Психология физической культуры и спорта 3

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский государственный педагогический университет»

Кафедра психологии

Учебно-методический комплекс курса

для специальности 050720 – «Физическая культура»

Пермь

ПГПУ

2008

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский государственный педагогический университет»

Кафедра психологии

Учебно-методический комплекс курса

для специальности 050720 – «Физическая культура»

Пермь

ПГПУ

2008

УДК 159.9 (075.8)

ББК Ю943 я 73

П 865

Рецензент:

доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии развития Пермского государственного университета Жданова С.Ю.

21 стр., 10021 слов

Анализ реализации и роли музейных проектов на примере Федерального ...

... частью национального достояния». В принятом в 1996 г. Федеральном законе «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» записано: «Музей - некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для ... её влиянием Лувр (открыт в 1793 году) стал первым большим публичным музеем. 1.2 Развитие музейного дела в России В России первые музеи появились в эпоху Петра I (1696-1725). ...

Автор-составитель:

канд. психол. наук, доцент кафедры психологии Л.Б. Вяткина

канд. психол. наук, доцент кафедры психологии Р.Н. Юдина

П 865Психология физической культуры и спорта :учеб.-метод. комплекс курса для специальности «Физическая культура» / Л.Б.Вяткина, Р.Н.Юдина; Перм.гос.пед. ун-т. – Пермь, 2008. – 40 с.

Учебно-методический комплекс по курсу «Психология физической культуры и спорта » составлен в соответствии с требованиям государственного образоваельного стандарта высшего профессионального образования и включает в себя пояснительную записку, учебно-тематический план курса, программу курса, планы практических и семинарских занятий занятий, темы рефератов и эссе, тесты для самоконтроля, вопросы к зачету, экзаменационные вопросы по курсу, глоссарий, учебно-методическое обеспечение курса, включающее список литературы, информационный электронный ресурс и методические указания студентам и преподавателям.

Адресовано преподавателям высших и средних педагогических заведений, учителям физкультуры, тренерам, студентам дневного отделения, обучающимся по специальности «Физическая культура».

Удк 159.9 (075.8) ббк ю943 я 73

Печатается по решению учебно-методического совета

Пермского государственного педагогического университета

© Вяткина Л.Б., Юдина Р.Н., 2008

© ГОУ ВПО «Пермский государственный педагогический университет», 2008

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Рабочая программа дисциплины 4
  1. Цели и задачи изучения дисциплины 5
  2. Требования к уровню усвоения содержания дисциплины 5
  3. Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля 6
  4. Содержание курса 8
  5. Темы практических и семинарских занятий 12
  6. Тематика курсовых / контрольных работ/рефератов 18
  7. Учебно-методическое обеспечение 25
  1. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций 30

Перечень вопросов к экзамену по курсу «Психология физического воспитания и спорта» 30

Список литературы 34

I. Рабочая программа дисциплины

Предполагаемый комплекс разрабатывается на основе требований Государственного образовательного стандарта и с учетом современных тенденций развития высшей школы. В частности, он ориентирован на реализацию процесса обучения, на личностные и социально-психологические особенности преподавательской деятельности.

Психология физического воспитания и спорта — это та область психологической науки, которая изучает закономерности проявления, развития и формирования психики человека в специфических условиях физического воспитания и спорта под влиянием учебной, учебно-тренировочной и соревновательной деятельности. Указанные закономерности являются примером исследования данной науки. Специфичность условий, существующих при занятиях физической культурой и спортом, определяется предметом деятельности как способа ведения объекта исследования.

12 стр., 5786 слов

Учебно-методический комплекс дисциплины «Психология»

... Структура и содержание дисциплины «Психология» Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов. Зачет. № п/п Раздел Дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая ... – 18 Формы контроля: УО-1, ПР-3, УО-4. Календарно-тематический план учебного процесса Раздел, тема курса «Психология» Число учебных часов Всего Аудиторные занятия Сам. работа всего лекции сем. ...

Целью изучения курса психологии физического воспитания и спорта является подготовка студентов к решению профессиональных задач психологического содержания. Их решение возможно в случае, если специалист способен их выделить, заметить, адекватно квалифицировать и предложить развивающую или коррекционную программу. Поэтому в программе проведено разделение проблем психологии спорта, школьной и оздоровительной физической культурой.

Направленность психологии физического воспитания и спорта определяется образовательно-воспитательным процессом и характеризируется признаками, присущему педагогическому процессу.

Психология физического воспитания и спорта имеет свои специфические особенности:

— это непрерывный многолетний процесс, распространяющийся, на все периоды жизни каждого человека и начинается, сразу же после рождения;

— это процесс, содержание и формы которого всегда находятся в зависимости от особенностей, закономерностей, свойственных возрастной периодизации развития человека.

Учитывая, что психология физического воспитания и сорта – наука о закономерностях развития и функционирования психики, как особой формы жизнедеятельности, можно сделать вывод, что основное предназначение этой дисциплины — это оптимизация воспитательно-образовательного процесса, осуществляемого в типичных формах физической культуры, используя закономерности и особенности психического развития человека для формирования его личности как социального существа.

1. Цели и задачи дисциплины

  1. Цель изучения дисциплины

Познакомить студентов с закономерностями и особенностями проявления, развития и формирования психики человека в специфических условиях физического воспитания и спорта под влиянием учебной, учебно-тренировочной и соревновательной деятельности.

  1. Задачи изучения дисциплины

В процессе изучения дисциплины студенты должны овладеть основами обучения на уроках физической культуры, получить представление о психологических особенностях спортивной деятельности, методах регулирования и диагностики психологических состояний спортсменов.

2. Требования к уровню освоения содержаний дисциплины.

В результате изучения дисциплины студент должен:

  • Иметь представление об истории развития психологии физического воспитания и спорта, связи физического воспитания и спорта с другими науками.
  • Знать факторы, способствующие повышению учебной и познавательной активности школьников на уроках физической культуры, особенности общения и межличностных отношений школьников разного возраста; психологические основы спортивной дидактики.
  • Уметь выполнять самостоятельную работу, направленную на углубленное и более широкое знакомство с предметом; анализировать, систематизировать и обобщать материал, полученный на лекционных занятиях и в процессе самостоятельной работы с теоретической и практической литературой по предмету «психологии физического воспитания и спорта».
  • Приобрести навыки исследовательской работы и умение применять теоретические знания на практике физкультурно-оздоровительный и спортивной деятельности.
  • Владеть способами и приемами психодиагностики и психорегуляции, с учетом уровней воздействия на организм и поведение спортсмена.

3. Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля.

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы.

Вид учебной работы

Количество часов по формам обучения

Очная

№ семестров

7семестр

Аудиторная работа

42

Лекции

22

Практические и семинарские занятия

20

Самостоятельная работа

58

Всего часов на дисциплину

100

Текущий контроль( кол-во и вид текущего контроля, №семестров)

Тестирование 7семестр

Курсовая работа

8семестр

Виды промежуточного контроля (экзамен, зачет)

Экзамен 7семестр

3.2. Распределение часов по темам и видам учебной деятельности.

Разделы и темы

Формы занятий

Лекции

Семинарские занятия

Самостоятельная работа

1

2

3

4

5

1.

Психология физического воспитания

1.Введение в психологию физического воспитания

Предмет и объект психологии физического воспитания. Актуальные задачи психологии физического воспитания. Связь психологии физического воспитания с другими науками.

2

4

2.

2.Психологические вопросы физического воспитания в школе

Взаимосвязь физического психомоторного и психического развития. Развитие психомоторики на уроках физической культуры.

2

2

2

3.

Физическое «Я» как компонент Я — концепции человека.

Влияние отношений к своему физическому «Я», на формирование самооценки. Структура физического «Я», его особенности в разные школьные периоды; самосознание и самоконтроль на уроках физической культуры.

2

4

4.

Мотивационные основы занятий физической культуры у школьников разного возраста.

Пути развития и усиления мотиваций занятий физической культурой.

2

2

4

5.

Особенности общения и межличностных отношений школьников разного возраста на занятиях по физической культуре.

Роль физического воспитания в формировании личности и межличностных отношениях занимающихся.

2

2

6

6.

Эмоциональная сфера человека и физическое воспитание.

Устойчивость к эмоциональным стрессам, и ее развитие средствами физической культуры.

2

2

4

2

7.

Умственная работоспособность и физическая активность.

Условия положительного влияния занятий физической культурой на умственную работоспособность и интеллектуальное развитие.

2

8.

3. Психологические особенности и проблемы оздоровительной физической культуры.

Психология здоровья

2

8

9.

Мотивация занятий оздоровительной физической культурой, ее особенности у лиц разного возраста и пола.

2

4

10.

Элементы психотренинга на занятиях по оздоровительной физической культуре: цели, методы.

4

11.

4.Психология спорта

Введение в психологию спорта

2

2

12.

Психологические основы спортивной дидактики

2

2

4

13.

Психология личности спортсмена и тренера

4

2

4

14.

Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов.

4

4

4. Содержание курса. Содержание учебной дисциплины

Психология физического воспитания

1. Введение в психологию физического воспитания

1.1. Предмет психологии физического воспитания. Физическая культура как форма накопления и передачи универсального двигательного опыта. Особенности и задачи физического воспитания на разных этапах истории человеческого общества. Актуальные задачи психологии физического воспитания: разработка психологических основ физического воспитания, изучение психологических предпосылок приобщения различных групп населения к здоровому образу жизни, разработка психологических основ подготовки специалистов в области разных форм физической культуры. Связь психологии физического воспитания и спорта с биологией, физиологией, медициной и другими науками.

2. Психологические вопросы физического воспитания в школе.

2.1. Взаимосвязь физического, психического, психомоторного развития. Понятие о психомоторике. Произвольность двигательных действий, ее развитие в детском возрасте. Способность к дифференцировке силовых, временных, пространственных характеристик движения как показатель развития психомоторики. Двигательная память и двигательное воображение как компоненты психомоторики. Развитие психомоторики на уроках физической культуры. Методы оценки уровня развития психомоторики.

2.2. Физическое «Я» как элемент Я — концепции человека. Структура физического «Я». Особенности реального, идеального и социального физического «Я» у школьников разного возраста. Методы изучения особенностей физического «Я». Формирование у школьников навыков самоконтроля и самоанализа своего физического развития. Коррекция нереалистического отношения школьников к своему физическому «Я».

2.3. Мотивационные основы занятий физической культурой у школьников разного возраста. Потребность в движении и новых впечатлениях как ведущий регулятор отношения к физическому воспитанию младших школьников. Стремление к взрослости, к самоутверждению, их влияние на отношение подростков к физическому воспитанию. Психологические факторы снижения интереса к физическому воспитанию у старшеклассников. Учет особенностей мотивации занятий по физическому воспитанию школьников разного возраста в содержании и организации уроков физической культуры.

2.4. Особенности общения и межличностных отношений школьников младшего возраста на занятиях по физическому воспитанию. Развитие личности в условиях физического воспитания. Приобщение учащихся к здоровому образу жизни как задача уроков по физическому воспитанию. Формирование у учащихся опыта соперничества и сотрудничества на уроках физической культуры. Возможность активного освоения нравственных норм, регулирующих взаимоотношения между людьми в процессе совместной деятельности на уроках физической культуры. Развитие нравственных и волевых свойств личности средствами физического воспитания. Формирование потребности в самосовершенствовании и саморазвитии на уроках физической культуры.

2.5. Эмоциональная сфера человека и физическое воспитание. Физиологические и психологические аспекты взаимосвязи эмоций и движения. Влияние физической подготовленности на устойчивость к эмоциональным стрессам. Снижение тревожности и агрессивности средствами физических упражнений. Движения и разрядка эмоционального напряжения. Совершенствование способности выражать эмоции в движении, понимать эмоции другого человека по их выражению в движениях. Обучение элементарным приемам психической регуляции на уроках по физическому воспитанию.

2.6. Умственная работоспособность и физическая активность. Влияние двигательной депривации на состояние сознания. Использование специальных видов двигательной активности для профилактики утомления при умственном труде. Влияние физических нагрузок различной интенсивности на умственную работоспособность. Условия положительного влияния на умственную работоспособность и интеллектуальное развитие.

3. Психологические особенности и проблемы оздоровительной физической культуры.

3.1. Психология здоровья. Психика как регулятор здоровья. Влияние психологического стресса на вероятность заболеваний и травм. Неадекватные мотивационные установки, нереалистичное самоотношение, коммуникативная депривация как источник психических перенагрузок.

3.2. Мотивация занятий оздоровительной физической культурой. Возрастная динамика интереса к оздоровительной физической культуре. Особенности мотивации занятий оздоровительной физической культурой работающих женщин. Источник интереса к современным видам оздоровительной физической культуры (аэробика, шейпинг, китайская оздоровительная гимнастика).

Мотивация занятий оздоровительной физической культурой у лиц пожилого возраста. Чувство физической компетентности как мотивирующий фактор.

3.3. Элементы психотренинга на занятиях оздоровительной физической культуре: Цели и методы. Современные методы психической регуляции. Ментальная тренировка, ее применение на занятиях по оздоровительной физической культуре. Тренинг способности к визуализации, концентрации внимания, самоконтроля. Тренинг уверенности. Формирование реалистичного отношения к физическому облику у занимающихся оздоровительной физической культурой.

Психология спорта.

1. Введение в психологию спорта. Психология спорта как прикладная отрасль психологического знания. Связь с другими отраслями психологии со смежными науками. Взаимосвязь психологии физического воспитания и спорта. Задачи и методы исследования. Общие психологические особенности спорта, как специфического вида деятельности. Психологические особенности массовых видов спорта. Психологические особенности спортивной тренировки и соревнований.

2. Психологические основы спортивной дидактики. Психологическое обеспечение спортивной, технической и тактической подготовки спортсменов. Психологическая характеристика физических качеств и их развития. Психическая регуляция двигательных действий и движений в спорте. Психологические особенности формирования и функционирования двигательных навыков. Тактическое мышление спортсмена. Психологические особенности работы учителя физкультуры со школьниками-спортсменами.

3. Психология личности спортсмена и тренера. Личность спортсмена как субъекта спортивной деятельности. Формирование личности спортсмена. Свойства нервной системы как биологические предпосылки черт личности. Психологическая структура личности спортсмена. Психологические особенности личности тренера как педагога, воспитателя и руководителя спортивных групп. Личностно обусловленные индивидуальные стили деятельности и общения спортсменов и тренеров. Социально-психологические особенности спортивной группы. Формальная и неформальная структура группы. Распределение социальных ролей. Стили руководства. Лидерство в спортивной группе. Социально-психологический климат. Психологические аспекты взаимосвязи спортивных и школьных групп. Особенности социальной позиции школьника – спортсмена в классе.

4. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов. Психологические основы диагностики и отбора в спорте. Психологическое обеспечение завершения спортивной карьеры. Развитие мотиваций, самооценки, самоконтроля, целеполагания, помехоустойчивости, соревновательной надежности и т.п. Индивидуализация психологического обеспечения подготовки. Психологическое обеспечение тренировок и соревнований. Психорегуляция и психогигиена в спорте. Психологические основы работы учителя физической культуры со школьниками – спортсменами на различных этапах и многолетней подготовки в спорте.

5. Темы практических и семинарских занятий

Раздел 1. Психология физического воспитания.

Тема 1. Психологические вопросы физического воспитания.

Вопросы к теме:

  1. Понятие психомоторики.
  2. Произвольность двигательных действий, ее развитие в детском возрасте.
  3. Развитие психомоторики на уроке физической культуры.

Список литературы:

  1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – Л.: Изд-во ЛГУ,1969г.-310с.
  2. Анохин, П.И. Очерки физиологии физических систем / П.И. Анохин. – М.: Медгиз,1986,-190с.
  3. Лубышева, Л.И. Социальное и биологическое в физической культуре человека в аспекте методологического анализа / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры.-1996.-№1-с.10-14

Доклады по теме:

  1. Особенности развития произвольности движений у детей разного возраста.

— Обухова, А.Н. Детская психология: теории, факты, проблемы / А.Н. Обухова – М.,1995

— Флейк-Хобсон, К. Развитие ребенка и его отношений с окружающими / К. Флейк-Хобсон, Б. Робинсон, П.Скен:-М.,1992.

  1. Особенности развития произвольных движений у детей дошкольного возраста.

— Мухина, В.С. Детская психология / В.С. Мухина.- М.,1985,272с.

— Сапогова Е.Е. Психология развития / Сапогова Е.Е. – М.1998,-290с.

Тема 2. Мотивационные основы занятий физической культурой у школьников разного возраста.

Форма проведения: дискуссия.

Вопросы к теме:

  1. Потребность в движении и новых впечатлениях к физическому воспитанию младших школьников.
  2. Стремление к взрослости, самоутверждению и их влияние на отношения подростков к физической культуре.
  3. Учет особенностей мотивации занятий по физической культуре учащихся старшего школьного возраста (ранней юности).

Список литературы:

  1. Бернштейн, Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н.А. Бернштейн. – М.: медицина,1968.
  2. Дмиртиев, С.В. Учитесь читать движения, чтобы строить действия / С.В. Дмиртиев. – Н.Новгород.: Изд-во НГПУ,2003,170с.
  3. Фарфель, В.В. Управление движениями в спорте / В.В. Фарфель.-М.: Физкультура и спорт,1975,110с.

Темы рефератов:

  1. Психологические основы детей подросткового возраста.
  2. Особенности развития мотивационной сферы в период ранней юности.

— Сапогова Е.Е. Психология развития.

Тема 3. Особенности общения и межличностных отношений школьников разного возраста на занятиях по физической культуре.

Форма проведения: семинар.

Вопросы к теме:

  1. Развитие личности на уроках физической культуры.
  2. Развитие нравственных и волевых качеств средствами физической культуры.
  3. Роль физической культуры в формировании личности и межличностных отношений занимающихся.

Список литературы:

  1. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы, сознания / А.Н. Леонтьев.-М.: Мысль,1980.
  2. Пономарев, Н.И. Социологические функции физической культуры и спорта / Н.И. Пономарев.-М.:ФИС,1974,-310с.

Темы сообщений:

  1. Потребность в физической культуры как области деятельности.

— Бальсевич, В.К. Онтокинезиология человека / В.К. Бальсевич.М.: ТиПФК,2000,-274с.

— Выдрин,В.М. Современные проблемы теории физической культуры как вид культуры / В.М. Выдрин,-Спб.ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2001,-76с.

  1. Особенности развития волевых качеств у детей разного школьного возраста.

— Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. — М.: Издательский центр «Академия»,-2000,-480с.

— Пуни, А.У. Волевая подготовка в спорте / А.У. Пуни.- М.: ФИС,-1969,-370с.

— Филин, В.Н. Теория и методика юношеского спорта / В.Н. Филин – М.: ФИС,-1987,-420с.

Тема 4. Эмоциональная сфера человека и физическая культура

Форма проведения: деловая игра.

Вопросы к теме:

  1. Влияние физической подготовленности на устойчивость к эмоциональным стрессам.
  2. Снижение тревожности и агрессивности средствами физических упражнений.

Список литературы:

  1. Ильин, Е.П. Психология физического воспитания / Е.П. Ильин.-М.,-1987,-540с.
  2. Вяткин, Б.А. Избранные психологические исследования индивидуальности: теория, эксперимент, практика / Б.А. Вяткин.-Пермь,-2005,-390с.
  3. Черникова, О.А. Эмоции в спорте / О.А. Черникова. – М.: ФИС,-1961,-205с.

Темы рефератов:

  1. Психические состояния спортсменов и их регуляция.

— Вяткин, Б.А. Диагностика и регулирование психического состояния спортсмена в соревновании / Б.А. Вяткин.-Пермь.-1974,-85с.

— Мерлин,В.С. Очерк теории темперамента / В.С. Мерлин,-Пермь,-1973,-180с.

— Небылицин, В.Д. Основные свойства нервной системы человека / В.Д. Небылицын, — М.:Просвещение,-1960

Тема 5. Умственная работоспособность и физическая активность.

Форма проведения: семинар.

Вопросы к теме:

  1. Использование специальных видов двигательной активности для профилактики утомления при умственной деятельности.
  2. Влияние физических нагрузок различной интенсивности на умственную работоспособность.

Раздел 2. Психологические особенности и проблема оздоровительной физической культуры.

Тема 6. Мотивация занятий оздоровительной физической культурой.

Форма проведения: дискуссия.

Вопросы к теме:

  1. Источник интереса к современным видам оздоровительной физической культуры.
  • Аэробика
  • Шейпинг
  • Йога
  • Фитнес
  • Оздоровительная гимнастика

Список литературы:

  1. Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов.М.: АСАДЕМА,2000,-425с.
  2. Курпан, Ю.Н. Физкультура, формирующая осанку / Ю.Н. Курпан, Е.А. Таламбум.-М.: ФИС,-1990,220с.

Темы рефератов:

  1. Нетрадиционные виды спорта.

— Задворнов, К.Ю. Исследование процесса становления новых (нетрадиционных) видов спорта / К.Ю. Задворнов // Теория и практика физической культуры,-1999;№12-с.17-23

Раздел 3. Психология спорта.

Тема 7. Психологическая основа спортивной дидактики.

Форма проведения: семинар.

Вопросы к теме:

  1. Психологические особенности физической, технической, тактической подготовки спортсменов.
  2. Тактическое мышление спортсмена.
  3. Психологические особенности работы учителя физической культуры со школьниками-спортсменами.

Список литературы:

  1. Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов.М.: АСАДЕМА,2000,-425с.
  2. Ильин, Е.П. Психология физического воспитания / Е.П. Ильин.-М.,-1987,-540с.
  3. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. — М.: Издательский центр «Академия»,-2000,-480с.
  4. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта / Л.П. Матвеев.М.:1997,-304с.

Тема 8. Психология личности спортсмена и тренера.

Форма проведения: дискуссия.

Вопросы к теме:

  1. Личность спортсмена как субъекта спортивной деятельности.
  2. Психологические особенности тренера как педагога, руководителя спортивной команды.
  3. Социально-психологический климат в спортивной команде.

Список литературы:

  1. Горбунов, Г.Д. Психология и спорт / Г.Д. Горбунов // Теория и практика физической культуры,-1995;№12-с.5-17
  2. Деркач, А.А. Творчество тренера / А.А. Деркач, А.А. Исаев.-М.:-1982,-410с.
  3. Родионов, А.В. Проблемы психологии спорта / А.В. Родионов.-М.: Наука,-2006,-270с.

Темы рефератов:

  1. Успешность деятельности тренера.

— Бабушкин, Г.Д. Специфика деятельности тренера / Г.Д. Бабушкин.-Омск:ОГИФК,-1985,-68с.

  1. — Николаев,А.Н. Успешность деятельности тренера / А.Н. Николаев // Теория и практика физической культуры,-2003;№12-с.29-33
  1. Мастерство тренера.

— Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова – М.: ,1990,-с.56-57

— Горбаль,А.П. Профессиональное мастерство тренера / А.П. Горбаль.-Малаховка: МОГИФК,1988, 33с.

Тема 9. Психологические особенности многолетней подготовки спортсменов

Форма проведения: семинар.

Вопросы к теме:

  1. Психологические основы диагностики и отбора в разных видах спорта.
  2. Развитие мотивации, самооценки, самоконтроля, целепологания, помехоустойчивости, соревновательной надежности.
  3. Психорегуляция и психогигиена в спорте.
  4. Психологическое обеспечение завершения спортивной карьеры.

Список литературы:

  1. Родионов, А.В. Проблемы психологии спорта / А.В. Родионов.-М.: Наука,-2006,-270с.
  2. Харе Д. Учение о тренировке / Д. Харе.-М.: ФИС,-1970.
  3. Годик, М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок / М.А. Годик.-М.: ФИС,-1980,-105с.

6. Тематика курсовых / контрольных работ / рефератов.

  1. Модели современной подготовки юных спортсменов к соревновательной деятельности.

Список литературы:

— Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта / Е.Н. Гогонов, Б.И. Мартьянов – М.: Б.И. Мартьянов М.: АСDАЕМА, 2000.-288с.

— Родионов, А.В. Проблемы психологии спорта/А.В. Родионов,-М.:Наука,2006.-270с.

— Филин, В.Н. Теория и методика юношеского спорта / В.Н. Филин – М.: ФИС,-1987,-420с.

— Пономарев, Н.И. Социологические функции физической культуры и спорта / Н.И. Пономарев.-М.:ФИС,1974,-310с.

  1. Особенности и психологическое сопровождение развития индивидуальности юного спортсмена.

Список литературы:

— Вяткин, Б.А. Избранные психологические исследования индивидуальности: теория, эксперимент, практика / Б.А. Вяткин,-Пермь,-2005,-390с.

— Ломов, Б.Ф. Система наук о человеке / Б.Ф. Ломов // системность в психологии, М.,1996,-230с.

— Мерлин,В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности / В.С. Мерлин,М.:Педагогика,-1986,-280с.

  1. Мотивация как фактор успешной соревновательной деятельности.

Список литературы:

— Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – Л.: Изд-во ЛГУ,1969.-310с.

— Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы, сознания / А.Н. Леонтьев.-М.: Мысль,1980.

— Мерлин,В.С. Лекции по психологии мотивов человека / В.С. Мерлин, // Психология индивидуальности. Избранные психологические труды. М.,-1996,-с.369-435.

  1. Влияние занятий спортом на развитие некоторых психических функций школьников.

Список литературы:

— Ильин, Е.П. Психология физического воспитания/Е.П. Ильин.-М.,-1987.-223с.

— Матвеев, Л.П. Общая теория спорта / Л.П. Матвеев. М.:1997,-304с.

— Небылицин, В.Д. Основные свойства нервной системы человека / В.Д. Небылицын, — М.:Просвещение,-1960.

— Мерлин, В.С. Очерк теории темперамента / В.С. Мерлин // Психология индивидуальности. Избранные психологические труды. М.,-1996,-с.325-378.

— Русалров, В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека / В.М. Русолов // Вопросы психологии, — 1985;№1,с.19-31.

  1. Взаимосвязь индивидуальных психологических свойств и особенностей психомоторики у спортсменов.

Список литературы:

— Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – Л.: Изд-во ЛГУ,1969.-310с.

— Анохин, П.И. очерки физиологии физических систем / П.И. Анохин. – М.: Медгиз,1986.- 190с.

— Лубышева, Л.И. Социальное и биологическое в физической культуре человека в аспекте методологического анализа / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры.-1996.-№1-с.10-14

  1. Влияние занятий каратэ, рукопашного боя, бокса на развитие индивидуальности в различных возрастных группах.

Список литературы:

— Артемова, Т.И. Взаимосвязь потенциального и актуального в развитии личности / Т.И. Артемова // Психология формирования и развития личности. М.: Наука.- 1981.-с.67-87.

— Брушлинский, А.В. О формировании психического / А.В. Брушлинский // Психология формирования и развития личности. М.: Наука.-1981-с.106-125.

— Джидарьян, И.А. Психология общения и развитие личности / И.А. Джидарьян // Психология формирования и развития личности. М.: Наука.-1981-с.127-159

— Мерлин, В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности / В.С. Мерлин. М.: Педагогика.-1986,-280с.

  1. Особенности взаимодействия учителя физической культуры с учащимися, имеющими трудности в поведении.

Список литературы:

— Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирования личности / В.Г. Асеев.-М.-1986,-175с.

— Асмолов, А.Г. Психология личности / А.Г. Асмолов.-М.: Изд-во МГУ,1990,-210с.

— Джидарьян, И.А. Психология общения и развитие личности / И.А. Джидарьян // Психология формирования и развития личности. М.: Наука.-1981-с.127-159

— Митина, Л.М. Эмоциональная гибкость учителя: психологической содержание, диагностика, коррекция.-М.:Флинта,2003.-144с.

  1. Взаимосвязь личной тревожности и успешности учебной деятельности детей младшего школьного и подросткового возраста.

Список литературы:

— Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожанин.-М.:-2000.-180с.

— Рынкова, Н.А. Дезадоптивное поведение детей: диагностика, коррекция, психопрофилактика / Н.А. Рынкова.-М.-2000,-165с.

— Зейгарник, Н. Теория личности в зарубежной психологии / Н. Зейгарник,- М.-1982,-170с.

  1. Особенности познавательной сферы детей младшего школьного возраста и её развитие на уроках физической культуры.

Список литературы:

— Богоявлинская, Д.В. Метод исследования уровней интегральной индивидуальной активности / Д.В. Богоявленская // Вопросы психологии,-1971.-№1.-с.10-17.

— Ломов, Б.Ф. Методические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов — М.: Наука,-1984,-с.289-341.

— Платонов, К.К. Структура развития личности / К.К. Платонов. М.-1986.-320с.

  1. Изучение состояния здоровья и двигательной активности учащихся средних и старших классов.

Список литературы:

— Бальсевич, В.К. Онтокинезиология человека / В.К. Бальсевич. М.: ТиПФК,-2000,-274с.

— Бернштейн, Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н.А. Бернштейн. – М.: Медицина,- 1968-98с.

— Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. — М.: Издательский центр «Академия»,-2000,-370с.

— Фарфель, В.В. Управления движениями в спорте / В.В. Фарфель.-М.: Физкультура и спорт.-1975.-110с.

  1. Особенности проявления агрессивности и тревожности детей, занимающихся спортом.

Список литературы:

— Астапов, В.Н. Тревога и тревожность / В.Н. Астапов.-Спб.-2001-160с.

— Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. — Москва – Воронеж, -2000.-180с.

— Чижова, С.Ю. Детская агрессивность / С.Ю. Чижова, О.В., О.В. Калинина.- Ярославль: Академия развития.-2001-158с.

  1. Особенности психологической готовности к обучению детей в школе, занимающихся спортом.

Список литературы:

— Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина.-М.-1996.-230с.

— Ковалёва, Е.С. Готовим ребенка к школе / Е.С. Ковалёва, Е.И. Синицына.- М.,-2001,-253с.

— Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцова.-М.,-1991,-195с.

— Квояс, К. Радость воспитания / К. Квояс, Спб.-2003—220 с.

  1. Психологические особенности проявления лидерства в спорте.

Список литературы:

— Джамгаров, Т.Т. Лидерство в спорте / Т.Т. Джамгаров, В.И. Румянцева.-М.,-1983.-108с.

— Коломейцев, Ю.А. Взаимоотношения в спортивной команде / Ю.А. Коломейцев, -М.,1984.-120с.

— Кричевский, Р.Л. Динамика группового лидерства / Р.А. Кричевский // Вопросы психологии,-1980,№2-с.10-12.

— Платонов, К.К. Психология совместной деятельности / К.К. Платонов.-Л.,-1990-205с.

  1. Педагогические способности тренера в зависимости от вида спорта.

Список литературы:

— Деркач, А.А. Творчество тренера / А.А. Деркач, А.А. Исаев.-М.:-1982,-410с.

— Николаев,А.Н. Успешность деятельности тренера / А.Н. Николаев // Теория и практика физической культуры,-2003;№12-с.29-33

— Харе Д. Учение о тренировке / Д. Харе.-М.: ФИС,-1970.

  1. Педагогические способности учителя физической культуры в зависимости от стажа педагогической деятельности.

Список литературы:

— Кузьмина, Н.В. Формирование педагогических способностей / Н.В. Кузьмина-М.:Знание,1987-200с.

— Кузьмина, Н.В. Психологическая структура деятельности учителя / Н.В. Кузьмина, Н.В. Кухарев / Гомельский Гос. Университет.-Гомель,1976.-57с.

— Митина, Л.М. Учитель как личность и профессионал/Л.М. Митина, -М.:Знание,1994.-238с.

  1. Стрессоустойчивость студентов факультета физической культуры к ситуациям экзамена.

Список литературы:

— Вяткин, Б.А. Избранные психологические исследования индивидуальности: теория, эксперимент, практика / Б.А. Вяткин.-Пермь,-2005,-390с.

— Изард, К. Психология эмоций / К. Изард-Спб,1999.-420с.

— Левитов, Н.Д. О психологических способностях человека / Н.Д. Левитов.-М.,1964.-130с.

— Леви, В.И. Искусство быть собой / В.И. Леви.-М.,1991.-145с.

  1. Стиль педагогического общения учителя физической культуры и его влияние на развитие личности и особенностей учащихся.

Список литературы:

— Канн-Калик, В.А. Педагогическая деятельность как творческий процесс: Эмоционально – коммуникативные аспекты педагогического творчества: дис. докт. псих. наук / В.А. Канн-Калик – М.,1981.-31с.

— Климов, Е.А. психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов.-Ростов-н/Дону, 1996.-495с.

— Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова – М.: Международный гуманитарный фонд Знание,1996,-с.56-67

  1. Гендерные особенности развития личности учителя физической культуры.

Список литературы:

— Антонова, Н.В. Личностная идентичность современного педагога и особенности его общения / Н.В. Антонова // Вопросы психологии,-1997,№6,-с.23-30.

— Берн, Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. М.,2001.-317с.

— Геодакян, В.А. Теория дифференции полов в проблемах человека / В.А. Геодакян // Человек в системе наук. М.,-1989.-С.177-189.

— Егорова, М.С. Психология гендерных различий / М.С. Егорова. — М.,2003,360с.

  1. Особенности общения тренера и его влияние на результативность в спортивной деятельности.

Список литературы:

— Глуханюк, Н.С. Психология профессионализации педагога / Н.С. Глуханюк.-Екатеренбург: Изд-во УРОРАН,2000.-219с.

— Деркач, А.А. Творчество тренера / А.А. Деркач, А.А. Исаев.-М.:-1982,-410с.

— Горбаль, А.П. Профессиональное мастерство тренера / А.П. Горбаль.-Малаховка: МОГИФК,1988,-133с.

— Родионов, А.В. Проблемы психологии спорта / А.В. Родионов.-М.: Наука,2006,-270с.

  1. Развитие карьерных ориентаций у тренера и особенности их проявления в различных видах спорта.

Список литературы:

— Горбаль, А.П. Профессиональное мастерство тренера / А.П. Горбаль.-Малаховка: МОГИФК,1988,-133с.

— Молл, Е.Г. Планирование своей карьеры руководителем / Е.Г. Молл // Вопросы психологии.-1998,№3,-с.15-21.

— Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу.-М.,2003.-240с.

— Швальбе Бербель. Личность, карьера, успех. Психология бизнеса / Швальбе Бербель, Хайну.-М.: Прогресс,-1993.-380с.

7. Учебно-методическое обеспечение

7.1. Материально-техническое информационное обеспечение дисциплины.

Использование технических средств обучения, используемых в учебном процессе, для освоения дисциплины зависит от возможностей факультета, но может быть:

— компьютерное и мультимедийное оборудование;

— приборы и оборудование учебного назначения;

— видео — аудиовизуальные средства обучения;

— электронная библиотека курса;

— ссылки на интернет — ресурсы и т.д.

7.2. Методические указания студентам

Методические указания студентам раскрывают рекомендуемый режим и характер учебной работы по изучению теоретического курса (или его раздела/части), практических и/или семинарских занятий, лабораторных работ (практикумов), и практическому применению изученного материала, по выполнению заданий для самостоятельной работы, по использованию информационных технологий и т.д. Методические указания мотивируют студента к самостоятельной работе и не подменять учебную литературу.

Указан перечень учебно-методических изданий, рекомендуемых студентам для подготовки к занятиям и выполнения самостоятельной работы, а также методические материалы на бумажных и/или электронных носителях, выпущенные кафедрой своими силами и предоставляемые студентам во время занятий:

— наглядные пособия;

— глоссарий (словарь терминов по тематике дисциплины);

— тезисы лекций,

Самостоятельная работа студентов, предусмотренная учебным планом в объеме не менее 50-70% общего количества часов, должна соответствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формировать навыки исследовательской работы и ориентировать студентов на умение применять теоретические знания на практике.

Задания для самостоятельной работы составлены по разделам и темам, по которым не предусмотрены аудиторные занятия, либо требуется дополнительно проработать и проанализировать рассматриваемый преподавателем материал в объеме запланированных часов.

Задания по самостоятельной работе могут быть оформлены в виде таблицы с указанием конкретного вида самостоятельной работы:

— конспектирование первоисточников и другой учебной литературы;

— проработка учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной

литературе) и подготовка докладов на семинарах и практических занятиях, к участию в тематических дискуссиях и деловых играх;

— работа с нормативными документами и законодательной базой;

— поиск и обзор научных публикаций и электронных источников

информации, подготовка заключения по обзору;

— выполнение контрольных работ, творческих (проектных) заданий, курсовых

работ (проектов);

— написание рефератов (эссе);

— работа с тестами и вопросами для самопроверки;

— моделирование и/или анализ конкретных проблемных ситуаций ситуации;

— обработка статистических данных, нормативных материалов;

— анализ статистических и фактических материалов, составление выводов на основе проведенного анализа и т.д.

Разделы и темы для самостоятельного изучения

Виды и содержание самостоятельной работы

Тема 1.

Введение в психологию физического воспитания Физическая культура как форма накопления и передачи двигательного опыта. Особенности и задачи физического воспитания на разных этапах истории человеческого общества. Актуальные задачи психологии физического воспитания. Разработка психологических основ физического воспитания. Изучение психологических предпосылок приобщения различных групп населения к здоровому образу жизни. Связь психологии с биологией, физиологией, медициной и другими науками.

  1. Прочесть и законспектировать «Особенности и задачи физического воспитания на разных этапах истории человеческого общества».

Бауэр, В.Г. Социальная значимость физической культуры и спорта в современных условиях развития России / В.Г. Бауэр // Теория и практика физической культуры,-2001.-№1-с.50-55

  1. Выделить философский и исторический аспекты в развитии физического воспитания.

Глотов, Н.К., / Философско-культурологический анализ физической культуры / Н.К. Глотов, Н.С. Игнатьев // Теория и практика физической культуры.-1996,-№1,-с.4-6

Тема 2.

Взаимосвязь физического, психического, психомоторного развития.

Способность к дифференцированию силовых, временных, пространственных характеристик движения как показатель развития психомоторики. Двигательная память и двигательное воображение как компонент психомоторики. Методы оценки уровня развития психомоторики.

  1. Письменно ответить на вопросы:

— В чем заключается понятие «психомоторики» (в зависимости от различных точек зрений)?

  1. Определить компоненты психомоторики: двигательная память, двигательное воображение.
  2. Законспектировать: методы оценки психомоторики.

Тема 3.

Физическое «Я», как элемент Я – концепции человека.

Структура физического «Я». Особенности реального, идеального и социального физического «Я» у школьников разного возраста. Методы изучения особенностей физического «Я». Формирование у школьников навыков самоконтроля и самоанализа своего физического развития. Коррекция нереалистического отношения школьников к своему физическому «Я».

Законспектировать основные подходы к теории Я — концепция человека и раскрыть её суть.

Сурков, Е.Н. психомоторика спортсмена / Е.Н. Сурков.-М.-1984.

Левонтин, Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда / Р.Левонтин,-М.:Мысль,1993,-290с.

Тема 4.

Мотивационные основы занятий физической культурой у школьников разного возраста.

Психологическая характеристика младшего школьного, подросткового и юношеского возраста. Психологические факторы снижения интереса к физическому воспитанию у старшеклассников.

  1. Определить основные понятия «потребность» и «мотив».
  2. Законспектировать вопрос: «Особенности развития мотивации в различных возрастных периодах».

Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы, сознания / А.Н. Леонтьев, — М.: Мысль,1980.

Тема 5.

Особенности общения и межличностных отношений школьников разного возраста на занятиях физического воспитания.

Приобщение учащихся к ценностям здорового образа жизни как задача уроков по физической культуры. Формирование у учащихся опыта соперничества и сотрудничества на уроках физической культуры. Возможность активного освоения нравственных форм, регулирующих взаимоотношения между людьми в процессе совместной деятельности на уроках физической культуры. Формирование потребности в самосовершенствовании и саморазвитии на уроках физической культуры.

Подготовить краткие сообщения на темы:

  1. Особенности стратегии соперничества и сотрудничества на уроках физической культуры.
  2. Особенности обучения в системе «учитель-ученик» на уроках физической культуры.

Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева, — М.,-2001.

Коломенский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах и коллективах / Я.Л. Коломенский, — Минск,2001.

Тема 6.

Эмоциональная сфера человека и физическое воспитание.

Физиологические и психологические аспекты взаимосвязи эмоций и движений. Движения и разрядка эмоционального напряжения. Совершенствование способов выражать эмоции в движениях, понимать эмоции другого человека по их выражению. Обучение элементарным приемам психической регуляции на уроках по физической культуре.

Законспектировать вопрос:

  1. Особенности проявления эмоциональных состояний (аффект, стресс, настроения, собственных эмоций).
  2. Особенности проявления агрессивности и тревожности на уроках физической культурой.

Черникова, О.А. Эмоции в спорте / О.А. Черникова, — М.: ФИС – 1961,-205с.

Тема 7.

Умственная работоспособность и физическая активность.

Влияние двигательной депривации на состояние сознания. Условия положительного влияния занятий по физической культуре на умственную работоспособность и интеллектуальное развитие.

Самостоятельное изучениеданной темы с опорой на знания из общей, возрастной, педагогической психологии, а также работы с учебниками.

Ильин, Е.П. Психология физического воспитания / Е.П. Ильин, — М.,-1987,-540с.

Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. М.: АСDАЕМА, -2000,-425с.

Тема 8.

Психология здоровья.

Психология как регулятор здоровья. Влияние психического стресса на вероятность заболеваний и травм. Неадекватные мотивационные установки, нереалистичное самоотношение, коммуникативная депривация как источники психических нагрузок. Научные понятия и их соотношения «Здоровый образ жизни» и «Здоровый стиль жизни».

Законспектировать статью: Виленский, М.Я. Методологический анализ общего и особенного в понятиях «здоровый образ жизни» и «здоровый стиль жизни»: / М.Я. Виленский, С.О. Авчинникова // Теория и практика физической культуры,-2004,-№11,-с.2-8.

Тема 9.

Мотивация занятий оздоровительной физической культурой.

Возрастная динамика интереса к оздоровительной физической культуре. Особенности мотивации занятий оздоровительной физической культурой работающих женщин. Мотивация занятий оздоровительной физической культурой у лиц пожилого возраста. Чувство физической компетентности как мотивирующий фактор.

Подготовить сообщение на тему: Физическое развитие в системе мониторинга состояния физического здоровья населения.

Аршавский, И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития (основы негоэнтропийного онтогенеза) / И.А. Аршавский, М.: Наука,-1982,-240с.

Тема 10.

Элементы психотренинга на занятиях по оздоровительной физической культуре.

Цели и методы. Современные методы психической регуляции. Ментальная тренировка, её применение на занятиях по оздоровительной физической культуре. Тренинг, его виды и особенности. Тренинг способности к визуализации, концентрации внимания, самоконтроля. Тренинг уверенности. Формирование реалистического отношения к физическому облику у занимающихся оздоровительной физической культурой.

Сделать сообщение на тему: Тренинг, его виды и особенности.

Кашанов, Р.Р. Курс практической психологии / Р.Р. Кашанов, — Екатеринбург, — 1996,-170с.

Тема 11.

Введение в психологию спорта.

Психология спорта как прикладная отрасль психологического знания. Связь с другими отраслями психологии и смежными науками. Взаимосвязь психологии физического воспитания и спорта. Задачи и методы исследования. Общие психологические особенности спорта, как специфического вида деятельности. Психологические особенности спортивной тренировки и соревнований.

Письменно ответить на вопрос:

В чем заключаются основные понятия: «спорт», «спортивная тренировка», «спортивные соревнования».

Родионов, А.В. Проблемы психологии спорта / А.В. Родионов,-М.: Наука,-2006,-270с.

Матвеев, Л.П. Общая теория спорта / Л.П. Матвеев, М. – 1997,-304с.

Тема 12.

Психологические основы спортивной дидактики.

Психологическая характеристика физических качеств и их развитие. Психологическая регуляция двигательных действий и движений в спорте. Психологические особенности формирования и функционирования двигательных качеств.

Прочесть и законспектировать основные сходства и различия в понятиях: «двигательные качества», «физические качества» и их развитие, «координационные способности», «двигательные способности».

Лях, В.К. Координационные способности школьников / В.К. Лях, — Минск,- 1989,-130с.

Ильин, Е.П. Психология физического воспитания / Е.Л. Ильин.-М,-1987,540с.

Тема 13.

Психология личности спортсмена и тренера.

Свойства нервной системы как биологические предпосылки черт личности. Психологическая структура личности спортсмена. Личностно обусловленные индивидуальные стили деятельности и общение спортсменов и тренеров. Социально-психологические особенности спортивной группы. Распределение социальной роли. Стили руководства. Лидерство в спортивной группе.

Подготовить сообщения на тему:

  1. Стили общения в системе «Тренер-спортсмен».
  2. Лидерство в спортивной команде.
  3. Психологические особенности взаимодействия тренера со спортсменом.

Джамгаров, Т.Т. Лидерство в споте / Т.Т. Джамгаров, В.И. Румянцева, — М.,-1983,-108с.

Коломейцев, Ю.А. Взаимоотношения в спортивной команде / Ю.А. Коломейцев, — М.,1984,-120с.

Тема 14.

Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов.

Индивидуализация психологического обеспечения подготовки. Психологическое обеспечение тренировок и соревнований. Психологические основы работы учителя физической культуры со школьниками – спортсменами на различных этапах и многолетней подготовки в спорте.

— Изучить приемы регулирования неблагоприятных психических состояний спортсмена перед стартом.

— Изучить методы диагностики психических состояний спортсмена перед стартом.

Баландин, В.И. Прогнозирование в спорте / В.И. Баландин, Ю.М. Блузов, В.А. Плахтиенко,-М.,-1986-140с.

Вяткин, Б.А. Избранные психологические исследования индивидуальности: теория, эксперимент, практика / Б.А. Вяткин,-Пермь,-2005,-390с.

Самостоятельная работа студентов предполагает знакомство с теоретической литературой по психологии физического воспитания и спорта, углубленное изучение материалов дополнительно к лекционным занятиям, самостоятельное изучение тем, не входящий в лекционный курс, подготовку к семинарским занятиям, подготовку к экзаменам, написанию курсовых и дипломных работ

II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций Перечень вопросов к экзамену по курсу «Психология физического воспитания и спорта»

  1. Предмет и методы психологии физического воспитания и спорта, связь психологии с другими науками.
  2. Актуальные задачи психологии физического воспитания и спорта.
  3. Факторы, определяющие активность школьников на уроках физической культуры.
  4. Понятие о психомоторики, методы оценки уровня развития психомоторики на уроках физической культуры.
  5. Развитие двигательной памяти и двигательного воображения на уроках физической культуры.
  6. Структуру физического «Я», методы изучения особенностей физического «Я».
  7. Формирование у школьников навыков самоконтроля и самоанализа на уроках физической культуры.
  8. Мотивационные основы занятий физической культурой у детей младшего школьного возраста.
  9. Мотивационные основы занятий физической культурой у школьников подросткового возраста.
  10. Мотивационные основы занятий физической культурой у школьников старших классов.
  11. Особенности развития личности школьников в условиях физического воспитания.
  12. Развитие нравственных и волевых качеств средствами физического воспитания.
  13. Физиологические и психологические аспекты, взаимосвязи, эмоций и движений.
  14. Снижение тревожности и агрессивности средствами физических упражнений.
  15. Обучение элементарным приемам психической регуляции на уроках физической культуры.
  16. Влияние физических нагрузок различной интенсивности на умственную работоспособность. Условия положительного влияния на интеллектуальное развитие.
  17. Психика как регулятор здоровья. Особенности здорового образа жизни и здорового стиля жизни.
  18. Возрастная динамика к оздоровительной физической культуре.
  19. Источники интереса и мотивация занятий к современным видам оздоровительной физической культурой.
  20. Психотренинг на занятиях физической культурой: цели и методы.
  21. Общие психологические особенности спорта как специфического вида деятельности.
  22. Психологические особенности спортивной тренировки и соревнований.
  23. Психологическое обеспечение спортивной, технической и тактической подготовки спортсмена.
  24. Психологическая характеристика физических качеств и их развития.
  25. Тактическое мышление спортсмена.
  26. Личность спортсмена как субъекта спортивной деятельности.
  27. психологическая структура личности спортсмена.
  28. Социально – психологические особенности спортивной группы.
  29. Психологические особенности личности тренера
  30. Психологические особенности общения и взаимодействия в системе «тренер-спортсмен».
  31. Психологические основы диагностики и отбора в спорте.
  32. Характеристика психологических состояний спортсмена перед стартом.
  33. Психорегуляция и психогигиена в спорте.
  34. Психологическое обеспечение завершения спортивной карьеры.
  35. Психологические особенности работы учителя физической культуры со школьниками спортсменами.
  36. Влияние физической подготовленности на устойчивость к эмоциональным стрессам.

Текущий контроль осуществляется за посещаемостью студентами занятий, участием их в групповых формах работы и выполнением домашних заданий по практическим занятиям, а также в форме аттестации, которая проводится по решению деканата в середине семестра. Формы такого контроля – или письменная работа, или тест по вопросам, изученным к моменту проведения текущей аттестации.

Итоговый контроль – это экзамен по курсу «Психология физического воспитания и спорта» по вопросам, которые представлены выше. Или может быть использована рейтинговая система, которая заключается в том, что в ходе занятий происходит накопление баллов, определенная сумма которых позволит получить зачет или без организации специальной сдачи (самозачет), или с завершающим тестом по всему материалу. При формировании рейтинга учитываются посещаемость занятий, активность на занятиях (в том числе выполнение контрольных заданий), творческие работы (рефераты, доклады, эссе), промежуточная аттестация.

Список литературы

Основная:

  1. Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта/Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов М.: АСDАЕМА, 2000.-288с.
  2. Ильин, Е.П. Психология физического воспитания / Е.П. Ильин.-М.,-1987,-540с.
  3. Мерлин, В.С. Структура личности: характер, способности, самосознание: Учебное пособие к специалисту «Основы психологии личности».-Пермь:ПГПИ,1990.-110с.
  4. Родионов, А.В. Проблемы психологии спорта/А.В. Родионов.-М.:Наука,2006.-270с.

Дополнительная:

  1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – Л.: Изд-во ЛГУ,1969г.-310с.
  2. Анохин, П.И. Очерки физиологии физических систем / П.И. Анохин. – М.: Медгиз,1986.
  3. Бабушкин, Г.Д. Специфика деятельности тренера / Г.Д. Бабушкин.-Омск:ОГИФК,-1985,-68с.
  4. Бернштейн, Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н.А. Бернштейн. – М.: медицина,1968.
  5. Выдрин,В.М. современные проблемы теории физической культуры как вид культуры / В.М. Выдрин,-Спб.ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2001,-76с.
  6. Вяткин, Б.А. Диагностика и регулирование психического состояния спортсмена в соревновании / Б.А. Вяткин.-Пермь.-1974,-85с.
  7. Вяткин, Б.А. Избранные психологические исследования индивидуальности: теория, эксперимент, практика / Б.А. Вяткин.-Пермь,-2005,-390с.
  8. Годик, М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок / М.А. Годик.-М.: ФИС,-1980,-105с.
  9. Горбаль,А.П. Профессиональное мастерство тренера / А.П. Горбаль.-Малаховка: МОГИФК,1988,-33с.
  10. Горбунов, Г.Д. Психология и спорт / Г.Д. Горбунов // Теория и практика физической культуры,-1995;№12-с.5-17
  11. Деркач, А.А. Творчество тренера / А.А. Деркач, А.А. Исаев.-М.:-1982,-410с.
  12. Дмиртиев, С.В. Учитесь читать движения, чтобы строить действия / С.В. Дмиртиев. – Н.Новгород.: Изд-во НГПУ,2003,170с.
  13. Задворнов, К.Ю. Исследование процесса становления новых (нетрадиционных) видов спорта / К.Ю. Задворнов // Теория и практика физической культуры,-1999;№12-с.17-23
  14. Ильин, Е.П. психология физического воспитания/Е.П. Ильин.-М.,-1987.-223с.
  15. Курпан, Ю.Н. Физкультура, формирующая осанку / Ю.Н. Курпан, Е.А. Таламбум.-М.: ФИС,-1990,220с.
  16. Ломов, Б.Ф. Система наук о человеке / Б.Ф. Ломов // системность в психологии, М.,1996,-230с.
  17. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы, сознания / А.Н. Леонтьев.-М.: Мысль,1980.
  18. Лубышева, Л.И. Социальное и биологическое в физической культуре человека в аспекте методологического анализа / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры.-1996.-№1-с.10-14
  19. Марищук В.А. Методики психодиагностики в спорте/В.А. Марищук, Ю.М. Блудов, В.А. Плахтиенко, Л.К. Серова-М.:Просвещение,1990.-250с.
  20. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова – М.: ,1990,-с.56-57
  21. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта / Л.П. Матвеев.М.:1997,-304с.
  22. Мерлин,В.С. Очерк теории темперамента / В.С. Мерлин,-Пермь,-1973,-180с.
  23. Митина, Л.М. Учитель как личность и профессионал/Л.М. Митина, -М.:Знание,1994.-238с.
  24. Митина, Л.М. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция // М.:Флинта,2003.-144с.
  25. Мухина, В.С. Детская психология / В.С. Мухина.- М.,1985,272с.
  26. Небылицин, В.Д. Основные свойства нервной системы человека / В.Д. Небылицын, — М.:Просвещение,-1960
  27. Николаев,А.Н. Успешность деятельности тренера / А.Н. Николаев // Теория и практика физической культуры,-2003;№12-с.29-33
  28. Обухова, А.Н. детская психология: теории, факты, проблемы / А.Н. Обухова – М.,1995
  29. Пономарев, Н.И. Социологические функции физической культуры и спорта / Н.И. Пономарев.-М.:ФИС,1974,-310с.
  30. Пуни, А.У. Волевая подготовка в спорте / А.У. Пуни.- М.: ФИС,-1969,-370с.
  31. Станкхин М.И. Психолого-педагогические основы физического воспитания: Пособие для учителя.-М.: Просвещение,1987.-224с.:ил.
  32. Фарфель, В.В. Управление движениями в спорте / В.В. Фарфель.-М.: Физкультура и спорт,1975,110с.
  33. Филин, В.Н. Теория и методика юношеского спорта / В.Н. Филин – М.: ФИС,-1987,-420с.
  34. Флейк-Хобсон, К. Развитие ребенка и его отношений с окружающими / К. Флейк-Хобсон, Б. Робинсон, П.Скен:-М.,1992.
  35. Харе Д. Учение о тренировке / Д. Харе.-М.: ФИС,-1970.
  36. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. — М.: Издательский центр «Академия»,-2000,-480с.
  37. Черникова, О.А. Эмоции в спорте / О.А. Черникова. – М.: ФИС,-1961,-205с.

Методическое издание

Психология физической культуры и спорта

Учебно-методический комплекс курса

для специальности 050720 – «Физическая культура»

Автор-составитель:

Вяткина Лада Брониславовна

Юдина Раиса Николаевна

Редактор О.В. Вязова

Технический редактор Е.Е. Покровская

Компьютерный набор выполнен Л.Б.Вяткина

Дизайн обложки Д.С. Корниенко

Свидетельство о государственной аккредитации вуза

№ 1426 от 23.04.2004 г.

Изд. Лиц. Ид № 03857 от 30.01.2001

Подписано в печать ХХ.ХХ.200Х. Формат 60х90 1/16

Бумага ксероксная. Печать на ризографе

Усл. печ. л. 2,5. Уч.-изд. л. 1,13

Тираж 100 экз.

Редакционно-издательский отдел

ГОУ ВПО «Пермский государственный педагогический университет»

614990, Г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 2, оф. 71,

тел. (342) 238-63-12

Отпечатано на ризографе

в Пермском государственном педагогическом университете

614690, Г. Пермь, ул. Сибирская, 24, оф.11