Осознание человеком самого себя, своих собственных качеств, своего «Я».

САМОТОЖДЕСТВЕННОСТЬ(от ср.-век. лат. identicus — тож­дественный, одинаковый) — тождественность, совпадение чего-нибудь с чем-нибудь.

СЕНСОРНЫЙ (от лат. sensus —восприятие, чувство, ощуще­ние) — чувствительный, чувствующий, относящийся к ощущениям; например, физиологию органов чувств назы­вают сенсорной физиологией.

СЕНСУАЛИЗМ(от лат. sensus — восприятие, чувство) — направ­ление в теории познания, согласно которому ощущения, вос­приятия — основа и главная форма достоверного познания. Противостоит рационализму. Основной принцип сенсуализ­ма — «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах» — разделяли П.Гассенди, Т.Гоббс, Дж.Локк, К.Гельвеции, Д.Дидро, П.Гольбах, а также Дж.Беркли, Д.Юм.

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ(от франц. sentiment — чувство) — на­правление, провозглашавшее культ естественного чув­ства, природы, (по духу представители были близки к идеализму).

СИБЛИНГИ— братья и сестры.

СИНТЕЗ (греч. synthesis — соединение, сочетание, составле­ние) — включенный в акты взаимодействия организма со средой процесс практического или мысленного воссоеди­нения целого из частей или соединения различных элемен­тов, сторон объекта в единое целое, необходимый этап познания.

СМЫСЛ— идеальное содержание, идея, сущность, предназ­начение, конечная цель (ценность) чего-либо (смысл жиз­ни, смысл истории и т. д.); целостное содержание какого-либо высказывания, несводимое к значениям составляющих его частей и элементов, но само определяющее эти значе­ния (например, смысл художественного произведения и т. п.); в логике, в ряде случаев в языкознании — то же, что значение.

СОЗНАНИЕвысший уровень психического отражения чело­веком действительности, ее представленность в виде обоб­щенных образов и понятий.

СОЛИПСИЗМ(от лат. solus — единственный и ipse — сам) — крайняя форма субъективного идеализма, признающая несомненной реальностью только сознающего субъекта и объявляющая все остальное существующим лишь в его со­знании (тенденция к солипсизму характерна для Дж.Берк­ли, имманентной философии, эмпириокритицизма).

В эти­ческом смысле — крайний эгоизм, эгоцентризм.

СОФИСТЫ(от греч. sophistes — искусник, мудрец, лжемудрец) — в Древней Греции люди, сведущие в какой-нибудь облас­ти: профессиональные учителя философии и красноречия второй половины V — первой половины [V вв. дон. э. (Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий и др.).

3 стр., 1278 слов

Западная философия конца 19-20 веков

Западная философия конца ХIХ - ХХ в.в. 1. Каково новое понимание задач философии и философа? Ф. Ницше (1844 – 1900). "Философ: это человек, который постоянно переживает необыкновенные вещи, видит, слышит, подозревает их, надеется на них, грезит о них; которого его собственные мысли поражают как бы извне, как бы сверху и снизу, как привычные для него события и грозовые удары; который, быть может, ...

Для софистов характерно перемещение интересов от поис­ков абсолютной истины о космосе и бытии к выработке прагматических рецептов поведения человека «без пред­рассудков» в обществе (критика традиционной морали, скептическая теория познания, риторическая, логическая и лингвистическая теория «убедительной речи»).

С критикой софистов выступили Сократ и Платон. Профессиональные ораторы И—V вв. н. э., культивировавшие классические об­разцы древнегреческой риторики.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ(от лат. socialis — общественный) — про­цесс усвоения человеческим индивидом определенной си­стемы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функ­ционировать в качестве полноправного члена общества; включает как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные спонтанные процессы, вли­яющие на ее формирование. Изучается философией, пси­хологией, социальной психологией, социологией, истори­ей и этнографией, педагогикой, теологией.

СОЦИОГЕНЕЗ(от лат. soci (etas) — общество и греч. genos — происхождение) —происхождение, развитие высших пси­хических функций, личности, межличностных отношений, обусловленные особенностями социализации в разных культурах и общественно-экономических формациях.

СТОИЦИЗМ(от греч. stoa — портик [галерея с колоннами в Афинах, где учил философ Зенон; основатель стоициз­ма]) — направление античной философии. Древняя Стоя (III —II вв. до н. э.) — Зенон из Китиона, Клеанф, Хрисипп; средняя Стоя (II — I вв. до н. э.) — Панеций и Посидоний (стоический платонизм); поздняя Стоя fi­ll вв.}; римский стоицизм — Сенека, Эпиктет, Марк Ав­релий. Стоицизм возродил учение Гераклита об огне — логосе; мир — живой организм, пронизанный творчес­ким первоогнем, пневмой, создающей космическую «симпатию» всех вещей; все существующее телесно и различается степенью грубости или тонкости материи; вещи и события повторяются после каждого периоди­ческого воспламенения и очищения космоса. В этике стоицизм близок киникам, не разделяя их презритель­ного отношения к культуре; мудрец должен следовать бесстрастию природы (апатия) и любить свой «рок». Все люди — граждане космоса, как мирового государства; стоический космополитизм уравнивал (в теории) перед лицом мирового закона всех людей — свободных и ра­бов, греков и варваров, мужчин и женщин. Этика сто­ицизма пользовалась большим влиянием в средние века и эпоху Возрождения.

23 стр., 11067 слов

Субъективное переживание чувства одиночества подростками

СОДЕРЖАНИЕ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ .1 Психологическая характеристика понимания сущности и содержания чувства одиночества .2 Особенности одиночества в подростковом возрасте .3 Одиночество подростков и социально-психологические проблемы Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПЕРЕЖИВАНИЯ ...

СТРУКТУРАЛИЗМ— направление в гуманитарном знании, сформировавшееся в 20-х гг. XX в. и связанное с использо­ванием структурного метода моделирования элементов се­миотики, формализации и математизации в лингвистике, литературоведении, этнографии, истории и др. Объект ис­следования структурализма — культура как совокуп­ность знаковых систем (язык, наука, искусство, мифоло­гия, мода, реклама).

Основа структурного метода — выявление структуры, как относительно устойчивой со­вокупности отношений; признание методологического примата отношений над элементами в системе; частичное отвлечение от развития объектов (примат синхронии над диахронией).

В более узком смысле — научно-философс­кое течение, получившее наибольшее распространение в 1960-хгг. во Франции (К.Леви-Строс, М.Фуко, Р.Барт, Ж.Деррида; особое течение — генетический структура­лизм ЛТольдмана).

СУБЛИМАЦИЯ(лат, sublimare — возносить) — в психоана­лизе один из механизмов психологической защиты (см. за­мещение),

СУБЪЕКТ(от лат. subjectus — лежащий внизу, находящийся в основе) — носитель предметно-практической деятельнос­ти и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект.

СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ— общее обозначение фило­софских учений, утверждающих, что дух, сознание, мыш­ление, психическое — первично, а материя, природа, физи­ческое — вторично, производно. Основные формы идеализма — объективный и субъективный. Первый утвер­ждает существование духовного первоначала вне и независи­мо от человеческого сознания, второй либо отрицает наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта, либо рассмат­ривает ее как нечто, полностью определяемое его активнос­тью. Различаются многообразные формы идеализма в зависи­мости от того, как понимается духовное первоначало: как мировой разум (панлогизм) или мировая воля (волюнтаризм), как единая духовная субстанция (идеалистический монизм) или множество духовных первоэлементов (плюрализм), как разумное, логически постигаемое начало (идеалистический рационализм), как чувственное многообразие ощущений (идеалистический эмпиризм и сенсуализм, феноменализм), как незакономерное, алогичное начало, не могущее быть объектом научного познания (иррационализм).

9 стр., 4251 слов

Проблема человека в философии 9

... и реальнойжизнедеятельности людей, представители идеалистических направлений устремляютсвой взгляд ... человека как существо уникальное,высшую ценность и цель общества. В философии среднихвеков господствовал теоцентризм как тип мировоззрения, представленный во всехформах общественного сознания ... проблемы человека вфилософии. 1. Проблемаантропогенеза Антропогенез (от греч.anthropos — человек и греч. ...

Крупнейшие представители объективного идеализма: в античной филосо­фии — Платон, Плотин, Прокл; в Новое время — Г.В.Лейбниц, Ф.В.Шеллинг, Г.В.Ф.Гегель. Субъективный идеализм наи­более ярко выражен в учениях Дж.Беркли, Д.Юма, раннего И.Г,Фихте (XVIII в.).

В обыденном словоупотреблении «идеалист» (от слова «идеал») часто означает бескорыстно­го человека, стремящегося к возвышенным целям.

СХОЛАСТИКА(от греч. scholastikos — школьный, ученый) — тип религиозной философии, характеризующийся соедине­нием теологодогматических предпосылок с рационалисти­ческой методикой и интересом к формально-логическим проблемам; получила наибольшее развитие в Западной Евро­пе в средние века. Ранняя схоластика (XI—XII вв.) находится под влиянием августиновского платонизма (АнсельмКентер-берийский и др.).

ТОЛЕРАНТНОСТЬ(от лат, tolerantia — терпение} — терпи­мость к чужим мнениям, верованиям, поведению.

ТОМИЗМ— учение Фомы Аквинского и основанное им на­правление католической философии и теологии, соеди­нившее христианские догматы с методом Аристотеля. В ХШ-ом в. занял господствующее положение в схоласти­ке, оттеснив августиновский платонизм и противостоя аверроизму.

ТОРМОЖЕНИЕ— активный, неразрывно связанный с воз­буждением процесс, приводящий к задержке деятельности нервных центров или рабочих органов.

ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ—психология за пре­делами личности — относительно новое направление в пси­хологии, развивающееся с 70-х гг. XX в. в США (основате­лем считается С.Гроф), ищущее новую теоретическую парадигму, позволяющую описывать явления, не получив­шие достаточного обоснования в рамках гуманистической психологии, психоанализа, бихевиоризма. В центре трансперсональной психологии — измененные состояния созна­ния, переживание которых может привести человека к сме­не фундаментальных ценностей, духовному перерождению и обретению целостности.

УМЕНИЕ— способность выполнять определенные действия с хорошим качеством и успешно справляться с деятельнос­тью, включающей эти действия.

УНИВЕРСАЛИИ(от лат. universalis — общий) — общие поня­тия. Онтологический статус универсалий — одна из цент­ральных проблем средневековой философии (спор об универсалии X—XIV вв.): существуют ли универсалии «до вещей», как их вечные идеальные прообразы (платонизм, крайний реализм), «в вещах» (аристотелизм, умеренный реализм), «после вещей» в человеческом мышлении (номи­нализм, концептуализм).

10 стр., 4746 слов

Проблема человека в философии 8

... человека в философии.   1. Проблема антропогенеза Антропогенез (от греч. anthropos — человек и греч. genesis — происхождение) — учение о происхождении человека ... орудий труда, в которых закрепляются социальный опыт человека, его навыки, умения, способ мышления. ... общения людей. В содержание личности входят направленность ее сознания, личностные ориентации, обусловленные уровнем ее сознания, ...

УСТАНОВКАготовность, предрасположенность к определен­ным действиям или реакциям на конкретные стимулы.

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ —одно из главных направлений в философии XX в., основателем которого является Э.Гуссерль, непос­редственными предшественниками — Ф.Брентано и К.Штумпф. Исходный пункт феноменологии, как фило­софского учения, — интенциональная жизнь сознания (Гуссерль), бытие личности (Шелер) и фундаментальные структуры человеческого существования (Хайдеггер), возможность описания которых укоренена в самом созна­нии и человеческом бытии.

ФИЛОСОФИЯ(от фил… и греч. sophia — мудрость) — форма общественного сознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нем человека; исследует по­знавательное, социально-политическое, ценностное, эти­ческое и эстетическое отношение человека к миру.

ФРЕНОЛОГИЯ(от греч. phren — душа, ум и .логия) — концеп­ция, согласно которой на основании краниометрических дан­ных можно судить о психических особенностях человека.

ЦЕЛЬ— идеальный или реальный предмет сознательного или бессознательного стремления субъекта; финальный ре­зультат, на который преднамеренно направлен процесс.

ЭВРИСТИКА— наука о творчестве; теория и практика орга­низации избирательного поиска при решении сложных интеллектуальных задач.

ЭГО(лат. ego — Я) — один из компонентов структуры личнос­ти в теории З.Фрейда.

ЭГОЦЕНТРИЗМ(лат. ego — Я и centrum — центр круга) — сосре­доточенность сознания и внимания человека исключительно на самом себе, сопровождающаяся игнорированием того, что происходит вокруг.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ(от позднелат. exsistentia —- существова­ние), или философия существования — направление совре­менной философии, возникшее в начале XX в. в России, после 1-й мировой войны в Германии, в период2-й мировой войны во Франции, а после войны и в других странах. Идейные исто­ки — учение Кьеркегора, философия жизни, феноменология. Различают

7 стр., 3250 слов

Эмпирическая психология сознания. Эмпиризм и ассоцианизм

Эмпирическая психология сознания. Эмпиризм и ассоцианизм Содержание Введение Глава IЭмпиризм Глава IIАссоцианизм Глава III Эмпирическая психология сознания 3.1 Эмпирическая психология и ее основные направления 3.2 Основание эмпирической психологии в творчестве Джона Локка Заключение Список используемой литературы Введение XVIII век ознаменовался дальнейшим укреплением и развитием капиталистических ...

ЭКСПЕРИМЕНТ(лат. experimentum — проба, опыт) — один из основных (наряду с наблюдением) методов научного позна­ния вообще, психологического исследования в частности.

ЭКСПРЕССИЯ(лат. expressio — выражение) — выразитель­ность; сила проявления чувств, переживаний.

ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ(от лат. exterior — внешний) — переход изнутри вовне. Психологическое понятие, означающее переход действий из внутренней и свернутой формы в форму развернутого действия. Противоположность — интериоризация.

ЭКСТРАВЕРСИЯ(лат. extra — вне, versio — поворачивать, об­ращать) — обращенность сознания и внимания человека в основном на то, что происходит вокруг него. Экстравер­сия противоположна интроверсии.

ЭЛЛИНИЗМ— период в истории стран Восточного Среди­земноморья между 323 и 30 гг. до н. э. (подчинение Египта Риму).

Борьба за власть между диадохами привела к обра­зованию на месте державы Александра Македонского не­скольких государств: Селевкидов, Птолемеев, Пергама, Понтийского царства и др., политический строй которых сочетал элементы древневосточных монархий с особенно­стями греческого полиса; в течение II — I вв. эти эллинисти­ческие государства постепенно попали под власть Рима. Культура эллинизма представляла синтез греческой и мес­тных восточных культур.

ЭМПИРИЗМ(от греч. empeiria — опыт) — направление в тео­рии познания, признающее чувственный опыт единствен­ным источником достоверного знания. Противостоит ра­ционализму. Для эмпиризма характерна абсолютизация опыта, чувственного познания, принижение роли рацио­нального познания (понятий, теории).

Как целостная гно­сеологическая концепция, эмпиризм сформировался в XVII- XVIII вв. (Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж.Локк, Дж.Беркли, Д.Юм); элементы эмпиризма присущи позитивизму, нео­позитивизму (логический эмпиризм).

ЭМПИРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ(от греч. empeiria — опыт) — термин, введенный немецким философом Х.Вольфом для обозначения особой дисциплины, которая описывает и изу­чает конкретные явления психической жизни в отличие от рациональной психологии, выводящей явления из природы и сущности души.

5 стр., 2130 слов

Пределы человеческого познания

Предметом изучения социальной философии является: сущность общества, специфика его бытия. Представителем западничества в русской философии является-а.и.герцен. Представителем западничества в русской философской мысли является-в.белинский. Представителем стадиальной теории развития общества является: а. тоффлер. Представители либерального направления в русской философии - … Т.Н. Грановский, К.Д. ...

ЭПИКУРЕИЗМ— учения, исходившие из идей Эпикура. Шко­ла в Афинах — «Сад» Эпикура; крупнейший представитель эпикуреизма в Риме — Лукреций. В новое время развивал­ся в эпоху Возрождения, затем— в течениях XVII — XVIII вв. (П.Гассенди), Как этический принцип родствен эв­демонизму; впоследствии вульгарно толковался в духе гедонизма.