Особенности когнитивного развития младшего школьникa

Особенности когнитивного развития младшего школьника

когнитивный младший школьник

Введение

Когда мы говорим младший школьник, то в это понятие включаем ребенка в возрасте 6-10 лет. От 6 до 10 лет на протяжении того времени, которое занимает обучение в начальных классах, у ребенка складывается новая для него деятельность — учебная. Именно тот факт, что он становится учеником, человеком учащимся, накладывает совершенно новый отпечаток на весь его психологический облик, на все его поведение. Под воздействием новой, учебной деятельности изменяется характер мышления ребенка, его внимание и память. Поэтому рассматриваемая тема весьма актуальна. Цель исследования — изучение особенностей когнитивного развития у детей младшего школьного возраста, выделение рекомендаций для педагога и родителей.

Объект исследования — младшие школьники, дети от 6 до 11 лет.

Предмет исследования — психологические особенности младших школьников. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1).

Осуществить теоретический обзор и проанализировать литературу по проблеме исследования;

2).

Раскрыть сущность когнитивных процессов в младшем школьном возрасте;

3).

Выделить рекомендации для родителей и педагогов.

В соответствии с целью и задачами были применены приемы, являющиеся компонентами разных методов: описательного (сбор материала, обработка, интерпретация и обобщение).

Гипотеза исследования: При правильном использовании знаний, касающихся особенностей психического развития младших школьников, можно строить учебный процесс таким образом, чтобы активизировать познавательный интерес учащихся, и успешно развивать память, мышление и другие психические функции детей.

1.Особенности когнитивного развития у детей младшего школьного возраста

1.1 Особенности развития ощущений младших школьников

Ко времени обучения детей в школе анализаторы вполне сформировались, однако их развитие продолжается и в школьном возрасте. Следует отметить, что анализаторы развиваются неравномерно. В младшем школьном возрасте в несколько замедленном темпе увеличивается острота зрения. Вместе с тем у младших школьников быстро развивается способность к различению зрительных и слуховых раздражителей. В младшем школьном возрасте заметно совершенствуется и умение быстро перестраивать зрительный аппарат для рассматривания близких предметов (тетрадь, книга, раздаточный, наглядный материал) и более отдаленных предметов (классная доска, карта на стене, приборы на столе учителя).

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: процесс развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: педагогические условия развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста ...

Дети приходят в школу со знанием основных цветов. За время пребывания в начальных классах они учатся не только различать оттенки цветовых тонов, но и называть их (например, светло-синий, темно-зеленый, бледно-розовый).

У девочек цветоощущение развито несколько сильнее, чем у мальчиков. Это отчасти можно объяснить тем, что при играх девочки больше интересуются окраской вещей, чем мальчики.

Что касается остроты слуха, то она у младших школьников несколько возрастает по сравнению с детьми дошкольного возраста. Речевой слух особенно развивается в первые годы обучения в школе, чему способствует обучение чтению и письму. В свою очередь, обучение происходит успешнее при достаточно развитом фонематическом слухе. Дети производят анализ слова на слоги, слоги расчленяют на звуки, затем обучаются обратному процессу — синтезу, объединению звуков в слоги, а из слогов составляют слова. Исследования Плагиной показали, что те учащиеся, которые мало упражнялись в этой аналитико-синтетической деятельности на словесном материале, медленнее обучаются чтению и больше допускают ошибок при письме. Для правильного письма большое значение имеет также проговаривание по слогам вслух или про себя тех слов, которые пишутся.

1.2 Особенности развития восприятия младших школьников

Для детей младшего школьного возраста, очень многое в новинку, и потому интересно. Но, несмотря на то, что дети любят все рассматривать, трогать руками, охотно слушают объяснения старших, многого они не замечают в окружающих предметах и явлениях. Причина этого — в особенностях детского восприятия.

В младшем школьном возрасте наблюдения детей отличаются некоторой поверхностностью и недостатком целенаправленности. Учащимся I класса показали красочную картину с изображением белки. Затем предложили детям нарисовать белку по памяти. И тут начались вопросы: «А какой у белки хвост?», «Есть ли у нее усики?», «Какого цвета у нее шерсть?», «Какие глаза?» и т. п. Эти вопросы показали, что дети очень многого в белке не увидели, хотя знали, что им надо будет ее рисовать.

Поверхностность восприятия приводит к тому, что младшие школьники замечают отдельные признаки предмета, не связывая, их друг с другом и не замечая наиболее существенных его качеств. Все яркое, большое, подвижное привлекает их внимание. Поэтому то, что отличается наглядностью, воспринимается детьми лучше, чем отвлеченный, абстрактный материал. Но с каждым годом восприятия у младших школьников становятся более зрелыми, полными, второстепенное в воспринимаемом предмете отступает на задний план, а выделяется существенное, главное. Иллюстрацией такого развития восприятий может служить выбор двумя братьями игрушки в магазине. Первокласснику понравился деревянный автомобиль, который был изготовлен примитивно, двигался плохо, но зато был большого размера, ярко окрашен и имел громкий гудок. Его брат, третьеклассник, предпочел иметь металлический автомобиль, вдвое меньший по объему, скромной серой окраски, но с пружинным механизмом для движения и большим сходством с настоящей машиной.

Восприятие в младшем школьном возрасте тесно связано с эмоциями. Ребенок воспринимает окружающий мир не безразлично, многое его радует или огорчает. Поэтому школьник обращает главное внимание на то, что возбуждает у него чувства, интерес, а не на то, что важно само по себе, хотя и не вызывает эмоций. Этим объясняется, что ребенок иногда указывает в предметах на такие детали, которые взрослыми не замечаются, так как не имеют существенного значения.

18 стр., 8561 слов

Психологические аспекты агрессивного поведения детей в младшем школьном возрасте

... у детей младшего школьного возраста. В качестве методов исследования применялись: 1. Наблюдение. 2. Тестирование. 3. Опрос. 4. Изучение продуктов деятельности. В частности использовались следующие методики: - адаптированный для младших школьников ...

У школьников этого возраста восприятие часто бывает неточным, пишет Лурия. Сходные предметы они часто принимают за тождественные. Так, городские дети синицу могут принять за ворону. Неточность восприятия сказывается у учеников I класса при чтении, когда они вместо читаемого слова называют другое, сходное с ним.

Недостаточно развито у младших школьников и восприятие пространства. Название основных мер длины они знают, но правильного конкретного представления расстояния, равного, например, километру, у них нет.

Слабо развито у младших школьников и восприятие времени. Некоторые дети считают, что урок и час равны по времени.

Слабые стороны восприятия детей объясняются отсутствием у них знаний и опыта, но по мере появления их ребенок начинает воспринимать мир все более точно и правильно. И в этом отношении большую роль играет обучение в школе.

1.3 Особенности развития внимания младших школьников

Внимание — важное и необходимое условие эффективности всех видов деятельности человека, прежде всего трудовой и учебной. Чем сложнее и ответственнее труд, тем больше требований предъявляет он к вниманию.

Внимание учащихся является одним из основных условий успешной организации учебно-воспитательного процесса.

В младшем школьном возрасте внимание осуществляет отбор актуальных, лично значимых сигналов из множества всех доступных восприятию и за счет ограничения поля восприятия обеспечивает сосредоточенность в данный момент времени на каком-либо объекте (предмете, событии, образе, рассуждении).

Преобладающим видом внимания младшего школьника в начале обучения является непроизвольное внимание. Реакция на все новое, необычное сильна в этом возрасте. Ребенок не может еще управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений.

Внимание младшего школьника тесно связано с мыслительной деятельностью — учащиеся не могут сосредоточить свое внимание на неясном, непонятном. Они быстро отвлекаются и начинают заниматься другими делами. Необходимо трудное, непонятное сделать для учащегося простым и доступным, развивать волевое усилие, а вместе с ним и произвольное внимание.

Произвольность познавательных процессов у детей 6-8 и 9-11 лет возникает лишь на пике волевого усилия, когда ребенок специально организует себя под напором обстоятельств или по собственному побуждению. В обычной обстановке ему еще трудно так организовать свою психическую деятельность.

Развитие устойчивости произвольного внимания изучают, определяя максимальное время, которое дети могут провести, сосредоточившись на одной игре. К 6-7 годам время возрастает до 1,5-3 часов. Также долго ребенок может быть сосредоточен и на продуктивной деятельности (рисовании, конструировании, изготовлении поделок).

Однако такие результаты сосредоточения внимания достижимы только при наличии интереса к деятельности. Ребенок будет томиться, отвлекаться и чувствовать себя совершенно несчастным, если надо быть внимательным к деятельности, которая ему не нравится.

10 стр., 4676 слов

Психокоррекционная программа формирования положительной самооценки ...

... детей, занятия составлены так, чтобы в них происходила постоянная смена разных видов деятельности. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ САМООЦЕНКИ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ РАЗВИТИЕМ ... Условия реализации. Предлагаемая программа разработана для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Занятия проводятся один раз в неделю, ...

1.4 Особенности развития памяти младших школьников

В младшем школьном возрасте память претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредствованной.

В младшем школьном возрасте начинает быстро развиваться произвольное и осмысленное запоминание. Задача обучения в школе сводится к умелому использованию обоих видов памяти.

Ученики 7-8 лет (а иногда и старше) имеют склонность запоминать все дословно, буквально, даже то, что не требует такого усвоения, а может быть изложено своими словами. Это не означает, что ребенок не понимает того, что запомнил. Просто детям этого возраста легче запомнить текст без изменения и точно передать фразами учебника, чем свободно излагать материал, так как у них еще недостаточен запас слов и нет умения оперировать ими.

Способность детей младшего школьного возраста к произвольному запоминанию неодинакова на протяжении обучения в начальной школе и существенно различается у учащихся I-II и III-IV классов. Так, для детей 7 -8 лет характерны ситуации, когда запомнить без применения каких-либо средств гораздо проще, чем запомнить, осмысливая и организуя материал.

По мере усложнения учебных заданий просто запоминать становиться невозможным, и это вынуждает ребенка искать приемы организации памяти. Чаще всего таким приемом оказывается многократное повторение — универсальный способ, обеспечивающий механическое запоминание.

Нередко этот способ запоминания остается у школьников единственным на протяжении всего периода обучения в школе. Это связано в первую очередь с тем, что в младшем школьном возрасте ребенок не овладел приемами смыслового запоминания, его логическая память осталась недостаточно сформированной.

В младшем школьном возрасте у детей более развита образная память и менее — словесно-логическая. Все, что связано с наглядностью, яркостью впечатлений запоминается легко и надолго. В процессе обучения у детей быстро развивается и смысловая память. Ребенок начинает некоторые абстрактные понятия. У него расширяется объем памяти, увеличиваются быстрота усвоения и точность воспроизведения.

1.5 Особенности развития речи младших школьников

Младший школьник начинает овладевать произвольной, активной, программированной, коммуникабельной и монологической речью. На протяжении младшего школьного возраста происходит развитие всех сторон речи: фонетической, грамматической, лексической. Первоклассники практически владеют всеми фонемами, тем не менее, фонетической стороне надо уделить большое внимание, так как обучение чтению и письму требует хорошо развитого фонематического слуха, т. е. умение воспринимать, правильно различать все фонемы, научиться анализировать их, выделять каждый звук из слова, выделенные звуки сочетать в слова. На протяжении младшего школьного возраста идет развитие и грамматической стороны языка.

Необходимость быть понятым в письменном изложении заставляет учащегося грамматически правильно строить свою речь. Речевая деятельность требует не только механического воспроизведения известных случаев применения слов, но и творческого оперирования словами, понимания и оперирования их в новых ситуациях, в новых значениях.

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

... размер Методологические основы менеджмента. Законы, принципы, функции. Законы и закономерности Законы развития производства объективны и не зависят от воли и сознания людей ... системы при изменении состояния внешней среды. пропорциональность производства и управления, соотносительность развития основного и вспомогательного производства. соотносительность и адекватность управляющей и управляемой ...

При организации обучения в центре оказывается самая важная функция языка — коммуникативная. Раскрыть коммуникативную функцию языка для ребенка значит научить его планировать, высказывать свои замыслы языковыми средствами, предвидеть возможные реакции участника общения, контролировать свою речевую деятельность.

Речь детей, поступающих в школу, имеет не только некоторые недостатки, связанные с возрастными особенностями, но и отрицательные качества, заимствованные от окружающих людей, которые иногда по неграмотности, иногда умышленно коверкают слова, неправильно их произносят.

1.6 Особенности развития мышления младших школьников

Главной функцией в младшем школьном возрасте становится мышление.

Мышление ребенка младшего школьного возраста находится на переходном этапе развития. В этот период совершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.

Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах объем такого рода занятий сокращается. Образное начало все меньше и меньше оказывается необходимым в учебной деятельности. Дети овладевают приёмами мыслительной деятельности, приобретают способность действовать в уме и анализировать процесс собственных рассуждений. С развитием мышления связано возникновение таких важных новообразований, как анализ, внутренний план действий, рефлексия.

Владение основными мыслительными операциями требуется от учащихся уже в первом классе. Поэтому в младшем школьном возрасте следует уделять внимание целенаправленной работе по обучению детей основным приёмам мыслительной деятельности.

Мышление младших школьников неразрывно связано с восприятием.

В конце младшего школьного возраста проявляются индивидуальные различия в мышлении: среди детей психологами выделяются группы «теоретиков» или «мыслителей», которые легко решают учебные задачи в словесном плане, «практиков», которым нужна опора на наглядность и практические действия, и «художников» с ярким образным мышлением. У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления.

2.Рекомендации для родителей и педагогов

2.1 Рекомендации для развития ощущений младших школьников

Одной из важных задач учителя начальных классов школы является внимательное отношение к особенностям ощущений учащихся и забота о повышении их чувствительности. Учитель должен знать, кто из его учеников плохо видит (близорук или дальнозорок), недостаточно хорошо слышит. Детей с дефектами органов чувств необходимо показать врачу, а в классе их надо посадить так, чтобы они могли лучше видеть и слышать.

Надо с ранних лет внушать детям, какое огромное значение имеют ощущения для труда и познания мира, каким важным источником человеческого счастья они являются.

Вместе с тем учитель должен заботиться и о развитии ощущений у детей. Этому в значительной степени способствуют занятия рисованием, музыкой, пением, экскурсии в природу, в музеи, на выставки картин и т. п. Детям надо прививать любовь к искусству и стремление упражнять свои силы в том или другом его виде. Полезны и специальные упражнения для органов чувств.

21 стр., 10306 слов

Научно-теоретический анализ состояния проблемы психического развития детей

... состояния проблемы психического развития детей. Задачами курсовой работы являются: -рассмотрение понятия психического развития; -изучение основных подходов к решению проблемы психического развития; -изучение особенностей развития познавательных процессов в младшем школьном возрасте. ...

Эти упражнения могут быть включены в игровую деятельность детей (например, игра в лото, когда надо быстро найти одинаковые оттенки цвета или формы на картинке).

Очень важно, чтобы работу по охране и развитию органов чувств учащихся учитель проводил совместно с родителями, уточняя вместе с ними особенности детских ощущений и давая полезные советы для развития этих ощущений.

2.2 Рекомендации для развития восприятия младших школьников

Одна из важных задач учителя начальных классов — научить детей видеть, слышать, воспринимать предметы и явления.

Педагог должен не только показывать картину, но и ставить перед ними определенную задачу — найти такие-то предметы на картине, дать им объяснение, ответить на поставленные вопросы и т. п. Необходимо приучать детей самих ставить перед собой задачи осмысленного восприятия действительности, наблюдения окружающей жизни.

Перед показом картины, следует провести с ними беседу, рассказать предысторию. Для того, что бы они поняли, что должны увидеть на ней. Отправляясь на экскурсию, чтобы познакомиться с разными видами почвы, учитель проводит беседу с детьми, выясняя их знания о почве и давая им некоторые предварительные сведения о ней.

Такая предварительная беседа поможет ученику, во-первых, сравнить то, что он представлял, с тем, что он увидел, во-вторых, при восприятии новых для него предметов и процессов обращать внимание не на мелочи и второстепенные, но яркие детали, а на главное, существенное.

Для развития наблюдательности очень важно приучать детей к сравнению вещей и явлений. Показывая детям какие-нибудь предметы для наблюдения, учитель спрашивает, на что они похожи. Установив сходство, необходимо добиваться, чтобы ученики сумели указать и на различия между предметами. Важно также как можно больше органов чувств включать в наблюдение, чтобы ученик и посмотрел, и послушал, и, если надо, пощупал предмет. Постепенно от описания воспринимаемого надо переходить к его объяснению.

Наблюдательность хорошо развивается и во время экскурсии на природу, на производство, в музей, картинную галерею и т. п. Все это воспитывает способность не только смотреть, но и всматриваться, не только слушать, но и вслушиваться.

Тренировать и развивать восприятие младших школьников можно и с помощью специально подобранных игр. Приведем примеры нескольких игр, направленных на развитие различных модальностей восприятия (Тихомирова Л. Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. — Ярославль, 1997).

Игра «Развиваем глазомер»

Участники игры делятся на пары. Учитель предлагает одному из членов каждой пары на глазок отметить на доске рост своего товарища от пола, а также размах его рук. После этого учитель отмечает на доске действительный рост и размах рук школьника. Победителем становится тот, чей замер окажется более точным.

Игра «Угадай голоса»

Участники могут сидеть в классе на своих местах. Кто-то из детей становится водящим. Он встает спиной к классу. После этого кто-то из игроков произносит 2—3 слова («сегодня жарко» и т. п.).

10 стр., 4808 слов

Изучение уровня развития памяти у младших школьников

... развития памяти у младших школьников 2.1 Особенности организации эмпирического исследования по изучению уровня развития памяти у младших школьников .2 Представление и анализ результатов эмпирического исследования по уровню развития памяти у младших школьников ... 35 минут; в перерывах между уроками - физкультурные разминки, игры и прогулки, подвижная активность; обязательный дневной сон; отсутствие ...

Водящий должен узнать по голосу, кто это сказал. Для каждого водящего предлагаются 2—3 таких задания. В роли водящего должны побывать все участники игры.

Игра «Развиваем чувство времени»

Участники игры располагаются в кругу. Ведущий просит их закрыть глаза и расслабиться. Ведущий говорит следующее: «Когда я скажу «начали», вы начинаете чувствовать время. Когда скажу «достаточно», вы по очереди мне скажете, сколько времени прошло». Обычно засекается 1, 1,5 или 2 мин. Побеждает тот, кто назвал время более точно.

Игра «На какой странице закладка?»

Ведущий готовит к игре 2—3 книги с разным количеством страниц, в каждой из которых закладка. Сначала дается первое задание: «Определите, сколько страниц в каждой книге», затем второе задание: «Укажите, на какой странице в каждой из книг лежит закладка». За каждый правильный ответ игрок получает 1 очко.

2.3 Рекомендации для развития внимания младших школьников

Педагогу необходимо знать и учитывать то, что младшие школьники не умеют быстро переключать внимание с одного объекта на другой. Постепенно, при правильной организации учебного процесса, совершенствуется и данное качество внимания младших школьников: при необходимости учащиеся свободно переходят от одних действий к другим.

Для тренировки внимания младшего школьника можно использовать следующие игры:

* В газете или в журнале попросите ребенка по сигналу зачеркнуть все встречающиеся буквы е. Взрослый тоже может принять участие в соревновании.

* Приготовьте на листе бумаги ряд букв, среди которых необходимо обнаружить слова: ПРНОСЫДПОРМСАПОСОК ( НОС, СОК и др.).

* Попросите найти вокруг себя и назвать за 15 секунд предметы с определенным цветом или формой.

Кроме того, развить внимание младшего школьника помогут различные игры, такого типа, как, «Найти отличия» в 2 картинках, лабиринты и т.д.

2.4 Рекомендации для развития памяти младших школьников

Требуется выяснить у психолога, какой вид памяти у ребёнка является наиболее развитым. Если неплохо развита слуховая память, то нужно, чтобы ребёнок читал вслух материал, подлежащий запоминанию. Если более всего развита зрительная память, то нужно максимально использовать разнообразные средства наглядности. При преобладании двигательной памяти следует рекомендовать ребёнку кратко записывать материал, который нужно запомнить. При нарушениях памяти нужно добиваться от ребёнка не дословного запоминания учебного материала, а его общего понимания. В тех же случаях, когда требуется дословное заучивание, нужно проводить его маленькими порциями. Для развития памяти младшего дошкольника можно использовать игры следующего типа.

Игра «Будь внимательным, смотри, без ошибки повтори».

Для развития слуховой, кратковременной памяти.

Детям называют числа в произвольном порядке, они должны их воспроизвести (или воспроизвести их в обратном порядке).

Игра «Назови отличия».

Для развития зрительной памяти.

Учащимся дается 2 картинки, которые предъявляются последовательно. Картинки отличаются деталями. Необходимо назвать отличия.

Игра «Волшебный мешочек».

Для развития тактильной памяти.

Например, тема: Геометрические фигуры. Перед детьми мешочки с набором разных геометрических фигур. Они выбирают из мешочка называемую педагогом фигуру и выкладывают ее на стол.

14 стр., 6866 слов

Особенности развития памяти у детей младшего школьного возраста

... младшего школьного возраста. Развитие познавательной сферы 2.1 Познавательные процессы и сознание младшего школьника 2.1.1 Внимание 2.1.2 Восприятие младшего школьника 2.1.3 Мышление младшего школьного возраста 2.1.4 Речь младшего школьного возраста 3. Особенности развития памяти у детей младшего ...

Игра «Зрительный диктант».

Для развития кратковременной памяти. Детям предъявляется картинка с изображением геометрического узора, который они должны затем воспроизвести по памяти на листе бумаги.

Игра «Пять строк».

Для развития ассоциативной памяти.

Учитель читает вслух пять строк по 2 слова в каждой, обращая внимание на логическую связь, которая существует между словами. Прочитав вслух 5 строк, педагог предлагает учащимся тетради, в которых написаны лишь первые слова. Дети должны написать в каждой строке вторые слова.

2.5 Рекомендации для развития речи младших школьников

Учителю еще в начальных классах надо прививать детям любовь к правильному, точному употреблению слов и фраз и отвращение ко всяким искажениям речи.

Для развития устной речи детей учителю не следует ограничиваться ответами ребенка, в которых почти дословно воспроизводится текст. Следует ставить ребенку дополнительные вопросы, ответы на которые требуют некоторой перестройки материала, прочитанного в книге, передачи его своими словами. Для развития речи очень полезны сочинения на свободные темы (развивающие творческое воображение), а также диалоги между учениками, например, о том, что они видели на экскурсии, в кино, театре и т. д. В таких беседах дети учатся думать самостоятельно, а где четкая мысль, там и точная, понятная речь.

Для развития речи, для обогащения лексического запаса большое значение имеет чтение. Поэтому необходимо с первых дней обучения детей в школе воспитывать у них интерес и любовь к книге, приучать их к самостоятельному чтению не только в школе, но и дома. Устные и письменные пересказы прочитанного способствуют развитию у речи у учащихся с задержкой психического развития в третьем классе с использованием компьютерных программ">учащихся связной речи, обогащают их язык речевыми оборотами. Очень полезно проводить в начальных классах объяснительное чтение, в процессе которого дети раскрывают значение слов, подбирают синонимы и антонимы, выделяют в тексте основные мысли, составляют план рассказа.

Уроки грамматики и правописания в младших классах вырабатывают у детей осмысленное отношение к тексту и навыки литературной речи.

Большое значение имеют специальные занятия по развитию речи. Учитель требует от детей правильного произнесения отдельных слов и предложений с соблюдением ударения, грамматических форм, пауз, необходимой интонации.

Образцом для учащихся должна быть безукоризненно правильная, ясная, четкая, содержательная и в меру эмоциональная речь учителя.

Большую помощь в развитии речи младших учащихся оказывают наглядные пособия, различные технические средства обучения (диафильмы, учебное кино, магнитофон).

Этой же цели служат внеклассная работа, посещение театра, участие в художественной самодеятельности, кружках художественного слова и т. п.

5 стр., 2362 слов

Коррекционная работа по развитию речи учащихся при изучении сказок

... коррекционной работы по развитию речи учащихся при изучении сказок ....................... Заключение К числу важнейших задач логопедической работы с младшими школьниками, обучающимися в ... на процесс развития связной монологической речи детей. Объект исследования: процесс развития связной монологической речи детей. Предмет исследования: коррекционно–развивающая работа по развитию речи учащихся при ...

Развитие речи учащихся тесно связано с активным приобретением ими знаний об окружающем мире, с общим ростом культуры школьника, повышением его познавательных интересов, любознательности и наблюдательности.

2.6 Рекомендации для развития мышления младших школьников

Развивать мышление младшего школьника можно с помощью игры.

Игра «Сокращение рассказа».

Детям предъявляется отпечатанным или зачитывается короткий рассказ. Его содержание надо передать максимально сжато, используя лишь одно-два-три предложения, и так, чтобы в них не было ни одного лишнего слова. При этом основное содержание рассказа, конечно же, должно сохраниться.

Игра «Исключи лишнее».

Детям требуется выбрать из 3 слов одно лишнее.

Игра «Придумай сказку».

Ведущий показывает всем картинку, на которой может быть изображено что угодно, а игроки по очереди должны сочинить сказку о том, что изображено на картинке.

Заключение

Младшим школьникам предстоит очень важный момент в их жизни — переход после окончания начального звена в среднее звено школы. Этот переход заслуживает самого серьёзного внимания. Это связано с тем, что коренным образом изменяются условия учения. Новые условия предъявляют более высокие требования к развитию мышления, воображения, памяти и внимания детей, к их личностному развитию.

Однако уровень развития значительного числа учащихся едва достигает необходимого предела, а у довольно многочисленной группы школьников уровень развития явно недостаточен для перехода в среднее звено.

Это свидетельствует о том, что те качества, которые должны быть сформированы у учащихся к концу обучения в начальном звене, не сформированы, или развиты в незначительной степени, или не у всех ребят.

Поэтому, выявление степени развития познавательных способностей младших школьников, определение их готовности к обучению в среднем звене, очень важно, и чем точнее будет проведена диагностика ребенка, чем быстрее и правильнее разработан комплекс коррекционных работ, и проведен с каждым учеником, тем выше успеваемость учащихся и их успешность в обучении.

Таким образом, позитивное изменение в уровне познавательных процессов у учащихся подтверждает нашу гипотезу о том, что правильное использование знаний учителя, касающихся особенностей психического развития младших школьников, можно строить учебный процесс таким образом, чтобы активизировать познавательный интерес учащихся и успешно развивать память, мышление и другие психические функции детей.

Список используемой литературы

1. Алферов А.Д. Психология развития школьников: Учебное пособие по психологии. — Ростов на/Д: изд-во Феникс, 2000. — 384с.

2. Бондаренко А.А. Формирование навыков литературного произношения у младших школьников, М., 1990. -156с.

3. Вахрушева Л.Н. Проблема интеллектуальной готовности детей к познавательной деятельности в начальной школе // Начальная школа. 2006. — № 4. — с.63-68.

4. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования, М., 1956

5. Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. — 2-е изд. — М.: Университет, 2000. — 336с.

6. Голубева Т. М. Индивидуальные особенности памяти человека. М., «Педагогика», 1980. -87с.

7. Журналы «Начальная школа», № 5 1986, № 4 1994.

8. Зайдман И.Н. Развитие речи и психолого-педагогическая коррекция младших школьников // Начальная школа, № 6, 2003. -94с.

9. Зеньковский В. Психология детства, М., 1996. -110с.

10. Зинченко Т.П. Когнитивная и прикладная психология, М., 1992.- 235с.

11. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения, М., 1994. -134с.

12. Ладыженская Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка, М., 1991.-67с.

13. Лейтес Н.С. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. — М.: Академия, 1999. — С.25-37.

14. Лурия А.Р. Ощущение и восприятие. М., 1978.-45с.

15. Ляудис В.Я. Память в процессе развития. — М., 1976.-94с.

16. Орлик Е.Н. Тексты, развивающие логику и мышление. — М.: Грамотей, 2003. — с.48-56.

17. Палагина Н.Н., Психология развития и возрастная психология. -М. : Грамотей, 2000. -67с.

18. Тарабарина Т. И.50 развивающих игр. — Ярославль: Академия, 2003. — 12-43с.

19. Тихомирова Л. Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. — Ярославль, 1997. 14-17с.

20. Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция внимания и памяти школьников // Маркова А.К., Лидерс А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. — Петрозаводск, 1992. 87с.

21. Размещено на