Назовите этапы и условия реализации психолого-педагогического эксперимента.

1 Вариант

1. Преформированный тип развития – это когда изначально заданы стадии развития и конечный итог. Пример, развитие бабпчки, развитие цветка, внутриутробный период.

2.Закономерности психи ческого развития:

1-источником выступают противоречия (между потребностями и возможностями, послушанием и самостоятельностью..);

2-закон количественных накоплений обеспечивает появления нового качества (звуки –слоги –слова-предложения –речь)

3-развитие неравномерно (есть периоды накопления, а есть периоды скачка –кризис)

4-развитие идет гетерхронно (развитие каждой психи ческой функции идет в разное время)

5-закон отрицания отрицания: новое появляется на основе старого, становится предпосылкой для нового и новое отрицает старое

-развитие идет поступательно:от старого к новому

-развитие движется только вперед,остановки возможны,но назад дороги нет.

3.Ранний возраст: (1-3); ВВД-предметно-манипулятивная деятельность; Новообразование-наглядно-действенное мышление,речь,прямохождение.

4.ССР – особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, типичное для каждого возрастного этапа. ССР периода младенчества:слитность с взрослым.

5.Эгоцентическая речь – дети говорят вслух ни к кому не обращаясь-речь о себе,для себя,со своей точки зрения,не учитывая другой. Это комментарий собственных действий.

2 Вариант

1.Отличия игры от других видов деятельности:

1-непродуктивный характер (его отстутствие)

2-наличие воображаемой ситуации

2.Младенчество: (0-1); ВВД-эмоционально-личностное общение; Новообразования-потребность в общении

3.ВВД – деятельность,которая определяет возник новение и формирование основных психологических новообразований на соответствующей возрастной стадии развития.Пример, игра-ввд до школьника.

4.Проблема соотношения обучения и развития в трудах Выготского. Существует 3 теории: 1.О-Р — обучение плетется в хвосте у развития, развитие всегда идет впереди обучения,обучение надстраивается над развитием, ничего не меняя в нем по существу. 2. О=Р — обучение полностью сливается с детским развитием, когда каждый шаг в обучении соответствует шагу в развитии, причем под развитием понимается накопление всевозможных привычек. 3. О ↔ Р –с одной стороны, развитие мыслится как процесс, независимый от обучения, с другой стороны, само обучение, в котором ребенок приобретает новые формы поведения, рассматривается как тождественное развитию.

3 стр., 1365 слов

Прочтите отрывок из сочинения Н.М. Карамзина и укажите, о каком ...

... Необходимость добиться выхода к Черному и Балтийскому морям для нормального развития экономики (исходный пункт). → Для этого были нужны сильная ... одного из направлений русской общественной мысли 1840 — 50-х гг. Считали историю России частью общемирового исторического процесса, сторонники развития страны ... Канонизирован русской православной церковью.) В отрывке рассказывается о том, как он ...

5. Признаки ситуативной речи:

-рядоположение предложений,которые соединены союзами и, и вот, и еще

-речь не совсем правильная (могут отсутствовать главные члены предложения)

-одно и то же местоимение может относится к разным предметам

-использование наречий без конкретных указаний (пример,Это было там)

-речь сопровождается мимикой, жестами, эмоциями

3 Вариант

1. Условия психи ческого развития: для развития необходим другой человек и обучение,т.е. процесс передачи культуры.

2.Непреформированный тип развития – когда неизвестны стадии развития и его конечный итог. Пример, психи ческое развитие ребенка

3. Особенности восприятия ребенка раннего возраста:

1-восприятие,чувства,действия слитны воедино

2-восприятие привязано к ситуации и не может носить отвлеченный характер

3-познание предметов происходит на основе внешних ориентировочных действий (метод тыка)

4.Особенности сюжет но-ролевой игры на 2-м этапе развития (по Эльконину):

1-содержание: ребенок выполняет предназначенные ему роли и связанные с ней действия

2-роли: называются ребенком в процессе игры; роль сводится к предметным действиям

3-действия:количество действий расширяется

4-логика игры:нарушение логики действий не принимаются,но не опротестовываются ( ребенок не может объяснить что кто нарушил)

5. Формы общения ребенка со сверстниками:

