Деятельность классного руководителя по формированию коллектива младших школьников

5

Агентство по управлению имуществом Пермского края

ГОУ СПО Соликамский педагогический колледж им. А.П.Раменского

Факультет профессионально — педагогический

Кафедра гуманитарных дисциплин

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ПЕДАГОГИКЕ НА ТЕМУ:

«Деятельность классного руководителя по формированию коллектива младших школьников»

Выполнила: Носова

Проверил: Полушкина Ю.Л.

Соликамск 2008

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические подходы к формированию детского коллектива в начальной школе

1.1 Сущность понятия детский коллектив

1.2 Сравнительная характеристика подходов по формированию коллектива

1.3 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста

Выводы по 1-ой главе

Глава 2. Формирование детского коллектива как одна из функций классного руководителя

2.1 Функциональные обязанности классного руководителя по формированию коллектива

2.2 Способы формирования детского коллектива

Выводы по 2-ой главе

Заключение

Библиографический список

Приложения

Введение

С момента создания класс становится детской общностью, в которой в процессе совместной деятельности и общения возникают отношения, объединяющие детей и влияющие на личность каждого. Стремясь к эффективному обучению в школьном классе, педагоги вынуждены заниматься налаживанием дисциплины в нем, организацией совместной деятельности детей, корректировкой отношений между ними, т.е. в классе спонтанно реализуется и воспитательная функция.

Основной целью, для которой создан класс, является усвоение определенного объема знаний, где основным видом деятельности является учение. В настоящее время ситуация коренным образом изменилась. Многие педагоги стали значительно больше внимания уделять совершенствованию эмоционально — психологических отношений в классе, что связано с их ориентацией на личностное развитие каждого ребенка и с активным освоением педагогами психологических знаний. Организационная структура класса может стать эффективной, когда она основана на реальных потребностях детей и отражает характер их совместной деятельности.

Классный коллектив не самоцель. В современных условиях он должен рассматриваться с точки зрения его необходимости и полезности для личностного развития детей, а таковым он становится, если в нем созданы условия не только для процесса идентификации ребенка с коллективом, но и для обособления его в коллективе. В 20-е годы ХХ века в отечественной теории воспитания коллектив понимался как цель воспитательных усилий педагогов. В середине 60-х годов детский коллектив был охарактеризован, как социально-педагогическая система. В 80-е годы сформировалось представление о воспитательном коллективе как дифференцированном единстве разнотипных коллективов детей и взрослых. В 90-е годы теория коллектива дополнилась понятием воспитательной системы. Вопросами коллектива занимались Е.А. Аркин, П.П. Блонский, Н.И. Иорданский, Н.К. Крупская, А.П. Пинкевич, М.М. Пистрак. На практике детских учреждений свои идеи воплощали С.Т. Шацкий, С.М. Ривес, Н.М. Шульман, В.Н. Сорока-Росинский и особенно А.С. Макаренко, который сформулировал основные принципы и методы управления коллективом. А также А.Т. Куракин, Х. Лийметц, Л.И. Новикова. Идеи Макаренко развивали Ф.Ф. Брюховецкий, Т.Е. Конникова, В.А. Сухомлинский и др. (2, с. 123-124).

9 стр., 4351 слов

Внеклассная работа как условие формирования классного коллектива ...

... раскрывающих понятие, признаки, структуру классного коллектива, его значимость для становления школьника в процессе воспитательной деятельности. Формирование классного коллектива осуществляет воспитание личности, ... коллективе как дифференцированном единстве разнотипных коллективов детей и взрослых. В 90-е годы теория коллектива дополнилась понятием воспитательной системы. Вопросами коллектива ...

Таким образом, мы видим, что проблема формирования коллектива остаётся актуальной и в настоящее время, поэтому темой курсовой работы является: деятельность классного руководителя по формированию коллектива младших школьников. Объектом курсовой работы стало: формирование коллектива детей младшего школьного возраста. Предметом курсовой работы является: деятельность классного руководителя.

Цель: теоретически описать этапы формирования детского коллектива в начальной школе.

Задачи:

изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования коллектива.

дать сравнительную характеристику стадиям развития коллектива.

рассмотреть психолого — педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста.

рассмотреть деятельность классного руководителя по формированию детского коллектива. При написании работы были использованы следующие методы исследования:

эмпирические: изучение и анализ литературы по проблеме исследования

теоретические: сравнение различных подходов по формированию коллектива, конкретизация и систематизация изученного материала.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, состоящего из 15 источников, и 3-х приложений.

Глава 1. Теоретические подходы к формированию детского коллектива в начальной школе

Только в коллективе индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков и, следовательно, только в коллективе возможна личная свобода. (Концепция К. Маркса и Ф. Энгельса)

В классе, если он — коллектив, существует определенная внутренняя упорядоченность, адекватная задачам и специфике учебно-воспитательного процесса в данной школе, которая и отражается во внутренней официальной структуре класса. Как психологической общности, классу присущи функционально-ролевая структура, специфический состав лидеров, психологический климат, определенные жизненные нормы и ценности.

6 стр., 2729 слов

Коллектив как воспитательная система

... - и самооценки, в умении коллективно сотрудничать в процессе учебной деятельности. Детский коллектив Детский коллектив оказывает воспитательное влияние на личность в условиях, когда он превращается в носителя ... характеризует не только единство цели и деятельности, но и единство связанных с ними переживаний и оценочных суждений детей. Ученический коллектив - сложное социальное образование[5,С.219]. Он ...

1.1 Сущность понятия детский коллектив

коллектив школа класс

Большой вклад в разработку теории и методики организации воспитательного коллектива внес А.С.Макаренко, который первым подошел к решению проблемы, ориентируясь на социалистические трудовые коллективы, располагающие огромными воспитательными возможностями.

Что значит создать воспитательный коллектив? Не всякое объединение детей можно так назвать. Ученики одной школы не всегда составляют воспитательный коллектив. Он создается лишь в результате целенаправленных усилий педагогов. Коллектив — такая группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения. (А.С.Макаренко) (10, с. 10).

Гликман И. З. дает другое определение понятию коллектив. Коллектив — это организованная группа людей, сплоченная совместной целеустремленной общественно полезной деятельностью своих членов и их личными взаимоотношениями (4, с. 34).

Как и всякая группа, коллектив — это часть среды, в которой развивается ребенок. Коллектив включает ребенка в целую сеть межличностных и иных отношений. Но если для обычной среды характерно неупорядоченное, разнонаправленное, случайное влияние на ребенка, то в воспитательном коллективе такое влияние в значительной мере упорядочено и целенаправленно. Потому что детский коллектив — это педагогизированная среда.

Одним из основных признаков, который отличает коллектив от случайного объединения людей, является способность участников включаться в согласованные действия, благодаря которым могут быть удовлетворены их индивидуальные потребности (2, с. 58).

Дети занимают в коллективе определенное место в зависимости от своих природных данных, уровня развития и социального опыта. В коллективе образуются неформальные группы в соответствии с интересами воспитанников. В результате взаимодействия ребенка с коллективом происходят взаимосвязанные процессы: идентификация, самоотождествление с коллективом и обособление его в коллективе.

Рассмотрим основные признаки воспитательного коллектива по Макаренко.

Воспитательный коллектив объединяет совместная деятельность, которая составляет основное содержание жизни детей: это учение, труд, общественно-политическая деятельность и разнообразные занятия по интересам (клубная работа).

Воспитательный коллектив имеет четко выраженную структуру. Коллектив школы включает коллектив педагогов и коллектив детей. Ученический коллектив школы состоит из первичных коллективов — классов. В ученической производственной бригаде первичные коллективы — звенья. Бригады дежурных, кружки и секции, разнообразные отряды по месту жительства — все это первичные коллективы детей.

Воспитательный коллектив школы имеет органы управления. В первичных коллективах органами управления являются общие собрания, по поручению собрания функциями управления наделяются учащиеся, ответственные за разные участки работы; управление в коллективе осуществляется также через систему дежурств по школе, классам.

Всю жизнь и деятельность воспитательного коллектива отличают сознательная дисциплина, закрепленная в полезных привычках и традициях, четкое выполнение режима, гигиенически и педагогически продуманного распорядка жизни детей.

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

... простейшие причинно-следственные связи. Напомним особенности развития бытовой деятельности в раннем возрасте: бытовые процессы способствуют расширению сферы само­стоятельности ребенка; - у малыша формируются культурно-гигиенические ... большее число социальных пред­метов, а сама процедура усложняется, приближаясь к обществен­но принятому способу ее протекания. У малыша формируются предпосылки таких ...

Бодрый, мажорный, по определению А.С.Макаренко, стиль и тон жизни коллектива, создающий у детей приподнятое, жизнерадостное настроение, нацеливающий на преодоление трудностей.

Тесные связи с трудовыми коллективами базовых заводов, фабрик, хозяйств, учреждений, которые обогащают воспитательный коллектив опытом активного и сознательного участия в общенародном деле, трудовыми традициями.

Воспитательный коллектив всегда находится в процессе поступательного развития. Усложняется и обогащается содержание его жизни и деятельности, совершенствуются структура, система органов самоуправления, повышается уровень общественной активности и дисциплины его членов, множатся полезные традиции, развиваются и крепнут связи с трудовыми коллективами (10, с. 10).

Существует большое число классификаций коллектива. Выделяют коллективы: длительно-существующие, временные, ситуативные (кратковременные); учебно-познавательные, трудовые и клубные, коллектив детских организаций; первичные (класса, группы) и вторичные (школы) и др.

Развитие коллектива связано с преодолением противоречий: между коллективом и его членами или группами, опережающими коллектив в своем развитии либо, наоборот, отстающими; между перспективами коллектива и его отдельных воспитанников; между отдельными группами детей и другими коллективами испытывает влияние как внутренней среды, окружающей его в учебном заведении, так и внешней социальной среды.

Проблема детского коллектива — это, в конечном счете, проблема управления им как инструментом воспитания. Управление коллективом представляет собой совокупность трех взаимосвязанных процессов: педагогического руководства, самоуправления и саморегуляции (2, с. 123-124).

Детская группа является формой жизнедеятельности и общения детей в школе.

Правильно организованный детский коллектив (не любая группа людей, а коллектив в строгом смысле этого слова как содружество личностей) — это такая группа, отношения в которой специально построены педагогом с воспитательной целью. Такой коллектив представляет собой наиболее благоприятную, педагогизированную среду для развития детей в желательном направлении. Многократно усиливая влияние педагога на детей, он является к тому же педагогическим усилителем. Воспитывать ребенка вне группы, вне коллектива, а тем более без учета отношений в группе, где он находится, неизмеримо сложнее. Поэтому воспитание в школе должно носить в основном не «парный» характер (воспитатель сам формирует качества личности каждого ребенка), а одновременно и групповой (лучше — коллективный) и индивидуальный характер. Отсюда принцип: для эффективного воспитания детей необходимо как минимум влиять на их развитие через группу, а еще лучше — организовать и педагогически грамотно использовать детский коллектив (4, с. 34).

А.С. Макаренко выделил основные характерные признаки и функции коллектива.

Признаки коллектива:

Наличие общественно значимых целей, их последовательное развитие как условие и механизм постоянного движения вперед;

Систематическое включение воспитанников в разнообразную социальную деятельность;

22 стр., 10643 слов

Формирование счетной деятельности у детей дошкольного возраста

... игровых действий, направленных на обучение и развитие детей; игры и упражнения по обучению счету будут использоваться в самостоятельной деятельности детей и в режимные моменты; будет проводиться ... определять время. Русский педагог - демократ К.Д. Ушинский предлагал обучать детей счету отдельных предметов и групп действиям сложения и вычитания, формировать понимание десятка, как единицы счета. ...

Соответствующая организация совместной деятельности;

Систематическая практическая связь детского коллектива с обществом;

Наличие положительных традиций и увлекательных перспектив;

Атмосфера взаимопомощи, доверия и требовательности;

Развитые критика и самокритика, сознательная дисциплина.

Функции коллектива:

организационная — детский коллектив становится субъектом управления своей общественно-полезной деятельностью;

воспитательная — детский коллектив становится носителем и пропагандистом определенных идейно-нравственных убеждений;

стимулирование — коллектив способствует формированию нравственно-ценных стимулов всех общественно-полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношений. (А.С.Макаренко) (13, с. 354-355).

Таким образом, коллектив — социальная общность людей, объединенная на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения.

1.2 Сравнительная характеристика подходов по формированию коллектива

Развитие коллектива в классе в значительной степени зависит от его открытости, внешних связей и взаимодействия с различными общностями в школе и вне ее. Для оценки уровня развития классного коллектива следует выделить 5 групп параметров. Первая группа дает представление о составе (половом, социальном) учащихся, особенностях семьи и окружающей среды. Параметры второй группы характеризуют деятельность класса, третьей — взаимоотношения в нем, четвертой — внешние связи класса, пятой — положение ребенка в классе. Каждая из этих групп включает в себя целый ряд различных характеристик. Качественная оценка их дает возможность судить об уровне развития коллектива (12, с. 67-68).

На первоначальной стадии развития цели коллектива сориентированы на внутреннюю жизнь класса. Отношение к различным видам деятельности только начинает формироваться. К концу стадии появляется заинтересованность в совместных делах. Эмоционально-психологические отношения опережают в своем развитии деловые. Каждый ребенок старается найти друзей, микрогруппу, в которую его приняли бы, занять в ней достойное положение. Микрогруппы образуются интенсивно: порой лишь на основе симпатий, чаще на основе общности интересов. Стадия первоначального сплочения коллектива характеризуется высокой конфликтностью отношений.

На второй стадии развития коллектива класс еще не становится инструментом воспитания каждого ребенка с учетом его индивидуальности. Большое значение для класса приобретают общественно значимые цели и мотивы деятельности. Коллектив в деятельности сориентирован не только на себя, но и на принесение пользы другим. Класс стремится к разнообразию деятельности, но в любом ее виде ему необходимы ощутимый результат, признание успехов. Круг общения расширяется за счет других детских коллективов и объединений, за счет членов педагогического коллектива. Конфликты, возникающие в этот период, в основном связаны с несовпадением ценностных ориентаций и способов поведения.

4 стр., 1649 слов

Развитие личности донаучн. период

... нравственное, умственное. Так, впервые в истории философии ход развития становится предме­том не только описания, но и разъяснения, ... Жака Руссо, который изложил свои взгляды на психическую природу ребенка в своем известном произведении «Эмиль, или О воспитании». ... развитии и есть попытки их экспериментальной проверки. Так, К. Гален (200—130 гг. до н.э.), выде­ляя разные виды деятельности ...

По мере дальнейшего развития классный коллектив переходит на третью стадию развития, когда особенно важной становится его деятельность на пользу другим людям. Каждый школьник представляет собой ценность для класса. Школьники ради успеха дела способны стать выше своих симпатий и антипатий. Дружеские микрогруппы не исчезают, но границы между ними становятся все более размытыми. Атмосфера становится оптимистической и доброжелательной. Коллектив становится полноценной ячейкой общешкольного коллектива. Исчезают отношения соперничества между классами. Появляется стремление к участию в совместных делах (12, с.69-71).

Этапы развития коллектива, где требование выступает основным параметром, обоснованы Анатолием Семеновичем Макаренко.

На первом этапе в качестве средства, сплачивающего детей в коллектив, должно выступать единоличное требование педагога к учащимся. Требование, высказанное в форме, не допускающей возражений, необходимо на первых порах в каждом коллективе.

На втором этапе основным проводником требований к личности должен быть актив. Педагогу необходимо отказаться от злоупотребления прямыми требованиями, направленными непосредственно к каждому воспитаннику. Здесь вступает в силу метод параллельного действия, поскольку педагог имеет возможность опереться в своих требованиях на группу учащихся. Сам актив должен получить реальные полномочия, и только с выполнением этого условия педагог вправе предъявить требования к активу, а через него — и к каждому воспитаннику. Категорическое требование на этом этапе должно стать требованием коллектива.

Третий этап органично вырастает из второго, сливается с ним. «Когда требует коллектив, когда коллектив сближается в известном тоне и стиле, работа воспитателя становится математически точной, организованной работой.» Положение «когда требует коллектив» говорит о сложившейся в нем системе самоуправления. Это наличие органов коллектива, наделение их реальными полномочиями, переданными педагогами.

Большое значение для развития коллектива имеет организация перспективных устремлений воспитанников, т.е. вскрытый А.С. Макаренко «закон движения коллектива». Если развитие и укрепление коллектива во многом зависят от содержательности и динамики его деятельности, то он должен постоянно двигаться вперед, добиваться все новых и новых успехов. Остановка в развитии коллектива ведет к его ослаблению и распаду. Необходимым условием развития коллектива является наличие и постепенное усложнение перспектив: близких, средних и далеких.

Анатолий Николаевич Лутошкин выделяет иную классификацию, где развитие коллектива идёт по 5 стадиям:

«Песчаная россыпь». Присмотритесь к песчаной россыпи — сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесет часть песка в сторону, рассыплет его по площадке. Дунет ветер посильнее, и не станет россыпи. Бывает так и в группах людей. Там тоже каждый как песчинка: и вроде все вместе, и в тоже время каждый отдельно. Нет того, чтобы что — то «сцепляло», соединяло людей. Здесь люди или еще мало знают друг друга, или просто не решаются, а может быть, и не желают пойти на встречу друг другу. Нет общих интересов, общих дел. Отсутствие твердого, авторитетного центра приводит к рыхлости, «рассыпчатости» группы. Группа эта существует формально, не принося радости и удовольствия всем, кто в нее входит (8, с. 100).

6 стр., 2657 слов

Циклограмма деятельности классного руководителя. Функции и основные ...

... классом Нужно собрать различные формы плана работы классного руководителя с объяснением того, в каких случаях целесообразна каждая из них. Циклограмма деятельности классного руководителя Дополните предложенную циклограмму. Для этого проконсультируйтесь ...

«Мягкая глина». Известно, что мягкая глина — материал, который сравнительно легко поддается воздействию, и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера, а таким в группе может быть организатор дела, этот материал превращается в искусный сосуд, в прекрасное изделие, но он может оставаться простым куском глины, если к нему не приложить усилий. Больше того, когда мягкая глина останется в руках неспособного человека, она может принять самые неопределенные формы. В группе, находящейся на этой ступени, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робкие. Не все получается у организаторов, нет достаточного опыта совместной работы. Скрепляющим звеном здесь еще является формальная дисциплина и требования старших. Отношения разные — доброжелательные, конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг к другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом, нередко ссорятся. Подлинного мастера — хорошего организатора пока нет, или ему трудно себя проявить, так как по-настоящему его некому поддержать.

«Мерцающий маяк». В штормовом море маяк и опытному и начинающему мореходу приносит уверенность: курс выбран правильно «так держать!». Заметьте, маяк горит непостоянно, а периодически выбрасывает пучки света, «Я здесь. Я готов прийти на помощь». Формирующийся коллектив озабочен, чтобы каждый шел верным путем. В такой группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Но желание — это еще не все. Дружба, товарищеская взаимопомощь требуют постоянного горения, а не одиночных, пусть даже частых вспышек. В группе есть на кого опереться. Авторитетны «смотрители» маяка, те, кто не дает погаснуть огню, — организаторы, актив. Группа заметно отличается среди других групп своей индивидуальностью. Однако ей бывает трудно до конца собрать свою волю, найти во всем общий язык, проявить настойчивость и в преодолении, не всегда хватает сил подчиниться коллективным требованиям у некоторых членов группы. Недостаточно проявляется инициатива, не столь часто вносятся предложения по улучшению дел не только в своем классе, но и в целом в школе. Мы видим проявление активности всплесками, да и то не у всех (8, с.101).

«Алый парус». Алый парус — символ устремленности вперед, неуспокоенности, дружеской верности, преданности своему долгу. Здесь действуют по принципу «один — за всех, все — за одного». Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника — знающие и надежные организаторы, авторитетные товарищи. К ним идут за советом, обращаются за помощью, и они бескорыстно оказывают ее. У большинства членов «экипажа» проявляется чувство гордости за свой коллектив; все переживают горечь, когда их постигают неудачи. Группа живо интересуется, как обстоят дела в других группах, соседних классах, отрядах. Бывает, что приходят на помощь, когда их об этом просят. Хотя группа и сплочена, но бывают такие моменты, когда она не готова идти наперекор бурям и ненастьям. Не всегда хватает мужества признать свои ошибки сразу, но постепенно положение может быть исправлено.

7 стр., 3253 слов

Основные направления деятельности классного руководителя

... деятельность школы регламентируется ее Уставом, то деятельность классного руководителя тоже основывается на этом документе. 2. Функции классного руководителя Педагог, выступающий в качестве руководителя детского коллектива, ... учетом его индивидуальных особенностей. Главное в деятельности классного руководителя - содействие саморазвитию личности, реализации ее творческого потенциала, обеспечение ...

«Горящий факел». Горящий факел — это живое пламя, горючим материалом которого являются тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив. Да, здесь хорошо проявляются все качества коллектива, которые мы видим на ступени « Алый парус». Но это еще не все. Светить можно и для себя. Пробираясь сквозь заросли, подымаясь на скалы, спускаясь в ущелье, проторяя первые тропы. Но разве можно чувствовать себя счастливым, если рядом кому — трудно, если позади тебя группы, которым нужна помощь и твоя крепкая рука. Настоящий коллектив тот, где бескорыстно приходят на помощь, делают все, чтобы принести пользу людям, освещая подобно легендарному Данко, жаром своего сердца дорогу другим (8, с. 102).

Таким образом, воспитательный коллектив в своем развитии проходит несколько стадий: на первой он выступает как цель воспитательной деятельности педагогов; на второй — как инструмент воспитания и формирования социально значимых качеств личности; на третьей — как инструмент индивидуального развития воспитанников. На каждой последующей стадии коллектив позволяет решать все более сложные задачи воспитания. Педагоги задают и совершенствуют организационную структуру коллектива, развивают ученическое самоуправление.

1.3 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста

Новообразования, с которыми ребенок пришел в школу, развились в процессе его игровой деятельности и позволили ему приступить к учению. В процессе учения дети научаются целенаправленному восприятию предметов. Так формируется произвольное, целенаправленное наблюдение — один из важных видов познавательной деятельности. Первоклассники легко запоминают яркое, эмоционально впечатляющее. Они склонны к буквальному запоминанию. Так формируются приемы произвольного, осмысленного запоминания. Постепенное формирование внутреннего плана действий приводит к существенным изменениям во всех интеллектуальных процессах.

В начальной школе происходит развитие всех познавательных процессов, но Д. Б. Эльконин, вслед за Л. С. Выготским, считает, что изменения в восприятии, в памяти являются производными от мышления. В силу этого развитие восприятия и памяти идет по пути интеллектуализации. Необходимо отметить при этом, что, согласно современным психологическим данным, умственное развитие младших школьников имеет большие резервы. Многолетние исследования, проведенные под руководством Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова, показали, что у современных детей, в силу принципиально новых социальных условий их развития, можно сформировать более широкие и более богатые умственные способности, чем это делалось до сих пор (14, 38-40).

Выделяя характерные особенности детей данного возраста, мы должны в то же время отметить, что дети разные. Фактически в классе невозможно найти двух совершенно одинаковых учеников. Обучаемые отличаются друг от друга не только разным уровнем подготовленности к усвоению знаний. Каждый из них обладает более устойчивыми индивидуальными особенностями, которые не могут быть ликвидированы при всем старании преподавателя. В то же время эти индивидуальные особенности налагают свои требования на организацию учебного процесса. Темперамент сам по себе не определяет ни способностей, ни характера человека. Людям с разными темпераментами нужен разный темп и разный режим работы. Пренебрежение индивидуальными особенностями учащихся при обучении ведет к возникновению у них различного рода трудностей, осложняет путь достижения поставленных целей (14, с. 40-42).

Достигнув семилетнего возраста, ребенок в нашей стране поступает в 1 класс школы. Он становится школьником. Требования учебной деятельности неизбежно ведут учеников к формированию произвольности как характеристики всех их психических процессов. Произвольность формируется в результате того, что ребенок ежедневно делает то, что требует его позиция ученика. Постепенно он научается делать то, что надо, а не то, что ему хотелось бы. Таким образом, учащиеся научаются управлять своим поведением, преодолевать трудности, двигаться к поставленной цели, искать лучшие пути ее достижения.

Второе важное образование — рефлексия. Учитель требует от ребенка не только решения задачи, но и обоснования его правильности. Это постепенно формирует способность у ребенка осознавать, отдавать себе отчет в том, что он делает, что сделал.

Однако этот возраст является лишь формальным показателем, который установлен государством на том основании, что в настоящее время абсолютное большинство нормальных, здоровых семилетних детей оказываются готовыми к обучению их в школе. Иначе говоря, для дальнейшего успешного развития семилетний ребенок должен изменить свой «дошкольный» образ жизни и учиться в школе. Решающим фактором развития ребенка на всех этапах и во всех периодах его жизни является его собственная активность (14, с. 78).

Ведущей деятельностью детей после семи лет становится учение. Именно в процессе учения школьник продолжает свое знакомство с миром природы и людей, с их настоящей и прошлой жизнью. В учебной, строго регламентированной деятельности школьник узнает законы жизни животного и растительного мира, законы языка и чисел, пространства и времени (9, с.81).

Младший школьный возраст является периодом фактического складывания психологических механизмов личности, образующих в совокупности качественно новое, высшее единство субъекта — единство личности. Человеческое «Я», внутреннее содержание личности возникает и формируется не само из себя, а только в процессе общения с окружающими людьми, в котором складываются определенные личные взаимоотношения. И от того, каков характер отношений ребенка с окружающими, во многом зависит, какие именно личностные качества сформируются у него.

Чем же определяются отношения ребенка начальной школы с окружающими людьми, что лежит в их основе?

По мнению психологов, потребности ребенка, даже самого маленького, не сводятся к его органическим нуждам, которые удовлетворяет взрослый. Уже в первые недели жизни у детей начинает складываться потребность в общении с людьми — особая потребность не биологического, а социального характера. Общение со взрослыми рассматривается как один из важнейших факторов развития ребенка в первые годы жизни. При познавательном общении ребенок обсуждает со взрослыми предметы и явления мира вещей (сообщения новостей, вопросы о непонятном, просьбы почитать рассказ, фантазии).

Основным мотивом этого типа общения является стремление ребенка к общению со взрослым ради получения новой информации или обсуждения с ним причин разнообразных явлений окружающего мира (7, с. 98-99).

Выводы по 1-ой главе

1. Коллектив, в отличие от группы, имеет определенную цель, на достижение которой направлена их совместная деятельность. Участники коллектива связаны определенной системой отношений, они способны выполнять согласованные действия для удовлетворения индивидуальных потребностей.

2. Существует большое количество классификаций стадий развития детского коллектива, но в каждой классификации есть свои особенности, своя суть. А. С. Макаренко основывался на изучении деятельности классного руководителя и деятельности актива учащихся по формированию коллектива. А. Н. Лутошкин рассматривал взаимоотношения участников коллектива. Группам он давал названия по тем ассоциациям, на которые его наталкивали взаимоотношения, складывающиеся в данной группе.

3. Влияние коллектива на личность ребенка зависит от «слияния» его с коллективом, именно в нем ребёнок удовлетворяет свои потребности. Поэтому в младшем школьном возрасте необходимо формировать детский коллектив. От заинтересованности классного руководителя, от его деятельности и методов работы зависит уровень развития этого коллектива.

Глава 2. Формирование детского коллектива как одна из функций классного руководителя

Формирование отношений в классе — процесс педагогически управляемый, и важнейшим средством его осуществления является создание педагогических ситуаций как специфической формы организации деятельности и общения.

2.1 Функциональные обязанности классного руководителя по формированию коллектива

Исходя из Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 21 от 3 февраля 2006 года цель деятельности классного руководителя — создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

Одной из задач деятельности классного руководителя по созданию коллектива является:

Формирование и развитие коллектива класса;

Организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса

Функции классного руководителя могут подразделяться на:

А) организационно-координирующие:

Взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом

Б) коммуникативные:

Содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса

В) аналитико-прогностические:

Определение состояния и перспектив развития коллектива класса

В соответствии со своими функциями классный руководитель выбирает формы работы с обучающимися:

Индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы);

Групповые (творческие группы, органы самоуправления);

Коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования) (1, с. 3-4).

Иные задачи классного руководителя выделяет Гуткина Л. Д. Основной целью классного руководителя по формированию коллектива она считала: создание коллектива как воспитывающей среды, обеспечивающей социализацию каждого ребенка.

Функциями и содержанием работы классного руководителя, по мнению Л.Д.Гуткиной, являются

Аналитическая функция:

Анализ и оценка уровня воспитанности личности и коллектива;

Изучение и анализ становления и формирования коллектива класса;

Изучение и анализ воспитательных возможностей педагогического коллектива

Прогностическая функция:

Прогнозирование этапов становления и формирования коллектива;

Определение ближних и дальних перспектив жизни и деятельности учащихся, коллектива;

Предвидение последствий складывающихся в детском коллективе отношений

Организационно-координирующая функция:

Индивидуальное воздействие на каждого учащегося и коллектив как субъект этой деятельности

Коммуникативная функция:

Содействие установлению и поддержанию благоприятного психологического климата для коллектива в целом и для каждого отдельного воспитанника в классе (6, с. 75-77).

Изучив Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 21 от 3 февраля 2006 года и познакомившись с целями и задачами, а также функциями и содержанием работы классного руководителя по формированию коллектива, можно сделать следующие выводы. Классный руководитель играет важную роль в формировании коллектива. В зависимости от используемых методов и способов действий классного руководителя зависит становление этого коллектива и каждой отдельной личности.

2.2 Способы формирования детского коллектива

Ученический коллектив создается, растет и крепнет в процессе разнообразной совместной деятельности учащихся. Эта деятельность делает жизнь коллектива содержательной и интересной и служит источником коллективных интересов и коллективных переживаний, источником накопления морального опыта. Где нет совместной деятельности, там нет базы, необходимых условий для сплочения коллектива и для морального совершенствования учащихся.

Поэтому классные руководители работу по созданию и сплочению ученического коллектива в своем классе начинают с конкретных и полезных общих дел, требующих коллективной и требовательной работы воспитателя с учащимися (5, с. 111).

Сплочению коллектива содействует выполнение учащимися различных общественных поручений. Многие из них связаны с обслуживанием нужд классного коллектива. Классный руководитель стремится к тому, чтобы основные вопросы, связанные с общественной деятельностью школьников, решали сами учащиеся. Сплочению коллектива способствует рациональная организация учебной деятельности школьников. Успехи и отставания отдельного ученика в дружном классе рассматриваются не только как личное, но и как общественное дело. Ученический коллектив принимает активное участие в борьбе за высокое качество знаний, организует взаимопомощь в учебной работе, совместную подготовку уроков воздействует на нерадивых учеников, требует от всех учащихся серьезного и добросовестного отношения к учению. В этой общей работе расширяются коллективные связи и создаются предпосылки для укрепления и роста классного коллектива.

Ученический коллектив сплачивается также в результате правильной организации свободного времени учащихся. Классный руководитель гораздо лучше других учителей знает интересы и возможности учащихся своего класса, поэтому ему легче определить виды деятельности классного коллектива и обеспечить вовлечение в эту деятельность всех учеников класса. В выборе видов деятельности активное участие принимают сами учащиеся. Классный руководитель помогает обеспечить правильное сочетание труда школьников с другими видами их деятельности (3, с. 93-95).

Слово «коллектив» часто употребляется в обыденном, ненаучном смысле и тогда может обозначать любую реальную группу людей. Если любое детское объединение называть коллективом, то бесполезно ожидать от него такого воспитательного влияния на личность, которым обладает настоящий детский коллектив. Поэтому педагоги должны четко отличать истинные детские коллективы от других групп детей.

А.С.Макаренко считал (и показал это в собственном замечательном опыте воспитания сотен детей), что коллектив — это самый подходящий «гимнастический зал» для упражнения детей в правильном поведении, «никакой метод не может быть выведен из общего представления об организации школы и коллектива». Колоссальную воспитательную мощь правильно организованного и направляемого детского коллектива отмечали Л.И. Новикова, В.А. Караковский и другие известные педагоги. Сила коллектива не только и не столько в том, что школьник вынужден подчиниться единому мнению многих личностей, объединенных в группу. Тогда он мог бы просто затаиться и подчиниться группе чисто внешне. Особенно сильным влияние коллектива оказывается тогда, когда личность добровольно входит в это объединение, когда она включена в его деятельность и отношения, когда она принимает идеалы данной группы, ее ценности и цели (3, с. 106-108).

Как член общества и коллектива, воспитанник вынужден принимать те правила и нормы взаимоотношений, которые свойственны тому или иному коллективу. Он должен быть принятым коллективом, занять в нем удовлетворяющее его положение и эффективно осуществлять свою деятельность. Если он убежден в своей правоте, он должен занять активную позицию и не только высказывать свою точку зрения, противоположную мнению большинства, но и отстаивать ее перед коллективом. Коллектив открывает возможности накопления опыта коллективного поведения в позициях подчинения, активного противопоставления и руководства. В конечном итоге это должно привести к формированию таких социально ценных качеств, как гражданственность, гуманизм, инициативность, ответственность, справедливость.

Проявляя социальную активность, каждый воспитанник осознает коллектив как арену для самовыражения и самоутверждения себя как личности. Только в коллективе формируются такие существенные личностные характеристики, как самооценка, уровень притязаний и самоуважение, т.е. принятие или непринятие себя как личности. Роль коллектива в развитии личности состоит в том, что он открывает возможности практического освоения демократических форм организации жизнедеятельности. Прежде всего, это реализуется через активное участие в школьном самоуправлении и многообразной общественной жизни. Педагогически ориентированный коллектив создает благоприятные возможности для формирования социально ценой сущности личности и проявления ее индивидуальности.

Успешное функционирование детского коллектива требует наличия в нем координирующих органов, направляющих деятельность его членов на достижение общих целей. Главным органом коллектива является собрание воспитанников. Для решения оперативных задач формируется актив и избирается староста. Во многих случаях для организации и осуществления какого-либо мероприятия создаются временные коллективные органы (советы, штабы).

Сплачивающим ядром коллектива А.С. Макаренко считал актив. Актив является тем здоровым и необходимым в воспитательном детском учреждении резервом, который обеспечивает преемственность поколений в коллективе, сохраняет стиль, тон и традиции коллектива.

С условиями развития коллектива тесно связано накопление и укрепление традиций. Традиции — это такая форма коллективной жизни, которая наиболее ярко, эмоционально и выразительно воплощает характер коллективистских отношений и общественное мнение. Ничто так не укрепляет коллектив, как традиция. Воспитать традиции, сохранить их — чрезвычайно важная задача в воспитательной работе. Школа, в которой нет хороших традиций, не может быть хорошей школой.

Выводы по 2-ой главе

Существуют различные подходы к изучению функциональных обязанностей классного руководителя. В каждом подходе выделяют такие задачи и функции педагога, которые направлены на формирование, сплочение коллектива. Поэтому деятельность классного руководителя играет важную роль в развитии коллектива.

Правильно выбранные способы действия позволяют удовлетворять потребности коллектива, а значит и потребности отдельной личности. Таким образом, формируется самооценка участников коллектива. А в младшем школьном возрасте это особо важно.

Заключение

Важнейшей категорией педагогики является воспитательный коллектив, который состоит из двух взаимосвязанных, относительно самостоятельных коллективов — воспитанников и воспитателей. Детский коллектив складывается и развивается в процессе совместной деятельности и общения своих членов, между которыми возникает система межличностных, деловых и эмоционально-психологических отношений. Эти отношения образуют своеобразное поле коллектива, проявляющееся в общественном мнении, ценностных ориентациях, нравственных принципах, психологическом климате.

В данной работе на теоретическом уровне были решены следующие задачи: изучена психолого-педагогическая литература по проблеме формирования коллектива; даны различные точки зрения на понятие «коллектив», «правильно организованный детский коллектив», определены основные функции, признаки коллектива, дано отличие коллектива от случайной группы. В работе рассмотрены подходы отечественных авторов на стадии развития коллектива, дана сравнительная характеристика этим подходам. Кроме того, изучена психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста, показывающая, что именно в этом возрасте закладываются основные психические процессы, благоприятные для формирования коллектива. На основе этого рассмотрена деятельность классного руководителя по формированию детского коллектива, которая должна строиться, исходя из уровня сформированности коллектива детей. (Приложения), на применении разнообразных способов работы.

Таким образом, задачи решены, цель курсовой работы достигнута. Определяя перспективы работы над данной темой, можно обратиться к детальному рассмотрению форм, методов, приёмов работы классного руководителя по формированию коллектива младших школьников.

Библиографический список

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 21 от 3 февраля 2006 года

2. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь Научное издательство «Большая российская энциклопедия» Москва 2002

3. Болдырев Н. И. Классный руководитель. М.: «Просвещение», 1971.

4. Гликман И.З. Теория и методика воспитания: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Издательство Владос-пресс,2002.

5. Гордин Л. Ю. Организация классного коллектива. — М.: Просвещение, 1984.

6. Гуткина Л. Д. Настольная книга классного руководителя. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000

7. Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1988.

8. Лутошкин А. Н. Как вести за собой. М., «Просвещение», 1978.

9. Люблинская А. А. Учителю о психологии младшего школьника. Пособие для учителя. М., «Просвещение», 1977.

10. Методика воспитательной работы: Учебное пособие для студентов педагогических училищ/В. М. Коротов, Л. Ю. Гордин, А. Ю. Гордин, В. В. Жуков, под ред. В.М.Коротова. — М.: Просвещение, 1990.

11. Подласый И. П. педагогика. Новый курс: учебник для студентов высших учебных заведений. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. 2004. Книга 2. Процесс воспитания.

12. Рожкова М.И. Классному руководителю. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999.

13. Сластенин В.А. Педагогика.М.:Издательский центр «Академия», 2006.

14. Талызина Н. Ф. педагогическая психология: Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений. — 2-е издательство, стереотип. — М.: Издательский центр «Академия». 1998.

15. Фридман Л.М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988.

Приложение 1

Методика «Выбор в действии»

Цель: изучение межличностных отношений в классном коллективе.

Ход выполнения. Исследование начинается со вступительной беседы учителя с классом.

«Ребята, сейчас мы с вами поиграем в интересную игру. Ее главное условие — соблюдение тайны. Положите на парту дневники и выходите из класса, а потом я буду приглашать вас к себе по одному».

Ребята идут в коридор или спортзал, где с ними организуются какие-нибудь игры. Учитель по одному вызывает их к себе и предлагает каждому по три переводные картинки, на обратной стороне которых написан номер этого ученика по списку.

Учитель говорит: «Можешь положить эти картинки в дневник любым трем ученикам. Выигрывает тот. У кого окажется больше картинок. Но держи выборы в тайне».

После того как школьник положил картинки, он не должен встречаться с теми, кто еще не участвовал в эксперименте. Чтобы не оказалось обиженных детей, экспериментатор в конце игры, после того, как зафиксировал выборы, сделанные ребятами, может положить картинки тем, кто не получил ни одного выбора.

Обработка полученных данных. На основании результатов составляется матрица, куда записывается список класса, а в верхнюю строку — номера, под которыми значатся фамилии школьников. В каждой сроке против номеров учащихся, выбранных данным школьником, ставятся номера выборов (1, 2 или 3).

Например, поскольку Леонов выбрал 1) Васильева, 2) Углова, 3) Климова, то ставятся соответствующие выборы на пересечении седьмой строки со столбцами 3,5 и 6.

Если ученики выбрали друг друга, то эти два выбора обводятся в кружочек. В таблице они показаны курсивом. Номера мальчиков обычно обводятся треугольниками, девочек — кружочками. Затем на отдельном листе вычерчивается социограмма.

Матрица выбора

п/п

Кто выбирает

Кого выбирают

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

1

Антонова

3

1

2

2

Буланова

2

1

3

3

Васильев

2

3

1

4

Дятлов

3

1

2

5

Иглов

1

3

2

6

Климов

1

3

2

7

Леонов

1

2

3

8

Никитина

2

3

1

9

Орехов

2

1

3

10

Орфеев

1

3

2

11

Павлов

2

1

3

12

Родных

1

2

3

13

Семенчук

3

2

1

14

Тимофеева

2

3

1

15

Устюгова

1

2

3

Количество полученных выборов

3

0

7

6

6

1

8

0

0

0

1

3

6

4

0

Количество взаимных выборов

3

0

3

3

2

1

3

0

0

0

0

1

2

3

0

Социограмма представляет собой четыре концентрированных окружности, в которые помещают все номера учащихся класса. В первый круг (центральный) помещают тех, кто набрал наибольшее количество положительных выборов (так называемые «социометрические звезды», которые имеют в два раза больше среднего количества выборов), во второй круг — «предпочитаемых» (имеющих среднее количество выборов), в третий — «пренебрегаемых» (число выборов меньше среднего), в четвертый — «изолированных» (не получивших ни одного выбора).

Взаимный выбор обозначают сплошной линией между двумя соответствующими номерами, невзаимный — сплошной линией со стрелкой (от того, кто выбирал, к тому, кого он выбрал).

Для большей наглядности или при большом количестве учащихся в классе указанные линии целесообразно вычерчивать различными цветами. Номера формальных лидеров (старосты и т. п.) заштриховывают.

Приложение 2

Методика «Социометрия».

Ход выполнения. Эксперимент может протекать в двух формах: путем выбора товарища по парте и «выбора в действии». В первом случае учащимся предлагается подписать свой листок и написать на нем фамилии выбранных им одноклассников. Количество выборов может быть определенным (3-5 учащихся) и неопределенным (предлагается указать несколько фамилий школьников своего класса).

В любом случае желательно соблюдать последовательность предпочтений (в первую, во вторую и в третью).

В зависимости от характера выявляемых отношений вопросы могут быть различными: «С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?», «С кем бы ты хотел жить в одной походной палатке?», «назови трех учеников вашего класса, которых ты рекомендовал бы для участия в дискуссии с членами молодежных организаций других стран», «С кем из учеников вашего класса ты хотел бы готовиться к контрольной работе по математике?». Одни вопросы направлены на выявление эмоциональных связей, другие — деловых.

Обработка полученных данных. На основании результатов составляется матрица, куда записывается список класса, а в верхнюю строку — номера, под которыми значатся фамилии школьников. В каждой сроке против номеров учащихся, выбранных данным школьником, ставятся номера выборов (1, 2 или 3).

Например, поскольку Леонов выбрал 1) Васильева, 2) Углова, 3) Климова, то ставятся соответствующие выборы на пересечении седьмой строки со столбцами 3,5 и 6.

Если ученики выбрали друг друга, то эти два выбора обводятся в кружочек. В таблице они показаны курсивом. Номера мальчиков обычно обводятся треугольниками, девочек — кружочками. Затем на отдельном листе вычерчивается социограмма.

Матрица выбора

№ п/п

Кто выбирает

Кого выбирают

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

1

Антонова

3

1

2

2

Буланова

2

1

3

3

Васильев

2

3

1

4

Дятлов

3

1

2

5

Иглов

1

3

2

6

Климов

1

3

2

7

Леонов

1

2

3

8

Никитина

2

3

1

9

Орехов

2

1

3

10

Орфеев

1

3

2

11

Павлов

2

1

3

12

Родных

1

2

3

13

Семенчук

3

2

1

14

Тимофеева

2

3

1

15

Устюгова

1

2

3

Количество полученных выборов

3

0

7

6

6

1

8

0

0

0

1

3

6

4

0

Количество взаимных выборов

3

0

3

3

2

1

3

0

0

0

0

1

2

3

0

Социограмма представляет собой четыре концентрированных окружности, в которые помещают все номера учащихся класса. В первый круг (центральный) помещают тех, кто набрал наибольшее количество положительных выборов (так называемые «социометрические звезды», которые имеют в два раза больше среднего количества выборов), во второй круг — «предпочитаемых» (имеющих среднее количество выборов), в третий — «пренебрегаемых» (число выборов меньше среднего), в четвертый — «изолированных» (не получивших ни одного выбора).

Взаимный выбор обозначают сплошной линией между двумя соответствующими номерами, невзаимный — сплошной линией со стрелкой (от того, кто выбирал, к тому, кого он выбрал).

Для большей наглядности или при большом количестве учащихся в классе указанные линии целесообразно вычерчивать различными цветами. Номера формальных лидеров (старосты и т. п.) заштриховывают (15, c. 173-176) .

Приложение 3

Методика «Два дома»

Цель исследования: определить круг значимого общения ребенка.

Материал и оборудование: лист бумаги, красный и черный карандаш (фломастеры).

Процедура исследования

Исследование проводится строго индивидуально. Сначала кратко обсуждается, в каком доме живет ребенок. Затем психолог предлагает: «А теперь давай выстроим для тебя прекрасный, красный, красивый дом». (И рисует на глазах у ребенка красный дом, еще и еще раз подчеркивая его привлекательность).

«А теперь давай этот прекрасный дом заселим. Конечно, в нем будешь жить ты, ведь мы его для тебя и построили! (Около дома записывается имя ребенка).

А кто еще? Здесь, в этом новом доме могут жить все, кого ты захочешь поселить с собой, не важно, живете вы сейчас рядом или нет. Поселяй, кого хочешь!» Когда ребенок называет будущего обитателя красного дома, психолог записывает новое имя и как можно более нейтрально интересуется, а кто это.

Записав двух-трех новоселов в красный дом, психолог рисует рядом еще один дом — черный, но никак его не характеризует. «Может быть, кого-то ты не захочешь поселить рядом с собой в красный дом. Но надо, чтобы им тоже было где жить». (В классическом варианте проведения этой методики оба дома рисуются сразу. Но это получается слишком грубо, навязчиво, поэтому о черном доме лучше вспомнить потом, как бы между прочим.) Ни в коем случае не сообщается, что этот дом плохой или чем-то хуже красного. Черный дом вообще не оценивается, это просто другой дом.

Если черный дом не заполняется жильцами, ребенка к этому мягко побуждают: «Что же, этот дом так и будет стоять пустой?» После этого список жильцов обоих домов дополняется.

Если кто-то из реального окружения ребенка вообще не упомянут, то психолог может спросить о нем впрямую «Ой, а учительницу (или бабушку) мы вообще никуда не поселили. А ведь ей тоже надо где-то жить?!» Разумеется, этот вопрос тоже задается нейтральным тоном, и ни в коем случае не в акцентированной форме: «Ты поселишь учительницу с собой или отдельно?»

Обработка и анализ результатов. Результаты этой методики интерпретируются «впрямую», без символической дешифровки. Учитываются и количественные показатели (сколько людей ребенок охотно вселяет в свой дом), и, главное, показатели качественные. Очень важно, куда поселит ребенок родителей (поэтому методику «Два дома» лучше проводить не в их присутствии), младшего брата или сестру, учительницу, попадут ли в число новоселов одноклассники и другие сверстники.

Размещено на