ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный педагогический университет»

Факультет психологии

Кафедра специальной педагогики и методик обучения

Громакова Т.В., Суслова Н.М., Пономаренко Е.С., Карташова И.М.

ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Направление подготовки

50 700.62 Специальное (дефектологическое) образование

Профиль подготовки

Олигофренопедагогика

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

очная

Оренбург 2013

Направление подготовки: 50 700.62 Специальное (дефектологическое) образование.

Профиль подготовки: олигофренопедагогика

Уровень ООП: бакалавриат.

Форма обучения: очная.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 50 700.62 Специальное (дефектологическое) образование

Разработчик: к.п.н., Громакова Т. В, ст. преподаватель Суслова Н. М, ст. преподаватель Пономаренко Е.С., ст. преподаватель Карташова И.М.

Программа одобрена на заседании кафедры специальной педагогики и методик обучения (протокол № от -----.2013).

1. Цель учебной практики «Ознакомительная педагогическая практика»

Цель: формирование базовых компетенций, связанных с системой профессионально-педагогических знаний, умений, навыков и опыта деятельности, составляющих основы организации деятельности олигофренопедагога.

Педагогическая практика имеет важное значение для обеспечения единства теоретической и практической подготовки будущих бакалавров, комплексного формирования системы дефектологических знаний и организационных умений, что может обеспечить становление профессиональных компетенций будущего олигофренопедагога.

2. Задачи учебной практики «Ознакомительная логопедическая практика»

Задачами ознакомительной логопедическойпрактики бакалавров по направлению подготовки 50 700.62 Специальное (дефектологическое) образование по профилю 50 700.62 олигофренопедагогагика являются:

— углубление и конкретизация полученных теоретических знаний в процессе их применения в работе с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность;

— совершенствование общепедагогических умений и навыков, при­обретенных в процессе усвоения программного материала дисциплин педагогического блока;

— формирование целостной научной картины логопеда и развитие профессионального педагогического мышления;

— формирование профессионально-педагогических умений, являющихся базой для овладения специальностью олигофренопедагог;

— овладение формами организации работы олигофренопедагога с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность;

— формирование навыков анализа деятельности олигофренопедагога в специальной (коррекционной) общеобразовательной школы, его педагогического опыта и овладения им;

— воспитание у студентов профессионально значимых качеств личности, уважения к выбранной профессии и активной педагогической позиции;

— воспитание творческого подхода к педагогической деятельности.

Данные задачи учебной практики соотносятся со следующими видами профессиональной деятельности:

— диагностико-консультативная;

— культурно-просветительская.

и задачами профессиональной деятельности:

в области диагностико-консультативной деятельности

— психолого-педагогическое изучение особенностей психофизического и личностного развития и образовательных возможностей детей школьного возраста, имеющих интеллектуальную недостаточность;

— оказание консультативной помощи членам семей детей школьного возраста, имеющих интеллектуальную недостаточность по вопросам семейного воспитания;

— в области культурно-просветительской деятельности:

— формирование общей культуры детей школьного возраста, имеющих интеллектуальную недостаточность;

— пропаганда толерантного отношения к детям школьного возраста, имеющих интеллектуальную недостаточность среди широкой общественности.

Место и время проведения ознакомительной педагогической практики

Учебная (педагогическая) практика бакалавров по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» с профилем подготовки «Олигофренопедагогика» проводится на базе специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида. При выборе баз практики необходимо руководствоваться следующими критериями:

— укомплектованность образовательных учреждений педагогическими кадрами, обладающими высоким профессиональным уровнем;

— уровень оснащенности учебной литературой;

— наличие технической инфраструктуры (технических средств обучения, компьютерной техники и средств телекоммуникации);

— наличие оборудования для проведения лабораторно-практических занятий.

Учебная ознакомительная педагогическая практика проводится в течение двух недель на

2-м курсе в 4 семестре (практика в качестве олигофренопедагога)

Группы формируются в составе не более 10 человек на одного руководителя.

4. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения ознакомительной педагогической практики:

общекультурные компетенции:

-способность к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности (ОК-1);

-способность к письменной и устной коммуникации на государственном языке; владеть одним из иностранных языков в рамках профессионального общения, готовностью к использованию навыков публичной речи, ведения дискуссии (ОК-5);

-способность использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности (ОК-7);

общепрофессиональные компетенции:

-способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладанием мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способностью к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ (ОП-1);

-способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ОП-2);

профессиональные компетенции в области педагогической деятельности:

-способность к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ (ПК-1);

-готовность к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ (ПК-2);

-способность организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории (ПК-5);

-способность к анализу результатов медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики (ПК-6);

-способность осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности
(ПК-7);

-готовность к оказанию консультативной помощи лицам с ОВЗ, их родственникам и педагогам по проблемам обучения, развития, семейного воспитания, жизненного и профессионального самоопределения (ПК-8);

профессиональные компетенции в области культурно-просветительской деятельности:

-готовность к формированию общей культуры лиц с ограниченными возможностями здоровья и к взаимодействию с учреждениями культуры по реализации просветительской работы с лицами с ОВЗ и их семьями (ПК-13);

-способность осуществлять работу по популяризации дефектологических знаний среди населения (ПК-14).

Специальные компетенции:

— способность к учету индивидуально-типологических проявлений речевого дефекта и различий в динамике его преодоления (СК-1);

— готовность к использованию результатов диагностического обследования для составления индивидуальных программ коррекции нарушенных функций в соответствии с видом, формой и степенью речевых расстройств (СК-2);

— готовность к проведению работы по профилактике вторичных нарушений речеязыкового, сенсомоторного и когнитивного развития (СК-3);

— готовность к методически обоснованному ведению документации логопеда в различных институциональных условиях (СК-4);

— готовность к реализации в профессиональной деятельности современных логопедических технологий (СК-5);

— готовность к проведению логопедических занятий с детьми с сочетанными нарушениями в развитии (СК-6).

В результате прохождения учебной (педагогической) практики обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования

знать:

· знать основные формы и приемами педагогической диагностики детей, имеющими интеллектуальную недостаточность;

· анализировать результаты проведенного педагогического наблюдения, квалифицированно оценить выявленные аномалии развития, прогнозировать динамику нарушения, оформлять полученные данные в личном деле ребенка;

· знать и адекватно определять пути и условия активизации познавательной деятельности обследованного ребенка во взаимосвязи коррекционно-компенсирующих, образовательных и воспитательных задач педагогического воздействия;

уметь:

· уметь реализовать все виды работ, предусмотренные содержанием
практики;

· овладеть способами рационального ведения документации, предусмотренной требованиями к осуществлению работы олигофренопедагога в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида;

· осуществлять реализацию программы учебной практики в тесном кон­такте с медико-психолого-педагогическим коллективом специальной (коррекционной) общеобразовательной школы;

владеть навыками:

· осуществления анализа перспективного планирования комплексной деятельности олигофренопедагога специальной (коррекционной) общеобразовательной школы (СОШ) и уметь структурировать результаты анализа в соответствии с направлениями работы;

· обоснованно оценивать степень эффективности использованных форм воздействия, методов и приемов преодоления трудностей в учебной деятельности детей, имеющими интеллектуальную недостаточность, а также степени результативности работы по их абилитации в контексте коррекции искаженного личностного развития;

· осуществления анализа степени рациональности отобранных для педагогического воздействия наглядных и технических средств;

· планировать мероприятия, подбирать методы, приемы и средства воспитания в зависимости от цели мероприятия с учетом индивидуального и дифференцированного подходов к школьникам с интеллектуальной недостаточностью.

Структура и содержание практики

6.1 Структура и трудоемкостьознакомительной педагогической практики

Общая трудоемкость учебной практики составляет 3зачетные единицы, или 2 недели, или 108 часа.

№ п/п Разделы (этапы) практики Недели Общая трудоемкость Формы текущего контроля
Кредиты часы
Ознакомительная педагогическая практика на базе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида Зачет с оценкой

6.2 Виды деятельности студентов на учебной практике

Основные этапы и программное содержание деятельности студентов

В период практики

Этап I. Ориентировочный

На установочной конференции студенты знакомятся с задачами и организацией практики, сроками выполнения учебных заданий. Здесь же происходит распределение студентов по базам практики — специальные (коррекционные) общеобразовательные школы VIII вида и их закрепление за определенными методистами. Непосредственно после конференции методисты беседуют со студентами своих групп, где определяются конкретные требования руководителя по выполнению программы практики.

В первые дни нахождения в школе студенты знакомятся с педагогическим коллективом и медицинским персоналом учреждения. Изучают организацию работы школы в контексте обеспечения педагогического сопровождения специального (коррекционного) образовательного процесса. Анализируют материально-техническое оснащение специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: нормативные документы, определяющие задачи, организацию и содержание помощи учащимся с интеллектуальной недостаточностью трудностями и сложными нарушениями; расписание работы; оформление и оборудование учебных кабинетов; образцы документации, ведущейся классным руководителем, учителями предметниками; контингент учащихся в закрепленном классе; принципы комплектования специальной (коррекционной) школы, класса и т. д.

На указанном этапе студенты совместно с куратором практики

· оформляют дневники практики,

· составляют индивидуальный план работы на весь период практики,

· обсуждают тематику и формы мероприятий по педагогической пропаганде или необходимого для учебного кабинета материального обеспечения — наглядных пособий, дидактического материала, стендовых разработок и т. д.; в рамках деятельности по совершенствованию оснащения учебного кабинета СОШ каждый студент получает индивидуальное задание и намечается срок его выполнения.

Дневник педагогической практики является важным рабочим документом студента. В нем отражаются все виды деятельности студента в период практики, раскрывается методическая сущность проводимых дел, кроме того, он служит своеобразным «сборником» актуальных методических материалов, используемых в работе логопеда. Дневник должен заполняться студентом-практикантом ежедневно. Систематичность заполнения дневника в ходе практики контролируется куратором практики.

Этап II. Основной этап ознакомительной педагогической практики

На данном этапе студенты-практиканты осуществляют те виды и функции профессиональной и общественной деятельности олигофренопедагога, которые предусмотрены программой учебной практики в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. В основном содержании этапа условно можно выделить два ведущих аспекта работы.

Первое направление деятельности студентов — изучение и анализ диагностико-прогностической деятельности олигофренопедагога. Степень самостоятельности в приобретении указанных умений увеличивается постепенно:

· первоначально, студенты изучают специфику обследования учащихся;

· вслед за этим на основе проведенного анализа, обобщения и интерпретации результатов наблюдения студенты устанавливают эффективные пути и условия диагностики детей имеющих интеллектуальную недостаточность;

· затем студенты самостоятельно готовят дидактический и наглядный материал с учетом возраста ребенка, нуждающегося в педагогической помощи, и проводят педагогическую диагностику (наблюдение) его состояния. Педагогическое заключение заносится в психолого-педагогическую характеристику (Приложение 1) после обсуждения результатов наблюдения с классным руководителем.

Второе направление деятельности студентов — изучение и анализ всех видов деятельности олигофренопедагога:

особенностей и степени успешности решения таких задач, как:

а) организационные задачи (проведение собственно организационной работы, реализация планирующей, анализирующей и контролирующей работы);

б) задачи коррекционно-компенсирующего и образовательно-развивающего педагогического воздействия;

в) задачи профилактической и консультативной работы;

г) задачи методического обеспечения педагогического сопровождения специального (коррекционного) образовательного процесса.

Формирование умений анализа и обобщения педагогического опыта осуществляется путем

· посещения и анализ различных уроков ведущих олигофренопедагогов в школе(Приложение 2);

· тщательного изучения педагогической документации (личных дел детей класса, перспективных и текущих планов педагогических занятий, индивидуальных тетрадей детей и т. д.);

· посещения фронтальных и индивидуальных занятий олигофренопедагов с обсуждением содержания, целей, методов, средств и приемов педагогического воздействия, путей активизации познавательной деятельности учащихся, имеющими интеллектуальную недостаточность, воспитательного аспекта взаимодействия (Приложение 3);

· присутствия на консультациях для родителей учащихся (по возможности) и посещения мероприятий по пропаганде педагогических знаний.

Важным компонентом деятельности студентов в рамках данного аспекта является овладение ими базовыми умениями анализа индивидуальной и фронтальной педагогической работы с учащимися специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. На основании результатов педагогического обследования и активного изучения педагогического опыта ведущих олигофренопедагогов студенты-практиканты осуществляют перспективное планирование индивидуальной работы с обследованным учащимся по аспектам и компонентам его комплексного сопровождения.

В процессе осуществления всего комплекса учебно-педагогических мероприятий практиканты ведут работу по пропаганде общепедагогических и педагогических знаний среди педагогического коллектива и родителей детей: пополняют материалы педагогического стенда.

После посещения логопедических мероприятий организуется их обсуждение, что способствует формированию умения критически анализировать педагогический процесс, делать аргументированные выводы, вести поиск наиболее оптимальных путей коррекционно-компенсирующего и образовательно-развивающего педагогического воздействия.

Результаты анализа и самоанализа фиксируются студентами-практикантами в дневнике педпрактики по определенному плану (Приложения 5,6).

Этап III. Заключительный

Основной целью заключительного этапа учебной практики является обобщение результатов профессиональной подготовки практиковавшихся студентов. На этом этапе осуществляется окончательное оформление документации учебной практики и составляется отчет (Приложение 7).

Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов на практике

Самостоятельная работа студентов в ходе учебной (педагогической) практики составляет 72 часа. В ходе самостоятельной работы студенты анализируют специальную методическую литературу, изучая методы и принципы воспитания и обучения детей школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью, содержание профессиональной деятельности олигофренопедагога, формы организации педагогической работы с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность; подготавливают дидактический материал или материал по пропаганде педагогических знаний на выбор.

4. Учебно-методическое и информационное обеспечение ознакомительной педагогической практики:

а) основная литература:

1. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофре­нопедагогика/ А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. — М., 2004.

2. Обучение детей с нарушениями интеллектуального
развития: олигофренопедагогика/Под ред. Б.П.Пузанова.
-М., 2006.

3. Основы коррекционной педагогики / Под ред. В.А.Сластенина. -М., 1999.

4. Специальная педагогика / Под ред. Н.М.Назаровой. — М., 2000.

5. Специальная психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений / Под ред. В.И. Лубовского. — М., 2006.

6. Специальная педагогика в трех томах / Под ред. Н.М.Назаровой. — М., 2007.

б) дополнительная литература:

1. Аксенова А.К. Методика преподавания русского языка во вспомогательной школе / А.К. Аксенова. — М., Владос, 1999.
Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника / И.М. Бгажнокова. — М., 1987.

2. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. Записки детского психиатра. Советы родителям / М.И. Буянов.-М., 1988.

3. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе /Под ред. В.В.Воронковой. — М., 1994.

4. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с откло­нениями в развитии / ТА. Власова, М.С. Певзнер. — М., 1967.

5. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии / Сост., авт.вступ. ст. и библиогр. Т.М.Лифанова: Авт. коммент. М.А.Степанова. — М., 1995.
Граборов А.Н. Основы олигофренопедагогики / Под ред. В.Г. Петровой и др./ А.Н. Граборов. — М., 2005.
Грошенков И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида / И.А. Грошенков. — М., 2006.

6. Дмитриев А.А. Физическая культура в специальном образовании / А.А. Дмитриев. — М, 2002.
Дулънев Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе / Г. М. Дульнев. — М., 1981.

7. Евтушенко И.В. Музыкальное воспитание умственно отсталых детей / И.В. Евтушенко. — М., 2003.

8. Забрамная С. Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения / С.Д. Забрамная. — М., 1998.
Замский Х.С. Умственно отсталые дети. История их изучения, воспитания и обучения /Х.С. Замский. — М., 1995.

9. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. — М., 2002.

10. Коррекционная педагогика: обучение трудных школьников / Учебное пособие: пер. с немецкого, предисловие Н.М. Назаровой. — М., 2006

11. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков: Кн. Для учителя/ В.П. Кащенко. -М., 2006

12. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии / И.Ю. Левченко, Н.А. Киселева, — М.//Коррекционная педагогика, 2005.

13. Левченко И.Ю. Патопсихология: теория и практика: учебное пособие / И.Ю. Левченко. — М., 2000.

14. Левченко И.Ю. Психологические особенности подрост­ков и старшеклассников с детским церебральным парали­чом / И.Ю. Левченко. — М., 2001.

15. МаллерА.Р., Цикото Г. В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью / А.Р. Маллер, Г. В. Цикото. — М., 2003.

16. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика / Е.М.Мастюкова. — М., 1997.

17. Мозговой В.М. Развитие и коррекция двигательных функций учащихся с нарушениями интеллекта в процессе физического воспитания / В.М. Мозговой. — М., 2004.

18. Мозговой В.М. Основы олигофренопедагогики: учебное пособие для студ. средн. уч. заведений /В.М. Мозговой, И.М. Яковлева, А.А. Еремина. — М., 2006.

19. Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей/ Н.Г. Морозова. — М., 1968.

20. Основы управления специальным образованием: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Н. Малофеев, Э.Н. Макшанцева, Н.М. Назарова и др.; под ред. А.С. Шилова.-М., 2001.

21. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по арифметике во вспомогательной школе / М.Н. Перова. — М. 1998.

22. Перова М.Н. Методика преподавания математики в коррекционной школе: Учебник для нутов / М.Н. Перова. -М., 1999.

23. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. — М., 2002.

24. Пороцкая Т.П. Обучение географии во вспомогательной школе / Т.П. Пороцкая. — М., 1977.

25. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника/ С.Я. Рубинштейн. — М., 1986.
Смирнова А. Н. Коррекционно-воспитательная работа учителя вспомогательной школы / А.Н. Смирнова. — М, 1982.

26. Улъенково У.В. Дети с задержкой психического развития / У.В. Ульенкова. — Н. — Новгород, 1994.

27. Черник Е.С. Физическое воспитание во вспомогательной школе / Е.С. Черник. — М., 1994.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

www.ikprao.ru;

www.mon.gov.ru;

www.edu.ru;

www.gnpbu.ru;

www.gramota.ru;

http://gcon.pstu.ac.ru

http://www.edu.ru

http://www.e-teaching.ru

http://www.asha.org

http://www.aacap.org

http://www.dec-sped.org

http://www.downsideup.org

www.philology.ru.

Основные требования к анализу урока

1. Обоснование правильности выбора темы. Место данного урока в системе уроков по теме.

2. Цели и задачи урока.

3. Эффективность использования оборудования урока (дидактический и раздаточный материалы, наглядные пособия, ТСО, оборудование и использование классной доски).

4. Целесообразность выбора типа урока (степень готовности учащихся).

5. Организационная структура урока (четкость, логичность, последовательность, взаимосвязь частей, организованные формы работы учащихся на уроке, выполнение основных этапов урока).

6. Организация познавательной деятельности на уроке.

7. Реализация общих и специальных дидактических требований к уроку:

— научность сообщаемых знаний;

— доступность знаний (учет возрастных особенностей, потенциальных возможностей);

— индивидуальный и дифференцированный подходы;

— связь с жизнью;

— межпредметные связи;

— развитие навыков самоконтроля, самостоятельности;

— коррекция речи учащихся;

— наглядность (коррекционно-развивающая роль).

8. Оценка деятельности учителя на уроке:

— владение материалом;

— методическое мастерство (рациональность, распределение времени по этапам урока);

— количество учебного материала;

— степень его трудности;

— эффективность использования методов и приемов обучения (адаптация к познавательным

возможностям детей);

— контакт с классом (педагогический такт, эрудиция, отношение к детям, учет и оценка

знаний, средства общения, характеристика речи учителя (тон, темп и т. д.)).

9. Оценка деятельности учащихся на уроке:

— поведение учащихся на уроке (дисциплина, активность, интерес);

— степень и характер участия в работе всего коллектива в целом и отдельных учащихся.

10. Работа с учебником и тетрадью:

— умение работать самостоятельно;

— соблюдение единого орфографического режима.

11. Общая оценка урока (выводы и предложения):

— выполнение плана, степень достижения поставленных целей и решение поставленных

задач урока;

— наиболее интересные моменты;

— замечания и предложения, которые необходимо учесть в системе работы по повышению

эффективности урока.

Наблюдаемый познавательный процесс с его свойствами Внешние проявления этих свойств Как это организуется учителем?
Осмысленность Точность ВОСПРИЯТИЕ Ученик выделяет существенное; ответы на соответственные вопросы По точности или по ошибкам учеников Удается ли наглядность, дается ли четкая инструкция к восприятию?
Обобщенность мышления Логичность мышления Гибкость мышления МЫШЛЕНИЕ Легко ли улавливает общее в отдельных фактах, умеет ли выделить главное, придерживается темы, рассуждения? Связь отдельных частей рассуждения, умение их показать и сделать выводы Умение подойти к одному и тому же материалу с разных сторон в зависимости от вопроса темы Насколько четко ставит вопросы? Как учит приемам мышления: анализу, синтезу, сравнению, обобщению? Насколько обеспечивает самостоятельность мышления (дает готовый ответ, подсказку или самостоятельный поиск решения)?
Сосредоточенность Отвлекаемость Устойчивость Распределение Переключение ВНИМАНИЕ Поглощенность деятельностью. Разговоры, посторонние дела, ответы невпопад. Длительность работы над объектом. Выполняет свою работу и следит за ее выполнением у товарища, у доски. Скорость перехода от одного дела к другому Создаются ли установки быть внимательными, подчеркивает ли значимость материала. Четко ли организует деятельность учащихся на уроке, насколько она активна. Насколько разнообразны методы работы?
Произвольное запоминание Непроизвольное запоминание Осмысленная Механическая Воспроизведение материала осмысленное ПАМЯТЬ Цель запоминания Без цели к запоминанию На внутренних смысловых связях На внешних связях Своими словами, своими примерами. Насколько образно, эмоционально, жизненно, логично преподает материал? Насколько активно работает с ним? Как выделяет главные мысли? Как организует повторение материала (зарисовки, конспекты, свои примеры)?
Наличие интересов, их активность Отношение к учителю и к учению МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Поднимает руку, задает вопросы. Часто и подробно высказывается, вносит поправки, дополнения, возражения. О чем спрашивает, какие примеры приводит и что лучше запоминает? Добросовестен, прилежен, бездеятелен. Занимается посторонними делами. Реакция на требования учителя, похвалу, порицание Какими приемами создает дополнительные мотивы: требовательностью, занимательностью, подчеркиванием важности материала, постоянной опекой и контролем деятельности детей или дисциплинарными методами: суровый тон, наказ, угрозы? Такт учителя, учет возрастных особенностей учащихся

Приложение № 4

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector