Тема 6. Часть 2. Индивидуально-типологические (конституциональные) особенности ребенка

6.7. Понятие о конституции

Слово «конституция» в переводе на русский язык означает «организация», «устройство». Типы конституций человека характеризуются комплексом более или менее сходных наследственных и, в меньшей степени, приобретенных в течение жизни признаков, обусловленных особенностями жизнедеятельности организма. Проблема конституциональных различий, то есть различий в организации человека, приобретает все большее значение в связи с развитием теоретической биологии, медицины, психодиагностики, вопросами профотбора и профориентации.

Смысл учения о типах конституциизаключается в том, что каждому из них присущи характерные особенности не только в антропологических показателях, но и в деятельности нервной и эндокринной систем, метаболизме, структуре и функциях внутренних органов. Конкретные типы конституции характеризуются различными особенностями иммунитета, предрасположенностью к инфекционным и неинфекционным заболеваниям.

Учение о конституции человекаимеет многовековую историю. Ещё основоположник древнегреческой медицины Гиппократ (460–377 гг. до н. э.) различал несколько типов конституции: хорошую и плохую, сильную и слабую, сухую и влажную, вялую и упругую. Позднее Гален (131–211 гг. до н. э.) ввёл понятие о габитусе, т. е.совокупности признаков и особенностей наружного строения тела, характеризующих внешний облик индивида.

Общепринятой формулировки понятия конституции нет. Одни авторы (В. В. Бунак, 1931) указывают, что под конституцией понимаются «те особенности сложения, которые непосредственно связаны с биохимическими особенностями жизнедеятельности организма». Другие (П. Д. Горизонтов, 1950) подчёркивают, что учение о конституции основано на идее целостного организма, и при характеристике конституциональных типов должны приниматься во внимание реактивность организма, деятельность ЦНС и других систем, а также особенности метаболизма.

В настоящее время преобладает понятие о конституции как совокупности функциональных и морфологических особенностей организма, сложившихся на основе наследственных и приобретённых свойств и определяющих его дееспособность и реактивность,т. е. характер реагирования на различные воздействия. С позиций целостности организма очень важно выяснить межсистемные взаимосвязи для установления согласованности друг с другом морфологического, физиологического, биохимического, иммунологического, психического и других параметров, характеризующих организм.Конституция человека – интегральная биопсихическая характеристика организма, отражает его индивидуальность. При этом каждая индивидуальность проходит определенный путь в своем становлении, реализуя наследственные потенции в конкретных условиях окружающего мира.

15 стр., 7394 слов

Понятия личность, человек, индивид, индивидуальность и их соотношение

... понятие ``индивидуальность'', потому что, помимо личностных особенностей, которые выступают основными составляющими индивидуальности, в неё входят биологические, физиологические и другие особенности человека. ... характеристики человека: особое строение организма; способность к трудовой деятельности; наличие сознания. Человек как отдельный представитель человечества определяется понятием ``индивид''. ...

Таким образом, конституция – устойчивая основа интегральной индивидуальности человека, состоящая из сплава унаследованного и приобретенного.

Традиционно за основу при выделении типов конституции берется морфологический критерий (соматотип).

Он «нанизывает» на себя многие другие проявления, начиная от своеобразий гормонального фона и кончая особенностями темперамента человека.

Предпринимаются попытки при выделении конституциональных типов учитывать и функциональные свойства организма, которые характеризуются специфической совокупностью обменных, иммунологических, психофизиологических и других параметров организма.

Более правильно рассматривать конституцию как индивидуальную интегральную характеристику сомато-психо-физиологической целостности человека.

Эволюционно-экологические исследования показали, что в процессе исторического развития в результате естественного отбора на фоне постоянной адаптации к меняющимся условиям среды обитания формировались определенные конституциональные типы, проявляющие в зависимости от внешних условий свойственные только им преимущества.

Таким образом, очевидно, что наблюдающиеся между людьми различия по форме, которые касаются всех уровней организма, носят древнее происхождение.

Подход к изучению типов конституции не должен быть оценочным, т. к. ни один из типов не является ни хорошим, ни плохим, но разным. Каждый из них оправдан и биологически, и социально. В обществе должны быть представители различных конституциональных типов, т. к. в достаточном количестве людей различной индивидуальности – гарантия устойчивого развития социума.

Каждый человек создан природой по программе, присущей ему одному, то есть каждый человек имеет свой определенный конституциональный тип, который детерминирован генетически.Конституциональный тип говорит о том, какой образ жизни предусмотрела природа для конкретного индивида, то есть каждый человек снабжен необходимыми для неговрожденными свойствами. Понимание сильных и слабых сторон разных типов дает возможность выбрать соответствующий подход к рекомендациям, режиму, питанию, поведению, профилактике и лечению заболеваний, профессиональной и спортивной ориентации, образовательной программе и образу жизни для каждого отдельного человека.

Рассматривая человека как целостную систему, ориентировочно можно выделить восемь уровней его организации: а) генетической и биохимической организации; б) метаболической организации клетки, тканей, органов, систем и организма человека в целом; в) морфофизиологической; г) сенсорной; д) психомоторной; е) интеллектуальной; ж) личностной; з) социальной.  Высшие уровни е), ж), з) свойственны только человеку, остальные – общие для всего животного мира планеты. Развитие высших уровней организации в процессе эволюции осуществляется на основе низших. Очевидно, что и в онтогенезе эта связь должна сохраняться.

8 стр., 3830 слов

Медико-физиологические аспекты учения о типах конституции

... органов. Конкретные типы конституции характеризуются различными особенностя­ми иммунитета, предрасположенностью к инфекционным и неинфекцион­ным заболеваниям. Разнообразие конституциональных классификаций обусловлено ... сферы человека, отдельной анатомо-физиологи- ческой системы, органа, ткани и даже внутриклеточных структур. Общая конституция есть суммарное свойство организма реагировать ...

6.8. Морфологические конституциональные особенности детей и подростков

Существует несколько схем определения конституциональных типов. В основе большинства из них лежит комплекс морфологических признаков, которые разработаны на взрослых людях. В наши дни, когда большое значение придаётся дифференцированному подходу в обучении и воспитании, когда дети всё более раннего возраста привлекаются к спортивной деятельности, изучение конституциональных особенностей их организма имеет большое практическое значение.

В литературе имеются различные представления о природе факторов, определяющих конституцию, и о сроках её формирования. Основоположники детской конституциологии считают определяющими для формирования конституции факторы, действующие в пренатальный период; факторы же, действующие после рождения, имеют лишь второстепенное значение.

6.8.1. Определение конституционального соматотипа типа у детей по с. С. Дарской

На сегодняшний день нет общепринятой классификации конституциональных типов детей и подростков. При определении типа конституции у детей используют методику, предложенную С. С. Дарской (1975), в основе которой лежит схема, разработанная В. Г. Штефко и А. Д. Островским (1929).

Сопоставление антропометрических показателей детей по типам конституции в 1929 г. и в настоящее время выявило заметное их совпадение. Выделяют четыре основных типа конституции – астеноидный, торакальный, мышечный, дигестивный (рис. 6.3).

Рис. 6.3. Схематическое изображение конституциональных типов

Астеноидный типхарактеризуется удлинёнными конечностями и тонким костяком. Грудная клетка уплощена, вытянута, часто сужена книзу, эпигастральный угол острый. Спина, как правило, сутулая, с резко выступающими лопатками. Живот – впалый или прямой. Мускулатура развита слабо, тонус её вялый. Подкожно-жировой слой крайне незначителен, хорошо видны кости плечевого пояса и рёбра. Форма ног чаще О-образная. Могут быть и прямые ноги, но с несмыканием в области бёдер.

Торакальный тип– относительно узко сложенный тип. Развитие костяка оценивается в 1–1,5 балла. Грудная клетка цилиндрическая, реже – слегка уплощённая. Эпигастральный угол близок к прямому или прямой. Спина прямая, иногда с выступающими лопатками; живот прямой. Мышечный и жировой компоненты развиты умеренно, причём последний может быть и мал. Тонус мышц достаточно высок, хотя масса их может быть и невелика. Ноги чаще прямые, но встречаются также О- и Х-образной формы.

Мышечный типхарактеризуется массивным скелетом с чётко выраженными эпифизами, особенно в предплечье и коленном суставе. Грудная клетка цилиндрическая, округлая, одинакового диаметра по всей длине. Эпигастральный угол прямой. Спина прямая; животпрямой, с хорошо развитой мускулатурой. Мышечный компонент у детей данного типа конституции развит особенно сильно. Значителен как объём мышц, так и их тонус. Жироотложение умеренное, костный рельеф сглажен. Форма ног прямая, но возможна О- или Х-образная.

4 стр., 1649 слов

Развитие личности донаучн. период

... семье, чтобы по крайней мере один родитель имел возможность заботиться о воспитании детей. Объясняя развитие, Аристотель, в противоположность Платону, ориентиро­вался на биологию. Вся жизнь, по ... познания брал чувственный опыт. Гово­ря о единстве формы и содержания, он был первым, кто выдвинул идею развития. В человеке Аристотель различал тело и душу, которые ...

Дигестивный тип отличается обильным жироотложением. Форма грудной клетки коническая, короткая и расширенная книзу, эпигастральный угол тупой. Живот выпуклый, округлый, обычно с жировыми складками, особенно над лобком. Спина прямая или уплощённая. Костный компонент развит хорошо, скелет крупный, массивный. Мышечная масса развита и имеет хороший тонус. Подкожно-жировой слой образует складки на животе, спине, боках. Костный рельеф не просматривается совершенно. Ноги обычно Х-образные или нормальные.

