Партнерство. Правила делового общения

Искусство строить взаимоотношения с деловыми партнерами, сотрудниками — важная составная часть многогранной деятельно­сти менеджера. Одно из ведущих мест здесь принадлежит способ­ности влиять на людей. По мнению американских ученых М. Вуд-кока и Д.Френсиса, здесь важно все, даже, на первый взгляд, второстепенные вещи.

Одежда и внешний вид. Менеджерам уместно вспомнить русскую пословицу: «Встречают по одежке — провожают по уму»:

Осанка. Примером хорошей осанки является положение фигу­ры человека, который не прячет голову в плечи, смотрит в глаза собеседнику. Проведенными исследованиями установлено, что имеется прямая связь между эмоциональным и физическим состо­янием человека, его осанкой. Если менеджер чувствует себя спо­койно и уверенно, имеет правильную осанку, то это обычно про­изводит положительное впечатление на окружающих.

Поведение. Уверенный в себе менеджер обычно говорит ясно и убедительно. Он знает, чего хочет, его действия по достижению поставленной цели четки.

Основные причины неуверенности: недостаточная практика, воспитание, отсутствие четких целей, недооценка себя, неумение представить себя в лучшем виде.

Пути к достижению уверенности: избегать эмоциональных си­туаций; быть проще; стремиться добиться своего, не давая окру­жающим (подчиненным) сбить себя с толку; при ошибках (кото­рые делают все) не отчаиваться; настойчиво стремиться к выпол­нению поставленной задачи.

Улучшение личных взаимоотношений. Основные пути установления хороших личных отношений: признание (необходимо обратить внимание на человека); установление индивидуальности (каждый человек индивидуален); заинтересованность (высказать интерес к человеку); выражение взглядов (раскрытие мыслей и чувств); ока­зание поддержки (готовность подбодрить).

Вознаграждение. Есть два типа менеджеров: один находит поло­жительное в работе сотрудников и отмечает это; другой ищет не­гативное (ошибки) у подчиненных и наказывает их. Первый метод позволяет добиться лучших результатов.

Умение давать указания подчиненным. Различают следующие подходы:

неопределенные указания — результат, как правило, отрица­тельный;

уговоры (обращение к логике развития событий, личной или общей заинтересованности) — результат может быть положитель­ным, если сотрудник разделяет убеждения;

угрозы (основаны на страхе) — может возникнуть чувство оби­ды, в результате кто-то проиграет, дело пострадает;

просьбы — результат положительный, если между менеджером и сотрудниками добрые отношения;

2 стр., 932 слов

Для достижения поставленной цели необходимо, чтобы студенты 2

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА по направлению 050400 «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология и социальная педагогика» Квалификация (степень) выпускника бакалавр_       Утверждено на заседании кафедры _____психологической помощи________ Протокол № ____ от ______ 201 г. Зав. кафедрой _________ / ____________ ФИО       Санкт- ...

представление сотруднику тех или иных преимуществ за более напряженную работу — результат положительный, если обещания соблюдаются;

требование (сочетает уважение к сотруднику и соблюдение субординации), четкие указания (скорее формальный подход) — результат может вызвать обиду, но задача, как правило, быва­ет решена.

Одно из важнейших качеств менеджера — этичность. Этика (от лат. ethika — обычай, характер) — это система норм, мораль нрав­ственного поведения человека. Применительно к определенной об­щественной группе профессий можно говорить, например, о де­путатской этике, врачебной этике, этике менеджера.

Этике делового общения в современном менеджменте уделяет­ся повышенное внимание. Особую роль этика бизнеса играет в Рос­сии, в которой идет процесс становления рыночной экономики. Соблюдение этики создает благоприятный фон для установления прочных, доверительных, честных деловых отношений менеджера с партнерами по работе.

Деятельность менеджера чрезвычайно многообразна. Кроме не­обходимости постоянного решения разнообразных вопросов орга­низации производства и реализации продукции, управления кол­лективом, ему приходится, по существу, ежедневно сталкиваться с различными этическими проблемами. Примерами таких ситуа­ций могут быть: использование служебного положения в личных целях, сокрытие от вышестоящего руководства или своих подчи­ненных упущений в собственной работе и т.д. Наконец, крайней степенью неэтичности поведения по отношению к собственной фирме может быть, например, передача конкурирующей фирме информации об издержках производства, стратегии действий на рын­ке, описание новой модели изделия, что, по существу, можно на­звать просто изменой, предательством. Таким образом, можно го­ворить о так называемой этике бизнеса, этике менеджера.

Не вызывает сомнения факт, что этичность напрямую связана с результатами деятельности фирмы, она влияет на благополучие коллектива и фирмы в целом. Люди с давних пор задавались воп­росом, что в поведении человека является добром, а что злом, что является правильным, а что неправильным. Когда говорят, чтотакой-то человек хороший, обычно имеют в виду, что он поступа­ет правильно. И, соответственно, наоборот. Подобное обсуждение человеческого поведения и есть то, что наиболее прочно ассоции­руется у нас с понятием «этика». Поведение человека — это самый общий предмет этических суждений. Можно сказать, что этика за­нимается вопросом, что такоехорошее, правильное поведение. Индивидуальное восприятие человеком понятий «добра» и «зла» реализуется в егоповедении и в егопоступках. Образ жизни и конкретные действия, олицетворяющие поведение человека, дают ответ на вопрос об егоэтичности.

4 стр., 1670 слов

анализ педагогических проблем работы с людьми девиантного поведения

Содержание Введение 3 Глава I. Теоретический анализ психолого – педагогической категории девиантного поведения 6 1.1. История исследования 6 1.2. Содержание понятия «девиантное поведение» 7 1.3. Причины девиации 10 1.4. Особенности исследования отдельных форм отклоняющегося поведения 13 1.4.1. Преступность 13 1.4.2. Алкоголизм 15 1.4.3. Наркомания 19 1.4.4. Суицид 21 1.4.5. Проституция 24 1.5. ...

Человечество за свою долгую историю выработало принципы этики, еенормы. Это,по существу, стандарты поведения, даю­щие возможность проводить сравнение, сопоставление с ними конкретныхдействий человека. Такими принципами являются, например,следующие: цель никогда не оправдывает средства; ни­когда нельзя делать зла с целью сотворить добро. Разумеется, необходимо в каждом конкретном случае учитывать реальные возмож­ности осуществления каких-либо действий и их последствия. Дру­гими словами, следует рассматривать не только относительную ценность разных последствий, но и относительную возможность их осуществления.

Меньшее добро, достижение которого наиболее вероятно, сле­дует предпочесть большему добру, но менее вероятному, если раз­ница в вероятности осуществления обоих видов добра достаточно велика, чтобы перевесить различие в ценности.

Так как практически каждый человек отдает предпочтение тому, что близко касается его самого, то считается правильным, что че­ловек больше стремится к достижению добра, которое его волнует и в котором он лично заинтересован.

Некоторые поступки обычно вызывают специфические мораль­ные чувства, тогда как другие их не вызывают. Например, термин «долг» обычно применяется только к той группе поступков, кото­рые вызывают моральное одобрение или неисполнение которых вызывает моральное неодобрение.

Тем поступкам, с которыми связаны моральные чувства, при­сущи две черты. Одна из них состоит в том, что «обязанности» относятся к числу поступков, которые многие люди имеют силь­ное искушение не выполнять. Другая характерная черта таких по­ступков заключается в том, что невыполнение обязанностей вооб­ще приводит к последствиям, неприятным не для личности, кото­рая не исполнила свой долг, а для кого-то другого. Первая из этих черт относится к более распространенным, чем вторая. Это связа­но с тем, что последствия, неприятные для других людей и выте­кающие из невыполнения обязанностей по отношению к самому себе, а также умеренности и сдержанности, не так явны.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

22 НФО «Мир через Культуру» Для группы первого года обучения, № 016 Человек. Его строение. Тонкий Мир. Семеричное строение человека. Сон – малая смерть… Подготовка к переходу в Тонкий Мир… Сотрудничество с Тонким Миром. Сотрудничество с Дальними Мирами… «Memento mori…»* Что буду делать «там»?.. Психология внетелесных переживаний Роберта Монро, США… Литература. Могут спросить – почему люди не ...

Вековая история менеджмента выработала специфические нор­мы (каноны) делового общения, которые стали общепринятыми в цивилизованном мире. Для менеджера, который стремится к ук­реплению деловых отношений с партнерами, важно не только их знать, но также использовать для создания и укрепления собствен­ного позитивного имиджа в глазах окружающих.

Имидж менеджера

Имидж это собирательный образ (совокупность впечатлений), складывающийся в сознании людей и связанный с конкретными представлениями. Можно говорить об имидже человека, предпри­ятия, продукции, страны ит.д.

Созданию и поддержанию достойного имиджа, являющегося важной составной частью деятельности менеджера, способствует соблюдение основанных на этике следующих правил служебных отношений:

если вы хотите критиковать сотрудника, то вначале отметьте положительные стороны его работы;

не говорите с людьми в приказном тоне;

уважайте мнение других;

лучшим способом добиться оптимального результата в спорной ситуации является уклонение от спора;

если вы в чем-то неправы, то открыто в этом признайтесь.

Менеджеру в общении с людьми рекомендуется: больше опи­раться на самостоятельных людей; чаще просить, чем приказы­вать; благодарить, но не взыскивать; не преследовать за критику; уметь терпеливо слушать.

Опыт выдающихся менеджеров подтверждает эти рекоменда­ции. Так, американский менеджер Л.Якокка, возглавлявший в раз­ное время известные автомобилестроительные корпорации Ford Motors Company и Chrysler, говорил: «Хорошему менеджеру нуж­но уметь слушать так же, как уметь говорить. Слишком много лю­дей не могут уразуметь, что подлинное общение — процесс двусторонний. Если вы хотите внушить работающим у вас людям стрем­ление хорошо трудиться и проявлять инициативу, нужно уметь внимательно слушать. Мне, как менеджеру, самое большое удов­летворение доставляет видеть, как работник, на которого аппарат уже наклеил ярлык посредственного или бездарного, на деле добивается признания, причем только потому, что кто-то выслушал его, вник в его трудности и помог ему их преодолеть».

4 стр., 1893 слов

Психологическое выгорание у менеджеров

Содержание Введение Синдром психического выгорания у менеджеров Профилактика выгорания и психологическая помощь "выгоревшим" Заключение Библиографический список Введение Профессиональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально - энергических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате ...

В процессе общения с подчиненными менеджер может восполь­зоваться так называемым языком тела, т.е. с помощью мимики человека, его поз и жестов определять с известной долей прибли­жения состояние людей, их мысли и желания. Язык тела помогает менеджеру беседовать с людьми, понимать и вызывать их доверие к себе, вести переговоры, разрешать конфликты.

Рассмотрим некоторые примеры вариантов такого языка:

Взгляд:

1) вначале взгляд на вас, а затем пауза (собеседник ожи­дает вашего ответа);

2) пауза в речи, собеседник отводит глаза в сторону (он просит не перебивать его).

Позиция: 1) друг против друга (так сидят соперники); 2) рядом (желание сотрудничества, открытое к вам отношение, ожидание успеха); 3) наискосок (собеседник дает возможность отводить гла­за, помогает вам правильно самоорганизоваться).

Поза: отклонение назад (собеседник желает прекратить обще­ние, обсуждаемое вами дело безнадежно. Если собеседник согла­сен принять идею собеседника — поза станет другой).

Жест:

1) открытые руки, расслабленность (открытость собе­седника и его доверие к вам);

2) расстегивание пиджака, снятие его (то же самое);

3) скрещенные руки, пиджак застегнут (закры­тость партнера, его готовность к защите или обороне);

4) руки партнера сцеплены (нужно прекратить убеждать и настаивать; раз­говор следует перевести на другую тему; передать инициативу со­беседнику);

5) собеседник сидит на краю стула, взгляд немигаю­щий, ноги крепко уперлись в пол (высшее внимание к вам и одновременно оценка того, что вы говорите ему);

6) рука у щеки, голова наклонена в сторону, почесывание подбородка (собесед­ник сомневается и напряженно размышляет: «Хорошо, давайте вместе подумаем еще»);

9 стр., 4422 слов

Когнитивное (умственное, познавательное) развитие человека

Общая психология Аспекты возрастной психологии I Этапы жизни 1дородовой (перенатальный/пренатальный) с момента зачатия -Момент зачатия до 2 недель. До зачатия. Образуются клетки. -Образуются зародыш. От 2 недель до 2 месяцев. Развивается нервная система и система восприятия. -плод. До 7 месяцев. Развиваются внутр, внешн органы. -от 4 месяцев - ребенок. Сформирована дыхательная система. 2 Детство. ...

7) деловой партнер манипулирует с очка­ми (это позволяет ему держать паузу для размышления);

8) пере­ставляет предметы на столе (ему не хватает информации);

9) че­ловек расхаживает по комнате; (он размышляет, может быть, пы­тается разрешить сомнение. Ему не надо мешать, пытаться загово­рить в это время);

10) прикрывает рот рукой, отводит глаза (воз­никло подозрение, пытается скрыть свою позицию, совершенно не согласен с вами);

11) собеседник повернул ноги в сторону, собирает свои бумаги, занялся чем-либо другим, слушая вас (со­беседник потерял к вам интерес и хочет уйти);

12) руки в карма­нах, наклон туловища вперед (собеседник показывает свое пре­восходство и уверенность);

13) собеседник сидит, скрестил ло­дыжки, кисти крепко сжимают подлокотники кресла (он пытает­ся контролировать себя и не войти в конфликт);

14) партнер стоит, руки за спиной, кисти сжимают запястья (то же самое);

15) голова лежит на ладони, глаза полуприкрыты (человек старается скрыть свою скуку от общения с вами);

16) ладони рук приложены к груди (знак честности и открытости);

17) нога за ногу, руки скреще­ны на груди (человек озабочен, лучше не подходить к нему со своими проблемами);

18) стоя, собеседник держит в карманах руки с высунутыми наружу большими пальцами, нога выдвинута вперед (он показывает, что является хозяином положения и уве­рен в себе);

19) «поза Наполеона»: грудь вперед, одна рука засу­нута за борт пиджака, другая, как правило, в кармане (то же самое);

20) собеседник сидит, руки заведены за голову (высшая уверенность в себе);

21) у человека опущенная голова, согнутое тело, скрещенные руки и ноги (крайнее выражение закрытости. Человек полностью отгорожен от вас и не воспринимает то, что вы ему говорите. Его надо оставить в покое или попытаться выве­сти из этого состояния).

Расстояние:

1) до 0,5 м (эмоционально близкие отношения);

2) около 1 м (неформальные деловые отношения);

3) больше 1 м (формальные отношения или беспокойство и нервозность у того, кто держится подальше. Наилучший способ для налаживания от­ношений с партнером — перейти на то расстояние, которое удоб­но ему);

4) человек садится далеко от вас, отстраняется или отклоняется назад (вы ему неприятны или он опасается вас).

2 стр., 786 слов

Основные невербальные проявления отдельных психологических состояний человека и характерные особенности его поведения

Невербальные индикаторы психологического состояния личности Для проницательного человека важнейшие невербальные компоненты общения — мимика, жесты и пантомима, которые, будучи в высочайшей степени информативными, способны сообщить окружающим зачастую больше, чем сказано. Основные невербальные проявления отдельных психологических состояний человека и характерные особенности его поведения ...

В заключение приведем разработанные упомянутыми выше двумя американскими учеными общие рекомендации по созданию благо­приятного психологического климата в коллективе. Для российских менеджеров они представляют особый интерес, поскольку в сжа­той, образной и живой форме дают богатую информацию о путях решения одной из острейших проблем управления.

Процесс создания конструктивной обстановки в коллективе зависит от самых разнообразных факторов. Многие из них (взгля­ды, мотивы и потребности людей) плохо поддаются управляюще­му воздействию. Человеческие предубеждения, предрассудки, сте­реотипные представления могут свести на нет все усилия менед­жера. Имеются некоторые общие рекомендации по созданию об­становки доверия и взаимопонимания.

Создание атмосферы сотрудничества. В момент первой встречи с сотрудниками и в начале каждой последующей следует провести несколько минут в неофициальной беседе. Представителям сторон на встрече следует предоставлять одинаковое время для выступле­ний. Время от времени необходимо подчеркивать моменты, сближающие сотрудников, сплачивающие коллектив.

Стремление к ясности общения. Необходимо готовиться к встре­че с персоналом как можно тщательнее. Менеджер заранее готовит схемы, таблицы, чертежи, диаграммы, проекты решений. Это де­лается для того, чтобы информация дошла до сотрудников быстро и без возможных искажений. Не менее важно в общении умение слушать. Полезно пояснять и обобщать сказанное другими. Вопро­сы тоже полезны, но когда их слишком много, одна из участвую­щих в обсуждении сторон может занять позицию обороны.

Владение эмоциями. Именно эмоции лежат в основе так называ­емого дара убеждения, которым владеют хорошие ораторы. Одна­ко эмоции необходимо держать под строгим контролем, иначе может пострадать логика. Необходимо спокойно подумать: были ли основания у вашего обидчика обходиться с вами таким обра­зом? Вместо того, чтобы, горячась, убеждать противоположную сторону в неправоте, менеджеру следует объяснить, почему он относится к подчиненному так, а не иначе. Известно, что гнев — плохой советчик. Если кто-нибудь обошелся с вами несправедливо, не спешите ему отплачивать той же монетой, «включите рассудок».

Не следует идти на поводу у своих чувств. Может быть, сам менеджер занял оборонительную позицию в ответ на справедли­вые, но недостаточно деликатно сформулированные замечания? Обдумав все и успокоившись, можно смело высказывать свои пре­тензии и замечания, если вы считаете их обоснованными.

Открытость для новой информации. Во время переговоров, со­вещаний, деловых встреч будьте внимательны даже к мелочам. Не следует торопиться соглашаться на начальные условия. Возможно, у противоположной стороны есть и другие, более приемлемые ус­ловия. Наиболее простой способ приобрести дополнительную ин­формацию — задавать вопросы. Однако есть и другой, возможно, более эффективный, способ, который менеджеры порой упуска­ют из виду — давать информацию. Люди, как правило, склонны к двусторонней коммуникации. Поэтому в ответ на хорошо взвешен­ную и сформулированную информацию они, скорее всего, захотят поделиться своей. Не следует забывать и о том, что иногда выражение лица или жест могут открыть больше, чем самое крас­норечивое заявление.

Энергичное достижение своих целей. Обычно люди располагают гораздо большей энергией, чем себе представляют.

Повысить свой энергетический потенциал можно, например, совершенствованием своих навыков, разработкой новаторских под­ходов, проявлением настойчивости, идя на риск.