1-эмоционально-практическая ( возникает в 2 года)-соучастие в шалостях

2-ситуативно-деловая (с 4-ех лет)-признание со стороны сверстника

3-внеситуативно-деловая (5-6 лет)-сотрудничество

4 Вариант

1.Предпоссылки психи ческого развития: это то, что оказывает определенное влияние на индивида, т. е. внешние и внутренние обстоятельства, от которых зависят особенности, уровни ее психи ческого, актуального и ближайшего развития.Уровни психи ческого развития отражают степень и показатели психи ческого развития человека (ребенка) в процессе и на различных этапах формирования его личности.Уровень актуального развития личности является показателем, характеризующим способность человека выполнять различные самостоятельные задания. Он свидетельствует о том, какова обученность, навыки и умения личности, какие ее качества и как развиты.Уровень ближайшего развития личности свидетельствует о том, что человек не может выполнить самостоятельно, но с чем он справляется с небольшой помощью других.

2. Структурные элементы сюжет но-ролевой игры:

19 стр., 9231 слов

Процесс развития связной монологической речи у детей старшего ...

... сʙязной речью заʙисит успешность обучения детей ʙ школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное разʙитие. Под ... ʙоеʙременно. В соʙременном дошкольном образоʙании речь рассматриʙается как одна из осноʙ ʙоспитания и обучения детей, так как от уроʙня оʙладения ...

1-содержание-центральный момент,которой воспроизводится детьми в сюжете игры (ранний до школьный возраст-реальные действия с предметами-кормление куклы; старший до школ возраст-действия передающие отношения)

2-роль-образ который берет на себя ребенок (ранний до школ возраст—роль семья,быт; старш до школ возр-профессиональные роли-врач,учитель)

3-действия связанные с ролью (внешние-развернутые, внутренние-свернутые)

4-правила игры (ранний до школ возр-правила могут нарушаться,т.к. недостаточно осознаны; старш до школ возр-правила соблюдаются)

3. Различаются ли «неравномерность» и «гетерохронность» психи ческого развития? Да. Неравномерность возрастного развития заключается в том, что отдельные психи ческие функции и личностные качества человека имеют определенную траекторию изменений во времени, рост и старение психи ческих функций происходит неравномерно, с разными темпами. В разные возрастные периоды может ускоряться или замедляться психи ческое развитие. Известно, например, увеличение темпов развития в подростковый период и относительное замедление в период взрослости. А гетерохронность развития проявляется в несовпадении во времени характеристик развития разных функций.

4.Формы общения ребенка со взрослым:

1-ситуативно-личностная – с 2-х месяцев-внимание взрослых

2-ситуативно-деловая – с 6-ти месяцев-сотрудничество и освоение практических действий

3-внеситуативно-личностная – с 3-4 лет-почемучки

4-внеситуативно-личностная – 6-7 лет-познание норм и правил

5.Соподчинение мотивов – это выделение и осознание ребенком специфических функций взрослого и собственных специфических обязанностей. Появляется осознание роли учителя и своей общественной функции – учиться

5 Вариант.

1. Манипулирование-использование предмета без учета его назначения (твердый-стучать, пушистый-гладить) – эти действия помогают изучить ребенку свойства предмета,ребенок изучает самого себя и свои возможности. В отличие от предметных действий манипулирование совершаются без учета способов культурного употребления предметов.

2. ССР – особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий типичное для каждого возрастного этапа. ССР раннего возраста: характеризуется сотрудничеством ребенка и взрослого.

3. Развитие эмоциональной сферы ребенка в период до школьного детства: это возраст, когда ребенок начинает осознавать себя среди других людей, когда он отбирает позицию, из которой будет исходить при выборе поведения ( это могут быть как добрые чувства, так и злоба,корысть..)

4. Сензитивный период развития – это период благоприятный для развития той или иной функции. Пример, в возрасте 2.5 — 6 лет ребенок начинает активно интересоваться формами вежливого поведения – это сензитивный период развития социальных навыков.

5. Признаки ВВД по Леонтьеву:

1. Внутри такой деятельности возникают и дифференцируются новые виды деятельности.

2. В ведущей деятельности формируются и перестраиваются психи ческие процессы.

3. От ведущей деятельности главным образом зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения личности ребенка.

