Психологическое и социальное развитие младенца

Психологические аспекты изучения пренатального этапа развития человека

1. Монозиготные близнецы — это…:

а) близнецы, появившиеся в результате разделения одной оплодотворенной яйцеклетки на две или более

б) близнецы, появившиеся в результате оплодотворения двух отдельных яйцеклеток двумя

сперматозоидами

2. Эмбриональный период — это…:

а) период быстрого роста и первичной дифференциации клеток

б) период, продолжающийся с конца 2-й недели до конца 2-го месяца, считая с момента зачатия

в) заключительный период пренатального развития

3. Период беременности у человека в среднем составляет:

а) 180 дней

б) 155 дней

в) 265 дней

4. Эмбрион питается при помощи органа, называемого:

а) плацентой

б) пуповиной

в) эктодермой

5. Генотип -это…:

а) признаки, проявление которых вызвано взаимодействием нескольких генов или генных пар

б) совокупность генов определенного индивида или группы людей

в) один из генов генной пары, обусловливающий проявление конкретного признака

6. Сердцебиение у эмбриона возникает:

а) на 3 — 4-й неделе после оплодотворения

б) с момента оплодотворения

в) с 38-ой педели после зачатия

7. Внутренняя клеточная масса, в которой уже угадываются формы эмбриона, разделяется на три слоя:

а) эктодерму

б) плаценту

в) мезодерму

г) эндодерму

8. Употребление алкоголя во время беременности может явиться причиной:

а) плодного алкогольного синдрома

б) рождения ребенка с низким весом

в) отставания ребенка в развитии

г) выкидышей

д) рождение одаренного ребенка

9. Какие факторы среды в пренатальный период влияют на развитие плода, состояние здоровья и адаптивность ребенка в будущем:

а) возраст матери

б) питание матери

в) употребление матерью лекарств, психоактивных веществ

г) количество прочитанных матерью книг

10. Время от зачатия до рождения разделяют на три фазы:

а) стадию зародыша

б) стадию пренатального развития

в) стадию эмбриона

г) стадию плода

д) стадию раскрытия

11. Токсемия -это:

а) отравление организма матери во время беременности, вызванное присутствием токсинов в крови

10 стр., 4808 слов

Психологическое принятие отцовства в период ожидания ребенка

... идентификация с родителем того же пола. При этом период ожидания ребенка является переломным в формировании родительского отношения. Будущие родители ... условия для беременных женщин. В Древнем Китае существовали пренатальные (предродовые) клиники, где женщин окружали покоем и красотой ... чьи отцы ухаживали за ними, начиная с первых дней жизни, показывают более высокий уровень умственного и физического ...

б) стадия рождения ребенка

в) методика, состоящая в применении звуковых волн для получения изображения плода в утробе матери

12. «Развитие ребенка открывается критическим актом рождения и следующим за ним критическим возрастом, носящим название…» (Л.С. Выготский).

а) младенчество

б) пренатальный период

в) новорожденность

Психологическое и социальное развитие младенца

1. Для речи новорожденного характерно:

а) лепет

б) отсутствие голосовых реакций

в) голосовые реакции рефлекторного характера

г) гуление

2. Депривация — это

а) оптимизация деятельности посредством уравновешивания недоразвитых или нарушенных психических функций или неадекватных черт путем использования сохраненных функций или более оптимальных для данной ситуации черт

б) психологическое направление, признающее главным предметом исследования личность человека

в) потеря значимых для психического развития факторов, лишения, претерпеваемые ребенком из-за недостаточного удовлетворения основных психических потребностей

3. Новорожденный — это:

а) ребенок в возрасте до одного месяца

б) ребенок в возрасте до одного года

в) ребенок в возрасте до шести месяцев

4. Рефлекс — это:

а) автоматическая ответная реакция организма на те или иные раздражители

б) когда зрачки ребенка сужаются при воздействии яркого пучка света

в) своеобразный вызов, который младенец бросает взрослым, заставляя их разгадать причину своего состояния и придумывать способы изменить его

5. Рефлекс шагания — это:

а) когда подошвы ног ребенка касаются края стола, он пытается встать па него

б) когда ребенка держат вертикально, упирая его ступни о твердую поверхность и перемещая туловище вперед, движения его ног напоминают скоординированную ходьбу

14 стр., 6976 слов

Рост — это увеличение длины, объема и массы тела детей и подростков, связанное с увеличением числа клеток и количества составляющих их молекул, то есть кол

... веса после года.   Для определения длины тела ребенка в возрасте старше года предложена следующая формула: Z=Z1 ... это неравномерное созревание функциональных систем к моменту рождения младенца. Для обеспечения выживания новорожденного созревают с опережением ... мигательного и некоторых других рефлексов, обеспечивающих питание младенца и защитные функции от вредных воздействий среды. Биологическая ...

в) если подошвенную поверхность ступни ребенка поглаживать от пятки к пальцам, то наблюдается сгибание большого пальца стопы и подошвенное сгибание всех остальных пальцев

6. Младенцев особенно привлекают объекты, для которых характерны:

а) контраст

б) статичность

в) движение

г) плавная кривизна

д) симметричность

7. Комплекс оживления включает в себя:

а) улыбку

б) речь младенца

в) вокализации

г) двигательную активность младенца

д) развитое воображение младенца

8. Эмоционально — двигательная реакция, обращенная ко взрослому называется:

а) криком

б) комплексом оживления

в) плачем

г) совместной деятельностью взрослого ребенка

9. Улыбка, выражающая положительные эмоции, появляется:

а) позднее, чем крик

б) раньше, чем крик

10. Возникновение комплекса оживления является:

а) границей между периодом младенчества и раннего детства

б) границей меду периодом новорожденное и младенчества

в) границей между периодом раннего детства и дошкольника

11. Голова у новорожденного составляет:

а) ¼ от всей длины тела

б) 1/3 от всей длины тела

в) 1/8 от всей длины тела

г) 1/ 6 то всей длины тела

12. Выберите тупиковые виды движений, которые могу проявляться в младенческом возрасте:

9 стр., 4123 слов

Особенности детей младенческого возраста

... В моей работе я рассмотрю самые важные этапы развития детей в младенческом возрасте и их влияние на младенца. 1. Кризис ... существования, своей деятельности, своей личности, не выделяет своего тела из окружающего предметного мира. Так, он рассматривает свои ... motor skills). Умение использовать возможности крупных мышц и всего тела. Моторика мелкая (fine motor skills). Умение использовать возможности ...

а) сосание пальцев

б) рассматривание руки, поднесенной к лицу

в) схватывание и удержание предметов

г) ощупывание рук

д) манипулирование с предметами

е) раскачивание на четвереньках

13.Комплекс оживления возникает примерно:

а) в 1 месяц

б) в 3 месяца

в) в 6 месяцев

г) в 1 год

14. Если младенцу одновременно предъявлять две картинки — однотонную и с вертикальными черными линиями, он дольше смотрит:

а) на первое изображение

б) на второе изображение

в) нет различий

15. Переходный период между младенчеством и ранним детством называют:

а) кризисом одного года

б) кризисом трех лет

в) кризисом новорожденности

16. У 7−8 месячных детей беспокойство при появлении незнакомых людей:

а) усиливается

б) уменьшается

в) не проявляется

17. Память в младенческом возрасте:

а) функционирует «внутри» ощущений и восприятий

б) является долговременной

в) проявляется в форме запечатления, узнавания

18. Как только ребенок оказывается в состоянии удержать в руке предмет, он начинает:

а) манипулировать им

б) играть им

в) бросать его

19. К концу первого года жизни у детей появляется:

а) ручной интеллект

б) наглядно-действенное мышление

в) абстрактно-логическое мышление

20. Согласно Э. Эриксону в младенческом возрасте психика детерминируется:

а) в основном близкими людьми, родителями, которые формируют у ребенка чувство одиночества или изоляции

3 стр., 1225 слов

Влияние иппотерапии на развитие речи у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом

... на второй год. Он, наравне со всеми, не переводится в следующий класс. Очень важно правильное развитие речи у детей старшего дошкольного возраста, однако у детей с ... проводился с целью доказать благотворность такого влияния. Предметом работы являются дети с развитием речи в следствие ДЦП. Объектом работы является иппотрапия как лечебная ...

