Принцип единства диагностики и коррекции — мы остановились только на констатации фактов, нужно уметь и корректировать соц. явления.

Основные принципы социально-психологического исследования.

Принцип единства сознания и деятельности.- все факты сознания проявляются в деятельности

Принцип историзма

Принцип детерминизма.- в соц. явления всегда есть причина.

принцип единства диагностики и коррекции — мы остановились только на констатации фактов, нужно уметь и корректировать соц. явления.

9.Зарубежные ориентации в развитии социальной психологии: основные положения, представители, значимые достижения. Социология выделилась в самостоятельную науку в середине XIX в. (ее родоначальником считается французский философ-позитивист Огюст Конт).

Почти с самого начала своего существования социология стала строить попытки объяснения ряда социальных фактов посредством законов, почерпнутых из других областей знания. Из всего многообразия первых социально-психологических теорий обычно выделяют три, наиболее значительные: психологию народов, психологию масс и теорию инстинктов социального поведения. Психология народов как одна из первых форм социально-психологических теорий сложилась в середине XIX в. в Германии. Непосредственными создателями теории психологии народов выступили философ М. Лацарус (1824−1903) и языковед Г. Штейнталь (1823−1893).

В 1859 г. В дальнейшем идеи психологии народов получили развитие во взглядах В. Вундта (1832−1920).

Впервые свои идеи по этому поводу Вундт сформулировал в 1863 г. в «Лекциях о душе человека и животных». Психология масс. Эта теория родилась во Франции во второй половине XIX в. Истоки ее были заложены в концепции подражания Г. Тарда. С точки зрения Тарда, социальное поведение не имеет другого объяснения, кроме как при помощи идеи подражания. Середина XIX в. была ознаменована созданием марксистского мировоззрения. Но в целом же в конце XIX — начале XX в. экспериментальная практика складывалась в рамках традиционной социальной психологии, развивавшейся вне марксистской традиции. Начало XX в. и особенно время, наступившее после первой мировой войны, считается началом превращения социальной психологии в экспериментальную науку. Официальной вехой послужила программа, предложенная в Европе В. Мёде и в США Ф. Олпортом, в которой были сформулированы требования превращения социальной психологии в экспериментальную дисциплину. Начиная с 50-х гг. XX в. Рез ко стали возрастать критические тенденции в социальной психологии. Одним из выражений кризисного состояния дисциплины явилось оживление интереса к теоретическому знанию. В период 30-х годов теоретические исследования были непопулярны, малочисленны, но продолжали существовать. Сейчас интерес к ним явно возрастает. В основном они концентрируются вокруг четырех направлений: бихевиоризма, психоанализа, так называемых когнитивных теорий и интеракционизма (Андреева, Богомолова, Петровская, 1978; Шихирев, 1979).

9 стр., 4273 слов

Андреева Г. М. — К проблематике психологии социального познания

... социально-психологического исследования когнитивных процессов.     Социальная психология оказалась более всего подготовленной стать непосредственной предшественницей психологии социального ... психологии социального познания отчетливее всего проявляется ее ориентация на принципы когнитивной психологии. ... Так в психологию социального познания логично включается идея дискурса (Р. ...

Из четырех названных направлений три представляют собой социально-психологические варианты основных течений психологической мысли, а четвертое направление — интеракционизм — представляет социологический источник.

9.Зарубежные ориентации в развитии социальной психологии: основные положения, представители, значимые достижения. После Первой мировой войны большое внимание уделялось прикладным исследованиям малым грппам и экспериментам в малых группах, а вот настоящие проблемы общества никто не решал. Это привело в1950г. К кризисному состоянию дисциплины и дало все основания вернутся к теоритическим проблемам. Вот теоритические ориентации, в рамках которых формируются исследования: бихевиоризм, психоанализ, когнитивистские теории и интеракционализм-это три варианта основных течений психол. мысли, и четвертый интеракционализм — социологический источник. Бихевиоризм- получил широкое распространение, со своей идеей подкрепления, оперантного и классического обуславливания. В психоанализе было ряд попыток построения соц.-психол. теорий (Фромм, Дж. Салливан)-в этом направлении предпринялась попытка рассмотреть ряд процессов в более многочисленных группах. Психоанализ дал толчок к новой гуманистической психологии, а в настоящее время она претендует на одно из ведущих мест по своей популярности. Когнитивизм-рассмотрение соц. поведения с точки зрения позновательных когнитивных процессов индивида (Ф.Хайдер, Л. Фестингер).

7 стр., 3319 слов

Типология социального поведения Р. Мертона

... процветание связаны с «нарушениями коллективного порядка». Социальные нормы разрушаются, люди теряют ориентацию, и все это способствует девиантному поведению. Э. Дюркгейм считал девиацию столь ... , рэкету, спекуляции на скачках или торговле наркотиками. Типология социального поведения Р. Мертона Тип поведения Одобряемые обществом Социально одобряемые цели средства достижения целей   ...

Когнитивистское направление дало жизнь новой области современной соц. психологии — «психологии социального познания», в рамках которой специально исследуются проблемы познания соц. явлений рядовым человеком. Интеракционизм —единственная социологическая по происхождению теоретическая ориентация. В ней делана попытка установить именно социальные детерминанты человеческого поведения. Для этого вводится в качестве ключевого понятие «взаимодействие», в ходе которого и осуществляется формирование личности. Сегодня весьма характерным для американской соц, психологии является теоретический эклектизм, когда в одном и том же исследовании переплетаются различные теоретические ориентации. Социальный конструкционализм К. Гергена. Соц. психология- должна не просто предлагать рядовому чело­веку некоторую систему знаний о мире, но помогать ему разрабатывать новые образцы поведения в изменяющемся сложном мире.

10.Специфика развития социальной психологии в 20-м столетии. Начало XX века и особенно время, наступившее после первой мировой войны, считается началом превращения социальной психологии в экспериментальную науку, основанную на применении экспериментальных и математических методов. Официальной вехой послужила программа, предложенная в Европе немецким психологом В. Мёде по использованию экспериментальных методик в исследовании массовой психологии и в США психологом Ф. Олпортом, обобщившим опыт социально-психологического экспериментирования и разработавшего общую методологию группового эксперимента. В этой программе были сформулированы требования превращения социальной психологии в экспериментальную дисциплину. В развитии психологии к этому времени чётко обозначились три основных подхода: психоанализ, бихевиоризм и гештальттеория, и социальная психология стала опираться на идеи, сформулированные в этих подходах. Особый упор был сделан на бихевиористский подход, что соответствовало идеалу построения строго экспериментальной дисциплины. На стыке психологии и социологии формируется такая наука, как психосоциология, исследующая психологические и социологические проблемы личности в контексте теории ролевого поведения. А многие психиатры становятся социальными психологами.

5 стр., 2376 слов

Методика проведения социального мониторинга: прогнозирование и оценка качества социальных услуг (эффективность социально — реабилитационных мероприятий в с

... государственным заданием; -процент отклонения (в большую сторону) количества оказанных социальных, социально-медицинских, социально-психологических и других услуг от установленных нормативов; -процент фактически выполненных ... : прогнозирование и оценка качества социальных услуг (эффективность социально – реабилитационных мероприятий в свете 442 – фз) Петров Иван Алексеевич руководитель ...

11. История развития соц. псих. в нашей стране. Основоположником отечественной социально-психологической мысли был Н.К. Михайловский, который впервые обобщил опыт наблюдения и анализа массовой психологии, накопившийся в русской социологии, художественной литературе и публицистике. Он рассматривал толпу как «самостоятельное общественно-психологическое явление», считая, что герои являются порождением толпы, которая выдвигает их в определенные моменты истории. Толпа неосознанно подражает герою, что объясняется легкой внушаемостью масс, их податливостью силе личности героя. На развитие социальной психологии в России сильное влияние оказывал марксизм. Г. В. Плеханов рассматривал «общественную психологию» как конкретно-историческое и классовое явление. Экспериментальная социальная психология. В.М. Бехтерев рассматривал групповую психику как совокупность условных рефлексов. Бехтерев дал характеристику различных социальных групп, создал оригинальную классификацию коллективов. Законы психологии масс он сводил к физическим законам. Эксперименты, проведенные Бехтеревым совместно с М.В.

Ланге, показали существенное влияние группы на особенности психической деятельности ее членов, выявили половые, возрастные, образовательные и природные различия сдвигов психических процессов в условиях групповой работы. Было установлено, что группа может стимулировать психическую деятельность одних своих членов и в то же самое время тормозящим образом влиять на других. В 20-е гг. большое внимание уделялось социально-психологическим проблемам детских, ученических коллективов (Е.А. Аркин, Б.В. Беляев, и др.), социальной психологии труда, управления организациями (Н.А. Витке и др.).Культурно-историческая теория развития психики Л.С. Выготского придерживалась мнения, что «в процессе исторического развития общественный человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции, вырабатывает и создает новые формы поведения — специфически культурные». Эта теория оказала большое влияние на исследования развития поведения ребенка. С 30 по 50-е гг. социально-психологических работы практически не проводились по идеологическим соображениям, если не считать работ А.С. Макаренко, который считал главной целью воспитания формирование коллективиста, провозглашая приоритет коллектива над личностью. При этом одной из важных задач является воспитание потребностей «коллективиста».Возрождение социальной психологии как науки в конце 50-х гг. началось с обсуждения вопроса о предмете социальной психологии. В 1962 г. была создана первая в стране лаборатории социальной психологии в Ленинградском государственном университете (под руководством Е.С. Кузьмина).

7 стр., 3129 слов

Исследование социально-психологических особенностей производственного коллектива ЗАО 'Сосневоагропромтранс'

... Раздел 3. Исследование социально-психологических особенностей производственного коллектива 3.1 Изучение коллектива организации стиль руководство социальный психологический коллектив Для исследования коллектива мы ... Российской Федерации Ивановский государственный университет Социолого-психологический факультет Кафедра психологии Отчёт по производственной практике Выполнила: Студентка 4 курса ...

Проводились работы по эмпирическому исследованию фольклора, взаимоотношений в производственных бригадах, школьных классах.Б.Ф. Поршнев впервые у нас в стране ставит вопрос о таких социально-психологических категориях, как «мы» и «они».В 1968 г. в Ленинградском университете (под руководством Е.С. Кузьмина), а в 1972 г. в Московском университете (под руководством Г. М. Андреевой) были открыты первые кафедры социальной психологии. Выходят в свет первые учебные пособия по социальной психологии, проводятся социально-психологические исследования на промышленных предприятиях, в учреждениях государственного управления, школах, вузах, спортивных коллективах, центрах искусства и культуры, организациях системы здравоохранения.

12. Особенности современных прикладных социально-психологических исследований. Все исследования в соц. психологии можно разделить на фундаментальные и прикладные. Цель всякого прикладного исследования — непосредственное решение практической задачи, более или менее быстрое внедрение результатов зтого исследования для совершенствования каких-то сторон материальной или духовной деятельности общества. Именно этим и обусловлены особенности прикладного исследования. Во-первых, прикладное исследование организуется непосредственно по заказу какого-либо социального института. Эта линия отношений требует особой регламентации, поэтому при осуществлении всякого прикладного исследовании, выполняемого по заказу, действуют некоторые нормы, установленные юридические правила, согласно которым и заказчик, и исполнитель обладают определенными правами и обязанностями.
Во-вторых, поскольку сфера прикладного исследования есть сфера общения профессиональной науки с непрофессиональной (относительно данной науки) средой, постольку встает проблема языка прикладного исследования. Это означает, что результаты должны быть изложены в форме, не только доступной заказчику, но и делающей их «готовыми к употреблению».

11 стр., 5324 слов

Методы психолого-педагогического исследования; Теоретические методы исследования

... Это специфичный для педагогической психологии метод исследования поведения учащегося. Диалог между ... понимать действительность, природную и социальную, понимать других людей и ... — в форме постэкспериментального интервью. Интервью называют целенаправленным опросом. Интервью определяется как «псевдобеседа»: ... социально-культурной, природной реальности. Понимание как метод исследования выдвигает ...

В-третьих, прикладное исследование должено содержать точный ответ на поставленный вопрос. В-четвертых, в прикладном исследовании существует необходимость не просто четкого формулирования рекомендаций, но и указание направления, а порой и сроков, этапов их внедрения в практику. Такая мера строгости в этом вопросе не обязательна в фундаментальном исследовании, хотя и здесь весьма желательна. Прикладное исследование, не содержащее такого плана реализации, вызывает неудовлетворенность заказчика. В-пятых, в прикладном исследовании приняты совершенно иные критерии эффективности. Если в фундаментальном исследовании показателями его успешности могут быть ссылки на него в научных журналах («индекс цитирования»), награждение его автора научной премией или присуждение ему ученой степени, то в прикладном исследовании таким критерием является лишь одно — решение конкретной задачи, поставленной заказчиком., в-шестых, различаются роли «теоретика» и «практика»: теоретик продуцирует и получает знание о каком-либо процессе, практик добивается реального улучшения в осуществлении этого процесса. Цель ему задана извне, и работа, как правило, лучше оплачивается.

11 стр., 5149 слов

Характеристика основных категорий социальной психологии. Методы социально-психологического иссле

... социальной психологии. Методы социально-психологического исследования. Предмет и задачи социальной психологии. Место социальной психологии в системе научного знания. Существует 4 точки зрения, лежащие в основе рассмотрения предмета социальная психология ... есть некоторое социально-психологическое явление. В ходе интервью проявляются все описываемые в социальной психологии способы воздействии одного ...

13. Методы наблюдения и самонаблюдения в социальной психологии. Метод — это путь научного исследования или способ познания какой-либо реальности. Метод наблюдения — это преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения. Объективное наблюдение Наблюдение как научный метод должно отвечать ряду требований. Оно должно быть избирательным, т. е. исходить из четко поставленной цели, выделять определенный фрагмент изучаемой реальности. Наблюдение должно быть плановым и систематическим, т. е. строиться на основе плана и проводиться на протяжении определенного периода времени. Важно как можно более подробно зафиксировать изучаемое поведение, т. е. необходима полнота наблюдения. Объективность метода наблюдения повышается, если исследователь использует технические средства, например видеомагнитофон. В таком наблюдении исследователь целиком занимает позицию извне, а то и вовсе устраняется из ситуации. Иначе говоря, ставится специальная задача добиться эффекта отсутствия исследователя, сделать так, чтобы испытуемые не знали, что за ними наблюдают, и вели себя естественно, как в обычных условиях.

Включенное наблюдение-когда исследователь (инкогнито!) становится участником изучаемой группы.Метод самонаблюдения— получение эмпирических данных посредством наблюдения субъекта за его собственными психическими процессами и состояниями в момент их протекания или вслед за ним. Субъект самонаблюдения, выступающий в то же время и как его объект, является носителем своего неповторимого опыта, имеет присущие ему природные особенности; он сформировался в конкретной социальной среде; поэтому данные его наблюдения м. б. искаженными неконтролируемыми переменными и, следовательно, неоднозначными. Однако сопоставление результатов самонаблюдения многих лиц, полученных в тождественных условиях, соединенное с учетом знаний о каждом из них, делает эти данные ценным материалом для научной разработки проблем и их анализа. Квалифицированное самонаблюдение требует хорошей психологической подготовки; вполне объяснимы трудности, которые встречаются при вербализации его.

14. Особенности проведения социально-психологического эксперимента. Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе. При проведении социально-психологического эксперимента социальные психологи обращают внимание на следующие важные проблемы: 1) непостоянство соц. явлений, что делает невозможным открытие каких-либо законов; 2) существование свободы воли, что позволяет человеку определять собственную судьбу вместо того, чтобы «подчиняться научным законам»; 3) зависимость законов от конкретной культурной среды, что делает невозможным проявление универсальных законов; 4) относительность законов, их временный характер; 5) влияние ценностей ученого на выбор социальных явлений, интерпретацию и изложение фактов; 6) трудности экспериментирования в социальных науках и трудности контроля за изучаемыми переменными; 7) проблема существования открытого общества, в котором новая информация постоянно оказывает непредсказуемое влияние на людей; 8) способность людей узнавать о гипотезах социальных наук и произвольно изменять свое поведение с целью отбросить эти гипотезы.

14.Особенности проведения социально-психологического эксперимента. Лабораторный эксперимент. существует ряд недостатков: возникают сомнения в возможности распространения полученных данных «в реальной жизни», не утрачивается ли в лаб. эксперименте реальная ткань общественных отношений, то главное «социальное». Проблема еще заключается в том, что в лабораторных условия собрать группу испытуемых довольно тяжело. Хороший вариант создать телепроект, что вроде «Дом 2», и спонсоры найдутся и камер много. Также в лабораторных экспериментах наблюдается Розенталь-эффект-когда результат возникает вследствие присутствия экспериментатора, часто испытуемые подыгрывают экспериментатору. Гораздо большими преимуществами, обладает естественный эксперимент, особенно если учесть важнейшее требование социальной психологии — изучать реальные социальные группы, реальную деятельность личностей в них.

Опросные методы в социальной психологии.

Среди многочисленных видов опросов наибольшее распространение получают в социальной психологии интервью и анкеты. Главные проблемы, которые возникают при применении этих методов, заключаются в конструировании вопросника. Первое требование здесь — логика построения его, предусмотрение того, чтобы вопросник доставлял именно ту информацию, которая требуется по гипотезе, и того, чтобы информация эта была максимально надежной. Существуют многочисленные правила построения каждого вопроса, расположения их в определенном порядке, группировки в отдельные блоки и т. д. Построение вопросника для анкеты также требует большого мастерства исследователя. Отдельная большая проблема — применение интервью, поскольку здесь имеет место взаимодействие интервьюера и респондента. В ходе интервью проявляются все описываемые в социальной психологии способы воздействия одного человека на другого, действуют все законы восприятия людьми друг друга, нормы их общения. Каждая из этих характеристик может влиять на качество информации, может привносить еще одну разновидность «субъективности», о которой речь шла выше. Хороший опрос — это самый «трудный» метод социально-психологического исследования. Реже используются в соц. психологии личностные и групповые тесты.

16. .Использование метода изучения документов и анализа продуктов деятельности в социальной психологии. Изучение документов имеет большое значение, поскольку при помощи этого метода возможен анализ продуктов человеческой деятельности. Мера «субъективности» документа различна в зависимости от того, изучается ли официальный или сугубо личный документ, но она всегда присутствует. Особая проблема возникает здесь и в связи с тем, что интерпретирует документ исследователь, т. е. тоже человек, со своими собственными, присущими ему индивидуальными психологическими особенностями. Важнейшую роль при изучении документа играет, например, способность к пониманию текста. Для преодоления этого вида «субъективности» (интерпретации документа исследователем) вводится особый прием, получивший название «контент-анализ». Это метод анализа документа, когда в тексте выделяются специальные «единицы», а затем подсчитывается частота их употребления. Метод контент-анализа есть смысл применять только в тех случаях, когда исследователь имеет дело с большим массивом информации, так что приходится анализировать многочисленные тексты. Практически этот метод применяется в социальной психологии при исследованиях в области массовых коммуникаций. Как и при использовании многих других методов в социальной психологии, здесь причины успеха или неуспеха зависят от искусства исследователя.

15. Опросные методы в социальной психологии. Опрос-это метод целенаправленного получения информации о социально-психологических явлениях путем заочного или очного общения практического психолога с опрашиваемым. Типы опросов: 1) интервьюирование; 2) анкетирование. Интервью-вербальный непосредственный опрос, в котором психолог (интервьюер) стремится получить информацию от опрашиваемого (респондента) или группы лиц. Виды интервью, используемые в социально-психологических исследованиях: 1) по количеству опрашиваемых и целям диагностирования: а) индивидуальное интервью, целью которого является изучение личностных особенностей респондентов: — клинические — направлены на выявление акцентуаций; - глубинные — состоят в выяснении событий и переживаний опрашиваемого в прошлом, находящихся в глубинах памяти; - фокусированные — внимание респондента фокусируется на определенных жизненных событиях, проблемах; б) групповое интервью используется как способ сбора информации о мнениях, настроениях, установках группы в целом; в) массовые интервью используются для диагностики массовых социально-психологических явлений; 2) по степени формализации: а) стандартизированное интервью — формулировки вопросов и их последовательность определены заранее, они одинаковы для всех опрашиваемых.

Достоинством метода является сведение до минимума ошибок при формулировании вопросов, благодаря чему полученные данные более сравнимы друг с другом. Недостаток метода состоит в несколько «формальном» характере опроса, затрудняющем контакт между интервьюером и опрашиваемым. Применяется при необходимости исследовать большое количество людей (несколько сотен или тысяч); б) нестандартизированное интервью — характеризуется гибкостью и вопросы варьируются в широких пределах, интервьюер руководствуется лишь общим планом интервью и в соответствии с конкретной ситуацией формулирует вопросы. Преимуществом данного вида интервью является возможность задавать дополнительные вопросы, обусловленные конкретной ситуацией, что приближает его к обычной беседе и вызывает более естественные ответы. Недостаток такого интервью кроется в трудностях сопоставления полученных данных вследствие вариаций в формулировках вопросов. Используется на ранних стадиях исследования, когда необходимо предварительное знакомство с изучаемой проблематикой; в) полу-стандартизированное или «фокусированное» интервью — осуществляется при помощи «путеводителя» интервью с перечнем как строго необходимых, так и возможных вопросов. Основные вопросы должны быть заданы каждому опрашиваемому, дополнительные вопросы задаются в зависимости от ответов опрашиваемого на основные вопросы. Данная методика позволяет интервьюеру варьировать в пределах рамок «путеводителя». Полученные данные при этом более сопоставимы. Анкетирование — метод, с помощью которого психолог (анкетер) получает информацию от респондентов опосредованно с помощью анкеты (вопросника), составленной определенным образом в соответствии с целями исследования. Анкетирование используется при: 1) выяснении отношения людей по острым дискуссионным или интимным вопросам; 2) необходимости опросить большое число людей. Способы анкетирования: 1) рассылка анкет по почте; 2) распространение анкет в СМИ; 3) вручение анкет по месту жительства или работы. Достоинства опросов состоят в том, что они дают исследователю информацию, которую невозможно получить иным образом. Опрос может выступать как средство сбора первичной информации и служить для уточнения, и контроля данных других методов. Недостатки данного метода кроются в субъективности полученных данных, которые во многом основаны на самонаблюдении опрашиваемых.

16.Использование метода изучения документов и анализа продуктов деятельности в социальной психологии. В основе метода анализа документов лежит специфическая обработка информации, представленной в каких-либо документах (рукописном или печатном текстах, рисунках, кинопленке и т. д).Достоинства метода:1) отсутствие влияния исследователя на изучаемый объект;2) высокая степень надежности получаемых данных;3) возможность получения информации, которая не поддается в такой мере выявлению посредством других методов.Недостатками метода:1) сложность;2) необходимость высокого уровня квалификации аналитиков.Виды исследуемых документов:1) по форме: а) официальные б) неофициальные 2) по степени персонификации: а) личные документы (карточки индивидуального учета, характеристики, выданные какому-либо лицу, заявления, письма, дневники, мемуары и т. п.) считаются менее достоверными;б) безличные документы — это статистические материалы, протоколы собраний, данные прессы, которые не выражают мнения какого-то конкретного человека;3) по целевому назначению; а) нецелевые — документы, которые были созданы независимо от исследователя;б) целевые — готовятся по заданию исследователя в соответствии с его научным замыслом (ответы на открытые вопросы интервью и анкет, автобиографии, сочинения на определенную тему, написанные по заказу исследователей).Особым видом методов анализа документов является контент-анализ (или анализ содержания), суть которого состоит в выявлении частоты использования сравнительно постоянных элементов в тексте, что в сочетании с качественным анализом позволяет делать соответствующие выводы об их значимости для автора сообщения, определять его цели, направленность на ту или иную аудиторию и т. д.Области использования контент-анализа в социально-психологических исследованиях:1) исследование социально-психологических особенностей коммуникаторов, авторов через содержание их сообщений;2) изучение действительно имевших место социально-психологических явлений объекта, которые отражены в содержании сообщений;3) анализ различных средств коммуникации через содержание сообщений, форм и приемов организации содержания, в том числе пропагандистских;4) выявление социально-психологических особенностей реципиентов (адресатов коммуникации, аудитории);5) изучение социально-психологических аспектов воздействия эффектов коммуникации на реципиентов через содержание сообщений. Контент-анализ используется для обработки открытых вопросов анкет и интервью, данных проективных методик, для изучения научной литературы и т. д.

17.Общая характеристика тестов, используемых в социальной психологии. Тестирование — стандартизованное, обычно ограниченное во времени испытание, с помощью которого измеряется уровень развития или степень выраженности некоторых психических свойств личности, групп или общностей. Классификация тестов:1) по форме: а) устные и письменные;б) индивидуальные и групповые;в) аппаратурные и бланковые;г) предметные и компьютерные;д) вербальные и невербальные .2) по содержанию: а) изучающие свойства интеллекта;б) способности;в) отдельные характеристики личности и т. д.;3) по целям тестирования: а) тесты для самопознания не являются строго научными, имеют небольшой объем, их отличает простота тестирования и подсчета результатов, они публикуются в популярных газетах, журналах, книжных изданиях;б) тесты для диагностирования специалистом являются наиболее строгими в плане стандартизации процедуры тестирования и структуры, содержания тестовых заданий (стимульного материала), а также обработки информации и ее интерпретации, для них характерна валидность, они должны иметь нормативы по базовым группам;в) тесты для экспертизы проводятся по инициативе официальных лиц, требования аналогичны требованиям, предъявляемым к тестам для специалистов. Особенностью данных тесов является использование вопросов, минимизирующих неискренние ответы;4) по временным ограничениям: а) тесты, учитывающие скорость выполнения заданий;б) тесты результативности;5) по методическому принципу, положенному в основу методики: а) объективные тесты;б) методики стандартизированного самоотчета, в том числе: — тесты-опросники- открытые опросники, предполагающие последующий контент-анализ;- шкальные техники, построенные по типу семантического дифференциала Ч. Осгуда, методики классификации;- индивидуально-ориентированные техники типа ролевых репертуарных решеток;в) проективные техники, в которых, стимульный материал, предъявляемый испытуемым, характеризуется неопределенностью, предполагающей самые разнообразные трактовки (тест Роршаха, ТАТ, Сонди и др.);г) диалогические (интерактивные) техники (беседы, интервью, диагностические игры).Требования к тестовым методам исследования:1) репрезентативность (представительность); 2) однозначность; 3) валидность (обоснованность); 4) точность; 5) надежность.

17. Общая характеристика тестов, используемых в социальной психологии. Тесты не являются специфическим социально-психологическим методом, они широко применяются в различных областях психологии. В социальной психологии, имеют в виду всего личностные тесты, реже — групповые тесты. Но и эта разновидность тестов, как известно, применяется и в общепсихологических исследованиях личности, никакой особой специфики применения этого метода в социально-психологическом исследовании нет: все методологические нормативы применения тестов, принимаемые в общей психологии, являются справедливыми и здесь. Как известно, тест — это особого рода испытание, в ходе которого испытуемый выполняет или специально разработанное задание, или отвечает на вопросы, отличающиеся от вопросов анкет или интервью. Вопросы в тестах носят косвенный характер. Смысл последующей обработки состоит в том, чтобы при помощи «ключа» соотнести полученные ответы с определенными параметрами, например, характеристиками личности, если речь идет о личностных тестах. Самый главный вопрос, который встает здесь, — это вопрос о том, насколько значимы для личности предлагаемые ей задания и вопросы; в социально-психологическом исследовании — насколько можно соотнести с тестовыми измерениями различных характеристик личности ее деятельность в группе и т. д. Наиболее распространенной ошибкой является иллюзия о том, что стоит провести массовое тестирование личностей в какой-то группе, как все проблемы этой группы и личностей, ее составляющих, станут ясными. В социальной психологии тесты могут применяться как подсобное средство исследования. Данные их обязательно должны сопоставляться с данными, полученными при помощи других методов. К тому же применение тестов носит локальный характер еще и потому, что они преимущественно касаются лишь одного раздела социальной психологии — проблемы личности. Тестов же, имеющих значение для диагностики группы, не так много. В качестве примера можно назвать получившие широкое распространение тест Т. Лири и социометрический тест, который посвящен для изучения социометрического статуса в малой группе.

18.История создания социометрического метода. История применения этого метода в нашей стране насчитывает более сорока лет. Однако, приемы, напоминающие современную социометрическую процедуру, использовал А.С. Макаренко, когда формировал отряды по принципу кто с кем хочет. Выбор товарищей для определенной деятельности входил и в разработанный А.С. Залужным «тест организованности» коллектива. Основные события, которые определили проникновение в нашу науку метода Морено были выделены Я.Л. Коломинским. Первый этап начинается в 1958 году и связан с публикацией на русском языке книги Д.Л. Морено «Социометрия». Второй этап обозначен границами двух съездов психологического общества нашей страны. На II съезде общества психологов СССР, который проходил в Ленинграде в 1963 г., прозвучали первые доклады об использовании метода. На съезде было представлено значительное число экспериментальных исследований, посвященным малым группам и коллективам. Третий этап стал этапом теоретического осмысления результатов социометрических измерений. Социометрия как метод предназначен для изучения социально-психологических отношений в группе. Эти отношения проявляются в сфере межличностного общения. Как известно, направление, получившее название «психология отношений» исторически сложилось в ленинградской психологической школе, и было основано А.Ф. Лазурским, который полагал, что анализ личности должен быть не только психологическим и психофизиологическим, но и психосоциальным. Существенной стороной личности он считал ее отношение к среде в широком смысле слова. Эти отношения рассматривались им как ведущие для классификации личностей и определения характера. В.Н. Мясищев разработал, развивая идеи Лазурского, психологическую концепцию отношений личности. Эти отношения «в развернутом виде представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Эта система вытекает из всей истории развития человека, она выражает его личный опыт и внутренне определяет его действия, его переживания» Социометрический опрос измеряет не процесс наблюдаемого общения, а отношения членов группы, их межличностные предпочтения. Социометрический метод предназначен для изучения позиций индивидов в системе неофициальных деловых и эмоциональных отношений, он помогает описать неформальную статусную структуру группы.

19.Методологические основы использования социометрических методик в отечественной психологии. Социометрия — это метод социальной психологии, разработанный Дж. Морено, для количественного выражения структуры межличностных отношений в группе, исходя из числа и характера взаимных выборов ее членов по определенному социометрическому критерию. Цели социометрической процедуры: 1) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе; 2) выявление авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»; 3) обнаружение внутригрупповых, сплоченных неформальных образований, и их лидеров. Социометрическое исследование может проводиться в группе и не требует больших временных затрат (до 15 мин.).

Процедура социометрии включает постановку задач исследования и выбор объектов измерений, после чего формулируются основные гипотезы и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов групп. Социометрия не подразумевает полной анонимности, так как иначе она была бы мало эффективной. В связи с этим требования экспериментатора раскрыть свои симпатии и антипатии может вызвать внутренние затруднения у опрашиваемых и нежелание участвовать в опросе. Выбранные критерии социометрии заносятся на специальную карточку или предлагаются в устном виде по типу интервью. Каждого члена группы просят ответить на них, выбирая тех или иных членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтительности их по сравнению с другими, симпатий или, наоборот, антипатий, доверия или недоверия и т. д. Всех членов группы просят написать под цифрой 1 фамилию члена группы, которого они выбрали бы в первую очередь, под цифрой 2 — кого бы они выбрали, если бы не было первого, под цифрой 3 — кого бы они выбрали, если бы не было первого и второго. Следующим идет вопрос о личных отношениях. Для подтверждения достоверности ответов исследование проводят несколько раз, но уже с другими вопросами. Формы социометрической процедуры: 1) непараметрическая процедура — испытуемому предлагается ответить на вопросы социометрической карточки без ограничения числа выборов испытуемого. Достоинства: возможность выявления так называемой эмоциональной экспансивности каждого члена группы, возможность сделать срез многообразия межличностных связей в групповой структуре. Недостатки: трудности анализа, большая вероятность получения случайного выбора. 2) параметрическая процедура — испытуемым предлагают выбирать строго фиксированное число из всех членов группы. Достоинства: увеличивается надежность, облегчается статистическая обработка. Недостатки: невозможность раскрыть многообразие взаимоотношений в группе, можно выявить только наиболее субъективно значимые связи.

19.-18. Методологические основы использования социометрических методик в отечественной психологии. 19.Анализ положения до конца 1950гг:(ПетровскийА.В.) «…Социальная психология была лишена экспериментальной основы… характеристика и оценка социально-психологических явлений осуществлялась главным образом на основе наблюдений, и имела в значительной степени умозрительный хар-тер.» Возникали сомнения в возможности применения экспериментальных методов. в соц. психологии .Важные предпосылки: Становление нового этапа развития соц. психологии связаное с становлением нового подхода к исследованиям детских коллективов. Основные события, которые определили проникновение в нашу науку метода Морено, были выделены Л. Я Коломинским.18в. 1-Этап. 1958 г публикация книги Д.Л. Морено «Социометрия». Наряду с острой критикой их методологической несостоятельности, острой критикой «буржуазных социометристов», содержалось указание на наличие «рационального зерна» мореновского метода.1962. Я.Л. Коломинский совместно с Розовым опубликовали статью в которой описывались основные социометрического опыта способы обработки данных. 2-этап.Граница двух Всесоюзных съездов Общества психологов 1963(2съезд)-1968(3 съезд)-На 2 съезде 1963 были представлены доклады и результаты первых экспериментальных исследований Коломинского и Кузьмина. Развернулась дискуссия о целесообразности использования метода социометрии. За 5 лет предприняли значительное кол-во попыток с целью опробовать метод Морено на практике и уже на 3 съезде (1968г Киев) стало ясно, что вакуум, связанный с отсутствием какого-либо метода изучения внутригрупповых отношений был заполнен. На съезде было представлено значительное число экспериментальных исследований, посвященных малым группам и коллективам. Этот период хар-тся выработкой терминологии, критическим освоением социометрической техники и поиском областей её оптимального применения. На тот период социометрия не рассматривалась как единственный метод, велись и другие интенсивные разработки других эксперим. приёмов. Внедрение социометрии связано с именами Л.Я. Коломинский, Е.С.Кузьмин, В.А.Ядов. 3Этап. Осмысление результатов социометрических измерений. С 3(1968г) съезда по 4(1971г) Было представлено 60 докладов об исследованиях с применением социометрии. Л.И. Уманскиий в1976г писал: «можно сказать, что социометрия стала рабочим методом соц. психологии в нашей стране. Огромный вклад во внедрение этого метода внесли Я.Л. Коломинский, Л.И.Уманский, В.В.Шполинский, Р.А. Репин и мн.др.

На сегодняшний день социометрия это один из немногих способов, посредством которого можно увидеть скрытую от непосредственного наблюдения систему межличностных взаимоотношений в коллективе. Социометрический метод как «экспресс-приём» изучения групп очень удобен.

20. Проблема параметрической и непараметрической социометрии. Характеристика социометрических критериев. Социометрическая методика (социометрия) применяется в двух вариантах: параметрическом и непараметрическом. Параметрическая социометрия состоит в том, что опрашиваемым предлагается сделать строго определенное число выборов по заданному критерию. Непараметрическая социометрия позволяет выбирать и отвергать любое число лиц при условии, что испытуемые положительно относятся к обследованию. В противном случае могут быть ответы «Выбираю всех» или «Отвергаю всех», которые существенно искажают результаты обследования.Характеристика социометрических критериев.Социометрический критерий — так называемая конкретная ситуация выбора, которая формулируется в виде письменного или устного вопроса ко всем участникам диагностической процедуры. Разновидности критериев: В зависимости от характера исследовательской задачи выделяют критерии коммуникативные, направленные на выявление взаимоотношений в группе. По характеру выявляемых взаимоотношений критерии подразделяются на двойные, предполагающие отношения партнерства, равенства позиций выбирающего и выбираемых им (например «С кем бы Вы не согласились пойти в поход?») и ординарные, связанные с установлением иерархических отношений лидерства и подчинения (Кого бы Вы выбрали бригадиром на субботнике?").По количеству ответов критерии подразделяются на непараметрические и параметрические

21.Процедура проведения социометрического исследования. Социометрия — метод количественного измерения отношений между людьми в реальных группах. Этапы социометрического опроса. Подготовительная фаза. Исследователь определяет проблему, выбирает объект исследования, знакомится с величиной и различными социально-демографическими характеристиками коллектива. Очень важно прояснить для чего проводится исследование, какие данные хочет получить заказчик (если таковой присутствует).Первая фаза. Исследователь входит в прямой контакт с участниками коллектива, стремится внушить им доверие к себе. Предварительные беседы с членами коллектива повышают их психологическую готовность к предстоящему опросу. Одновременно на этой фазе устанавливается содержание и количество социометрических критериев. Вторая фаза. Любой социометрический опрос начинается с обращения к участникам опроса. Основная функция обращения к опрашиваемому заключается в том, чтобы заинтересовать его в участии и побудить к внимательному и правдивому заполнению карточки. Важно проинформировать участников исследования о целях опроса, способе заполнения карточки, о гарантиях конфиденциальности и т. п. Опрос может проводиться также в устной форме, тогда данные заносятся в специально подготовленную таблицу.Фаза обработки. Обработка информации, представление ее в свернутом виде; проверка надежности полученных данных. Интерпретация результатов на основе различных способов анализа данных.Завершающая фаза. Получение выводов и по необходимости рекомендаций. Сопоставление с данными других методов.Требования к проведению социометрического опроса. 1. Опрос лучше проводить только в коллективах, имеющих некоторый опыт совместной деятельности, на основе которого уже возникли определенные устойчивые взаимоотношения между его членами (совместная работа, учеба и т. д.).