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

... при изменении состояния внешней среды. пропорциональность производства и управления, соотносительность развития основного и вспомогательного производства. соотносительность и адекватность управляющей и ... обор рабочего, обучение и изучение рабочего, специализация работы, важность побудительных мотивов зарплаты, справедливое распределение ответственности. Гилбрет – изучение утомляемости рабочего и ...

Учитывая эти признаки, было достаточно ясно, что, например, ведущей деятельностью для до школьного возраста (3—7 лет) является игра, ибо именно в игре у до школьника постепенно возникает новая деятельность учения, именно в игре у до школьника развиваются основные психи ческие процессы и именно в игре он осваивает общественные функции и нормы поведения различных людей и это является основным в формировании его личности.

вар 7

1. Назовите этапы и условия реализации психолого-педагогического эксперимента

Психолого-педагогический эксперимент (ППЭ) создан на основе естественного эксперимента. В ходе ППЭ исследователь активно воздействует на протекание изучаемых явлений, изменяет обычные условия, целенаправленно вводит новые, выявляет определенные тенденции, оценивает качественные и количественные результаты, устанавливает и подтверждает достоверность выявленных закономерностей.

Констатирующий эксперимент проводят в начале исследования. Он ставит своей задачей выяснение состояния на практике изучаемого явления, построение его схематической модели.

Формирующий эксперимент организуется на основе предварительного изучения состояния проблемы и анализа результатов констатирующего эксперимента. В процессе формирующего эксперимента исследователь производит корректировку выдвинутой гипотезы и организует её проверку.

2.Что такое эгоцентризм мышления, его признаки.

Эгоцентризма –( Ж. Пиаже) характеристика детского мышления на стадии интуитивного интеллекта. Эгоцентрическая позиция характеризуется тем, что ребенок-до школьник при анализе окружающей действительности рассматривает ситуацию со своей точки зрения, которую он не осознает в качестве собственной, и которая выступает для него как абсолютная. Ребенку важна лишь видимость интереса, хотя у него, вероятно, есть иллюзия, что его слышат и понимают. Он не испытывает желания воздействовать на собеседника и действительно сообщить ему что-либо.

3.Обшение со сверстинками:

общение со сверстником становится полноценной деятельностью в до школьном в-те (3-7)

4.Раскройте особенности сюжет но-ролевой игры на этапе развития по Эльконину.

сюжет но-ролевая игра начинает развиваться со второй младшей группы. В играх начинают отражаться человеческие взаимоотношения, нормы поведения, социальные контакты. Д. Б. Эльконин называл сюжет но-ролевой игрой деятельность творческого характера, в которой дети берут на себя роли и в обобщенной форме воспроизводят деятельность и отношения взрослых, используя предметы-заместители. Ребенок в игре постепенно начинает мыслить во внутреннем плане. Исследователи выделяют различные структурные элементы игры — основные и второстепенные: сюжет, содержание, игровую ситуацию, замысел, роль, ролевое действие, ролевое поведение, ролевое взаимодействие, правила.Сюжет (тема) игры — это, по Д. Б. Эль конину. та сфера действительности, которая отражается в игре.Содержание — это то, что конкретно отражается в игре.Игровая (воображаемая, мнимая) ситуация — совокупность обстоятельств игры, не существующих реально, а создаваемых воображением.Замысел — план действий, задуманный играющимиРоль — это образ существа (человека, животного) или предмета, который ребенок изображает в игре.Ролевое (игровое) действие — это деятельность ребенка в роли. Определенная комбинация, последовательность ролевых действий характеризуют ролевое поведение в игре.Ролевое (игровое) взаимодействие предполагает осуществление взаимоотношений с партнером (партнерами) по игре, диктуемых ролью, так как ребенок, взявший на себя какую-либо роль, должен принимать во внимание и роль своего партнера по игре, координируя с ним свои действия.Правила — это порядок, предписание действий в игре.Структурные элементы игры тесно взаимосвязаны, подвержены взаимовлиянию, могут по-разному соотноситься в различных видах игр.В сюжете отражаются события окружающей жизни, поэтому он зависит от социального опыта детей и степени понимания ими взаимоотношений людей. Сюжет определяет направленность игровых действий, разнообразие содержания игры (при одном и том же сюжете — разное содержание игры).

5 стр., 2013 слов

Игры, упражнения и занятия. "Ругаемся овощами" (Кряжева н.Л., 1997)

... и тем более «приклеить ярлык», а в оказании посильной и своевременной помощи ребенку. Игры, упражнения и занятия. "Ругаемся овощами" (Кряжева н.Л., 1997) Цель: снять вербальную ... разговаривать с окружающими спокойным голосом, обсуждая произошедшее "Зайчики" (подвижная игра для агрессивных детей) Цель: дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные ощущения, научить задерживать внимание на ...

5.Что такое ввд

ВВД-д-ть,определяющая возник новение и формирование основных психологических новообразований на соответствующей возрастной стадии.пример:ввд до шк-ка-ИГРА

вар8

1. Назовите возрастные границы, ведущий вид деятельности и новообразования до школьного возраста.

возрастные границы: 3- 7 лет

ВВД: игра

Новообразование: потребность в обществе, но значимость и в общественно оценивающей деятельности.

2. Чем характеризуется самооценка ребенка раннего и до школьного возраста.

В до школьном возрасте оценка и самооценка носят эмоциональный характер. Из окружающих взрослых наиболее яркую положительную оценку получают те из них, к которым ребенок испытывает любовь, доверие, привязанность. Самооценка ребенка формируется уж с раннего возраста, на нее влияют, родители прежде всего, воспитатели и конечно окружающие дети. Уже в до школьном детстве можно увидеть какая самооценка у ребенка, по его поведению и поступкам.

Самооценка — компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков

3. Перечислите виды игр в порядке их возник новения в онтогенезе ребенка.

1. Режисерские (действует с предметами как режисер, руководит ими)

2. Образная игра. (ребенок выполняет определенный образ)

3. Сюжет но — ролевая игра (отождествление себя со взрослыми, передача человеческих отношений)

4. Игра с правилами. (дидактическая игра, настольные игры, спортивные, подвижные игры)

4. Назовите мотивы, характерные для детей до школьного возраста.

1) мотивы, связанные с интересом к деятельности и отношениям взрослых; 2) игровые мотивы; 3) мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми; 4) мотивы самолюбия, самоутверждения; 5) познавательные мотивы; 6) соревновательные мотивы; 7) мотивы достижения; 8) нравственные мотивы; 9) общественные мотивы.

6 стр., 2936 слов

Роль темперамента и поведения в профессиональной деятельности ...

... и хорошим товарищем, душой коллектива. Среди типичных недостатков в деятельности и общении такого служащего можно наблюдать быструю утомляемость, нерешительность и осторожность, ... темперамента и поведения в профессиональной деятельности и управленческом общении. Задачи задания: )Выявление особенностей проявление темперамента в деятельности руководителей 2)Рассмотреть особенности взаимодействия ...

5.Кризис 3-х лет, причины, его возник новения.

Кризис 3-х лет относится к числу острых. Ребенок не управляем, впадает в ярость. Поведение почти не поддается коррекции. Период труден как для взрослого, так и для самого ребенка. Симптомы называют семизвездием кризиса 3 лет .Негативизм — реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых. Стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию.Упрямство . Ребенок настаивает на чем-то не потому, что хочет, а потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением.Строптивость . Она безлична, направлена против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех лет.Своеволие . Стремится все делать сам.Протест-бунт. Ребенок в состоянии войны и конфликта с окружающими.Симптом обесценивания проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей.Деспотизм . Ребенок заставляет родителей делать все, что он требует. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется как ревность.Кризис протекает как кризис социальных отношений и связан со становлением самосознания ребенка. Появляется позиция «Я сам» . Ребенок познает различие между «должен» и «хочу».Новообразованием кризиса 3 лет называется также возник новение системы Я, появление «личного действия» и чувства «Я сам».

вар9

1.Укажите возрастные границы периода новорожденности

0-1г)Психологические новообразования младенческого периода. Кризис одного года. Самые главные приобретения — ходьба и первые слова. К концу первого года ребенок приобретает способность самостоятельного передвижения: появляется ползание, затем вертикальная походка (ходьба).

Мир открывается перед ним в новом’ракурсе. Ходьба дает возможность отделения ребенка от взрослого, превращения ребенка в субъекта действия. В конце первого года происходит раздробление эмоциональной общности с родным взрослым и перестройка социальной ситуации развития. Появление первых слов, имеющих характер указательного жеста, понятных только близким (но понятных!), представляет новый прогрессивный способ общения со взрослым.

