В последнее десятилетие в системе образования России усилиями ученых и практиков складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение.
Принятая Правительством Российской Федерации Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Особенностью развития системы сопровождения на современном этапе является необходимость решения задач сопровождения ребенка в условиях модернизации образования, изменений в его структуре и содержании.
Данный вид сопровождения отвечает новой парадигме образования – развитию субъектности и индивидуальности ребенка. Процесс психолого-педагогического сопровождения объединяет основные институты социализации ребенка: семью, общеобразовательное учреждение, учреждения дополнительного образования детей.
Социально-экономическое развитие сегодняшней России повышает значимость дополнительного образования, которое должно способствовать созданию в учреждениях подобного типа развивающей, воспитывающей и обучающей среды, содействующей росту творческого потенциала личности будущего гражданина и специалиста, его самореализации в образовательном процессе.
Необходимость организации системы психолого-педагогического сопровождения деятельности УДОД обусловлена реализацией идей развивающего образования, направленного на формирование личности с учетом ее интересов, способностей, склонностей и потребностей, а также необходимостью решения целого ряда существующих проблем, связанных с научно-методическим обеспечением дополнительных образовательных программ, реализуемых в учреждениях и повышением уровня психолого-педагогической компетентности педагогов дополнительного образования.
Психолого-педагогическое сопровождение в дополнительном образовании является фактором, способствующим личностному росту и успешности каждого ребенка.
Психолого-педагогическое сопровождение снижает конфликтность в образовательном процессе, уменьшает отсев обучающихся, возвращает детей в систему дополнительного образования, оказывает помощь в разрешении сложных социальных проблем. Все это происходит лишь при наличии реального сопровождения, а не имитационного.
Проблемы психолого-педагогического сопровождения одаренных детей ...
... процесс психолого-педагогического сопровождения обучения и развития одарённых детей в структуре общего образования. Предмет исследования - психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в образовательном процессе школы. Цель исследования: выявить проблемы психолого-педагогического сопровождения одаренных детей ...
Психолого-педагогическое сопровождение в УДОД — это система деятельности педагогов-психологов и педагогов, направленная на создание благоприятных социально-психологических условий, обеспечивающих сохранение и укрепление психического здоровья ребенка, содействующих в разрешении проблем, возникающих у него в процессе взаимодействий в УДОД социально-адекватными способами. Под психологическим сопровождением понимается система организационных, диагностических, обучающих и развивающих мероприятий для всех субъектов образовательного учреждения.
Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение его нормального развития (в соответствии с нормой развития в определенном возрасте).
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
- психологическое сопровождение интеллектуального, личностного и нравственного развития воспитанников;
- предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
- помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, педагогами, родителями;
- содействие в повышении психологической компетентности педагогов и родителей;
- организация, при необходимости, развивающих и коррекционных мероприятий со всеми субъектами образовательного процесса;
- психологическое обеспечение дополнительных образовательных программ;
- развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) обучающихся, родителей, педагогов.
Основные принципы организации данного вида сопровождения:
- принцип демократичности (подразумевает признание права на добровольное непосредственное участие в сопровождении субъектов образовательного процесса);
- принцип творческой позиции (предусматривает постоянную готовность к поиску нестандартных решений, гибкость в реализации практических задач в зависимости от конкретной ситуации);
- принцип партнерского общения (означает исключение доминирующей позиции субъектов образовательного процесса по отношению друг к другу);
- принцип системности и последовательности (подразумевает реализацию психолого-педагогического сопровождения как системы работы специалистов в определенной логичной и целесообразной последовательности);
- принцип вариативности (предполагает реализацию широкого арсенала психолого-педагогических средств, форм и методов в процессе сопровождения, который может быть использован как полностью, так и частично, гибко изменяться применительно к конкретным условиям);
- принцип превентивности (направлен на предупреждение возможного неблагополучия и обеспечение безопасности физического и психологического здоровья воспитанника, других субъектов учебно-воспитательного процесса в условиях образовательного учреждения);
- принцип экологичности (обеспечивает необходимость постоянного соотнесения используемых средств и методов психолого-педагогического сопровождения с поставленной целью).
Сопровождение, таким образом, представляет собой деятельность, направленную на создание системы психолого-педагогических условий, способствующих успешному обучению, воспитанию и развитию каждого ребенка в конкретной образовательной среде.
Обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического ...
... ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 1.1 Анализ теоретических подходов к проблеме психолого-педагогического сопровождения в дошкольном образовательном учреждении В отечественной психологии и ...
Своеобразие психолого-педагогического сопровождения каждого учреждения заключается, прежде всего, в расстановке акцентов в содержании работы с субъектами образовательного процесса и моделью деятельности. Педагог-психолог действует в рамках одной из моделей, определяющей не только его профессиональную позицию, но и учитывающей запросы администрации. Существуют различные подходы в понимании основного содержания и направленности деятельности педагога-психолога, обслуживающего систему образования.
В настоящее время в практике реализуются две основные модели психолого-педагогического сопровождения в учреждениях дополнительного образования детей.
Первая модель связана с деятельностью только одного педагога-психолога в учреждении, а при наличии социального педагога, валеолога, медицинского работника, других узких специалистов может составлять комплексную психолого-педагогическую службу.
Вторая модель психолого-педагогического сопровождения в УДОД ориентирована на деятельность команды психологов, когда в учреждении работает не один педагог-психолог, а команда профессионалов, где каждый специалист выполняет свой спектр работ и имеет свою специализацию. Координированная работа специалистов позволяет максимально качественно и эффективно справиться с задачами, стоящими перед УДОД.
Между тем в практике создания психологической службы в условиях дополнительного образования возникают значительные трудности, которые во многом связаны с тем, что в учреждении подобного типа работает один или два педагога-психолога. Один психолог не в состоянии оказать все виды профессиональной помощи, которая требуется руководству, педагогам, детям, родителям. В результате – низкое качество психологического сопровождения деятельности УДОД.
Но основные трудности связаны с тем, что недостаточно разработана законодательная база для работы служб сопровождения в дополнительном образовании; не определены требования к организационной структуре подобных служб; в штатном расписании учреждений нет необходимых ставок для специалистов; у администрации же УДОД нередко присутствует достаточно размытое представление о возможностях, содержании деятельности специалистов служб сопровождения, в частности психолого-педагогического сопровождения.
Для обеспечения успешного функционирования системы психолого-педагогического сопровождения деятельности в УДОД необходимо создание условий: организационных, информационных, кадровых, мотивационных, нормативно-правовых, научно-методических, материально-технических.
Психолого-педагогическое сопровождение в системе дополнительного образования детей имеет общую методологию, сходство в целях, принципах, преемственности в деятельности, общность нормативно-правового и информационного пространства с психолого-педагогическим сопровождением общеобразовательных учреждений.
Семинар № 1. Общение в структуре деятельности участников образовательного ...
... http://elibrary.ru/defaultx.asp Официальный сайт Министерства образования и науки Педагогическая психология Сайт Н.Н. Нечаева http://sites.google.com/site/nechaevsite/ Фундаментальная библиотека ВГПУ www.//flogiston.ru Семинар № 2 Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса Основные понятия: коммуникативная ...
По сравнению с данным видом сопровождения общеобразовательных учреждений, психолого-педагогическое сопровождение в УДОД находится на стадии становления и имеет перспективы дальнейшего развития, обусловленные спецификой деятельности данного типа образовательного учреждения, основное предназначение которого – развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.
Психолого-педагогическое сопровождение в удод предусматривает реализацию таких направлений как:
- Повышение психологической компетентности всех участников образовательного процесса – система мер, позволяющих повысить адаптационные возможности обучающихся, обеспечить психологически грамотный подход к воспитанию, обучению, развитию со стороны педагогов и родителей.
- Информационно-аналитическое обеспечение системы управления образованием – система мер, направленных на профилактику и устранение факторов негативного воздействия образовательной среды на развитие личности ребенка; мониторинг и анализ развивающего характера и безопасности образовательной среды, эффективности дополнительных образовательных программ, уровня развития и социально-психологической компетентности обучающихся.
- Психологическое проектирование — система мероприятий, связанных с реализацией психологической составляющей в образовательном проектировании, которая призвана сохранить и укрепить психическое и социальное здоровье участников образовательного процесса, обеспечить обучение, воспитание и развитие воспитанников с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, восприимчивости к различного рода педагогическим технологиям и др.
- Психологическая экспертиза — система мероприятий, предусматривающих оценку соответствия образовательной среды (образовательных программ, учебных пособий, образовательных маршрутов и т.п.) поставленным развивающим и воспитательным задачам, возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся, уровню психологической компетентности специалистов УДОД.
- Оказание психологической помощи участникам образовательного процесса — система мероприятий, направленных на преодоление психолого-педагогических проблем участников образовательного процесса, оказание психологической помощи, включающей такие виды деятельности, как психологическое просвещение и консультирование, психологическая профилактика, диагностика, коррекция и развитие, профессиональная ориентация.
Виды деятельности по психолого-педагогическому сопровождению:
Музыкальная терапия как метод работы с сознанием субъектов образовательного ...
... форм со студийными и секционными занятиями; отработка механизма управления экспериментальной работой; психолого-педагогическое сопровождение эксперимента и обоснование его содержания; апробация авторских образовательных ... в образовательном процессе С исторической точки зрения музыкотерапия в современном понимании восходит к существующим уже более ста лет рецептивным формам. Гармонизирующее ...
- профилактика;
- диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг);
- консультирование (индивидуальное и групповое);
- развивающая работа (индивидуальная и групповая);
- коррекционная работа (индивидуальная и групповая);
- психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, администрации УДОД, педагогов, родителей;
- экспертиза (дополнительных образовательных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов УДОД).
Сегодня в системе психолого-педагогического сопровождения наряду с рассмотренными выше традиционными видами деятельности реализуется такое комплексное направление, как разработка (проектирование) дополнительных образовательных программ.
Психолого-педагогическое сопровождение представляет собой комплексную систему работы и включает в себя 5 этапов:
1 этап — проведение просветительской и первичной психопрофилактической работы с целью уточнения и формирования социального заказа. Психологическое сопровождение, как правило, начинается с реализации форм работы психопрофилактической и просветительской направленности (лектории, беседы, семинары, недели и декады психологии и др.), которые призваны актуализировать потребность субъектов образовательного процесса в психологических знаниях, оптимизировать их взаимодействие, что позволит формировать социальный заказ, адресуемый специалистам психологической службы.
2 этап — индивидуальная и групповая диагностика в соответствии с запросом субъектов образовательного процесса или оказание психологических услуг (консультирование, групповая работа, вторичная психопрофилактика).
Данный этап предусматривает изучение особенностей личностного развития, выявление резервов, обеспечивающих достижение максимальной самореализации личности. Результаты мониторинга личностных достижений реализуемых в ходе психологического сопровождения деятельности, позволяют вносить коррективы в программы взаимодействия.
3 этап — психолого-педагогический консилиум, коррекционно-развивающая работа. Предполагает разработку и реализацию программ взаимодействия педагогов-психологов с другими субъектами образовательного процесса. Значительный объем необходимой работы предусматривается при организации учебно-воспитательного процесса данного объединения (коллектива), т.е. в ходе освоения дополнительных образовательных программ.
4 этап — повторная диагностика, анализ эффективности проведенной работы.
5 этап — обсуждение результатов и изучение уровня удовлетворенности взаимодействием, при необходимости — уточнение социального заказа и переход на первый этап психологического сопровождения.
Психолог образования — самая юридически незащищенная категория. Начинающему педагогу-психологу, порой, приходится заниматься вопросами, не входящими в его компетенцию. Должностные инструкции психолога образования прописаны в сборнике «Тарифно-квалификационные характеристики работников образования» (нормативно-правовые акты по образованию) (этот сборник есть в каждом образовательном учреждении), на основании которых прописывается функционал психолога того образовательного учреждения, в котором он работает. Также, важным документом для психологической службы образования является сборник «Нормативно-правовое обеспечение деятельности психолога» за 2003 год, где прописано «Положение о психологической службе». В связи с юридической незащищенностью отряда психологов, важно формировать запросы от родителей и педагогов на ведение диагностики, консультирования и коррективных мероприятий. Имея такой запрос, психолог образования имеет право работать с клиентом. Бывает, родители обучающихся опасаются, что ребенок попадет в руки психолога без их ведома (к сожалению, дискредитация этой профессии происходит), поэтому, выступая, например, на родительских собраниях, просите родителей письменного разрешения на работу с их ребенком, либо письменный отказ (родитель имеет на это право, так же как и сам ребенок).
Направление 050400.68 Психолого-педагогическое образование Магистерская ...
... 22 5 8 4,9 Направление 050400.68 Психолого-педагогическое образование Магистерская программа «Психология и социальная педагогика» ... 12,5 Вариативная часть ОПД.В.1 Организация научно-исследовательской работы Коржуев А.В…. Научное исследование по педагогике: теория, ... языковом образовании учащихся основной школы. – М., 2010 Культурно-историческая психология и конструирование миров [Текст] : психолог. ...
Обязательно ведите тетради учета мероприятий по работе с клиентами, что и когда рекомендовано, с какой проблемой обращался клиент, а также планы будущих мероприятий.
В соответствии с приложением к инструктивному письму Минобразования России от 01.03.99 № 3 педагоги-психологи, работающие в образовательных учреждениях различного типа и вида, образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям (центре) ведут учет проводимой работы по следующим формам:
- План работы педагога-психолога образовательного учреждения (Форма №1);
- Заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования (Форма №2);
- Журнал консультаций психолога (Форма №3);
- Журнал учета групповых форм работы (Форма №4);
- Карта психолого-медико-социальной помощи ребенку (Формы №№ 5, 5А, 5Б, 5В);
- Программа работы педагога-психолога с группой (Формы №№ 6, 6А);
- Коррекционная работа (Форма №7);
- Программа коррекционно-развивающих занятий (Форма № 8);
- Требования к авторским программам (Форма №9);
- Аналитический отчет о работе педагога-психолога (Форма №10);
- Аналитический отчет руководителя (методиста) муниципальной методической службы (Форма №11).
При необходимости могут вводиться дополнительные формы отчетности (например, индивидуальные планы работы с семьей, журнал учета групповых форм работы, программа работы педагога-психолога с группой и т.д.).
Психолого-педагогическое сопровождение является необходимым компонентом современного дополнительного образования, содействуя в создании условий для развития интересов, способностей ребенка на основе его свободного выбора образовательной деятельности, профиля программы и времени освоения.
Формы работы социального педагога по сплочению ученического коллектива
... выбранной темы исследования: "Формы работы социального педагога школы по сплочению ученического коллектива". Объект исследования: система работы социального педагога школы по сплочению ученического коллектива. Предмет исследования: формы работы социального педагога школы по сплочению ...
Психолого-педагогическое сопровождение строится на основе запроса администрации и других субъектов педагогического процесса, обеспечивая координацию и взаимодействие с другими службами сопровождения образовательной деятельности.
Решать вопрос о том, какой психолог нужен УДОД, — удел, естественно, администрации. На административном уровне должны быть проанализированы и выделены сначала задачи, решение которых без психолога невозможно, а затем сформулированы требования к профессиональным умениям принимаемого на работу специалиста.
7