Кроме этих «чистых» типов существуют и переходные,когда конституция детей несёт черты двух смежных типов. Например, торакально-мышечный и мышечно-торакальный типы. На первое место ставится название того типа конституции, чьи черты преобладают у данного индивида. Такие переходные группы могут быть только между двумя смежными типами. Если же обследуемый несёт черты двух или нескольких несмежных между собой типов, то его конституция расценивается как неопределённая.

При определении конституционального типа обращают внимание на развитие и соотношение таких признаков, как форма спины, грудной клетки, живота, ног; степень развития костной, мышечной и жировой ткани.

Форма грудной клетки

Этот признак один из самых постоянных, мало изменяется с возрастом и считается основополагающим при оценке конституционального типа. Выделяют три основные формы грудной клетки – уплощённая, цилиндрическая и коническая.

Форма грудной клетки связана с эпигастральным углом (угол, образованный рёберными дугами), величина которого варьирует от острого (меньше 30°) до тупого (больше 90°).

Грудная клетка может быть более или менее вытянута в длину, иметь одинаковую форму по всей длине или изменяться – сужаться или расширяться книзу.

Уплощённая формахарактеризуется острым эпигастральным углом. В профиль грудная клетка выглядит как сильно уплощённый спереди назад вытянутый цилиндр, обычно суженный книзу.

Цилиндрическая форма. Эпигастральный угол прямой. В профиль грудная клетка похожа на округлый цилиндр умеренной длины.

Коническая форма. Характеризуется тупым эпигастральным углом. В профильгрудная клетка имеет форму округлого цилиндра, заметно расширяющегося книзу подобно конусу.

Форма спины

Прямая, илинормальная формаспины наблюдается при нормальном позвоночном столбе, без гипертрофических изгибов какого-либо из его участков.

Сутулая формахарактеризуется выраженным позвоночным изгибом в грудной части. В связи с этим почти всегда наблюдаются крыловидные расходящиеся лопатки.

Уплощённая формахарактеризуется сглаженностью грудного и поясничного изгибов, особенной уплощённостью в области лопаток.

Форма живота

Этот признак во многом связан с формой грудной клетки.

Впалый животхарактеризуется полным отсутствием подкожно-жировой ткани, слабым мышечным тонусом брюшной стенки. Характерны выступающие кости таза.

Прямой живот. Для этой формы живота характерно значительное развитие брюшной мускулатуры и её хороший тонус. Жироотложение слабое или умеренное, костный рельеф почти сглажен.

Выпуклый животхарактеризуется обильным подкожно-жировым слоем. Развитие мышц может быть слабым или умеренным. При этой форме живота обязательно появляется складка, расположенная над лобком. Костный рельеф тазовых костей полностью сглажен и зачастую трудно прощупывается.

Форма ног

Форма ног учитывается при оценке конституциональной принадлежности, но не имеет первостепенной важности. Она может быть Х-образная (1-й, 2-й и 3-й степени), О-образная (1-й, 2-й и 3-й степени) и нормальная – прямые ноги. При Х-образной форме ноги соприкасаются в коленном суставе, а между бёдрами и икрами есть просвет. В зависимости от величины этого просвета степень Х-образности может быть оценена как 1-я, 2-я и 3-я.  О-образная форма констатируется, когда ноги не смыкаются на всём протяжении от паха до щиколоток. Степень их расхождения оценивается в 1, 2 и 3 балла.

Развитие костного, мышечного и жирового компонентов оценивается по трёхбалльной системе.

Костный компонент

Учитывается массивность костяка по степени развития эпифизов, костей, массивности суставов. Ширина эпифизов измеряется на плече, предплечье, голени и бедре. Их средняя арифметическая величина может считаться косвенной характеристикой массивности скелета и оценивается в баллах:

1 балл – тонкий костяк с тонкими эпифизами; 2 балла – средний по массивности костяк со средними или крупными эпифизами; 3 балла – крепкий, массивный с очень широкими костями и мощными эпифизами.

Иногда выделяют ещё и промежуточные баллы – 1,5 и 2,5.

Мышечный компонент

Развитие мышечной ткани оценивается по её величине и тургору в основном на конечностях – плече и бедре, как в спокойном, так и в напряжённом состояниях:

1 балл – слабое развитие мышечной ткани, дряблость её, слабый тонус;

2 балла – умеренное развитие, виден рельеф основных групп мышц под кожей, хороший мышечный тонус;

3 балла – ярко выраженное развитие мускулатуры, чёткий её рельеф, сильный мышечный тонус.

Жировой компонент

Развитие жирового компонента определяется по сглаженности костного рельефа скелета, а также по величине жировых складок. Они измеряются при помощи калипера на животе (в точке пересечения линий, проведённых горизонтально на уровне пупка и вертикально через сосок), на спине (под лопаткой) и на задней стороне плеча (над трицепсом).

Затем вычисляется их средняя арифметическая величина, которая служит числовой характеристикой жироотложения. Кроме того, существует балльная оценка степени выраженности жирового компонента:

1 балл – чётко виден костный рельеф плечевого пояса, особенно ключицы и лопатки, видны рёбра у места их прикрепления к грудине. Практически отсутствует подкожно-жировой слой, и средняя величина жировой складки колеблется от 3-х до 6-ти мм;

2 балла – костный рельеф виден только в области ключиц, весь остальной рельеф сглажен. Умеренное развитие подкожно-жирового слоя на животе и спине, средняя величина жировой складки от 7-ми до 19-ти мм;

3 балла – обильное жироотложение на всех участках тела. Костный рельеф полностью сглажен. Сильное жироотложение в области живота, спины, конечностей. Толщина жировых складок от 20-ти мм и выше.

6.8.2. Морфофункциональные признаки и особенности конституциональных соматотипов детей и подростков

Ниже представлена ориентировочная таблица (табл. 13), где приведены основные признаки, учитываемые при оценке типа конституции детей и подростков. Распределение конституциональных типов среди детей Сибири и ряда других регионов в возрасте 10–12 лет примерно одинаково. Наиболее распространённым типом конституции среди детей данного возраста является торакальный тип (52–54%).Несколько реже встречается мышечный тип (22–26%), далее следуют астеноидный (10–14%) и дигестивный (9–10%) типы.

Таблица 13

Ориентировочная таблица для определения конституции

Признак

Тип конституции

Астеноидный

Торакальный

Мышечный

Дигестивный

Форма

спины

Сутулая

Прямая

Прямая

Уплощённая

грудной клетки

Уплощённая

Цилиндрическая

Цилиндрическая

Коническая

живота

Впалая, прямая

Прямая

Прямая

Выпуклая

ног

О-образная или Х-образная

Нормальная, О-образная или Х-образная

Нормальная, О-образная

Х-образная

Развитие (в баллах)

скелета

1

1–1,5

2–3

2,5–3

мускулатуры

1

1–1,5

2–3

2–3

жироотло-жения

1

1–1,5

1,5–3

3–4

О стабильности типа конституции определённых мнений в литературе нет. Одни авторы считают, что конституциональные различия проявляются очень рано в онтогенезе и указывают на возможность установления типов телосложения даже у детей грудного возраста. Другие исследователи указывают, что эти особенности далеко не всегда окончательны. Они могут сильно изменяться в процессе роста организма, модифицироваться под влиянием различных факторов, изменяющих взаимоотношение организма со средой. Это означает, что неверно считать конституцию полностью предопределённой с детства.С началом полового созревания у подростков происходит изменение внутригруппового распределения конституциональных типов – идёт резкое увеличение численности мышечного типа у детей от 8-ми к 15-ти годам. По мнениюР. И. Дорохова (1979), в 78% случаев конституциональный тип с возрастом не изменяется. В пубертатный период онтогенеза возможен временный переход из одного типа конституции в другой. Однако смещаются обычно типы, располагающиеся в так называемой переходной зоне, переход из одного крайнего варианта в другой невозможен. За последние 20 лет заметно изменилось распределение конституциональных типов независимоот возраста: резко снизилось число мальчиков с мышечным типом конституции и увеличилось с дигестивным. Считается, что окончательное формирование мышечного типа конституции связано с половой зрелостью: торакального – с 10–13-ти лет; астеноидного – с 10-ти лет.

Основными показателями, определяющими морфологическую конституцию, служат развитие скелета, мышечного компонента и подкожного жира. На два последних в пубертатном периоде онтогенеза особое влияние оказывают факторы внешней среды. Наиболее существенное значение из них имеют занятия физической культурой и спортом. Исследования морфофункциональных показателей детей различных конституциональных типов позволили сделать вывод, чтоу детей астеноидного типа многие морфологические показатели ниже «средних», тогда как функциональные возможности кардиореспираторной системы достаточно хорошие.Удигестивных детей, наоборот, при довольно высоких, по сравнению со всей группой, морфологических показателях функциональные – значительно ниже. Лишьу торакального и мышечного типов значения морфофункциональных показателей соответствуют среднестатистическимданным общей группы. Следовательно, при оценке физического развития детей по существующей методике (без учёта индивидуально-типологических особенностей) у астеноидов оно будет оценено, как «ниже среднего» и «низкое», а у дигестивных – «выше среднего» и «высокое», тогда как у первых функциональные возможности организма достаточно хорошие, у вторых – низкие.

Следовательно, среднестатистическая норма не может быть распространена на всю определённую возрастно-половую группу, а для каждого конституционального типа характерны свои средние статистические значения, т. е. норма, в определённом смысле, индивидуальна (индивидуально-типологическая).

6.8.3. Диагностика конституциональных соматотипов по соотношению трех отделов лица

В. Г. Штефко и А. Д. Островский(1929) в качестве одного из значимых признаков при диагностике конституционального типа использовали форму головы, соотношение трёх отделов лица (верхнего, среднего и нижнего).

С течением времени антропологи стали придерживаться мнения, что эти признаки относятся скорее к расовым, т. е. более характеризуют этническую принадлежность индивидуума, чем его конституциональный тип. Однако при исследовании этнически однородной национальности показано, что у детей различных конституциональных типов наибольший скуловой диаметр имеет, независимо от пола, дигестивный тип, а наименьший – астеноидный. Притом все конституциональные типы существенно отличаются друг от друга по этому показателю. Аналогичные конституциональные особенности отмечены и в показателях нижнечелюстного диаметра. Следовательно, при определении типа конституции могут быть использованы скуловой и нижнечелюстной диаметры (рис. 6.4).

Рис. 6.4. Формы черепа

6.8.4. Конституциональные соматотипы по у. Г. Шелдону

Учение американца У. Г. Шелдона (1954) о соматотипах исходило из ставшего теперь общепринятым предположения, что существуют не дискретные (отдельные) типы, а непрерывно распределенные «компоненты» телосложения. В своей классификации он выделил три крайних варианта телосложения, учитывающих жировой, мышечный и костный компоненты, каждый из которых оценивался по шкале от 1-го до 7-ми баллов. Компоненты получили название эндоморфного, мезоморфного и эктоморфного. Набор трех цифр – это соматотип человека.

Крайний, эндоморфный вариант(7-1-1) характеризуется шарообразными формами: круглая голова, большой живот, слабые, вялые руки и ноги с большим количеством жира на плечах и бедрах. Но все переднезадние размеры тела (включая грудную клетку и таз) превалируют над поперечными. Тучность, по словам автора, в большей или меньшей степени сопутствует этой конституции.

Крайний вариант мезоморфного компонента (1-7-1) – это классический Геркулес с преобладанием костей и мышц. У него массивная кубическая голова, широкие плечи и грудная клетка, мускулистые руки и ноги. Количество подкожного жира минимально, переднезадние размеры невелики.

Крайний пример эктоморфии (1-1-7) – это долговязый человек. У него худое, вытянутое лицо, узкая грудная клетка и худой живот; тонкие длинные руки и ноги. Подкожный жировой слой почти отсутствует, мускулатура не развита, но зато по отношению к общим размерам велика поверхность кожи и хорошо развита нервная система.

Конституционально-типологические особенности выявляются и в функциональных показателях. Так, наибольшую мышечную силу имеют дети дигестивного типа, наименьшую – астеноиды. Для детей дигестивного типа характерны максимальные значения систолического АД. У них же отмечается наибольший прирост ЧСС и систолического давления при физической нагрузке и низкие значения ИВ (индекса восстановления) – показателя, характеризующего адаптивные возможности организма и функциональные возможности кардиореспираторной системы.

Учёт индивидуально-типологических особенностей организма детей, закономерностей его морфофункционального развития имеет большое значение для дифференцированного подхода в обучении, воспитании, в проведении лечебно-оздоровительных мероприятий.

6.9. Функциональные конституциональные особенности

Один из показателей,характеризующих конституциональные особенности организма, –тип адаптивной реакции нервно-мышечного аппарата, отражающий адаптацию организма к различным условиям. Мышечная работоспособность зависит от строения скелетной мускулатуры. Существует два типа мышечных волокон: красные – медленные, устойчивые к утомлению, обеспечивающие продолжительную работу умеренной интенсивности (I тип), и белые – быстрые, быстроутомляемые, обеспечивающие краткосрочную, взрывную, скоростно-силовую работу (II тип).

Соотношение этих двух типов мышечных волокон в скелетной мускулатуре генетически детерминировано и не изменяется в течение жизни, однакоупражнения могут влиять на изменение свойств мышечных волокон и уровень их тренированности. Таким образом, каждый человек предрасположен к выполнению физической работы различной мощности и продолжительности, то есть всех людей по соотношению мышечных волокон можно разделить на «стайеров» и «спринтеров», а также выделить промежуточную среднюю группу – это те, у кого имеется относительное равенство белых и красных мышечных волокон.

Проявления данной конституциональной особенности отмечаются даже среди представителей одного и того же этноса. Если сравнить национальные рекорды некоторых африканских стран в спринте и в марафоне, то выяснится, что такие страны, как Нигерия, Сенегал, Камерун, Кот Д’Ивуар значительно сильнее в спринте; Эфиопия, Джибути, Танзания, Кения, Марокко, Алжир – в марафоне. Если взглянуть на карту Африки, бросается в глаза закономерность: страны 1-й группы – Западная Африка, страны 2-й – Северо-Восточная Африка. Можно предположить, что негры Западной Африки более быстры, а Северо-Восточной – более выносливы: 25 сильнейших спринтеров мира за 1994 год родом из Западной Африки.

Организм устроен так, что невозможно быть одновременно хорошим спринтером и марафонцем. Либо в мышцах преобладают «быстрые» волокна, либо «медленные».Ряд авторов указывает на то, что работоспособность в различных видах спорта находится в зависимости от соотношения волокон разных типов у индивидуума. Учитывая этот факт, представляет интерес определение вышеуказанного соотношения мышечных волокон (МВ) у конкретного человека.

Существующий пункционный метод диагностики состава МВ в силу ряда причин нереален для проведения массовых обследований. Альтернативой ему является методика определения максимальной мышечной выносливости (ММВ) и выделение конституциональных типов «стайер-спринтер». В данной методике для оценки ММВ используется показатель статической выносливости кисти, определяемый при нагрузке на динамометре, равной 75% от максимального мышечного усилия. По отношению показателя максимальной мышечной силы (ММС), определяемого стандартным кистевым динамометром (в кг), к ММВ (в с) судят о результатах, количественная оценка которых следующая: коэффициент менее 1 говорит о преобладании выносливости (тип «стайер»), более 2-х – о преобладании силы (тип «спринтер»).

Лица с показателями от 1 до 1,5 относятся к тяготеющим к стайерам, от 1,5 до 2 – к спринтерам.

Исследования свидетельствуют о принадлежности основной массы мужчин (60-65%) к конституциональному типу «спринтер», а для женщин более свойственны качества выносливости («стайеры»).

Методика типологической оценки адаптивной реакции нейромышечного аппарата «стайер-спринтер» имеет достаточную информативность при выявлении предрасположенности человека к выполнению физической работы той или иной мощности и продолжительности, и её применение при оценке индивидуальных особенностей организма человека позволяет получить объективные данные.

6.10. Психологические конституциональные особенности

6.10.1. Типы темпераментов

Ещё с античных времён известны попытки связать отдельные свойства личности с физическими особенностями человека. Одна из первых типологических моделей была предложена более двух тысяч лет назад Гиппократом,который, в зависимости от преобладания в организме человека одной из основных жидкостей (слизь – «флегма», кровь – «сангвис», жёлтая желчь – «холе» и чёрная желчь – «меланхоле»), выделил четыре типа людей, отличающихся своей предрасположенностью к определённым видам заболеваний. В дальнейшем представления Гиппократа были развиты Галеном, в итоге возникло понятие о темпераменте итипах темперамента:флегматик, сангвиник, холерик и меланхолик.Впоследствии эти типологии широко использовались в медицине, физиологии, психологии и получили распространение в обиходе.

Выделенный текст – материал для дополнительного изучения

6.10.2. Взаимосвязь типа телосложения и психических свойств личности

Почти каждый, кто занимался изучением конституции человека, интересовался также и соотношением между телосложением и поведением. В эмпирических данных, касающихся связи типа телосложения с поведением, нет недостатка, тогда как причинный анализ этих соотношений, а также лежащие в их основе физиологические и социологические механизмы далеко не изучены. Наиболее вероятно, что в большинстве случаев телосложение есть фенотипическое выражение генного комплекса, воздействующего на экспрессивность отдельных генов, определяющих те или иные особенности поведения. В настоящее время эта область широко открыта для изучения.

Умственные способности, оцениваемые по баллам коэффициента интеллекта (IQ), остаются относительно стабильными и весьма слабо коррелируют с телосложением. В значительно большей степени выражена корреляция между телосложением и темпераментом или глубинными свойствами личности с присущими ей навыками поведения.

Если ранние типологии Гиппократа и Галена имели гуморальную основу, то более поздние типологические модели опирались на особенности физической конституции людей. Среди подобных типологических моделей, разработанных в ХХ в., наибольшую известность получила типология Э. Кречмера (1925).

По мнению этого учёного, корреляция между психическими особенностями человека и строением его тела наиболее чётко проявляется на клиническом материале. Э. Кречмером было замечено, что у больных, страдающих маниакально-депрессивным психозом (циклотимией), чаще встречается так называемое пикническое телосложение: коротконогая, кругловатая, плотная фигура с широким мягким лицом, короткой шеей, короткой грудной клеткой, со склонностью к тучности в зрелом возрасте и ранним образованием лысины. У больных же, страдающих шизофренией, наблюдается смесь типов: астеника с узким тощим телом, длинной грудной клеткой и шеей, и диспластика, т. е. субъекта с расстройством внутренней секреции (феминизмом у мужчин и маскулинизмом у женщин), а изредка и атлета, т. е. субъекта с сильным развитием костей и мышц.

Обнаруженное им существование корреляции между типом телосложения и психическим заболеванием представляет особый интерес для психиатров. Вкладом Э. Кречмера в психологию стала его гипотеза о «шизотимическом» и «циклотимическом» характерах (темпераментах), представляющих собой фундаментальные параметры личности. Согласно Э. Кречмеру, по этим параметрам больные шизофренией и маниакально-депрессивным психозом занимают крайние положения.

Если у больного связь телосложения с его психикой проявляется отчётливо, то у здоровых людей эта связь заложена в скрытой форме. У здорового человека пикнического телосложения, как считает Э. Кречмер, в ослабленной форме проявляются черты больного маниакально-депрессивным психозом (циклотимии).

Наоборот, у здорового человека астенического телосложения по тем же причинам должен быть шизотимический характер.

6.10.3. Классификация психологических типов по к. Юнгу

Новые экспериментальные доказательства связи телосложения с темпераментом были показаны в ряде работ, в которых указанная схема выделения типов телосложения была сильно модифицирована благодаря применению современных методов статистики (факторного анализа).

Швейцарский психиатр К. Юнг выделял психологические типы, различая людей по выраженности психических функций мышления, эмоциональности, ощущения и интуиции, а также направленности психики – интроверсии (движение энергии осуществляется по направлению к внутреннему миру) и экстраверсии (интерес направлен во внешний мир).

В соответствии с этим можно выделить:

1.       Мыслительный тип;

2.       Эмоциональный тип;

3.       Ощущающий (сенсорный) тип;

4.       Интуитивный тип.

В зависимости от характера ведущей функции К. Юнг различал два класса типов: рациональные и иррациональные. К первым принадлежат мыслительный и эмоциональный типы; ко вторым – интуитивный и сенсорный. Помимо этого, наблюдая своих пациентов, К. Юнг пришел к выводу, что каждый из этих типов может иметь по две разновидности: мыслительный и эмоциональный типы могут иметь сенсорную или интуитивную ориентацию, а сенсорный и интуитивный – эмоциональную или мыслительную.

Учитывая все перечисленные особенности, К. Юнг выделяет 16 типов. Люди в каждой группе объединялись по признаку некой общности психических характеристик, что позволило отнести их к определенному, весьма характерному типу, обладающему устойчивым набором свойств. Способы их восприятия, реагирования, действия (в сходных условиях) должны быть примерно одинаковы.

Представители мыслительных типов действуют главным образом под руководством разума, логического расчёта, интеллектуально осмысленных мотивов. В отличие от них для чувствующих типов основным мотивом деятельности и восприятия являются чувства и эмоции. Общий признак этих двух типов – рациональность – «первенство разумного суждения».

Ощущающие типы ориентируются на реальные события и действия. Они обращают большее внимание на объективные факты, хорошо приспосабливаются к действительным событиям. Интуитивные типы обладают неким «шестым» чувством. Они в объектах и явлениях подчас видят некий скрытый для других типов смысл, идею; они склонны к предсказанию будущих событий; живут больше будущим и прошлым, чем настоящим. Общим качеством этой группы типов, особенно экстравертов, является иррациональность: опора не на суждения разума, а на «абсолютную силу восприятия».

Каждая из психических функций может действовать либо интровертированным, либо экстравертированным образом. У человека с интровертированной установкой интерес, психическая активность направлены во внутренний мир, а восприятие внешнего мира преломляется через внутренние модели. Интроверт, по сути, консервативен, предпочитает привычную домашнюю обстановку, близкие отношения только с ограниченным числом людей. Интроверт характеризуется тем, что ориентируется на свою оценку, определяемую его принципами, на своё мнение о предмете или явлении, а не на внешний объект. Поступки его не зависят напрямую от внешних воздействий: они определяются в первую очередь его собственной внутренней установкой. Внешне интроверсия, пишет К. Юнг, «в норме характеризуется колеблющейся, рефлексивной, застенчивой, стремящейся к уединению натурой, которая сохраняет себя для самой себя, склонна удаляться от объектов и всегда пребывать в несколько оборонительной позиции».

У людей с экстравертированной установкой интерес направлен во внешний мир, внешняя реальность изначально оказывается более важной и воспринимается непосредственно, она – источник помощи или объект внимания. Вся психическая энергия экстраверта направлена на объекты, поэтому одно из самых его ярких свойств – во всём себя растрачивать и как бы распространяться. Они чаще производят впечатление активных, деятельных, иногда экспансивных людей. При этом внешний мир оказывает на поступки экстраверта более сильное воздействие, чем на интроверта. Это, например, может выражаться в том, что требования конкретной общественной среды очень часто оказываются для экстраверта важнее, чем общечеловеческие нормы. Каковы бы ни были эти требования, экстраверт может следовать им с одинаковым психологическим комфортом.

В Советском Союзе типология К. Юнга получила известность и развитие благодаря работам Аушры Аугустинавичюте (1982), как бы заново открывшей идеи швейцарского психиатра. В типологии А. Аугустинавичюте, которая возникла на базе типологии К. Юнга и является её современным восточноевропейским вариантом, названия некоторых психических функций изменены: ощущение – на сенсорику, мышление – на логику, а чувство – на этику. Без изменений остались интуиция, экстраверсия и интроверсия. А. Аугустинавичюте использовала ещё одну шкалу – рациональность- иррациональность. К рациональному полюсу этой шкалы были отнесены функции логики и этики, а к иррациональному полюсу – функции сенсорики и интуиции. С иррациональными функциями связывают целостное восприятие и обработку информации, синтетический стиль мышления. В противоположность этому с рациональными функциями связано дискретное, поэлементное восприятие и обработка информации, аналитический стиль мышления.

У любого психологического типа присутствуют все функции, однако развиты они не одинаково. Неизбежно та или иная функция оказывается более выраженной и компетентной, – К. Юнг назвал её ведущей, доминирующей, в то время как остальные остаются подчинёнными, а одна из функций оказывается наиболее подавляемой, наименее развитой. Ведущая и подчинённая функции относятся к разным полюсам одной психологической шкалы. Например, если ведущая функция – логика, то подчинённая – этика; если ведущая – сенсорика, то подчинённая – интуиция, и наоборот. Соответственно, если человек по ведущей функции логик, то этика у него развита слабо. Если он сенсорик, то интуитивный путь познания для него не выражен.

В типологии А. Аугустинавичюте существуют 4 шкалы психических функций: рациональность-иррациональность, логика-этика, интуиция-сенсорика, экстраверсия-интроверсия. В различных сочетаниях они образуют 16 типов: (2·2·2·2=16).

В восточноевропейском варианте принято структуру того или иного психологического типа записывать в виде формулы, состоящей из буквенных обозначений ведущих психических функций. Например, этико-сенсорный интроверт (ЭСИ) имеет сильную Этику и Сенсорику. Он Интроверт. Является типом рациональным (на первом месте этика – рациональная функция).

А. Аугустинавичюте назвала модифицированную типологию «соционикой», так как считала, что каждый из типов выполняет в обществе определённую социальную роль. Выяснение этой роли могло бы, по её мнению, способствовать достижению социальной гармонии и прогрессу общества. Достичь этого можно было бы, в частности, за счёт осознанного формирования отношений между различными типами. Несомненным вкладом А. Аугустинавичюте в развитие учения К. Юнга стало построение теории межтиповых отношений. Согласно этой теории, существуют объективные отношения между разными психологическими типами, которые вне зависимости от ситуации рано или поздно трансформируются в межличностные. Эта концепция принципиально важна, поскольку позволяет прогнозировать развитие межличностных отношений в семье и в любых коллективах.

Имеющиеся в настоящее время работы позволяют расценить модифицированную типологию Юнга как одну из самых эффективных при решении самых различных проблем изучения человека и его отношений в коллективе.

6.10.4. Соционические типы личности

Для того чтобы определить свой соционический тип, можно выполнить следующий тест. Из каждой пары описаний (1–2, 3–4, 5–6, 7–8) выберите одно и запишите его порядковый номер. У вас получится набор из четырёх цифр. Выбирая описания, старайтесь быть самим собой, а не тем, кем вы хотели бы быть или казаться. Если вы испытываете затруднения при выборе решения, вам следует выбирать в соответствии с тем, как вы вели себя и что ощущали большую часть жизни или, по крайней мере, последние годы.

1.       Ваша работоспособность, как правило, всегда одинакова и меняется только по определённым причинам. Вы последовательны в работе, всё доводите до конца. Решения принимаете взвешенно и не любите их менять. Вам легко придерживаться установленных правил, дисциплины, нравится порядок.

2.       Ваша работоспособность зависит от настроения, которое может меняться без видимых причин. Вы часто действуете без подготовки, рассчитывая на везение. Вам трудно подчиняться строгим графикам и инструкциям.

3.       Вы не любите выяснять причины ссор и недоразумений. Ставите разум выше чувств, объективно судите о людях, независимо от симпатий. Предпочитаете не обсуждать темы личной жизни, своей и других.

4.       Вы склонны идти на компромиссы в делах ради хороших отношений. Вас интересуют чувства и взаимоотношения между людьми. Стараетесь делать другим приятное, часто говорите комплименты.

5.       Вы реалист, не любящий пустых фантазий, практичны и деятельны, уверенны в себе. Предпочитаете не распыляться на несколько дел сразу: тщательно занимаетесь одним. Многие вещи любите делать своими руками, проверяете результаты сделанного Вами и другими.

6.       Вы хорошо предвидите будущее, часто вспоминаете прошлое, стремитесь к новизне и переменам. Склонны к колебаниям и сомнениям, не всегда уверенны в себе, рассеянны. Больше тяготеете к теории, чем к практике.

7.       Вы осмотрительны, сдержанны, малоинициативны в общении, недоверчивы к новым людям. Контролируете себя, не любите выставлять свои заслуги напоказ. Стараетесь сдерживать себя в споре, чтобы не сказать лишнее.

8.       Вы легко сходитесь с новыми людьми, стремитесь расширять круг своих знакомых. Вам легче понять другого, чем себя. Вы непринуждённы, импульсивны и откровенны. Часто склонны к риску, опрометчивости, несдержанны.

Ваш тип

1357 – логико-сенсорный рациональный интроверт (ЛСИ);

1358 – логико-сенсорный рациональный экстраверт (ЛСЭ);

1367 – логико-интуитивный рациональный интроверт (ЛИИ);

1368 – логико-интуитивный рациональный экстраверт (ЛИЭ);

2357 – сенсорно-логический иррациональный интроверт (СЛИ);

2358 – сенсорно-логический иррациональный экстраверт (СЛЭ);

2367 – интуитивно-логический иррациональный интроверт (ИЛИ);

2368 – интуитивно-логический иррациональный экстраверт (ИЛЭ);

1457 – этико-сенсорный рациональный интроверт (ЭСИ);

1458 – этико-сенсорный рациональный экстраверт (ЭСЭ);

1467 – этико-интуитивный рациональный интроверт (ЭИИ);

1468 – этико-интуитивный рациональный экстраверт (ЭИЭ);

2457 – сенсорно-этический иррациональный интроверт (СЭИ);

2458 – сенсорно-этический иррациональный экстраверт (СЭЭ);

2467 – интуитивно-этический иррациональный интроверт (ИЭИ);

2468 – интуитивно-этический иррациональный экстраверт (ИЭЭ).

Эффективные сферы деятельности психологических типов

Объектно-управленческая деятельность (ЛСЭ, СЛИ, ЛСИ, СЛЭ):

         деловая сфера: инженеры и технологи, работа с деловой документацией, менеджеры сферы экономики, конкретная деятельность;

         научная сфера: обработка данных, классификация, совершенствование систем, изобретательство и рационализация, распределение обязанностей и делопроизводство в крупных коллективах;

         управленческая сфера: администраторы, умеющие организовать чёткую работу и поддержать дисциплину, армия и спорт, политика;

         передача информации в красивой или удобной форме, реклама, контроль за качеством продукции, ощущение реальности.

Научно-теоретическая деятельность (ИЛЭ, ЛИИ, ЛИЭ, ИЛИ):

         учёные-теоретики, выдвигающие принципиально новые идеи, педагоги, умеющие раскрыть способности человека, умелые организаторы нового;

         учёные-аналитики, обеспечивающие завершение классификаций, конструкторы новых систем, экспериментаторы, руководители научных коллективов;

         планирование и моделирование, виды спорта, связанные с умением перераспределять силы во времени, учёные-экономисты, политики;

         прикладная наука, полезное использование научных разработок, эксплуатация техники, доводка и доработка.

Гуманитарно-художественная деятельность (ИЭЭ, ЭИИ, ИЭИ, ЭИЭ):

         врачи, умеющие интуитивно, располагая минимальными объективными данными, поставить диагноз, определить стратегию лечения, умеющие сопереживать и лечить словом; журналисты и популяризаторы, пишущие об интересных людях и теориях, люди искусства с развитым воображением;

         психологи, обладающие способностью к эмпатии, учёные-теоретики гуманитарного направления, педагоги, умеющие наладить контакт с обучаемыми, увидеть в каждом человеке хорошее;

         историки, музейные работники, реставраторы, хранители исторических памятников и экскурсоводы, библиотечные работники, политики;

         актёры, умеющие вызывать эмоции у людей, деятели искусства разных жанров.

Гуманитарно-социальная деятельность (СЭИ, СЭЭ, ЭСЭ, ЭСИ):

         дизайн, оформительская деятельность, создание новых моделей одежды, рукоделие для женщин, прикладное искусство, реклама, пропаганда новых знаний, информационно-справочная служба;

         культурно-массовая работа, туризм, организация досуга, праздничных мероприятий, поздравлений, требующие проявления эмоций виды искусства;

         организаторы науки, руководители творческих коллективов, проведение конференций, симпозиумов, снабженцы, межотраслевые руководители;

         критики, педагоги и воспитатели, врачи, организаторы различных кампаний; благотворительная деятельность, психология.

В России большее распространение получила классификация типов ВНД, предложенная русским физиологом И. П. Павловым и его учениками.

6.11. Типы высшей нервной деятельности детей на основе свойств нервной системы

Индивидуальные особенности поведения человека, его убеждения, взгляды, привычки складываются постепенно, в течение всей жизни. Физиологическая основа этих особенностей – сложные системы условных рефлексов, образование которых находится в зависимости от двух факторов: от среды, окружающей человека (семья, школа, общество определённой исторической эпохи, социальный строй, практическая и общественно-историческая деятельность человека), и от наследственных свойств ВНД индивидуума. Эти свойства ВНД – сила нервных процессов (возбуждения и торможения), их уравновешенность и подвижность.

Наиболее важное свойство ВНД – сила нервных процессов. Суждение о степени её выраженности составляется на основании многих критериев. Сила нервных процессов может характеризоваться способностью нейронов выдерживать длительное возбуждение без перехода в состояние запредельного торможения при действии сильного раздражителя. Так, например, шум самолёта, не являясь сильным раздражителем для находящихся в нём взрослых пассажиров, вызывает запредельное торможение у маленьких детей, имеющих слабые нервные процессы.

Косвенный признак хорошей работоспособности нейронов – это способность выполнять длительную малоинтересную работу или кратковременную, но большой мощности.Важным показателем силы нервных процессов служит «закон силы», сформулированныйИ. П. Павловым. Согласно этому закону интенсивность условного рефлекса возрастает с увеличением силы условного раздражителя. Прослеженная зависимость чётко проявляется у индивидуумов, обладающих сильными нервными процессами, тогда как у людей со слабыми нервными клетками «закон силы» нарушается: ответная реакция на условный раздражитель, интенсивность которого повышается, либо не изменяется, либо ослабляется (парадоксальный ответ).

Одним из важных проявлений силы нервных процессов является также сопротивляемость к тормозящему действию посторонних раздражителей.

На основании этих представлений о силе нервных процессов всех людей можно разделить на два типа: сильный и слабый.

Второе свойство, положенное в основу классификации типов ВНД, – баланс между процессами возбуждения и торможения. Они могут быть уравновешены, но могут и преобладать один над другим. У лиц со слабой нервной системой легко развивается охранительное запредельное торможение. Поэтому у них невозможно рассмотреть свойства уравновешенности процессов. Сильный же тип по этому признаку может быть разделён на уравновешенный и неуравновешенный.Критерием уравновешенности нервных процессов у лиц с сильной нервной системой служат следующие показатели:

1)      интенсивность ориентировочной реакции;

2)      скорость угасания ориентировочной реакции при многократном её возникновении;

3)      скорость образования положительных и отрицательных условных рефлексов;

4)      скорость угасания условного рефлекса при его неподкреплении.

У лиц с преобладанием возбудительного процесса интенсивность ориентировочной реакции очень высока, а скорость угасания – низка. У этих людей сравнительно быстро вырабатываются положительные условные рефлексы, но зато затруднено формирование всех типов внутреннего условного торможения, особенно дифференцировки. У людей с уравновешенными процессами возбуждения и торможения как положительные, так и отрицательные рефлексы вырабатываются сравнительно легко. Не возникает особых затруднений и при переделке рефлексов из возбудительного в тормозной и, наоборот, из тормозного в возбудительный.

Наконец, третье свойство нервной системы –подвижность – зависит от быстроты взаимопереходов процессов возбуждения и торможения. Критерием оценки подвижности может служить эффективность выполнения работы скоростного характера, а также быстрота, чёткость и точность в выполнении при переходе от одного рода занятий к другому.

Таким образом, использование различных критериев позволяет судить о степени выраженности основных свойств ВНД у различных индивидуумов. Полученные данные легли в основу разделения всех людей на отдельные типы. Выделено 4 типа ВНД:

1. Слабый

2. Сильный неуравновешенный.

3. Сильный уравновешенный подвижный.

4. Сильный уравновешенный инертный.

Специальное изучение свойств нервной системы применительно к детскому организму позволило Н. И. Красногорскому создать аналогичную классификацию типов ВНД,отражающую особенности нервной деятельности детей. Согласно этой классификации все дети по типу ВНД делятсяна 4 группы:

1.      I типхарактеризуется следующими особенностями:достаточной силой, нормальной возбудимостью, идеальным балансом между возбуждением и торможением и способностью к быстрым взаимопереходам. Этот тип назван сильным, оптимально возбудимым, уравновешенным, быстрым (подвижным).

У детей с таким типом ВНД условные рефлексы быстро образуются и легко угасают при неподкреплении. Дети этого типабез труда переключаютсяс одного занятия на другое и выполняют его с равным удовольствием. Они способны к тонким дифференцировкам. Таких детейлегко обучать музыке, иностранному языку. Они, как правило, хорошего поведения, легко воспитуемы. Речевые рефлексы у них развиваются быстро, словарный запас богатый, речь сопровождается жестикуляцией.

2.      II типВНД –сильный, оптимально возбудимый, уравновешенный, медленный. У детей этого типа легко образуются прочные условные рефлексы. Они могут быстро угасать и снова образовываться, беспрепятственно вырабатываются все виды внутреннего торможения. Дети дисциплинированны, отличного поведения. Онихорошо овладевают всевозможными навыками.Речь правильная, с достаточно широким словарным запасом. Жестикуляция при разговоре отсутствует. Для этих детей характерноактивное отношение к трудностям. Они с большим подъёмом берутся за выполнение трудных поручений и доводят их до конца. От предыдущего типа их отличает некоторая медлительность. Время на осуществление рефлекса у них также увеличено.

3.      III типВНД – этосильный, повышенно возбудимый, неуравновешенный (безудержный).

Дети этого типа плохо управляют своими эмоциями, они вспыльчивы. Короткие взрывы необоснованных возбуждений сопровождаются у них двигательным эффектом. Условные рефлексы у таких детей образуются сравнительно медленно. Отрицательные условные рефлексы из-за недостаточной силы тормозных процессов образуются с трудом и неустойчивы. Учатся такие дети часто неудовлетворительно. Словарный запас у них богат, но речь неровная, быстрая, с колеблющимися интонациями. Начало фразы, как правило, бывает бойким, но постепенно накал снижается и речь заканчивается тихо.

4.      IV тип –слабый, пониженно-возбудимый.Он характеризуется слабыми возбудительными процессами в коре и в подкорковой области. У таких детей деятельность первой и второй сигнальных систем протекает на более низком уровне, чем у остальных типов. Условныерефлексы вырабатываются медленно, они неустойчивы и легко поддаются внешнему торможению. Детине переносятдлительного действия раздражителей, быстро утомляются и впадают в застойное запредельное торможение. Речь детей тихая, медленная, словарный запас небольшой. При незначительных перегрузках, сопровождающихсяразвитием утомления, у них наблюдаются фазовые состояния. Нередко уравнительная и парадоксальная фазы развиваются в конце учебной недели, в конце четверти или учебного года. Появляется это состояние в связи с хроническим, легко наступающим переутомлением.

Заканчивая рассмотрение вопроса о типологических особенностях нервной системы, необходимо отметить, что типы ВНД определяются врождёнными качествами. Однако в процессе развития, как известно, наследственные свойства не остаются неизменными, а существенно преобразуются под воздействием внешней среды.

Целенаправленное воздействие факторов окружающей среды может оказать определённое влияние на свойства нервной системы. Так, например, подвижность нервных процессов может быть несколько повышена при действии быстро сменяющихся раздражителей, на каждый из которых требуется новая ответная реакция. Некоторой тренировке поддаётся и сила нервных процессов. Это достигается при постепенном увеличении силы и времени действия раздражителей.

В действительности практически нельзя встретить людей, особенности ВНД которых по всем показателям соответствовали бы характеристикам 4-х типов И. П. Павлова. В настоящее время продолжается работа по созданию наиболее точной классификации типов ВНД на основе изучения, подбора различных психофизиологических параметров. Дальнейшая разработка учения Павлова, в частности, показала, что для каждого из трех основных нервных процессов существует ряд вариаций. Так, по силе возбуждения и торможения можно выделить 4 вариации, по подвижности – 10, по уравновешенности – 3.Различные комбинации этих вариантов составляют уже 120 типов ВНД. Б. М. Теплов и В. Д. Небылицынпредлагают, кроме используемых в классификации И. П. Павлова свойств нервных процессов, дополнительно ввести показатель динамичности, который характеризует скорость формирования положительных и отрицательных условных рефлексов.

Важное значение приобретает вопрос о практической оценке типа ВНД для формирования характера и поведения человека. Согласно точке зрения И. П. Павлова, между типами нервной системы и характером поведения не может быть простого соответствия, так как поведение – «сплав» из наследуемых черт и изменений, обусловленных внешней средой. Свойства нервной системы не определяют никаких форм поведения, но образуют почву, на которой легче формируются одни формы поведения и труднее – другие. Поэтому трудно дать практическую оценку каждого из типов ВНД.

До известного времени фаталистически неполноценными считались лица со слабой нервной системой. Однако отношение к этому типу в последнее время значительно изменилось. Известно, что лица со слабой и сильной нервной системой имеют как положительные, так и отрицательные стороны. Например, слабая нервная система обладает малой выносливостью, но характеризуется высокой чувствительностью, реактивностью к действию раздражителей. В противоположность этому сильная нервная система обладает большой выносливостью, но имеет малую чувствительность к раздражителям.

Из сказанного вытекает положение об одинаковой социальной ценности всех типов ВНД.Изучение их должно быть направлено не на отыскание способов изменения свойств нервной системы, а на нахождение наилучших для каждого человека путей и методов воспитания и обучения, а также организации труда и жизни.

У человека нередко отмечается расхождение между типом ВНД и поведением. Это связано с тем, что типологические особенности имеют наследственную основу, что показано в различных экспериментах, в том числе на однояйцовых близнецах, имеющих одинаковые наследственные физиологические свойства. Несмотря на различные условия жизни и воспитания таких близнецов, различия по свойствам нервных процессов между ними незначительны. Поведение же социально обусловлено, определяется условиями жизни и воспитания (в т. ч. это и влияние перенесенных болезней, бытовых условий, психоэмоциональной обстановки и т. д.

Б. М. Теплов указывал, что «свойства нервной системы не предопределяют никаких форм поведения, но образуют почву, на которой легче формируются одни формы поведения, труднее – другие».Таким образом, тип ВНД – это физиологическая основа, на которой формируются определенный темперамент и характер. Несмотря на то, что темперамент, по мнению психологов, в целом зависит от наследственности, отдельные его свойства в каких-то пределах могут меняться. Так, например, малая подвижность нервных процессов способствует формированию флегматичного темперамента. На этой основе можно сформировать свойства и других темпераментов, но сделать это будет намного труднее. Считается, чтов процессе воспитания темперамент не может быть преобразован полностью.Окружающая среда лишь изменяет привычки, навыки, направленным воспитанием создается определенный стиль поведения, который может лишь сглаживать природные недостатки темперамента. Так, подвижность нервных процессов может быть несколько повышена при действии быстро сменяющихся раздражителей, на каждый из которых требуется новая ответная реакция. Определенной тренировке поддается также сила нервных процессов – это можно достичь при постепенном увеличении силы и времени действия раздражителей. Специальные упражнения могут улучшить способность к дифференцировке раздражителей и повысить возбудимость нервных центров.

В меньшей зависимости от свойств нервных процессов находится формирование черт характера. Индивидуальные свойства ВНД и особенности поведения человека – понятия далеко не тождественные.

Существующие различия основных свойств нервных процессов у детей, относящихся к различным типам, определяют их разные функциональные возможности. Какой тип лучше? Нет плохих и хороших типов ВНД.Правильно организованная работа с детьми любого типа может дать хорошие результаты.Учебно-воспитательный процесс должен строиться с учётом биологических особенностей детей и быть направленным на формирование у них положительных качеств. На первый взгляд, сангвиники характеризуются наиболее благоприятными психофизиологическими особенностями по сравнению с другими типами. Однако каждый тип ВНД имеет свои положительные свойства. Так,дети слабого типа имеют более низкий уровень работоспособности, медленнее запоминают учебный материал, у них хуже развита механическая память по сравнению с другими типами. В то же время такие дети обладают большой чувствительностью, восприимчивостью к педагогическим воздействиям, хорошо усваивают осмысленный материал, при этом прочность запоминания у них выше, чем у холериков. Таких детей лучше не наказывать, на них не следует кричать в связи с их ранимостью, впечатлительностью.Необходимо понимать, что замечание учителя, сделанное, например, ученику-сангвинику в резкой форме, может в какой-то степени дисциплинировать его, а вот меланхолика – надолго выбьет из колеи. Дети слабого типа быстрее устают, поэтому им требуются более частые перерывы для отдыха, чем остальным. Однако, постепенно увеличивая нагрузки, можно повышать работоспособность нервных клеток, чему также способствует положительный эмоциональный фон, комфортная психологическая обстановка. Часто дети с выраженными инертными процессами отличаются нежеланием работать в быстром темпе, нерасторопностью, отказами отвечать при опросе на уроках. Всё это не мешает им иметь высокое умственное развитие, хорошие способности, ничуть не меньшие, чем у детей с подвижными нервными процессами. Таким детям необходимо давать задания, не требующие срочного ответа; в дальнейшем это обычно специалисты в узкой области знаний – в силу своей усидчивости, выдержанности они могут лучше других довести сложную работу до конца. Малая подвижность нервных процессов может в какой-то степени сопровождаться менее выраженными ориентировочными реакциями; детей такого склада следует приучать к заботливому отношению к окружающим (например, быть ответственным за «Уголок живой природы», следить за озеленением класса и т. п.).

Воспитание неуравновешенного типа должно быть направлено на тренировку процесса торможения.Холерику надо поручать короткие дела, его не следует ставить во главе больших ответственных мероприятий. Таких детей, как уже говорилось, отличает высокая работоспособность, хорошее развитие механической памяти, они быстро схватывают новую информацию, но также могут быстро её забыть. У них необходимо развивать контроль за собственными действиями, который позволяет сдерживать бурные эмоции, вспыльчивость. Таким образом, учитывая ограниченный характер тренируемости свойств нервных процессов, следует не переделывать индивидуальные особенности ВНД, а целенаправленно воздействовать на повышение имеющихся возможностей человека, осуществлять индивидуальный подход в процессах обучения и воспитания, профессиональной деятельности.

В разных видах деятельности роль типологических особенностей ВНД неоднозначна. В учебном процессе, в различных профессиях одни свойства, необходимые для успешной работы и слабо выраженные у человека, могут быть компенсированы за счёт других его качеств. В частности, установлено, что в настольном теннисе спортсмены сильного типа в 70% случаев добиваются успеха за счёт силы нападающего удара, а слабого типа – за счёт точности. Спортсмены слабого типа способны сразу выполнить работу высокой интенсивности, но быстрее утомляются, сильный тип начинает с низкой интенсивности, но время работы при этом более длительное. Однако ряд профессий, конечно, требует определённых психофизиологических характеристик. Так, высокая тревожность у лётчиков-испытателей, космонавтов, горноспасателей и т. п. не может компенсироваться другими свойствами. В таких случаях необходим чёткий профессиональный отбор. Положительное отношение к выполняемой работе, заинтересованность в решаемых вопросах также способствуют нивелированию негативных индивидуальных свойств ВНД.

6.12. Типологические особенности внд детей в зависимости от соотношения между первой и второй сигнальными системами

Наблюдая за различными формами поведения, а также за особенностями мышления и эмоциональной деятельности людей, И. П. Павлов предложил ещё одну классификацию типов ВНД, основанную на взаимодействии первой и второй сигнальных систем. По мнению И. П. Павлова, есть три основных типа людей: мыслительный, художественный и смешанный.

Для людей художественного типа характерно преобладание конкретного чувственно-образного мышления, основанного на деятельности более развитой первой сигнальной системы действительности. Эти люди более склонны к синтезу. Представителями людей с ярко выраженным художественным типом ВНД И. П. Павлов считал Л. Н. Толстого и И. Е. Репина.

Для людей мыслительного типа характерно преобладание второй сигнальной системы действительности. Они более склонны к аналитическому, абстрактному, отвлечённому мышлению. К этому типу ВНД И. П. Павлов относил известного немецкого философа Гегеля, создателя теории происхождения видов английского учёного Ч. Дарвина и др.

Кроме того, есть категория людей, у которых в равной степени развиты первая и вторая сигнальные системы. Люди с указанным типом склонны как к абстрактному, так и к чувственно-образному мышлению. Их И. П. Павлов отнёс к смешанному типу. К этой категории из числа выдающихся деятелей науки и искусства Павлов относил разносторонне одарённого Леонардо да Винчи – гениального художника и математика, анатома и физиолога. Смешанным типом ВНД, по мнению учёного, обладали немецкий поэт и философ Гёте, создатель периодической системы элементов Д. И. Менделеев, выдающийся химик, талантливый русский композитор А. П. Бородин.

Таким образом, у взрослых людей в зависимости от соотношения в деятельности первой и второй сигнальных систем выделяют три типа ВНД.

Специальные исследования, проведённые в лаборатории А. Г. Иванова-Смоленского,показали, что аналогичные типы ВНД есть и у детей (рис. 6.5).

Классификация ВНД детей, построенная с учётом функционирования сигнальных систем, содержит четыре типа. В её основу положена способность нервных процессов у детей к взаимопереходам от одной сигнальной системы к другой, от одной формы мышления к другой.

Рис. 6.5. Соотношение типов взаимодействия сигнальных систем взрослого (по Павлову) и ребенка (по Иванову-Смоленскому): □- первая сигнальная система; ■- вторая; – переход процесса из одной сигнальной системы в другую; + – легкий переход процессов; – – затрудненный переход процесов

Типы ВНД у детей именуются как А, Б, ВиГ: АиБобладают наибольшим сходством. Они характеризуются одинаковой степенью развития первой и второй сигнальных систем. В дальнейшем они станут основой для развития среднего типа ВНД взрослого. Однако в детском периоде типыАиБотличаются друг от друга тем, что у детей типаАпереход нервных процессов из одной сигнальной системы в другую легко осуществляется, тогда как у ребят группыБон затруднён.

Ребёнок типа Аот предметного, конкретного мышления без труда переходит к абстрактному и наоборот. Любуясь показанной ему яркой картиной, он быстро переключается на устное изложение того, что на ней изображено. Такая смена действий требует перехода от первой сигнальной системы ко второй, от конкретного мышления к абстрактному. Рассматривая эту же картину, ребёнок с ВНДтипа Бне сразу перейдёт от созерцания к изложению её содержания.

Тип Вхарактеризуется затруднённой передачей из второй сигнальной системы (развитой сильнее) в первую. Такой ребёнок, успешно справляясь с пересказом сюжета показанной ему картины, будет испытывать значительные затруднения при обратной задаче: необходимости представить, изобразить то, что было передано ему в словесной форме. Дети этого типа имеют развитое абстрактное мышление, они являются прототипом взрослого мыслительного типа.

Наконец, тип Готличается затруднённой передачей из первой во вторую сигнальную систему. Школьнику этого типа, имеющему в руках красивые кубики, палочки и т. д., трудно перейти к математическим манипуляциям с ними. Это связано со значительным преобладанием чувственно-образного над абстрактным мышлением. Ребёнку типаГтрудно перейти к решению задачи, условие которой он живо нарисовал в своём воображении. Естественно, чтобы справиться с задачей ему потребуется значительно больше времени, чем детям всехпредыдущих типов. На основе типа Г, как правило, развивается взрослый художественный тип.

Итак, правильно организованная работа с детьми и взрослыми любого типа ВНД будет способствовать их развитию и может позволить добиваться высоких результатов в различных видах деятельности. Все типы обладают одинаковой социальной ценностью. Изучение типологических особенностей ВНД должно быть направлено не на отыскание способов изменения свойств нервной системы, а на нахождение наилучших для каждого типа путей и методов воспитания, обучения, организации жизнедеятельности.

Вопросы для самопроверки

1.       Понятие конституции, виды конституций.

2.       Факторы, определяющие формирование конституциональных признаков.

3.       Классификация морфотипов.

4.       Особенности функциональных конституциональных типов.

5.       Психотипы и их значение в жизни человека.

6.       Типы ВНД и их значение в выборе профессии.

7.       Взаимосвязь морфо – и психотипов.

Рекомендуемая литература

1.      Великанова, Л. К. Физиологические основы психологии / Л. К. Великанова. – Новосибирск: НГПУ, 2000. – 74 с.

2.      Данилова, Н. Н.Физиология высшей нервной деятельности / Н. Н. Данилова, А. Л. Крылова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 480 с.

3.      Жафярова, С. А. Анатомо-физиологические особенности детей различных конституциональных типов: методические рекомендации для студентов и преподавателей пединститутов / С. А. Жафярова. – Новосибирск, 1990. – 24 с.

4.      Физиологические основы здоровья / Под ред. проф. Р. И. Айзмана и проф. А. Я. Тернера. – Новосибирск: Лада, 2001. – 524 с.

5.         Хрипкова, А. Г. Возрастная физиология и школьная гигиена: пособие для студентов пед. институтов / А. Г. Хрипкова, М. В. Антропова, Д. А. Фарбер. – М.: Просвещение, 1990. – 319 с.

6.      Шарп, Д. Типы личности: юнговская типологическая модель / Д. Шарп. – Воронеж: Модэк, 1994. – 127 с.

7.      Юнг, К. Г. Психологические типы / К. Г. Юнг. – М.: Попурри, 1998. – 656 с.

Разделить тесты на две части

Тема 6. Психофизиологические аспекты поведения ребенка. Становление коммуникативного поведения. Речь. Возрастные особенности внд Выберите один, наиболее правильный, ответ

 

 

1.       Память – это … :

а) умение различать объекты и явления окружающего мира; б) направленность и сосредоточение сознания на каком-либо объекте или явлении; в) совокупность процессов фиксации, хранение и воспроизведение информации.

 

2.       Внимание – это … :

а) умение различать объекты и явления окружающего мира; б) направленность и сосредоточение сознания, на каком-либо объекте или явлении; в) совокупность процессов фиксации, хранение и воспроизведение информации.

 

3.       Онтогенетическая память имеет основу … :

а) нерефлекторную;

б) условнорефлекторную;

в) безусловнорефлекторную.

 

4.       Память является функцией … :

а) промежуточного мозга;

б) продолговатого мозга;

в) больших полушарий;

г) среднего мозга;

д) мозжечка.

 

5.       Вторая сигнальная система действительности – это … :

а) совокупность условных рефлексов, вырабатываемых на конкретные раздражители; б) совокупность безусловных рефлексов; в) совокупность условных рефлексов, вырабатываемых на словесные раздражители.

 

6.       Совокупность условных рефлексов, вырабатываемых на конкретные раздражители внешнего мира и составляющие основу конкретно-образного мышления, представляет собой … :

а) вторую сигнальную систему действительности; б) первую сигнальную систему действительности; в) низшую нервную деятельность; г) высшую нервную деятельность.

 

7.       Специфической особенностью ВНД человека является наличие … :

а) абстрактного мышления;

б) конкретного мышления;

в) инстинктов;

г) первой сигнальной системы.

 

8.       Иррадиация нервных процессов более выражена … :

а) в грудном периоде;

б) в раннем детстве;

в) в первом детстве;

г) во втором детстве.

 

9.       Отличительной особенностью ВНД человека является … :

а) наличие второй сигнальной системы;

б) наличие первой сигнальной системы;

в) наличие динамических стереотипов;

г) наличие инстинктов.

 

10.   Наличие функциональной асимметрии головного мозга у человека связано с … :

а) разделением речевых и неречевых функций между большими полушариями головного мозга;

б) появлением у человека совокупностей условных рефлексов;

в) последствиями родовых травм.

 

11.   Мальчик 9-летнего возраста чаще пребывает в хорошем настроении, хорошо справляется с заданиями, требующими анализа, предпочитает работать по алгоритму, обладает развитой, последовательной речью и успешно занимается в кружке английского языка. Это свидетельствует о … :

а) несформированности функциональной асимметрии коры больших полушарий;

б) сформированности функциональной асимметрии коры больших полушарий с преобладанием активности правого полушария;

в) сформированности функциональной асимметрии коры больших полушарий с равной активностью правого и левого полушария;

г) сформированности функциональной асимметрии коры больших полушарий с преобладанием активности левого полушария.

 

12.   Важными особенностями слова как раздражителя для второй сигнальной системы действительности являются … :

а) обобщение и воспроизведение;

б) абстрагирование и воспроизведение;

в) обобщение и абстрагирование;

г) конкретизация и узнавание.

 

Выберите все правильные ответы

 

13.   Выделяют следующие виды индивидуальной памяти:

а) сенсорная;

б) произвольная и непроизвольная;

в) механическая и словесно-логическая;

г) юношеская и старческая.

 

14.   У детей лучше развита … память:

а) произвольная;

б) непроизвольная;

в) механическая;

г) словесно-логическая.

 

15.   Произвольное внимание характеризуется следующими особенностями:

а) легкостью возникновения;

б) требует волевых усилий;

в) направленностью в соответствии с задачей;

г) легкостью переключения;

д) не вызывает утомления;

е) вызывает утомление.

 

16.   Непроизвольное внимание характеризуется следующими особенностями:

а) вызывает утомление;

б) требует волевых усилий;

в) легкостью переключения;

г) направленностью в соответствии с задачей;

д) не вызывает утомления;

е) легкостью возникновения.

 

17.   Механическая память характеризуется следующими особенностями:

а) в основе лежат преимущественно условные рефлексы первой сигнальной системы действительности;

б) информация, как правило, сохраняется на долгое время;

в) в основе лежат преимущественно условные рефлексы второй сигнальной системы действительности;

г) качество воспроизведения информации улучшается при ее неоднократном повторении;

д) информация имеет тенденцию быстро забываться;

е) качество воспроизведения информации улучшается при установлении смысловых, логических связей.

 

18.   Словесно-логическая память характеризуется следующими особенностями:

а) в основе лежат преимущественные условные рефлексы первой сигнальной системы действительности;

б) информация, как правило, сохраняется на долгое время;

в) в основе лежат преимущественно условные рефлексы второй сигнальной системы действительности;

г) качество воспроизведения информации улучшается при ее неоднократном повторении;

д) информация имеет тенденцию быстро забываться;

е) качество воспроизведения информации улучшается при установлении смысловых, логических связей.

 

19.   В основе непроизвольного внимания лежит … :

а) ориентировочный рефлекс;

б) защитный рефлекс;

в) доминанта;

г) постановка задачи.

 

20.   Виды памяти, более выраженные у взрослых по сравнению с детьми:

а) конкретно-образная;

б) непроизвольная;

в) неспецифическая;

г) смысловая;

д) произвольная;

е) механическая;

ж) абстрактно-логическая.

 

21.   Для нормального развития речи у ребенка необходимо … :

а) сформированная способность к обобщению; б) общение ребенка с взрослыми людьми в возрасте до 5-ти лет; в) развитие мелкой моторики кисти; г) общение и игры со сверстниками в возрасте до 2-х лет; д) правильное произношение и четкая артикуляция при общении взрослого с ребенком; е) активное взаимодействие ребенка с предметами и явлениями окружающего мира; ж) типичное для человека строение речевого аппарата и коры больших полушарий.

 

22.   Свойствами нервных процессов, учитывающимися при выявлении типа ВНД детей, являются … :

а) иррадиация;

б) уравновешенность;

в) подвижность;

г) возбудимость;

д) сила.

 

23.   Согласно классификации И. П. Павлова, выделяют следующие типы ВНД:

а) сильный, неуравновешенный;

б) сильный;

в) слабый;

г) сильный, уравновешенный, малоподвижный;

д) сильный, уравновешенный, подвижный;

е) слабый, уравновешенный, малоподвижный;

ж) сильный, уравновешенный.

 

24.   Согласно классификации Красногорского, выделяют следующие типы ВНД детей:

а) сильный, неуравновешенный, подвижный, повышенно возбудимый; б) сильный, понижено возбудимый; в) слабый; понижено возбудимый; г) сильный, уравновешенный, малоподвижный, понижено возбудимый; д) сильный, уравновешенный, подвижный, оптимально возбудимый; е) слабый, уравновешенный, малоподвижный, понижено возбудимый; ж) сильный, уравновешенный, малоподвижный, оптимально возбудимый; з) сильный, неуравновешенный, повышенно возбудимый.

 

25.   Левым полушарием лучше узнаются … стимулы:

а) легко различимые;

б) незнакомые;

в) вербальные;

г) знакомые;

д) невербальные;

е) трудно различимые.

 26.   Правым полушарием лучше узнаются … стимулы:

а) легко различимые;

б) незнакомые;

в) вербальные;

г) знакомые;

д) невербальные;

е) трудно различимые.

 

27.   Левым полушарием лучше различаются задачи:

а) установление идентичности по внешним признакам; б) вербальный анализ; в) оценки временных отношений; г) зрительно-пространственный анализ; д) оценки пространственных отношений; е) установление идентичности по назначению.

 

28.   Правым полушарием лучше различаются задачи:

а) установление идентичности по внешним признакам; б) вербальный анализ;

в) оценки временных отношений; г) зрительно-пространственный анализ; д) оценки пространственных отношений; е) установление идентичности по назначению.

29.    Для левого полушария характерны особенности восприятия:

а) конкретное узнавание;

б) последовательное (аналитическое) восприятие;

в) одновременное (целостное) восприятие;

г) обобщенное узнавание.

 

30.   Для правого полушария характерны особенности восприятия:

а) конкретное узнавание;

б) последовательное (аналитическое) восприятие;

в) одновременное (целостное) восприятие;

г) обобщенное узнавание.

 

31.   Мыслительные особенности, характерные для левого полушария:

а) абстрактно-логическое мышление;

б) стереотипное мышление (по образу);

в) прогнозирование;

г) конкретно-образное мышление;

д) нестереотипное мышление (творческое);

е) воспоминание.

 

32.   Мыслительные особенности, характерные для правого полушария:

а) абстрактно-логическое мышление;

б) стереотипное мышление (по образу);

в) прогнозирование;

г) конкретно-образное мышление;

д) нестереотипное мышление (творческое);

е) воспоминание.

 

Установите соответствие

 

33.   Установите соответствие между возрастным периодом и изменением силы нервных процессов:

а) грудной период;

а) значительное возрастание силы;

б) раннее детство;

б) постепенное возрастание силы нервных процессов;

в) первое детство;

в) значительное снижение силы нервных процессов;

г) второе детство;

г) слабые нервные процессы;

д) подростковый период;

д) установление высокого уровня силы нервных процессов.

 

34.   Установите соответствие между периодом и изменением соотношения процессов возбуждения и торможения:

а) грудной период;

б) раннее детство;

в) первое детство;

г) второе детство;

д) подростковый период.

 

а) возбуждение значительно преобладает над торможением. Начинается формирование угасательного, дифференцированного и запаздывающего торможения;

б) возбуждение умеренно преобладает над торможением. Значительно улучшается формирование угасательного торможения;

в) происходит постепенное уравновешивание возбуждения и торможения. Интенсивно развиваются все виды условного торможения;

г) возбуждение значительно преобладает над торможением. Начинается формирование условного тормоза;

д) возбуждение значительно преобладает над торможением. Ухудшается выработка всех видов условного торможения.

 

35.   Установите соответствие между возрастным периодом и особенностями развития первой и второй сигнальной системы действительности:

а) первое детство;

б) второе детство;

в) грудной период;

г) раннее детство;

д) подростковый период.

а) активное развитие первой сигнальной системы действительности в контакте с окружающей средой. Критический период для формирования второй сигнальной системы действительности. В контакте с человеческим обществом слово становиться интегратором первого, а затем второго порядка.

б) активное развитие первой и второй сигнальной системы действительности. В контакте с человеческим обществом слово становиться интегратором 3-го и 4-го порядка, тем не менее, первой сигнальная система преобладает над второй.

в) временное ухудшение ВНД с преобладанием второй сигнальной системы действительности над второй. Уменьшение активного словарного запаса, снижение способности к абстрактно логическому мышлению;

г) постепенное развитие первой сигнальной системы действительности в контакте с окружающей средой. Подготовительный этап развития речи;

д) вторая сигнальная система действительности развивается активнее первой. Происходит уравновешивание роли первой и второй сигнальной системы действительности в познании окружающего мира.

 

36.   Установите соответствие между понятием и его характеристикой:

а) Вторая сигнальная система действительности – это … ;

а) совокупность всех условных рефлексов;

б) Низшая нервная деятельность – это … ;

б) совокупность условных рефлексов на словесные раздражители;

в) Высшая нервная деятельность – это … ;

в) совокупность условных рефлексов на конкретные раздражители;

г) Первая сигнальная система действительности – это … .

г) совокупность безусловных рефлексов.

 

37.   Установите соответствие между типом ВНД и темпераментом:

а) слабый;

а) флегматик;

б) сильный, неуравновешенный;

б) меланхолик;

в) сильный, уравновешенный, малоподвижный;

в) сангвиник;

г) сильный, уравновешенный, подвижный.

г) холерик.

 

38.   Установите соответствие между типом ВНД и активностью сигнальных систем:

а) художественный тип;

а) активность первой и второй сигнальных систем действительности одинаковая;

б) мыслительный тип;

б) преобладает первая сигнальная система действительности;

в) средний тип.

в) преобладает вторая сигнальная система действительности/

 

Установите последовательность

 

39.   Установите последовательность формирования в онтогенезе индивидуальных характеристик, определяющих поведение человека:

а) характер;

б) тип ВНД;

в) поведение;

г) особенности свойств нервных процессов;

д) темперамент.