Психолого-педагогическая характеристика на Ваню П.

Сопровождение ребенка с задержкой психического развития в дошкольном учреждении

Кулешова Марина Александровна

Воспитатель Детсад № 384 г.Самара, Самарская обл.

Психолого-педагогическая характеристика на Ваню П.

Дата рождения 2.01.2006, возраст 6 лет 3 мес.

Детский сад №384, старшая группа детей с ЗПР

Адрес: г. Самара, ул. Матросова д.52, кв.12

 

Программа обучения: «От рождения до школы»

 

Посещает детский сад с 1.09.2011, ранее находился дома с мамой.

Воспитывается в полной семье, есть старший брат, который обучается в коррекционном классе школы №109. Проживает в 2-х комнатной изолированной квартире. Семья среднего материального достатка. Мама: Татьяна Алексеевна — домохозяйка, Папа: Евгений Викторович — монтажник на стройке. Родители очень внимательны к мальчику, интересуются его успехами на занятиях и в жизни детского сада. Стараются участвовать во всех совместных мероприятиях и праздниках.

 

1. Познавательное развитие
А. Внимание
Непроизвольное внимание: сформировано, однако снижен объем зрительного и слухового внимания.

Объем произвольного внимания также существенно сии жен, отмечается нарушение распределяемости и переключаемости внимания. Недостаточно развита устойчивость, характерна быстрая истощаемость внимания.
В. Восприятие

  • Цвет: ребенок опознает и называет цвета (черный, белый, красный, синий, зеленый, желтый).
    Серый опознает, но не называет. Находит заданный цвет в окружающем пространстве.
  • Плоскостные формы: сличает все плоскостные формы
    (круг, овал, квадрат, прямоугольник).
    Самостоятельно находит предметы в окружающей действительности в соответствии с заданной плоскостной формой (круг квадрат, прямоугольник).
  • Объемные фигуры: сличает весь набор предъявляемых объемных форм (шар, куб, цилиндр, брусок, кирпичик).

    При опознании путает брусок и кирпичик. При самостоятельном назывании обозначает лишь самые элементарные формы (шар, куб).

  • Восприятие пространства:
  • макро пространство — свободно ориентируется в физкультурном зале, кабинете ритмики, актовом зале. Самостоятельно показывает и отображает в речи основные пространственные ориентировки. При обозначении правой и левой сторон возникают проблемы, но затем девочка самостоятельно исправляется;
  • микро пространство — верно сличает, опознает и называет все стороны и части листа, выделяет центр.

Восприятие схемы тела, его частей и сторон:
— ориентировка на себе — показывает и верно называет следующие части тела: голову, нос, рот, лоб, волосы, левые и правые симметричные части тела (уши, «реснички», коленки, пятки).

7 стр., 3030 слов

Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения

... бы вторично выделяют контур и являются необходимым условием создания образа формы предмета. На зрительное восприятие формы предмета влияют величина предмета, расстояние до глаз, освещенность, контраст ... (90 – 95 %) унитарных и сложных цветов большинство детей довольно точно опознают форму, фактуру, объемность предметов. Следует отметить, что более полно они характеризуют многоцветные изображения. ...

Подбородок обозначь как «бороду»; не может назвать брови, шею обозначая как «горло». Дифференцирует правую и левую стороны;
— Ориентировка на другом человеке — при назывании левосторонних и правосторонних допускает ошибки, связанные с зеркальностью этих отношений.

  • Восприятие последовательности частей суток. Представление о последовательности частей суток сформированы. Воспроизводит с опорой на картинки.
  • Последовательность времен года. Нет противопоставлений осени и весны. Путает смежные времена года (весна — лето — осень, осень — зима, зима — весна).

    Мальчик не дифференцирует их признаки, забывает словесное название
    некоторых времен года («весна»).

  • Последовательность месяцев и наполняемость ими времен года. Самостоятельно не называет месяцы. Таким образом, у ребенка не сформировано представление о последовательности расположения месяцев друг за другом и наполняемости месяцами времен года.
  • Дни недели. Самостоятельно называет лишь среду, четверг, пятницу и воскресенье. Не дифференцирует выходные и будние дни. Таким образом, данные представления сформированы фрагментарно и неустойчивы. Тем более не сформировано представление о порядке следования дней недели друг за другом.

В. Память
Смысловая память превалирует над механической. Объем механической памяти значительно ограничен. Увеличение количества предъявлений (слов, картинок, предметов) увеличивает количество верно воспроизводимых вариантов. Способность к запоминанию стихотворений снижена (требуется до 6 повторений четверостишия).

Допускает ошибки в виде перестановок и пропусков слов, заменяет их.
Г. Мышление
Наглядно-действенное мышление сформировано. Наглядно-образное мышление — отмечен достаточно высокий уровень сформированности данного вида мышления. Быстро собирает разрезные картинки из 5-6 частей. Конструирует из 7 палочек по образцу.
Элементы словесно-логического мышления. Выполняет классификации только «деревьев», «овощей», «фруктов» и других обобщающих понятий, отработанных с дефектологом за осень. «Обувь», «одежда», «мебель», «дикие» и «домашние животные» вызывают при обобщении и сравнении затруднения.’
Вызывают затруднения работа с серией сюжетных картинок: картинки не объединяются в сюжет, нет понимания начала действия и его завершения, даже если серия состоит из 3 картинок.
Представления о количестве сформированы. Есть понятия «один — много», «больше — меньше». Счет прямой до 5, обратный счет не сформирован. Счетные операции в пределах 3 на наглядной основе.
Д. Речевое развитие
Может варьировать темп и интонационную выразительность речи: произносить слова громко и тихо, говорить быстро-медленно.
Фонетическая сторона речи в пределах возрастной нормы. С помощью педагога справляется с заданиями, направленными на выделение звука в слове, например, выбрать игрушки, в названии которых есть звук «к». Грамматический строй речи. Правильно употребляет слова во множественном числе. Не согласует существительные с прилагательными и существительные и глаголы во времени, иногда сам исправляет свои ошибки. Мальчик понимает назначение предлогов и правильно их использует в речи, но затрудняется в использовании сложных предлогов (из-под, из-за).

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

... аккуратно ведет себя за столом. В период от года до трех лет у малыша закладываются ос­новы культуры поведения. ... губами. Рассмотрим, как протекает освоение бытовых процессов на первом году жизни малыша (по данным Н.М.Аксариной, Н.М.Щелованова, К.Л.Пантюхиной). В ... как организо­ванность, опрятность, аккуратность. Именно на первом году жиз­ни малыш осваивает некоторые культурно-гигиенические навы­ ...

  • Лексическая сторона речи. Мальчик выделяет субъект и объект действия, их признаки, часть-целое. Доступно элементарное обобщение, она объединяет предметы в родовидовые категории, но затрудняется в дифференциации сходства и различий между ними. В то же время у Вани отмечаются определенные сложности в усвоении абстрактных понятий (слов — действий, предметов, признаков и т. д.)
  • Связная речь. С трудом передает своими словами впечатления из личного опыта, хотя любит рассказывать о том, что с ним произошло за день.

Ваня может пересказать прочитанную им сказку или небольшой рассказ, но отмечаются нарушения функционально-смыслового единства текста. При пересказе перескакивает с одной мысли на другую, предложения не заканчивает. Основные мысли в рассказе выделяет с помощью наводящих вопросов.
Описательный рассказ составляет только с помощью педагога или с опорой на схему.
Е. Воображение
Воспроизводящее и творческое воображение не отмечается большой оригинальностью и разнообразием. Отмечается склонность к упрощенному, схематичному изображению объектов невысока оригинальность творческих работ, много стереотипных, шаблонных композиций, затруднено формирование новых образов.

Особенности перцептивной сферы

Зрение и слух в норме.

3. Моторика
Мальчик физически развит. Рост соответствует возрасту. Отмечаются нарушения осанки, общей и тонкой моторики. При обследовании основных видов движений выявляются следующие особенности: неуверенная походка, трудности в удержании равновесия, плохая координация движений.
При обследовании тонкой моторики выполняет движения по подражанию и речевой инструкции, наблюдаются сложности в переключении от одного движения к другому, в одновременном действии обеими руками. Координация движений пальцев нарушена.
Ведущая рука — правая.
Артикуляционная моторика развита в соответствии с возрастной нормой.

4. Состояние эмоционально-волевой сферы
Активный, общительный мальчик. Может занять себя, но на непродолжительное время. Если что-то не нравится, то она может проявлять упрямство, плакать, кричать, но быстро успокаивается, если ее внимание переключить на другой предмет или деятельность.
Ваня демонстративен. У мальчика отмечается нарушение дистанции общения, в первую очередь, с взрослыми. Очень любит, когда с ним занимаются педагоги и воспитатели, просится на занятие. Иногда мешает заниматься с другими детьми, требуя внимания только к себе, взрослый в этом случае вынужден вывести ее из группы, чтобы иметь возможность продолжить занятие.

5. Эмоциональная реакция и характер общения
Ваня легко идет на контакт. Знает фамилию, имя, пол и свой возраст. Быстро отвлекается, задание выслушивает не до конца, сам справляется редко, так как не может себя организовать, принимает любую помощь. Ведет себя адекватно ситуации, доброжелателен, однако на протяжении всего времени обследования постоянно что-нибудь теребит в руках, манипулирует предметами. С детьми общается с удовольствием, по натуре лидер.

6. Сформированность ведущих видов деятельности
А. Общение
Ваня — общительный мальчик, ему нравится разговаривать с взрослыми. Он любит помогать воспитателю организовывать детей. Ване очень нравится, когда взрослые дают ему какое-нибудь поручение — с удовольствием их выполняет. Мальчик контактирует со всеми детьми как своей, так и соседней группы.
По отношению ко всем детям в группе Ваня проявляет чувство симпатии. В то же время если кто-то из детей в группе начинает баловаться, громко кричать или бегать, то мальчик начинает делать то же самое.
В. Сформированность элементной трудовой деятельности и навыки самообслуживания
Мальчик умеет самостоятельно одеваться и раздеваться, но при контроле воспитателя все же нуждается, т. к. не может застегнуть пуговицы, не умеет завязывать шнурки, не всегда аккуратно складывает свои вещи. Мальчик убирает постель после сна с помощью воспитателя. Не всегда добросовестно выполняет особенности дежурного, может уйти-оставить поручение не выполненным. Не умеет добросовестно раскладывать материалы для занятий, убирать их, мыть кисточки, протирать столы.
И.

Игровая деятельность
Продолжительность пребывания в роли невелика (не более 7 мин), применяет предметы-заместители. Для ролевого перевоплощения использует соответствующие атрибуты. Таким образом, уровень развития игровой деятельности можно охарактеризовать как процессуальную игру с элементами сюжетно-ролевого поведения. Мальчик принимает участие в различных играх, но не проявляет творчества в создании игры. Не умеет изменять предметно-игровую среду, т.к. не имеет практического и игрового опыта.
Г. Изобразительная деятельность
У Вани отмечено негативное отношение к изобразительной деятельности (у мальчика не было увлеченности процессом рисования и речевого комментирования его ни во время рисования фломастерами, ни карандашами, ни красками).
В рисунке присутствует сюжет (персонажи взаимодействуют между собой), хотя он отображен достаточно схематично. В изображении схемы тела упускает важные детали лица (брови, ресницы).

В рисунке использует всего 3 цвета. В рисовании кистью использует широкие мазки и линии. Не связывает рисунок единым содержанием. У Вани было отмечено брезгливое отношение к пластилину, однако, при контроле воспитателя получаются приемы оттягивания, вдавливания. Сглаживание, примазывание, а также лепка предмета из нескольких частей не получается. Ваня правильно держит ножницы, но резать бумагу может только по прямой линии, по намеченному контуру. Вырезать квадраты, круги или овалы из бумаги не может. С удовольствием составляет декоративные композиции из уже готовых геометрических форм.
Мальчик хорошо конструирует из спичек, палочек, полосок. С использованием строительных деталей нет затруднений, но не умеет выделять основные части конструкции, не умеет строить по рисунку.

Индивидуальная программа развития

Направление Задачи Формы, методы, приемы Ответственный Сроки реализации, результат
        апрель май июнь
1. Развитие и коррекция познавательной деятельности 1. Совершенствование мыслительных операций словесно-логического уровня     2. Развитие произвольной памяти     3. Овладение лексической и грамматической сторонами речи Формирование обобщающих понятий: «обувь», «одежда», «мебель», «дикие и домашние животные». Использовать дидактические и настольные игры: «зоологическое лото», «что лишнее?». Ознакомление со специально подобранной литературой: «Человек рассеянный», «Детки в клетке» и т.д. Ознакомление с иллюстрациями, картинами. Сюжетно-ролевые игры: «Зоопарк», «Магазин обуви» (одежды, мебели).

Беседы, экскурсии, реальные предметы и их копии. Формирование прямого счета до 10,обратный счет. Использовать образец, словесную инструкцию, специально подобранные стихи («Вот семерка кочерга, у нее одна нога, вот восьмерка два кольца, ни начала, ни конца»).

Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», настольно-дидактические игры «Домино», «Скажи сколько». Увеличивать объем механической памяти, повышать способность к запоминанию стихотворений. Использовать иллюстрации, наглядные и аудиовизуальные средства. Дидактические игры: «Чего не стало?», «Запомни и разложи в таком же порядке» и т.д. Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Семья», «Больница». Практические действия, словесные инструкции, образец.   Формировать умение согласовывать существительные с прилагательными. Использовать картины, иллюстрации, видеофильмы, дидактические игры «Расскажи какой» и т.д. Словесные инструкции, образец. Формировать умение использовать сложные предлоги (из-под, из-за), закрепить правильное использование предлогов (под, над, за, перед).

Использовать словесную инструкцию, образец, иллюстрации, видеофильмы, дидактические игры «расскажи где», «поиски клада». Ознакомление со специально подобранной литературой.

●Дефектолог, воспитатель, психолог, логопед, родители     ●Воспитатель, дефектолог, психолог, родители   ●Воспитатель, дефектолог, психолог, логопед, родители ●выполняет частично     ●выполняет частично     ●выполняет частично    
2. Развитие и коррекция сенсорной и моторной сферы 1.Совершенствование общей моторики Совершенствовать координацию движений, упражнять в удержании равновесия. Формировать переключаемость от одного движения к другому. Использовать специальные упражнения (ходьба по ограниченной поверхности, ходьба по наклонной поверхности, ходьба по лежащему на полу канату, веревке).

Подвижные игры: «цапля на болоте», «море волнуется», «птички в гнездышках» и т.д. Использовать образец, словесные инструкции, музыкально-ритмические движения. Необходима постоянная смена положения тела в пространстве, избегание статических поз, длительного сидения. Дыхательные упражнения: «в гору, с горы»

●Воспитатель, инструктор по ФИЗО, музыкальный работник, родители ●выполняет с помощью    
  2.Развитие тонкой ручной моторики Формировать умение действовать одновременно двумя руками. Развивать координацию движений пальцев рук. Использовать пальчиковую гимнастику: «упрямый козлик», «футболисты». Музыкально ритмические движения, дыхательные упражнения, самомассаж. Рисование и закрашивание карандашами, нетрадиционные формы рисования (пальчиковые), лепка из пластилина, глины, вырезывание ножницами. Настольные игры: «мозаика», «паззлы». ●Воспитатель, инструктор по ФИЗО, музыкальный работник, родители ●выполняет с помощью    
3.Формирование ведущих видов деятельности 1.Продолжать работу по формированию продуктивной деятельности Воспитывать любовь к изобразительной деятельности. Использовать беседы, экскурсии на природу, ознакомление со специально подобранной литературой, картины, иллюстрации, видеофильмы, звукозаписи, нетрадиционные формы рисования, сюжетно-ролевые игры: «мы художники, скульпторы». Настольно-печатные и дидактические игры: «найди такой же», «на что похоже?». Обследование, совместная практическая деятельность, проговаривание деталей рисунка. Использовать музыкальное сопровождение. В лепке формировать приемы сглаживания, примазывания, учить лепить предметы из нескольких частей. В конструировании формировать умение выделять основные части конструкции, строить по рисунку. В аппликации формировать навык вырезывания круга из квадрата, овала из прямоугольника. ●Воспитатель, дефектолог, психолог, родители, музыкальный руководитель ●выполняет частично    
  2.Продолжать формировать элементы трудовой деятельности Способствовать добросовестному выполнению обязанностей дежурного. Формировать умение аккуратно раскладывать свои вещи. Использовать беседы, экскурсии (на рабочее место повара, дворника).

Ознакомление со специально подобранной литературой: «Откуда стол пришел», «Все работы хороши, выбирай на вкус». Опытно-экспериментальная деятельность, наблюдения, практические действия, образец, словесные инструкции, дидактические и настольно-печатные игры: «сложи по порядку», «помощники». Сюжетно-ролевые игры: «семья», «больница».

●Воспитатель, дефектолог, психолог, родители ●выполняет частично    
  3.Развитие сюжетно-ролевой игры Содействовать проявлению творчества в создании игры. Формировать умение изменять предметно-игровую среду с использование практического и игрового опыта. Организование игровых занятий, тренингов. Использовать руководство взрослого прямое и косвенное, ролевое участие, оказание помощи, разъяснения, создание условий для самостоятельной игровой деятельности. Беседы, обсуждения совместно пережитых событий (приезд театра, экскурсии) ●Воспитатель, дефектолог, психолог, родители ●выполняет с помощью