обычные формальные общности (класс, кружок).

Участники субкультуры испытывают мощнейшее чувство единства, братства.

5. Потребность в признании, преодолении комплекса неполноценности и субъективно неприемлемых черт характера. Субкультуры являются своеобразными социальными нишами, где могут получить признание подростки, обреченные быть отверженными традиционными социальными институами. Другими словами, субкультура осуществляет своего рода стихийную социальную реабилитацию, организуя гиперкомпенсаторное поведение, при котором повышается самооценка, чувство собственной значимости.

6. Потребность в смысле. Молодежная субкультура может дать ощущение осмысленности через борьбу за свой образ жизни. Отвоеванная жизнь автоматически становится более осмысленной.

7. Потребность в получении удовольствий, новых ощущений. Проявления гедогнизма (этическое учение, согласно которому удовольствие является главной добродетелью) разнообразны: сексуальная активность, употребление ПАВ (психоактивные вещества), различные формы развлечений и т. д. Одним из механизмов получения сильных ощущений является «гедонистический риск» – особый прием психологического воздействия на потребностную сферу, при котором актуализация потребностей достигается путем создания (специально, искусственно) опасных ситуаций. Ту же цель преследует эпатажная внешность (прически, макияж, одежда) и поведение (речь, мимика) представителей многих субкультур: вызвать удивление, шокировать, спровоцировать непонимание, раздражение и агрессию со стороны окружающих, в общем извлечь максимальный эффект из угрожающей или удивляющей ситуации.

8. Потребность в информации, доступ к которой подросток не получает в семье, школе. Членство в субкультуре удовлетворяет и эту потребность.

6. Школьная дезадаптация

Школьная дезадаптация – это ситуация, когда ребенок оказывается неприспособленным к школьному обучению. Наиболее часто дезадаптация наблюдается у первоклассников, хотя она также может развиться и более старших детей.

Причины школьной дезадаптации могут быть различными.

1. Недостаточная подготовка к школе: ребенку не хватает знаний и навыков, чтобы справиться со школьной программой, либо у него плохо развиты психомоторные навыки. К примеру, он пишет существенно медленнее других учеников и не успевает справиться с заданиями. 

2. Нехватка навыков по контролю собственного поведения. Ребенку тяжело сидеть целый урок, не выкрикивать с места, молчать на уроке и т. д. 

3. Неприспособленность к темпу школьного обучения. Чаще это встречается у физически ослабленных детей либо у детей по природе медлительных (вследствие физиологических особенностей). 

4. Социальная дезадаптация. Ребенок не может построить контакт с одноклассниками, учителем.

Чтобы вовремя обнаружить дезадаптацию, важно внимательно наблюдать за состоянием и поведением ребенка.

Признаки школьной дезадаптации также можно разделить по типам. При этом причина и следствие могут не совпадать. Так, при социальной дезадаптации у одного ребенка будут наблюдаться сложности в поведении, другой будет испытывать переутомление и слабость, а третий откажется заниматься «назло учителю».

Физиологический уровень. Ребенок испытывает повышенную утомляемость, снижение работоспособности, слабость, жалуется на головные боли, боли в животе, нарушения сна и аппетита. Это явные признаки возникших сложностей. Возможны энурез (недержание мочи), появление вредных привычек (обгрызание ногтей, ручек), дрожания пальцев, навязчивых движений, говорения с самим собой, заикания, заторможенности или, наоборот, двигательного беспокойства (расторможенности).

Познавательный уровень. Ребенок хронически не справляется со школьной программой. При этом он может безуспешно стараться преодолеть сложности либо отказываться учиться в принципе.

Эмоциональный уровень. Ребенок негативно относится к школе, не хочет туда ходить, не может наладить отношения с одноклассниками и учителями. Плохо относится к перспективе обучения.

Поведенческий уровень. Школьная дезадаптация проявляется в вандализме (порча имущества), импульсивном и неконтролируемом поведении, агрессивности, непринятии школьных правил, неадекватности требований к одноклассникам и учителям. Причем дети в зависимости от характера и физиологических особенностей могут вести себя по-разному. Одни будут проявлять импульсивность и агрессивность, другие – зажатость и неадекватные реакции. Например, ребенок теряется и ничего не может ответить учителю, не может постоять за себя перед одноклассниками.

Помимо оценки общего уровня школьной дезадаптации важно помнить, что ребенок может быть частично приспособлен к школе. Например, хорошо справляться со школьными занятиями, но при этом не находить контактов с одноклассниками. Либо, наоборот, при плохой успеваемости быть душой компании. Поэтому важно обращать внимание как на общее состояние ребенка, так и на отдельные сферы школьной жизни.

Наиболее точно диагностировать, насколько ребенок адаптирован к школе, может специалист. Обычно это входит в обязанности школьного психолога, но если обследование не проведено, то родителям имеет смысл при наличии нескольких тревожащих симптомов обратиться к специалисту по собственной инициативе.