Физиологической основой визуализации является создание нейронных структур в головном мозге и укрепление нервных связей. Этот же механизм проявляется и при фактическом выполнении какого-либо движения или упражнения. Визуализация позволяет установить эти нервные связи без непосредственного выполнения движений и в конечном итоге позволяет спортсмену приобрести необходимые навыки (Портер).
Существуют многочисленные теории, но в спортивной психологии отсутствует единая теория, которая полностью объясняет эффективность использования построения психических образов. Ранняя теория была предложена в 1894 году английским психологом Карпентером. Его теория называется психо-нейро-мышечная теория (psychoneuromusculartheory).Согласно этой теории, создание психических образов вызывает нейромускульные ответы в мышцы, подобные тем же, что и при выполнении реальных движений. То есть механизм воздействия идеомоторной тренировки выражается в том, что за счет использования мышечного потенциала происходит неосознанная и невидимая иннервация мышц, импульсная структура которой соответствует ощущаемым, представляемым или воображаемым движениям.
Другая известная теория — теория символического обучения. Данная теория гласит о том, что эффективность обучения зависит от качества и яркости созданных в центральной нервной системе психических образов. Таким образом, обучение происходит при поступлении в головной мозг как система кодирования, что позволяет спортсмену укрепить нейронные связи и в последствии движения и действия довести до автоматизма.
Биоинформационная теория была разработана Питером Лангом. Объяснение этой теории исходит из того, что визуализация включает в себя активацию закодированной системы стимулов и реакций, которые сохраняются в долгосрочной памяти. В последних исследованиях (Тэйлор, 1995) основное внимание уделялось эффективности создания психических образов в качестве важного саморегулирования навыков (например, умение ставить цели, планировать и решать проблемы, регулировать возбуждение и конкурентоспособной тревоги, эффективно управлять эмоциями).
Для достижения успеха необходимо как можно ярче, подробно и реалистично представить движения. При яркости и реалистичности образов, центральная нервная система спортсмена готова к конкуренции и становится запрограммирована на успех.
Теория функц. систем Анохина
... системы, создавал упорядоченность в системе и был бы изоморфным для многих систем, позволяя использовать систему как единицу анализа в разных ситуациях. Результат – системообразующий фактор В ... рез-та действия определяется самой выполняемой функцией. Другой пример, при выполнении сложных движений такой акцептор образуется в корковом отделе двигательного анализатора. Функциональные системы лежат в ...
И подробнее:
Психонейромышечная теория (программирование мышц к действию)
Автором психонейромышечной теории является Карпентер (Carpenter, 1894), который предложил идеомоторный принцип представлений. В соответствии с этим принципом представления облегчают усвоение двигательных умений и навыков ввиду самой сущности структур нервно-мышечной деятельности, активизируемой в процессе представления. Другими словами, четко представляемые действия иннервируют мышцы подобно иннервации, осуществляемой при действительном выполнении движения. Эти нервно-мышечные импульсы идентичны (однако меньше по величине) импульсам, которые образуются при действительном выполнении действий (хотя они могут быть настолько небольшими, что не производят движения).
Следовательно, мышечная активность хотя и снижена во время представлений, тем не менее она является зеркальным образом структуры действительного действия.
Это явление впервые получило научное подтверждение благодаря исследованию Эдмунда Джэкобсона (EdmundJackobson,
1931), который обнаружил, что мысленно представляемое сгибающее движение руки приводило к незначительному сокращению мышц-сгибателей руки. В исследовании горнолыжников Суинн (Suinn, 1972, 1976) наблюдал за электрической активностью мышц ног в момент мысленного представления прохождения трассы и обнаружил изменения мышечной активности. Любопытно, что более высокие показатели мышечной активности отмечались тогда, когда испытуемые мысленно представляли прохождение наиболее сложных участков трассы. В реальных условиях мышечная активность на этих участках более значительная (см. также исследования Hale, 1982; Harris, Robinson, 1986).
Вы можете запрограммировать мышцы на выполнение удара в гольфе, отрабатывая движение и представляя идеальное выполнение.
Когда вы четко представляете выполнение движения, вы используете те же самые нервные проводящие пути, которые используются при действительном выполнении движения. Представим, что вы пытаетесь отработать удар в гольфе. Ваша задача добиться четкого, плавного выполнения удара. Для достижения поставленной цели вы берете мячи и отрабатывайте выполнение удара, стараясь довести его до автоматизма. В сущности, вы укрепляете нервные проводящие пути, которые контролируют мышцы, участвующие в выполнении удара. Вы также можете укрепить эти же нервные проводящие пути, представляя выполнение искусного удара. Благодаря мысленным представлениям ваше тело «верит», что вы действительно выполняете удар, хотя в действительности вы программируете свои мышцы на действие и готовите свое тело к выполнению деятельности.
Теория символического усвоения (понимание структур движения)
Секкетт (Sackett, 1934) выдвинул предположение, что представления могут помогать спортсменам понимать свои движения.
Согласно его теории символического усвоения, представления могут выступать в роли кодирующей системы, которая помогает людям понимать и усваивать структуры движения. То есть один из способов усвоения умений и навыков — это ознакомление с тем, что необходимо сделать, чтобы правильно выполнить умение или навык. При создании двигательной программы в центральной нервной системе формируется проект успешного выполнения движения.
2 стр., 819 слов
Какими навыками, умениями и качествами надо обладать, чтобы овладеть ...
... Какими навыками, умениями и качествами надо обладать, чтобы овладеть этой деятельностью. Навык – способ выполнения действий, ставший в результате упражнений автоматизированным. (Моторные – на движения, сенсорные – на ... события; 3) социально обусловленный выбор, когда профессия выбирается в связи с представлениями о долге, миссии, призвании или обязательствами перед людьми; 4) осознанный ...
Например, если в парных матчах теннисистов спортсмен знает, как его партнер будет реагировать на определенный удар соперников, то он сможет лучше спланировать свои собственные действия. Волейболист же должен знать расположение игроков команды защищающихся, чтобы решить, в какое место направить мяч.
Тщательно проанализировав более 60 опубликованных исследований, Фельц и Лендерс (Feltz, Landers, 1983) пришли к выводу, что испытуемые, использовавшие представления или некоторые другие формы психологической подготовки, лучше выполняли задания в основном когнитивного (психического) характера. Например, поднятие штанги или удар по воротам в футболе представляют собой задания в основном моторного характера, тогда как игра в шахматы или принятие решения, кому направить мяч — в основном когнитивного характера. Это исследование, таким образом, подтвердило теорию символического усвоения.
Поскольку большинство спортивных навыков и умений включают в себя как моторный (двигательный), так и когнитивный компонент, следовательно, использование представлений будет эффективным для совершенствования множества умений и навыков.
Гипотеза психологических умений и навыков
Не так давно спортивными психологами была высказана мысль, что представления могут способствовать развитию и совершенствованию психологических умений и навыков. Например, представления могут улучшать концентрацию внимания, снижать уровень тревожности и повышать уверенность. Все это — важные психологические умения и навыки, способствующие максимализации уровня спортивных достижений. Представления — удобное и эффективное средство тренировки и усвоения множества психологических умений и навыков. Например, различные методы психологического вмешательства, в частности, метод снятия стресса, применяют в качестве основного компонента представления. Люди представляют себя успешно справляющимися со стрессом в различных критических ситуациях.
Игрок в гольф, к примеру, может представить себя стоящим в
10 футах от лунки: если он загонит мяч в лунку, то выиграет турнир. В прошлом он испытывал чувство тревожности и напряжения и промахивался. Сейчас игрок представляет себя выполняющим глубокий вдох, расслабляющим мышцы и точно вгоняющим мяч в лунку.
Согласно различным теориям представления действуют путем активизации мышц, образования психологического
проекта или улучшения других психологических умений и навыков.