2.Что такое сср.

ССР-особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий,типичное для каждого возр этапа.сср младенч-ва-слитность со взрослым

3..4.

5.Дайте характеристику внеситуативно-личностного общения.

Внеситуативно — личностная форма общения детей со взрослыми формируется в возрасте 6 — 7 лет. Именно она является самой высшей точкой в общении ребенка со взрослым, так как мотивом общения выступает не предметный мир, но мир людей.

вар10

1.Какую роль играет предметно-манипулятивная деятельность.

Предметно-манипулятивная деятельность ребенка характерная для раннего детского возраста (от 1 года до3 лет).

3 стр., 1229 слов

МЫШЛЕНИЕ КАК ФОРМА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ

... технического моделирования мышления; 6) проблема творческого мышления. 2. Мышление как форма познавательной деятельности. Развитие мышления в онтогенезе Мышление – одно из высших проявлений психического, процесс ... РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ВИДЫ РЕЧИ, МЕХАНИЗМЫ ПОРОЖДЕНИЯ И ПОНИМАНИЯ РЕЧИ 16 15. РЕЧЬ И ОБЩЕНИЕ. ФУНКЦИИ РЕЧИ 17 16. РЕЧЬ И МЫШЛЕНИЕ. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ РЕЧИ 18 17. РАЗВИТИЕ ...

Возникает потребность в общественном поведении и при этом отсутствует умение общественно действовать, тогда на первый план и выдвигается и становится ведущей предметно-манипулятивная деятельность, в процессе которой ребенок овладевает не только формой человеческого общения между людьми, но и прежде всего, общественно выработанными способами употребления всех окружающих его вещей.возн познав процессы.

2.Что такое содержание сюжет но-ролевой игры.

Д. Б. Эльконин называл сюжет но-ролевой игрой деятельность творческого характера, в которой дети берут на себя роли и в обобщенной форме воспроизводят деятельность и отношения взрослых, используя предметы-заместители. Осваивая сначала действия с предметами, затем с заместителями, ребенок в игре постепенно начинает мыслить во внутреннем плане.Содержание — это то, что конкретно отражается в игре.

3.Дайте характеристику ситаутивно-личностному общению.

Ситуативно-личностное общение [лат. situatio — положение] — первая появляющаяся в онтогенезе форма общения ребенка со взрослыми людьми (синоним: непосредственно-эмоциональное общение).

Начинает складываться на втором месяце жизни по мере развития комплекса оживления. Имеет следующие характеристики: удовлетворяет потребность ребенка во внимании и доброжелательности взрослого; побуждается личностными мотивами; реализуется при помощи экспрессивно-мимических средств (компонентов комплекса оживления); его содержание — обмен положительными эмоциями между ребенком и взрослым.

5.Эгоцентрич.Речь не выполняет коммуникативную ф-ию

вар11

1.Назовите предпосылки возник нов потребности в общении реб со взр

2.Назовите особенности памяти ребенка раннего возраста.

Преобладающие виды памяти – двигательная, эмоциональная и частично образная. Ребенок в раннем детстве лучше запоминает то, что он сам сделал или прочувствовал, чем то, что видел или слышал.Память еще непроизвольна и никаких специальных действий с целью запомнить или припомнить ребенок не выполняет. Для запоминания имеет значение частота повторения действий.

3.Назовите компоненты психологической готовности ребенка к школе

Центральными компонентами психологической готовности ребенка к школе являются:

— новая внутренняя позиция школьника, проявляющаяся в стремлении к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности;

— в познавательной сфере знаково-символическая функция сознания и способность к замещению, произвольность психи ческих процессов, дифференцированное восприятие, умение обобщать, анализировать, сравнивать познавательные интересы;

— в личностной сфере произвольность поведения, соподчинение мотивов и волевые качества;

— в сфере деятельности и общения: умение принимать условную ситуацию, учиться у взрослого, регулировать свою деятельность

4.Чем характеризуется «Телеграфная Речь»

Телеграфная Речь-Укороченные предложения, напоминающие телеграммы, характерные для речи детей в возрасте от полутора до двух лет. В примерах такой речи («дядя идет домой» или «машина едет далеко») видны рудименты первичного младенческого словаря, но структура предложений может быть весьма творческой, учитывая тот факт, что многие речевые конструкции не были услышаны от взрослых. Пользуясь телеграфной речью, ребенок обычно опускает артикли и предлоги, сохраняя лишь «важные» существительные и глаголы.