б) в основном близкими людьми, родителями, которые формируют субъектную позицию у

ребенка

в) в основном близкими людьми, родителями, которые формируют у ребенка чувство базового доверия или недоверия

21. У младенцев это вид памяти является основным в первые недели жизни, он помогает ему ориентироваться в действительности, фиксируя внимание и направляя органы чувств на наиболее важные в эмоциональном отношении объекты:

а) моторная

б) образная

в) эмоциональная

г) вербальная

22. По мнению В. Штерна, …, который проявляется, прежде всего, в скорости обучения, входит в число важнейших индивидуальных свойств ребенка:

а) темперамент

б) характер

в) индивидуальный темп психического развития

г) индивидуальный стиль деятельности

23. Особенности развития внимания в младенческом возрасте:

а) первоначально выступает как реакция сосредоточения

б) сосредоточение обеспечивает выделение из окружающего мира эмоций, движений, речи человека, как его отличительных признаков, а также предметов и действий с ними

в) появляются элементы послепроизвольного внимания

г) сосредоточение влечет за собой развитие познавательного отношения к окружающему

д) появление свойств внимания способствует зарождению более сложных форм поведения и деятельности

е) внимание становится опосредованным

24. Особенности сенсорного развития в младенческом возрасте:

а) складывается акт рассматривания предметов

б) формируется хватание, приводя к развитию руки как органа осязания и органа движения

24 стр., 11690 слов

Влияние музыки на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

... в раннем и младшем дошкольном возрасте, музыкально-интонационного опыта восприятия высокого искусства в разных видах музыкальной деятельности, подобно овладению ребенком речью. Теоретико ... изучение влияния музыки на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Объектом исследования является процесс развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях. Предмет ...

в) устанавливаются зрительно-двигательные координации, что способствует переходу к

манипулированию, в котором зрение управляет движением руки

г) освоение свойств предметов определяется их значимостью в практической деятельности

д) устанавливаются дифференцированные взаимосвязи между зрительным восприятием предмета, действием с ним и его называнием взрослым

25.. …, с помощью которых ребенок сообщает взрослому о своем состоянии, — это главное коммуникативное средство общения в довербальный период:

а) приятные слова

б) выразительные жесты, мимика

в) выразительные эмоциональные реакции

26. Особенности нравственного развития в младенческом возрасте:

а) предпосылками нравственного развития ребенка являются стремление к установлению контактов со взрослыми и к совместным действиям, доброжелательность, потребность во внимании

б) складываются первые моральные суждения и оценки

в) выделение положительных способов поведения у ребенка происходит при положительном подкреплении этого поведения взрослым

г) вводятся слова «можно» и «нельзя», выполняющие тормозящую и побуждающую функции

д) на основе установления связи между словом и действием появляются первые формы нравственного поведения

е) возникает сознательная нравственность

27. Первая социальная реакция — это:

а) крик

б) плач

в) улыбка в ответ на ласковый разговор взрослого

г) дифференцированное отношение к знакомым и незнакомым людям

28.Интерация -это:

а) лепет, в котором младенец воспроизводит интонации и рисунок речи взрослого

б) одиночное слово, используемое ребенком на ранних стадиях овладения языком для передачи содержания целого предмета

3 стр., 1047 слов

нравственные традиции воспитания детей раннего возраста.

... нравственные традиции воспитания детей раннего возраста. Предмет исследования – нравственное воспитание. Объект исследования – нравственные традиции воспитания детей раннего возраста. Гипотеза исследования – нравственное воспитание детей раннего воз-раста имеет ... , С. Теории личности: сравнительный анализ [Текст] / С. Мадди. – СПб.: «Речь», 2002 – 486 с. 20. Мацумото, Д. Психология и культура [Текст ...

в) намеренное повторение, растягивание и обрывание звуков младенцем, имитирующее устную речь

29. Какой рефлекс новорожденного не относится к группе безусловных.

а) Хватательный рефлекс кисти

б) Рефлекс шагания

в) Положение при кормлении

30. Определите, какой из безусловных рефлексов описан: если дотронуться до щеки ребенка, он поворачивает голову в направления раздражителя и открывает рот, как будто ищет соску.

а) Сосательный рефлекс

б) Рефлекс Бабинского

в) Рефлекс «поиска груди»

31. Слуховые реакции у ребенка появляются

а) с момента рождения

б) к концу 1 недели жизни

в) к концу 1 месяца жизни

32. Комплекс оживления —

а) Позитивная эмоциональная реакция на взрослого, выражаемая в мимике, движениях, звуках, произносимых ребенком

б) Плач ребенка, свидетельствующий о недовольстве

в) Импульсивная активность рефлекторного характера

33. Выделить характеристику вкусовых ощущений новорожденного

а) Ребенок не имеет вкусовых ощущений

б) Ребенок различает молоко матери и воду; отличает воду с сахаром от простой воды

в) Ребенок различает кислое и соленое

34. Для речи новорожденного характерно

а) Лепет

б) Ничего не произносит

в) Голосовые реакции рефлекторного характера

35. Выделить характеристику тактильных ощущений новорожденного

а) Ребенок реагирует на прикосновение, ощущает разность температур, боль

б) Ребенок не имеет тактильных ощущений

в) Ребенок ощущает боль

Психическое развитие ребенка раннего возраста

1. Ранним возрастом называется период:

а) от года до трех лет;

б) от рождения до одного года;

в) от рождения до одного года.

2.Наглядно — образное мышление возникает:

а) в один год;

б) в 5−6 лет;

в) в 2,5 — 3 года.

3.Особенности развития внимания в раннем возрасте:

а) расширяется круг предметов, их признаков, а также действий с ними, на которых сосредоточивается ребенок;

б) ребенок сосредоточен на выполнении несложных инструкций взрослого, на слушании литературных произведений, внимателен к слову, речи;

в) внимание становится опосредованным;

г) под влиянием речи у ребенка начинают складываться предпосылки для развития произвольного внимания;

д) внимание ребенка слабо концентрировано, неустойчиво, наблюдаются трудности переключения и распределения, невелик его объем.

4. По мнению Д.Б. Эльконина, ведущим типом деятельности ребенка раннего возраста является:

а) предметно — манипулятивная активность;

б) эмоциональное общение со взрослым;

в) трудовая деятельность.

5. Основные признаки кризиса трех лет:

а) негативизм;

б) упрямство;

в) строптивость;

г) своенравие, своеволие;

д) протест-бунт, обесценивание, деспотизм;

е) тревожность;

ж) чувство неполноценности.

6. Развитие речи в раннем возрасте идет по двум направлениям:

а) совершенствуется понимание речи взрослых;

б) речь становится особым видом произвольной деятельности, формируется сознательное отношение к ней;

в) формируется собственная активная речь;

г) ребенок учится излагать свои мысли связно, логично.

7. В раннем возрасте среди всех психических функций доминирует:

а) восприятие;

б) мышление;

в) память;

г) внимание.

8. Ситуативная форма речи — это:

а) использование порядка слов для выражения различных отношений;

б) использование символов в виде действий, образов или слов для представления событий или содержания собственного опыта;

в) форма речи понятная только в контексте конкретной ситуации, в которую включены собеседники.

9. Ситуативная речь появляется:

а) на втором году жизни;

б) на третьем году жизни;

в) на пятом году жизни.

10. На третьем году жизни ребенок воспринимает рассказы взрослого:

а) состоящие из 5−7 предложений;

б) состоящие из 3−4 предложений;

в) состоящие из 8−10 предложений.

11. В раннем возрасте быстро растет … словарь — количество понимаемых слов:

а) пассивный;

б) активный.

12. К трем годам активный словарь достигает:

а) 2000 слов;

б) 1500 слов;

в) 300 слов;

г) 50 слов.

13. В раннем возрасте наблюдаются элементарные формы воображения, такие как…:

а) творческое мышление;

б) творческое воображение;

в) предвосхищение.

14. Наглядно — действенное мышление это аналог… Ж. Пиаже:

а) «сенсомоторного интеллекта»;

б) предметно-манипулятивной деятельности;

в) коэффициента интеллекта.

15. Наглядно — действенное мышление основывается:

а) на памяти и мышлении ребенка раннего возраста;

б) на восприятии и действиях, осуществляемых ребенком;

в) на речи и действиях, осуществляемых ребенком.

16. Мышление первоначально проявляется:

а) в речи;

б) в самом процессе практической деятельности;

в) в творческом воображении.

17. В раннем детстве соподчинение мотивов:

а) отсутствует;

б) присутствует.

18. Граница между ранним и дошкольным возрастом это:

а) кризис 1 года;

б) кризис 3 лет;

в) кризис 7 лет.

19. Под влиянием речи у ребенка раннего возраста начинают складываться предпосылки для развития:

а) произвольного внимания;

б) непроизвольного внимания.

20.Особенности сенсорного развития в раннем возрасте;

а) складывается новый тип внешних ориентировочных действий — примеривание, а позднее зрительное соотнесение предметов по их признакам;

б) возникает представление о свойствах предметов;

в) осваиваются сенсорные эталоны;

г) освоение свойств предметов определяется их значимостью в практической деятельности;

д) развитие фонематического слуха, необходимого для общения со взрослым, приводит к восприятию всех звуков родного языка;

е) зрительное восприятие становится ведущим при ознакомлении с окружающими.

21.В начале второго года жизни ребенка память выделяется из процесса:

а) восприятия;

б) мышления;

в) воображения

22. Центральные новообразования раннего возраста:

а) развитие самостоятельной ходьбы;

б) овладение прямой походкой;

в) овладение речью;

г) овладение предметной деятельностью;

д) потребность в общении со взрослыми;

е) соподчинение мотивов.

23. В раннем детстве среди всех психических функций доминирует:

а) мышление;

б) память;

в) внимание;

г) восприятие.

24. Согласно теории Э. Эриксона на второй стадии развития, соответствующей раннему возрасту, возникает:

а) доверие или недоверие к миру;

б) самостоятельность или стыд, сомнения;

в) близость или изоляция;

г) компетентность или некомпетентность.

25. В раннем детстве:

а) отсутствует соподчинение мотивов;

б) уже присутствует соподчинение мотивов.

26. Развитие эмоционально-потребностной сферы ребенка связано с зарождающимся в это время:

а) самосознанием

б) чувством компетентности

в) доверием к миру

27. Ребенок начинает узнавать себя в зеркале:

а) примерно в 6 месяцев;

б) примерно в 2 года;

в) примерно в 3 года.

28. В раннем возрасте:

а) интенсивно развивается сюжетно-ролевая игра;

б) складываются предпосылки сюжетно-ролевой игре.

29. Особенности развития игровой деятельности в раннем возрасте:

а) формируются первые игровые умения;

б) ребенок осваивает разные виды игры;

в) складывается способность ставить и решать игровые задачи;

г) начинает развиваться взаимодействие со сверстниками в совместных играх;

д) формируются предпосылки сюжетно-ролевой игры;

е) игра становится самостоятельной деятельностью ребенка.

30.Особенности памяти в раннем возрасте:

а) складываются элементы произвольной памяти;

б) обогащается содержание представлений;

в) возрастает объем и прочность сохранения материала;

г) запоминание превращается в особую умственную деятельность;

д) появляется новый процесс памяти — воспроизведение;

е) бурное развитие получает словесная память.

31. Процесс, в ходе которого дети усваивают нормы, ценности своей культуры и принятое в ней поведение, называют:

а) адаптацией;

б) идентификацией;

в) социализацией.

32. Характерной особенностью мышления ребенка раннего возраста является его:

а) синкретизм;

б) емкость;

в) лаконичность.

33. По мнению МИ. Лисиной ведущей формой общения в раннем возрасте является:

а) внеситуативно — познавательная

б) внеситуативно — личностная

в) ситуативно — деловая

34. Основные достижения раннего детства

а) развитие речи

б) овладение прямой походкой

в) развитие предметной деятельности

г) овладение сюжетно-ролевой игрой

Психологическое развитие ребенка дошкольного возраста

1. Сюжет — это:

а) те моменты в деятельности и отношениях взрослых, которые воспроизводятся ребенком

б) та сфера деятельности, которая отражается в игре

2. В сюжетно-ролевой игре у детей дошкольного возраста формируется:

а) произвольное поведение

б) мотивационно — потребностная сфера

в) познавательный эгоцентризм

г) произвольная память

д) творческое воображение

3. Игровое действие носит:

а) второстепенный характер

б) знаковый характер

в) планирующий характер

4. Отраженная в детских играх действительность становится:

а) сюжетом ролевой игры

б) игровым действием

в) ролью

5. В сюжетно-ролевой игре существуют два вида взаимоотношений:

а) реальные

б) символические

в) произвольные

г) игровые

6.Игра как ведущая деятельность… для развития рефлексивного мышления:

а) не имеет особого значения

б) имеет особое значение

7. Особенности развития игровой деятельности в дошкольном возрасте:

а) игра становится самостоятельной деятельностью ребенка

б) ребенок осваивает разные виды игры

в) с помощью игры дошкольник «входит» в разные сферы деятельности, расширяя возможности познания этих сфер

г) формируются предпосылки сюжетно-ролевой игры

8. Новый этап в становлении изобразительной деятельности связан с интенсивным развитием в начале дошкольного возраста:

а) знаковой функции сознания

б) речи

в) произвольности

9. Особенности развития изобразительной деятельности в дошкольном возрасте:

а) изобразительная деятельность включается в развитие знаковой функции сознания и, моделируя действительность, расширяет границы ее познания

б) формируется ручная умелость, позволяющая передать богатое содержание рисунка

в) развивается умение создавать и воплощать замыслы

г) осваиваются специфические выразительные средства изобразительной деятельности

д) все ответы правильные

е) все ответы неправильные

10. В младшем дошкольном возрасте возникает:

а) ситуативно-деловая форма общения

б) внеситуативно-познавательная форма общения

в) внеситуативно-личностная форма общения

11. Внеситуативно-познавательная форма общения:

а) разворачивается в процессе совместных со взрослым манипулятивных действий и удовлетворяет новую потребность ребенка в сотрудничестве

б) включена в совместную со взрослым деятельность, по не практическую, а познавательную

12. Детскую способность к самостоятельному словообразованию называют:

а) словотворчеством

б) рифмоплетством

в) эгоцентрической речью

13. Автор книги «От двух до пяти»?:

а) Л Барто

б) Б. Заходср

в) К. Чуковский

14. Речь ребенка, возникающая во время деятельности и обращенная к самому себе, называется:

а) контекстной

б) ситуативной

в) эгоцентрической

г) автономной

15. Особенности развития внимания в дошкольном возрасте:

а) значительно возрастает его концентрация

б) складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных процессов

в) внимание становится опосредованным

г) появляются элементы послепроизвольного внимания

д) внимание слабо концентрированно

16. По мере развития … функции речи ребенок становится способным заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности, сформулировать словесно, на что он должен ориентироваться.

а) коммуникативной

б) знаковой

в) планирующей

17. У младших дошкольников память:

а) произвольная

б) непроизвольная

в) послепроизвольная

18. Ж. Пиаже установил следующие основные закономерности развития мышления в дошкольном возрасте:

а) эгоцентризм

б) синкретизм

в) трансдукцию

г) артифициализм

д) константность

е) анимизм

ж) нечувствительность к противоречиям

з) гиперболизацию

19.Исследуя …, Ж. Пиаже задавал детям вопросы, в которых надо было посмотреть на ситуацию с точки зрения другого человека

а) эгоцентризм

б) словесно-логическое мышление

в) синкретизм

г) наглядно-действенное мышление

20. Для детей к концу дошкольного возраста характерно наличие в более или менее развернутом виде:

а) всех видов мышления

б) одного вида мышления

в) нескольких видов общения

21.В дошкольном возрасте мышление опирается:

а) на восприятие

б) на представления

в) на ощущения

22. Мышление, осуществляемое при помощи действий со знаками, является:

а) отвлеченным мышлением

б) включенным мышлением

в) предметно-действенным мышлением

23. Ж. Пиаже предположил, что в возрасте около 6−8 лет дети вступают на новую стадию мышления:

а) стадию конкретных операций

б) дооперационных представлений

в) формальных операций

24. Представления о чувственно воспринимаемых свойствах объектов — это:

а) ощущения

б) зрительное восприятие

в) сенсорные эталоны

25. Особенности развития в. дошкольном возрасте:

а) зрительное восприятие становится ведущим при ознакомлении с окружающими

б) складывается акт рассматривания предметов

в) осваиваются сенсорные эталоны

г) возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия

д) с установлением взаимосвязей с речью и мышлением восприятие интеллектуализируется

26. На протяжении всего дошкольного возраста преобладает:

а) непроизвольная память

б) произвольная память

27. Впервые действия самоконтроля проявляются у ребенка в:

а) 1 год

б) 2 года

в) 4 года

28. Особенности развития памяти в дошкольном возрасте:

а) преобладает непроизвольная образная память

б) появляется новый процесс памяти — воспроизведение

в) память, все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер

г) словесно-смысловая память обеспечивает опосредованное познание и расширяет сферу

познавательной деятельности ребенка

д) складываются элементы произвольной памяти как способности к регуляции данного процесса сначала со стороны взрослого, а потом и самого ребенка

е) формируются предпосылки для превращения процесса запоминания в особую умственную

деятельность, для овладения логическими приемами запоминания

ж) доминирует двигательная память

з) по мере накопления и обобщения опыта поведения, опыта общения ребенка со взрослым и

сверстниками развитие памяти включается в развитие личности

29. Воображение ребенка связано в своих истоках с зарождающейся к концу раннего детства:

а) образной памятью

б) двигательной памятью

в) знаковой функцией самосознания

30. Воображение ребенка складывается:

а) в игре

б) в трудовой деятельности

в) в общении

31. Чем дошкольники, тем менее значимы для них оценки сверстников:

а) младше

б) старше

32. Оценить себя дошкольнику гораздо … , чем сверстника:

а) труднее

б) легче

33. В возрасте 3−4 года ребенок . свои возможности в достижении результата:

а) занижает

б) завышает

в) адекватно оценивает

34. В исследованиях Т. А. Репиной показано, что 4−5 летние дети связывают самооценку в основном:

а) с собственным опытом

б) с достижениями родителей

в) с оценочными отношениями окружающих

35. К концу дошкольного возраста складывается:

а) завышенная самооценка

б) заниженная самооценка

в) дифференцированная самооценка

36. По мнению Д.Б. Эльконина, осознание своих умений и качеств, представление себя во времени, открытие для себя своих переживаний обусловливает возникновение:

а) «личного сознания»

б) чувства компетентности

в) чувства превосходства

37. Особенности развития самосознания в дошкольном возрасте:

а) складывается дифференцированная самооценка, самокритичность

б) развивается самостоятельность

в) появляется осознание себя во времени, личное сознание

г) ребенок начинает отделять действия от предмета и себя от своих действий

д) ребенок осознает свои физические возможности, умения, нравственные качества, переживания и некоторые психические процессы

38. Самым важным личностным механизмом, формирующимся в дошкольном возрасте считается:

а) соподчинение — мотивов

б) социализация

в) идентификация

39. Наиболее сильный мотив для дошкольника:

а) собственное обещание ребенка

б) исключение из игрового сообщества

в) поощрение, получение награды

40. Для дошкольного детства характерна:

а) спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по

незначительным поводам

б) неадекватная эмоциональность, бурные аффективные вспышки, конфликты по

незначительным поводам

в) импульсивная эмоциональность

41. Л.Ф. Обухова выделяет следующие основные симптомы кризиса 7 лет:

а) потеря непосредственности

б) манерничанье

в) обесценивание требований взрослого

г) симптом «горькой конфеты»

д) упрямство

42. Умение справляться со своими эмоциями социально приемлемыми способами называется:

а) эмоциональной регуляцией

б) волевой регуляцией

в) защитным механизмом

43. В период между тремя и шестью годами содержание центрального конфликта развития Э. Эриксон выразил формулой:

а) инициатива против чувства вины

б) компетентность против чувства неполноценности

в) свобода против чувства превосходства

44. Отнесение себя к мужскому или женскому полу и способность определять пол других людей — это:

а) тендерная константность

б) половая идентичность

в) социальная идентичность

45. По мнению Колберга и Шефер тендерная константность достигается приблизительно в возрасте:

а) от 2 до 5 лет

б) от 5 до 7 лет

в) от 7 до 9 лет

46. Сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности называется:

а) личностью готовностью к школе

б) интеллектуальной готовностью к школе

в) психологической готовностью к школе

47. Личностная готовность к школьному обучению предполагает:

а) сформированность у ребенка внутренней позиции школьника

б) позитивное отношение к учителям и сверстникам

в) отношение к себе

г) произвольность поведения

д) высокий уровень развития познавательных процессов

48. Механизм эмоционального предвосхищения последствий деятельности лежит в основе:

а) волевой регуляции ребенка

б) развития мотивационной сферы ребенка

в) эмоциональной регуляции действий ребенка

49. Произвольное поведение ребенка всегда проявляется:

а) при выполнении требований

б) при выполнении конкретных правил

в) при работе по образцу

г) в игровой деятельности

д) в общении

50. связана с развитием мыслительных процессов — способность обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, определять причинно-следственные зависимости, делать выводы:

а) психологическая готовность к школе;

б) личностная готовность к школе

в) интеллектуальная готовность к школе

51. Многие педагоги считают, что развить интеллектуальные механизмы, чем личностные:

а) легче

б) труднее

52. Внутренняя позиция школьника возникает:

а) к 5 годам

б) к 7 годам

в) к 9 годам

53. Умение ребенка учиться у взрослого определяется:

а) внеситуативно-личностной формой общения

б) внеситуативно-познавательной формой общения

54. Центральные компоненты, которые составляют психологическую готовность к обучению в школе:

а) новая внутренняя позиция школьника, проявляющаяся в стремлении к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности

б) в познавательной сфере знаково-символическая функция сознания и способность к

замещению, произвольность психических процессов

в) в личностной сфере произвольность поведения, соподчинение мотивов и волевых качеств

г) в сфере деятельности и общения: умение принимать условную ситуацию, учиться у взрослого, регулировать свою деятельность

д) в умении считать в пределах 10

55. Особенности восприятия в дошкольном возрасте:

а) восприятие превращается в особую познавательную деятельность

б) складывается акт рассматривания предметов

в) зрительное восприятие становится одним из ведущих

г) воспринимая предметы и действия с ними, ребенок более точно оценивает цвет, форму, величину

д) совершенствуется умение определять направление в пространстве, взаимное расположение

предметов, последовательность событий

е) устанавливается зрительно-двигательная координация

Психическое развитие младшего школьника

1. Стадия формальных операций

а) достигается всеми в возрасте от 14 до 15 лет

б) характеризуется формулировкой гипотез и выводов

в) характеризуется развитием субъективного мышления

2. Главным фактором, обусловливающим развитие детей 6−10 лет, является изменение социальной

ситуации развития в связи с:

а) поступлением в школу

б) изменением отношения к сверстникам

в) изменением отношения к родителям

3. С точки зрения В. Давыдова и Д. Эльконина развивающее обучение должно быть:

а) в зоне актуальных знаний учащихся, не выходя в зону их ближайшего развития

б) вне зоны актуальных знаний учащихся, выходя в зону их ближайшего развития

4. В младшем школьном возрасте:

а) уже достаточно развиты рефлексивные способности

б) еще недостаточно развиты рефлексивные способности

в) не развиты рефлексивные способности

5. В младшем школьном возрасте в качестве важнейшего достижения в развитии личности ребенка

выступает:

а) преобладание мотива «Я должен» над мотивом «Я хочу»

б) преобладание мотива «Я хочу» над мотивом «Я должен»

в) нет преобладания мотивов «Я должен» и «Я хочу»

6. Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте является:

а) игровая деятельность

б) учебно-профессиональная деятельность

в) учебная деятельность

7. В современной периодизации психического развития младший школьный возраст охватывает период:

а) от 6−7 до 10−11 лет

б) от 7−8 до 14 лет

в) от 8 до 14 лет

8. Компоненты учебной деятельности (по Д.Б. Эльконину):

а) результат

б) мотивация

в) учебная задача

г) учебные операции

д) учебная цель

е) контроль

ж) действия

9.В результате учебной деятельности возникают психические новообразования:

а) произвольность психических процессов

б) рефлексия

в) внутренний план действий

г) речь

10. Как считает Л.И. Божович, кризис 7 лет — это период рождения:

а) социального «Я» ребенка

б) познавательных интересов ребенка

в) чувства взрослости

11. Система заданий, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действий -это:

а) учебные операции

б) учебная задача

в) ученые цели

12. Первоначально учебную работу детей контролирует:

а) сам ученик

б) учитель

в) сверстники

13. Учитель, оценивая работу первоклассников:

а) не ограничивается выставлением оценки

б) ограничивается выставлением оценки

в) не ставит отметку, лишь словесно комментирует ответ

14. Учебная деятельность:

а) не создает новые условия для личностного развития ребенка

б) создает новые условия для личностного развития ребенка

в) является ведущим видом деятельности для младшего школьника

15. В младшем школьном возрасте завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход:

а) от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению

б) от наглядно-действенного к словесно-логическому мышлению

в) от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению

г) от наглядно-образного к наглядно-действенному

16. Операции, характерные для младшего школьного возраста, Ж. Пиаже назвал:

а) абстрактными

б) символичными

в) конкретными.

17. Школьное обучение строится таим образом, что… мышление получает преимущественное развитие:

а) наглядно-действенное

б) наглядно-образное

в) словесно-логическое

18. Теоретическое мышление позволяет ученику решать задачи:

а) ориентируясь на внутренние, существенные свойства и отношения

б) ориентируясь на вешние, наглядные признаки связи объектов

в) ориентируясь на абстрактные понятия

19. В младшем школьном возрасте развитие других психических функций зависит от развития:

а) памяти

б) восприятия

в) мышления

20. Восприятие в начале младшего школьного возраста характеризуется:

а) непроизвольностью

б) произвольностью

в) эпизодичностью

г) целостностью

21. В начале младшего школьного возраста восприятие:

а) недостаточно дифференцированно

б) достаточно дифференцированно

в) не дифференцировано

22. В 7−8 лет:

а) появляются феномены Ж. Пиаже

б) исчезают феномены Ж. Пиаже

23. В младшем школьном возрасте… ориентация па сенсорные эталоны формы, цвета, времени:

а) нарастает

б) уменьшатся

24. Память в младшем школьном возрасте развивается в двух направлениях:

а) произвольности

б) непроизвольности

в) осмысленности

25 … память становится функцией, на которую опирается учебная деятельность:

а) произвольная

б) непроизвольная

в) механическая

26. В начале младшего школьного возраста преобладает:

а) непроизвольное внимание

б) произвольное внимание

27. В первом классе воображение опирается на конкретные предметы, но с возрастом на первое место выступает…, дающее простор фантазии:

а) опыт

б) навык

в) слово

28. Сенситивный период для усвоения моральных норм:

а) 5−6 лет

б) 7−8 лет

в) 9−10 лет

29. В младшем школьном возрасте словарный запас слов увеличивается примерно до:

а) 2 тыс. слов

б) 7 тыс. слов

в) 17 тыс. слов

30. Младший школьник… правильно соотнести предмет по величине:

а) может

б) не может

31. Мотивация неуспевающих школьников… от мотивации их благополучных сверстников:

а) отличается

б) не отличается

32. Широкие социальные мотивы учения соответствуют тем. ценностным ориентациям, которые дети берут:

а) у сверстников

б) у взрослых

33.У неуспевающих школьников мотивация к успеху:

а) не развивается.

б) развивается

в) отсутствует

34. Какой вид учебной мотивации сопровождается тревожностью, страхом в оценочных ситуациях и

придает учебной деятельности эмоциональную окрашенность

а) престижная мотивация

б) компенсаторная

в) мотивация избегания неудачи

г) мотивация достижения успеха

35. Школьная оценка в младшем школьном возрасте:

а) влияет на становление самооценки

б) не влияет на становление самооценки

36. Описывая качества наиболее популярных сверстников, младшие школьники указывают в первую очередь:

а) на внешнюю привлекательность

б) нравственные качества

в) на ум и знания

37 Притязание на успех в младшем школьном возрасте среди сверстников отрабатывается прежде всего:

а) в учебной деятельности

б) в учебно-профессиональной деятельности

в) в ситуации общения

г) в игровой деятельности

38. У детей 9−10 лет гораздо чаще встречается:

а) низкая самооценка

б) высокая самооценка

в) адекватная самооценка

39. Общая тенденция оценивать собственные успехи, ориентируясь на высокие стандарты, стремиться к высоким результатам и испытывать удовлетворение от их достижения — это:

а) мотивация достижения

б) мотивация избегания неудачи

в) престижная мотивация

40. Согласно концепции морального развития Ж. Пиаже дети 7 лет и старше достигают стадии:

а) нравственного реализма

б) нравственного релятивизма

41. Наиболее восприимчивы к давлению группы сверстников оказываются дети:

а) с низкой самооценкой

б) с высокой самооценкой

в) тревожные

г) постоянно контролирующие свое поведение

д) агрессивные

42. Большинство необходимых для письма тонких моторных навыков развиваются на… жизни ребенка:

а) 3−4 году

б)6−7 году

в) 9−10 году

43. Э. Эриксон назвал среднее детство (от 6 до 12 лет) периодом:

а) трудолюбия

б) когнитивного развития

в) физического и морального развития

44 Показатели успешности выполнения теста интеллекта, определяющие ту возрастную группу, которой больше всего соответствуют результаты ребенка данному тесту — это:

а) умственный возраст

б) коэффициент интеллекта

в) стандартный показатель TQ

45. В.В. Давыдов отмечает, что «развивающий характер учебной деятельности как ведущей деятельности в младшем школьном возрасте связан с тем, что ее содержанием являются…»:

а) теоретические знания;

б) практические знания

46. Игра сама по себе… устраняться из сферы активной жизни младшего школьника:

а) должна

б) не должна

47. Проблему развивающего начального обучения изучали путем проведения разных вариантов формирующего эксперимента такие ученые как:

а) В.С.Мухина

б) Л.В. Занков

в) В.В.Давыдов

г) Д.Б. Эльконии

48. Учебная деятельность:

а) полимотивирована

б) мотивирована

в) не имеет мотивации

49. В младшем школьном возрасте… ориентация на сенсорные эталоны формы, цвета, времени:

а) нарастает

б) уменьшатся

Психическое развитие подростка

1. Половое созревание — это:

а) стадиальный процесс

б) одномоментный процесс

2. Пубертатное возрастание уровня половых гормонов… с появлением или усилением некоторых психических особенностей:

а) невзаимосвязано

б) коррелирует

3. Половое созревание зависит от:

а) физического развития

б) эндокринных изменений

в) интеллектуального развития

4. У девочек скачок роста обычно начинается и заканчивается на два года… :

а) раньше

б) позднее

5. У мужчин больше гормонов, которые называются:

а) гипофиз

б) эстрогенами

в) андрогенами.

6. У женщин преобладают такие гормоны как:

а) эстроген

б) протестерон

в) гипоталамус

7. С. Холл называл подростковый возраст периодом:

а) «гормональной бури»

б) «бури в стакане»

в) «бури и натиска»

8. У подростков обоих полов период «бурного роста» длится в среднем около:

а) 1−2 лет

б) 4−5 лет

в) 7−8 лет

9. Л.С. Выготский центральным новообразованием подросткового возраста считал:

а) формирование идентичности

б) чувство взрослости

в) половое созревание

10. По мнению Д.И. Фелъдштейна ведущей деятельностью в подростковом возрасте является:

а) общественно-полезная деятельность

б) интимно-личностное общение со сверстниками

в) учебно-профессиональная деятельность

11. Выделение подросткового возраста как особой ступени произошло;

а) в XVII в.,

б) во второй половине XIX в.

в) в первой половине ХХI в.

12. Чем выше социокультурный уровень общества, тем… период детства:

а) длиннее

б) короче

13. Символические события или ритуал, которым маркируются такие жизненные переходы, как,

например, переход от детства к статусу взрослого:

а) обряд инициации

б) обряд идентичности

в) обряд формирования Я-концепции

14. Ж. Пиаже определил абстрактное мышление подростков как мышление на уровне:

а) формальных операций

б) конкретных операций

в) дооперационных представлений

15. По мнению западных ученых тремя существенными свойствами подросткового возраста являются:

а) способность учитывать все комбинации переменных при поиске решения проблемы

б) способность предполагать, какое влияние одна переменная окажет на другую

в) способность оперировать образами и представлениями

г) способность объединять и разделять переменные гипотетико-дедуктивным образом

16. В подростковом возрасте с 11−12 лет формируется:

а) формальное мышление

б) образное мышление

17. Наступление стадии формальных операций позволяет подросткам:

а) мыслить более абстрактно

б) формулировать и проверять гипотезы

в) мыслить, опираясь па образы и представления

г) рассуждать о том, что могло бы быть, а не только о том, что есть

18. В подростковом возрасте память перестраивается, переходя от доминирования:

а) механического запоминания к смысловому

б) смыслового запоминания к механическому

19. Умение осознавать ход своих мыслей, понять причины своих поступков, своего эмоционального состояния — это:

а) «обратная связь»

б) интерпретация

в) рефлексия

20. Рефлексия стимулирует формирование:

а) когнитивной сферы

б) личности

в) творческой активности

г) все ответы правильные

д) все ответы неправильные

21. Центральным новообразованием подросткового возраста считается:

а) становление самосознания

б) становление системы мотивов

в) профессиональное самоопределение

22. Ведущая деятельность в подростковом возрасте по Д.Б. Эльконину:

а) учебная

б) общественно-полезная

в) интимно-личные отношения

23. Э. Эриксон считает задачу формирования… главным барьером, который юноши и девушки должны преодолевать, чтобы совершить успешный переход к взрослости:

а) когнитивной сферы

б) морального «облика»

в) идентичности

24. Социальная группа или совокупность людей установки, идеалы или философию которых разделяет

индивидуум:

а) диффузная группа

б) малая группа

в) референтная группа

25. Джеймс Марсиа выделил 4 основных варианта формирования идентичности:

а) предрешенность

б) диффузия

в) половая идентичность

г) мораторий

д) достижение идентичности

е) полоролевая идентичность

26. Период принятия решений в отношении таких важных вопросов, как «Кто я или куда я иду ?» называется:

а) кризис идентичности

б) достижение идентичности

в) статус идентичности

27. Отношение подростка к себе как к взрослому, ощущение и осознание себя в како-то мере взрослым —

это:

а) чувство взрослости

б) чувство ответственности

в) подростковая поведенческая реакция

28. Половое созревание … основным источником формирования чувства взрослости:

а) является

б) не является

29. Наряду с чувством взрослости Д.Б. Элькониным рассматривается…:

а) тенденция к взрослости

б) идентичность

в) Я- концепция

30. Самооценка в подростковом возрасте оказывается:

а) низкой

б) высокой

в) неустойчивой

31. Крайняя форма девиантного поведения, когда человек уже преступает закон, совершая мелкие правонарушения или даже уголовно наказуемые действия:

а) девиантное поведение

б) делинквентное поведение

в) фрустрация

32. Стремление человека освободиться от влияния и руководства вышестоящих людей, от которых он

зависит:

а) эмансипация

б) фрустрация

в) ригидность

33. Т.В. Драгунова отмечает следующие проявления в развитии взрослости у подростков:

а) подражание внешним проявлениям взрослых

б) ориентация на качества взрослого

в) ориентация на качества сверстника

г) взрослый как образец деятельности

д) интеллектуальная взрослость

е) личностная зрелость

34. С точки зрения Л.С. Выготского стремление к риску, героизму, к неизвестному — это:

а) «доминанта романтики»

б) «доминанта дали»

в) «доминанта усилия»

35. Кто ввел в психологию представление о подростковом возрасте как кризисном периоде развития:

а) Л.С. Выготский

б) М. Клее

в) С. Холл

36. Подростки обычно выбирают друзей:

а) среди себе подобных и разделяющих их ценности

б) полностью противоположных собственным представлениям и идеалам

37. Э. Эриксон считал формирование… главной задачей отрочества:

а) самосознания

б) эго — идентичности

в) отношений со сверстниками

38. Источниками идентичности для подростков служат:

а) самосознание

б) референтные группы

в) значимые другие

г) все ответы правильные

д) все ответы неправильные

39. В статусе… находятся подростки, переживающие кризис идентичности и пытающиеся определиться в отношении себя и своего будущего:

а) моратория

б) предрешенности

в) диффузии

40. Термин пубертат характеризует первую фазу подросткового периода, когда появляются признаки…:

а) полового созревания

б) нравственного сознания

в) интеллектуального развития

41. Решающую роль в регуляции пубертатного развития играет:

а) щитовидная железа

б) гипофиз

в) тератогены

42. Подростки склонны принимать родительские ценности, нормы, взгляды в тех сферах, где эти

ценности и нормы:

а) достаточно устойчивы и имеют долговременные последствия

б) достаточно изменчивы

43. Нервная система подростков и взрослых существенно:

а) различается

б) не различается

44. Процесс полового созревания протекает под контролем:

а) ЦНС

б) желез внутренней секреции

в) все ответы правильные

г) все ответы неправильные

45. В прежние века достижение физиологической половой зрелости происходило…, чем сейчас:

а) раньше

б) позже

46. В возрасте от 11 до 18 лет степень удовлетворенности своими внешними у девочек…, чем у мальчиков:

а) ниже

б) выше

Психология ранней юности

1. Ведущая деятельность в юношеском возрасте:

а) учебно-профессиональная

б) трудовая

в) учебная

г) общение

2. Юность, по мнению В.И. Слободчикова, — завершающая стадия ступени:

а) идентификации

б) персонолизации

в) самоактуализации

г) адаптации

3. Студенты с ярко выраженной потребностью.,как правило, обнаруживают низкую потребность в улучшении достигнутых результатов, предпочитают стандартные способы уникальным методам, боятся творчества:

а) в самоутверждении

б) во избежание неудачи

в) в познании

4. Возраст старшего школьника (15−17 лет) принято относить:

а) к молодости

б) к ранней юности

в) к взрослости

г) к подростковому

5. Для юношеского возраста характерно:

а) дивергентность мышления

б) конвергентность мышления

в) диффузность мышления

г) предметность мышления

6. Многие исследователи (И.С. Кон, А.С. Мудрик) считают основным новообразованием в старшем школьном возрасте:

а) личностное самоопределение

б) профессиональное самоопределение

в) социальное самоопределение

г) психическое самоопределение

7. В психологической готовности к самоопределению ведущую роль играет:

а) идентификация

б) самосознании

в) адаптация

г) типизация

8. К концу юношеского возраста основные процесс биологического созревания:

а) незавершенны

б) завершены полностью

в) завершены частично

9. Социальный статус юношества…:

а) неоднороден

б) однороден

10. Главная социальная задача в юности:

а) выбор социальных ролей

б) выбор спутника жизни

в) выбор профессии

г) выбор круга общения

11. Границы периода поздней юности:

а) от 12 до 18−19 лет

б) от 18 до 23−25 лет

в) от 20 до 30−35 лет

г) от 19 до 22 лет

12. В средние века важнейшим критерием взрослости считалось:

а) создание семьи

б) получение профессионального образования

в) вступление в трудовую деятельность

г) завершение образования

13. По мнению С. Холла, представителя биогенетического направления, период юности эквивалентен;

а) эпохе романизма

б) периоду первобытности

в) концу дикости и началу цивилизации

г) эпохе капитализма

14. По мнению К. Левина поведение юноши определяется прежде всего… его положения:

а) маргинальностью

б) отчужденностью

в) конформизмом

г) двойственностью

15. Важнейший интеллектуальный компонент творчества преобладание:

а) дивергентного мышления

б) конвергентного мышления

в) абстрактного мышления

16. По мнению А.Е. Личко возраст представляет собой критический период для психопатии:

а) от 10 до 12 лет

б) от 14 до 18 лет

в) от 20 до 25 лет

17. Подростковый синдром дисморфомании — озабоченности своим телом и внешностью — в юности…:

а) обычно уже проходит

б) еще более обостряется

в) не возникает вообще

18. Юношеский возраст по сравнению с подростковым характеризуется:

а) большей дифференцированностью эмоциональных реакций и способов выражения

эмоциональных состояний

б) меньшей дифференцированностью эмоциональных реакций и способов выражения эмоциональных состояний

в) уменьшением самоконтроля и саморегуляции

г) увеличением самоконтроля и саморегуляции

19. Как показывают исследования, гоноши значительно чаще людей старшего возраста:

а) чувствуют себя включенными в социальную жизнь

б) чувствуют себя одинокими и непонятными

в) чувствуют себя непонятыми

20. Сраннего возраста мальчики по сравнению с девочками тяготеют к более:

а) экстенсивному общению

б) интенсивному общению

в) эмоциональному общению

21. Для юношеского возраста характерно:

а) конвергентность мышления

б) формально-логические операции

в) кристализированный интеллект

22. У 15−17 летних юношей девушек уровень притязаний часто:

а) завышен

б) занижен

в) адекватен

23. В период юношеского возраста формируются:

а) предметные чувства

б) обобщенные чувства

в) мировоззренческие чувства

24. Для юношеского возраста характерны:

а) кризис оптации

б) кризис взрослости

в) подростковый кризис

25. Юноши совершают самоубийства примерно вдвое… чем девушки:

а) чаще

б) реже

26. Юноши с экстернальным локусом контроля:

а) больше склонны к депрессии и тяжелее переживают ее.

б) менее склонны к депрессии и более легко переживают ее.

в) не склонны к депрессии

27. Переходный период между подростковым и юношеским возрастом:

а) 12−13 лет

б)14−1 б лет

в) 17−20 лет

28. Девятиклассников будущая жизнь интересует в первую очередь с точки зрения:

а) выбора профессии

б) отношений в семье

в) распределения семейных ролей

г) определения социальных ролей

29. В 80 — е годы при выборе профессии для старшеклассников наиболее значимыми были три фактора:

а) престижность профессии

б) возможность много зарабатывать в будущем

в) качества личности, присущие представителям этой профессии

г) принципы, нормы отношений характерные для данного профессионального круга

30. По данным исследований С.В. Кривцовой, такие ценности, как творчество, познание, «интересная работа» большинству современных старшеклассников:

а) не свойственны

б) свойственны в малой степени

в) свойственны

31. …, как профессиональное, так и личностное, является центральным новообразованием ранней юности:

а) самосознание

б) самоопределение

в) обучение

г) воспитание

32. Мотиваторами профессионального выбора в юношеском возрасте выступают:

а) советы близких

б) познавательный интерес

в) престижность профессии

г) сложность труда

33. Дети в 16−17 лет, независимо от темперамента, выглядят… сдержанными, уравновешенными, чем в 11−15 лет:

а) более

б) менее

34. Как считает А.В. Петровский именно в старшем школьном возрасте:

а) снижается учебная мотивация

б) появляется сознательное отношение к учению

35. Для старшеклассников с эгоистической направленностью решающими факторами выбора профессии являются:

а) познавательный интерес

б) престижность будущей профессии

в) возможность продвижения по карьерной лестнице

г) материальные условия

д) наличие интереса к будущей профессии

36. Как показывают результаты исследований, чем меньше возраст, в котором заключается брак:

а) тем больше вероятность развода

б) тем меньше вероятность развода

37.Юноши, обладающие сексуальным опытом, склонны иметь относительно:

а) высокую самооценку

б) низкую самооценку

в) адекватную самооценку

38. Статус идентичности тех, кто не прошел через кризис идентичности и не принял на себя никаких обязательств:

а) предрешенность

б) мораторий

в) диффузия

39. Статус идентичности тех, кто прошел через кризис идентичности и принял на себя обязательства вследствие самостоятельных решений:

а) достижение идентичности

б) тревожность

в) критический период

40. Студенты с ярко выраженным стремлением избегания неудачи обнаруживают:

а) низкую потребность в улучшении достигнутых результатов

б) испытывают удовлетворение от учения

в) предпочитают стандартные способы уникальным методам

41. Сохранение в психике и поведении взрослого особенностей, присущих детскому возрасту:

а) жизненный кризис

б) инфантилизм

в) генеративность

42. У студентов младших курсов отношение к будущей профессии выраженный характер и соответственно мало влияет на их успеваемость:

а) носит

б) не носит

43. По мнению И.В. Дубровиной в старшем школьном возрасте формируется не само самоопределение -личностное, профессиональное, а…:

а) профессиональное самосознание

б) психологическая готовность к нему

в) соответствующая профессиональная мотивация

44. В психологической готовности к самоопределению ведущую роль играет:

а) самосознание

б) мотив избегания неудачи

в) направленность личности

45. Годы обучения в школе называют:

а) ранней юностью

б) отрочеством

в) подростничеством

46. В годы ранней юности… физический расцвет организма:

а) заканчивается

б) начинается

в) продолжается

Психология зрелого человека

1. Физическая сила, функционирование органов, скорость реакции, двигательные навыки и другие физические возможности человека достигают своего максимума в промежутке между:

а) 18 и 20 годами

б) 25 и 30 годами

в) 35 и 40 годами

2. Функциональные показатели развития человека максимальны в возрасте

а) от 15 до 25 лет

б)0 от 20 до 30 лет

в) от 25 до 35 лет

г) от 30 до 40 лет

3. Согласно Э. Эриксону, зрелость охватывает время…:

а) от 18 до 30 лет

б) от 25 до 65 лет

в) от 30 до 55 лет

4. Многие выдающиеся спортсмены достигают пика мастерства и тренированности в период …:

а) ранней юности

б) средней взрослости

в) поздней взрослости

5.Некоторые ученые считают, что отличительным признаком взрослого мышления является , с которой взрослые могут использовать все те когнитивные способности, которыми к этому времени обладают:

а) консервативность

б) сензитивность

в) гибкость

6. В ранней взрослости люди используют свои интеллектуальные способности, чтобы сделать карьеру и избрать стиль жизни. Шайн называет это время периодом:

а) достижения

б) приобретения

в) наращивания

7. Ряд теоретиков, занимающихся проблемами морального развития и самопознания, рассматривают взрослость:

а) как время константности

б) как время непрерывного изменения и роста

8. Теория Э. Эриксона является …, то есть в ней каждый последующий период основывается на предыдущем:

а) генетической

б) периодической

в) эпигенетической

9. Стратегия совладающего поведения взрослого человека, при которой его беспокоящая энергия и неприемлемые импульсы направляются на социально приемлемые цели:

а) сублимация

б) отрицание

в) вытеснение

10. Согласно исследованиям Левинсона, чтобы полностью стать взрослым, молодой мужчина должен справиться с 4 задачами, возникающими в процесс развития:

а) увязать мечты с реальностью

б) построить дом

в) обеспечить себе карьеру

г) наладить интимные отношения

д) достичь материального благополучия

е) найти наставника

11. Переход 30-летия, по Левинсону, является:

а) периодом стресса

б) периодом стабильности

в) периодом завершения карьерного роста

12. Внешние факторы трудовой мотивации:

а) вознаграждение в виде заработной платы и статуса

б) комфорт па рабочем месте и удобные часы работы

в) компетентность руководства

г) поддержка со стороны коллег

д) карьерный рост

е) все ответы правильные

ж) все ответы неправильные

13. Основатель трехкомпонентной теории любви Р. Стенберг полагает, что любовь имеет следующие 3 составляющие:

а) интимность

б) ревность

в) страсть

г) решение / обязательство

д) дружба

14. Последовательность предсказуемых событий, или периодов, начинающихся с оставления родительской любви и включающих в себя такие характерные события, как образование пары, вступление в брак, рождение первого ребенка и т. д. — это:

а) жизненный цикл

б) семейный цикл

в) возрастной цикл

15. За последние 50−100 лет семейные циклы по временной структуре составляющих их событий и по своему характеру:

а) изменились

б) не изменились

16. Переход к родительству отмечен следующими событиями:

а) изменениями в идентичности и внутренней жизни

б) перераспределением ролей и переменами в супружеских отношениях

в) новыми родительскими ролями и отношениями

г) переменами в ролях и отношениях старшего поколения

д) изменениями ролей и отношений вне семьи

е) вес ответы правильные

ж) все ответы неправильные

17. Изменяемая последовательность периодов или этапов в жизни работника, включающая знакомство с миром профессий и профессиональный выбор, получение образования и профессиональной подготовки, начало самостоятельной работы и накопление опыта, продвижение по служебной лестнице и период дальнейшей профессионализации — это:

а) жизненный цикл

б) профессиональный цикл

в) критический период

18. У взрослого человека при различных формах творческой активности интеллектуальная деятельность:

а) достигает наиболее высокого уровня

б) снижается

в) константна

19. Средний максимум творческой активности для многих специальностей отмечается:

а) в 25−30 лет

б) в 35−39 лет

в) в 45−55 лет

20. Образование

а) способствует процессу старения

б) противостоит процессу старения, затормаживает его процессы

в) не влияет на процесс старения

21. Среди основных личностных черт у мужчин в большей степени выражены:

а) агрессивность

б) мотив достижения

в) социальная ориентация

г) эмоциональная стабильность

22. Стадии родительства (Галински)

а) стадия формирования образа

б) стадия вскармливания

в) стадия рождения

г) стадия авторитета

д) стадия роста

е) интерпретативная стадия

ж) стадия взаимозависимости

з) стадия расставания

23. Кто из зарубежных психологов ввел термин «самоактуализация»

а) К. Роджерс

б) 3. Фрейд

в) А. Маслоу

24. Кризис взрослости способствует:

а) самопознанию

б) саморазвитию

в) самосовершенствованию

г) качественным новообразованиям в психике

д) старению

25. Гражданская и личностная зрелость . от физического развития человека:

а) зависит

б) не зависит

26. Гражданская и личностная зрелость . от общественно — экономического устройства социума, национальных особенностей традиций:

а) зависит

б) не зависит

27. возникает, когда по тем или иным причинам в субъективной картине жизненного пути слабо представлены реализованные связи событий жизни:

а) кризис нереализованности

б) кризис бесперспективности

в) кризис опустошенности

28. Наука о зрелости, вершинах человеческой деятельности:

а) онтопсихология

б) геронтопсихология

в) акмеология

29. Психодиагностическая и психопрогностическая оценка личности и организма человека по взаимодействию его профессиональных способностей и социальных условий деятельности:

а) трудоспособность'

б) работоспособности

в) профессиональная пригодность

30. Молодость охватывает период жизни:

а) от 20−23 лет до 30 лет

б) от 30 лет до 45 лет

в) от 35 до 45 лет

31. Социологические исследования показывают, что люди не создавшие семьи до 18−30 лет, в дальнейшем, как правило, :

а) более удачно выстраивают семейные отношения

б) этого сделать уже не в состоянии

в) вступают в брак только по расчету

32. Кризис 30 лет нередко называют:

а) кризисом смысла жизни

б) конфликтом «отцов и детей»

в) периодом опустошенности

33. В зрелости главным сторонами жизни являются:

а) профессиональная деятельность

б) учебно-профессиональная деятельность

в) семейные отношения

г) общественно-полезный труд

34. Э. Эриксон считает основной проблемой зрелости:

а) выбор между продуктивностью и инертностью

б) формирование идентичности

в) самоактуализация

г) нахождение баланса между добром и злом

35. Летчики-испытатели, профессиональные спортсмены, артисты балета и т. д. достигают своего «акмэ»…:

а) в самом конце периода зрелости

б) в самом начале периода зрелости

в) в период юности

36. Наличие пика профессиональной, в том числе творческой продуктивности для большинства профессий:

а) не обязательно и определяется индивидуальными особенностями человека

б) обязательно и не определяется индивидуальными особенностями человека

в) обязательно и определяется индивидуальными особенностями человека

37. Обусловленная любовь способствует развитию у детей:

а)неуверенности

б) тревожности

в) чувства неполноценности

г) формированию неадекватной самооценки

д) самостоятельности

е) ответственности

38. Биологический возраст человека сильно отличается от паспортного:

а) может

б) не может

39. В зрелости психологический возраст в гораздо большей степени зависит:

а) от индивидуальных особенностей человека

б) от направленности его личности

в) специфики жизненных целей и их реализации

г) от физической нагрузки

д) от особенностей общения

40. В зрелости возможны следующие варианты соотношения психологического возраста с хронологическим:

а) адекватность

б) отставание

в) опережение

г) нельзя соотнести

41. Опережение психологическим возрастом хронологического в зрелости обычно означает:

а) преждевременное старение

б) длительные годы жизни

в) снижение трудоспособности

42. Овладение профессией, высокое мастерство и продуктивность приводят к важному для личностного развития:

а) чувству профессиональной компетентности

б) фрустрации

в) комплексу неполноценности

г) чувство удовлетворенности

43. Центральным новообразованием зрелости является:

а) продуктивность

б) креативность

в) трудоспособность

44. Зрелость — самый , период в жизни человека, когда он должен раскрыть свой потенциал, реализовать себя во всех сферах, исполнить свое предназначение:

а) короткий

б) длительный

в) средний

45. По мнению Е.Е. Сапоговой, во взрослости можно отметить следующие новые личностные характеристики:

а) умение брать на себя ответственность

б) стремление к власти и организаторские способности

в) способность к эмоциональной и интеллектуальной поддержке других

г) склонность к философским обобщениям

д) формирование индивидуального жизненного стиля

е) стабилизация системы социальных ролей

ж) стремление к получению образования

з) эмоциональная импульсивность

46. Исследователи видят причину кризиса взрослости:

а) в осознании человеком расхождения между своими мечтами, жизненными планами и ходом из осуществления

б) в убывании физических сил

в) в ригидности

47. Состояние зрелости у человека неожиданно и сразу:

а) не появляется

б) появляется

48. По мнению Э. Эриксона, кризис середины жизни связан:

а) с низкой самооценкой, чувством профессиональной компетентности

б) с рефлексией, анализом достижений и ошибок, допущенных в прошлом, а также с оценкой своих возможностей самореализоваться в остающийся отрезок времени

в) с синдромом «опустошенного гнезда»

49. Желание человека повлиять на следующее поколение через практический или теоретический вклад в развитие общества — это:

а) идентификация

б) генеративность

в) константность

г) ригидность

50. В современной отечественной психологической литературе в качестве синонима понятия «зрелость» употребляется понятие:

а) «взрослость»

б) «старость»

в) «молодость»

51. Сохранение в психике и поведении взрослого человека особенностей, присущих детскому возрасту — это:

а) инфантилизация

б) олигофрения

в) креативность

52. Женщины , чем мужчины, реагируют на физическое старение:

а) слабее

б) сильнее

53. Период в семейном цикле, который наступает после того, как младший из детей покидает родительский дом:

а) феномен «кукушки»;

б) феномен «опустевшего гнезда»

в) феномен «опустошенности»

54. Эмоциональное истощение, которое наступает у людей среднего возраста, занятых в сфере оказания помощи другим людям — это:

а) синдром эмоционального сгорания

б) критерий профессионального роста

в) необходимое условие для личностного роста

55. Несвоевременность, отклонение во времени — это:

а) толерантность

б) гетерохрония

в) гомеостаз

56. Физическое и психологическое чувство разобщенности и социальной изоляции личности — :

а) одиночество

б) интимность

в) психопатия

Психологические особенности старости

1. Найти соответствие

Старик-негативист Человек, отрицающий у себя какие-либо признаки

старости и дряхлости
Старик-интровертироваппый Человек, остро переживающий старение, живущий

воспоминаниями о прошлом

2. По мнению Э. Эриксона основным новообразованием старости является:

а) одиночество;

б) самоактуализация;

в) мудрость.

3. В. Генри делит старых людей на три группы в зависимости от количества имеющейся у них:

а) мудрости;

б) толерантности;

в) психической энергии.

4. Биологи рассматривают старение как процесс, протекающий в течение постнатальной жизни организма

и сопровождающийся столь же закономерными изменениями на биохимическом, клеточном, тканевом, физиологическом и системных уровнях:

а) закономерный;

б) спонтанный.

в) целенаправленный

5. Наука о старении, старости и долголетии человека:

а) геронтогенез;

б) геронтология;

в) геронтопсихология.

6. Наука, изучающая процессы и явления, связанные со старением организма, а также психологические аспекты старости:

а) геронтогенез;

б) геронтология;

в) геронтопсихология

7. При исследовании памяти у лиц в возрасте 70−90 лет обнаружилось, что лучше всего сохраняется память:

а) образная;

б) смысловая;

в) логическая.

8. По-гречески «геронтос»:

а) мудрец;

б) старик;

в) умный человек.

9. Древнеримский врач и ученый Гален ввел понятиекак феномена старости, проявляющегося в потере теплоты и влажности тканей и нарастающей сухости человеческого тела:

а) «гомеостаза»;

б) «темперамента»;

в) «дискразии».

10. Гален и его последователи отводили главную роль в профилактике старости:

а) диете и питанию;

б) физическим нагрузкам;

в) эмоциональной стабильности.

11. С именем английского философа и ученого XYT векасвязано новое направление в развитии

геронтологии как науки:

а) И. Фишера;

б) И. Канта;

в) Ф. Бэкона.

12. Основоположником советской геронтологии считают:

а) А.А. Богомольца;

б) С.П. Боткина;

в) И.И. Мечникова

13. Закономерные возрастные изменения организма называют:

а) фагоцитозом;

б) гомеостазом;

в) условным рефлексом.

14. Семья, в которой три поколения, не живущие под одной крышей, поддерживают тесные контакты при сохранении автономии — это:

а) модифицированная широкая семья;

б) нуклеарная семья;

в) супружеская семья.

15. Д.Б. Бромлей выделяет следующие типы приспособления личности к старости:

а) конструктивное

б) отношение зависимости;

в) оборонительное;

г) тревожное;

д) отношение враждебности к окружающим;

е) отношение враждебности человека к самому себе;

ж) фрустрированное.

16. Враждебные чувства по отношению к старым людям:

а) геронтофобия;

б) геронтология;

в) генеративность.

17. Особое почитание стариков, представление им исключительных привилегий:

а) геронтофобия;

б) геронтология;

в) геронтофилия.

18. Нашу цивилизацию, по мнению большинства ученых, занимающихся различными аспектами старости, можно назвать:

а) геронтофилической;

б) геронтофобической.

19. Американские психологи выделяют следующие варианты старения:

а) регрессия;

б) бегство;

в) добровольная изоляция;

г) стремление вызвать к себе интерес у окружающих;

д) попытка включиться в жизнь общества;

е) депрессия

ж) конструктивизм

20. Возвращение к прошлым формам поведения, проявляющегося в форме «детского» требования помощи в повседневной жизни, независимо от состояния здоровья — это:

а) регрессия;

б) отрицание;

в) вытеснение.

21. Право человека выбрать смерть, отказавшись от длительного, не приносящего облегчения лечения:

а) автономность;

б) эвтаназия;

в) изоляция.

22. В России эвтаназия юридическую силу:

а) имеет;

б) не имеет.

23. представляют собой застревание в сознании какой-нибудь одной мысли или представления с неоднократным и монотонным их повторением в ответ на вновь задаваемые вопросы, которые уже не имеют к первоначальным никакого отношения:

а) резонерство;

б) персеверации.

24. Ускоренное профессиональное старение есть результат:

а) интенсификация производства;

б) повышение требований к психофизическим возможностям организма;

в) нарастающего несоответствия функций стареющего организма требованиям профессиональной деятельности и условиям ее выполнения;

г) закономерный процесс

д) отсутствие интенсивных нагрузок

25. Установлено, что экономическая эффективность пожилых трудящихся в 2,6 раза , чем у работников в возрасте 30−39 лет:

а) выше;

б) ниже.

26. К. Виктор выделяет следующие факторы, которые влияют на субъективный возраст:

а) проблемы здоровья, наличие хронической или смертельной болезни;

б) принудительное увольнение с работы;

в) физическая и умственная деградация;

г) ограниченная физическая активность

д) свертывание социальных контактов;

е) болезнь или смерть супруга (супруги);

ж) количество детей

з) наличие отдельного жилья

27.В группе работников умственного труда у лиц, занятых трудом более напряженным, социально обусловленные мотивы продолжения профессиональной деятельности встречаются…, чем у лиц, занятых трудом умеренной напряженности:

а) реже;

б) чаще.

28.В целом выход па пенсию переносится женщинами, чем мужчинами:

а) легче;

б) труднее.

29. В поздней зрелости появляется:

а) кризис ухода па пенсию;

б) кризис смысла жизни.

30. В какой теории высказывается предположение, что нечто подобное таймеру помещается в гипоталамусе, а также в гипофизе. Вскоре после наступления пубертата гипофиз выделяет гормон, вызывающий начало процесса старения, который будет протекать с запрограммированной скоростью:

а) стохастической теории старения;

б) теории «заведенных часов»;

в) теории генетически запрограммированного старения.

31. Дефектность познания, прогрессирующая амнезия и изменения личности, которые часто связываются со старческим возрастом и могут вызываться множеством причин — прямых и косвенных:

а) деменция;

б) задержка психического развития;

в) олигофрения.

32. Вызывающее слабоумие заболевание, при котором происходит прогрессирующее разрушение клеток головного мозга:

а) мутация;

б) синдром Дауна;

в) болезнь Альцгеймера.

33. Кюбле Росс выделила в процессе приспособления к мысли о смерти 5 стадий:

а) отрицание;

б) гнев;

в) вытеснение;

г) торг

д) депрессию;

е) принятие;

ж) альтруизм.

34. На стадиичеловек отказывается признать возможность своей смерти и занимается поисками

других, более обнадеживающих мнений и диагнозов:

а) отрицания;

б) принятие;

в) гнева.

35. Система услуг, включая госпитализацию, для смертельно больных, позволяющая им прожить свои последние дни как можно более независимо и безболезненно:

а) реабилитация;

б) госпиталь;

в) хоспис.

36. В поздней зрелости адекватность психологического возраста, и в особенности сохранения чувства молодости… с личностным ростом:

а) сочетается;

б) не сочетается.

37. Интенсивное развитие личности, стремление к самосовершенствованию и самореализации

на любом возрастном этапе:

а) возможны;

б) не возможны.

38. Пожилые люди

а) обладают лучшей, чем у молодых памятью на давние события;

б) сохраняют способность очень легко организовывать запоминаемый материал;

в) легче узнают что-то, чем вспоминают;

г) хорошо запоминают цифровой материал

д) лучше вспоминают стихи, чем цифры

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector