20. Субъективный идеализм Нового времени (д. Беркли, д. Юм)

  1. Мировоззрение, его структура и исторические типы (мифология, религия, искусство, философия и наука).

Мировоззрение — совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также — жизненные позиции, программы поведения, действий людей. Оно придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер.

Мировоззрение формировалось веками и продолжает формироваться, поэтому в ходе развития мировоззрения нужно выделять различные этапы, т.е. характеризовать мировоззрение как историческое. Исторические типы мировоззрения:

  • Мифология (тип мировоззрения характеризуется совокупностью представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира. Мифологическое мировоззрение совмещает в себе сакральное (тайное, волшебное) с общедоступным.Мифология вырастает, прежде всего, из страха человека перед неизвестным и непонятным — явлениями природы, болезнью, смертью. Поскольку у человечества еще не было достаточно опыта для понимания истинных причин многих явлений.)
  • Религия (основано на вере в сверхъестественные силы. Религии, в отличие от мифа, свойственны жёсткий догматизм и система моральных заповедей)
  • Искусство (Искусство – оставляет свободу выбора мировоззрения. Оно не заставляет верить. Художественное мировоззрение основано на условности. Через условные формы искусство предлагает истинные чувства и мысли.)
  • Философия (Основным отличием философского мировоззрения от мифологии является высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то философия — прежде всего на логику и доказательность. От религии философия отличается допустимостью свободомыслия: можно остаться философом, критикуя любые авторитетные идеи, в то время как в религии это невозможно.)
  • Наука (основано на стремлении к построению наиболее объективной картины мира.)

В отличие от объективных идеалистов (Гегеля и др.), которые считали, что первичная по отношению к материи идея существует сама по себе как объективная реальность, независимо от сознания человека, сторонники субъективного идеализма были убеждены в том, что:

  • во-первых, единственной реальностью является идея;
  • во-вторых, что идея существует только в сознании человека, то есть сознание человека является существенной реальностью, вне которого ничего не существует. Видными представителями субъективного идеализма являлись Беркли, Юм, Фихте.
  1. Джордж Беркли (1685 — 1753) — английский философ нового времени, субъективный идеалист. Можно выделить следующие основные идеи его философии:
  • само понятие материи ложно;
  • существуют отдельные вещи, отдельные ощущения, но единой материи как таковой нет;
  • материализм — тупиковое направление в философии, материалисты не способны доказать первичность отдельных вещей (которые они именуют материей) по отношению к идее;
  • наоборот, первичность идеи легко доказуема — перед изготовлением любой вещи существует ее идеал, замысел в уме человека, как и замысел окружающего мира в сознании Бога-творца;
  • единственная очевидная реальность есть сознание человека;
  • со смертью человека и его сознания исчезает все;
  • идеи — это самостоятельный субстрат, а не отражение чего- либо, окружающий мир подстраивается под идеи;
  • высшим доказательством первичности идеи является существование Бога; Бог вечно существует и не может исчезнуть, в то время как его творенье, окружающий мир непостоянен, хрупок и всецело зависит от него.
  1. Дэвид Юм (1711 — 1776) — другой английский философ, субъективный идеалист — придерживался следующих взглядов:
  • проблема отношения бытия и духа неразрешима;
  • человеческое сознание склонно к идеям;
  • сам человек есть концентрированная идея (вся человеческая жизнь есть процесс роста его идеальной силы — опыта, знаний, чувств);
  • без своей идеальной сущности (например, без воспитания, опыта, системы ценностей) человек не смог бы вообще полноценно воспринять мир;
  • человек состоит из двух идеальных начал: «впечатления внешнего опыта» — приобретенные знания и опыт; «впечатления внутреннего опыта» — аффекты, страсти;
  • аффекты, страсти играют большую роль в жизни человека и в ходе истории.

21. Общая характеристика философии эпохи Просвещения

В философии Нового времени принято выделять философию эпохи Просвещения. Эпохой Просвещения, «эпохой Разума» иногда называют весь XVIII в., иногда только вторую половину XVIII в., связывая начало Просвещения с выходом первых томов французской энциклопедии. Энциклопедия давала не только научное знание о мире, но и помогала, учила человека ремеслу, искусству, чтобы он стал свободным, самостоятельным, умеющим думать. В «Энциклопедии» с этой целью печатались статьи знающих людей по различным видам ремесла.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить не ... для непрерываемой жизни своей в Беспредельности. Для лучшего понимания пытались делить человека на плотного, ... не человек, а только проводник его духа, футляр, в котором он временно живет, чтобы накопить нужный опыт и знания ...

Ведущее место в эпоху Просвещения занимала философия «просветителей».

1. Просветители старались излагать свои идеи в доступной форме. Обсуждение философских и научных проблем стало популярным. Просветители считали, что главная причина человеческих несчастий в невежестве, для устранения которого, необходимо просвещение людей.

8 стр., 3734 слов

Лекция — 22 — Философия человека. Ч

... устои его бытия – вера, надежда, любовь, совесть. Человек, теряющий такие устои, лишается всего, ради чего стоит жить. Философия ценностей. Важнейшими элементами внутренней структуры личности являются е ... ё Я противополагается всем предметам и явлениям окружающей меня среды. Я как член общества – социальное Я. В этом смысле моё Я сопоставляется с «Ты», то есть ...

2. Важное место в философии просветителей занимала критика религии и церкви, препятствующих свободному развитию человека, а также обращение к разуму как к единственному критерию познания человека и общества. Впервые в истории был поставлен вопрос о практическом использовании достижений науки в интересах общественного развития.

3. В эпоху просвещения предпринималась попытка объединить законы общества и особенности развития общества с материальными условиями жизни людей.

О роли философии в просвещении европейских народов говорят все исследователи истории XVIII в. Наиболее развернутую характеристику роли философии дали Гегель и Энгельс. Гегель прямо заявлял, что «исходным пунктом французской революции была философия».

22. Социально-философские воззрения просветителей (Вольтер, ш. Л. Монтескье, ж.-ж. Руссо и др.)

Вольтер:

По социальным воззрениям Вольтер — сторонник неравенства. Общество должно делиться на «образованных и богатых» и на тех, кто, «ничего не имея», «обязан на них работать» или их «забавлять». Трудящимся поэтому незачем давать образование: «если народ начнёт рассуждать, всё погибло» (из писем Вольтера).

Убеждённый и страстный противник абсолютизма, он остался до конца жизни монархистом, сторонником идеи просвещённого абсолютизма, монархии, опирающейся на «образованную часть» общества, на интеллигенцию, на «философов». Просвещённый монарх — его политический идеал.

По Вольтеру, причиной всего сущего и всех существ, принципом действия и единства мира, его целесообразности является Бог. Однако Вольтер признавал, что существование божества не может быть убедительно доказано никакими теоретическими соображениями и необходимость его признания определяется практическими, морально-политическими соображениями. «Вера в Бога, вознаграждающего за добрые дела и наказывающего за дурные, прощающего небольшие проступки, — считал он, — являлся самой полезной для человеческого рода. Это единственная узда для могущественных людей, которые ловко совершают тайные преступления».

Руссо:

Воззрения Руссо на мир формировались под влиянием английского и французского деизма. Руссо признавал существование материи, но отказывался решать вопрос о ее сущности, считая ее непознаваемой. Материя и не способна породить разум. Но Руссо утверждал, что существует Бог как мировая воля, мировой разум как источник добра. В то же время Руссо отвергал религию, теологию, фанатизм и религиозную нетерпимость.

История общества, по Руссо, начинается с «естественного состояния», где люди свободны и равны. Это золотой век человечества». Способность к совершенствованию приводит к улучшению орудий и способов труда. На этой основе возникает частная собственность и имущественное неравенство. Успехи в хозяйственной деятельности, технике и науке оказываются неразрывно связанными с утратой людьми счастья, свободы, с регрессом в этике. Вследствие чего, человек оказывается перед проблемой отчуждения. Выход Руссо видел в возврате назад к «золотому веку» посредством общественного договора, согласно которому «каждый из нас отдает свою личность и всю свою мощь под верховное руководство общественной воли, и мы вместе принимаем каждого члена как нераздельную часть ценного». В результате этого образуется коллективное целое — государство, народ, обладающий верховной властью, суверенитетом. Политический идеал Руссо — прямая демократия, в которой законы принимаются непосредственно собранием всех граждан. Частная собственность не уничтожается, а равномерно распределяется между всеми гражданами.

10 стр., 4902 слов

Бергер П. Общество в человеке

... уважать себя. Самоидентификация в рамках общества нуждается в постоянной социальной поддержке. Человек не может быть человеком без других людей, как нельзя обладать идентичностью без общества. Офицер может быть офицером ... которые он играет, важны не только для самых близких людей, но соотносятся с ожиданиями более широкого общества. Это постижение социальной реакции более высокого уровня абстракции ...

23. Французский механистический материализм эпохи Просвещения (ж.-о. Де Ламетри, д. Дидро, п. Гольбах, к. Гельвеций и др.).

Французский материализм XVIII в. — новая историческая ступень в развитии материалистической философии, существенно отличающаяся от предшествующих материалистических учений.

Английский материализм XVII в. имел в значительной мере аристократический характер, его учение предназначалось для избранных. В Голландии Спиноза писал свои сочинения на латинском языке, недоступном для широких масс. Напротив, французские материалисты XVIII в. — Ламетри, Гельвеции, Дидро, Гольбах — несут свои идеи в широкие круги городского общества. Они непосредственно обращаются не к государям современной им Европы (хотя не упускают случая заинтересовать их своими взглядами) и не только к читателям из дворянства, но и к массе читателей из класса буржуазии. Они излагают свои философские взгляды не в форме ученых трактатов и специальных статей, а преимущественно в форме широкодоступных изданий — словарей, энциклопедий, памфлетов, полемических статей и т. д.

  • Первым во Франции последовательное изложение системы механистического материализма дал Жюльен Ламетри́ (1709-1751).

    Основные его труды: «Трактат о душе» (1745), «Человек-машина» (1747), «Человек-растение» (1748) и др. В своих произведениях он, в частности, доказывал, что существует лишь единая материальная субстанция; присущие ей способности ощущать и мыслить обнаруживаются в «организованных телах»; эти способности проявляются при воздействии внешних тел на мозг. Все наши ощущения, считал он, обусловлены связью чувства — с помощью нервов — с материальным веществом мозга.

Человек, по мнению Ламетри, отличается от животного лишь большим количеством потребностей и, следовательно большим количеством ума. Потребности тела он признавал «мерилом ума». А сам человеческий организм Ламетри уподоблял часовому механизму: рассматривал его как самозаводящуюся машину.

Развитие общества, по Ламетри, определяется деятельностью выдающихся людей и успехами просвещения. Он был сторонником просвещенного абсолютизма.

Ламетри лишь наметил ряд основных идей, но не дал их обстоятельного систематического развития.

  • Наиболее систематическим пропагандистом философских идей французского механистического материализма стал Поль Гольбах (1723-1789).

Согласно учению, развиваемому в «Системе природы», в основе мироздания лежит материя. Материя, как она определяется в этой работе, есть то, что может оказывать воздействие на наши органы чувств и производить ощущения. Материя делится на органическую и неорганическую. Неорганическая материя вечна, органическая материя возникает и исчезает. На Земле сначала была только неорганическая материя, затем появилась жизнь, растительная и животная. Растения и животные рождаются, растут, потом умирают и разрушаются, т. е. снова превращаются в неорганическую материю. Так, согласно Гольбаху, происходит непрерывный круговорот материи в природе. Человек, согласно Гольбаху, является только физическим существом, а теологические представления о душе как чисто духовной субстанции — это вымысел. Гольбах считает, что атрибутом материи является движение: нет материи без движения. Враждебность механистического материализма человеку проявляется в том, что живой человек со всеми его человеческими качествами никак не вмещается в понятия и представления этого материализма.

11 стр., 5264 слов

ТЕРМИНЫ ПО ФИЛОСОФИИ

... человеческой. В философии В.С. Соловьева общественная история с момента возникновения христианства приобретает богочеловеческий характер, исторические деяния людей реализуют ... учение, слово) – философская позиция, рассматривающая человека как системообразующий принцип философии. Антропологическая философия объясняет действительность из человека – базисной реальности. Апологетика (греч. apologetikos ...

Человек как разумное существо, по мнению Гольбаха, призван стать властителем мира, перестроить общественные отношения на разумных основаниях. Этим обусловливались права человека: быть равным другому, быть свободным в своих решениях и действиях.

  • Как и другие представители французского материализма, Дидро исходит из положения о вечности и бесконечности природы. Природа никем не сотворена, кроме нее и вне ее нет ничего.

Дидро внес в материалистическое учение о природе некоторые черты и идеи диалектики. Сквозь его воззрения на органическую природу пробивается мысль о развитии, о связи протекающих в природе процессов. Дидро обосновывал единство материи и движения. Вся природа, согласно его учению, находится в вечном движении и развитии, сущее погибает в одной форме и возникает в другой. Он отвергал существование абсолютного покоя, стремился преодолеть механицизм: возражал против сведения движения к пространственному перемещению тел и утверждал, что и неподвижное тело находится в движении, т. е. развивается, изменяется. При этом Дидро высказал ряд глубоких диалектических догадок: в частности, активность материи, ее самодвижение он пытался объяснить внутренней противоречивостью и разнородностью материи.

Дидро выступил против утверждения о божественном происхождении сознания. Он высказал мысль, что потенциально ощущение свойственно всей материи, сознание же есть свойство ее высокоорганизованной органической части.

24. Теория общественного договора (т. Гоббс, д. Локк, ж.-ж. Руссо и др.)

Общественный договор — теория, объясняющая происхождение гражданского общества, государства, права как результат соглашения между людьми. Понятие общественного договора подразумевает, что люди частично откажутся от суверенитета и передадут его правительству или другой власти, чтобы получить или поддержать общественный строй через господство права. Общественный договор означает соглашение управляемыми на наборе правил, по которым ими управляют.

Томас Гоббс, Джон Локк и Жан-Жак Руссо являются самыми известными философами теории общественного договора.

  • Томас Гоббс и его теория общественного договора

Томас Гоббс (1588-1649), английский философ 17 века, в своем известном трактате «Левифиан, или материя , форма и власть государства церковного и гражданского» впервые, пожалуй, изложил теорию общественного договора в определенной , четкой и рационалистической (т. е. основывающейся на аргументах разума) форме.

По мнению Гоббса, появлению государства предшествует так называемое естественное состояние, состояние абсолютной, ничем неограниченной свободы людей, равных в своих правах и способностях. Люди равны между собой и в желании господствовать, обладать одними и теми же правами. Поэтому естественное состояние для Гоббса есть в полном смысле «состояние войны всех против всех «. Абсолютная свобода человека — стремление к анархии, хаосу, беспрерывной борьбе, в которой оправдывается и убийство человека человеком.

8 стр., 3793 слов

Философия 85

... относится к группе глобальных проблем… Варианты ответов: «Человек-природа» «Государство-государство» (международные)» «Человек-человек» «Человек-общество» Личное спасение является смыслом жизни в Варианты ... Формируются законы Выдвигаются гипотезы Натуралистический подход к человеку характерен для Варианты ответов: фрейдизма средневековой философии философии И. Канта религиозной философии ...

В этой ситуации естественным и необходимым выходом становится ограничение , обуздание абсолютной свободы каждого во имя блага и порядка всех. Люди должны взаимно ограничить свою свободу чтобы существовать в состоянии общественного мира. Они договариваются между собой об этом ограничении . Это взаимное самоограничение называется 2общественным договором.

Ограничивая свою естественную свободу , люди вместе с тем передаютполномочия по поддержанию порядка и надзор за соблюдением договора той или иной группе или отдельному человеку. Так возникает государство, власть которого суверенна, т. е. независима ни от каких внешних или внутренних сил. Власть государства , по убеждению Гоббса , должна быть абсолютна, государство вправе в интересах общества в целом предпринимать любые меры принуждения к своим гражданам. Поэтому идеалом государства для Гоббса была абсолютная монархия, неограниченная власть по отношению к обществу.

  • Джон Локк об общественном договоре

Несколько иных взглядов придерживался другой английский мыслитель 17 века. В работе он выдвигает иной взгляд на первоначальное , естественное состояние человека. В отличие от Гоббса с его тезисом о «войне всех против всех», Локк считает первоначальной абсолютной свободе людей не источник борьбы, а выражение естественного их равенства и готовности следовать разумным естественным, природным законам. Эта естественная готовность людей приводит их к осознанию того, что в интересах общего блага необходимо, сохранив свободу, часть функции отдать правительству, которое призвано обеспечить дальнейшее развитие общества. Так достигается общественный договор 0 между людьми, так возникает государство.

Основная цель государства — защита естественных прав людей, прав на жизнь, свободу и собственность. Легко заметить, что Локк существенно отходит от теории Гоббса. Гоббс подчеркивал абсолютную власть государства над обществом и людьми. Локк акцентирует другое: люди отдают государству лишь часть своей естественной свободы. Государство обязано защищать их естественные права на собственность, жизнь, свободу. Чем больше прав у человека, тем шире круг его обязанностей перед обществом. Государство при этом не обладает абсолютной произвольной властью. Общественный договор предполагает, по мнению Локка, и ответственность государства перед гражданами. Если государство не выполняет своего долга перед людьми, если оно нарушает естественные свободы — люди вправе бороться против такого государства.

Локка часто называют в числе основных теоретиков демократического государственного устройства. Его идеал — английская конституционная монархия, в которой воплощено равновесие интересов личности, и государства.

Взгляды Локка нашли яркое выражение в «Декларации независимости США» и в «Декларации прав человека и гражданина» во Франции.

  • Теория общественного договора в системе взглядов Ж. -Ж. Руссо.

Жан Жак Руссо был одним из крупнейших представителей французского Просвещения. Его теория общественного договора существенно отличалась как от взглядов Гоббса, так и от воззрений Локка.

13 стр., 6106 слов

Философия о жизни смерти и смысле жизни

... с законами материального мира после жизни наступает смерть, ничего здесь сделать нельзя, следует просто с этим смириться. Человек должен умереть, это его судьба, это закон природы. Смерть для человека есть ...

Естественное состояние людей Руссо трактует состояние первобытной гармонии с природой. Человек не нуждается ни в общественных ограничителях, ни в морали, ни в систематическом труде. Способность к самосохранению удерживает его от состояния «войны всех против всех». Однако население растет, меняются географические условия, развивается способности и потребности людей, что приводит, в конечном счете, к установлению частной собственности. Общество расслаивается на богатых и бедных, могущественных и притесненных, которые враждуют между собой. Неравенство развивается постепенно: сначала признаются богатство и бедность, затем — могущество и беззащитность, наконец — господство и порабощение. Общество нуждается в гражданском мире — заключается общественный договор, по которому власть над обществом переходит государству. Но в основе государственной власти, по мнению Руссо, лежит воля и свободы каждого отдельного человека. Эта свобода и воля остаются абсолютными, неограниченными и после заключения общественного договора. Поэтому, Руссо выдвигает свой знаменитый тезис о том, что носителем и источником власти является народ, который может и должен свергать власти, нарушающие условия общественного договора. Суверенно не государство, суеверен народ. Народ творит законы, меняет их, принимает новые.

Эти взгляды отличаются радикализмом и революционностью. Именно они лежали в основе идеологии самой крайне группы революционеров времен Французской революции — якобинцев и служили обоснованием якобинского террора.

25. Общая характеристика немецкой классической философии. Критика познавательных способностей человека в философии и. Канта

26. Этическое учение и. Канта.

Этика Канта во многих отношениях явилась вершиной философии морали нового времени. Среди классиков немецкой философии Кант уделил наибольшее внимание нравственности, и его этическая концепция, была наиболее разработанной, систематической и завершенной. Вопросам этики Кант посвятил философскую работу «Критика практического разума». Этика Канта основана на принципе «как если бы». Бога и свободу невозможно доказать, но надо жить, как если бы они были. Практический разум — это совесть, руководящая нашими поступками посредством максим (ситуативные мотивы) и императивов (общезначимые правила).

Среди императивов выделяется категорический императив, повелевающий нам поступать нравственно, как бы ни влияли эти поступки на наше личное благополучие. Кант считает, что мы должны быть нравственными ради самой нравственности, добродетельными – ради самой добродетели; исполнение долга само по себе составляет цель хорошего поведения. Мало того, вполне нравственным может быть назван только такой человек, который совершает добро не в пользу себе, а исключительно из соображений долга. Категорический императив имеет характер не только ограничения собственного эгоизма, но и самоограничения, чтобы не разрушить человеческое общество.

27. Философское учение и. Фихте

Ио́ганн Фи́хте — немецкий философ. Один из представителей немецкой классической философии и основателей группы направлений в философии, известной как субъективный идеализм, которая развилась из теоретических и этических работ Иммануила Канта.

28. Объективный идеализм немецкой классической философии

Объективный идеализм – это направление философской мысли, представители которого считали первоосновой мира индивидуальное духовное начало. Различные школы называли разную причину становления жизни на планете – теологи верили в Бога, у Гегеля упоминается абсолютный дух. Первыми представителями данного направления являлись античные ученые Платон и Пифагор.

10 стр., 4627 слов

Иррационалистическая философия Шопенгауэра и Ницше

... жизнь в процессе человеческой деятельности. С появлением иррационалистической философии происходит радикальное изменение философской проблематики, пересмотр проблемы смысла человеческого существования, места человека ... от того рационализирована ли вся природа и установлен ли космический лад. ... идеи иррационализма. Артур Шопенгауэр и Фридрих Ницше - немецкие философы, яркие представители иррационализма. ...

Учение Гегеля: Объективный идеализм в XVIII-XIX столетиях уже существенно отличался от античного учения, и особое место данное направление занимало в философии Гегеля. Он создал противоречивую философскую систему. С одной стороны, Гегель вошел в историю философии как крупнейший представитель идеалистического направления. Суть созданной им системы подробно изложена в его главном труде «Наука логики». Гегель — объективный идеалист, и за первичное он принимает «мировой дух» — безличный, оторванный от человека разум, а за вторичное — все материальное, которое является якобы воплощением и конкретным выражением этого духа. «Мировой дух» у Гегеля развивается и в своем движении проходит три основные ступени. На первой ступени он существует в виде «абсолютной идеи», которая постепенно обогащается в своем содержании. Затем идея переходит в свою противоположность, обнаруживая себя в материальном мире. На третьей стадии еще одно перевоплощение идеи: ее инобытием становится общество. Этим стадиям посвящена «Энциклопедия философских наук». Именно здесь Гегель развивает свою диалектику. Главная идея диалектики — идея развития посредством единства и борьбы противоположностей, и, выдвигая эту концепцию, Гегель полностью снимает Аристотелев запрет на поиск противоречий в самом объективном мире. Гегель сформулировал три основных закона диалектики — закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, закон взаимопроникновения (единства и борьбы) противоположностей, закон отрицания.

Учение Шеллинга: Объективный идеализм Шеллинга касался разработки философии природы. Самым важным достижением философии природы Шеллинга было введение диалектики в рассмотрение природы и ее явлений. До Шеллинга имелись лишь зачатки диалектики в понимании природы; философы ограничивались общим понятием о естественном развитии, а сам ход развития природы понимался механистически. Шеллинг объявил необходимым условием исследования природы отыскание в природе реальных динамических противоположностей. Тем самым философия природы Шеллинга превращается в идеалистическую диалектику природы.

Суть философии природы Шеллинга в следующем: •

  • природа есть «абсолютное» — первопричина и первоначало всего, охватывающее все остальное;
  • природа есть целостный организм, обладающий одушевленностью (едины живая и неживая природа, материя, поле, электричество, свет);

29. Законы диалектики г.В.Ф. Гегеля

Диалектика — это учение о развитии всего сущего. Существует два общих метода изучения окружающего нас мира: метафизический (господствовавший до середины XIX века) и диалектический. Диалектический метод, в отличие от метафизического (где объекты и явления рассматриваются отдельно друг от друга, без учета их взаимных связей), позволяет более точно представлять окружающий мир, так как учитывает не только все виды и формы взаимодействий между предметами/явлениями, но и то, что сами взаимодействия непрерывно изменяются.

24 стр., 11544 слов

Основные проблемы философии Ф.Ницше

... -либерального духа христианства и буржуазного рационализма. Философия Ницше как философия жизни носит антропоморфный характер, возвращая человека в природу и в тоже самое время очеловечивая природу, наделяя её антропоморфными чертами, и прежде ...

Первый закон: перехода количественных отношений в качественные

(при изменении количественных отношений после определенной стадии происходит изменение качества из-за не разрушения меры)

Один человек, например, подчиняется одним законам, а вот толпа существует по несколько иным законам. Момент перехода из одного качественного состояния в другой называется скачок. Он может быть эволюционным или революционным. Кстати, смысл управления заключается в том, чтобы предвидеть, в каком направлении двигается управляемая система и предупреждать возможные изменения. Этот закон отвечает на вопрос «каким образом?» происходит движение и развитие.

Второй закон диалектики: Закон отрицания отрицания отражает, по Гегелю, общий результат и направленность процесса развития.

Всяческое отрицание означает уничтожение старого качества новым, переход из одного качественного состояния в другое. Однако, отрицание, по Гегелю, не просто уничтожение старого новым. Она обладает диалектической природой. Эта диалектическая природа проявляется в том, что отрицание представляет собой единство трех основных моментов: 1) преодоление старого; 2) преемственность в развитии; 3) утверждение нового.

Смысл этого закона можно легко понять на следующем примере. Маркс (создатель современной материалистической диалектики) , отрицал идеалистическую диалектику Гегеля. Но диалектика Маркса вряд ли бы появилась без диалектики Гегеля.

Третий закон: Единство и борьба противоположностей

(Каждый объект содержит в себе противоположности, которые взаимопроникают друг в друга и взаимоисключают друг друга. Борьба противоположностей означает, что противоречие непрерывно разрешается и столь же непрерывно воспроизводится, а это ведет к превращению старого предмета в новый. Этот закон объясняет тем самым объективный внутренний «источник» всякого движения (отвечает на вопрос «почему?»), позволяет понять движение как самодвижение.)

На бытовом уровне этот закон хорошо иллюстрируется на примере человека, вся жизнь которого состоит из борьбы противоположностей. В каждом человеке сочетаются хорошие и плохие качества. В одной ситуации человек будет вести себя как «человек», в другой нет; сегодня он один, завтра — другой; окружающая среда постоянно меняет человека, но и он постоянно ее меняет.

30. Антропологический материализм л. Фейербаха

В середине XIX века с острой критикой идеализма выступил немецкий философ Л.Фейербах. С точки зрения Фейербаха, идеализм есть не что иное, как рационализированная религия, а философия и религия по самому их существу, считал Фейербах, противоположны друг другу. В основе религии

лежит вера в догматы, тогда как в основе философии — знание, стремление раскрыть действительную природу вещей.

Материализм Фейербаха характеризуется как антропологический, так как в центре внимания Фейербаха — не отвлеченное понятие материи, а человек как психофизическое единство, единство души и тела. Исходя из такого понимания человека, Фейербах отвергает его идеалистическую трактовку, при которой человек рассматривается, прежде всего как духовное существо. Согласно Фейербаху, тело в его целостности как раз и составляет сущность человеческого ”Я”. Духовное начало в человеке не может быть отделено от телесного, дух и тело — две стороны той реальности, которая называется организмом. Человеческая природа, таким образом, толкуется Фейербахом преимущественно биологически, и отдельный индивид для него — не исторически- духовное образование, а звено в развитии человеческого рода.

Критикуя идеалистическую трактовку познания и будучи недоволен абстрактным мышлением, Фейербах апеллирует к чувственному созерцанию. Полагая, что ощущение составляет единственный источник нашего познания. Только то, что дано нам через органы чувств — зрение, слух, осязание, обоняние, — обладает, по Фейербаху, подлинной реальностью. С помощью органов чувств мы познаем как физические объекты, так и психические состояния других людей. Фейербах не признавал никакой сверхчувственной реальности и отвергал возможность чисто отвлеченного познания с помощью разума, считая последнее изобретением идеалистической спекуляции.

Антропологический принцип Фейербаха в теории познания выражается в том, что он по-новому интерпретирует само понятие ”объект”. По Фейербаху, понятие объекта первоначально формируется в опыте человеческого общения, и поэтому первый объект для всякого человека — это другой человек, ”Ты”. Именно любовь к другому человеку есть путь к признанию его объективного существования, а тем самым к признанию существования вообще внешних вещей. Природа же сама по себе не существует, её создаёт индивидуальное или надындивидуальное сознание.

31. Западноевропейская философия середины и конца XIX в. Возникновение и сущность марксистской философии

Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными: Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом во второй половине XIX в. и является со­ставной частью более широкого учения — марксизма, который наряду с философией включает в себя экономику (политэкономию) и со­циально-политическую проблематику (научный коммунизм).

Философия марксизма дала ответы на многие жгучие вопросы своего времени. Она получила широкое распространение в мире и завоевала большую популярность в конце XIX — первой половине ХХ вв. В ряде стран (СССР, социалистические страны Восточной Европы, Азии и Африки) марксистская философия была возве­дена в ранг официальной государственной идеологии и была превращена в догму.

Возникновению марксизма и марксистской философии спо­собствовали:

• предшествующая материалистическая философия

• бурный рост открытий в науке

• крушение идеалов Великой французской революции, их невозможность воплощения в реальной жизни;

• нарастание социально-классовых противоречий и конфлик­тов

• кризис традиционных буржуазных ценностей

Марксистская философия материалистична по своему характеру и состоит из двух больших разделов — диалектического материализма и исторического материализма.

В сущности, марксистская философия – это соединение элементов материализма и идеализма.

Основной философский раздел марксизма — материалистическое понимание истории. Сущность его сводится к распространению последовательного материализма на историю общества. Иными словами — как в природе материя первична, а сознание вторично, производно. Так и в обществе — общественное бытие первично, а сознание вторично. Общественное бытие определяет сознание.

К. Маркс и Ф. Энгельс вычленяли в общественном бытие основные условия материальной жизни общества: географическую среду, плотность народонаселения и общественное производство.

32. Западноевропейская философия середины и конца XIX в. Позитивизм. Прагматизм.

Позитивизм (от лат. Positivus – положительный) – философское направление, оформившееся в 30-х годах 19 столетия и существующая до наших дней. Термин “позитивизм” введен основателем этого направления, французским философом О. Контом. Позитивизм в процессе своей эволюции прошел три основные стадии:

  • первая — начальная связана с именами О. Конта, Г. Спенсера и др.;
  • вторая — эмпириокритицизм, или махизм, (Э. Мах.) – конец 19 нач. 20 века;
  • третья стадия – неопозитивизм, или логический позитивизм.

Претензии традиционной философии с его поиском “начал и причин” признается неосновательным. Изучению поддается только мир явлений. Философия как метафизика должна быть упразднена, либо она станет наукой в качестве обобщающих научных знаний. Позитивизм – философское направление, утверждающее, что источником подлинного, “положительного” знания могут быть лишь отдельные конкретные (эмпирические) науки и их синтетические объединения, а философия как особая наука не может претендовать на самостоятельное исследование реальности.

В качестве знания воспринимали только такие его формы, которые давали возможность использовать их в прямом практическом взаимодействии людей с реальной действительностью. Именно этим и было обусловлено стремление позитивистов придать научным знаниям вид «практически полезного».

Прагматизм (от греч. дело, действие) — философское учение, возникшее в 70-х годах XIX века в США и получившее наибольшее распространение в первой половине XX века, оказав сильнейшее влияние на духовную жизнь страны.

Прагматист не склонен рассуждать о постижимости или непостижимости внутреннего смысла бытия. Он предпочитает думать о том, что ведет к успеху в жизни, а отсюда следует, что задача человека заключается в том, чтобы наилучшим способом устроиться в жизни, в мире, а задача философии – помочь ему в этом. Главный критерий человеческой деятельности является успех, который является не только единственным критерием истины, но и само содержание истины.

Отсюда и оправдание религиозной веры, которая при таком подходе также является истинной, поскольку служит людям и приносит им удовлетворение. Верование сводится к привычке и определяется, как готовность действовать определенным образом. Поэтому изменение верований – это всего лишь изменение привычек: изменил привычку – изменил веру.

Основные идеи прагматизма высказал Ч. Пирс, затем эту доктрину разрабатывали У. Джемс и др. Функция мысли в прагматизме — не в познании как отражении объективной реальности, а в преодолении сомнения, являющегося помехой для действия, в выборе средств, необходимых для достижения цели или для решения «проблематической ситуации».

33. Западноевропейская философия середины и конца XIX в

Иррационализм: С. Кьеркегор, А. Шопенгауэр, «философия жизни» (Ф. Ницше, А. Бергсон и др.).

Иррационализм:

До середины 19 в. все философские течения утверждали, что у человечества должны быть и есть своя цель. Этой целью мог быть бог, развитие природы, могла быть цель еще не обнаруженная, целью могло быть внутренне спокойствие личности. И только у Шопенгауэра появляется новый философский мотив, что у жизни цели нет вообще, что она бездушное движение, лишенное цели. Это приводит к тому, что человека постоянно мучает чувство неудовлетворенности. Поэтому жизнь – сумма мелких забот, а само счастье человека – недостижимо. Человек сгибается под тяжестью жизненных нужд, он постоянно живет под угрозой смерти и страшится ее. Философия и религия, по Шопенгауэру, создают иллюзию жизненной цели. Принося временное облегчение людям, поверившим в эти миражи.

Тезису рационалистов о разумности мира иррационалисты противопоставили противоположный: мир неразумен, человеком управляет не разум, а слепая воля, инстинкт, страх и отчаяние.

Иррационализм — (неразумный, бессознательный) предполагает признание ведущей роли инстинкта, интуиции, слепой веры, которые играют решающую роль в познании, в мировоззрении в противовес разуму и рассудку.

Шопенгауэр исходит из мысли о том, что идеализм и материализм неправомерны, уязвимы, ошибочны, так как мир объясняется на основе других вещей: представление и вторая составляющая мира — воля, некая иррациональная сила. Воля — порыв к жизни.

Фридрих Ницше: Его основные идеи проникнуты духом нигилизма и жесткой отрезвляющей критики современного положения в науке и мировоззрении. Его философия — это философия жизни, к созданию которой подтолкнула теория Дарвина о борьбе за существование и метафизика Шопенгауэра. Хотя эти теории и оказали влияние на идеи Ницше, он подверг их серьезной критике в своих работах. Тем не менее, идея борьбы сильнейших и слабейших за существование в этом мире привела к тому, что он проникся стремлением создать некий идеал человека — так называемого «сверхчеловека».

Философия жизни Ницше включает в себя:

  1. Философия жизни

С точки зрения философа, жизнь дается познающему субъекту в виде единственной реальности, которая существует для определенного человека. Основная идея: отрицание отождествления разума и жизни. Всем известное утверждение «мыслю, следовательно, существую» подвергается жесткой критике. Жизнь понимается в первую очередь как постоянная борьба противостоящих сил.

  1. Воля к власти

По сути, к описанию этого явления сводится вся зрелая философия Ницше. Воля к власти представляет собой не банальное стремление к господству, к командованию. Это сущность жизни. Ницше утверждал волю как основу мира. Поскольку все мироздание представляет собой хаос, череду случайностей и беспорядок, именно она (а не разум) является причиной всего. В связи с идеями о воле к власти, в трудах Ницше появляется «сверхчеловек».

  1. Сверхчеловек

Он предстает как некий идеал, отправная точка, вокруг которой центрируется философия Ницше. Поскольку все нормы, идеалы и правила — это не более чем выдумка, созданная христианством (насаждающим рабскую мораль и идеализацию слабости и страдания), сверхчеловек сокрушает их на своем пути. С этой точки зрения, отвергается идея бога как порождения трусливых и слабых. Вообще, философия Ницше рассматривает идею христианства как насаждение рабского мировоззрения с целью сделать сильных слабыми, а слабых возвести в идеал. Сверхчеловек, олицетворяющий волю к власти, призван уничтожить всю эту ложь и болезненность мира. Христианские идеи рассматриваются как враждебные жизни, как отрицающие ее.

  1. Идея «вечного возвращения»

Нравственный смысл вечного возращения заключается в непрекращающейся ответственности человека за содеянное, вечное возращение – это символ вечности, неотделимый от символа свободы – сверхчеловека.

Ницше выбирает объектом критики разум, науку, нравственность, христианскую религию. Он выступает как воинствующий антидемократ, с его точки зрения элита это сильные и воинствующие люди. Большая часть населения – это низшие, неполноценные, которых можно доделать при помощи войны.

Ницше говорит, что разум возомнил себя господином мира, природы, смысл имеет только жажда жизни, которая должна сочетаться с волей власти. Ницше отрицательно относиться к христианской религии, т.к. она проповедовала равенство всех перед богом, сострадание, терпимость, следование заповедям И.Х., что сделало Европу слабой не противостоящую Азии и Африке. Идеал у Ницше – деспот художник.

Ницше враждебно относится к женщинам. “Женщины – это кошки и птицы, в лучшем случае коровы. Мужчина должен воспитываться как воин, а женщина для его вдохновения, причем мужчина должен идти к женщине с плеткой”.

Но у Ницше есть и интересные положения, которые касаются пересмотра обществом ценностей нравственности, он стоит за честность, здоровье и т.п., за стремление людей к искусству.

34. Основные направления в философии хх в.: экзистенциализм, фрейдизм и неофрейдизм, герменевтика

Экзистенциализм — или философия существования — самое влиятельное иррационалистическое направление в западной философии ХХ-го века. Впервые употребляется Кье́ркегором. Философия экзистенциализма возникла в Германии после Первой мировой войны – время смуты, общей неуверенности и тревоги. Вследствие этого центр философских исследований из теории познания и логики научного исследования перешел на проблемы человека и истории.

Теоретические истоки экзистенциализма весьма обширны и уходят вглубь XIX в. К ним относятся: религиозно — мистическое учение датского философа С. Кьеркегора иррационализм и нигилизм немецкого мыслителя Ф. Ницше. В самом экзистенциализме выделяются две ветви: религиозная, которую представляли К. Ясперс, Г. Марсель, и атеистическая.

Философия экзистенциализма в качестве своего основного понятия оперирует экзистенцией, или человеческим существованием. Главные свойства этого существования: страх, совесть, забота, отчаяние, неустроенность, одиночество и др. Человек осознает свою сущность не в обычной, будничной обстановке, а в особых ситуациях (война и другие бедствия).

Только тогда, прозревая, он ощущает свою ответственность за все то, что происходит в окружающем его мире.

Экзистенциализм поставил очень важные вопросы, которые всегда волнуют людей: «Для чего живет человек? В чем смысл его жизни? Каков выбор им своего жизненного пути? Согласно экзистенциализму, задача философии — заниматься не столько науками в их классическом рационалистическом выражении, сколько вопросами сугубо индивидуально-человеческого-бытия.

Фрейдизм — общее обозначение различных школ и течений, стремящихся применить психологическое учение Фрейда для объяснения явлений культуры, процессов творчества и общества в целом. Основатель Зигмунд Фрейд, австр. врач — невропатолог и психиатр. Психика рассматривается им как нечто самостоятельное, существующее параллельно материальным процессам, а управляемое особыми, вечными психическими силами, лежащими за пределами сознания (Бессознательное).

Все психические состояния, все действия человека, а затем и все исторические события и общественные явления Фрейд подвергает психоанализу, т. е. истолковывает как проявление бессознательных влечений. Извечные конфликты в глубинах психики индивидов становятся у Фрейда причиной и содержанием (скрытым от осознания) морали, искусства, науки, религии, государства, права, войн и т. п. Современные сторонники фрейдизма — неофрейдисты, представители школ «культурного психоанализа, сохраняют нетронутой основную логику рассуждений Фрейда. Но последователи Фрейда (представители неофрейдизма) считают, что ведущую роль в положении человека играют общественно-культурные воздействия. То есть они сосредотачивают свое внимание на социальных и культурных процессах. По их мнению, именно эти процессы оказывают существенное влияние на возникновение внутриличностных конфликтов индивида. Т.е. можно сказать, что представители фрейдизма ставили перед собой задачу прояснить индивидуальные поступки человека. Их последователи неофрейдисты уже на основе базовых идей этой философии стремились объяснить социальное устройство жизни людей.

Фрейдистская концепция оказала и продолжает оказывать большое влияние на различные области буржуазной культуры, и особенно заметное — на теорию и произведения искусства. Меньшее влияние фрейдизм имеет сейчас в неврологии и психиатрии.

Герменевтика — направление в философии, которое исследует теорию и практику истолкования, интерпретации, понимания. Свое название герменевтика получила от имени древнегреческого бога Гермеса, который был посредником между богами и людьми — истолковывал волю богов людям и доносил пожелания людей богам.

Главная идея герменевтики: «существовать — значит быть понятым».

Предметом исследования, как правило, является текст. К фундаментальным понятиям герменевтики относятся:

• «герменевтический треугольник» — взаимоотношения между автором текста, самим текстом и читателем;

• «герменевтический круг» — циклический характер процесса понимания.

Герменевтика возникла вместе с появлением герменевтических ситуаций — случаев, когда необходимо правильное истолкование и понимание текста.

Первыми герменевтами были средневековые теологи-схоласты (Фома Аквинский и другие), которые занимались «расшифровкой» смысла божественных идей, заложенных в тексте Библии.

К числу современных философов — герменевтов можно отнести Ф. Шлейермахера.

Согласно Шлейермахеру, при толковании текста возможны два метода-грамматический и психологический. С помощью первого выявляется «дух языка», с помощью второго — «дух автора».

35. Основные направления в философии хх в.: феноменология, неопозитивизм и постпозитивизм, аналитическая философия

Феноменология представляет собой одно из направлений в философии 20-го века, задачей которого является описание феномена (явления, события, опыта) на основе первичного опыта познающего сознания. Его основателем является Гуссерль.

Книга Гуссерля «Логические исследования» является отправной точкой возникновения этого направления. Ядром этого направления является понятие интенциональности — свойство человеческого сознания направленности на определённый предмет, то есть заинтересованность человека в рассмотрении философского аспекта конкретного объекта.

Гуссерль выдвинул лозунг «Назад к самим вещам!», который ориентирует человека на отстранение от функциональных и причинных связей между предметным миром и нашим сознанием. Гуссерль стремился не только к осознанию мира, но и конструированию, к созданию истинного мира, в центре которого находится сам человек.

Неопозитивизм, логический позитивизм является школой философии, которая включает в себя эмпиризм, идею о том, что для познания мира необходимы наблюдаемые доказательства, опирающиеся на рационализм. Логический позитивизм утверждает, что мир познаваем, надо только избавиться от ненаблюдаемого.

Идейным ядром логического позитивизма (неопозитивизма) стала группа философов и учёных, сформированная и организованная профессором Морицом Шликом. Неопозитивизм имеет своим предшественником Дэвида Юма, который отвергал такие вопросы, как существование Бога и бессмертие души, так как идеи, на которых они основываются, не могут быть прослежены к простым чувственным впечатлениям. Таким же образом члены Венского кружка отвергали как бессмысленные любые утверждения, которые не проверяемы эмпирически.

В этом и есть основная цель логических позитивистов — подвергнуть все знание критическому анализу с точки зрения верификации.

Верификация – это проверка истинности высказываний эмпирическим путем. Поэтому проблема верификации является главной для разделения знания научного и ненаучного, а именно: научное знание поддается верификации, это знание очищено от идеологии, психологии; а ненаучное знание не поддается верификации (философия в метафизическом смысле).

Постпозитивизм – множество концепций, пришедших на смену логическому позитивизму (неопозитивизму).

Сторонники различных постпозитивистских направлений во многом не согласны друг с другом, критикуют устаревшие представления неопозитивизма, при этом сохраняя по отношению к нему преемственность.

Одним из самых ярких представителей постпозитивизма является современный английский философ Карл Поппер.

В противоположность логическому позитивизму, принимавшему в качестве критерия научности принцип верификации, К. Поппер выдвигает принцип фальсифицируемости. Подчеркивая, что современное научное знание носит крайне абстрактный характер, что многие его положения не могут быть возведены к чувственному опыту. Он утверждает, что главным для определения научности является не подтверждение, а возможность опровержения положений науки: если возможно найти условия, при которых первичные предложения теории ложны, то теория опровержима.

Аналитическая философия — расплывчатый и многозначный термин, служащий чаще всего для обозначения определенного стиля философствования. Словосочетание А. ф. создает впечатление, будто это некое философское направление, некая философская школа, существующая наряду с материализмом, позитивизмом, феноменологией и т.п. Однако это впечатление обманчиво, ибо философы-аналитики могут принадлежать к самым разным философским течениям, направлениям, школам: быть материалистами, идеалистами, позитивистами, рационалистами или эмпириками. Философы-аналитики могут рассматривать самые разные философские проблемы — от вопросов онтологии и теории познания до вопросов эстетики и политики. Поэтому А. ф. характеризуется не позициями или точками зрения, не кругом рассматриваемых проблем, а, скорее, особым подходом к обсуждению и решению этих проблем специфическим стилем философствования.

Важной чертой аналитического подхода является стремление к доказательности и обоснованности высказываемых утверждений.Вторая особенность аналитического стиля мышления состоит в пристальном внимании к используемому языку. Этот «лингвистический поворот» ясно обозначился у Г. Фреге, Б. Рассела. Символической датой рождения А. ф. можно считать 1879, когда была опубликована работа Фреге «Begriffsschrift», в которой он предложил новый символический язык для более точного выражения мысли. В А. ф. язык считается не только важнейшим средством исследования и выражения его результатов, но и предметом философского анализа.