ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Воспитание человека всегда было, есть и будет сложной задачей. Даже, если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблема сегодняшнего дня в нашей стране (безработица, преступность, разводы, доступность и использование незаконных или вредных лекарственных средств, вплоть до наркотиков, сексуальная распущенность, отсутствие личных и профессиональных целей, смещение ценностей) делает процесс воспитания еще более трудным.
Законом «Об образовании» и в рамках российской образовательной реформы, целью которой является гуманизация образования, предусматривается не только создание нового поколения учебных пособий и учебников, ориентированных на ценности отечественной и мировой культуры, но и изменения , касающиеся приоритетов регионального содержания образования.
В связи с этим в своей работе стараюсь четко определить цели и задачи обучения и воспитания
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений. Но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.
Это позволяет выделить основные результаты воспитания , выраженные в терминах ключевых воспитательных задач. Их содержание отражает основные направления развития личности:
♦ личностная культура
♦ семейная культура
♦ социальная культура.
Личностная культура- это:
■ готовность и способность к пониманию смысла своей жизни, индивидуально ответственному поведению;
■ готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою позицию, критически оценивать свои мысли и поступки;
■ способность к самостоятельным поступкам и действиям на основе морального выбора;
■ осознание ценности других людей, трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм.
Семейная культура- это:
■ осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу, Отечеству;
■ понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших, ответственность за другого;
Система высшего профессионального образования в сфере физического ...
... я попытаюсь представить финскую систему высшего образования в сфере физического воспитания. Цель работы - изучить систему высшего образования в сфере физического воспитания и спорта Финляндии Задача работы. Исходя ... и управление, на третьем - социальные услуги, здравоохранение и спорт. Далее следуют культура, туризм и ресторанное дело, естественные науки, природные ресурсы и окружающая среда и, ...
■ бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода.
Социальная культура- это:
■ осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных духовных и нравственных ценностей;
■ вера в Россию, чувство личной ответственности за Отечество;
■ развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности.
Цель моей программы следующая:
путем сочетания различных методов и приемов воспитательной педагогической деятельности способствовать становлению личности каждого школьника как гражданина Российской Федерации , способствовать духовно-нравственному развитию личности через систему «школа-семья-социум», формировать нравственные категории у обучающихся через принятие обучающимися семейных традиций, ценностей.
Задачи программы:
1. Воспитание граждан с ориентацией на общечеловеческие ценности, понимание и поддержание нравственных устоев семьи.
2. Формирование у учащихся высокого патриотического сознания.
3. Воспитание чувства верности к своему Отечеству, вовлекать воспитуемых в использование историко — культурных традиций донского казачества и региональных особенностей Донского края.
4. Воспитывать интерес и уважение к культуре русского народа.
5. Предоставить учащимся возможность реализовать себя в различных видах деятельности , ориентированных на общечеловеческие ценности.
Программа рассчитана на учащихся начального звена.
Срок реализации программы- 4 года ( 1-4 класс)
Ожидаемые результаты:
-активная жизненная позиция школьника;
-приобщение к нравственным, духовным ценностям современного мира;
-патриотическое и гражданское самосознание;
-уважительное отношение к старшим, проявление заботы к младшим;
-соблюдение народных традиций, любовь к фольклору и народным песням;
-эмпатическое и толерантное отношение к окружающим;
-представление о семье как о высшей ценности гражданского общества.
При составлении плана воспитательной работы с классом планирую мероприятия в соответствии со следующими направлениями:
Направление I. «Моя семья»
Цель работы классного руководителя в этом направлении является максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.
Задачи работы классного руководителя в направлении «Моя семья »:
-Организация и совместное проведение досуга детей и родителей.
— Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса- педагогов, родителей, детей.
-Обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с людьми.
Формы работы с классным коллективом в направлении « Моя семья »:
— тематические классные часы «История нашей семьи», «Военная летопись семьи», «Моя семья в воспоминаниях родных» и др.
— Праздники семьи, спортивные состязания с участием бабушек и дедушек, мам и пап.
— Праздники, посвященные датам календаря ( 8 марта, 1 сентября, День учителя, день Победы и др.)
— Походы выходного дня, экскурсии.
9 стр., 4351 слов
Внеклассная работа как условие формирования классного коллектива ...
... В связи с этим актуализируется проблема организации классным руководителем внеклассной работы в школе с учетом возрастных особенностей учащихся. Особое внимание при этом уделяется организации практической ... коллектива, ведь важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного ...
Направление II. «Моё Отечество».
Цель работы классного руководителя в этом направлении является формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством.
Задачи работы классного руководителя в направлении «Моё Отечество»
-Обучение решению задач, связанных с нормами права и проблемами морального саморазвития.
— Формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом.
— Формирование гуманистического мировоззрения.
Формы работы с классным коллективом в направлении «Моё Отечество»:
— Тематические классные часы.
— Встречи с представителями правоохранительных органов.
— Посещение воинской части.
— Конкурсы, праздники по правовой тематике.
Направление III. «Мой образ жизни»
Цель работы классного руководителя в этом направлении является обучение учащихся пониманию смысла жизни, ценности своего существования и ценности существования других людей, передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей (как позитивного, так и негативного) опыта поколений.
Задачи работы классного руководителя в направлении
«Мой образ жизни»:
-Формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания.
— Формировать у учащихся осознание необходимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем.
-Знакомить учащихся с традициями и обычаями общения различных поколений.
— Формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик», «взрослый-ребенок».
— Создавать в детском коллективе одинаковые условия для общения всех учащихся класса.
Формы работы с классным коллективом в направлении
«Мой образ жизни»:
— Тематические классные часы по нравственной тематике.
— Спецкурсы по нравственной тематике.
— Дискуссии по нравственной тематике.
— Интерактивные игры, тематические классные часы
— Самопрезентация и самопредставление
— Праздники, конкурсы, ролевые игры.
— Изучение нравственного наследия мира.
Направление IV. «Моё здоровье»
Цель работы классного руководителя: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации значимости физического и психического здоровья человека. Воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.
Задачи работы классного руководителя в направлении «Моё здоровье»:
— Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного
здоровья.
— Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению
-физического и психического здоровья.
Формы работы с классным коллективом в направлении « Моё здоровье»:
— спортивные конкурсы, соревнования внутри класса, спартакиады, олимпиады,
-марафоны, турниры;
— встречи с победителями спортивных соревнований, семейными династиями, активно занимающимися спортом;
— походы выходного дня, дни здоровья, туристические походы;
— предметные утренники, спортивные викторины, тематические классные часы по
спортивной тематике, конкурсы газет, устные журналы;
— беседы и дискуссии по темам: «Спорт в моей жизни», «Великие спортсмены моей страны и мира», «История видов спорта», «Древние виды спорта» и др.;
— психолого-педагогические консилиумы и тематические консультации по вопросам
сохранения здоровья учащихся.
Направление V. « Моя учёба»
Цель работы классного руководителя в этом направлении является оказание помощи ученикам в развитии в себе способности мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.
Задачи работы классного руководителя в направлении «Моя учёба»»:
— Определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития
— Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии.
— Формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность.
-Сохранить любопытство и информационную ненасыщаемость.
Формы работы с классным коллективом в направлении «Моя учеба»:
-внутриклассные конкурсы по развитию внимания, памяти, читательских умений младших школьников;
— интеллектуальные марафоны внутри класса;
— интеллектуальные бои;
— школы интеллектуального развития.
Направление VI. « Мой досуг»
Цель работы классного руководителя в этом направлении является создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях.
Задачи работы классного руководителя в направлении «Мой досуг»:
-Создание условий для раннего проявления учащимися класса своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности.
— Использование активных и нестандартных форм внеклассной деятельности учащихся, отвечающих их интересам и возможностям.
— Развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи.
Формы работы с классным коллективом в направлении «Мой досуг»:
— празднование памятных дат в жизни учащихся;
— празднование памятных дат календаря;
-посещение театров, музеев, выставок;
-театрализованные представления.;
— фестивали, презентации, дискотеки, танцевальные вечера.
План-сетка по направлениям
Направление «Моя семья»
Месяц | 1-й год реализации | 2-й год реализации | 3-й год реализации | 4-й год реализации | Примечания ( вносятся по мере необходимо-сти) |
Сентябрь | «Я, ты, он, она- вместе-целая страна!» | Подготовка материалов к проекту «Моя родословная» | Праздничный урок «Обычаи в христианской семье» | Классный час «Пойми меня правильно» | |
Октябрь | Беседа «Дорогие мои старики» ( ко Дню пожилого человека) | Исследовате-льская работа «Моя родословная» | Участие в акции «Ветеран живет рядом» | «За что уважают в семье и обществе?» | |
Ноябрь | Организация экскурсионной поездки в кинотеатр | Конкурс рисунков «Кем работает моя мама?»( ко Дню матери) | Кл. час «Самые дорогие для нас слова : мама, Родина, мир» | Кл. час «Я песню милой маме пою» | |
Декабрь | «Что означает моё имя?» | Устный журнал «Загляните в семейный альбом» | Беседа «Что означает моя фамилия?» | Кл. час «А у нас в семье» | |
Январь | Беседа «Новый год в моей семье» | Беседа «Семья- это семь «Я» | Устный журнал «Семейные ценности» | Анкетирование «Главное в семье- это…» | |
Февраль | Конкурс рисунков «Кем служил мой папа?» | «Папа, мама, я- спортивная семья» | Поисковая операция «Как образовалась моя семья» | Отношение к религии в нашей семье. Исследовательская работа. | |
Март | Подготовка открыток для мам, бабушек , сестёр | Утренник для мам «Мамин день» | Встреча с бабушками и мамами «Как трудно быть мамой» | Устный журнал «История одного ордена ( медали)» | |
Апрель | Организация с родителями похода по родным местам | Организация экскурсион-ной поездки в г. Москва | Семейные посиделки «Мы за чаем не скучаем» | Семейный вечер «Классный звездопад» | |
Май | Заочное путешествие «Мои младшие – старшие брат, сестра» | Организация с родителями похода по родным местам | «Во имя любви» ( Ко Дню семьи, любви и верности) | Праздник «Прощание с начальной школой» |
Направление «Моё Отечество»
Месяц | 1-й год реализации | 2-й год реализации | 3-й год реализации | 4-й год реализации | Примечания ( вносятся по мере необходимо-сти) |
Сентябрь | Кл час «С чего начинается Родина» | Праздник «Родина любимая моя» | «С любовью к России» 200 лет Бородинской битве | Кл. час « Я о Родине пою» | |
Октябрь | Экскурсия «Люблю тебя, мой город !» | Заочное путешествие «Чем богат наш край» | «Быт и праздники православных» | Фольклорный праздник «Милые сердцу места» | |
Ноябрь | Утренник «Краски родного Подмосковья» | «Фольклор родного края» исследовательская работа. | «Живем в мире и согласии» конкурс стихов | Конкурс сочинений «Я –человек и гражданин» | |
Декабрь | Игра –викторина «Знаю ли я свою страну» | Праздник «Новогодниепосиделки» | Беседа «Символы Российского государства» | Кл. час «Ими славен наш край»( ко Дню битвы под Москвой) | |
Январь | Кл. час «Города Подмосковья» | «Газетное слово о жизни в мире» | «Рождество христово» | «Что значит быть счастливым в своей стране?» | |
Февраль | Игровая программа «Служу России» | Инфочас «Чем живет планета Земля» | Утренник «Юные герои»( ко дню памяти Героя –антифашиста) | Встреча с воинами-земляками « И я буду солдатом!» | |
Март | Утренник «Мы- земляне» | Кл. час «Весенние праздник и обряды» | «Воспитание детей в царской семье» Устный журнал | «Кем и чем прославлено моё село» | |
Апрель | «Человек- хозяин природы»экскурсия в лес | «Праздник русской березки» | Беседа «И вот он, дом, в котором мы живем» | Кл. час «Природоохранные традиции» | |
Май | Утренник «Давно закончилась война» | Встреча с ветераном «О чем рассказал орден?» | Кл. час «Поговорим о земляках!» | Игра-викторина»Сохраним нашу Землю голубой и зеленой!» |
Направление «Мой образ жизни»
Месяц | 1-й год реализации | 2-й год реализации | 3-й год реализации | 4-й год реализации | Примечания ( вносятся по мере необходимо-сти) |
Сентябрь | «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики!» | Кл. час «Чтение- вот лучшее учение» | Кл. час «Дружба крепкая» | Кл. час «Встречают по одежке, провожают по уму» | |
Октябрь | Кл. час «Правила поведения в школе» | Игра-викторина «Мои четвероногие друзья» | «Правила поведения в транспорте» учебная игра | Беседа «Мир моих увлечений» | |
Ноябрь | Беседа «Что такое хорошо и что такое плохо» | «Ярмарка талантов» | Экскурсия в музей. «Дарвинский музей» | Кл. час «Поговорим о наших мамах» | |
Декабрь | Праздник «Откуда берутся грязнули?» | Беседа «Спешите делать добро» | Концертное представление «Я и мои таланты» | Час доверительного разговора «Моё «хочу» и «надо» | |