2 стр., 996 слов

НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ

... С 3 лет     НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ Показатели речевого развития Время появления в норме Употребляет в активной речи слова ... 4 годам       НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ Показатели речевого развития Время появления в норме Использует родовые названия предметов С ...

5.Что такое комплекс оживления.

Комплекс оживления — обозначающее различные двигательные реакции младенца первых месяцев жизни на раз.воздействия (лицо взрослого, красивые игрушки, приятные звуки)по которым можно судить о переживании им положительных эмоций. К подобным реакциям относят: замирание и зрительное сосредоточение на объекте восприятия, улыбку, издаваемые звуки, двигательное оживление. Кроме выражения эмоций комплекс оживления выступает в функции общения младенца со взрослыми людьми, о чем свидетельствует то, что в зависимости от ситуации младенец может усиливать или затормаживать тот или иной компонент. Формирование комплекса оживления происходит начиная с третьей недели жизни: сначала появляется замирание и сосредоточение при зрительной фиксации предмета или при звуках, затем — улыбка, вокализация и двигательное оживление. В возрасте трех или четырех месяцев происходит видоизменение комплекса оживления в более сложные формы поведения.

вар 13

1.Что лежит в основе высших психи ческих функций

ВПФ возникли при помощи знака. Знак — орудие психи ческой деятельности. Это искусственно созданный человеком стимул, средство для управления своим поведением и поведением других. Вы готский пришел к выводу, что операция употребления знаков лежит в основе развития высших психи чес­ких функций, система которых образует высший психи ческий синтез, называемый сознанием. Т.е. система знаков лежит в основе развития сознания. (Знаком можно назвать речь, жесты, рисунок).

2.Дайте характеристику Режиссерской игре до школьника.

Режиссерская игра отличается от сюжет но-ролевой тем, что в ней актерами являются не люди, а игрушки. Ребенок одушевляет их, разговаривая за них разными голосами, но одновременно он управляет своими зайчиками и кошками, выполняя режиссерскую работу.(куклы театр).

Режиссерская игра отличается от сюжет но-ролевой тем, что в ней актерами являются не люди, а игрушки. Ребенок одушевляет их, разговаривая за них разными голосами, но одновременно он управляет своими зайчиками и кошками, выполняя режиссерскую работу.

4..Отличие общения ребенка со воз рослыми от общения со сверстниками

со сверстниками ребенок общается совершенно по-другому, нежели со взрослым. Первое — яркая характеристика общения сверстников заключается в его чрезвычайной эмоциональной насыщенности. Контакты до школьников отличаются повышенной эмоциональностью и раскованностью, чего не скажешь о взаимодействии малыша со взрослым. для разговоров со сверстниками, как правило, характерны резкие интонации, крик, смех. Со взрослым же ребенок, как правило, старается вести себя ровно, без крайнего выражения эмоций и чувств. Вторая важная черта контактов детей — их нестандартность и нерегламентированность. Если в общении со взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных норм поведения, то при взаимодействии со сверстниками до школьники ведут себя непринужденно. Их движениям свойственна особая раскованность и естественность. Третья отличительная особенность общения сверстников — преобладание инициативных действий над ответными. Общение предполагает взаимодействие с партнером, внимание к нему, способность слышать его и отвечать на его предложения. . Перечисленные особенности характерны для детских контактов на протяжении всего до школьного возраста (от 3 до 6-7 лет).

5 стр., 2379 слов

речевое развитие ребёнка

... Педиатры советуют как можно чаще говорить с маленьким ребенком во время бодрствования — ведь общение является обязательным условием нормального развития малыша. Примерно к концу первых 6 месяцев ... период родители должны постараться при разговоре с ребенком не использовать искаженные слова. Это может замедлить дальнейшее развитие правильной речи. Общение с маленьким человеком должно стать более ...

Однако содержание общения детей не остаются неизменными в течение всех четырех лет: общение и отношения детей проходят сложный путь развития, в котором можно выделить три основных этапа.

5.Назовите признаки ведущего вида деятельности, которые выделил Леонтьев.

Чтобы установить характер ведущей деятельности для каждого периода, необходимо опираться на признаки ведущей деятельности, указанные А. Н. Леонтьевым. Эти признаки следующие:

1. Внутри такой деятельности возникают и дифференцируются новые виды деятельности.

2. В ведущей деятельности формируются и перестраиваются психи ческие процессы.

3. От ведущей деятельности главным образом зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения личности ребенка.Учитывая эти признаки, было достаточно ясно, что, например, ведущей деятельностью для до школьного возраста (3—7 лет) является игра, ибо именно в игре у до школьника постепенно возникает новая деятельность учения, именно в игре у до школьника развиваются основные психи ческие процессы и именно в игре он осваивает общественные функции и нормы поведения различных людей и это является основным в формировании его личности.

вар14

1.Назовите возрастные границы, ведущий вид деятельности и новообразования ребенка до шк. Возратса.

Дошк.в-т 3-7 ВВД_ролевая игра.,потребность в общественно-значимой и общественно оцениваемой деятельности

2.

3.Раскройте новообразования кризиса 3 лет.

Новообразованием кризиса 3 лет называется также возник новение системы Я, появление «личного действия» и чувства «Я сам».,4.см ответ №2 вар10

24.

1.назовите и раскройте сущность этапов психологического исследования.

2. Назовите этапы формирования сенсорных эталонов у детей Дошк. Возраста.

1-дети знакомятся с отдельными геометрическими фигурами.

3.Назовите психи ческие явления, которые преимущественно развиваются у детей до школьного возраста в общении со сверстниками.

Ребенок учится в общении со сверстниками: •выражать себя; •управлять другими; •вступать в разнообразные отношения.

Возникает большое разнообразие коллективных задач: •совместная игра; •навязывание собственных образцов; •управление действиями партнера и контроль за их выполнением; •постоянное сравнение с собой и оценка конкретных поведенческих актов.

В процессе общения со сверстниками развивается самооценка детей, которая становится все более адекватной.

4.Назовите явление, которое связано с произвольностью мотивационной сферы у детей до шк.возраста

Явление персонализации, т.е. потребности стать личностью и занять определенную позицию в человеческом сообществе.

5. В каком возрасте у ребенка возникает поведенческий комплекс «гордость за достижения»

выражает новообразование кризиса трех лет. Он состоит в том, что для детей трехлетнего возраста становятся значимыми достижение (результат, успех в деятельности) и признание (оценка взрослого).

23.

1.Назовите требования предъявляемые к организации психологического метода анкетирования.

Анкета обычно состоит из трех блоков: 1) введения, или преамбулы; 2) основной части, состоящей из перечня вопросов; 3) заключительной части. Все вопросы, которые можно использовать при составлении анкет, подразделяют на две группы: открытые и закрытые. В целях выявления ошибок или случаев недобросовестного заполнения анкет в их структуру рекомендуется включать проверочные вопросы. Начинать любую анкету следует с простых, но интересных для респондентов вопросов. Интерес к вопросам должен возрастать.

2.Какую функцию по мнению л. Выгодского, выполняет эгоцентрическая речь

Выготский пришел к выводу, что эгоцентрическая речь — это не выражение интеллектуального эгоцентризма, как утверждал Пиаже, а переходный этап от внешней к внутренней речи. Эгоцентрическая речь первоначально сопровождает практическую деятельность.

3.Перечислите новообразования психики ребенка, необходимые к школьному обучению.

Возникновение соподчинения мотивов- Преодоление непосредственных желаний

Возникновение произвольного поведения.

Произвольное поведение — это поведение, опосредованное определенным представлением. Возникновение личного сознания. Стремление к осуществлению общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности. .

Возникновение первичных этических инстанций: «что такое хорошо и что такое плохо».

4.Раскройте сущность и взаимоотношения таких категорий как: «уровень актуального развития», «уровень ближайшего развития», «зона ближайшего развития».

Зона ближайшего развития — уровень развития, достигаемый ребенком в процессе его взаимодействия со взрослым, реализуемый развивающейся личностью в ходе совместной деятельности со взрослым, но не проявляющийся в рамках индивидуальной деятельности.

Актуальный уровень развития — уровень развития, проявляющийся в индивидуальной деятельности ребенка; традиционная диагностика психи ческого развития ребенка ориентируется именно на определение актуального уровня развития.

5.Чем характеризуется «до эталонный» этап сенсорного развития детей.