Пассивное и активное воображение

Учреждение образования

«Военная Академия Республики Беларусь»

 

Контрольная работа № 1

Тема: «Воображение — виды и пути развития у воинов»

 

 

Выполнил: Курсант 623 учебного взвода Вельб Андрей Викторович.

Проверил: Доцент кафедры Филипов Пётр Васильевич

 

Содержание

1. Понятие воображения

2. Виды воображения

2.1 Пассивное и активное воображение

2.2 Воссоздающее воображение

2.3 Антиципирующее воображение

2.4 Творческое воображение

3. Развитие воображения

3.1 Взгляды учёных на развитие воображения

3.2 Приёмы развития воображения

3.3 Метод агглютинации

3.4 Метод акцентирования

3.5 Метод схематизации

3.6 Метод типизации

3.7 Метод «Мозгового штурма»

3.8 Метод «Эвристических вопросов»

3.9 Методы развития воображения у детей

Вывод

Список литературы

 

Понятие воображения

Наряду с восприятием, памятью и мышлением важную роль в деятельности человека играет воображение. В процессе отражения окружающего мира человек наряду с восприятием того, что действует на него в данный момент, или зрительным представлением того, что воздействовало на него раньше, создает новые образы.

Воображение — это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи. Человек может мысленно представить себе то, что в прошлом не воспринимал или не совершал, у него могут возникать образы предметов и явлений, с которыми он раньше не встречался. Процесс воображения свойственен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности. Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо и как он будет это делать. Таким образом он уже заранее создает образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей его практической деятельности. Эта способность человека заранее представлять конечный итог своего труда, а также процесс создания материальной вещи, резко отличает человеческую деятельность от «деятельности» животных, иногда очень искусной. Физиологическую основу воображения составляет образование новых сочетаний из тех временных связей, которые уже сформировались в прошлом опыте. При этом простая актуализация уже имеющихся временных связей еще не ведет к созданию нового. Создание нового предполагает такое сочетание, которое образуется из временных связей, ранее не вступавших в сочетание друг с другом.

3 стр., 1229 слов

МЫШЛЕНИЕ КАК ФОРМА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ

... ВНИМАНИЯ С СОЗНАНИЕМ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ 38 37. РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЕ В ОНТОГЕНЕЗЕ 39 38. РОЛЬ И МЕСТО ВООБРАЖЕНИЯ В СТРУКТУРЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА. СВЯЗЬ ВООБРАЖЕНИЯ С МЫШЛЕНИЕМ И ПАМЯТЬЮ ... ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХОЛОГИИ ПАМЯТИ 30 29. ПАМЯТЬ КАК ВЫСШАЯ ПСИХИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСМЫСЛЕННОГО МАТЕРИАЛА 31 30. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ВНИМАНИИ. МНОГОЗНАЧНОСТЬ ...

При этом важное значение имеет вторая сигнальная система, слово. Процесс воображения представляет собой совместную работу обеих сигнальных систем. Все наглядные образы неразрывно связаны с ним. Как правило, слово служит источником появления образов воображения, контролирует путь их становления, является средством их удержания, закрепления, изменения.Воображение всегда есть определенный отход от действительности. Но в любом случае источник воображения — объективная реальность. В психологии различают произвольное и непроизвольное воображение. Первое проявляется, например, в ходе целенаправленного решения научных, технических и художественных проблем при наличии осознанной и отрефлексированной поисковой доминанты, второе — в сновидениях, так называемых измененных состояниях сознания и т.д. Особую форму воображения образует мечта. Она обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска.

 

Виды воображения

Пассивное и активное воображение

 

Можно выделить несколько видов воображения, среди которых основные — пассивное и активное.

Пассивное, в свою очередь, делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, сновидовая фантазия).

Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее.

Близко к этим видам воображения находится эмпатия — способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сострадать, сорадоваться, сопереживать. Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Человек оперирует фрагментами, единицами конкретной информации в определенной области, их перемещением в различных комбинациях относительно друг друга. Стимуляция этого процесса создает объективные возможности для возникновения оригинальных новых связей между зафиксированными в памяти человека и общества условиями. В активном воображении мало мечтательности и «беспочвенной» фантазии. Активное воображение направлено в будущее и оперирует временем как вполне определенной категорией (т.е. человек не теряет чувства реальности, не ставит себя выше временных связей и обстоятельств).

Активное воображение направлено больше вовне, человек занят в основном средой, обществом, деятельностью и меньше — внутренними субъективными проблемами. Такое воображение, наконец, и пробуждается задачей, и ею направляется, оно определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю.

Воссоздающее воображение

Воссоздающее воображение — один из видов активного воображения, при котором происходит конструирование новых образов, представлений у людей в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков и т.д. Несмотря на то что продуктами воссоздающего воображения являются совершенно новые, ранее не воспринимаемые человеком образы, этот вид воображения основан на прежнем опыте. К. Д. Ушинский рассматривал воображение как новую комбинацию былых впечатлений и прошлого опыта, считая, что воссоздающее воображение является продуктом воздействия на мозг человека материального мира. Главным образом воссоздающее воображение — это процесс, в ходе которого происходит рекомбинация, реконструкция прежних восприятий в новой их комбинации.

10 стр., 4722 слов

Образ человека в психоаналитической философии

... гуманитарных знаний. Цель состоит в том, чтобы охарактеризовать образ человека, как он представлен в творчестве Фрейда. При этом ... образом определяет индивидуальную жизнь". Когда-то это было названо "наиболее революционной идеей" в науках о культуре и человеке ... философии связан, прежде всего, с осмыслением взаимоотношений между человеком и культурой. Фрейд утверждает, что культура основывается на ...

 

Антиципирующее воображение

 

Антиципирующее воображение лежит в основе очень важной и необходимой способности человека — предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий и т.д. Этимологически слово «предвидеть» тесно связано и происходит из одного корпя со словом «видеть», что показывает важное значение осознания ситуации и перенесения определенных элементов ее в будущее на основе знания или предугадывания логики развития событий.Благодаря этой способности человек может «мысленным взором» увидеть, что произойдет с ним, с другими людьми или окружающими вещами в будущем. Ф. Лерш назвал это «прометеевской (глядящей вперед) функцией воображения», которая зависит от величины жизненной перспективы: чем моложе человек, тем больше и ярче представлена ориентация его воображения вперед. У пожилых и старых людей воображение больше ориентировано на события прошлого.

Творческое воображение

 

Творческое воображение — это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом, и которые воплощаются («кристаллизуются») в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека. Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов интеллектуальных операций. В структуре творческого воображения различают два типа таких интеллектуальных операций. Первый — операции, посредством которых формируются идеальные образы, и второй -операции, на основе которых перерабатывается готовая продукция.

Один из первых психологов, изучавших эти процессы, Т. Рибо выделил две основные операции: диссоциацию и ассоциацию. Диссоциация — отрицательная и подготовительная операция, в ходе которой раздробляется чувственно данный опыт. В результате такой предварительной обработки опыта его элементы способны входить в новое сочетание. Без предварительной диссоциации творческое воображение немыслимо. Диссоциация — первый этап творческого воображения, подготовки материала. Невозможность диссоциации — существенное препятствие для творческого воображения. Ассоциация — создание целостного образа из элементов вычлененных единиц образов. Ассоциация дает начало новым сочетаниям, новым образам. Существуют и другие интеллектуальные операции, например, способность мыслить по аналогии с частным и чисто случайным сходством. Пассивное воображение подчинено внутренним, субъективным факторам. Пассивное воображение подчинено желаниям, которые мыслятся в процессе фантазирования осуществленными. В образах пассивного воображения «удовлетворяются» неудовлетворенные, большей частью неосознанные потребности личности. Образы и представления пассивного воображения направлены на усиление и сохранение положительно окрашенных эмоций и на вытеснение, редукцию отрицательных эмоций и аффектов. В ходе процессов пассивного воображения происходит нереальное, мнимое удовлетворение какой-либо потребности или желания. В этом пассивное воображение отличается от реалистического мышления, которое направлено на действительное, а не мнимое удовлетворение потребностей. Материалами пассивного воображения так же, как и активного, являются образы, представления, элементы понятий и другая информация, почерпнутая с помощью опыта.

12 стр., 5754 слов

Методы диагностики творческого потенциала

... адаптивность, беглость и оперативность мышления; легкость ассоциаций; уровень творческого воображения), и личностными (мотивационными, эмоциональными, волевыми, рефлексивными и ... психологом Т. Рибо. Он писал: «Что касается до «методов изобретения», по поводу которых было написано много ученых ... для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал ...

Развитие воображения

3.1 Взгляды учёных на развитие воображения

 

Долгое время в науке господствовала идея о невозможности алгоритмизации и обучения воображению. Французский психолог Г. Рибо писал: «Что касается до «методов изобретения», то их на самом деле не существует, в противном случае можно было бы фабриковать изобретателей подобно тому, как фабрикуют теперь механиков и часовых дел мастеров». Воображение иногда называют «прихотливой способностью», подчеркивая тот факт, что воображение действует без заметного детерминизма. Именно поэтому воображению приписывают самопроизвольность. Практически невозможно заставить себя вообразить или не воображать что-либо. Процесс начинается как бы сам собой.

Постепенно эта точка зрения была опровергнута. Английский ученый Г. Уоллес, изучая, как знаменитые ученые делали свои открытия, выделил четыре стадии процесса творчества:

1) подготовка (зарождение идеи);

2) созревание (концентрация, «стягивание» знаний, прямо и косвенно относящихся к проблеме, добывание недостающих сведений);

3) озарение (интуитивное схватывание искомого результата);

4) проверка.

 

3.2 Приёмы развития воображения

Как любым сложным процессом, воображением можно овладеть, научившись отдельным приемам. Приемы развития воображения разнообразны. Так, еще Леонардо да Винчи советовал для этой цели разглядывать облака, трещины стен, пятна и находить в них сходство с предметами окружающего мира.

В психологии выделены следующие приемы создания новых образов: агглютинация, акцентирование, схематизация, типизация. Эти приемы работают благодаря мыслительным операциям анализа и синтеза.

В конечном счете процессы воображения состоят в мысленном разложении исходных представлений на составные части (анализ) и последующем их соединении в новых сочетаниях (синтез), т.е. носят аналитико-синтетический характер.

 

Метод агглютинации

 

Наиболее ярко аналитико-синтетичесский характер воображения проявляется в приеме агглютинации (в переводе с греческого — склеивание).

Агглютинация представляет собой комбинацию, слияние отдельных элементов или частей нескольких предметов в один образ. Так, например, образ русалки в народных представлениях создался из образов женщины (голова и туловище), рыбы (хвост) и зеленых водорослей (волосы).

Таким же образом созданы кентавр, сфинкс, избушка на курьих ножках и т.д. О приеме агглютинации хорошо высказался художник Леонардо да Винчи: «Если ты хочешь заставить казаться естественным вымышленное животное, — пусть это будет, скажем, змея, — то возьми для ее головы голову овчарки или легавой собаки, присоедини к ней кошачьи глаза, уши филина, нос борзой, брови льва, виски старого петуха и шею водяной черепахи». Л.Н. Толстой писал, что при создании образа Наташи в романе «Война и мир» он взял одни черты у своей жены Софьи Андреевны, другие — у ее сестры Татьяны, «перетолок» и таким образом получил образ Наташи. Агглютинация используется и в техническом творчестве. С помощью этого приема были созданы троллейбус, аэросани, танк-амфибия, гидросамолет, аккордеон и пр.

8 стр., 3795 слов

Метод решения многомерной задачи оптимального управления динамикой ...

... который может быть использован для решения задач оптимального управления экономической системой на региональном уровне, в том числе в случае учета инновационных процессов. Разработанный метод используется на факультете «Прикладная ... (Чебоксары, 25 октября 2006 г.); Воронежской зимней математической школе «Современные методы теории функций и смежные проблемы» (Воронеж, 27 января - 2 февраля 2007 ...

 

Метод акцентирования

 

Аналитическим процессом создания образов можно считать и акцентирование, которое заключается в том, что в создаваемом образе какая-либо часть, деталь выделяется и особо подчеркивается, например, изменяясь по величине и делая объект непропорциональным. Акцентирование позволяет выделить самое существенное, самое важное в данном конкретном образе. Этим приемом нередко пользуются карикатуристы. Болтуна изображают с длинным языком, любителя поесть наделяют объемистым животом и т.д. Прием акцентирования может получить дальнейшее развитие, если будет распространен на весь объект. Этого можно достичь двумя способами: увеличим объект по сравнению с действительностью (гипербола) или уменьшим (литота).

Эти приемы широко используются в народных сказках, былинах, когда изображается герой могучего телосложения, ростом «выше леса стоячего, чуть ниже облака ходячего», со сверхчеловеческой силой, что позволяет ему победить целое войско врагов.

Гиперболизация может достигаться за счет изменения количества частей предмета или их смещением: многорукий Будда в индийской религии, драконы с семью головами, одноглазый циклоп и т.д.

 

Метод схематизации

 

Конструирование представлений воображения может идти и синтетическим путем. В том случае, если представления, из которых создается фантастический образ, сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают на первый план, говорят о схематизации. В качестве примера схематизации могут служить национальные орнаменты и узоры, элементы которых заимствованы из окружающего мира. Каждый человек без труда может представить себе «итальянца», «англичанина», «китайца» или представителя любой другой нации. Однако если попросить определить, в чем различия между ними, то это у многих вызовет затруднение, так как эти образы живут в нашем воображении в виде обобщенных схем.

 

Метод типизации

 

Схематизация является как бы подготовительным этапом к наиболее сложному приему творческого воображения — типизации, процессу разложения и соединения, в результате чего выкристаллизовывается определенный образ (человека, его дела, взаимоотношений).

В образе художник обычно стремится передать определенный, более или менее осознанный замысел. В соответствии с этим замыслом происходит акцентирование тех, а не иных черт, подбор при агглютинации таких, а не других моментов. В результате одни черты опускаются, как бы выпадают из внимания, другие упрощаются, освобождаются от частностей, усложняющих деталей, третьи же, наоборот, усиливаются, а в целом весь образ трансформируется. По этому поводу M.Горький писал: «Как строятся типы в литературе? Они строятся, конечно, не портретно, не берут отдельно какого-нибудь человека, а берут тридцать-пятьдесять человек одной линии, одного рода, одного настроения и из них создают Обломова, Онегина, Фауста, Гамлета, Отелло и т.д. Все это обобщенные типы». Тип — это индивидуальный образ, в котором соединены в одно целое наиболее характерные признаки людей целой группы, класса, нации.

3 стр., 1078 слов

Развитие и методы развития воображения у детей дошкольного возраста

... №8, с.10-17. 14. Дьяченко О.М. Пути активизации воображения дошкольников. // Вопросы психологии – 1987, №1. 15. Гамезо М.В., Далащенко ... и др. Предмет исследования: развитие воображения, и методы развития воображения. Объект исследования: дошкольное образовательное учреждение. ... психологов позволили выделить несколько способов создания образов воображения. Наиболее простой — агглютинация. Сущность ее ...

 

3.7 Метод «Мозгового штурма»

 

Для успешной адаптации в нестабильном обществе требуется высокий уровень креативности. Сегодня остро встает вопрос обучения как приемам, так и методам творческого мышления. Для обучения творческому мышлению разработано много способов. Один из самых известных — «мозговой штурм», или «брейнсторминг». Метод и термин «мозговой штурм», или «мозговая атака», предложен американским ученым А.Ф. Осборном (за основу взят вариант эвристического диалога Сократа).

Им было отмечено, что коллективно генерировать идеи эффективнее, чем индивидуально. В обычных условиях творческая активность человека часто сдерживается явно и неявно существующими барьерами (психологическими, социальными, педагогическими и т.д.).

Жесткий стиль руководства, боязнь ошибок и критики, очень профессиональный и слишком серьезный подход к делу, давление авторитета более способных товарищей, традиции и привычки, отсутствие положительных эмоций — все это сдерживает творчество и заставляет работать по шаблону. Диалог в условиях «мозговой атаки» выступает в роли средства, позволяющего убрать преграду, высвободить творческую энергию участников для решения творческой задачи.

В настоящее время выработано несколько модификаций метода «мозговой атаки». В работе необходимо оптимально сочетать логику и интуицию. В условиях генерирования идей желательно ослабить активность логического мышления и всячески поощрять интуицию. Этому в немалой степени способствуют и такие правила, как запрет критики, отсроченный логический и критический анализ выдвинутых идей. Несомненным достоинствам этого метода является то, что он позволяет обучаться приемам творческого мышления в группе. Лень, рутинное мышление, рационализм, отсутствие эмоционального «огонька» в условиях применения этого метода как бы автоматически снимаются. Доброжелательный психологический микроклимат создает условия для раскованности, активизирует интуицию и воображение.

 

3.8 Метод «Эвристических вопросов»

 

Для развития креативности наряду с мозговым штурмом столь же часто используют метод эвристических вопросов. Этот метод известен также как метод «ключевых вопросов». В практике обучения их еще называют наводящими вопросами, так как удачно поставленный педагогом вопрос наводит ученика на идею правильного ответа.

11 стр., 5233 слов

Решение практических психологических задач Ощущение

... казаться зрителям громче. Ниже под соответствующими номерами даны ответы на поставленный к задаче вопрос. Выберите тот № ответа, в котором все явления указаны верно. а) изменения обоняния, ... памяти (запечатление, сохранение, воспроизведение, узнавание) проявляется в описанных действиях А. Ученику задали вопрос: «В каком году был напечатан роман И.С. Тургенева «Накануне?» Ученик, подумав, стал ...

Эвристические вопросы широко использовали в своей научной и практической деятельности еще Сократ и древнеримский философ Квинтилиан. Квинтилиан рекомендовал своим ученикам для сбора достаточно полной информации о каком-либо событии поставить перед собой и ответить на следующие семь ключевых вопросов (эвристических): Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда?

Метод эвристических вопросов базируется на следующих закономерностях и соответствующих им принципах:

1. Проблемности и оптимальности. Путем искусно поставленных вопросов проблемность задачи снижается до оптимального уровня.

2. Дробления информации (эвристические вопросы позволяют осуществить разбивку задачи на подзадачи).

3. Целеполагания (каждый новый эвристический вопрос формирует новую стратегию — цель деятельности).

Эвристические вопросы должны стимулировать решение творческих задач.

1. Нужно ясно понять предложенную задачу, а для этого поставить перед собой вопросы: что неизвестно? Что дано? В чем состоит условие? Возможно ли удовлетворить условию? Достаточно ли условие для определения неизвестного? Или недостаточно? Или чрезмерно? Или противоречиво? Полезно сделать чертеж. Важно ввести подходящие обозначения. Разделить условие на части, постараться записать их.

2. При поиске идеи решения и при составлении плана решения важно найти связь между данным и неизвестным. Спросите себя: известна ли вам какая-нибудь родственная задача? Нельзя ли ею воспользоваться? Нельзя ли использовать метод ее решения? Не следует ли ввести какой-либо вспомогательный элемент, чтобы воспользоваться прежней задачей? Нельзя ли сформулировать задачу иначе, проще? Нельзя ли придумать более доступную задачу? Более общую? Более частную? Аналогичную задачу? Нельзя ли решить часть задачи, удовлетворить части условия? Нельзя ли извлечь что-либо полезное из данных? Все ли данные и условия вами использованы? Приняты ли во внимание все понятия, содержащиеся в задаче?

3. Осуществляя план решения, контролируйте каждый свой шаг. Ясно ли вам, что предпринятый вами шаг правилен? Сумеете ли доказать, что он правилен?

4. Всегда нужно контролировать полученное решение. Спросите себя: можно ли проверить результат? Можно ли проверить ход решения? Можно ли получить тот же результат иначе? Можно ли проверить правильность полученного результата? Можно ли в какой-нибудь другой задаче использовать полученный результат? Можно ли решить задачу, обратную этой?

Достоинство метода эвристических вопросов заключается в его простоте и эффективности для решения любых задач. Эвристические вопросы особенно развивают интуицию мышления, общую логическую схему решения творческих задач.