Коллективная деятельность создает условия для расширения круга взаимных симпатий и устойчивых эмоциональных отношений. 2. Каждый член группы должен делать выборы самостоятельно, не советуясь с другими. 3. Размер коллектива должен предоставлять ее членам возможность активного непосредственного общения. 4. Опрос должен проводиться посторонним для данного коллектива лицом. 5. Социолог или психолог, применяющий методику изучения взаимоотношений в группе, в своем устном выступлении перед группой должен указать на конфиденциальность собираемой информации.

22. ЭКСПЕРИМЕНТ «Выбор в действии» и его варианты. Социометрический метод «выбор в действии» применяют для изучения отношений между детьми, выяснение места, которое занимает ребенок среди сверстников. В ходе исследования каждый ребенок отвечает на вопросы, касающиеся выбора партнеров для совместной работы, отдыха, занятий (с кем бы хотел сидеть за одной партой, с кем бы хотел пойти в туристический поход, с кем бы хотел жить в одной палатке; кого бы пригласил к себе на день рождения и т. д.).

Такие вопросы называют критериями выбора. Социометрический метод — исследование положения каждого ребенка в коллективе сверстников с целью определения взаимных склонностей, симпатий и т. д. Отношения детей дошкольного возраста выясняют с помощью так называемого выбора в действии. С этой целью организуют игру «Секрет» или «Сюрприз». Детей по одному приглашают в комнату, где каждому дают по три вещи (игрушки, картинки) и просят сказать, какая из них нравится больше остальных, которая меньше, которая совсем не нравится. Затем предлагают «по секрету» подарить эти вещи детям в группе, (например, положить в шкаф).

На основании распределения подарков составляют матрицу и социограму (графическое изображение отношений в коллективе), из которых видно, кто из детей имеет большую популярность в группе (получили наибольшее подарков), кто меньше, а кто совсем не привлекает сверстников. Социограммы воплощают также взаимность выборов и помогают предсказать дружеские связи между детьми или стремление к ним. Однако социометрический метод показывает только внешнюю картину отношений между детьми. Причины привязанности, антипатии устанавливают с помощью других методов исследования.
Зачастую в конкретных исследованиях применяют несколько методов, которые взаимодополняют и контролируют друг друга.

23. Обработка и представление результатов социометрического исследования. Обработка и представление полученных социометрических данных предусматривает построение социоматриц и социограмм, а также построение социометрических индексов. Социоматрица представляет собой таблицу, куда включаются положительные и отрицательные выборы, сделанные всеми членами изучаемой группы .Кого выбирают. Кто выбирает. Строится данная таблица по следующему принципу: в горизонтальных строках и вертикальных столбцах, которых в каждом случае столько же, сколько членов группы, соответственно указывается, кто выбирает и кого выбирают. В местах пересечения строк и столбцов ставят знаки + в случае положительного выбора и — в случае отрицательного, 0 — при отсутствии какого-либо выбора. Личная позиция каждого члена группы может быть представлена количественно и определяется как алгебраическая сумма отдельных значений i-гостолбца таблицы. Это дает возможность установить популярность членов группы (т.е. степень привлекательности для окружающих).

Наглядно характер межличностных отношений может быть отражен на социограмме. Социограмма — специальный график, рисунок, диаграмма, изображающие целостную картину взаимоотношений, взаимных и односторонних выборов и отрицаний, сделанных в ходе исследования, проведенного с помощью социометрической методики. Она позволяет высказать предположение о стиле лидерства, судить о сплоченности, организованности группы и частично о ее психологическом климате. Социограмма имеет несколько вариантов. Она представляет собой совокупность концентрических окружностей, внутри которых размещаются номера фамилий членов исследованной группы и соединяются между собой стрелками, указывающими направленность и характер выборов. Второй вариант: социограмма представляет собой произвольное по форме плоскостное изображение, на котором выделены группировки индивидов, взаимно выбравших друг друга, и связи между ними; расстояния, на котором располагаются друг от друга эти группировки, соответствуют характеру выборов между их членами. Третий вариант—индивидуальная социограмма. В этом случае произвольно или целенаправленно выбранный член группы изображается в системе всех его связей, выявленных по ходу исследования.

24. Характеристика основных социометрических показателей. Индексы социометрические — количественные показатели, характеризующие структуру межличностных отношений в малой группе (групповые социометрические индексы) или положение отдельных членов группы в этой структуре (индивидуальные социометрические индексы).

Расчет социометрических индексов является одной из наиболее распространенных процедур обработки социометрич. данных, поскольку социометрич. методы могут использоваться не только для изучения малых групп.
В качестве примеров таких индексов можно привести следующие. Сплоченность группы по отношению R — минимальное число дуг, которые нужно удалить, чтобы граф стал несвязным, нормированное максимально возможным числом графа (т. е. нормированное число связей, которые должны исчезнуть, чтобы группа распалась на не связанные между собой подгруппы).

Устойчивость (живучесть) группы — нормированное число связности графа (т. е. минимальное число членов группы, удаление которых из группы приводит к тому, что группа разбивается на не связанные между собой подгруппы).

Другой случай использования нескольких социоматриц связан с социометрическими методами. Например, по двум социоматрицам — реальной и аутосоциометрической с тем же критерием (`Кого бы Вы взяли с собой при переходе в другую бригаду?` и `Как Вы думаете, кто бы Вас взял с собой при переходе в другую бригаду?`) строится индекс осознанности отношений в группе, который измеряется как отношение числа угаданных выборов к общему числу предсказаний. Наконец, еще одним направлением построения социометрических индексов является использование взвешенных социоматриц. В этом случае R может быть любым действительным числом, а не только 0. Некоторые из социометрических индексов могут вычисляться по тем же формулам, что и в случае невзвешенных социоматриц (например, статус, экспансивность, плотность), но изменится нормировка индексов. В других случаях требуется построение новых социометрических индексов специально для взвешенных социоматриц.

25. Характеристика проведения и обработки Аутосоциометрических экспериментов. Аутосоциометрическими называются такие методы изучения взаимоотношений и их осознания, при которых испытуемые сами «измеряют» взаимные отношения людей друг к другу и к себе лично. Представление и обработка аутосоциометрических экспериментов.Обработка аутосоциограммы. Результаты опыта должны быть представлены в основной таблице. В первом столбце таблицы справа размещаются те же номера и фамилии, что и в социометрической матрице. Вторая графа «Положение (статус)» делится на две части: «Реальное положение (статус)» и «Предполагаемое положение (статус)». Следующая графа «Аутосоциометрические установки» делится на три части по числу возможных типов установки: центростремительная (ЦСУ), центробежная (ЦБУ), нейтральная (НСУ).

Если в группе проводилась и ретроспективная аутосоциометрия, в таблицу добавляются графы «Ретроспективный статус» и «Ретроспективные установки».В нижней части таблицы помещаются общегрупповые коэффициенты (взаимности, удовлетворенности в общении, осознанности, устойчивости, установки).Определение реального статуса. На основании аутосоциометрического опыта мы получаем не только воображаемый (рефлексивный), но и реальный статус каждого испытуемого. При этом статус, вычисленный по аутосоциограммам, обладает, большей степенью достоверности по сравнению с обычным социометрическим статусом. Если при обычной социометрической процедуре каждый высказывает свое отношение лишь к части своих товарищей по группе, то здесь он ранжирует всех членов группы. Появляется возможность при подсчете персонального статуса каждого ученика учесть мнение о нем всех остальных членов группы. Обработка аутосоциоматрицы. В результате опыта мы получаем n (число членов группы) аутосоциоматриц (AM), каждая из которых первоначально обрабатывается как обычная социометрическая матрица: вычисляется предполагаемый статус каждого члена группы, включая статус автора матрицы; предполагаемая статусная структура группы в целом; обозначаются взаимные выборы и вычисляется предполагаемый коэффициент взаимности и т. д. Таким образом, мы получаем рефлексивную и перцептуальную картину взаимоотношений с позиции автора матрицы. На ее основе можно получить ряд показателей, которые вполне сопоставимы с одноименными показателями аутоматриц: реальный и предполагаемый статусы автора матрицы; его социометрические установки (в данном случае они могут быть найдены при сопоставлении предполагаемых статусов членов группы, полученных путем подсчета числа выборов, приписанных каждому члену группы) и т. д.

26.Общение как социально-психологический феномен. В социальной психологии явление общение является одним из важнейших, поскольку порождает такие феномены, как обмен информацией, восприятие людьми друг друга, руководство и лидерство, сплоченность и конфликтность, симпатия и антипатия и т. д. Общение является социальным явлением, природа которого проявляется в социуме, в среде людей во время передачи социального опыта, норм поведения, традиций и др. Оно способствует обогащению знаний, умений и навыков участников совместной деятельности, удовлетворяющей потребность в психологическом контакте, является механизмом воспроизведение событий, настроений, координирует усилия людей, помогает объективному выявлению особенностей поведения партнеров, их манер, черт характера, эмоций, волевой и мотивационной сферы. Общение как социально-психологический феномен включает в себя следующие компоненты, в совокупности составляют его психологическую структуру: 1) восприятие людьми друг друга; 2) понимание людьми друг друга; 3) отношения людей друг к другу; В социальной психологии выделяют три взаимосвязанные сто­роны в общении: коммуникативную (обмен информацией между партнерами по общению); перцептивную (взаимное восприятие и понимание людьми друг друга); интерактивную (взаимовлияние партнеров).

Межличностное общение выполняет много и разных функций, среди которых в первую очередь выделяют: профессионально-деловую; познавательно-диагностическую; педагогическую; информационную; управленческую (мобилизующе-побудительную); обратной связи; самоутверждения личности; реализации потребности в общении, получении позитивных эмоций, психологической комфортности от общения именно с этим человеком; решение других задач. Очень важно, чтобы общение было функционально наполненным, чтобы в каждом акте общения по возможности реализовывался весь комплекс его функциональных задач.

27. Виды и формы общения. Выделяют пять основных видов общения в зависимости от определяющих их целей. 1. Цели общения находятся вне самого процесса взаимодей­ствия субъектов, в том деле, во имя которого и происходит скла­дывание межличностных отношений. Это так называемое деловое общение. 2. Цели общения состоят в приобщении партнера (реципиента) к ценностям, интересам инициатора (коммуникатора), в передаче партнеру своего социального опыта: педагогическое общение. 3. Цели общения состоят в познании партнера по общению и получении от него необходимой для коммуникатора информации: познавательное общение. 4. Цели общения состоят в побуждении и мобилизации партне­ра к соответствующему поведению, действию: управленческое об­щение. 5. Цели общения находятся в нем самом, когда общение высту­пает основной сферой жизнедеятельности людей и удовлетворе­ния их общих потребностей и интересов. Это эмоционально-эмпатийное общение. Первые четыре разновидности общения социально обусловлены и обычно профессионально необходимы. Различают и другие виды общения. Так, в зависимости от уровня его развития: примитивное, субъект-объектное общение, когда партнер общению рассматривается лишь как средство решения тех и иных задач. манипулятивное, при котором субъект по общению ставит или иные условия для партнера по общению и последний с га соглашается и потому действует соответствующим образом. Общий смысл такого общения может быть представлен следующим образом: если сделаешь, то получишь награду (либо наказана это общение может быть представлено схематически: субъек стимул—объект; паритетное общение, как субъект-субъектное общение, кот, в партнере по общению человек видит личность, имеющую права на свою позицию, точку зрения. На основе такого общения возникает «педагогика сотрудничества».

28.Деятельностный подход к проблеме общения.А.А. Бодалев утверждает, что в историческом плане можно выделить три подхода к изучению проблемы общения: информационный (ориентированный на передачу и прием информации); интеракциональный (ориентированный на взаимодействие); реляционный (ориентированный на взаимосвязь общения и взаимоотношения. Информационные подходы. Были развиты в основном в 30-е — 40-е годы и с тех пор широко используются до настоящего времени. Объектом исследований является передача сообщений, главным образом фактических, реальных между «участниками» — сообществами, организациями, индивидами, животными, техническими устройствами, которые способны посылать и принимать информацию при помощи какой-то системы сигналов или символов. Интеракциональные подходы были развиты главным образом в 60 -70-е годы. В отличие от информационного подхода, рассматривающего общение как трансакции по передаче информации (отдельные коммуникационные акты), в интеракциональном подходе общение рассматривается как ситуация совместного присутствия, которая взаимно устанавливается и поддерживается людьми при помощи различных форм поведения и внешних атрибутов (внешности, предметов, обстановки и т. п.).

И это поведенческое управление ситуацией совместного присутствия, ее поддержание происходит относительно независимо от намерения участвующих индивидов. Реляционный подход. Этот подход начал постепенно развиваться с середины 50-х годов. Основное положение этого подхода состоит в том, что социальный контекст и человеческая среда не образуют условия и обстоятельства, в которых преобразуется информация и происходит межличностное взаимодействие, а являются самим общением как таковым и понимаются как системы взаимоотношений. Другими словами, термин «общение», «коммуникация» — это обозначение общей системы взаимоотношений, которые люди развивают друг с другом, с общиной и средой обитания, в которой они живут. Любое изменение какой-либо части этой системы, вызывающее изменение других частей, называется «информацией».Согласно этому подходу, нельзя сказать, что люди, животные или другие организмы вступают в общение (информационный подход) или участвуют в нем (интеракциональный подход), поскольку они уже являются неотъемлемой частью этого процесса независимо от того, хотят они этого или нет, частью как локальной, так и глобальной экосистемы взаимоотношений. Они включаются в эту систему с момента рождения и не покидают до момента смерти.

29.Характеристика средств общения. Средства общения — способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения. Они бывают вербальные и невербальные.Вербальные средства общения — слова с закрепленными за ними значениями. Слова могут быть произнесены вслух (устная речь), написаны (письменная речь), заменены жестами у слепых или произнесены про себя. Устная речь является более простой и экономичной формой вербальных средств. Она разделяется на:1) диалогическую речь, в которой принимают участие два собеседника;2) монологическую речь — речь, которую произносит один человек. Письменная речь применяется при невозможности устного общения или когда необходима точность, выверенность каждого слова. Невербальные средства общения — знаковая система, которая дополняет и усиливает вербальную коммуникацию, а иногда и заменяет ее. С помощью невербальных средств общения передается около 55−65% информации. К невербальным средствам общения относятся:1) визуальные средства: а) кинестетические средства — это зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинестэтике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позе, жесте, взгляде, походке;б) направление взгляда и визуальный контакт;в) выражение лица;г) выражение глаз;д) поза — расположение тела в пространстве («нога на ногу», перекрест рук, перекрест ног и т. д.);е) дистанция (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство);ж) кожные реакции (покраснение, испарина);з) вспомогательные средства общения (особенности телосложения (половые, возрастные)) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки, украшения, татуировка, усы, борода, сигарета и т. п.);2) акустические (звуковые):а) связанные с речью (громкость, тембр, интонация, тон, высота звука, ритм, речевые паузы и их локализация в тексте);б) не связанные с речью (смех, скрежет зубов, плач, кашель, вздохи и т. п.);3) тактильные — связанные с прикосновением: а) физическое воздействие (ведение слепого за руку и др.);б) такевика (пожатие руки, хлопание по плечу).

30. Общение как обмен информацией. Существует очень много способов передачи информации партнеру по общению. К ним относятся речи, паузы в речи, качество голоса, тональность, жесты, мимика, пантомимика, смех, контакт глаз в визуальном общении и пр. их делят на две группы — вербальные (словесные) и невербальные. Одним из основных средств человеческого общения является язык — система словесных знаков, которые используются как форма существования, способ усвоения и передачи общественно-исторического опыта человечества. Речь — вербальная коммуникация, средством которой есть слова. По уровню экстериоризации речи бывает внешнее и внутреннее. Внешнее вещание охватывает все разновидности устной и письменной речи. Устным называют звуковое вещание, которое воспринимается другими людьми с помощью слуха. Его разновидностями являются *диалог и* монолог. Диалог — простейший вид устной речи. Он разворачивается как разговор между двумя или несколькими лицами. Монолог — речь одного человека в форме рассказа, доклады, лекции. Письменная речь — процесс общения с отсутствующим собеседником с помощью письменных текстов. К невербальным средствам коммуникации относятся внешность человека, мимика, жесты, пространственное размещение собеседников, смех, слезы, обмен мнениями, кожно-мышечный контакт, обмен предметами, фотографиями, рисунками и др. На результат общения влияет межличностное пространство, есть дистанция между партнерами, их расположение. Различают вербальную коммуникацию (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную (используются различные неречевые знаковые системы).Вербальная коммуникация. Благодаря языку информация передается, но участники особым образом действуют друг на друга. При этом могут существовать два разных задания в ориентации партнера по общению: личностно-речевая ориентация и социально-языковая.К невербальной коммуникации относятся:• оптико-кинетическая система знаков (мимика, пантомима),• паралингвистические (система вокализации, т. е. качество голоса, его диапазон, тональность и т. д.) и экстралингвистическая (покашливание, плач, смех и т. д.) системы знаков. Информация, исходящая от коммуникатора (индивида, направляет информацию) может быть следующих видов:* побудительная (приказы, просьбы, советы, т. е. направленная на стимулирование действия) и констатирующая (выступает в форме сообщения).

30. Общение как обмен информацией. Общие сведения о коммуникации. Общение — это сложный, многоплановый информационный процесс взаимодействия людей, порождаемый потребностями совместной деятельности; самостоятельный вид человеческой деятельности и атрибут других видов человеческой деятельности.В процессе общения происходит передача и прием сообщения с помощью вербальных и невербальных средств. Процесс общения включает как прямую, так и обратную связь, в результате чего происходит обмен информацией между участниками общения, ее восприятие и познание ими, а также их влияние друг на друга и взаимодействие.Коммуникация — буквально означающее «общее» или «разделяемое всеми». В практическом плане — это процесс обмена идеями и информацией между двумя и более людьми, ведущий к взаимному пониманию. Цели коммуникации могут состоять в следующем:-Обеспечение эффективного обмена информацией между людьми.-Совершенствование межличностных отношений в процессе обмена информацией.-Создание информационных каналов для обмена информацией между отдельными сотрудниками и группами и координации их задач и действий.-Регулирование и рационализация информационных потоков.Коммуникации подразделяются на следующие виды: -межличностные или организационные коммуникации на основе устного общения -коммуникации на основе письменного обмена информацией. По соотношению этих функций условно выделяются сообщения: побудительные (убеждение, внушение, приказ, просьба); информативные (передача реальных или вымышленных сведений); экспрессивные (возбуждение эмоционального переживания); фатические (установление и поддержание контакта).

Кроме того, коммуникационные процессы и акты можно классифицировать и по другим основаниям. Так, по типу отношений между участниками различаются: межличностная, публичная, массовая коммуникации; по средствам коммуникации: речевая (письменная и устная), паралингвистическая (жест, мимика, мелодия), вещественно-знаковая коммуникация (продукты производства, изобразительного искусства и т. д.).

31. Общение как эмоциональный обмен. Эмоциональное общение — это общение посредством мимики, жестов, поз, интонаций. При эмоциональном обмене важную роль играют именно невербальные средства коммуникации (мимика, жесты, позы, интонации).Эмоциональное общение в этом случае состоит их трех основных компонентов: когнитивного, субъективного и экспрессивного. Под когнитивным аспектом подразумевают восприятие чувств и эмоций партнерами по общению. Субъективный аспект — это переживания, вызываемые межличностными отношениями. Экспрессивный аспект — это выражение эмоций по отношению к партнеру по общению (как вербальное, так и невербальное).

Иногда эмоциональное общение представляют как некий способ манипуляции людьми. Некоторые люди действительно используют этот вид общения, чтобы манипулировать окружающими. Этот вид общения в первую очередь используется для обмена эмоциями, в том числе через мимику и жесты. Однако если можно выразить эмоцию через жест или выражение лица, возможно и обратное: использовать выражение лица или жест, чтобы создать впечатление, будто вы испытываете определенную эмоцию. Это и есть манипуляция. Как не попасться на этот крючок при эмоциональном общении? За осознание и понимание как чужих, так и своих собственных эмоций отвечает так называемый эмоциональный интеллект. Чем выше уровень эмоционального интеллекта человека, тем меньше вероятность, что его обведут вокруг пальца при эмоциональном общении. Чтобы не стать жертвой манипулятора, нужно больше внимания обращать на язык тела собеседника. Дело в том, что некоторые физиологические реакции, которыми сопровождаются эмоции, человек обычно не в состоянии подавить (по крайней мере, мгновенно) или сымитировать. К ним относятся, к примеру, реакция зрачков, частота дыхания и пульса и т. п. Поэтому внимание нужно обращать не только на жесты и выражения лица, которые человек может использовать сознательно, но и на те сигналы, которые практически неподвластны контролю.

32. Психологическая характеристика межличностного взаимодействия. Межличностное взаимодействие — контакт двух или более субъектов активности, который может носить любую форму: непосредственную и опосредствованную, длительную и сиюминутную, в связи с деятельностной ориентацией на какую-либо цель, или в логике фатического общения, эмоционально насыщенную или нейтральную и т. д., но при этом приводит к изменению их поведения, системы смысловых образований, характера взаимоотношений и т. п. В соц. психологии, термином «взаимодействие» описывают систему взаимовстречных действий, поступков, действий, которые имеют причинно-следственный характер подобной активности двух сторон, участвующих в межличностном контакте Важнейшими характеристиками межличностного взаимодействия являются предметность, эксплицированность (возможность стороннего наблюдения), рефлексивная неоднозначность и ситуативность. Предметность- наличие какого-либо объекта или задачи, по поводу которых и реализуется межличностный контакт. Здесь можно оговорить артефактный случай, как «фатическое общение» — по сути, беспредметное общение, когда целью выступает сам контакт. Эксплицированность — то и здесь возможны артефактные случаи, когда внешняя регистрация процесса и результатов взаимодействия практически невозможна или возможна лишь в «отсроченном режиме» (например, опосредствованное взаимодействие, интимное взаимодействие и т. д.).

Рефлексивная неоднозначность-этот тип контактов может проявляться и как осознанный, и как неосознанный результат крайне сложно организованной совместной деятельности, ее распределения между участниками. Ситуативность отражает содержательную временно-пространственную конкретность осуществляемого контакта субъектов активности, позволяющую четко оценить продолжительность взаимодействия, его интенсивность, ценностной насыщенности и т. д. Различают два основных вида взаимодействия—кооперацию, протекающую в форме партнерства, и сотрудничества, и конкуренцию, когда каждый из участников взаимодействия пытается достичь свою цель.

Понятие межличностных отношений. Их структура.

Межличностные отношения — это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу. Межличностные отношения включают:1) восприятие и понимание людьми друг друга;2) межличностная привлекательность (притяжение и симпатия);3) взаимодействие и поведение (в частности, ролевое).Компоненты межличностных отношений:1) когнитивный компонент — включает в себя все познавательные психические процессы: ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение. Благодаря этому компоненту происходит познание индивидуально-психологических особенностей партнеров по совместной деятельности и взаимопонимание между людьми. Характеристиками взаимопонимания являются: а) адекватность — точность психического отражения воспринимаемой личности;б) идентификация — отождествление индивидом своей личности с личностью другого индивида;2) эмоциональный компонент — включает положительные или отрицательные переживания, возникающие у человека при межличностном общении с другими людьми: а) симпатии или антипатии;б) удовлетворенность собой, партнером, работой и т. д.;в) эмпатия — эмоциональный отклик на переживания другого человека, который может проявляться в виде сопереживания (переживания тех чувств, которые испытывает другой), сочувствия (личностного отношения к переживаниям другого) и соучастия (сопереживание, сопровождаемое содействием);3) поведенческий компонент — включает мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия, выражающие отношения данного человека к другим людям, к группе в целом. Он играет ведущую роль в регулировании взаимоотношений. Эффективность межличностных отношений оценивается по состоянию удовлетворенности-неудовлетворенности группы и ее членов.


33. Понятие межличностных отношений. Их структура. Межличностные отношения — это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. Виды межличностных отношений:1) по модальности (позитивные (положительные), негативные (отрицательные), амбивалентные (двойственные, нейтральные);2) по целям (деловые, личные);3) по направленности — вертикальные (различные иерархические уровни), горизонтальные (один уровень).Структура межличностных отношений: 1) когнитивный компонент (предполагает осознание того, что нравится, а что не нравится в межличностных отношениях);2) поведенческий компонент (реализуется в конкретных действиях. Если человек нравится, поведение будет доброжелательным); 3) эмоциональный компонент (переживание, оценка другого человека, обусловленные социокультурными нормами групп).Функции межличностных отношений, —1) помогают адаптироваться в новой среде; 2) познавательная функция (социальное познание, познание другого человека);3) удовлетворяют потребности человека в контакте с другими людьми. Уровни межличностных отношений: 1) первичное знакомство; 2) приятельские отношения (создают основу для дальнейшего развития отношений); 3) товарищеские отношения (позволяют закрепить межличностный контакт, происходит сближение интересов и т. д.); 4) дружеские отношения (устойчивые, общность интересов, целей и т. д.); 5) супружеские. На проявления межличностных отношений влияют пол, возраст, национальность, темперамент, социальное положение, профессия и др. Основные феномены межличностных отношений: 1) симпатия 2) аттракция — процесс предпочтения, взаимного притяжения, взаимной симпатии; 3) антипатия:4) эмпатия (сопереживание),. 5) совместимость- несовместимость (сочетание психологических особенностей партнеров, способствующих оптимизации их совместной деятельности);6) сработанность (согласованность действий).Отношения зарождаются, закрепляются, достигают определенной зрелости, ослабляются, разрываются. Эти процессы зависят от следующих критериев:-1) наличие и глубина эмоциональных связей; 2) частота и интенсивность контактов; 3) повторяемость контактов; 4) доверительность в контактах.


34. Характеристика основных типов межличностного взаимодействия. Межличностные отношения — это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу. Виды межличностных отношений:1) производственные отношения — складываются между сотрудниками организаций при решении производственных, учебных, хозяйственных, бытовых и др. проблем и предполагают закрепленные правила поведения сотрудников по отношению друг к другу. Разделяются на отношения: а) по вертикали — между руководителями и подчиненными;б) по горизонтали — отношения между сотрудниками, имеющими одинаковый статус;в) по диагонали — отношения между руководителями одного производственного подразделения с рядовыми сотрудниками другого;2) бытовые взаимоотношения — складываются вне трудовой деятельности на отдыхе и в быту;3) формальные (официальные) отношения — нормативно предусмотренные взаимоотношения, закрепленные в официальных документах;4) неформальные (неофициальные) отношения — взаимоотношения, которые реально складываются при взаимоотношениях между людьми и проявляются в предпочтениях, симпатиях или антипатиях, взаимных оценках, авторитете и т. д. На характер межличностных отношений оказывают влияние такие личностные особенности как пол, национальность, возраст, темперамент состояние здоровья, профессия, опыт общения с людьми, самооценка, потребность в общении и др. Этапы развития межличностных отношений:1) этап знакомства — первый этап — возникновение взаимного контакта, взаимного восприятия и оценки людьми друг друга, что во многом обусловливает и характер взаимоотношений между ними;2) этап приятельских отношений — возникновение межличностных отношений, формирование внутреннего отношения людей друг к другу на рациональном (осознание взаимодействующими людьми достоинств и недостатков друг друга) и эмоциональном уровнях (возникновение соответствующих переживаний, эмоционального отклика и т. д.);3) товарищеские отношения — сближение взглядов и оказание поддержки друг другу, характеризуются доверием.

Социально-психологическая рефлексия и перцепция: понятие и методы исследования.

Социально-психологическая рефлексия- это способность субъекта воспринимать и оценивать основные параметры своих собственных взаимоотношений с другими членами группы.Соц.-психолог. перцепция способность воспринимать и оценивать основные параметры взаимоотношений других членов группы между собой. Следует различать интрагрупповую (оценка взаимоотношения своих товарищей по группе, членом которой он сам является) к и интергрупповую (воспринимает и оценивает группу, членом которой он не является (учитель оценивает своих учеников)) соц.-психол. перцепцию. Между этими понятиями есть глубокая связь Пример: познание субъектом взаимоотношений в группе происходит в неразрывной связи с оценкой собственной позиции и сквозь призму этой самооценки. Для изучения соц.-психол. рефлексии и перцепции были разработаны специальные и экспериментальные методы. Различные экспериментальные приёмы выявляют разные аспекты соц.-психол. рефлексии: уровень притязаний- метод «Выбор в действии» и атосоциоматрица, самооценка- атосоциограмма. для изучения соц.- психол. перцепции более продуктивный метод-аутосоциоматрицы, где результаты охватывают такие основные характеристики взаимоотношений, как отношения членов группы к друг к другу, положение членов группы и социометрические установки.

37. Характеристика коммуникативных барьеров и обратной связи в процессе общения. В процессе общения люди обмениваются различными идеями, интересами, настроениями, чувствами и т. д. Все это может быть рассмотрено как разнообразная информация, и в этом случае общение предстает перед нами как коммуникативный процесс.
Специфика межличностной коммуникации раскрывается в следующих процессах:-обратной связи; -наличия коммуникативных барьеров; -существования различных уровней передачи информации. Обратная связь представляет собой информацию, содержащую реакцию реципиента (лица, получающего информацию) на поведение коммуникатора (человека, передающего информацию).

Цель предоставления обратной связи — помощь партнеру по общению в понимании того, как воспринимаются его поступки, какие чувства они вызывают у других людей. Передача обратной связи может осуществляться разными путями: прямой и косвенной. В первом случае информация, поступающая от реципиента, в открытой и недвусмысленной форме содержит реакцию на поведение говорящего. Косвенная обратная связь — это завуалированная форма передачи партнеру психологической информации в виде риторических вопросов, насмешек, иронических замечаний, неожиданных для партнера эмоциональных реакций. Коммуникативный барьер. В процессе коммуникации перед участниками общения стоит задача не только и не столько обменяться информацией, а добиться ее адекватного понимания партнерами. От чего же зависит адекватность восприятия информации? Одна из причин — наличие или отсутствие коммуникативных барьеров. Это психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению. В случае возникновения барьера информация искажается, теряет изначальный смысл или вообще не поступает реципиенту.

38.Понятие социальной перцепции. Функции и источники социальной перцепции. Социальная перцепция — это образное восприятие человеком себя, других людей и социальных явлений окружающего мира. Образ существует на уровне чувств (ощущения, восприятия, представления) и на уровне мышления (понятия, суждения, умозаключения).Выделяются два главных аспекта изучения процесса межличностной перцепции. Один связан с исследованием психологических и социальных особенностей субъекта и объекта восприятия, а другой — с анализом механизмов и эффектов межличностного отражения. Основные функции психологии социальной перцепции:1) Социальная перцепция является механизмом, запускающим общение. Инициация общения, любой акт общения начинается с восприятия людей друг другом.2) Восприятие выступает одним из познавательных (негативных) процессов. Социальная перцепция выступает как познание одного человека другим.

Механизмы социальной перцепции.

Соц.перцепция- межличностное познание. Эффекты восприятия и механизмы межличностного познания:1.Стереотипизация Под влиянием окружающих и в силу взаимодействия с ними у каждого человека образуются более или менее конкретные эталоны, пользуясь которыми он дает оценку другим людям. Чаще всего формирование устойчивых эталонов протекает незаметно для самого человека. Возможно, что именно в силу своей недостаточной осознанности стереотипы приобретают такую власть над людьми. Независимо от того, сознает человек это или нет, он всегда воспринимает окружающих через призму существующих у него стереотипов. Все эталоны-стереотипы срабатывают в условиях дефицита информации о человеке, когда мы вынуждены судить о нем по первому впечатлению.2. Проецирование. Механизм заключается в неосознанном наделении другого человека собственными мотивами, приписывании ему переживаний и качеств, которые присущи самому оценивающему. Тенденция приписывать собственные качества другим людям ярче проявляется у тех, кто отличается малой самокритичностью и слабым проникновением в собственную личность. Этот факт неоднократно подкреплялся специальными исследованиями.3. Децентрация-способность человека отойти от собственной эгоцентрической позиции, способность к восприятию точки зрения другого человека. с децентрацией связано успешное и бесконфликтное принятие другого человека.4.Идентификация-механизм, связанный с сознательной постановкой себя на место другого. Это реализуется в виде погружения, мысленного перенесения себя в пространство и время другого человека, что постепенно приводит к усвоению его взглядов, установок, мотивов, привычек. 5. Эмпатия-постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания.

40.Понятие социальной установки в отечественной и зарубежной социальной психологии. Структура и функции социальных установок.В 1918 году У. Томас и Ф. Знанецкий, изучая адаптацию польских крестьян, эмигрировавших из Европы в Америку, установили две зависимости, без которых нельзя было описать процесс адаптации: зависимость индивида от социальной организации и зависимость социальной организации от индивида. Исследователи предложили характеризовать две стороны этих отношения при помощи понятий «социальная ценность» (для характеристики социальной организации) и «социальная установка» (для характеристики индивида).

Таким образом, впервые понятие аттитюд было определено как «психологическое переживание индивидом ценности, значения, смысла социального объекта) или как «состояние сознания индивида относительно некоторой социальной ценности». Олпорт:аттитюд — это определенное состояние сознания, кот хар-ет готовность к реакции, это состояние организ-но на основе предшест-го опыта и оказывает направ-щее и динамич-кое влияние на повед-ние. Понятие аттитюда начинает интенсивно использ-ся при объяснение соц повед-я, т е они рассм-ся как регуляторы соц повед-я. Было выделено 4 функции аттитюда 1.приспособительная — аттитюд направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей. 2.функция знания — аттитюд дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту. 3.функция выражения — аттитюд выступает как средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения, выражения себя как личности. 4.функция защиты — аттитюд способствует разрешению внутренних конфликтов личности. Все эти функции аттитюд способен выполнить потому, что обладает сложной структурой: 1.когнитивный компонент — осознание объекта социальной установки; 2.аффективный компонент — эмоциональная оценка объекта, выявление чувства симпатии или антипатии к нему; 3.поведенческий компонент — последовательное поведение по отношению к объекту.


40.Понятие социальной установки в отечественной и зарубежной социальной психологии. Структура и функции социальных установок. В западной соц. психологии для обозначения соц. установок используется термин «аттитюд» — определенное состояние сознания; выражающее готовность к реакции; организованное; на основе предшествующего опыта; оказывающее направляющее и динамическое влияние на поведение. Было установлена зависимость аттитюда от предшествующего опыта и его важная регулятивная роль в поведении. Функции аттитюдов: Приспособительная (адаптивная) — аттитюд направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей. Функция знания — аттитюд дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту. Функция выражения (ценности, саморегуляции) — аттитюд выступает как средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения, выражения себя как личности.Функция защиты — аттитюд способствует разрешению внутренних конфликтов Личности. Через усвоение установок происходит социализация. Выделяют: Базовые — система убеждений (ядро Личности).

Формируется в детстве, систематизируется в подростковом возрасте, а оканчивается в 20 — 30 лет, а затем не меняется и выполняет регулирующую функцию. Периферийные — ситуативные, могут меняться от социальной обстановки. Структура установки: Когнитивный компонент — осознание объекта социальной установки (на что направлена установка).

Эмоциональный. компонент (аффективный) — оценка объекта установки на уровне симпатии и антипатии. Поведенческий компонент — последовательность поведения по отношению к объекту установки. В отечеств. соц. психологии: Мясищев — Соц. установка-Отношение — предиспозиция, предрасположенность к каким-то объектам, Божович —Направленность личности, как особая предиспозиция, Леонтьев-.-«личностный смысл«-порождаемый отношением мотива и цели. В.А.Ядов- соц. установка-Диспозиции личности. Их функция регулирование поведения и деятельности.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector