Практикум по разделу I СОЦИОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Введение в проблематику
Спорт как социальный феномен и социологию как самостоятельную отрасль научного знания роднит то, что появились они в один и тот же исторический период, под воздействием одних и тех же социальных изменений. В середине XIX века, когда Мирослав Тырша разрабатывал сокольскую гимнастическую систему, а в Соединенных Штатах состоялся первый профессиональный бейсбольный матч, французский философ-позитивист Огюст Конт закладывал основы новой науки, названной им социологией. Этому предшествовали поразительные трансформации в XVIII — начале XIX столетия, радикально изменившие европейское общество.
Возникшая в первой половине ХХ веке социология спорта долгое время рассматривалась как прикладная наука, результаты исследований которой применяются исключительно для решения конкретных проблем. Тем не менее ситуация стремительно меняется. В первую очередь это вызвано всевозрастающим статусом спорта в современном обществе. Спорт стал частью глобальной экономической системы, актором большой политики, воплощением научно-технических достижений, социальным явлением, привлекающим внимание миллионов людей во всем мире. Олимпийские игры, как символическое воплощение спорта, являются одним из наиболее масштабных и социально значимых событий на планете. Следовательно, всесторонний анализ феномена спорта, его взаимосвязь с другими областями человеческой жизнедеятельности необходимы для более глубокого познания человеком не только спорта как социального явления, но и общества в целом. Этим обусловлен интерес к спорту представителей социально-гуманитарного знания, что оказывает положительное влияние на развитие теоретических основ социологии спорта.
Социологические исследования спорта выполняют и важную образовательную функцию. Учебная дисциплина «социология спорта» занимает особое место в образовательном пространстве физкультурного вуза. Она не только снабжает студента необходимой информацией, но формирует умение размышлять, критически оценивать и научно анализироватьсоциальные проблемы спорта и олимпийского движения. Сочетая широкий теоретический охват с максимальной приближенностью к конкретным прикладным исследованиям, ее следует считать одной из наиболее гуманистически ориентированных обществоведческих дисциплин в системе физкультурного образования. На сегодняшний день социология спорта читается на социологических факультетах многих российских гуманитарных вузов, что свидетельствует о возрастании интереса к ней со стороны социологического сообщества.
Связь психологии и социологии с другими науками
... индивида (представителя человека) и дает социологии знания о психике человека; а социология изучает социум (группу индивидов) и ... Письменный опрос может проводиться с большим количеством людей. Наиболее распространенная его форма – анкета. Ее недостатком ... ученического коллектива 9. Психология учителя Закономерности преподавания наук и формирования педагогических особенностей 10. Психология познания ...
Контрольные вопросы
1. В чем суть социологического подхода к осмыслению феномена спорта?
2. Дайте характеристику объектной и предметной области социологии ФКС. Чем отличается предмет данной науки от ее объекта?
3. Каков научный статус социологии ФКС?
4. Каковы причины выделения социологии ФКС как самостоятельной научной дисциплины в рамках социологии?
5. Каково место социологии ФКС в ряду наук о физической культуре и спорте? В чем состоят сходства и различия их научных подходов к изучению спорта?
6. Какое место занимает социология ФКС в системе социологического знания?
7. В чем состоит теоретическое значение социологического познания спорта?
8. Какова практическая значимость социологии спорта? Как применяются результаты социологических исследований сферы физической культуры и спорта?
9. Охарактеризуйте основные тенденции развития социологии ФКС в нашей стране и за рубежом.
10. Раскройте основные подходы к определению понятий «спорт» и «физическая культура».
11. Какие изменения произошли в понимании физической культуры в новых социально-экономических условиях современной России?
Тексты для анализа
Социология как наука
Мир надорганики. Физические науки изучают неорганические явления; биология исследует органический мир, общественные науки рассматривают надорганические явления. Как наличие жизни характеризует живые структуры и процессы, так и наличие сознания или мышления в своей развитой форме отличает надорганические явления от органических. Так же, как лишь небольшая часть физического мира (растения и животные) обнаруживает феномен жизни, так и небольшая часть живого мира проявляет сознание в развитой форме — в науке, философии, религии и этике, искусстве, технических изобретениях и социальных институтах. Надорганические явления в таком развитом виде обнаруживаются только в человеке и в цивилизации. Другие виды живого мира проявляют лишь рудиментарные формы надорганики. Социология и смежные общественные науки имеют дело с человеком и созданным им миром.
Социальные и гуманитарные науки не занимаются анализом химического состава человеческих тел или церковных зданий, самолетов или любой другой части созданного человеком мира, ибо это — задача органической и неорганической химии. Точно так же они не изучают физические свойства человеческого мира, это — забота физики. Анатомия и физиология человека принадлежат к области биологии. Обществоведы, конечно, должны знать выводы физических и биологических наук, касающиеся человека, но эти выводы не являются существенной частью социологии и других общественных наук. Они представляют собой «досоциологию» или «досоциальную науку». Задачи социологии и общественных наук в целом начинаются там, где заканчивается изучение человека физикой и биологией.
Позже мы увидим, что физико-химические и биологические свойства человека действительно относятся к области социальных наук, но только постольку, поскольку они непосредственно связаны с надорганикой либо в качестве ее инструментов и средств выражения, либо в качестве факторов, которые обусловливают надорганику или обусловливаются ею.
Концепция социологии. Социальные факты.
... законы. Наличие закона в социальном мире свидетельствует о научности социологии, которая этот закон раскрывает, о ее родстве с другими науками. Стремление найти объективные закономерности социальных явлений обусловило высокую оценку ...
Описание надорганики. Надорганика тождественна сознанию во всех своих явно выраженных проявлениях. Феномен надорганики включает язык, науку и философию, религию, искусство (живопись, скульптуру, архитектуру, музыку, литературу и драму), право и этику, нравы и манеры, технические изобретения и процессы, начиная от простейших орудий труда и кончая самыми сложными машинами, дорожное строительство, зодчество, возделывание полей и садов, приручение и дрессировку животных и т. д., а также социальные институты. Это все надорганические явления, поскольку они являются проявлениями различных форм сознания; они не возникают в результате голых рефлексов или инстинктов. (…)
Социология в системе общественных наук. Надорганика, или социокультурное пространство, изучается всеми социальными и гуманитарными дисциплинами. Поэтому логически встает вопрос о том, каково отличие социологии от экономики, политики, истории, психологии и других социальных наук. Хотя в более глубоком смысле все научные дисциплины составляют одну неделимую науку, предпринимаемое в практических целях разделение труда требует специализации в каждой дисциплине. (…) Разница между социологией и другими социальными науками также относительна; тем не менее они столь же различимы, как физика, химия и биология.
В большой группе социальных и гуманитарных дисциплин, которые имеют дело с надорганическим миром, социология выполняет свою собственную определенную задачу и осуществляет свои функции способами, явственно отличными от других наук. Во-первых, в отличие от истории и других индивидуализирующих наук социология является генерализирующей наукой.
В то время как история концентрирует свое внимание на изучении социокультурных феноменов, которые являются уникальными и неповторимыми во времени и в пространстве (Соединенные Штаты как определенная нация, христианство как уникальная религия, Авраам Линкольн как определенный человек, Тридцатилетняя война как отличающаяся от других войн), социология изучает свойства надорганики, которые повторяются во времени и в пространстве, то есть являются общими для всех социокультурных феноменов (общая социология) или для всех видов данного класса социокультурных явлений — для всех войн, всех наций, всех революций, всех религий и т. д. (специальные социологии).
Благодаря этому генерализирующему качеству социология коренным образом отличается от истории и других индивидуализирующих гуманитарных дисциплин. (…)
Отличие социологи от других общественных наук. Не в меньшей степени задача социологии отличается от задач таких генерализирующих социальных наук, как экономика, политология и право. Экономика также является генерализирующей наукой, поскольку она пытается обнаружить и сформулировать свойства, отношения и закономерности, которые повторяются во времени и в пространстве и являются общими для всех экономических явлений определенного класса. То же самое можно сказать, с соответствующими поправками, о любой другой генерализирующей социальной науке.
Социология отличается от таких дисциплин в нескольких отношениях. Прежде всего, каждая из этих наук имеет дело лишь с одной сферой социокультурного пространства: экономика с экономическими отношениями, политика с политическими отношениями. Социология имеет дело по своим специальным направлениям со всеми сферами этого пространства. Например, экономика изучает хозяйственные структуры как инвариант общества; политология анализирует государство как особый тип общества; религиоведение исследует церковь как тип общества. Или другой пример: экономика имеет дело с производственными циклами и флуктуациями, политология изучает циклы и флуктуации в политической жизни. Социология же рассматривает циклы и флуктуации как родовой признак социальных явлений, возникающий практически во всех социальных процессах, будь то экономические, политические, творческие, религиозные, философские, в их взаимосвязях друг с другом.
Объект и предмет социологии. Эволюция общества и теории социальных изменений
... развития и функционирования этих структур. Взаимодействия субъектов и общества. При сопоставлении социологии с другими науками, можно выявить следующую специфику: 1) Социология - социальная философия Сходство в объекте заключается в том, ...
Сорокин, П. А. Человек. Цивилизация. Общество / П.А. Сорокин. — М., 1992.
Вопросы
1. Что такое мир надорганики? Что он в себя включает?
2. Каково место социологии в системе общественных наук?
3. Почему автор называет социологию генерализующей наукой?
Особенности социологического подхода к анализу
Проблем спорта
В ряду наук о человеке ведущее место отводится социологии — науке о социальном мире, социальных взаимоотношениях и взаимодействиях личности. (…) Социология помогает специалистам спорта разобраться в сложных социальных институтах, которые уже созданы и создаются людьми для обеспечения жизнедеятельности, дает представление о спортивных интересах людей, их мотивациях и ценностных ориентациях в спортивной деятельности, без которых трудно понять и объяснить отношение людей к спорту. (…)
Диалектическая структура двойственной организации спорта может служить примером теории амбивалентности (разнонаправленности целей), которая типична для этого института. Честность в спортивных соревнованиях столь же типична, как и нечестность. Обман в спорте не редкость, притворство временами в такой же степени может явиться ключом к победе, как и мастерство. Таким образом, в спортивной деятельности проявляется единство личности как биологического, социального и культурного индивида как основа для интеграции всех аспектов знания о спорте. Поэтому раскрытие методологических и теоретических проблем спорта как социального института в жизнедеятельности личности и общества — важное условие формирования предмета социологии спорта. (…)
Предположить, что социология спорта изучает жизнь занимающихся спортом, что они являются объектами изучения социологии спорта, было бы неточно и несправедливо по отношению к другим наукам, так как и физиология, и психология, и тем более педагогика могут с полным правом заявить, что эти науки могут обеспечить достаточными знаниями о спорте и спортивном движении с учетом экономических, социальных и политических факторов воздействия на занимающихся.
