Речь и мышление, проблемы их взаимосвязи

СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ РЕЧИ И МЫШЛЕНИЯ 4
1.1. Мышление как особого рода деятельность и реальный
процесс решения задач 4
1.2. Речь и слово — важнейшие содержательные и
структурные компоненты психики 10
1.3. Речь как инструмент мышления 17
ГЛАВА 2. ТЕСТЫ КАК СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
ЛИТЕРАТУРА 31

ВВЕДЕНИЕ
На протяжении всей истории психологических исследований мышления и речи проблема связи между ними привлекла к себе повышенное внимание. Предлагаемые ее решения были самыми различными — от полного разделения речи и мышления и рассмотрения их как совершенно независимых друг от друга функций до столь же однозначного и безусловного их соединения, вплоть до абсолютного отождествления.
Многие современные ученые придерживаются компромиссной точки зрения, считая, что, хотя мышление и речь неразрывно связаны, они представляют собой относительно независимые реальности. Главный вопрос, который сейчас обсуждается в связи с данной проблемой, — это вопрос о характере реальной связи между мышлением и речью, об их генетических корнях и преобразованиях, которые они претерпевают в процессе своего раздельного и совместного развития.
Л.С.Выготский писал, что слово так же относится к речи, как и к мышлению. Оно представляет собой живую клеточку, содержащую в самом простом виде основные свойства, присущие речевому мышлению в целом. Слово — это не ярлык, наклеенный в качестве индивидуального названия на отдельный предмет или явление, обозначаемое им, обобщенно и, следовательно, выступает как акт мышления.

Но слово — это также средство общения, поэтому оно входит в состав речи. Будучи лишенным значения, слово уже не относится ни к мысли, ни к речи; обретая свое значение, оно сразу же становится органической частью и того и другого. Именно в значении слова, говорил Л.С. Выготский, завязан узел того единства, которое именуется речевым мышлением.
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ РЕЧИ И МЫШЛЕНИЯ
Мышление как особого рода деятельность и реальный процесс решения задач.
Мышление — высший познавательный процесс. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, которого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление отражает бытие не только в виде отдельных вещей, явлений и их свойств, но и определяет связи, существующие между ними, которые чаще всего непосредственно человеку не даны. Свойства вещей и явлений, связи между ними отражаются в мышлении в обобщенной форме, в виде законов, сущностей.
На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, воображении, памяти, речи.
Таким образом, познание объективной действительности начинается с ощущений и восприятия и переходит к мышлению, которое выходит за рамки чувственного данного и расширяет границы нашего познания.
Мышление — процесс сознательного отражения действительности в таких объективных ее свойствах, связях и отношениях, в которые включаются и недоступные непосредственному чувственному восприятию объекты (А.Н.Леонтьев).
Мышление — неразрывно связанный с речью социально обусловленный психический процесс самостоятельного искания и открытия существенно нового, т.е. опосредованного обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза, возникающий на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходящей за ее пределы (А.В.Брушлинский).
В развитых своих формах, мышление постольку процесс отражения объектов, поскольку оно есть творческое преобразование их субъективных образов в сознании человека, их значения и смысла для разрешения реальных противоречий в обстоятельствах жизнедеятельности людей, для образования ее новых целей, открытия новых средств и планов их достижения. Значит мышление это: 1) психический процесс, который является обобщенным и опосредованным отражением общего и существенного в действительности.; 2) оно выполняет регулирующую функцию по отношению к поведению человека.; 3) оно является свойством сложной функциональной системы, складывающейся в мозге человека; 4) процесс социально обусловленный. Мышление невозможно без знаний, добытых в ходе человеческой истории. Социальны и цели мыслительной деятельности человека; 5) оно опосредованное отражение.
Функции мышления достаточно разнообразны. В учебном процессе реализуются в основном четыре функции.
Понимание, представляет собой раскрытие существенного в предметах и явлениях действительности, постижения смысла и значения чего-либо, достигаемое на основе связывания понимаемого с уже известным человеку из прошлого опыта.
Решение проблем и задач. Мышление возникает в тех ситуациях, когда средства деятельности, которыми располагает субъект, оказывается недостаточным для достижения целей.
Целеобразование, представляет собой процесс порождения новых целей в мышлении и деятельности человека. Формирование образа будущего результата действий (в процессе общения ими самостоятельно) и принятие этого образа в качестве основы практических или умственных действий и составляют сущность процесса целеобразования, которое может быть произвольным и непроизвольным, выступать как процесс, действие или деятельность (О.К.Тихомиров).
Рефлексия — это деятельность человеческого мышления, направленная на осмысление знания, анализ его содержания и методов познания, своих действий, самопознания.
Но нужно помнить, что выделение функций мышления является несколько условным. Мышление в любой его функции представляет собой изменение, какого — то содержания. Поэтому в психологии принято выделять три стороны мыслительной деятельности.
Содержательная сторона мышления. Мышление всегда имеет какое -то содержание. Внешнее мышление и представляет собой изменение содержания: непонятное становится понятным, когда связывается с прошлым опытом, проблемная ситуация процессе ее разрешения становится обычной и т.д. Содержанием же могут быть образы, представления, понятия, символы, схемы и т.д.
Функционально-операционная сторона мышления — это операции, приемы и способы, благодаря которым становится возможным то или иное изменение содержания (субъективный опыт и интеллект).
К общим мыслительным операциям относят: анализ, синтез, абстракцию, обобщение и конкретизацию.
Анализ — это расчленение предмета, мысленное или практическое, на составляющие его элементы с последующим их сравнением.
Синтез -построение целого из аналитически заданных частей. Анализ и синтез обычно осуществляются вместе, способствуют более глубокому познанию действительности.
Абстракция — выделение какой — либо стороны явления, или его аспекта, которые в действительности не существуют как самостоятельные.
Обобщение, выступает как соединение существенного и связанного его с классом предметов и явлений. Понятие становится одной из форм мысленного обобщения.
Конкретизация, вступает как операция, обратная обобщению. Она проявляется в том, что из общего определения- понятия — выводится суждение о принадлежности единичных вещей и явлений определенному классу.
Целе-мотивационная сторона мышления. Мыслительная деятельность, так же как и любая другая исходит из мотивов и целей направленная на достижение определенных целей. «Сама мысль рождается не из другой мысли, а из мотивирующей стороны сознания». (Л.С.Выготский).
Процесс мышления. Мышление развертывается во времени как, процесс, даже если создается впечатление, что результат появляется почти мгновенно. Движущей силой процесса мышления является возникающее противоречие между целью и средством, которыми располагает субъект и др.
К процессам мышления относятся суждения, умозаключения, определения понятий, индукция и дедукция.
Суждение — это высказывание, содержащее определенную мысль.
Умозаключение — представляет собой серию логически связанных высказываний, из которых выводится новое знание.
Определение понятий, рассматривается как система суждений о некотором классе предметов (явлений), выделяющая наиболее общие их признаки.
Индукция и дедукция — это способы производства умозаключений, отражающие направленность мысли от частного к общему или наоборот. Индукция предполагает вывод частого суждения из общего, а дедукция — вывод общего суждения из частных.
Виды мышления:

Понятийное мышление — это мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Он обсуждает и ищет решение задач с начала до конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, полученными другими людьми, выраженными в понятийной форме, суждениях, умозаключениях. Понятийное мышление характерно для научных теоретических исследований.
Образное мышление — материалом, используемым человеком для решения задачи, является не понятия, умозаключения или суждения, а образы. Они или непосредственно извлекаются из памяти, или воспроизводятся воображением. Таким мышлением пользуются работники литературы, искусства, люди творческого труда, имеющие дело с образами.
Оба эти два вида мышления — понятийное и образное сосуществуют, дополняют друг друга, раскрывают человеку разные, но взаимосвязанные стороны бытия. Понятийное мышление дает наиболее точное, обобщенное отражение действительности, а образное — позволяет получить конкретное субъективное восприятие, которое не менее реально, чем объективно-понятийное.
Особенность наглядно-образного мышления состоит в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием человеком окружающей действительности, и без него совершаться не может. Мысля наглядно-образно, человек привязан к действительности, а самые необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти. Данная форма мышления наиболее полно представлена у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а у взрослых — среди людей, занятых практической работой.
Особенность наглядно-действенного мышления заключается в том, что сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами.
Основным условием решения задачи в данном случае, являются правильные действия с предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых реальным производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо конкретного материального продукта.
Теоретическое мышление считается более совершенным, ем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное. Все перечисленные виды мышления у человека сосуществуют, могут быть представлены в одной и той же деятельности. Однако, в зависимости от ее характера и конечных целей доминирует той или иной вид мышления. По этому основанию они все и различаются.
Мышление человека развивается, его интеллектуальные возможности совершенствуются. К этому выводу уже давно пришли психологи в результате наблюдений и применения на практике приемов развития мышления. В практическом аспекте развитие интеллекта рассматривается в трех аспектах: филогенетическом, онтогенетическом и экспериментальном. Филогенетический аспект предполагает изучение того, как мышление человека развивалось и совершенствовалось в истории человечества. Онтогенетический включает исследование процесса и выделение этапов развития мышления на протяжении жизни одного человека, с рождения до старости. Экспериментальный подход ориентирован на анализ процесса развития мышления в особых, искусственно созданных условиях, рассчитанных на его совершенствование.
Речь и слово — важнейшие содержательные и структурные компоненты психики.
Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможность получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств. Благодаря речи как средству общения, индивидуальное сознание, не ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей, причем, в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственно познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память, мышление. Через речь психология и опыт одного человека, становятся доступным другим людям, обогащают их, способствуют их развитию.
По своему жизненному значению речь имеет полифункциональный характер. Она является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации, средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека. Речь является полиморфной деятельностью человека, т.е. в своих различных функциях представлена в разных формах: внешней, внутренней, монолога, диалога, письменной, устной и т. д. Хотя все эти формы речи взаимосвязаны, их жизненное назначение неодинаково.
Внешняя речь играет в основном роль средства общения, внутренняя — средство мышления. Письменная речь чаще всего выступает как способ запоминания информации. Монолог обслуживает процесс одностороннего, а диалог — двустороннего обмена информацией.
Важно отличать язык от речи. Язык — объективно существующее явление в духовной жизни человеческого общества. Язык определяют как систему знаков, функционирующих в качестве средства общения и орудия мысли. Язык — это система условных символов, с помощью которых передается сочетание звуков, имеющие для людей определенное значение и смысл.
Речь — психическое явление, она индивидуальна и носит отпечаток субъективного отражения и выражения данным индивидом объективной реальности и отношения к ней. Речь — это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же значение, что и соответствующая система письменных знаков. Язык един для всех людей, пользующихся им, речь является индивидуально своеобразной. В речи выражается психологи отдельно взятого человека или общности людей; язык выражает в себе психологию народа, для которого он является родным.
Речь без усвоения языка невозможна, в то время как язык может существовать и развиваться относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни его поведением. Язык состоит из понятий, в которых обобщенном виде представлены самые разнообразные сведения. Язык не есть нечто застывшее, он развивается, и его развитие заключается в том, что для новых знаний, изобретений и идей, не находящих выражения в соответствующем языке, придумываются новые слова. Развивающаяся мысль и система знаний человечества как бы конденсируются в языковых нововведениях.
Связывающим звеном между языком и речью выступает значение слова. Оно выражается смысл, характеризующий личность человека, который ею пользуется. Смысл в отличие от значения выражается в сугубо личных мыслях, чувствах, которые данное слово вызывает именно у этого человека.
Важнейшая роль слова состоит в том, что своем значении оно обобщенно отражает действительность, существующую из вне, и не зависимо от индивидуального человеческого сознания. Смысл же отражает не только объективный, но и субъективный мир данного человека. В речи, насыщенной субъективным содержанием смысла, отражается вся психология человека.
Со значением слов непосредственно связано представление о них как о понятиях. Понятие — это слово, относящиеся не к одному предмету или явлению, а к целому их классу, выделенному по совокупности общих и специфических признаков. Эти же признаки для выделяемого класса явлений и предметов выступают как существенные, т.е. выражающие их основные качества и свойства, а не второстепенные признаки. Все сказанное входит в представление об объеме и содержании понятий. Знать его — значит уметь правильно указать на объем и содержание соответствующего понятия.
Из множества качеств и признаков предметов или явлений, заключенных в слове — понятии, ребенок по началу усваивает лишь те, которые непосредственно выступают в совершаемых им действиях с предметами. По мере получения и обогащения жизненного опыта, им усваивается более глубокий смысл соответствующего понятия, включая те качества обозначаемых предметов, которые не воспринимаются.
Речь — процесс общения посредством языка. Предметом психологического изучения является речь, а не язык, относящийся к явлениям духовной культуры. В чем же отличие речи от языка, и какие функции выполняет речь как психическое явление? Для ответа на этот вопрос полезно рассмотреть этапы становления речи индивида.
А.Н.Леонтьев установил 4 этапа:
— подготовительный — до одного года
2. преддошкольный этап первоначального овладения языком- до 3-х лет
3. дошкольный — до 7 лет
4. школьный
Постепенное овладение языком можно представить в нескольких аспектах.
Развитие фонематического слуха и формирование навыков произнесения фонем родного языка. Его начало связано с «гулением» и «лепетом». Развитие фонематического слуха и моторных компонентов речепроизводства протекает интенсивно до подросткового возраста.
Овладение словарным запасом и правилами синтаксиса. Он начинается со второго года жизни, когда ребенок начинает произносить отдельные слова. Несколько позже, с 3-х лет, начинается активное овладение синтаксисом и грамматической формой слова. К 7-ми годам заканчивается практическое овладение лексическими и синтаксическими правилами в устой речи. В школьном обучении лексика и синтаксис совершенствуются на основе письменной речи.
Овладение семантикой (смысловой стороной) языка. Второй и третий аспекты языкового развития возникают одновременно, но углубленное овладение семантикой наиболее яркой выражено в период школьного обучения, и особенно в подростковом и юношеском возрасте. Семантическое значение слов зыка приобретает смысл для личности и начинает сознательно регулировать поведение.
Функции речи многообразны. Для того чтобы слово могло что — нибудь сообщать, оно должно обозначать, называть предмет, действие, состояние и т.д. Эта функция речи получила название сигнификативной. Она отличает речь человека от коммуникаций животных. У человека со словом связано представление о предмете или явлении. Взаимопонимание в процессе общения основывается на единстве сигнификации (через указание ребенок узнает, что обозначают слова).
Второй функцией речи является общение. Слово обозначает не только отдельный данный предмет, но целую группу сходных предметов и является всегда носителем их существенных признаков. Функцией общения слово тесно связано с мышлением. Если сигнификативная функция устанавливает связь слова со всеми образами сознания, то общение выражает тесную связь речи с мышлением. Речь является формой существования мысли, наиболее адекватной для абстрактно-логического мышления.
И слова (понятия) и предложения (суждения) имеют различную степень обобщения. Так, например, слово «автобус» будет меньшим понятием, чем слово «транспорт». Предложение «Этот треугольник прямоугольный» — единичное суждение. Предложение «Во всяком треугольнике сумма внутренних углов равна 180?» — суждение общее. Степень обобщенности понятий и суждений — важнейший элемент в мыслительной деятельности и передаче знаний.
Третьей функцией речи является функция коммуникаций — передача знаний, отношений и чувств. Коммуникативная функция выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми. Здесь выделяют три стороны: информационную, выразительную, волеизъявление.
Информативная сторона проявляется в передаче знаний и тесно связана с функциями обозначения и обобщения. Она предполагает умение найти слово, точно выражающее мысль или представление у воспринимающего.
Выразительная сторона речи связана с передачей чувств и отношений говорящего к предмету сообщения. По голосу человека определяют, спокоен он или взволнован, сердится или радуется и т.д.
Волеизъявление направлено на прямое подчинение действий слушателя замыслу говорящего. Эта сторона коммуникативной функции тесно связана с выражением в речи мысли, чувств и отношений.
В психологии различают две формы речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя включает в себя: устную (диалогическую и монологическую) и письменную речь.
Самым древним видом речи является устная диалогическая речь. Диалог — это непосредственное общение двух или более человек. Диалог — обмен репликами. Диалог — речь поддерживаемая. Собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, может закончить мысль другого, дать свои реплики. Диалог ведется при эмоционально-экспрессивном контакте говорящих. Диалог ситуативен.
Тематически направленный диалог называется беседой. В беседе один из участников или вся группа ставит цель, обсудить или выяснить определенный вопрос. Такая цель отсутствует в обычном диалоге, течение которого направляется ситуацией общения и намерениями собеседников.
Монологическая речь — длительное, последовательное, связанное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Она разворачивается в виде доклада, рассказа, лекций, выступления. Монологическая речь развилась на основе диалогической. Увеличение количества материала, сообщаемого одним лицом в диалогической речи, постепенно приводит к новому качественному образованию — монологической речи.
Монологическая речь протекает также с ситуации общения, но характер общения изменяется: монолог непрерывен, поэтому активное экспрессивно-мимическое и жестовое воздействие осуществляется выступающим.
В монологической речи наиболее существенные изменение претерпевает смысловая сторона. Монологическая речь — связанная, контекстная.
Монолог подчиняется требованиям, которые предъявляются к логической мысли, а именно, последовательности и доказательности
. Это первое условие, обеспечивающее связанность мысли. Другое условие неразрывно связано с первым — грамматически правильно построенное предложение.
Наиболее древней, первоначальной формой монолога является устный рассказ. Развитие знаний, потребность в передаче научных сведений о мире выработали специфическую форму монолога — лекцию. Формами монологической речи является доклад и выступление.
Доклад — продуманное устное сообщение по определенной теме, основанное на сообщение фактического материала и его обобщение. Речь должна пробуждать определенную мысль и доходить до сердца слушателей. В речи объясняется, разъясняется, что — либо по поводу события, случая, торжества.
Письменная речь появилась позже устной. Первые шаги развития письменной речи связывают с попытками передать прошедшие события в рисунке. Этот этап в развитии письма получил название идеографической речи. Позднее появилось иероглифическое письмо. В иероглифах сходство с предметами утрачено, но они обозначают предметы или целые мысли. Вид письма, которым мы сейчас пользуемся, наиболее позднего происхождения. Его изобретение приписывается древним финикийцам. Оно получило название алфабитического письма и тесно связана с устой речью: графемой (буквой) обозначается фонема (звук речи).

26 стр., 12767 слов

Особенности психического развития у детей младшего школьного ...

... психического развития детей в младшем школьном возрасте. Гипотеза: младшие школьники с нарушениями в поведении имеют особенности в развитии психических функций: внимании, памяти, мышлении. Методики ... складываться определенные установки, которые в дальнейшем обусловливают поведение ребенка. Поэтому проблема особенностей психического развития детей с нарушением поведения в детском возрасте достаточно ...

15 стр., 7334 слов

Исследование развития активной речи детей раннего возраста на ...

... использования игрушек для развития активной речи детей раннего возраста.. Объект: процесс речевого развития детей раннего возраста. Предмет: педагогические условия развития речи детей раннего возраста посредством игрушки. Задачи: изучение проблемы развития ребенка раннего возраста; анализ ...

24 стр., 11908 слов

Влияние мышления на развитие восприятия у детей дошкольного возраста

... курсовой работы основана на предположении о том, что мышление влияет на развитие восприятия у детей дошкольного возраста. Методологическая база исследования: данной проблемой занимались ... восприятии конкретных предметов; пропевание или проговаривапие соответствующих звуков при восприятии речи). Поэтому восприятие правильнее всего обозначать как воспринимающую (перцептивную) деятельность субъекта. ...

13 стр., 6402 слов

Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития ...

... и доступны для наглядно-действенного и наглядно-образного способа мышления. Развитию речи детей младшего дошкольного возраста, в том числе - развитию активного и пассивного словаря, способствуют проводимые воспитателями ДОУ дидактические ...

4 стр., 1576 слов

ДИВЕРГЕНТНОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ...

... дошкольного возраста. 3. Рассмотреть понятие «дивергентность мышления» в психолого-педагогической литературе. 4. Раскрыть роль дивергентного мышления в личностном развитии детей старшего дошкольного возраста. Методы исследования: анализ теоретической литературы ...

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

... размер Методологические основы менеджмента. Законы, принципы, функции. Законы и закономерности Законы развития производства объективны и не зависят от воли и сознания людей ... системы при изменении состояния внешней среды. пропорциональность производства и управления, соотносительность развития основного и вспомогательного производства. соотносительность и адекватность управляющей и управляемой ...

3 стр., 1043 слов

развитие творческого мышления в процессе обучения биологии

... в процессе умозаключения. Рассудочная способность отличается тем, что понятия не подвергаются преобразованиям, а выступают как готовые теоретические догмы. Человек, вооруженный одним лишь рассудочным мышлением, свои ... Цель курсовой работы состоит в том, чтобы охарактеризовать формирование творческого мышления в процессе обучения биологии. Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи: ...

Так как количество фонем в каждом языке ограничено, то наибольшим количеством графем можно выразить письменно любую мысль.
Письмо вырабатывает совершенно новые психофизиологические механизмы речи. Слова воспринимаются глазами, а производятся рукой, в то время как устная речь функционирует благодаря слухо-кинестезическим нервным связям. Письменная речь открывает перед человеком необозримые горизонты приобщения к мировой культуре.
Внутренняя речь — разговор человека с самим собой. Во внутренней речи протекает мышление, возникают намерения и планируются действия.
Внутреннюю речь разделяют на внутреннее, проговаривание и собственно внутреннюю речь. Внутренняя речь отличается от внешней тем, что она свернута, в ней отсутствует большинство второстепенных членов предложения. Изменение в структуре захватывает все слово, отражающее мысль. Внутренняя речь, как и внешняя, существует как кинестезический, слуховой или зрительный образ. Внутренняя речь формируется на основе внешней. Перевод внешней речи во внутреннюю, наблюдается у ребенка в возрасте около трех лет, когда он начинает говорить вслух сам с собой, планировать в речи свои действия. Постепенно проговаривание редуцируется и начинает протекать во внутренней речи.
1.3. Речь как инструмент мышления.
Главная функция речи у человека состоит в том, что она является инструментом мышления. В слове как понятии заключено гораздо больше информации, чем может в себе нести простое сочетание звуков.
Тот факт, что мышление человека неразрывно связано с речью, прежде всего, доказывается психофизиологическими исследованиями участия голосового аппарата в решении умственных задач. Все виды мышления человека, связанные с необходимостью использования более или менее развернутых рассуждений, сопровождается усилием речедвигательной импульсации, а привычные и повторные мыслительные действия ее редукцией.
Однако мышление и речь имеют разные генетические корни. Первоначально они выполняли различные функции и развивались отдельно. Исходной функцией речи была коммуникативная функция, речь выступала как средство общения.
В свою очередь есть виды мышления, которые не связаны с речью, например, наглядно-действенное, или практическое, мышление у животных.
В филогенезе мышление и речь отчетливо вырисовывается доречевая фаза в развитии интеллекта и доинтеллектуальная фаза в развитии речи.
В отношениях между мышлением и речью наступает переломный критический момент (примерно около 2-х лет от роду, по мнению Л.С.Выготского): речь начинает становиться интеллектуализированной, а мышление — речевым.
Признаками наступления этого перелома в развитии обеих функций являются быстрое и активное расширение ребенком своего словарного запаса и столь же быстрое увеличение коммуникативного словаря. Ребенок как бы впервые открывает для себя символическую функцию речи и обнаруживает понимание того, что за словом как средством общения на самом деле лежит обобщение, и пользуется им как для коммуникации, так и для решения задач. Одним и тем же словом он начинает называть разные предметы, и это есть прямое доказательство того, что ребенок усваивает понятия. Решая, какие — либо интеллектуальные задачи, он начинает рассуждать вслух, а это в свою очередь признак того, что он использует речь уже как средство мышления, а не только общения.
Но эти факты есть признаки только лишь начала настоящего усвоения понятий и их использования в процессе мышления и в речи. Далее этот процесс, углубляясь, продолжается еще в течение достаточно длительного времени, вплоть до подросткового возраста. Весь период развития понятийного мышления занимает в жизни человека около 10 лет. Все эти годы интенсивной умственной работы уходят на усвоение ребенком важнейших для развития, как интеллекта, так и всех других психических функций и личности в целом категории — понятия. Слова — понятия позволяют нам обобщать и углублять наши знания об объектах, выходя в их познании за рамки того, что нам дано через органы чувств. Понятие фиксирует существенное и игнорирует несущественное за счет обогащения своего объема и содержания. Благодаря понятийному строю языка мы лишь имеем возможность с помощью ограниченного числа слов обозначать практически необозримое количество предметов и явлений. Владея понятием, мы знаем о предмете или явлении очень многое. Если нам показали, какой — либо предмет и назвали его известным нам понятием, то мы автоматически приписываем данному предмету все те, пусть даже еще реально не увиденные в нем качества, которые заключены в содержании и объеме соответствующего понятия. Процесс формирования понятия начинается у ребенка до овладения речью, но становится по-настоящему активным лишь тогда, когда ребенок достаточно овладел речью как средством общения и развил свой практический интеллект.
Процесс речевого развития представляет собой непрерывно и циклически повторяющиеся переходы от мысли к слову и от слова к мысли, которые становятся все более содержательным и осмысленным.
Представляем психологическую модель порождения и функционирования речи.
Мысль
внутренняя речь
предложения и фразы
морфемы и слова
фонемы
звуковые сигналы
Усвоение речи ребенком начинается с выделения речевых сигналов из всей совокупности звуковых раздражителей. Затем в его восприятии эти сигналы объединяются в морфемы, слова, предложения, фразы. На базе их формируется связанная, осмысленная внешняя речь, обслуживающая мышление. Процесс перевода мысли в слово идет в обратном порядке.
Очень важное значение для понимания отношения мысли к слову имеет внутренняя речь. Она обладает особым синтаксисом, характеризуется отрывностью, фрагментарностью, сокращенностью. Во внутренней речи преобладание смысла над значением доведенного до высшей точки. Можно сказать, что внутренняя речь имеет свернутую форму и развернутое, глубокое смысловое содержание.
Еще одной особенностью речи является агглютинация, т.е. своеобразное слияние слов в одно с их существенным сокращением. Возникающее в результате слово как бы обогащается двойным или даже тройным смыслом, взятым по отдельности от каждого из двух-трех слов, объединенных в нем. Так, в пределе можно дойти до слова, которое вбирает в себя смысл целого высказывания, и оно становится, как говорил Л.С.Выготский, «концентрированным сгустком смысла». Внутренняя речь и состоит из такого ряда слов, совершенно непохожих по структуре и употреблению на те слова, которыми мы пользуемся в своей устой и письменно речи.
Такую речь можно рассматривать как внутренний план речевого мышления. Внутренняя речь и есть процесс мышления, «чистыми значениями».
Письменный текст — это наиболее развернутое речевое высказывание, предполагающее весьма длительный и сложный путь умственной работы по переводу смысла в значение. На практике этот перевод осуществляется с помощью скрытого от сознательного активного процесса, связанного с работой артикулярного аппарата.
Промежуточное положение между внутренней и внешней речью занимает эгоцентрическая речь. Это речь — размышление, обслуживающая само мышление. Элементы этой речи можно встретить у взрослого, который решая сложную интеллектуальную задачу, размышляя вслух, произносит в процессе работы какие — то фразы, понятные только ему самому. Эта речь особенно заметна у детей среднего дошкольного возраста, когда они играют и как бы разговаривают сами с собой в процессе игры.
При переходе внешней речи во внутреннюю, эгоцентрическая речь постепенно исчезает. На убывание ее внешних проявлений следует смотреть, как считал Л.С.Выготский, как на усиливающуюся абстракцию мысли от звуковой стороны речи.
ГЛАВА 2. ТЕСТЫ КАК СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Тестами в психологии называют стандартизированные методики психодиагностики, позволяющие получать сопоставляемые количественные и качественные показатели степени развитости изучаемых свойств.
Для оценки уровня развития мышления (интеллекта) и речи человека предназначаются интеллектуальные и вербальные тесты (задания на оперирования словами).

16 стр., 7766 слов

Особенности развития речи у детей раннего возраста с нарушенной ...

... основе изучения теоретической литературы дать характеристику развития речи у дошкольников, а также развития слухового восприятия. 2. Раскрыть понятие речь и дать характеристику развития речи у детей дошкольного возраста с нарушением слуха. ...

Многие задания, которые используются в тестах, имеют комплексный характер, т.е. включают в себя практические, теоретические, образные и вербальные действия и упражнения. Это связано с тем, что большинство задач, с которыми сталкивается человек в реальной жизни, являются комплексным по характеру.
Из трех видов мышления: словесно-логического, образно-логического и наглядно-действенного — у детей дошкольного возраста достаточно развиты и преобладают два последних вида. Что же касается первого, то этот вид мышления в данном возрасте еще только начинает развиваться. Поэтому, диагностируя интеллект детей дошкольного возраста, в первую очередь необходимо обращать внимание на образно-логическое и наглядно-действенное мышление.
Подгруппе детей (4-5 лет) была предложена методика «нелепицы». За три минуты ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле, должно быть. Результаты оцениваются следующим образом:
10 баллов — за 3 минуты, что не так и объяснил, как должно быть.
8-9 баллов — отметил все нелепицы, но от 1 до 3-х не сумел до конца объяснить или сказать, как должно быть.
6-7 баллов — отметил все 7 нелепицы, от 3-х до 4-х не объяснил, не успел сказать как должно быть.
4-5 баллов — заметил все нелепицы, но 5-7 не успел объяснить.
2-3 баллов — ребенок не успел заметить 1-4 нелепицы, не объяснил.
балл — обнаружил меньше 4-х нелепиц.
В результате обследования было выяснено, что:
двое детей набрали 8 баллов — это соответствует высокому уровню развития образно-логического мышления;
один ребенок набрал 7 баллов — средний уровень развития;
трое детей набрали от 4 до 6 баллов — средний уровень развития.
один ребенок (5 лет) набрал 10 баллов — очень высокий уровень развития.
Таким образом, мы видим, что все обследуемые дети заметили на рисунке все 7 нелепиц, причем трое из обследуемых успели объяснить, что не так и как должно быть. Детей с низким и очень низким уровнем развития образно-логического мышления не оказалось.
Для определения активного словарного запаса тем же детям была предложена методика «расскажи по картинкам».
Ребенок в течение 2-х минут давалась возможность рассмотреть картинку: (стр. 120).
Затем еще за 2 мин. ребенок должен был рассказать о том, что он видел на ней. Результаты фиксировались в таблице: № Фрагменты речи Частота употребления разными детьми 1 2 3 4 5 6 7 1. Существительные часто часто часто часто часто часто часто 2. Глагол часто часто часто часто часто часто часто 3. Прилагательные в обычной форме + + + + + + + 4. Прилагательные в сравнительной степени. + — — — — — + 5. Прилагательные в превосходной форме. — — — — — — — 6. Наречия + + + — — + + 7. местоимения. + — + — — + + 8. Союзы + + + + + + + 9. Предлоги + + + + + + + 10 Сложные предложения и конструкции + — — — — + — Общее количество фрагментов 9 6 7 5 5 8 6
Оценка результатов:
10 баллов — в речи ребенка встречаются все 10 фрагментов речи
8-9 баллов — встречаются 8-9 фрагментов речи.
6-7 баллов — 6-7 фрагментов речи.
4-5 баллов — 4-5 фрагмента.
2-3 балла — 2-3 фрагмента речи.
балл — не более одного фрагмента речи.
Дела выводы из обследования, можно увидеть, что 8-9 баллов набрали двое детей — это высокий уровень развития, 6-7 баллов набрали трое детей — это средний уровень развития, 5 баллов набрали двое детей — это средний уровень развития.
Причем дети с высоким уровнем развития мышления показали и высокие результаты, а дети со средним уровнем — средний уровень развития речи. Только у одного ребенка из обследуемых, запас активного словаря оказался на более низком уровне, чем развитие образно-логического мышления.
Мышление младшего дошкольника отличается от мышления дошкольника, во-первых, более высокими темпами его развития в эти годы, во-вторых, существенными структурными изменениями, происходящими в самих интеллектуальных процессах. Особенно значительные изменения происходят в развитии словесно-логического мышления. В это связи практическая психодиагностика мышления у детей младшего дошкольного возраста должна быть направлена на особую оценку словесно-логического мышления.
Определение понятий, объяснение причин, выявление сходства и различий в объектах — это операции мышления. Оценивая которые мы можем судить о степени развитости у ребенка интеллектуальных процессов. Данные особенности мышления устанавливаются по правильности ответов ребенка на следующую серию вопросов:
1. Какое из животных больше: лошадь или собака?
2. Утром люди завтракают. А что они делают, принимая пищу днем и вечером?
(Правильный ответ — обедают и ужинают).
3. Днем на улице светло, а ночью? (Правильный ответ — темно).
4. Небо голубое, а трава? (Правильный ответ — зеленая).
5. Черешня, груша, слива и яблоко — это… (Правильное продолжение — ягоды и фрукты).
6. Почему, когда идет поезд, опускают шлагбаум?
7. Что такое Москва, Киев, Хабаровск? (Правильный ответ — города).
8. Который сейчас час? (Ребенку показывают часы и просят назвать время).
(Правильный ответ — такой, в котором указаны часы и минуты).
9. Молодую корову называют телка. А как называют молодую собаку и молодую овцу? (Правильный ответ — щенок и ягненок).
10. На кого больше похожа собака: на кошку или на курицу? Ответь и объясни, почему ты так считаешь.
11. Для чего нужны автомобилю тормоза? (Правильным считается любой разумный ответ, указывающий на необходимость гасить скорость автомобиля).
12. Чем похожи друг на друга молоток и топор? (Правильный ответ указывает на то, что это — инструменты, выполняющие в чем-то похожие функции).
13. Что есть общего между белкой и кошкой? (В правильном ответе должны быть указаны как минимум два объясняющих их признака, например то, что это — животное, умеющее лазать по деревьям, имеющее мягкий шерстяной покров, хвост, четыре ноги.)
14. Чем отличаются гвоздь, винт и шуруп друг от друга? (Правильный ответ: гвоздь, как правило, гладкий по поверхности, а винт и шуруп — нарезные; гвоздь забивают молотком; винт и шуруп вкручивают; шуруп — конический, а винт гвоздь — круглые).
15. Что такое футбол, прыжки в длину и в высоту, теннис, плавание?
(Правильный ответ — это виды спорта, виды физических упражнений).
16. Какие ты знаешь виды транспорта? (В правильном по существу ответе должно быть перечислено, как минимум, два разных вида транспорта).
17. Чем отличается старый человек от молодого? (Правильный ответ должен содержать в себе хотя бы два (существенных признака, отличающих старых людей от молодых.
18. Для чего люди занимаются физкультурой и спортом? (Правильные возможные ответы — для поддержания своё здоровья; для того, чтобы быть сильными, стройными и красивыми; для того, чтобы добиваться спортивных успехов, выигрывать соревнования).
19. Почему считается плохо, если кто-нибудь не хочет работать (Возможные правильные ответы — потому, что все люди должны работать, иначе нельзя будет жить нормально; потому, что данного человека вынуждены будут работать другие люди; потому, что в противном случае нельзя будет иметь нужные вещ продукты питания, жилище и т.п.)
20. Для чего на письмо необходимо наклеивать марку? (Правильный ответ: марка — это знак уплаты отправителем стоимости пересылки почтового отправления).
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ.
За каждый правильный ответ на каждый из вопросов ребёнок получает по 0,5 балла, так что максимальное количество 6aллов, которое он может получить в этой методике, равно 10.
Правильными могут считаться не только те ответы, которые соответствуют приведенным примерам, но и другие, достаточно разумные и отвечающие смыслу поставленного перед ребенком вопроса. Описанная методика годится в основном для психодиагностики словесно-логического мышления детей, поступающих в школу. Вместе с оценкой способности делать умозаключения она дает более или менее полную картину, отражающую основные умственные операции, названные вначале.
По вышеуказанной методике обследовались дети, поступающие в школу (6-8 лет).

Результат оказались следующими. Из 10 обследуемых детей очень высокий балл (10) получил один ребенок; высокий (8-9) — трое детей; средний (4-5) — 5 детей; низкий (2-3) — 1 ребенок.
Прием, высокий балл показали не самые старшие дети (6 — 6,5 лет), а самый низкий показал ребенок 7 лет, 4 месяца.
Речь у детей школьного возраста обычно развивается параллельно с совершенствованием мышления, особенно словесно-логического, поэтому, когда проводится психодиагностика развития мышления, она частично затрагивает речь и наоборот: когда изучается речь ребенка, то в полученных показателях отражается уровень развития мышления.
Однако, в младшем школьном возрасте речь необходимо все же выделять и оценивать отдельно мышления, причем, использовать нужно методики, которые позволяют получить комбинированную, психологическую информацию о соответствующем познавательном процессе, включая определения понятий, пассивного и активного словарного запасов ребенка.
Методика «Определение понятий»
В этой методике ребенку предлагают следующие наборы слов:
1. Велосипед, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой, качаться, стоять, кусать, острый.
2. Самолет, кнопка, книжка, плащ, перья, друг, двигаться, объяснять, бить, тупой.
3. Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий.
4. Автобус, скрепка, письмо, шляпа, пух, ябеда, вертеться, складывать, толкать, режущий.
5. Мотоцикл, прищепка, афиша, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, ударять, шершавый. Перед началом диагностики ребенку предлагается следующая инструкция:
«Перед тобой несколько разных наборов слов. Представь себе, что ты встретился с человеком, который не знает значения ни одного из этих слов. Ты должен постараться объяснить этому человеку, что означает каждое слово, например слово «велосипед». Как бы ты объяснил это?»
Далее ребенку предлагается дать определения последовательности слов, выбранной наугад из пяти предложенных наборов, к примеру, такой: автомобиль, гвоздь, газета, зонтик, чешуя, герой, связывать, щипать, шершавый, вертеться. За каждое правильное определение слова ребенок получает по 1 баллу. На то, чтобы дать определение каждого слова, отводится по 30 сек. Если в течение этого времени ребенок не смог дать определение предложенного слова, то экспериментатор оставляет его и зачитывает следующее по порядку слово.
В итоге проведения эксперимента подсчитывается сумма баллов, полученных ребенком за определение всех 10 слов из выбранного набора. При повторном проведении диагностики одного и того же ребенка, рекомендуется пользоваться разными наборами слов. Выводы делаются по десятибалльной системе, указанной в предыдущих методиках.
Обследовались (по данной методике) 10 детей (8-9 лет), всем детям давался разный набор слов. Результаты обследования таковы: высокий уровень развития выявлен у 4-х детей; очень высокий — у троих; средний — у троих.
При оценке мышления у подростков и старших школьников следует иметь в виду, что к этому возрасту все виды мышления уже достаточно развиты, и, что, начиная с этого возраста, дети готовят себя к выбору будущей профессии.
Для оценки лингвистического мышления школьников используется словесный субтест теста Айзенка.
На выполнение серии заданий отводится 30 минут. За это время необходимо было решить как можно больше задач. Оценка уровня развития соответствующих способностей производилось по общему числу правильно решенных задач с нормативными показателями, проводимых далее в виде графиков.

Норме в строгом смысле этого слова на графике соответствует показатель, равный 100% по вертикальной оси.
Приводим примеры коэффициента интеллектуального развития детей 10 класса (см. график).
Из графика видно, что все обследуемые дети по данному виду мышления решили более 4-х задач, что говорит о нормальном развитии лингвистических способностей. Но так же видно, что коэффициент развития у всех очень разный.
Из пяти обследуемых самый низкий результат это 120%, а самый высокий = 175%.
Каждый психологический тест имеет строгую процедуру применения и нормы, по отношению, к которым определяется степень развития изучаемого качества у человека. Нормы, в свою очередь, устанавливается как средние показатели, характеризующие достаточно большое число людей. Многие из существующих тестов интеллекта позволяют его оценивать в баллах или процентах, причем нормой являются показатели равные 100%. Они отражают средний уровень развития большого числа других людей, с которыми сравнивается испытуемый.
Если человек в результате обследования получил 0,8 балла или 80%, то о нем говорят, что его уровень интеллектуального развития ниже нормы. Если же, например, его показатели оказались равными 1,3 балла, или 130%, то это дает основание сделать вывод о том, что но развит выше среднего, или о том, что его показатели выше нормы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Психические явления, как мы установили, совсем необычны. Они нематериальны и, следовательно, те метод, которые используются в естественных науках, имеющих дело с различными формами существования материи, для их изучения не подходят. Методы, используемые в настоящее время в психологии, в большинстве своем не являются ее собственным и имеют множество различных источников. Одни из них взяты из медицины, другие из математики и т.д.
Несмотря на большое количество и разнообразие методов, которыми располагает современная психология, проблема метода в ней по-прежнему остается острой. Дело в том, что почти все методы, которыми пользуются в психологии, недостаточны, в том числе и математические. Они дают предположительные, хотя часто и весьма достоверные, знания о психологии и поведении людей. По этой же причине психологию не относят к разряду точных наук. Но по той же самой причине ее нельзя считать и «неточной», т.е. чисто гуманитарной наукой, так как она все же располагает надежно установленными экспериментальными данными. Фактически, психология занимает промежуточное положение между естественными и общественными, точными и гуманитарными науками. Это обусловлено спецификой тех методов, которые в ней используются.

ЛИТЕРАТУРА
Брушлинский А.В. Введение в психологию. — М., 1985
Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. — М., 1983.
Данилова Н.Н. Психофизиология. — М., 1998.
Немов Р.С. Психология. — М., 1995.
Немов Р.С. Психология. В 3-х книгах. — М., 1999.
Тихомиров О.К. Психология мышления. — М., 1984.
Общая психология (Под ред. Богословского В.В.) — М., 1981.
Общая психология /Курс лекций. — М., 1995.
Познавательные процессы и способности в обучении (Под ред. Шадрикова В.Д.) — М., 1990.