Одаренность – совокупность ряда способностей, обуславливающих особо успешную деятельность человека и выделяющую его среди других лиц, выполняющих данную деятельность в тех же условиях.
При анализе разделяются «художественная» и «практическая» одарённости. Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Кроме наличия комплекса способностей, для успешного выполнения деятельности человеку необходимо обладать определённой суммой знаний, умений и навыков. Кроме того, необходимо отметить, что одарённость может быть специальной — то есть одарённостью к одному виду деятельности, и общей — то есть одарённостью к разным видам деятельности. Часто общая одарённость сочетается со специальной.
Талант – высокий уровень развития способностей, обеспечивающий достижения значительных успехов, в каком либо виде деятельности.
Современные учёные выделяют определенные типы таланта, которыми обладают люди в той или иной степени. В начале 1980-х годов Говард Гарднер написал книгу «Рамки ума». В этой книге он определил девять типов таланта, интеллекта:
- вербально-лингвистический (отвечает за способность писать и читать, присущ журналистам, писателям и юристам,лингвистам)
- цифровой (характерен для математиков, программистов)
- слуховой (музыканты, лингвисты, языковеды)
- пространственный (присущ дизайнерам и художникам)
- физический (им наделены спортсмены и танцоры, эти люди легче обучаются на практике)
- личностный (его также называют эмоциональным; отвечает за то, что человек говорит сам себе)
- межличностный (люди с этим талантом часто становятся политиками, ораторами, торговцами, актёрами)
- талант окружающей среды (этим талантом бывают наделены дрессировщики, земледельцы).
- предпринимательский — талант (мышление нового поколения, навязанного временем и деньгами).
Альтернативное определение: Талант — результат опыта работы в той или иной сфере деятельности. Необязательно появляется от рождения. Может проявиться в любое время. Так многие математики работают на гуманитарных специальностях.
Гениальность – это высший уровень развития способностей, делающий человека выдающейся личностью в соответствующей сфере деятельности.
Развитие способностей, одаренности и таланта
... степень способностей личности в определенной деятельности (общении) талантом; г) способности к общению, взаимодействию с людьми, а именно, речь человека как средство общения, способности восприятия и оценки людей, социально ... условия влияют на развитие одаренности, т.к. они определяют уровень жизни человека; чем экономически развито общество, тем более благоприятны возможности для ...
Традиционно выражается в новых и уникальных творениях, признаваемых шедеврами, часто с опозданием. Иногда гениальность объясняют новым и неожиданным методологическим подходом к творческому процессу. В отличие от большинства талантливых индивидуумов, гений создаёт качественно новые творения, достигает революционных интеллектуальных результатов.
Как правило, гений творит значительно продуктивнее и быстрее своих ровесников, достигающих официального признания в той же самой сфере занятий.
Однако существует значительный разрыв между гениями потенциальными, генетическими, и гениями признанными, реализовавшими свой потенциал.
В XX веке феномен гениальности становится предметом множества социологических и физиологических исследований. Наиболее известны проявления гениальности в научном и художественном творчестве. Так, например, в большинстве случаев гениальность музыкантов (прежде всего, исполнителей) основана на врождённых и приобретённых свойствах организма, недоступных другим представителям данной сферы деятельности
42. Проблема человека в психологии. Сущность и соотношение понятий человек, индивид, субъект, личность, индивидуальность.
Человек — это субъект общественно-исторической деятельности и культуры, или — точнее — субъект данных общественных отношений и тем самым общемирового исторического и культурного процесса.
Индивид — это единичный представитель человеческого рода, частное от общего, отдельно взятый человек — безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям. Родившийся ребенок — индивид, но он не есть еще человеческая индивидуальность. Индивид становится индивидуальностью по мере того, как он перестает быть только «единицей» человеческого рода и приобретает относительную самостоятельность своего бытия в обществе, становится личностью.
Личность — это человеческий индивид, взятый в аспекте его социальных качеств (взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения и т. д.).
Она представляет собой динамичную, относительно устойчивую целостную систему интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. Социальные качества личности проявляются в ее действиях, поступках, в ее отношении к другим людям.