Думается, объект социологии спорта — это спортивное движение и его участники и, можно сказать, спортивное сообщество, которое является полноправной частью гражданского общества. Каждая единица спортивного сообщества — это личность, гражданин, который занимает в структуре общества определенное место по половозрастному, классовому, территориально-поселенческому, образовательному признакам, это член общества, который включен в общественные, социальные и духовные процессы в обществе. Для социологов лица, систематически занимающиеся спортом, физической культурой, — это социальная группа с присущими только ей культурными чертами, специфическими интересами, ценностями и нормами поведения. (…)
Психологические основы физической культуры
... наиболее рациональное направление совершенствования в области физической культуры и спорта. Физическая культура и спорт - фундамент трудового и нравственного воспитания человека, они формируют целеустремленность, комплекс волевых компонентов, ... этапах деятельности последних. Этот факт приобретает всё большую социальную значимость. Отсюда возникает потребность в создании четкой схемы психологического ...
Социология спорта в настоящее время такова, что, несмотря на достаточное количество эмпирических исследований, теория все еще находится на начальной ступени развития. Можно сказать с уверенностью, что социологи пользуются социологическими понятиями, соответствующими изученному предмету, но редко пытаются проанализировать спорт как систему. Попытки социологов понять homo ludens очень немногочисленны; их теории и концепции в основном описывают либо homo faber, либо homo politicus. (…)
Социология принадлежит к тем научным дисциплинам, которые сталкиваются с наиболее серьезными эпистемологическими проблемами и поэтому постоянно составляют предмет дискуссий среди наук философского направления. (…) Сам спорт как общественный институт включает в себя самые разнообразные с точки зрения организации виды деятельности… Однако редко кто пытался предпринимать настоящий социологический анализ, который бы способствовал лучшему теоретическому осмыслению спорта как общественного института. Все попытки ограничивались выделением таких традиционно социологических понятий, как социальный класс и ориентированы в основном на решение воспитательных, практических задач организации спорта… Ни тема отклонений, ни тема специфических социальных проблем не привлекала особого внимания исследователей. Предмет исследования скорее составлял индивидуальный уровень взаимодействий, чем социальная система в целом.
В условиях коммерциализации спорта особенно важно исследовать проблемы, касающиеся формирования нравственного поведения спортсменов. Логика развития спорта требует изучения таких социологических проблем, как «спорт для всех», «спорт и молодежь», «спорт и личность», «спорт и прогресс», «спорт и гуманизм». В разрешении этих проблем социология спорта должна сыграть важную роль, доказав необходимость и значимость этой гуманитарной науки для развития гражданского общества и совершенствования личности.
Таким образом, социологический подход к социальным проблемам спорта в обществе предполагает следующие параметры:
1. Лица, занимающиеся спортом, — это большая социальная общность (пусть и не всегда формализованная), которая определяется демографическими (возрастными) параметрами и социальными особенностями.
2. Лица, занимающиеся спортом, — это активные субъекты общественной жизни. Они являются фактором активизации деятельности социальных институтов, причастных к организации спортивной деятельности.
3. Социализация занимающихся спортом различается в зависимости от их социальной принадлежности. (…)
…Социология спорта рассматривает своеобразную и ограниченную область социальной жизни — спортивное движение. Спортивное сообщество отличается от других социальных общностей и образований своей спецификой, связанной с возрастными, психологическими, физическими особенностями, социальным положением занимающихся спортом, интенсивностью занятий. (…) Социологический подход к исследованию проблем спорта должен включать все ключевые параметры, которые используются для рассмотрения социальных явлений и институтов с точки зрения социологии.
В зарубежной социологии социальные конфликты классифицируются ...
... законов взаимодействия его различных структур. Главное отличие социологии от др. социальных наук в том, что социология изучает общество в целом, как целостную неделимую ... относительно конкретных явлений социальной жизни 3. Эмпирическая социология развивалась в разных направлениях: - бихевиористское направление - отвергало большие социальные общности как предмет социологии и рассматривало в ...
Исаев, А.А. Спортивная политика России / А.А. Исаев. – М., 2002.
Вопросы
1. Какова объектная область социологии спорта?
2. Укажите ключевые проблемы, стоящие перед социологией спорта.
3. Какова перспективная проблематика социологических исследований спорта?
Проблемы взаимоотношения социологии
физической культуры и спорта с другими «спортивными науками»
(…) Тенденции дифференциации и интеграции в сфере научного познания физической культуры и спорта ставят перед социологией физической культуры и спорта* в рамках ее взаимоотношения с другими науками, изучающими эти объекты, две основные проблемы: 1) собственной идентификации, т.е. ориентации именно на социологический подход, на социологические методы в анализе физической культуры и спорта, и тем самым демаркации, отграничения от других наук; 2) взаимодействия, координации, объединения усилий с представителями других наук в исследований физической культуры и спорта.
Обе эти проблемы затрагивают взаимоотношение социологии физической культуры и спорта со всеми науками (научными дисциплинами), изучающими эти объекты. Однако в первую очередь они касаются, естественно, общественных наук (научных дисциплин), к числу которых помимо истории физической культуры и спорта относятся такие (сложившиеся и только становящиеся) науки и научные дисциплины, как: философия физической культуры и спорта; эстетика и этика спорта; культурология физической культуры и спорта; педагогика спорта; психология спорта; интегративная педагогическая антропология; политология спорта; экономика физической культуры и спорта.
Для иллюстрации характера и сложности этих проблем затронем одну из них — взаимоотношение социологического и психологического (в том числе социально-психологического) исследований спорта. Решение дайной проблемы непосредственно связано с общим подходом к взаимоотношению социологического и психологического аспектов научного исследования. Как отмечается в коллективном труде «Морфология культуры», в течение длительного времени эти два аспекта не смешивались друг с другом. Психологи основное внимание уделяли процессам, происходящим «внутри» субъекта, а социологи — событиям, происходящим вне его. Различными были их предметы анализа, а также принципы объяснения направленности и способов реализации человеческой активности. Психологи, используя такие понятия, как «характер», «темперамент», «базовые личностные черты» и т.п., фиксировали устойчивые составляющие структуры личности, формы проявления индивидуальной активности и выводили их из действия таких фундаментальных антропологических свойств, как побуждения, потребности, способности и пр. Социологи, напротив, акцентируя внимание на изучении социальной организации, описывали такие формы взаимодействия между ее членами, которые отображаются в категориях «общество», «социальный институт» и т.п. При объяснении поведения людей они обращались к таким внутренним регуляторам межличностных отношений, как правила и нормы. Соответственно развивались психологическая и социологическая ориентации, научного исследования. В психологии основная задача заключалась в разработке такой исследовательской техники, с помощью которой можно было бы эффективно эксплицировать, прояснить, выразить внутриличностный опыт, вызвать характерные психические реакции или измерить силу побуждений, обусловливающих деятельность и поведение индивида. В социологии усовершенствование техники исследования определялось необходимостью точно категоризировать функции и операции организаций; типологизировать устойчивые схемы отношений внутри них; объяснить правила, регулирующие стереотипы поведения их членов.
Психология физической культуры и спорта 3
... в программе проведено разделение проблем психологии спорта, школьной и оздоровительной физической культурой. Направленность психологии физического воспитания и спорта определяется образовательно-воспитательным процессом и ... основ подготовки специалистов в области разных форм физической культуры. Связь психологии физического воспитания и спорта с биологией, физиологией, медициной и другими науками. ...
Обобщая различия между психологическим и социологическим взглядом на поведение людей, авторы указанной работы вслед за Д. Миллером выделяют следующий набор дихотомий, характеризующих эти различия:
— в психологии основной интерес проявляется к личностным диспозициям, а в социологии — к жизненным условиям как факторам, детерминирующим поведение людей;
— в психологии доминирует трактовка человека как субъекта, агента порождения и изменения социальных отношений; в социологии человек рассматривается чаще как объект, поведение которого формируется под влиянием внешних социальных воздействий;
— в психологии главное внимание уделяется конкретной индивидуальной специфичности личности; в социологии человек представлен в абстрактных типичных социально значимых характеристиках (социально-демографических, социально-функциональных, профессиональных и т.п.).
(…)
Сегодня стало очевидным, что оба указанных направления не противоречат друг другу, но с различных сторон освещают один и тот же объект изучения — человеческую активность. Осознание этого факта побуждает к тесному сотрудничеству психологов и социологов, в том числе в исследовании проблем физической культуры и спорта. Такое сотрудничество является одним из проявлений общей тенденции к интеграции научного знания, к использованию комплексного научного метода исследования, который предусматривает объединение и координацию усилий представителей различных научных дисциплин, укрепление связей между ними. (…)
Столяров, В.И. Социология физической культуры и спорта (введение в проблематику и новая концепция): научно-методическое пособие для институтов физич. культуры / В.И. Столяров. — М., 2002.
Вопросы
1. Какие основные проблемы социологии физической культуры и спорта выделяет автор в рамках ее взаимоотношения с другими науками?
2. Что общего и что различного в психологическом и социологическом подходах к исследованию спорта?
Физкультурного образования
В ряду наук о человеке и обществе ведущее место отводится социологии — науке о социальном мире, социальных взаимоотношениях и взаимодействиях личности. Какие бы сложные и высокие задачи ни стояли перед человеком и группой, все они в различной степени упираются в характер человеческих отношений, в умение и способность людей жить вместе, разделять какие-либо общие ценности, нормы поведения, находить компромиссы при решении сложных конфликтных ситуаций, которыми наполнен социальный мир. (…)
Поэтому каждому работающему в области физической культуры и спорта (ФКС) крайне необходимо не только хорошо знать способы, методы и формы спортивной тренировки, другие особенности профессиональной деятельности, но и разбираться в жизненных интересах и социальных отношениях людей, на основе которых и создаются группы, общности, общество и мировое сообщество. (…)
Игра в работе педагога-психолога: "Мы едем, едем, едем"
... станцию; если необходимо, то помощник ведущего на каждую станцию. ХОД ИГРЫ Настроить участников на игру используя упражнение Например, “Добрый день!”. Написать имена на бейджиках. Разбить участников ... на команды, используя жеребьевку по номерам. Проведение самой игры. Станция Задания ...
Наряду с прочими знаниями в области физической культуры и спорта формируется и наука социология. Она развивается как самостоятельное научное знание, основанное на конкретных социологических исследованиях и обобщениях научных достижений в иных областях, исследующих физическую культуру и спорт как объект научного познания: теории, психологии, педагогики.
Тем не менее четко определяется предмет социологии ФКС: социальные отношения, механизмы взаимодействий в сфере физической культуры и спорта, их роль и место в образе жизни людей.
Таким образом, в настоящее время социология ФКС является научной и учебной дисциплиной, имеющей в своем арсенале объект, предмет и метод научного познания. Социологические исследования позволяют выявить влияние различных социальных факторов на развитие физической культуры и спорта, а также определить влияние данной сферы на общественную жизнь. Многочисленные конкретные социологические исследования дают возможность анализировать состояние потребностно-мотивационной сферы общества в области физической культуры и спорта, оценивать реальные отношения людей, их интересы, ценностные ориентации, уровень ценностного отношения к физической культуре и спорту.
Полученные данные позволяют находить правильные управленческие решения, прогнозировать различные ситуации и принимать действенные меры к совершенствованию развития физической культуры и спорта, их положительному влиянию на социальную жизнь людей. (…)
Социология ФКС призвана вооружить специалистов по физической культуре знаниями социальных аспектов их профессиональной деятельности, способствовать умению проводить конкретные социологические исследования с целью разрешения социальных противоречий, которые неизменно встают перед современными специалистами.
Задачи социологии ФКС можно свести к двум социально значимым проблемам: проблеме достижения массовости физкультурно-спортивного движения и разрешению социальных проблем спорта, спортивной деятельности.
Приоритетной задачей социологии ФКС является изучение факторов, позволяющих в полной мере достигнуть массовости физкультурно-спортивного движения. Эти факторы носят объективный и субъективный характер. В этой связи разделим их на две группы.
I группа — объективные факторы, определяющие массовость физкультурно-спортивных занятий. К ним относятся:
— уровень развития материальной базы физической культуры и спорта;
— подготовка профессиональных кадров, их численность и качество обучения.
II группа — субъективные факторы, влияющие на разрешение проблемы массовости физкультурно-спортивной деятельности. К ним относятся:
— формирование общественного мнения и индивидуального сознания в отношении освоения ценностей физической культуры и спорта;
— формирование устойчивых мотивов, ценностных ориентаций населения на физкультурно-спортивную деятельность;
— воспитание у населения потребности в физкультурно-спортивной деятельности, актуализация значимости здоровья, уровня физической подготовленности, физической культуры личности в общей иерархии ценностей человека и общества.
Не менее значима для социологии ФКС задача разрешения социальных проблем спорта.
1.Значение спорта в физическом воспитании студента
... бороться с производственным утомлением работающих средствами физической культуры и спорта. Таким образом, навыки спорта в процессе физического воспитания, преследуют задачи, которые состоят в ... учебных заведениях разрабатывать учебно-методический комплекс по дисциплине «физическая культура». 2. Задачи спорта в физическом воспитании студента Способ достижения гармонии человека один - систематическое ...
Что такое спорт и спортивная деятельность? Как соотносится спорт с другими социальными явлениями; спортивная деятельность в структуре образа жизни и свободного времени; выявление факторов, стимулирующих занятия спортом или, наоборот, препятствующих развитию спортивной деятельности; развитие спорта как самостоятельного социально-культурного феномена — вот лишь небольшой круг задач, которые изучаются с помощью конкретных социологических исследований.
Лубышева, Л.И. Социология физической культуры и спорта в системе физкультурного образования / Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. — 1998. — № 12.
Вопросы
1. Об актуальности теоретического или прикладного направления социологии ФКС говорит автор?
2. Какова роль социологических исследований в изучении физической культуры и спорта?
О научном статусе и актуальных проблемах социологии спорта
Часть препятствий на пути научной социологии спорта связана с тем, что социологи, исследующие спорт, оказываются как бы в двойной зависимости: и в социологическом мире, и в спортивном. (…) Таким образом, мы имеем, с одной стороны, людей, очень хорошо знакомых со спортом на практике, но не умеющих говорить о нем, а с другой — людей очень плохо знакомых со спортом практически, которые могут говорить о нем, но пренебрегают им заниматься или делают это кое-как.
Чтобы социология спорта могла существовать, прежде всего нужно заметить, что следует анализировать не отдельный вид спорта в отрыве от совокупности спортивных практик, но пространство всех видов спорта как систему, каждый элемент которой получает различное значение. Иначе говоря, чтобы понять какой бы то ни было вид спорта, нужно определить позицию, занимаемую им в пространстве всех видов спорта. (…)
Вслед за этим нужно установить связь пространства видов спорта с отображающимся в нем социальным пространством. (…) В самом деле, складывающееся сегодня особое отношение между борьбой и «народными» классами или айкидо и мелкой буржуазией чувствуется с самого начала. Такого рода вещи улавливаются очень быстро. Работа социолога заключается в том, чтобы выявить социально существенные свойства для установления родства между отдельным спортом и интересами, вкусами, предпочтениями определенной социальной категории. Так, например, в случае классической борьбы, как хорошо показал Жан-Поль Клеман, значение борьбы в захвате, усиленного обнаженным телом противников, выводится из телесного контакта, сурового и прямого, в то время как в айкидо этот контакт кратковременный и дистанцированный, а борьба на полу исключается. Мы так легко понимаем смысл противопоставления между классической борьбой и айкидо потому, что оппозиция между «низменным», «мужественным», «рукопашным», «прямым» и «воздушным», «легким», «дистанцированным», «грациозным» выходит за границы области спорта и этих двух видов борьбы. Короче говоря, элементы, детерминирующие систему предпочтений здесь являются отношением к телу, к вовлечению тела, ассоциирующегося с социальной позицией, с первоначальным опытом физического и социального мира. Это отношение к телу зависит от всего отношения к миру: наиболее дистанцирующие практики есть те, что обеспечивают наиболее удаленное отношение к противнику; наиболее эстетизированные — в той мере, в какой насилие в них более кратковременно, а форма и формы одерживают верх над силой и функцией. Социальная дистанция переводится очень хорошо в логику спорта. Так, гольф повсюду устанавливает дистанцию: на взгляд тех, кто им не занимается, с помощью специально отведенного пространства, гармонично обустроенного, на котором происходят спортивные занятия, а на взгляд противников — с помощью самой логики конфронтации, которая исключает какой-либо прямой контакт, но допускает его лишь через посредство мяча. (…)
Пространство видов спорта не есть мир, замкнутый в себе самом. Оно включено в мир практик и потребления, в свою очередь структурированный и конституированный в систему. Имеются все основания рассматривать виды спортивной практики как относительно автономное пространство, но не следует забывать, что оно является местом сил, приложимых не только к нему одному. Просто я хочу сказать, что нельзя изучать спортивное потребление, если можно так выразиться, независимо от продуктового потребления или досугового потребления в целом. Спортивные практики, регистрируемые статистическим анкетным опросом, могут быть описаны как результирующие отношения между спросом и предложением, точнее, между пространством предлагаемых в данный момент продуктов и пространством склонностей (ассоциирующихся с занимаемой позицией в социальном пространстве и способных отображаться в других потреблениях в связи с другим пространством предложения).
(…)
В нескольких словах коснусь последнего пункта. В самом начале я затронул следствия разделения труда между теоретиками и практиками внутри научного поля. Я думаю, что спорт, так же, как и танец, это область, в которой с особой остротой стоит проблема отношений между теорией и практикой. Некоторые преподаватели физического воспитания пробовали проанализировать, чем является, например, для тренера или для преподавателя музыки управление телом. Как заставить понять кого-то, точнее, его тело, как можно исправить какой-то жест? Телесная практика ставит перед преподаванием проблемы, содержащие, мне кажется, совокупность теоретических вопросов… Существуют совершенно особые способы понимания, часто забываемые теориями умственной деятельности, например, понимание с помощью тела. Есть масса вещей, понимаемых нами только посредством нашего тела, независимо от сознания, без единого обращенного к нему слова. Молчание спортсменов, о которых я говорил вначале, поддерживается отчасти тем, что, не будучи профессионалами объяснения, они не знают, как об этом сказать, и спортивные практики относятся к таким, где понимание «телесно». Очень часто тренер может только сказать: «Смотри и делай, как я». (…)
Бурдье, П. Начала: сборник: пер.с фр. / П. Бурдье. — М.: Socio-Logos, 1994.
Вопросы
1. Какие проблемы социологии спорта, связанные с ее научным статусом, отмечает автор?
2. Как автор иллюстрирует связь пространства видов спорта с социальным пространством?
3. В чем заключается противоречие между теоретическими исследованиями и спортивной практикой?
Спорт как социальное явление
(…) В настоящее время спорт стал культурным явлением огромного значения и степени сложности, которое оказывает как положительное, так и отрицательное воздействие на жизнь людей и общества в целом. Он проник почти во все сферы наших общественных институтов, включая образование, экономику, искусство, политику, закон, средства массовой информации и международную дипломатию. Его диапазон очень велик: почти все имеют какое-то отношение к спорту, если не прямое, то косвенное. Несмотря на столь значительное участие широкой общественности в спорте, до сих пор он не получил должного освещения в научных трудах и исследовательских работах как социальное явление. Более того, повсеместное присутствие спорта считалось учеными-социологами как нечто само собой разумеющееся, и поэтому почти не было не только объяснения, но и четкого описания этого важного социального явления.
И хотя спорт еще мало изучен, можно с уверенностью сказать, что этот термин очень расплывчат, что различные люди вкладывают разное значение в термин «спорт». Как шаг в этом направлении спорт должен быть рассмотрен с точки зрения четырех уровней анализа: спорт как игровое событие, как формализованная игра, как социальный институт и как форма социального вовлечения. (…)
1.1. Спорт как игровое событие.По всей вероятности, когда мы думаем о спорте, мы чаще всего имеем в виду определенные виды спорта. С аналитической же точки зрения, спорт является специализированным типом игры. Иными словами, элементарной единицей спорта является реальное игровое событие. (…)
1.1.1. Игра.«Игровое соперничество» (a «playful competition») — любой вид состязания, характеризуемый одним или несколькими атрибутами игры /play/ (игры в широком смысле этого слова — как игровой обстановки вообще — перев.).
(…) Голландский историк И. Хейзинга, вероятно, был одним из первых, кто постарался наиболее полно выразить все основные свойства игры. Р. Кайлуа [Caillois, 1961] подверг критическому анализу определение Й.Хёйзинги и заново определил игру как деятельность, характеризуемую следующими элементами: свободой, ограниченностью, неопределенностью, непроизводительностью, способностью вестись по определенным правилам и налетом надуманности или притворства. Ниже обсуждаются все эти качества, которыми И. Хёйзинга и Р. Кайлуа наделяют игру, в том числе отношение этих качеств к формализованным играм вообще и к спорту, в частности.
Свобода. Это качество означает, что игра является добровольной деятельностью, т.е. никого, строго говоря, не заставляют насильно принять участие в игре, игра проводится в свободное время и может быть начата и закончена по желанию игроков. Эта характеристика игры, безусловно, применима ко многим играм досуга, включая некоторые формы любительского спорта.
Ограниченность. Под ограниченностью И. Хёйзинга и Р. Кайлуа подразумевают то, что игра ограничена рамками времени и пространства. Эта особенность игры полностью относится и к спорту. Состязания по многим видам спорта, например, проводятся в строго ограниченной социальной среде (в пространственном смысле): стадион для корриды, футбольный стадион, площадка для игры в гольф, трасса гонок или плавательный бассейн. Более того, за некоторыми исключениями в большинстве видов спорта имеются правила, строго определяющие продолжительность данного состязания.
Неопределенность. Ход или результаты игры не могут быть заранее определены. Подобным же образом основной характеристикой любой игры досуга является то, что ее исход не может быть известен заранее. Возможно, этот фактор в большей степени, чем любой другой, влияет на возбуждение и напряженность, так характерные для многих состязаний. Поразительно то, что если соревнование происходит с явным преимуществом какой-либо стороны, то такое соревнование не заставляет слишком сильно волноваться участников и не вызывает особого интереса у зрителей. По этой причине в спорте стремятся создать хотя бы видимость равенства соперничающих сторон. С этой целью прилагаются усилия уравнять шансы сторон в количественном и качественном отношениях. Примером установления равенства в количественном плане может служить (…) установление весовых категорий для боксеров и борцов. Примером уравнивания возможностей соперников на основе навыков и опыта может служить гандикап, устанавливаемый для игроков в гольф или (…) разделение спортивных соревнований в одной спортивной организации по различным уровням в зависимости от подготовки спортсменов. (…)
Непроизводительность. Как правило, игра сама по себе не ведет к созданию новых материальных ценностей, хотя в некоторых формализованных играх или играх досуга, как, например, в покере, возможно перераспределение денег или другой собственности между игроками. Более того, в профессиональном спорте победа может доставить целое состояние некоторым лицам. Однако можно утверждать, что игры сами по себе непроизводительны. (…)
Правила. Все типы формализованных игр имеют установленные правила, будь то официальные или неофициальные. (…) Одной из наиболее характерных черт спорта является наличие четких критериев для определения победителя. И хотя некоторые спортивные игры кончаются с ничейным результатом, в большинстве состязаний продуманы правила для выхода из тупика и определения окончательного победителя. (…)
Надуманность. Для И. Хёйзинги и Р. Кайлуа термин «надуманность» означает, что игра стоит вне обычной или реальной жизни и характеризуется притворством. (…) Интересно отметить, что еще в начале века Т. Веблен писал: «Спорт обладает тем же качеством притворства, что и игры и «приключения», к которым предрасположены дети и особенно мальчики. Надуманность и притворство не вносятся в одинаковой степени во все виды спорта, но присутствуют в значительной степени во всех» [Veblen, 1934, р. 256]
И. Хёйзинга (1992) отметил, что «притворство» игры расценивается некоторыми как существование того факта, что игра находится на ранг ниже «серьезных дел». (…) С другой стороны, он не преминул отметить, что признание притворства игры ни в коей море не означает, что она не может проводиться с чрезвычайной серьезностью. В качестве примеров можно вспомнить о том, с какой серьезностью относятся начинающие к игре в гольф или как серьезно болельщики обсуждают игру своей команды или какое значение придают правительства стран к проведению в их странах Олимпийских игр или как болеют студенты США за свои университетские футбольные команды. (…) Эмпирически трудно охарактеризовать другое свойство игры, а именно ее отличие от обычной или реальной жизни.
Искусственные препятствия. Препятствия, с которыми люди встречаются в своей повседневной жизни, обычно заранее не предусмотрены и являются реальными в том смысле, что они требуют соответствующих ответных действий, обусловленных внутренними и социальными потребностями. Напротив, в играх препятствия, с которыми приходится бороться, создаются искусственно. И хотя иногда эти препятствия приобретают жизненно важное значение, становятся вопросом жизни или смерти как, например, у альпинистов при трудном восхождении, но эти трудности обычно не имеют существенного отношения к повседневной борьбе человека за существование. (…).
Потенциальные ресурсы. (…) Если во многих реальных ситуациях повседневной жизни под руками может не оказаться средств или возможностей для адекватного преодоления возникающих препятствий, в играх в силу их внутренней структуры всегда предусматриваются потенциальные ресурсы или пути преодоления искусственно созданных препятствий. (…)
1.1.2. Соперничество.Соперничество определяется как борьба за превосходство между двумя или несколькими противостоящими сторонами. Выражение «между двумя или более противостоящими сторонами» можно в широком плане интерпретировать как отношения соперничества между людьми, а также другими объектами природы, как одушевленными, так и неодушевленными. Таким образом, отношения соперничества включают:
1. Состязание между отдельными людьми; например, бой двух боксеров или бег на 100 метров. 2. Соревнование между отдельными командами; например, хоккейный матч или парусная регата. 3. Состязание между отдельными людьми или командами с живыми объектами природы; например, бой быков или охота на оленей. 4. Состязание между человеком или командой с неодушевленными предметами природы; например, преодоление участка с порогами на каноэ или скалолазание. 5. Борьба отдельного человека или команды с некоторыми стандартными условиями; например, спортсмен, пытающийся установить новый мировой рекорд в беге на 1500 м, или баскетбольная команда, которая пытается забросить в корзину противника рекордное количество мячей. Состязание с идеальным эталоном можно по-иному рассматривать как соревнование человека с пространством или временем или с самим собой. (…)
1.1.3. Слагаемые успеха: физическая подготовка, стратегия и случай.Дж. Роберте и Б. Саттон-Смит говорят о том, что различные игры досуга, известные в мировой практике, можно классифицировать по слагаемым успеха следующим образом: «1) игры, основанные на физической подготовке, в которых исход борьбы обусловлен моторной деятельностью игроков; 2) игры, основанные на стратегии, исход которых зависит от рационального выбора одного из многих возможных способов действия или решений; 3) игры, основанные на чистой случайности, исход которых полностью зависит от догадки или какого-то неконтролируемого артефакта, например, костяшки или колесо в рулетке» [Roberts, Sutton-Smith, 1962, p. 166].(…)
Хотя шанс или случайность могут присутствовать и в спорте, обычно значение случайности в спорте сводится к минимуму с тем, чтобы выявить победителя в соответствии с его истинными способностями, а не просто по счастливой случайности и игре случая. (…) Случайность в спорте используется как раз для того, чтобы уравнять шансы и обеспечить одинаковые условия. Например, перед началом футбольного матча судья бросает монету для того, чтобы определить, кто первым введет мяч в игру и какая команда на какой половине поля начнет игру; или, например, перед началом бега на различные дистанции или соревнований пловцов происходит жеребьевка по определению номера дорожек. Все это делается для того, чтобы как-то уравнять шансы участников.
1.1.4. Физические навыки.Хотя спорт и игры досуга имеют много общих свойств, основное различие между ними заключается в потребности в физической силе. Спорт можно отличить от формализованных игр по потребности в развитых физических способностях и навыках (которые приобретаются только в результате усиленной тренировки).
(…) Хотя понятие физической способности позволяет провести грань между спортом и играми в целом, остаются невыясненными некоторые вопросы, особенно на стыке двух понятий. Например, партию в бильярд между друзьями, бросание колец, которое устраивают между собой мужа и жена, или спор между сыном и отцом о том, кто больше наловит рыбы, можно отнести к развлеченческим играм, а не к спорту. Но когда игры, требующие физической сноровки для достижения победы, специально организуются и проводятся под эгидой каких-либо организаций в виде официальных соревнований, например, турниры по бильярду, кольцам или соревнования по рыбной ловле, то их уже на законном основании можно назвать спортом. (…)
1.2. Спорт как формализованная игра (institutionalized game).
(…) При рассмотрении спорта как формализованной игры мы понимаем его как характерную долговременную форму культуры и социальной структуры, представляющую собой единое сложное целое, элементами которого являются ценности, нормы, санкции, знания, социальное положение (например, роли и статусы).
(…)
Формализация игры означает, что она имеет традиционно установленные правила, часто использованные в прошлом, и определенные правила для реализация игр в будущем. В конкретной игровой ситуации форма определенного вида спорта не обязательно должна отражать все характеристики, представленные в формализованной структуре. Однако чем выше организация спортивного состязания в конкретной обстановке, тем больше оно будет проявлять черты формализованной структуры, характерные для данного вида спорта. Профессиональный бейсбольный матч, например, обладает большим количеством формализованных качеств, чем игра в бейсбол дворовых команд, однако, обе игры основаны на той же формализованной структуре и поэтому могут считаться формами спорта. (…) Хотя есть неспортивные формализованные игры, обладающие одинаковыми со спортом характеристиками (например, шашки и бридж), эти игры незначительны и в любом случае не входят в понятие спорта, потому что они не требуют демонстрации развитых физических навыков. (…)
1.3. Спорт как социальный институт.(…) Спорт в наиболее широком смысле можно трактовать как социальный институт. (…) При рассмотрении спорта как социального института можно воспользоваться термином «спортивная система». Спортивная система состоит из всех организаций в обществе, которые организуют, направляют и контролируют деятельность человека в спортивных ситуациях. Исходя из этого, такие организации, как фирмы по производству спортивного оборудования, спортивные клубы, спортивные команды, государственные руководящие органы в области любительского и профессионального спорта, издательства спортивных журналов и т.д., все они являются частью спортивной системы. (…)
1.4. Спорт как форма социального вовлечения.(…) Человеческая «деятельность состоит из структур и процессов, посредством которых человек формирует осмысленные намерения и более или менее успешно проводит их в жизнь в конкретной обстановке» [Parsons, 1966]. Спортивной обстановкой или спортивной ситуацией можно назвать любой социальный контекст, в рамках которого человек имеет отношение к спорту.
Лой, Дж. Спорт и социальная система: направления анализа, проблематика и литература / Дж. Лой, Б. Макферсон, Дж. Кеньон // Хрестоматия по социологии физической культуры и спорта. — М., 2005. — Ч.1.
Вопросы
1. Какие уровни социального анализа спорта выделяет автор?
2. Какими качествами наделен процесс игры? Насколько спорт сохраняет в себе эти качества?
3. На какие слагаемые успеха в спорте указывает автор?
4. Почему спорт является формализованной игрой? Всегда ли он обладает этим свойством?