педагогические условия формирования самостоятельности школьников на уроках технологии.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты развития самостоятельности школьников на уроках технологии 8

1.1 Понятие самостоятельности в психолого-педагогической литературе 8

1.2 Роль уроков технологии в развитии самостоятельности школьников 20

1.3 Педагогические условия развития самостоятельности школьников на уроках технологии 29

Выводы по первой главе 41

Список литературы 42

Введение

На современном этапе перестройки системы образования возникла потребность в организации учебно-воспитательного процесс в школе таким образом, чтобы каждый ученик смог проявить активность, самостоятельность, творчество в обучении, развить свой собственый стиль учебной деятельности. В связи с этим на первый план образования выходит задача развития в человеке способностей избирательно усваивать научные знания, умения адаптировать полученные знания на практике.

В личности должны быть развиты такие качества как потребность в приобретении новых знаний, умение раскрывать самостоятельно сущность новых понятий, овладение способами познавательной деятельности, творческое применение полученных знаний для решения различных проблем.

В процессе школьного образования учащиеся должны овладеть комплексом познавательных умение: осуществление планирования своей самостоятельной работы, поиск ответа на все непонятное, неясное; рациональная организация своего рабочего места, обеспечивая необходимые условия для эффективного умственного труда, нахождение материалов для доказательства определенных положений; осуществление планирования и систематизации учебного материала и т. п.

Внутренняя потребность человека в знаниях, умение их применять из различных источников и творчески использовать их на практике характеризуется как самостоятельность.

Развитие самостоятельности учащихся в обучении постепенно становится одной из важнейших задач педагогики. Это вызвано следующими причинами: необходимость воспитания личности, готовой к самостоятельной и отвественной взрослой жизни является требованием времени и особо подчеркивается во всех документах по модернизации образования (Концепция модернизации российского образования, Стратегия модернизации содержания общего образования и другие документы); все без исключения современные методы и технологии предполагают активное участие обучаемых в учебном процессе и их самостоятельность в обучении (модульное обучение, метод проектов, технологии открытого образования и др.).

8 стр., 3649 слов

Технология подготовки и проведения классного часа

... учатся общению, демократии, сотрудничеству, самостоятельности и ответственности. Назначение этого ... 60-летию образования Кемеровской области, 80-летию образования Тисульского района. ... заключительной части важно стимулировать потребность школьников в самовоспитании, ... Их формы и технологии могут иметь множество вариантов ... демократическому порядку проведения собрания: умению слушать выступающих, выступать ...

Воспитание самостоятельности учеников как цель образования рассматривали Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, А. Дистервег, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский. Проблему анализа сформированности у детей активности и самостоятельности как важнейшего показателя плодотворности учения рассматривали Л.П. Аристова, Е.Я. Голант, М.А. Данилов, Б.П. Есипов, П.И. Пидкасистый, И.С. Якиманский и др.

Познавательная самостоятельность различными исследователями определяется как характеристика личности (Д.Б. Богоявленская, Л.Г. Вяткин, З.И. Калмыкова, М.Н. Махмутов и др.).

В педагогической литературе познавательная самостоятельность рассматривается как процесс и результат специально организованного усвоения учебной информации. Исследование путей формирования познавательной самостоятельности учащихся проводили В.К. Буряк, Е.Л. Голант, Б.П. Есипов, М.И. Махмутов, П.И. Пидкасистый, А.В. Усова и др.

Формирование самостоятельности личности возможно только при смене приоритетов в образовании — с усвоения готовых знаний на самостоятельную познавательную деятельность каждого ученика с учетом его особенностей и возможностей.

Важную роль в формировании самостоятельности школьников играет технологическое образование. Существовавшая долгие годы в российских школах трудовая подготовка учащихся имеет и положительные, и отрицательные стороны. Следует отметить, что интерес к трудовому обучению невысок, как как не связан с потребностями и склонностями учащихся. Они не видят социальной и личной значимости своего труда. Традиционные формы и методы организации трудового обучения не вовлекают учащихся в исследовательскую деятельность, наиболее для них привлекательную.

15 стр., 7431 слов

Работа с информацией на уроках технологии как средство развития самостоятельности младшего школьника

... самостоятельности учащихся начальной школы посредством работы с информацией на уроках технологии. Объектом исследования стал самостоятельная деятельность младших школьников на уроках технологии, а предметом - психолого-педагогическое сопровождение развития самостоятельности учащихся ... с младшими школьниками, которая позволила доказать, что формирование самостоятельности учащихся начальных классов ...

Изучая различные темы на уроках, ученики получают некий шаблон к решению задач. Этим шаблоном они пользуются при решении однотипных задач в дальнейшем. С одной стороны ученики четко отрабатывают умения и навыки решения поставленных задач, с другой, они не всегда четко представляют поставленную цель. В результате этого при нестандартной постановке задачи у учащихся возникают сложности с решением.

Также в наш вк информационных технологий дети имеют доступ к огромному количеству информации. Но часто владея информацией, они не могут ей правильно воспользоваться, так как нет единого шаблона к использованию полученной информации, а анализировать и выделять главное и полезное в данный момент дети не привыкли.

Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении образования на основе принципа метапредметности. Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы действий — познавательные, коммуникативные — и способы регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию. Универсальные способы действий осваиваются обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов и применяются учащимися как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

В новых стандартах метапредметным результатам уделено особое внимание, поскольку именно они обеспечивают более качественную подготовку учащихся к самостоятельному решению проблем, с которыми встречается каждый день человек на разных этапах своего жизненного пути в условиях быстро меняющегося общества.

14 стр., 6593 слов

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕ

... исследования. Объектисследования: процесс формирования здорового образа жизни. Предметисследования: современные технологии обучения. Гипотезаисследования:применение современных технологий обучения способствует оптимальному формированию здорового образа жизни младших школьников на уроках ... труда учащихся, развивает познавательную активность, самостоятельность; · расширяет межличностные отношения детей ...

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

В настоящее время не разработаны пути формирования самостоятельности учащихся на уроках технологии в соответствии с новыми требованиями к результатам обучения. Возникает противоречие между существующей в теории ориентации на формирование самостоятельности у учащихся на уроках технологии и недостаточной разработанностью на практике организационно-методических аспектов данной проблемы.

Цель работы — выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования самостоятельности школьников на уроках технологии.

Объект исследования — процесс обучения на уроках технологии, направленный на формирование самостоятельности школьников.

Предмет исследования — педагогические условия формирования самостоятельности школьников на уроках технологии.

Гипотеза исследования: процесс формирования самостоятельности школьников на уроках технологии будет эффективным, если будут соблюдены следующие педагогические условия:

1. организация самостоятельных работ в процессе изучения раздела «Кулинария»;

12 стр., 5650 слов

Использование инновационных технологий на уроках «Человек и мир»

... способствуют повышению интереса, самостоятельности, творческой активности ученика в усвоении знаний, формировании умений и навыков. Роль использования инновационных технологий на уроках при прохождении практики ... педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это предполагает психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода ...

2. поэтапная проектная деятельность учащихся, организованная под руководством учителя;

3. постепенное снижение участия учителя в сопровождении проектной деятельности школьников.

Цель и гипотеза определили задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования самостоятельности школьников.

2. Выделить педагогические условия формирования самостоятельности школьников на уроках технологии.

3. Реализовать педагогические условия формирования самостоятельности школьников на уроках технологии, экспериментально проверить их эффективность.

Для решения поставленных задач был использован комплекс методов: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение за проявлениями самостоятельности школьников, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), обработка эмпирических данных.

Методологической основой исследования являются труды по проблемам активизации учебно-познавательной деятельности и формирования познавательной самостоятельности (Б.П.Есипов, А.С.Лында, П.И.Пидкасистый, Н.А. Половникова, М.Н.Скаткин, Н.Н.Тулькибаева, Т.Н.Шамова, Г. И.Щукина и др.).

Существенное значение для исследования имели теория технологической подготовки учащихся (П.Р.Атутов, С.Я.Батышев, В.А.Поляков, В.Д.Симоненко, Ю.Л. Хотунцев, С.Н.Чистякова).

База исследования: МОУ СОШ № 3 города Челябинска, ученицы 5а (контрольный класс) и 5б (экспериментальный класс).

Всего 28 человек, по 19 учениц в каждом классе.

Практическая значимость состоит в разработке самостоятельных работ и программы поэтапной проектной деятельности, направленных на развитие самостоятельности учащихся на уроках технологии.

Структура работы: квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложения.

Глава 1. Теоретические аспекты развития самостоятельности школьников на уроках технологии

1.1 Понятие самостоятельности в психолого-педагогической литературе

Проблема самостоятельности личности изучалается многими научными дисциплинами: философии, социологии, психологии, общей педагогике, истории педагогики, дидактике, теории воспитания, частных методиках и др.

5 стр., 2189 слов

Психология младшего школьника

... Все то, что написано ныне в учебниках по возрастной психологии про младшего школьника - хорошо, верно. Это надо знать, и учителю ... условиях может. Сейчас возрастная психология находится на новом этапе. Вся предыдущая возрастная психология, в частности, психология младшего школьника, была констатирующей и описательной, ... ПСИХОЛОГИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В.В.Давыдов В существующих работах и монографиях ...

Обобщая взгляды на самостоятельность философов, принадлежавших к разным историческим периодам, можно сказать, что философы рассматривают самостоятельность в связи с проблемой свободы выбора человека в системе его взаимоотношения с обществом. Все стремления, цели, ценности зависят от субъективного выбора индивида, от того, какой смысл он придаёт своей жизни, своему прошлому и будущему и все это находит выражение в его поступках.

Анализируя самостоятельность с социально-психологической точки зрения, И.С. Кон связывает ее, во-первых, с социальными условиями и содержанием жизнедеятельности человека, во-вторых, с конкретной деятельностью, в-третьих, с собственной активностью человека. Придерживаясь точки зрения, что самостоятельность — наиболее ценное качество личности, И.С. Кон считает, что «само…

Список литературы

1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности / К. А. Абульханова-Славская. — М.: Наука, 1980. — 335 с.

2. Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш. А. Амонашвили. — Минск, 1990. — 559 с.

3. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: в 2 т. / Б.Г. Ананьев. — М.: Педагогика, 1980. — Т. 1. — 230 с.

4. Атаулова О. В. О структуре урока технологии // Школа и производство. — 2004. — № 1. — С. 15.

5. Бондаревская Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е.В. Бондаревская., С.В. Кульневич. — М., Ростов н/Д., 1999. — 560 с.

6. Бочкина Н.В. Самостоятельность личности школьника / Н.В. Бочкина. — Л.: РГПУ, 1991. — 86 с.

7. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. — М., 1991. — 480 с.

8. Давыдов В.В. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения / В.В. Давыдов, М.А. Данилов // Советская педагогика. — 1961. — № 8. — С. 33 — 42.

15 стр., 7273 слов

Психология и педагогика 9

... военной психологии и педагогики: Учеб. пособие ... педагогической культуры личности. Мастерство учителя. Мастерство воспитателя. Личностные качества руководителя Специфические качества руководителя: педагогическая наблюдательность, педагогическое воображение, педагогическое мышление, педагогическая требовательность, педагогический такт, педагогическая техника. Педагогическая культура и педагогический ...

9. Дахно Н.Г. Формирование опыта самостоятельной деятельности подростков в развивающей среде загородного детского оздоровительного центра: автореф. дис. … канд. пед. наук / Н.Г. Дахно. — Кострома, 2005.

10. Дистервег Ф. А. В. Избранные педагогические сочинения / Ф.А.В. Дистервег. — М.: Учпедгиз, 1956. — 374 с.

11. Дубровина И.В. Индивидуальные особенности школьника / И.В. Дубровина. — М., 1975. — 85 с.

12. Жураковский Г. Е. Очерки по истории античной педагогики / Г. Е. Жураковский. — М.: Учпедгиз., 1955. — 368 с.

13. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб. для вузов / И.А. Зимняя. — Изд. 2-е, доп., испр. и перераб. — М.: Логос, 2005. — 384 с.

14. Исаева Т.Е. Формирование самостоятельности как интегрального качества личности подростков: автореф. дис. … канд. пед. наук / Т.Е. Исаева, — Ростов н/Д., 1990.

15. Каткова Л.В. Изучение особенностей самостоятельности младших подростков как целостного свойства личности / Л.В. Каткова // Целостный учебно-воспитательный процесс: исследование продолжается: методол. семинар памяти проф. В.С. Ильина: — Волгоград: Перемена, 2001. — Вып. 5. — С. 161−170.

16. Кирсанов А.А. Развитие творческой активности личности в педагогическом процессе / А.А. Кирсанов, Ж.А. Зайцева. — Казань, 1995 — 103 с.

17. Ковалев А.Г. — Психология личности / А.Г. Ковалев. — М.: Просвещение, 1970. — 391 с.

18. Коджаспиров Г. М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования. — М.: Академия, 2001. — 256 с.

19. Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь: для студентов высш. и сред. пед. учеб. Заведений / Г. М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. — 2-е изд., стер. — М.: Academia, 2005. — 173,[2] c.

20. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. / Я.А. Коменский. Т. 1. — М.: Педагогика, 1982. — 656 с.

21. Кон И. С. Психология самостоятельности / И.С.Кон // Педагогика здоровья. — М., 1992. — С. 268−274.

22. Копенкина Л.В. Повышение самостоятельности и активности младших школьников в процессе физического воспитания посредством формирования контрольно-оценочных умений: дис. … канд. пед. наук / Л.В. Копенкина. — Биробиджан, 2006.

23. Кроль В.М. Психология и педагогика: учеб. пособие / В.М. Кроль. — М.: Высш. школа, 2001. — 319 с.

24. Кругликов Г. И. Дидактические средства на занятиях по технологии // Школа и производство. — 1999. — № 4. — С.25−29.

25. Кругликов Г. И. Методика преподавания технологии с практикумом. — М.: Академия, 2002. — 480 с.

26. Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников: кн. для учителей и кл. рук. / В.А. Крутецкий. — М.: Просвещение, 1976. — 303 с.

27. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология / Н.Д. Левитов. — М., 1964. — 478 с.

28. Максакова В.И. Педагогическая антропология / В.И. Максакова. — М., 2007. — 207 с.

29. Менумеров В.А. Педагогические условия воспитания творческой самостоятельности подростков в социально-педагогическом комплексе: дис. … канд. пед. наук / В.А. Менумеров. — Кострома, 2002.

30. Молева Г. А., Богданова И.А. Применение принципов развивающего обучения на уроках по технологии // Школа и производство. — 2005. — № 7. — С.53−56.

31. Мудрик А.В. Социализация человека / А.В. Мудрик. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 304 с.

32. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учеб. для студентов, обучающихся по пед. спец. / сост. B.C. Мухина. — 5-е изд., стер. — М.: AcademiA, 2000. — (Высшее образование).

— 452 с.

33. Невзорова А.В. Воспитание самостоятельности школьников в учебной деятельности: дис. … канд. пед. наук / А.В. Невзорова. — Архангельск, 2005.

34. Некрасова Г. Н. Уроки технологии с использованием компьютера // Школа и производство. — 2004. — № 3. — С.25−27.

35. Нексовская В.В. Изучение материала крупными блоками как условие развития активности и самостоятельности учащихся / В.В. Нексовская // Методы и формы развития активности и самостоятельности учащихся. — Омск, 2003. — С. 81−87.

36. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Учебник. Кн. 2. Психология образования / Р.С. Немов. — М.: Просвещение, 1995. — 496 с.

37. Неровных В. А. Проблема воспитания активности и самостоятельности учащихся в русской педагогике II половины XIX века: автореф. дис. … канд. пед. наук / В.А. Неровных. — М., 1963.

38. Новикова, Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование. — 2000. — № 7. — С.151−157.

39. Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учеб. пособие для вузов / Л.Ф. Обухова. — М., 2001. — 442 с.

40. Осницкий А.К. Психология самостоятельности: методы исследования и диагностики / А.К. Осницкий. — М.- Нальчик: Эль-Фа, 1996. — 126 с.

41. Пахомова, Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении / Н.Ю.Пахомова. — М.: АРКТИ, 2003. — 112 с.

42. Пахомова, Н.Ю. Учебные проекты: его возможности / Н.Ю.Пахомова // Учитель. — 2000. — № 4. — С.52−55.

43. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Ищенко, Е.Н. Шиянов — М., 1997. — 512 с.

44. Педагогика / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. — М.: Школа-Пресс, 2000. — 512 с.

45. Педагогика: учебник для студ. средних пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. — М., 2008. — 576с.

46. Педагогическая антропология: учеб. пособие / Ун-т Рос. акад. Образования. Каф. пед. антропологии; авт.-сост. Б.М. Бим-Бад. — М.: УРАО, 1998. — 575 с.

47. Педагогическая энциклопедия / И.А. Каиров (глав. ред.) и [др.]. — М., Сов. энцикл., 1966. — (Общ.тит.л.: Энциклопедии. Словари. Справочники).

Т.3: Н — См. -1966. — 880 столб. с ил.

48. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. — 528с.: ил.

49. Пекелис В. Д. Как найти себя: энцикл. в 3 кн., которая поможет тебе стать сильнее, умнее, лучше / В.Д. Пекелес. — 3-е изд. — М.: Дет. лит., 1989. — 351 с.

50. Петров А.В. и др. Самостоятельная познавательная деятельность в системе развивающего обучения / Петров А.В., Петрова О.В., Цулая Л.В. // Наука, культура, образование. — № 8/9. — 2001. — С. 150 — 154.

51. Петровский А.В. Психология / А.В. Петровский, М. Г Ярошевский. — М., 2002. — 512 с.

52. Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся / П.И. Пидкасистый. — М.: Педагогика, 1972. — 182 с.

53. Пидкасистый, П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: теорет.-эксперимент. исслед. // П.И. Пидкасистый. — М.: Педагогика, 1980. — 240 с.

54. Пименова Л.М. Развитие самостоятельности как черты личности у учащихся старших классов: дис. на … канд. пед. наук / Л.М. Пименова. — Л., 1960. — 388 с.

55. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий / К.К. Платонов. — М.: Высшая школа, 1984. — 174 с.

56. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / глав. ред. В.В. Давыдов. — М.: Большая Российская энциклопедия, Т. 2: М — Я. — 1999. — 672 с.

57. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. — 2-е изд. — М., 1976. — 416 с.

58. Селевко Г. К. Саморазвивающее обучение / Г. К. Селевко. — Ярославль: ИПК, 1996. — 164 с.

59. Сластенин В.А. Психология и педагогика: учеб. пособие для студентов, обучающихся по непед. специальностям / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. — М.: AcademiA, 2001. — 477, [1] с.: ил. — (Высшее образование).

60. Словарь по социальной педагогике: учеб. пособие для студентов, изучающих психологию, соц. работу и соц. педагогику / авт.-сост. Л.В. Мардахаев. — М.: Академия, 2002. — 363, [1] с.: ил.

61. Современный словарь по педагогике / сост. Е.С. Рапацевич. — Минск: Современное слово, 2001. — 928 с.

62. Ставрова О.Б. Современный урок технологии с применением компьютера. — М.: Школьная Пресса, 2005. — 96 с.

63. Ушинский К.Д. Педагогическая антропология: человек как предмет воспитания. Опыт пед. антропологии / К.Д. Ушинский. — М.: Изд-во УРАО, 2002. Т.1. — 511с. Т. 2. — 495с.

64. Чукова Н.Г. Развитие самостоятельности учащихся старших классов в процессе овладения политехническими умениями: автореф. дис. … канд. пед. наук / Н.Г. Чукова. — М., 1977.

65. Шиянов Е.Н. Развитие личности в обучении: учеб. пособие / Е.Н. Шиянов, И.Б. Котова. — М.: Академия, 1999. — 288 с.

66. Якунин В.А. Педагогическая психология: учеб. пособие / В.А. Якунин; Европ. ин-т экспертов. — СПб.: Изд-во Михайлова В.А.: Полиус, 1998. — 639 с.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector