И на основе формируемых при этом психических образов целесообразно регулировать

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

(По темам: «Предмет психологии», «Методы психологии», «Развитие психики в филогенезе и

возникновение сознания», «Основные направления современной психологии»)

1. Психическое отражение:

А) является точной копией окружающей действительности; В) представляет фотографию

воздействующей окружающей среды;

Б) носит избирательный характер; Г) не зависит от условий отражения.

2. По А.Н. Леонтьеву, критерием появления зачатков психики у живых организмов является:

А) способность к поисковому поведению В) способность к гибкому приспособлению к среде

Б) наличие чувствительности Г) умение проигрывать действия во внутреннем плане

3. Становление и тренировка инстинктивных действий животного в ходе его индивидуального

развития:

а) облигаторное научение б) факультативное научение

в) латентное научение г) все ответы верны

4. Свойство человеческого мозга, высшая форма отражения действительности, продукт

общественного развития:

а) психика б) сознание в) мышление г) все ответы верны

5. Направление в психологии, представителями которого являются К.Роджерс, А.Маслоу:

а) психоанализ б) бихевиоризм в) гуманистическая психология г) гештальт-психология

6. Психология как самостоятельная наука оформилась:

А) в 40-ых годах XIX в.; Б) в 80-ых годах XIX в.; В) в 90-ых годах XIX в.; Г) в начале XX в.;

7. Признание психологии как самостоятельной науки было связано:

А) с созданием специальных научно-исследовательских учреждений

В) с развитием метода наблюдения

Б) с развитием метода интроспекции

Г) с выходом трактата Аристотеля «О душе»

8. Понятие высших психических функций ввел в научный оборот:

А) Л.С.Выготский В) А.Р.Лурия

Б) А.Н.Леонтьев Г) П.Я.Гальперин

9. Отечественная психологическая школа:

А) выросла из культурно-исторической концепции развития психики

В) отвергает детерминистский характер психики

Б) основана на изучении приемлемых форм поведения

Г) выросла на идеях единства бессознательного и сознательного

10. Автором концепции уровней построения движений является:

А) Н.А.Бернштейн Б) И.П.Павлов В) И.М.Семенов Г) А.Р.Лурия

11. К психическим процессам не относится:

А) воля

В) характер

Б) память

Г) воображение

12. Нейродинамическая модель результата предстоящего действия, представленная в ЦНС, —

21 стр., 10094 слов

1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей ...

... психической активности : темперамента, характера, восприятия, мышления, памяти, ощущения, эмоций, мотивации. Педагогическая психология - это отрасль психологии, изучающая закономерности развития человека в условиях обучения ... информации на основании ответов на специально подготовленные вопросы. 3.Понятие о психике. Развитие уровней и форм отражения в филогенезе и онтогенезе.  Психика - ...

это:

А) эффектор Б) акцептор действия91

В) анализатор Г) обратная связь

13. Метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность

испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения конкретных психологических

явлений:

а) тестирование б) наблюдение

в) эксперимент г) анализ продуктов деятельности

14. Согласно идеалистическим представлениям психика—это:

А) неотъемлемое свойство материи;

В) функция мозга;

Б) свойство мозга, отражение объективной реальности;

Г) образ бесплотной сущности.

15. Психика по отношению к своему носителю не выполняет функцию:

А) отражения объектов экстрапсихической реальности

В) трансформации и прогнозирования внешних воздействий

Б) аккумулирования опыта жизнедеятельности

Г) регуляции вегетативных изменений

16. По А.Н.Леонтьеву, для организма, обладающего психикой, характерен новый вид

активности – поведение, основанное на…

а) раздражимости

б) чувствительности

в) все ответы верны

17. У низших животных наблюдаются очень примитивные формы поведения, известные под

названием:

а) таксисов б) импринтинга в) рефлексов г) инстинктов

18. Свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную действительность

и на основе формируемых при этом психических образов целесообразно регулировать

деятельность человека и его поведение называется…

а) психика б) сознание в) мышление г) все ответы верны

19. Направление в психологии, представителя которого являются Р. Скиннер, Дж. Уотсон:

а) психоанализ б) бихевиоризм

в) гуманистическая психология г) гештальтпсихология

20. Первая психологическая лаборатория была создана:

А) Вундтом

В) для изучения элементов сознания

Б) в 1879 году

Г) все ответы верны

21. Первый собственно психологический труд принадлежит:

А) Гераклиту

В) Аристотелю

Б) Платону

Г) нет верного ответа

22. Изучением высших психических функций занимался:

А) С.Л. Рубинштейн

В) А.Р. Лурия

Б) А.Н. Леонтьев

Г) П.Я. Гальперин92

23. Управление и регулирование поступающей в управляющий орган информации о

результатах действий, с учетом которой исполнительным органом формируются последующие

команды, осуществляет:

А) эффектор

В) анализатор

Б) акцептор действия

Г) обратная связь

24. К основным методам психологии не относится:

а) анкетирование б) измерение в) эксперимент г) наблюдение

25. Приведите в соответствие:

1 восприятие

а. психические состояния

2 темперамент

3 память

4 мышление

б. психические процессы

5 утомление

6 восторг

7 характер

в. психические свойства

8 внимание

9 способности

Тестовый контроль знаний (Тема: темперамент, характер, способности)

1.В темпераменте личность проявляется со стороны ее:

А) содержания Б) личностно-смысловых аспектов

В) динамических свойств Г) неизменных свойств

7 стр., 3328 слов

Темперамент и способности

... дается и психологическая характеристика различных видов темперамента и их проявлений. Сангвиник. Пониженная сензитивность. Высокая реактивность и высокая активность, уравновешенность. Пластичность, экстравертированность. Повышенная эмоциональная ... нервных клеток и в целом нервной системы. Под силой возбуждения понимается способность нервных клеток и центров коры головного мозга к замыканию связей ...

2.Психологическое описание портретов различных темпераментов впервые дал:

А) Гиппократ Б) И.Кант В) Гален Г) Платон

3. Физиологическая ветвь учения о темпераменте начинается с:

А) Демокрита Б) Гиппократа В) Платона Г) Галена

4. Теория У.Шелдона относится к теориям темперамента:

А) гуморальным Б) нейродинамическим В) конституциональным Г) поведенческим

5.Одним из авторов конституциональной теории темперамента является:

А) И.П.Павлов Б) Дж.Гилфорд В) Э.Кречмер Г) Л.Терстон

6.Слово темперамент И.П.Павлов заменил на:

А) генотип Б) социотип В) фенотип Г) биотип

7. У.Шелдон не выделял такой тип темперамента как:

А) висцеротонический Б) церебротонический В) соматотонический Г) мезоморфный93

8. К темпераменту следует относить только динамические характеристики психики, которые

выражаются в «импульсивности» и «впечатлительности», согласно:

А) С.Л.Рубинштейн Б) В.Д.Небылицын В) Б.М.Теплов Г) Л.С.Выготский

9. Три таких ведущих компонента темперамента, как общая психическая активность,

моторика и эмоциональность, предложил выделить:

А) С.Л.Рубинштейн Б) В.Д.Небылицын В) Б.М.Теплов Г) А.Н.Леонтьев

10.Физиологические основы темперамента изучал:

А) У.Шелдон Б) И.П.Павлов В) Э.Кречмер Г) Дж.Гилфорд

11.По И.П.Павлову, классификация типов нервной системы должна быть основана на учете

параметров:

А) силы НС Б) соотношения жидкостей в организме

В) активности Г) особенностей строения тела

12.Высокая степень работоспособности, умение спокойно находить выход в трудных ситуациях

выявляют такие показатели нервной системы, как:

А) сила НС

Б) подвижность нервных процессов

В) уравновешенность нервных процессов

Г) динамичность нервных процессов

13.Реакция на наименьшую силу внешнего воздействия является показателем:

А) сензитивности Б) активности В) реактивности Г) пластичности и ригидности

14.Низким уровнем психической активности, замедленностью движений, быстрой

утомляемостью, высокой эмоциональной сензитивностью, преобладанием отрицательных

эмоций над положительными характеризуется:

А) сангвиник Б) флегматик В) холерик Г) меланхолик

15.Темперамент это:

А) индивидная характеристика человека

Б) совокупность динамических характеристик психической деятельности

В) генотип

Г) все ответы верны

16.Определите тип темперамента по следующим свойствам нервной системы — сильный,

уравновешенный, инертный:

А) сангвиник Б) флегматик В) холерик Г) меланхолик

17.К сферам проявления темперамента относятся:

А) общая активность человека Б) моторная сфера

В) эмоциональность Г) все ответы верны

18.Совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и

проявляющаяся в деятельности и общении, — это:

А) темперамент Б) способности В) характер Г) задатки

19.В характере личность проявляется в большей степени со стороны:

А) содержательной Б) процессуальной В) динамической Г) структурной

20.Аккуратность, бережливость, щедрость – это: 94

А) черты, характеризующие отношение к вещам

12 стр., 5739 слов

Влияние темперамента на деятельность и поведение человека

... человека. Он выделяет в темпераменте общую активность и эмоциональность, которые в качестве необходимых компонентов включаются в более высокоорганизованные психические структуры, первая - преимущественно в общие способности ... процессе выполнения деятельности. Противоположностью является утомляемость. 9. Интроверсия (субъективация) - преимущественная опосредованность деятельности особенностями ...

Б) система отношений человека к самому себе

В) черты, проявляющиеся по отношению к другим

Г) черты, проявляющиеся в деятельности

21.Такие черты личности, как скромность и самокритичность, эгоизм, характеризуют

отношений личности к:

А) людям Б) общественной и личной ответственности В) деятельности Г) себе

22.Целостность по отношению к характеру является его:

А) типом Б) качеством В) чертой Г) акцентуацией

23.Сила по отношению к характеру является его:

А) типом Б) качеством В) чертой Г) акцентуацией

24.Акцентуациями являются такие варианты развития характера, которым не

свойственна(о):

А) повышенная ранимость

Б) нарушение потребностно-мотивационной сферы в форме доминирования амбивалентных

состояний

В) снижение способности к социальной адаптации

Г) повышение способности к социальной адаптации

25.Акцентуированные характеры отличаются от психопатии по критериям:

А) Ганнушкина-Кербикова Б) К.Леонгард В) А.Е.Личко Г) Б.В.Зейгарник

26.Акцентуация-это:

А) крайняя форма нормы характера Б) патология характера В) норма характера

27.Высший уровень развития способностей называется:

А) одаренностью Б) талантом В) гениальностью Г) задатками

28.Высокая степень проявления способностей личности в определенной сфере

жизнедеятельности называется:

А) одаренностью Б) талантом В) гениальностью Г) задатками

29.Развитие способностей сводится к накоплению «опыта», овладению знаниями, умениями и

навыками, по мнению:

А) К.К.Платонова Б) С.Л.Рубинштейна В) В.Д.Шадрикова Г)

Д.Б.Эльконина

30.Наследственность способностей, исходя из эволюционной теории Ч.Дарвина, открыл:

А) Дж.Гилфорд Б) Ф.Гальтон В) Ф.Галль Г) К.Гельвеций

31.То, что способности биологически обусловлены, зависят от унаследованного фонда, а

обучение и воспитание могут лишь изменить скорость их проявления, считал:

А) Платон Б) Ф.Гальтон В) Ф.Галль Г) К.Гельвеций

32.Автором концепции «выращивания» одаренных детей является:

А) Ф.Галль Б) У.Эшби В) Ф.Гальтон Г) К.Гельвеций

33.То, что посредством воспитания можно сформировать гениальность, полагал:

А) Ф.Галль Б) У.Эшби В) Ф.Гальтон Г) К.Гельвеций

34.Автором «теории интеллектуального порога» является: 95

А) Е.Торренс Б) Л.Терстон В) К.Спирмен Г) Дж.Гилфорд

35.Способности определяются как…

А) индивидуально-психологические особенности человека

Б) особенности несводимые к знаниям, умениям, навыкам

В) индивидуальные особенности, имеющие отношение к успешности выполнения одной или многих

видов деятельности

Г) все ответы верны

36.В семье Бахов было 60 музыкантов, из них более 20 выдающихся. Это свидетельствует о:

А) биологической наследственности способностей

Б) социальной наследственности способностей

В) все ответы верны

37.Сензитивные периоды — это такие периоды развития, во время которых:

4 стр., 1782 слов

Взаимовлияние профессиональной педагогической деятельности и личности учителя

... деятельности на личность учителя. Подобное влияние проявляется в формировании таких качеств, как догматическая приверженность общепринятым правилам и инструкциям, ригидность установок , внутренняя неуверенность, снижение творческих способностей, ... явными и неявными) о предмете деятельности, отношением администрации к учителям – стремлением ... могут инициировать поиск учителями ответов на вопросы: «Что со ...

А) научение затруднено

Б) организм достигает зрелости

В) организм более восприимчив к тому или иному научению

Г) созревание осуществляется быстрее всего

38.Сенсорный голод – это:

А) своеобразные переживания человека, возникающие в результате недостатка притока

раздражителей первой сигнальной системы

В) своеобразные переживания человека, возникающие в результате неудовлетворения двигательной

потребности

Б) переживания человеком недостатка положительных эмоций

Тестовый контроль знаний (Тема: деятельностный подход в психологии)

1. Положение о единстве сознания и деятельности впервые выдвинул:

А) С.Л.Рубинштейн В) Г.А.Ковалев Б) А.Н.Леонтьев Г) Л.С.Выготский

2. Согласно А.Н.Леонтьеву среди таких понятий, как активность, труд, трудовые действия,

деятельность, логически наиболее широким понятием является:

А) активность Б) труд

В) трудовое действие Г) деятельность

3. Термин «ориентировочная основа действия» в научный язык ввел:

А) А.Н.Леонтьев Б) С.Л.Рубинштейн

В) Л.С.Выготский Г) П.Я.Гальперин

4. Осознаваемый результат, на достижение которого направлено поведение называется:

а) потребностью; б) мотивом; в) целью; г) задачей.

5. В теории деятельности выявлен механизм образования мотивов, названный механизмом:

А) сдвига мотива на цель

Б) сдвига цели на условие

В) сдвига цели на мотив

Г) сдвига условия на цель

6. Автором концепции уровней построения движений является:

А) Н.А.Бернштейн Б) И.П.Павлов В) И.М.Семенов Г) А.Р.Лурия96

7. По С.Л.Рубинштейну, единицей анализа поведения является:

А) действие Б) операция В) поступок Г) умение

8. Способ выполнения действий, ставший в результате упражнений автоматизированным,

называется:

А) умением Б) привычкой В) навыком Г) операцией

9. Процесс перехода от внутреннего (идеального) плана деятельности к ее внешнему

предметному выражению называется:

А) интериоризацией Б) экстериоризацией В) интерференцией Г) интеракцией

10. Деятельностный подход в психологии не включает в себя требования принципа:

А) единства психики и деятельности

В) единства строения внутренней и внешней деятельности

Б) деятельностного опосредования межличностных отношений

Г) воспроизведения в онтогенезе психики основных этапов культурно-исторического развития

человека

11. Согласно С.Л.Рубинштейну среди таких понятий, как активность, труд, трудовые действия,

деятельность, логически наиболее широким понятием является:

А) активность Б) труд В) трудовое действие Г) деятельность

12. По А.Н.Леонтьеву элементом структуры деятельности выступает:

А) поведение Б) жест, мимика В) действие Г) активность

13. Процесс перехода от внешней предметной деятельности к ее внутреннему (идеальному)

плану называется:

А) интериоризацией Б) экстериоризацией В) интерференцией Г) интеракцией

14. По А.Н. Леонтьеву, при сдвиге мотива на цель действие:

А) становится самостоятельной деятельностью

В) превращается в ведущую деятельность

Б) остается единицей деятельности

11 стр., 5225 слов

Философия личности человека

... личность является человеком, но не каждый человек является личностью. А что же такое личность? Кто мы? Обычные люди или, может быть, личности? Поэтому цель данной работы – понять сущность, предназначение человека и его личности. ... существо им называется, все могут видеть человека, и ещё никто не перепутал человека с ... время, «что есть человек?». Именно философия должна дать ответ на этот вопрос. На ...

Г) автоматизируется

15. Приведите в соответствие (согласно психологической теории деятельности)

1.потребность а) 5-тилетнее пребывание в ВУЗе

2. мотив б) изучение отдельных дисциплин

3.деятельность в) получение диплома

4.цель г) обучение в университете

5.действие д) заработать деньги

6.условие е) жить

Тестовый контроль знаний (Тема: самосознание, направленность личности)

1. Самосознание можно определить как:

а) повышенное внимание к себе; б) уровень притязаний;

в) направленность личности; г) образ себя.

2. Первые теоретические разработки в области Я — концепции принадлежат:

а) В. Вундту; б) К. Роджерсу в) Л.С. Выготскому; г) У.Джемсу

3. Понятие «Я — концепция» зародилось в русле психологии:

а) гуманистической; б) когнитивной;

в) гештальтпсихологии г) культурно-исторической97

4. Самосознание как этап в развитии сознания, подготовленный развитием речи и

произвольных движений, исследовал:

а) В.М. Бехтерев; б) Л.С. Выготский; в) И.М. Сеченов; г) П.П. Блонский.

5. Сознание и самосознание возникают и развиваются параллельно, по мнению:

а) В.В. Столина; б) В.М. Бехтерева; в) И.М. Сеченова; г) В. Вундта.

6. По С.Л. Рубинштейну, самосознание:

а) предшествует развитию сознания;

б) является этапом в развитии сознания;

в) возникает одновременно с сознанием;

г) развивается одновременно с сознанием.

7. Первый уровень развития самосознания характеризуется осознанием:

а) биологических потребностей;

б) уровня притязаний;

в) значимых отношений;

г) социальных потребностей.

8. Психологическим механизмом самосознания выступает:

а) эмпатия; б) рефлексия; в) идентификация; г) атрибуция.

9. Оценка личностью себя, своих возможностей, личностных качеств и места в системе

межличностных отношений называется:

а) самооценкой;

б) самопрезентацией;

в) самовосприятием;

г) самоощущением.

10. Система сложившихся взглядов на окружающий мир и свое место в нем называется:

а) влиянием б) мировоззрением в) личностным смыслом г) потребностью

11. Компонентами установки не является сфера:

а) когнитивная б) аффективная в) поведенческая г) волевая

12. Система осознанных потребностей личности, побуждающих ее поступать в соответствии со

своими взглядами, причинами и мировоззрением предстает как:

а)убеждения; б) установка; в) мировоззрение; г) аттитюд.

13. Основанием классификации интересов на материальные, духовные и общественные является:

а) содержание; б) цель; в)устойчивость; г) уровень действенности.

14. Критерием классификации интересов на активные и пассивные выступает:

а) содержание; б) цель; в) устойчивость; г) уровень действенности.

15. Стремление личности к достижению целей той степени сложности, на которую она считает

себя способной, проявляется как:

а) установка; б) притязание в) мировоззрение; г) личностный смысл.

16. Субъективное отношение личности к явлениям объективной действительности называется:

а)установкой; б) мировоззрением;

в) личностным смыслом; г) направленностью.

17. Основной источник активности личности, внутреннее состояние нужды, выражающее

4 стр., 1536 слов

Письменная речь как вид речевой деятельности

... относиться к правописанию в процессе заучивания. Обучение письменной речи Письменная речь представляет собой специфический вид речевой деятельности: кодирование информации с учетом графического канала связи или ... этапе главное внимание уделяется орфографии и формируются навыки письменного оформления высказывания (ответы на вопросы, описания, небольшие рассказы и т.д.); в) на старшем этапе обучение ...

зависимость от условий существования,— это:

а) убеждение; б) установка; в) личностный смысл; г) потребность. 98

18. Специфическая познавательная направленность на предметы и явления окружающего мира

называется:

а) влечением; б) желанием; в) интересом; г) склонностью.

19. Мотивы, в которых потребности непосредственно не представлены в данной ситуации, но могут

быть созданы как результат деятельности, — это:

а) влечение; б) желание; в) интерес; г) стремление.

20. Неосознаваемое состояние готовности к определенной деятельности, с помощью которой

может быть удовлетворена потребность, называется:

а) влечением; б) установкой в) интересом; г) стремлением.

21. Высшая форма направленности личности — это:

а) влечение; б) желание; в) интерес; г) убеждение.

22. Понятие «установка» является синонимом понятия:

а) аттракция; б) аттитюд; в) атрибуция; г) атония.

23. Установки:

а) определяются только нашими мнениями и убеждениями;

б) являются результатом тех влияний, которым мы подвергаемся с детства;

в) с большим трудом изменяются после 20-го года жизни;

г) не применяются в течение жизни

Тестовые задания по теме «Ощущения и восприятие»

1. Ощущение – это:

а) отражение отдельных свойств предметов,

б) отражение действительности опосредованным путем при обязательном использовании речи,

в) отражение общих и существенных признаков, связей и отношений предметов и явлений,

г) отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей.

2. Часть анализатора, воспринимающая воздействия раздражителей и преобразующая их в

нервный процесс, называется:

а) рецептор,

б) эффектор,

в) афферентные нервы,

г) корковый отдел анализатора.

3. Ощущения, передающие сигналы о положении тела в пространстве и о состоянии мышечной

системы, называются:

а) интероцептивными,

б) проприоцептивными,

в) экстероцептивными,

г) субсенсорными.

4. К экстероцептивным ощущениям английский физиолог Ч.Шеррингтон отнес:

а) органические ощущения,

б) ощущения боли,

в) вкусовые ощущения,

г) все ответы неверны.

5. Нижний абсолютный порог – это:

а) величина раздражителя, прямо пропорциональная чувствительности данного анализатора,

б) минимальная интенсивность раздражителя, которая может вызвать едва заметное ощущение, 99

в) наименьшее различие между раздражителями, которое может быть воспринято в данных условиях,

г) максимальная интенсивность раздражителя, при которой он еще воспринимается в своей

модальности.

6. Ученый, положивший начало изучению абсолютных порогов ощущений:

а) В.Вундт,

б) У.Джемс,

в) Г.Фехнер,

г) С.Стивенс.

7. Изменения чувствительности анализаторов происходят в результате :

а) сенсорной адаптации,

б) взаимодействия ощущений,

в) сенсибилизации под влиянием упражнений,

г) все ответы верны.

8. Сенсорная адаптация проявляется в том, что:

а) мы перестаем замечать соприкосновение одежды с кожей,

б) в темной комнате чувствительность глаза со временем обостряется в 200000 раз,

9 стр., 4136 слов

Стереотипы и инерции мышления потребителя в деятельности дизайнера

... и определенный консерватизм в нашей деятельности, в том числе и в процессе мышления. Зачастую люди не отдают себе отчета в ... экономии усилий, характерного для повседневного человеческого мышления и выражающегося в том, что люди стремятся не реагировать каждый раз по- ... стали относиться как к чему-то заведомо ложному, неверному. Стереотип стал выступать синонимом ошибочной оценки или предвзятого ...

в) выходя из кинотеатра, мы сначала ослеплены ярким светом, затем начинаем видеть как обычно,

г) все ответы верны.

9. «Цветной слух» — это пример:

а) позитивной сенсорной адаптации,

б) сенсибилизации,

в) десенсибилизации,

г) синестезии.

10.Принципы организации элементов зрительного восприятия в целостную форму были

впервые выделены в рамках:

а) теории деятельности,

б) гештальтпсихологии,

в) когнитивной психологии,

г) психофизики.

11. Свойство восприятия, благодаря которому мы воспринимаем цвет белой рубашки как

«белый» в разных условиях освещенности, даже в сумерках, это:

а) константность,

б) предметность,

в) осмысленность,

г) обобщенность.

12. Под апперцепцией понимают:

а) зависимость восприятия от общего содержания нашей психической жизни,

б) зависимость восприятия от перцептивных действий,

в) зависимость восприятия от взаимодействия анализаторов,

г) все ответы неверны.

Тестовые задания по теме «Внимание»

1. Физиологической основой внимания является:

а) активизация мозга ретикулярной формацией,

б) ориентировочный рефлекс,

в) механизм доминанты,

г) все ответы верны. 100

2. С точки зрения Т. Рибо, внимание:

а) всегда связано с эмоциями и вызывается ими,

б) есть особая активная способность духа,

в) обусловлено увеличением местной раздражительности ЦНС,

г) есть результат апперцепции.

3. Автором теории, связывающей внимание с понятием установки, является:

а) А.А.Ухтомский,

б) П.Я.Гальперин,

в) Д.Н.Узнадзе,

г) Л.С.Выготский.

4. Произвольное внимание:

а) дано ребенку от рождения,

б) возникает в результате созревания организма,

б) формируется при общении ребенка со взрослыми,

г) все ответы неверны.

5. Непроизвольное внимание:

а) непосредственно связано с направленностью личности, ее интересами,

б) управляется сознательной целью,

в) связано с борьбой мотивов,

г) все ответы неверны.

6. Наиболее существенным условием устойчивости внимания является:

а) приложение волевых усилий,

б) возможность раскрывать в предмете, на котором оно сосредоточено, новые стороны и связи,

в) легкость и знакомость материала, на котором сосредоточено внимание,

г) привычные условия осуществления деятельности.

7. Распределение внимания заключается в том, что:

а) человек способен выполнять несколько видов деятельности одновременно,

б) человек способен сознательно перемещать внимание с одного вида деятельности на другой,

в) человек непроизвольно перемещает внимание с одного объекта на другой,

г) человек способен сосредотачивать внимание на одном объекте и отвлекать его от другого.

8. Послепроизвольное внимание характеризуется:

а) соответствием внешних раздражителей внутреннему состоянию человека,

б) приложением волевых усилий,

в) отсутствием интереса к процессу деятельности,

г) целенаправленным характером.

9. Ослабленность внимания связана с:

а) физическим или умственным утомлением,

б) ослабленностью организма вследствие заболевания,

29 стр., 14133 слов

Ответы на билеты по психологии развития

... необходимости общения, выявлены различия в их речи и мышлении в связи с тем, что один из близнецов систематически обучался речи. Специфика методов изучения личности ребенка ... лишь как вновь приобретенная форма. Основные факторы психического развития человека. В биологизаторском направлении человек рассматривается как существо биологическое, наделенное от природы определенными способностями, ...

в) расстройством нервной системы,

г) все ответы верны.

10. Подлинная рассеянность наблюдается тогда, когда:

а) человек не в состоянии ни на чем долго сосредоточиться и довести дело до конца,

б) человек не может сосредоточиться на выполнении своих обязанностей, но доводит до конца дело,

которое ему интересно,

в) человек ничего не замечает вокруг себя, будучи углублен в свои мысли.

г) человек отвлекается при действии новых и необычных раздражителей. 101

Тестовые задания по теме «Память»

1. Кратковременная память:

а) длится 5 минут,

б) обладает емкостью 11 элементов,

в) позволяет долго помнить телефонный номер,

г) все ответы неверны.

2. Долговременная память:

а) обладает ограниченной емкостью,

б) обладает практически неограниченной длительностью хранения,

в) более развита у пожилых людей,

г) все ответы верны.

3. Оперативной называют память:

а) в которой удерживается информация, непосредственно воспринятая органами чувств,

б) которая представляет собой запоминание двигательных умений и трудовых операций,

в) в которой осуществляется первичная переработка информации,

г) в которой сохраняется информация, необходимая для выполнения актуального действия, операции.

4. Семантическая память – это такая память:

а) при которой информация обрабатывается в момент кодирования,

б) которая включает в себя знания о мире, правила, лежащие в основе языка и умственных операций,

в) в которой хранится информация, касающаяся жизненных событий,

г) все ответы неверны.

5. При непроизвольном запоминании:

а) продуктивность запоминания всегда ниже, чем при произвольном,

б) продуктивность запоминания связана с установкой на запоминание,

в) лучше запоминается материал, связанный с целью действия,

г) все ответы верны.

6. Повторение наиболее продуктивно для запоминания, если:

а) оно осуществляется концентрированно во времени,

б) оно распределено во времени,

в) заучиваемый материал не требует осмысления,

г) материал заучивается целиком, без деления на части.

7. Как показала Зейгарник, мы лучше помним какую-либо работу, если она:

а) была доведена до конца,

б) осталась незаконченной,

в) была сознательно прекращена,

г) привела к вознаграждению.

8. Ретроактивная интерференция (торможение):

а) связана с событиями, происшедшими до запоминания данного материала,

б) лежит в основе положительного переноса при научении,

в) усиливается, если материалы сильно различаются,

г) все ответы неверны.

9. При извлечении информации из памяти всегда легче :

а) вспомнить какой-то отдельно взятый элемент,

б) ответить на прямые вопросы,

в) узнать элемент информации среди предъявляемых других,

г) не учитывать контекста. 102

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ — Стр 2

10. Улучшение воспроизведения заученного материала со временем без дополнительных его

повторений и волевых усилий называется:

а) реминисценция,

б) припоминание,

в) ассоциация,

г) интерференция.

11.Современные модели и механизмы работы памяти разрабатываются в рамках:

а) ассоциативной теории,

б) гештальттеории,

в) психоанализа,

г) когнитивной психологии.

Тестовые задания по теме «Представления и воображение»

1. К представлениям можно отнести:

а) образы ощущений,

б) образы восприятия,

в) образы памяти,

г) персеверативные образы.

2. Проявлением активного воображения являются:

а) мечты,

б) галлюцинации,

в) сновидения,

г) грезы.

3. Воссоздающее воображение:

а) тесно связано с восприятием, памятью и мышлением человека,

б) лежит в основе научного творчества,

в) создает принципиально новые представления,

г) восполняет недостаток удовлетворения потребностей.

4. Способ создания новых образов воображения, при котором происходит присоединение частей

или свойств одного объекта к другому, называется:

а) апперцепция,

б) агглютинация,

в) акцентирование,

г) схематизация.

5. Воображение и физиологические процессы организма связаны следующим образом:

а) физиологической основой воображения является активность коры левого полушария головного

мозга,

б) воображение есть высшее проявление человеческого духа и не связано с органическими

процессами,

в) физиологической основой воображения является ориентировочный рефлекс,

г) воображение играет существенную роль в регуляции процессов организма человека.

6. Решение творческих задач

а) происходит полностью осознанно и произвольно,

б) требует участия надсознательных процессов,

в) происходит методом проб и ошибок,

г) все ответы неверны103

Тестовые задания по теме «Мышление»

1. Мышление – это:

а) процесс познания с помощью органов чувств,

б) процесс создания новых образов,

в) ступень познания, раскрывающая суть вещей,

г) все суждения верны.

2. Вид мышления, при котором человек в процессе решения задачи опирается на

непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними, это:

а) практическое мышление,

б) наглядно-действенное мышление,

в) наглядно-образное мышление,

г) интуитивное мышление.

3. Вид мышления, при котором человек в процессе решения задачи выполняет действия в уме,

непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств, это:

а) теоретическое понятийное мышление,

б) дискурсивное мышление,

в) практическое мышление,

г) интуитивное мышление.

4. Операция мышления, сутью которой является мысленное отвлечение от несущественных

признаков с одновременным выделением существенных, называется:

а) обобщение,

б) анализ,

в) абстракция,

г) синтез.

5. Высокий уровень обобщения означает:

а) установление сходства и различия между предметами и явлениями,

б) выделение большого количества общих признаков предметов и явлений,

в) нахождение общего там, где оно мало заметно,

г) выделение общих и существенных признаков предметов и явлений.

6.Операцией мышления, противоположной абстракции, является:

а) конкретизация,

б) индукция,

в) анализ,

г) синтез.

7. Творческое мышление:

а) свойственно только некоторым выдающимся людям,

б) требует высокого уровня интеллекта,

в) отличается гибкостью,

г) отличается выраженной критической установкой.

8. Как показал Ж.Пиаже, мышление ребенка дошкольного возраста характеризуется:

а) недостатком знаний,

б) эгоцентризмом,

в) эгоизмом,

г) импульсивностью.

9. Согласно Ж.Пиаже, способность выполнять умственные операции с использованием

логических рассуждений и абстрактных понятий появляется в возрасте:

а) 4-5 лет,

б) 7-10 лет, 104

в) 12-14 лет,

г) 16-18 лет.

10. Согласно теории поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина,

развитие мышления ребенка происходит благодаря:

а) научению через наблюдение,

б) интериоризации первоначально внешних действий,

в) созреванию организма и нервной системы,

г) все ответы неверны.

Тестовые задания по теме «Речь»

1. Речь человека отличается от языка общения животных следующей функцией:

а) сигнальная,

б) выразительная,

в) обозначающая,

г) сообщающая.

2. Речь человека:

а) является средством общения,

б) является средством мышления,

в) является средством регуляции поведения,

г) имеет полифункциональный характер.

3. Наиболее простой формой речи является:

а) внутренняя речь,

б) разговорная речь,

в) письменная речь,

г) монологическая речь.

4. Эгоцентрическая речь имеет функцию:

а) привлечения к себе внимания,

б) воздействия на другого человека с целью удовлетворения собственных потребностей,

в) ухода в мир аутистических фантазий,

г) организации собственного мышления и деятельности.

5. Исторически первой формой речи являлась:

а) устная речь,

б) внутренняя речь,

в) кинетическая речь,

г) эгоцентрическая речь.

6. Последовательность стадий процесса овладения ребенком родной речью:

а) типична для детей разных культур,

б) зависит от сложности языка,

в) зависит от методик обучения,

г) зависит от индивидуальных особенностей ребенка.

7. Сензитивным периодом для развития речи считается возраст:

а) младенческий,

б) от 1 до 3 лет,

в) дошкольный,

г) школьный. 105

8. Мышление и речь соотносятся следующим образом:

а) это два самостоятельных, не связанных друг с другом процесса,

б) мышление – это беззвучная речь,

в) речь – орудие мышления,

г) мышление и речь тождественны.