Январь | Кл. час «Ежели вы вежливы…» | Музыкальная гостиная «Времена года» | Круглый стол «Поговорим о вежливости» | Урок благотворительности «Кому нужна моя помощь?» | |
Февраль | Беседа «Слово огорчает, веселит, утешает» | Кл. час «Делу- время, потехе-час» | Беседа «Считаете ли вы себя культурным человеком» | Устный журнал «Мы в ответе за тех, кого приручили» | |
Март | Доверительная беседа- «Друг- это..» | Праздник «Мамочка, милая мама» | Конкурс «Коса-девичья краса» | Кл. час «Все работы хороши» | |
Апрель | Ролевая игра «Разговор о честности» | Экологичес-кая беседа «Человек- хозяин природы» | Кл. час «Праздник –проказник» | Игра-викторина «Мы- девочки, мы- мальчики!» | |
Май | Игра-путешествие «На волшебном поезде» | Утренник «Праздник цветов» | Познаватель-ная программа «Скуку, лень из жизни вон» | Кл. час «Благодарность- это…» |
Направление «Моё здоровье»
Месяц | 1-й год реализации | 2-й год реализации | 3-й год реализации | 4-й год реализации | Примечания ( вносятся по мере необходимо-сти) |
Сентябрь | День здоровья ( поход) | День здоровья ( поход) | День здоровья ( поход) | День здоровья ( поход) | |
Октябрь | Игры на свежем воздухе «Веселые старты» | Кл. час «Режим дня» | Кл. час «Здоровье сгубишь- новое не купишь» | Беседа «Азбука безопасного поведения» | |
Ноябрь | Утренник «Откуда берутся грязнули?» | «История возникнове-ния Правил дорожного движения» | «Тормозной путь автомобиля» Экскурсия по городу. | Кл. час «Привычки, которые мешают нам жить» | |
Декабрь | «Дорога и её главные составные части» | Праздник «В гостях у Мойдодыра» | Кл. час «Огонь- друг и враг человека» | Игра-викторина «Почему важно не забывать о гигиене» | |
Январь | Зимние игры | «Дорожные знаки и их виды» | Беседа «Меры безопасного поведения покрытых льдом» | «Сигналы светофора с дополнительными секциями» | |
Февраль | «Знакомство с дорожными знаками» | Игры-состязания «Богатырская сила наша» | Лыжный поход. | «А ну-ка, мальчики!» спортивные состязания. | |
Март | Игра –путешествие с Карлсоном «Наше питание» | Беседа «Правила приёма пищи» | Беседа «Правила здорового питания» | Встреча с медсестрой «Генномодифицированные продукты и их влияние на организм человека» | |
Апрель | Конкурс пословиц о питании. | Устный журнал «Я здоровье берегу, сам себе я помогу!» | «Веселый урок здоровья» | «Витамины нам нужны.» | |
Май | «Наши верные друзья. Светофор и его сигналы» | «Правила перехода улиц и дорог» | Игра-викторина «Олимпийские игры» | Беседа «Причины несчастных случаев» |
Направление «Моя учеба»
Месяц | 1-й год реализации | 2-й год реализации | 3-й год реализации | 4-й год реализации | Примечания ( вносятся по мере необходимо-сти) |
Сентябрь | «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики!» | «Путешествие по рекам, странам, городам» | Игра «Что нам стоит дом построить» | Игра-викторина «Русская печь» | |
Октябрь | «Путешествие в библиотечную страну» | Кл. час «В песне душа народа» | Конкурс «Кенгурёнок»Поездка в океанариум. | Конкурс веселых математиков» | |
Ноябрь | Урок-исследование «Во саду ли, в огороде» | Внеклассное занятие «Как хорошо уметь считать» | Игра-исследование «Больше-меньше» | Выпуск газеты. | |
Декабрь | Праздник поэзии | Игровая программа «Огонек» | Поездка в театр, | Литературный ринг «Смеять-ся , право, не грешно над тем, кажется смешно» | |
Январь | Час загадок и отгадок | Устный журнал «И вот сама идет волшебница-зима» | Поездка в театр, КВН по русскому языку | КВН «Волшебный мир» | |
Февраль | Кл. час «Животные родного края» | Ролевая игра «Мистер ИКС- званый гость» | «Путешествие по стране Геометрии» | Литературный праздник «А как у Вас говорят?» | |
Март | Предметно-тематический праздник «5+5» | «Путешест-вие по сказкам» | Кл. час «В гостях у дедушки Корнея» | Олимпиады по предметам | |
Апрель | Внеклассное занятие «На лесной поляне» | «Желтый, красный, зеленый»- игра-путешествие | Поездка в планитарий. | КВН по русскому языку | |
Май | Урок-презентация «В гостях у русских умельцев» | Экскурсия «Ищем клад» | «Вечер веселых вопросов и ответов» | Литературное лото«Что за прелесть эти сказки!» |
Направление «Мой досуг»
Классное ученическое самоуправление
Самоуправление в классном коллективе – это действие детей, осуществляемые как самостоятельно, так и совместно со взрослыми членами классного общества ( классный руководитель, родительский комитет ) по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в классе, направленной на создание благоприятных условий для развития духовно богатой личности каждого учащегося, для оптимального общения друг с другом.
Работа классного самоуправления распределена по следующим станицам:
1. Станица Патриотическая. Предназначена для формирования у учащихся гражданских качеств личности, отношения к патриотизму как к высокой нравственной категории.
Функции:
— планирует вместе с классным руководителем проведение мероприятий на патриотическую тему,
— занимается подготовкой и непосредственным проведением данных мероприятий;
— организует акции посильной трудовой помощи ветеранам;
— вместе с учителями-предметниками организует экскурсии по достопримечательным местам родного края;
— готовит и проводит политинформации.
2. Станица Образовательная. Предназначена для развития познавательных интересов учащихся, творческого подхода и активной позиции в образовательном процессе.
Функции:
— организует и планирует совместно с классным руководителем и родителями познавательные дела;
— помогает педагогам в подготовке и проведении олимпиад, интеллектуальных марафонов, предметных недель;
— ведет учет и разрабатывает систему поощрений лучших учащихся;
— ведет контроль за успеваемостью (заполнение дневников, экрана успеваемости);
— ведет учет пропусков уроков;
— образует помощь в учебе нуждающимся учащимся;
— совместно с классным руководителем проводить на классных часах пятиминутки «Мир вокруг нас»;
3. Станица Оздоровительная. Предназначена для формирования у учащихся здорового образа жизни, приобщения к спорту и физкультуре, развития уважения к себе, своему здоровью, здоровью окружающих.
Функции:
— планирует, организует и проводит классные спортивные мероприятия;
— помогает в подготовке и проведении школьных спортивных соревнований,
— праздников, Дней здоровья; отвечает за комплектование команд;
— ведет учет и пропаганду спортивных достижений учащихся класса;
— совместно со станицей Печатной выпускает стенгазету «Наши достижения»;
— заботится о проведении физкультминуток на уроках;
— совместно с классным руководителем проводит беседы и классные часы о пропаганде здорового образа жизни;
— ведет учет и разрабатывает систему поощрений учащихся, активно участвующих в спортивной жизни класса и школы.
4. Станица Культурная.Предназначена для приобщения учащихся к эстетическому восприятию окружающего мира, к общечеловеческим культурным и нравственным ценностям; для координации действий при проведении классных и школьных мероприятий.
Функции:
— планирует, организует и проводит классные досуговые мероприятия;
— ведет подготовительную работу и отвечает за участие класса в школьных мероприятиях;
— предоставляет информацию о проводимых в слободе выставках, концертах, организует посещение музеев;
— организует поздравления учащихся с днем рождения, с призовыми местами на конкурсах, соревнованиях;
— проводит совместно с классным руководителем классные часы о культуре общения (поведения, внешнего вида, речи, быта и т. д.);
— помогает классному руководителю в проведении бесед, диспутов по нравственным вопросам и вопросам этика и гуманизма;
— организует акции гуманитарной помощи малообеспеченным семьям.
5. Станица Правоохранительная.Предназначена для формирования сознательной дисциплины учащихся и их правовой культуры.
Функции:
— следит за соблюдением Устава школы;
— вносит предложения по внесению изменений и дополнений в Устав школы;
— участвует в разрешении коллективных споров среди учащихся класса;
— отвечает за дежурство в классе;
— следит за соблюдением правил поведения учащихся на уроках, переменах, во время проведения классных и школьных мероприятий;
— совместно с классным руководителем проводит классные часы и беседы по правовым вопросам.
6. Станица Печатная.Предназначена для обеспечения гласности в жизни класса, сообщения информации о проводимых мероприятиях и участия в них учащихся класса.
Функции:
— выпускает газеты к праздникам, различные плакаты, боевые листки;
— готовит фотогазету об увлечениях, спортивных достижениях учащихся класса;
— отвечает за оформление газет к предметным олимпиадам;
— оформляет класс, школу к различным праздникам, мероприятиям;
— ведет фотоальбом «Наш класс»
— обеспечивает наличие на мероприятиях фотоаппарата и отвечает за печатание фотографий;
— предоставляет возможность каждому учащемуся из класса высказывать свою точку зрения по различным вопросам.
Устав класса.
Мы и наша Родина.
· Мы любим нашу Родину и сделаем ее красивой
· Мы уважаем традиции своей страны и бережно относимся к истории.
· Мы заботимся о природе.
· Мы соблюдаем чистоту и порядок там, где находимся.
· Мы заботимся о своем здоровье и здоровье окружающих нас людей.
Мы и школа.
· Наш класс – структурное поздравление школы.
· Мы активные участники всех общественных дел.
· Наш адрес: кабинет №24, самый красивый и уютный кабинет в школе.
· Наш девиз: относись к другим так, как хотел бы, чтобы отнеслись к тебе.3. Только мы.
Цель: воспитать в себе человека, чтобы созидать.
Перспектива: жить так, чтобы тебя уважали.
Правила нашей жизни:
· Мы — самые дружные.
· Мы работаем над собой, развиваем свои творческие способности.
· Мы трудимся, чтобы стало лучше вокруг.
Мы и наши родители.
Родители – наши помощники и друзья.
Мы всегда вместе:
· Мы в школе – они переживают.
· Мы дома – они контролируют.
· Мы трудимся – они помогают советом и делом.
· Мы отдыхаем – они отдыхают и веселятся вместе с нами.
Нельзя огорчать своих родителей!
Мы и наши учителя.
· Уважаем всех учителей школы.
Стараемся, чтоб учителям было интересно с
нами работать.
Мы и наши младшие товарищи
· Никогда не обидим наших младших друзей!
· Поможем и защитим!
Классная газета как средство развития детского самоуправления
Очень эффективным помощником в моей работе стала классная газета, в которой отражается жизнь ребенка, проявляются его таланты, развиваются умения сотрудничества и творчества. Работа в газете способствует привитию любви к интеллектуальному труду, формирует возможность профессионального самоопределения , активизирует творческую деятельность детей, создаёт ситуацию успешности. Более того, выпуск классной газеты- это то дело, вокруг которого складывается настоящее ученическое самоуправление.
Мы с детьми придумали следующие рубрики для нашей газеты:
♦ учебный марафон ( здесь рассказывается об учебе ребят, даются советы по учебным вопросам, ведутся репортажи, даётся информация из библиотеки, информация о проверке состояния дневников);
♦ отдыхай-ка ( как мы проводим внеклассные мероприятия, участвуем в спортивных соревнованиях, организуем разные интеллектуальные конкурсы в газете, придумываем кроссворды с призами);
♦ наш взгляд ( делимся мнениями, высказываем свои мысли по разным вопросам);
♦ копилка добрых слов ( поздравляем с победами в соревнованиях и в конкурсах, отмечаем именинников;
♦ семья .ru. ( колонка для родителей)
Работа с родителями
Основная задача классного руководителя (общая с задачами родителей) — создать условия для свободного развития физических и духовных сил учеников, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями, защитить от всех неблагоприятных факторов, мешающих этому.
Важнейшая направленность деятельности классного руководителя — это семья, в которой растет, формируется, воспитывается ученик. Классный руководитель должен помнить, что, воспитывая ученика, он влияет, в первую очередь, на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями. Педагогу необходимо знать, какова сфера материального бытия ребенка, каков образ его жизни, каковы традиции и обычаи семьи. Здесь необходимо следующее:
а) изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи;
б) психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед;
в) организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей;
г) защита интересов и прав ребенка в так называемых трудных семьях.
Основные направления классного руководителя и родителей :
Общение — это воздействие, обусловливающее самое максимальное развитие личности ребенка, это этическое воздействие на признанные ценности Человека. Успеху работы классного руководителя совместно с родителями способствуют три личностных образования: интерес к жизни, интерес к человеку, интерес к культуре. Решение проблемы общения приводит детей к пониманию общечеловеческих ценностей, когда они становятся нормой для учащихся.Высшая ценность-человеческая жизнь. Никто не имеет права посягать на нее.
Интерес к жизни -это непременное условие работы с детьми, условие эффективности воспитания. Воспитание с этих позиций направлено на формирование способности быть счастливым, в основе которой — принятие жизни как дара природы.
Понимание и восприятие человека как личности, имеющей право на понимание, способной самосовершенствоваться, обладающей индивидуальными ценностями (семья, близкие люди, увлечения).
Культурные ценности мира, их значение в развитии и становлении человека, формирование понимания их необходимости и важности в жизни.
Познавательная сфера жизни ребенка.
Для решения этой проблемы нужно обратить внимание на:
а) выработку совместно с семьей единой тактики в развитии учебных умений ученика, его познавательной активности, его будущего профессионального определения;
б) осуществление мероприятий совместно с родителями, расширяющих кругозор и познавательные интересы ученика, стимулирующих любознательность, исследовательское мышление;
в) проведение психолого-педагогических консилиумов, разрабатывающих программы коррекции общеучебных умений отдельных учащихся и всего класса на родительских собраниях;
г) организацию классных часов совместно с родителями по совершенствованию у учащихся учебных умений и возможностей, саморазвитию.
Таким образом, классным руководителем реализуется функция родительского просвещения (сведения о воспитательной концепции школы, педагогической позиции классного руководителя, о методике воспитания, о целях и задачах личностного развития школьников на данный период, о ходе духовного развития ребенка, об особенностях школьной деятельности ученика, о взаимоотношениях в группе, о выявленных способностях и текущих успехах » т. п.) и корректировка семейного воспитания — именно той стороны, которая имеет отношение к ребенку, жизни и деятельности ребенка, обеспечивающие и коррекцию личности родителей.
Формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся:
В практической работе с родителями учащихся классный руководитель использует коллективные и индивидуальные формы взаимодействия.
Формы работы с родителями:
— родительские собрания;
— индивидуальные консультации ;
— посещение на дому;
-тематические консультации;
— родительские чтения;
— проведение совместных праздников;
— общешкольные родительские собрания
Примерная тематика
Проведения классных родительских собраний и консультаций в начальных классах
Класс
1«Первый раз- в первый класс». Трудности адаптации 1- классников к школе.
2.Детские страхи.
3. Телевизор в жизни семьи и 1- классника.
4. Мотивы учения младших школьников.
5. Режим дня школьника.
6. Игра и игрушка в жизни младшего школьника.
7. Перелистывая страницы учебного года…
1Снова вместе! Первые уроки школьной отметки.
2.Причины и последствия детской агрессии.
3. Поощрения и наказания детей в семье.
4. Праздники и будни нашей жизни.
5. Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребенка.
6. О разумной родительской любви.
7. Как вырастить ребенка нравственным?
1. Семейные традиции и способность ребенка трудиться.
2.Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребенка в себе.
3.Мой ребенок становится трудным…
4. Что нужно знать родителям о физиологии младшего школьника?
6. Мужчины нашего дома.
7. Поощрение и наказание как методы воспитания.
1. Роль семьи и школы в формировании интереса к учению.
2.Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника.
3. О родных и близких с любовью.
4.Как научить своего ребенка жить в мире людей?
5. Как уберечь ребенка о насилия?
6. Нужно ли воспитывать у ребенка патриотизм?
Работа с детьми «группы риска»
Особого внимания требуют к себе учащиеся, которых называют трудными. Ни один ребенок, который приходит в школу, не хочет быть в их числе. Трудными дети становятся, в первую очередь, в результате семейного воспитания. Плохие, враждебные взаимоотношения в семьях, разводы родителей, манипулирование детьми, перебрасывание ребенка из одной семейной ситуации в другую- все это приводит к тому, что ребенок становится трудным.
При поиске причин появления трудностей в поведении ребенка я пытаюсь найти ответы на такие вопросы:
— Какие особенности характера ребенка влияют на неадекватность его поведения?
— Какие неблагоприятные внешние условия влияют на неадекватность поведения ученика?
— Какие неблагоприятные обстоятельства ребенок может преодолеть
самостоятельно?
— Какие неблагоприятные обстоятельства ребенок может преодолеть с помощью родителей?
— Какую помощь может оказать общественность?
— Какие педагогические ошибки недопустимы в воспитании ребенка?
— Как исправить ошибки, которые уже допущены мной и семьей?
Для ответов на эти вопросы использую следующие формы работы с детьми «группы риска»:
· посещение семей;
· индивидуальные беседы с детьми и родителями;
· педагогическая диагностика ( тестирование, анкетирование, наблюдение);
· привлечение к беседам социального педагога, участкового инспектора, администрацию школы;
· · привлечение учащихся к посещению объединений дополнительного образования.
При составлении плана воспитательной работы на учебный год провожу анализ социального паспорта класса. Исходя из результатов, определяю направления работы с каждой семьёй.
Тест «Незаконченный тезис»
( методика «Свободный выбор»)
Цель: определить степень позитивного или негативного отношения к жизни.
Ход проведения:учащиеся дописывают предложенияв течение 1-2 минут. По ним определяется позитивное или негативное отношение к миру.
1. Я иду утром в школу……………………………………………………….
2. Хорошая жизнь- это……………………………………………………..…
3. Быть человеком- значит……………………………………………………
4. Самое главное в жизни……………………………………………………..
5. Нельзя прожить жизнь………………………………………………………
6. Чтобы иметь друзей, надо…………………………………………………..
7. В хорошей школе……………………………………………………………
8. Когда есть свободное время, я………………………………………………
9. Музыка нужна, так как……………………………………………………….
10. Я не согласен с тем, что говорят, будто я……………………………………
Результаты анкетирования во 2 классе
Позитивное отношение к жизни | Негативное отношение к жизни |
62% | 38% |
Вывод: результаты анкетирования за 2 года свидетельствуют о положительной динамике повышения позитивного отношения обучающихся к школе, одноклассникам, друзьям, к жизни в целом.
Оценка системы работы классного руководителя
В качестве инновационного метода оценивания уровня обучения и воспитания , компетентностного подхода к этому процессу в течение уже 3 лет практикую введение портфолио ученика начальной школы.
Портфолио— это способ фиксирования, накопления и оценивания педагогами, родителями и самим учеником результатов его духовно-нравственного развития. Портфолио- нечто большее, чем папка школьных и семейных работ, отчетов о выполнении каких-либо дел.
И я вот как определяю основные цели и задачи ведения портфолио в начальных классах:
● создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и
уверенности в собственных возможностях;
● максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка, развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к
самостоятельному познанию,
● формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;
● приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать
собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»;
● формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к
самосовершенствованию.
Для решения этих задач (по моему мнению ) необходимо сместить акцент, сделав основной упор в начальной школе не на портфолио документов, а на портфолио творческих работ. Другими словами, раздел «Творческие работы» должен стать основным и главным, раздел «Официальные документы» должен отойти на второй план и использоваться только в качестве приложения!
Девизом работы с портфолио ученика начальной школы должна стать фраза: «Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован».
Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио — это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат.
Жестких требований портфолио (государственного образца) на данный момент не существует. И это радует! Ведь работа над портфолио — хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное. Как правило, администрация школы дает советы, рекомендации по оформлению.
Единственное, чего стоит опасаться, так это того, чтобы портфолио ученика начальной школы не назывался «Портфель моих достижений» («Мои достижения» и т.п.) и чтобы не выводился на передний план раздел, документально подтверждающий эти достижения (всевозможные грамоты и сертификаты).
Список используемой литературы
1.Воспитательная система класса: теория и практика \Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2005.
2.Воспитание школьников \ научно-методический журнал №2. М.,2007.
3.Воспитание школьников \ научно-методический журнал №4. М.,2007.
4.Воспитание школьников \ научно-методический журнал №8. М.,2007.
5.Классный руководитель \ научно-методический журнал №7. М.,2007.
6.Классный руководитель \ научно-методический журнал №3. М.,2007.
7.Классный руководитель \ научно-методический журнал №8. М.,2007.
8.Классный руководитель \ научно-методический журнал №4. М.,2007.
9.Классный руководитель \ научно-методический журнал №2. М.,2008.
10.Классный руководитель \ научно-методический журнал №1. М.,2006.
11.Классный руководитель \ научно-методический журнал №7. М.,2006.
12.Классный руководитель \ научно-методический журнал №4. М.,2008.
13.Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека.
14.Отечество: гражданское и патриотическое воспитание \ Т.М.Кумицкая, О.Е.Жиренко.-М.:ВАКО,2009.