Ранее детство практ 2, вопросы с ответами

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №2

Раннее детство

  1. Чем отличаются собственно предметные действия от простых манипуляций с предметами? Почему ведущую деятельность раннего детства называют орудийно-предметной?
  2. В чем заключается значение развития предметных действий для психического развития ребенка?
  3. Почему раннее детство считают сензитивным периодом речевого развития? Чем обусловлены речевые трудности в период раннего детства?
  4. Что такое «символическое мышление»? По каким проявлениям можно судить о его формировании?
  5. Охарактеризуйте новые тенденции в развитии деятельности и личности ребенка раннего возраста, опираясь на отрывок из про­изведения Я. Корчака. Покажите связь с новообразованиями кризиса трех лет.

«Бронек хочет открыть дверь. Двигает стул. Останавливается и отдыхает, помощи не просит. Стул тяжелый, Бронек устал. Теперь тащит попеременно, то за одну, то за другую ножку. Работа идет медленно, но становится легче. Стул уже от двери близко; Бронеку кажется, что дотянется, вскарабкивается, встал на ноги. Я придер­живаю слегка за платьице. Пошатнулся, испугался, слез. Придвигает к самой двери, но ручка осталась в стороне. Вторая неудачная попытка. Ни тени нетерпения. Опять трудится, лишь дольше передышки. Взбирается в третий раз: нога — вверх, рывок рукой, упор на согнутое колено, повис, ищет равновесия, новое усилие, рука цепляется за край стула, лег на живот, пауза, бросок тела вперед, встал на колени, выпу­тывает нога из платья — стоит. Бедные вы мои лилипутики в стране великанов! Голова у вас вечно задрана вверх, чтобы что-нибудь да увидеть. Окно где-то высоко, как в тюрьме. Чтобы сесть на стул, надо быть акробатом. Напряжение всей мускулатуры и всех сил ума, чтобы достать наконец дверную ручку…

Дверь открыта, Бронек глубоко вздохнул. Этот глубокий вздох облегчения мы видим уже у младенцев после каждого усилия воли, длительного напряжения внимания.

…Я сам! — восклицает ребенок тысячи раз жестом, взглядом, смехом, мольбой, гневом, слезами».

7.Какие симптомы кризиса трех лет демонстрируют дети в при­веденных ниже отрывках? Какие еще симптомы данного возрастного кризиса вам известны?

59 стр., 29214 слов

"Возрастные кризисы развития и их влияние на становление личности школьника"

... понятие о термине личность. Описано общее понятие о термине кризис и рассмотрены разные представления о жизненных кризисах. Цель работы: изучение роли кризиса в развитии ребёнка. Предмет исследования: кризис как механизм развития личности Структура данной работы: титульный лист, ...

«Мама предлагает Стасику (мальчику трех лет) идти гулять, на­чинает одевать его. “Не хочу гулять!” — заявляет ребенок, который раньше стремглав мчался одеваться при первом же упоминании о прогулке. “Не хочешь, не надо”, пожимает плечами мама. “Гулять, гулять” — требует малыш. Но как только его начинают одевать, снова повторяет свое: “Не хочу гулять!” Предложение взрослого вызывает у него упорную негативную реакцию. На следующий день все входит в норму, малыш не сопротивляется предложениям мамы, но спустя несколько дней опять вдруг категорически отказывается от прогулки, не позволяет себя одевать, плачет.

Оля, девочка двух с половиной лет, одеваясь на прогулку, кате­горически отказывалась от помощи взрослого, хотя сама не могла справиться со шнурками ботиночек. В ответ на действия воспитате­ля, который, невзирая на протесты девочки, обул ее, Оля со слезами на глазах заявила: “Все равно я твоими ботиночками гулять не буду, развяжу, завяжу сама, и буду гулять своими”»

8.Как вы думаете, в чем психологический смысл кризиса трех лет как «кризиса социальных отношений» ребенка? Каковы предска­зуемые последствия кризиса? Какова правильная родительская позиция в данный период?

«Ребенок в раннем детстве — это существо, которое всегда на­ходится во власти непосредственных аффективных отношений к окружающим, с которыми он связан. В кризисе трех лет проис­ходит то, что называется раздвоением: здесь могут быть конфликты, ребенок может ругать мать, игрушки, предложенные в неподхо­дящий момент, он может разломать их со злости, происходит из­менение аффективно-волевой сферы, что указывает на возросшую самостоятельность и активность ребенка. Все симптомы вращаются вокруг оси “я” и окружающих его людей. Эти симптомы говорят о том, что изменяются отношения ребенка к людям, окружающим его, или к собственной личности. <…>

Так называемое семизвездие симптомов кризиса обнаруживает: новые черты всегда связаны с тем, что ребенок начинает мотивиро­вать свои поступки не содержанием самой ситуации, а отношениями с другими людьми.

Если обобщить фактическую картину симптомов кризиса трех лет, то мы не сможем не согласиться с исследователями, которые утверждают, что кризис, в сущности говоря, протекает прежде всего как кризис социальных отношений ребенка.

Что существенно перестраивается во время кризиса? Социальная позиция ребенка по отношению к окружающим людям, к автори­тету матери, отца. Происходит также кризис личности — “я”, т.е. возникает ряд поступков, мотив которых связан с проявлением личности ребенка, а не с данным мгновенным желанием, мотив дифференцирован от ситуации. Проще говоря, кризис протекает по оси перестройки социальных взаимоотношений личности ре­бенка и окружающих людей».

Литература

  1. Выготский Л.С. Раннее детство. Кризис 3 лет / Л.С.Выготский // Собрание сочинений: в 6 т. – Т.4. С. 340 – 375.
  2. Галигузова А.Н. Ступени общения: от года до шести / А.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова.
  3. Гуськова Т.В. Личностные новообразования у детей в период кризиса трех лет / Т.В. Гуськова // Вопросы психологии. – 1987. — №5. – С. 75-85.
  4. Крайг Г. Психология развития.
  5. Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий.
  6. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество.
  7. Эльконин Б.Д. Психология развития