Индивидуальность — это неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, индивидуальная форма общественной жизни человека. Она выражает собственный мир индивида, его особый жизненный путь, который по своему содержанию определяется социальными условиями, а по происхождению, структуре и форме носит индивидуальный характер. Сущность индивидуальности раскрывается в самобытности конкретного индивида, его способности быть самим собой. Важная роль природных задатков, врожденных особенностей в ее развитии опосредствована социальными факторами.
Субъект – это человек, как носитель предметно практической деятельности, т.е. целенаправленности и направленности поступков и целей.
Понятие личности в отечественной психологии. Сущность и составляющие психологической структуры личности по С.Л. Рубинштейну, К.К. Платонову, А.В. Петровскому.
Наиболее обоснованную и развёрнутую структуру личности предложил К.К.Платонов.
Психология личности соотношение понятий человек индивид личность ...
... личность» [4]. Индивидуальность - это личность конкретного человека как неповторимое сочетание своеобразных психических особенностей. Индивид - единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальный и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей ...
На основе критерия соотношения социального и биологического в качествах личности выделены:
1) — направленность личности;
Объединяет качества направленности и отношения личности, проявляющиеся как моральные черты (влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, убеждения, мировоззрение).
В этих формах направленности личности проявляются и отношения и моральные качества личности, и различные потребности. Эта подструктура формируется путём воспитания.
2)- опыт;
Объединяет знания, навыки, умения, привычки, приобретённые в личном опыте путём обучения, но уже с заметным влиянием и биологически и даже генетически обусловленных свойств личности.
3)- индивидуальные особенности психических процессов;
Объединяет индивидуальные особенности отдельных психических процессов или функций, таких как: памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли.
4)- включает биопсихические свойства.
Объединяет свойства темперамента, возрастные свойства личности и её патологические.
Активность этой подструктуры определяется основными свойствами нервной системы.
А.В.Петровский, рассматривая личность в системе субъективных отношений, выделяет три типа:
1) интраиндивидная личностная атрибуция: личность трактуется как свойство, присущее самому субъекту.
2) интериндивидная личностная атрибуция как способ понимания личности, когда сферой её определения и существования становится «пространство межиндивидных связей».
3) метаиндивидная личностная атрибуция. Это воздействие, которое вольно или невольно индивид оказывает своей деятельностью (индивидуальной и совместной) на других людей. Важнейшие характеристики личности предлагается искать не только в нём самом, но и в других людях.
Личность характеризуется:
-Активностью — стремлением субъекта выходить за собственные пределы, расширять сферу своей деятельности, действовать за границей требований ситуации и ролевых предписаний;
-Направленностью — устойчивой доминирующей системой мотивов (интересов, идеалов, вкусов и т.д., в которых проявляют себя потребности человека);
-Ценностями, установками, убеждениями, мировоззрением;
-Самосознанием (это «Я — концепция» — система представлений о себе, конструируемая индивидом в процессах деятельности и общения, обеспечивающая единство и тождественность его личности и обнаруживающая себя в самооценках, в чувстве самоуважения, уровне притязаний и т.д.)
С.Л. Рубинштейн формулирует принцип единства сознания и деятельности. Рубинштейн специально отмечает, что не только деятельность влияет на личность, но и личность, имея право на выбор, занимает активную и инициативную позицию.
Личность, по Рубинштейну, является основанием этой связи. За кажущейся простотой постановки вопроса о связи сознания и деятельности стоит сложность преодоления отрыва сознания от личности и подстановки его на место личности.
Личность как целое, согласно С.Л. Рубинштейну, выражается через триединство: чего хочет человек (потребности, установки), что может (способности, дарования), что есть он сам (потребности и мотивы, закрепленные в характере).
Важным моментом в исследовании личности, по Рубинштейну, являются особенности ее включения в более широкий контекст – не только в деятельность, но и в жизнедеятельность. “Сущность человеческой личности, – говорит Рубинштейн, – находит свое завершающее выражение в том, что она имеет свою историю”.
1. Самосознание личности: структурные звенья самосознания, их генезис
... проблемы самосознания считают, что самосознание - это, прежде всего процесс, с помощью которого человек познает себя и относится к самому себе. Самосознание в психической деятельности личности ... этапа в развитии самосознания. Первый – присвоение структуры самосознания через механизм межличностной идентификации. Структура характреризуется основными феноменами: именем, притязанием на признание, полом, ...
Личность как субъект жизни имеет три уровня организации:
1) психический склад – индивидуальные особенности протекания психических процессов;
2) личностный склад – качества характера и способности;
3) жизненный склад – нравственность, ум, умение ставить жизненные задачи, мировоззрение, активность, жизненный опыт.
Особое место в его концепции занимает проблема сознания и самосознания. Рубинштейн противопоставляет свое понимание самосознания идеалистическому, где оно замкнуто на себе. Это понимание самосознания включает отношение к себе, к миру, но не прямое, а опосредованное жизненными проявлениями субъекта, всей жизнью личности. Не сознание вырастает из самосознания, а, наоборот, самосознание проявляется через активность субъекта в отношении к миру.
Самосознание и Я-концепция. Самооценка и уровень притязаний. Направленность личности и ее основные проявления.
Я-концепция (Я-образ, Образ «Я») — система представлений индивида о самом себе, осознаваемая часть личности. Эти представления о себе самом в большей или меньшей степени осознаны и обладают относительной устойчивостью.
Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем.
На основе Я-концепции индивид строит взаимодействие с другими людьми и с самим собой.
Традиционно выделяют когнитивную, оценочную и поведенческую составляющие Я-концепции. Когнитивная составляющая — это представления индивида о самом себе, набор характеристик, которыми, как ему кажется, он обладает. Оценочная — это то, как индивид оценивает эти характеристики, как к ним относится. Поведенческая — это то, как человек в действительности поступает.
Самосозна́ние — сознание субъектом самого себя в отличие от иного — других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий.
В психологии самосознание понимается как психический феномен, осознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный «образ-Я».
Стадии (или этапы) развития самосознания:
- Открытие «Я» происходит в возрасте 1 года.
- К 2-м 3-м годам человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко осознаёт себя как деятеля.
- К 7-и годам формируется способность оценивать себя (самооценка).
- Подростковый и юношеский возраст — этап активного самопознания, поиска себя, своего стиля. Завершается период формирования социально-нравственных оценок.
На формирование самосознания влияют:
1.Понятие личности в психологии. Структура в личности. Самосознание ...
... других людей. Психологи называют самооценку личности «ядром личности». Самооценка играет существенную роль в организации целесообразного поведения, деятельности, взаимоотношение с окружающими людьми. Хар-ки самооценки: ... ответственность на обстоятельства и др. людей. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний – желаемый уровень самооценки личности, проявляется в степени трудности цели, ...
- Оценки окружающих и статус в группе сверстников.
- Соотношение «Я-реальное» и «Я-идеальное».
- Оценка результатов своей деятельности.
Самооценка — это представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто.
В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида.
Функции самооценки:
- Регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора
- Защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности
- Функция развития. Самооценка является толчком к развитию личности.
Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида. В теории, самооценка — это оценивание человеком самого себя.
Уровни самооценки
В современной психологии есть три вида самооценки:
- заниженная
- нормальная
- завышенная
Уровень притязаний личности — это стремление к достижению цели той степени сложности, на которую человек считает себя способным.
Люди, обладающие реалистическим уровнем притязаний, отличаются уверенностью, настойчивостью в достижении своих целей, большей продуктивностью по сравнению с людьми, уровень притязаний которых неадекватен их способностям и возможностям.
Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, его поведение становится неадекватным, возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность. Из этого следует, что уровень притязаний тесно связан с самооценкой личности и мотивацией достижения успехов в различных видах деятельности.
Направленность личности — это система устойчиво характеризующих человека побуждений (что человек хочет, к чему стремится, так или иначе понимая мир, общество; чего избегает, против чего готов бороться).
Она определяет избирательность отношений и активности человека и как подструктура личности включает в себя различные побуждения (интересы, желания склонности и т. д.).
Все эти побуждения взаимосвязаны в мотивационной сфере личности, то есть представляют собой систему. Данная система является индивидуальной, она формируется в процессе формирования и развития личности. При этом она достаточно динамична, то есть составляющие её побуждения (мотивы) не остаются постоянными, они взаимосвязаны, влияют друг на друга, изменяются и развиваются. При этом одни из компонентов являются доминирующими, в то время как другие выполняют второстепенную роль. Доминирующие побуждения определяют основную линию поведения личности.