Основы психогенетики 3

УРАЛЬСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ОБЩЕЙ И ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ

УТВЕРЖДЕНО: УТВЕРЖДАЮ:

Заседанием кафедры проректор по учебно-методической

Протокол № 2 от _10.12.2014 работе

Заведующий кафедрой ________________________

____________ О.В. Кузьмина «__"_______________20___ г.

Практикум для студентов

направления 37.03.01 «Психология»

Автор: д.м.н., проф. Вогулкин С.Е., ст. преподаватель Стригулина Е.Ю.

Ответственный редактор: к.пс.н., доцент Кузьмина О.В.

Екатеринбург, 2014

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…3

Тема: ПСИХОГЕНЕТИКА КАК НАУКА…5

Тема: ПСИХОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА, ТЕМПЕРАМЕНТА И ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ…11

Тема: ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ДЕВИАНТНОМ И ДЕЛИНКВЕНТНОМ ПОВЕДЕНИИ…18

ЛИТЕРАТУРА…21

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускников

Дисциплина «Основы психогенетики» является дисциплиной ООП ФГОС ВО по направлению 37.03.01 «Психология».

14 стр., 6796 слов

Пояснительная записка. Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования

... ББК 67.408     © Уральский юридический институт МВД России, 2012 Пояснительная записка Программа итогового государственного экзамена по дисциплине «Уголовное право ... предлагается два теоретических вопроса: первый вопрос – по Общей части курса, второй вопрос – по Особенной части ... предлагается три теоретических вопроса: первый вопрос – по Общей части курса, второй и третий вопросы – по ...

Данная дисциплина опирается на дисциплины общепрофессиональной психологической подготовки (Анатомия ЦНС, Философия, Общая психология, Нейрофизиология, Психология личности, Психофизиология)".

Цель и задачи дисциплины

Основная цель изучения дисциплины «Основы психогенетики» -формирование знаний о роли и взаимосвязи наследственных и средовых детерминант в вариативности психологических и психофизиологических признаков человека

Основные задачи дисциплины:

  • ознакомление студентов с основными проблемами, теоретическими подходами и результатами исследований в области генетических основ поведения и психики.
  • освоение базовых знаний по основам психогенетики для использования их при изучении специальных дисциплин: психологии развития и возрастной психологии, специальной психологии, клинической психологии, дифференциальной психологии и др.
  • формирование у студентов основных понятий о природе наследственности, изменчивости.
  • формирование у студентов знаний о роли и взаимодействии факторов наследственности и среды в формировании индивидуальных различий по психологическим и психофизиологическим признакам.
  • изучение методов психогенетического исследования.
  • приобретение студентами навыков практического применения знаний: элементарная диагностика, описание фенотипа, составление генеалогического древа.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения дисциплины «Основы психогенетики» студенты должны:

знать:

Основы наследственности и изменчивости, закономерности наследования, виды и причины изменчивости.

Законы наследования психофизиологических и психологических характеристик индивида.

6 стр., 2601 слов

По дисциплине: Психогенетика

... Реферат По дисциплине: Психогенетика По теме: Характеристика законов Менделя Содержание ... литературы Хрестоматия по курсу введение в психологию. Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 ... с рецессивным). Таким образом, при моногибридном скрещивании цитологическая основа расщепления потомства — рас­хождение гомологичных хромосом и ...

Основы теории и практики психогенетических исследований.

уметь:

Составлять генеалогическое дерево.

Соотносить данные психогенетики и смежных психологических дисциплин.

Генотипически диагностировать генетические патологии

Использовать генетическую терминологию.

иметь навыки:

Навыками прогнозирования проявления наследственных болезней в потомстве, а также навыками диагностики генетических патологий.

Навыками работы с литературой и с Интернетом по изучаемым проблемам.

Основными методами естественно-научных исследований.

Итогом освоение содержания дисциплины «Основы психогенетики» должно стать формирование следующих компетенций:

  1. Способность к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-3).
  2. Способность к выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-4).

Практические задания

Тема 1: Психогенетика как наука

Практическая работа № 1. Предмет психогенетики, ее история и связь с другими науками. Проблема изучения индивидуальности

Тема: Предмет психогенетики, ее история и связь с другими науками. Проблема изучения индивидуальности

3 стр., 1291 слов

Зачётное занятие проходит в форме защиты студентом, а по одной из тем

Зачётное занятие проходит в форме защиты студентом реферата по одной из тем. Перечень тем ... (актуальность); 3. Теоретический блок (раскрываются основные понятия, цель, задачи по теме, теоретическое обоснование проблемы); 4. Практический блок (содержатся ... РЕФЕРАТ по курсу «Психология стресса» на тему: « Выполнила: Студент(ка) курса группы специальности «Психология» Проверила: старший преподаватель каф ...

Цель практической работы: Научить студентов чтению, расшифровке и аргументированному применению генетической и психогенетической символики

Ожидаемый результат: Формирование у студентов навыка

чтения и составления генетических задач, генеалогических карт и аргументированного введения обозначения генов и определения генотипов.

Задача 1

Две шестипалые сестры Маргарет и Мэри вышли замуж за нормальных мужчин. В семье Маргарет было пятеро детей: Джеймс, Сусанна и Дэвид были шестипалыми, а Элла и Ричард — пятипалыми. В семье Мэри была единственная дочь Джейн с нормальным строением руки. От первого брака Джеймса с нормальной женщиной родилась шестипалая дочь Сара, а от второго брака, также с нормальной женщиной, у него было 6 детей: одна дочь и два сына нормальные, пятипалые; две дочери и один сын — шестипалые. Элла вышла замуж за нормального мужчину. У них было два сына и четыре дочери — все пятипалые. Дэвид женился на нормальной женщине. Единственный их сын Чарльз оказался шестипалым. Ричард женился на своей двоюродной сестре Джейн. Две их дочери и три сына были пятипалыми.

Составьте и зарисуйте родословную данной семьи. Определите генотипы семьи.

Задача 2

Скрещены два растения гороха, имевшие желтую и зеленую окраску семядолей. В первом поколении все завязавшиеся семена имели желтую окраску семядолей. Какие генетические выводы можно сделать из этих данных? Какое потомство будет наблюдаться при самоопылении родительских растений и растений, выросших из гибридных семян?

13 стр., 6425 слов

Тема №: «Психозы позднего возраста». Задача № 1

... . бензодиазепины, СИОЗС, трициклические антидепрессанты, психотерапия Задача №3 В клинику обратился студент К., 21 года, с жалобами на страх ... средства по поводу артрита, однако на момент обследования признаков воспаления в суставах не выявляется. Вопросы: Назовите ... внутреннее напряжение. Каждый день опасается за жизнь своего ребенка и родителей. Малейшая задержка близких, вызывает усиление тревоги ...

Запишите условие, аргументировано используя генетическую символику.

Задача 3

Иногда встречаются люди с курчавыми и пушистыми волосами, которые называются «шерстистыми».

Такие волосы растут быстро, но секутся и никогда не бывают длинными. Признак этот доминантен. До сих пор не зарегистрировано ни одного случая брака двух людей с таким признаком, поэтому фенотип доминантной гомозиготы не известен. Какие волосы унаследуют дети, у которых отец имеет «шерстистые», а мать нормальные волосы?

Запишите условие задачи в общепринятой генетической символике.

Задача 4

Составьте родословную своей семьи (4 поколения), использовав следующие признаки:

1. Цвет глаз (карий доминирует над голубым и серым).

2. Рыжие волосы (рецессивный признак).

3. Светлые волосы (рецессивны по отношению к темным и рыжим)

4. Близорукость (доминантный признак).

5. Толстые губы (доминантный признак).

6. Наличие веснушек (признак обычно обусловлен наличием доминантного гена, но на него, кроме того, влияет ген рыжих волос и солнечные лучи).

7. Наличие резус-фактора (резус-положительная кровь определяется доминантным геном).

8. Леворукость (рецессивный признак).

9. Способность свертывать язык желобком (доминантный признак).

Задача 5

Пробанд страдает легкой формой серповидноклеточной анемии. Его супруга здорова, но их дочь также с легкой формой анемии. Мать и бабка пробанда страдали этой же формой серповидноклеточной анемии, остальные сибсы матери и ее отец здоровы У жены пробанда есть сестра, больная легкой формой анемии, вторая сестра умерла в детстве от анемии. Мать и отец жены пробанда страдали анемией, кроме того, известно, что у ее отца было два брата и сестра с легкой формой анемии и что в семье сестры отца двое детей умерли от серповидноклеточной анемии.

5 стр., 2102 слов

Глава 1. Основные задачи кабинета здорового ребёнка

... кабинетами здорового ребенка ЛПУ по месту жительства детей и отделениями организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях. Глава 1. Основные задачи кабинета здорового ребёнка - Пропаганда ... решения об отказе от вредных привычек. Главная задача фельдшера сделать все возможное, чтобы у данного ребёнка не развилось данное заболевания, проводить разъяснительные ...

Составьте родословную данной семьи по серповидноклеточной анемии.

Задача 6

Редкий аллель, А вызывает у человека наследственную анофтальмию (отсутствие глазных яблок).

Аллель, А обуславливает нормальное развитие глаза. У гетерозигот глазные яблоки уменьшены. Супруги гетерозиготны по гену А. Определить расщепление в Fi по генотипу и по фенотипу. Мужчина, гетерозиготный по гену, А (с уменьшенными глазными яблоками), женился на женщине с нормальным развитием глаз. Какое расщепление по фенотипу окажется среди его детей?

Запишите условие задачи в двух вариантах: принятой генетической символике и обыденным языком, без использования терминов.

Практическая работа № 2. Основные понятия менделевской генетики и генетики количественных признаков

Тема: Основные понятия менделевской генетики и генетики количественных признаков

Цель практической работы: Научить студентов вычислению на практике результатов расщеплений в потомстве от поставленных скрещиваний

Ожидаемый результат: Формирование у студентов навыка применения полученных теоретических знаний для решения актуальных генетических задач.

Задача 1

Скрещены два растения гороха, имевшие желтую и зеленую окраску семядолей. В первом поколении все завязавшиеся семена имели желтую окраску семядолей. Какие генетические выводы можно сделать из этих данных? Какое потомство будет наблюдаться при самоопылении родительских растений и растений, выросших из гибридных семян?

Задача 2

При скрещивании растений гороха с зелеными и беловато-желтыми (бежевыми) семенами в F1 все семена оказались с зеленой окраской семядолей, а во втором поколении примерно ¾ семян имели зеленую, а ¼— бежевую окраску семядолей. Объясните результаты скрещивания и напишите генотипы родительских форм, а также гибридов первого и второго поколений.

8 стр., 3749 слов

Задачи, решаемые студентом в ходе выполнения выпускной квалификационной работы

... знаний и степени подготовленности студентов для дальнейшей самостоятельной работы. Задачи, решаемые студентом в ходе выполнения выпускной квалификационной ... Кто является основным носителем атмосферы? 70. Как определить кульминацию спектакля? 71. Назовите великих режиссёров прошлого? ... учебного театра со студентами отделения. 4. Дипломный спектакль принимается комиссией в составе трех человек (с высшим ...

Задача 3

Два года подряд сибирский длинношерстный кот Мурзик скрещивался с соседской кошкой Пуськой. В первый год у Пуськи родилось 5 котят, из них 3 короткошерстных и 2 длинношерстных, а на следующий год 4 котенка — 2 короткошерстных и 2 длинношерстных.

Известно, что у кошек короткая шерсть (L) доминирует над длинной (/).

Какая шерсть была у Пуськи? Какое потомство следует ожидать от скрещивания Мурзика с длинношерстной дочерью? А с короткошерстной?

Задача 4

У Володи и его родного брата Коли глаза серые, а у их сестры Наташи — голубые. Мама у этих детей голубоглазая, ее же родители имели серые глаза. Как наследуется голубая и серая окраска глаз? Какой цвет глаз у папы Володи, Коли и Наташи? Каковы генотипы всех членов семьи? Дайте аргументированный ответ.

Задача 5

Кровь большинства людей содержит антиген Rh, который наследуется как доминантный признак (резус- положительные люди).

В крови других людей нет антигена Rh (резус-отрицательный фенотип).

Резус-отрицательность наследуется как рецессивный признак. Какие дети могут появиться от брака двух резус-отрицательных

родителей? В случае, если один из родителей резус- отрицательный, а другой — резус-положительный? От брака двух резус-положительных родителей? Какая группа крови по резус-фактору может быть у ребенка, если его мать резус-положительная женщина, а отец — резус — отрицательный?

Задача 6

Галактоземия (неспособность усваивать молочный сахар) наследуется как аутосомный рецессивный признак. Успехи современной медицины позволяют предупредить развитие болезни и избежать тяжелых последствий нарушения обмена. Какова вероятность рождения больных детей в семье, где один из супругов гомозиготен по гену галактоземии, но развитие у него болезни было предупреждено диетой, а второй гетерозиготен по галактоземии?

Практическая работа № 3. Статистические методы психогенетики. Показатель наследуемости, как метод изучения генотип-средовых взаимодействий

Тема: Статистические методы психогенетики. Показатель наследуемости, как метод изучения генотип-средовых взаимодействий

Цель практической работы: Научить студентов работе со статистическими методами психогенетики, определению генотип-средовых взаимодействий

Ожидаемый результат: Формирование у студентов навыка применения дисперсионного анализа в психогенетике

Задача 1

Разберите пример с нормами реакции двух генотипов, по-разному чувствительных к среде, и ответьте на следующие вопросы:

а) как будет выглядеть частотное распределение признака в популяции из двух генотипов в той области среды, где генотипы фенотипически не различаются?

б) как будет выглядеть то же самое распределение в той области среды, где фенотипические различия хорошо заметны?

в) в каком диапазоне среды наблюдается преимущественно средовая изменчивость фенотипов и в каком генетическая и почему?

Задача 2

Предположим, в психогенетических исследованиях для показателя интеллекта получена наследуемость, равная 0,6 (60%).

Что можно сказать по поводу роли наследственных и средовых факторов в формировании интеллекта у конкретного человека?

Задача 3

Как влияет наличие положительной и отрицательной генотип-средовой ковариации на фенотипическую дисперсию? Приведите графический пример.

Задача 4

Приведите конкретные примеры пассивной, реактивной и активной ковариации генотипа и среды.

Практическая работа № 4. Методы психогенетики: популяционный, генеалогический, приемных детей, близнецов

Тема: Методы психогенетики: популяционный, генеалогический, приемных детей, близнецов

Цель практической работы: Научить студентов обработке

больших массивов данных методами популяционной генетики

Ожидаемый результат: Формирование у студентов навыка

вычисления конкретных значений переменных в популяциях

Задача 1

В районе с населением в 500 000 человек зарегистрировано 4 больных алькаптонурией (наследование аутосомно-рецессивное).

Определите число гетерозиготных особей в данной популяции.

Задача 2

Среди итальянских переселенцев, живущих в одном из американских городов в виде изолята, в период с 1928 по 1942 год на 26 000 новорожденных 11 оказалось с тяжелой формой талассемии (генотип ТТ).

Определите число гетерозигот среди итальянских переселенцев данного города.

Задача 3

Альбинизм наследуется как рецессивный аутосомный признак. Заболевание встречается с частотой 1 на 100 000. Вычислите количество гетерозиготных особей в популяции.

Задача 4

В одном из родильных домов в течение 10 лет выявлено 210 детей с патологическим рецессивным признаком среди 84 000 новорожденных. Установите генетическую структуру популяции данного города, если она отвечает условиям панмиксии.

Задача 5

В районе с населением 280 000 человек при полной регистрации случаев болезни Шпильмейера-Фогта (юношеская форма амавротической идиотии) обнаружено 7 больных. Болезнь определяется рецессивным аутосомным геном. Определите число гетерозиготных носителей на 1 миллион населения.

Задача 6

От брака негров и белых рождаются мулаты. Анализ потомства большого числа браков между мулатами дал расщепление 1:4:6:4:1. Фенотипически это были черные и белые потомки, мулаты, а также темные и светлые мулаты. Определите количество генов, обуславливающих окраску кожи, характер их взаимодействия и генотипы родителей и потомков. Как по-вашему, может ли от брака белой женщины с мулатом или с африканским негром родиться совершенно черный ребенок — негр? Почему?

Задача 7

В древней Спарте был распространен обычай — если в семье воина рождалась девочка, ее убивали сразу после рождения. Вследствие этого гибла примерно треть всех спартанских женщин. Предположим, что изначально число мужчин в древней Спарте относилось к числу женщин как 1: 1 и что каждая оставшаяся в живых женщина рожала в среднем по 5 детей. Какое соотношение полов обнаружил бы исследователь через 10 поколений после появления этого варварского обычая? Почему?

Тема 2. Психогенетические исследования интеллекта, темперамента и индивидуального развития

Практическая работа № 1. Психогенетические исследования интеллекта, темперамента.

Тема: Психогенетические исследования интеллекта,

темперамента, отдельных когнитивных функций и

специальных способностей

Цель практической работы: Научить студентов анализу

данных, по­лученных различными статистическими

генетическими методами

Ожидаемый результат: Формирование у студентов

навыка мета-анализа результатов, формулирования

выводов и заключений о роли генетических факторов в

общей дисперсии индивидуальных особенностей человека.

Задача 1

В генеральной совокупности значения IQ в шкале Векслера распределены приблизительно нормально со средним 100 и стандартным отклонением 15. Определите следующие вероятности:

1. вероятность того, что случайно выбранный человек будет иметь IQ между 79 и 121

2. вероятность того, что случайно выбранный человек будет иметь IQ выше 127, ниже 73

Задача 2

Рост человека контролируется несколькими парами несцепленных генов, которые взаимодействуют по типу полимерии. Если пренебречь факторами внешней среды

и условно ограничиться лишь тремя парами генов, то можно допустить, что в какой-то популяции самые низкорослые люди имеют все доминантные аллели и рост 150 см, а самые высокие — все рецессивные и рост 180 см. Определите рост людей, гетерозиготных по всем трем парам генов, контролирующих рост.

Задача 3

Аня и Ася — однояйцовые сестры-близнецы. Вася и Ваня — однояйцовые братья-близнецы. Вася женился на Асе, а Ваня на Ане. В обеих семьях родились сыновья. Будут ли эти мальчики похожими друг на друга как однояйцовые близнецы? Почему?

Задача 4

Близорукий (доминантный признак) левша (рецессивный признак) вступает в брак с женщиной, нормальной по обоим признакам. Известно, что у обоих супругов были братья и сестры, страдающие фенилкетонурией, но сами супруги нормальны в отношении этой аномалии. В их семье первый ребенок был нормален в отношении все трех признаков, второй был близоруким левшой, а третий оказался больным фенилкетонурией. Определите генотипы родителей и всех трех детей. Определите вероятность того, что четвертый их ребенок будет нормальным по всем трем признакам?

Задача 5

Одна из форм глухонемоты у человека определяется доминантным геном. Другая форма, вызывающая нарушения звуковоспринимающей системы, наследуется как рецессивный аутосомный признак. Клинически эти формы практически не различимы. Предлагаем Вам историю одной семьи, пораженной глухонемотой, проживавшей в Северной Ирландии. Пробанд и пять его братьев здоровы. Мать и отец пробанда глухонемые. Родная сестра и два брата отца также глухонемые, а со стороны его матери четыре ее родных брата и сестра здоровы, но имеются также глухонемые сестра и брат. Бабка и дед по материнской линии здоровы, а по отцовской линии страдают глухонемотой.

У бабки по отцу были еще две девочки и один мальчик — все больные. У деда по отцу 3 сестры и брат были здоровыми и 2 сестры страдали глухонемотой. Прабабушка и прадед со стороны этого деда были здоровыми, а со стороны больной бабушки оба страдали глухонемотой. Составьте родословную и определите генотипы всех членов семьи. Какова вероятность, что у пробанда родится здоровый сын, если он вступит в брак с женщиной из семьи, благополучной по глухонемоте?

Практическая работа № 2. Психогенетика индивидуального развития человека («онтопсихогенетика»)

Тема: Психогенетика индивидуального развития человека («онтопсихогенетика»)

Цель практической работы: Научить студентов работать

в линейной и нелинейной моделях индивидуального

развития

Ожидаемый результат: Формирование у студентов

навыка определения индивидуальных траекторий развития

как ре­зультата взаимодействия данного генотипа с данной

средой

Задача 1

У человека известно несколько заболеваний, например, склонность к гастритам, в основе которых лежит полигенное наследование, то есть аддитивное действие целого ряда генов. Для таких заболеваний характерно, что частота их у близких родственников больного (пробанда) значительно выше, а при снижении степени родства она быстро падает. Эти заболевания возникают улиц с полигенным предрасположением, превышающим

некий порог, при наличии способствующих факторов внешней среды. Можно ли точно предсказать рождение ребенка с таким заболеванием в семье, где оба родителя имеют полигенную предрасположенность к нему? Какова вероятность рождения ребенка с предрасположенностью к гиперацидному гастриту в семье, где оба родителя страдают этим заболеванием и оба являются гетерозиготными по 7 аддитивным генам, взаимодействующим по принципу кумулятивной полимерии?

Задача 2

Семья Форсайтов (по Дж. Голсуорси).

На рисунке представлена родословная семьи Форсайтов.

Рис. Родословная семьи Форсайтов

к задаче 2

В родословной цифрами обозначены: римскими: I — Джолион I испытал сильный психический стресс, имел предрасположенность к болезни

Вильсона, но она не проявлялась, Rh+. II — Джолион II — здоров, резус-минус; III — Джолион III, не болен, резус-минус; IV — Джолион IV — не болен, резус- плюс, после рождения дочери была телеангиэктазия; арабскими: 1—Рогер, страдал врожденным циррозом печени, резус-положителен; 2 — Николас, здоров, Rh+; 3 — Эдгар, здоров, резус-положителен; 4 — Джулия, здорова, резус-отрицательна; 5 — Джеймс, не болен, резус-положителен, жена его здорова и имеет Rh+ эритроциты; 6 — Сомс, не болен, резус-положителен; 7 — Аннет, жена Сомса, резус-положительна, здорова; 8—Анн, больна, умерла в раннем детстве, резус-отрицательна; 9 — Ирен, здорова, резус-отрицательна; 10 — Франсис, резус-отрицательна, здорова; 11 — Флер, резус-положительна, здорова; 12 Джои, сын Ирен и Джолиона, резус-минус, здоров; 13 — Хелли, дочь Джолиона и Гелены, резус-положительна, страдала болезнью Вильсона; 14 — Элли — сын Гелены и Джолиона, резус-отрицателен, страдал и болезнью Вильсона и болезнью Ослера, не умер; 15 — дочь Джолиона и Франсис, умерла в раннем детстве.

Жены у Джолиона I, Джолиона II и Джолиона III все имели положительный резус-фактор и не страдали рассматриваемыми патологиями. Жена Джолиона III болела подпеченочной желтухой.

Оставляя в стороне житейские сложности героев романа, остановимся на некоторых фактах, интересных с генетической точки зрения. Джолион IV имел резус-положительный фактор. В первом браке с Франсис, имевшей резус-отрицательный фактор, у него родилась дочь, которая вскоре умерла. У нее был резус-отрицательный фактор и страдала болезнью Вильсона. Во втором браке с резус-положительной Геленой родились резус-

положительная дочь с болезнью Вильсона и резус- отрицательный сын, страдавший болезнью Вильсона и болезнью Ослера одновременно. В третьем браке с резус- отрицательной Ирен рождается здоровый сын с резус- отрицательным фактором.

Наследственная телеангиэктазия (болезнь Ослера) — появление многочисленных расширений мелких сосудов кожи и слизистых оболочек (красные пучки).

При их травме возникает длительное кровотечение. Болезнь Вильсона (наследственный цирроз печени) характеризуется медленно прогрессирующим замещением гепатоцитов соединительной тканью. Предложите гипотезу о совместном проявлении болезней Ослера, Вильсона и резус-фактора. Почему умерла дочь Джолиона IV от первого брака? Где это возможно, установите генотипы членов семьи Форсайтов.

Задача 3

У мужчины по краю ушной раковины сильно развит волосяной покров. У его отца, деда и прадеда уши также были волосатыми. В отличие от известного утверждения братьев Стругацких («Понедельник начинается в субботу»), этот признак никак не сказывался на их умственных способностях. У двух сыновей мужчины уши волосатые, а у дочери края ушной раковины лишены волосяного покрова. Составьте родословную данной семьи и определите характер наследования признака, если известно, что со стороны супруги мужчины ни у кого в родословной признак волосатых ушей никогда не про-

проявлялся.

Задача 4

Родословная французских королей (по Дрюону).

За давностью лет трудно с полной уверенностью говорить о болезнях королей. Согласно Дрюону, можно предположить, что в родословной французских королей встречаются две аутосомно-доминантные болезни: синдром Гарднера — множественные полипы толстого кишечника со склонностью к злокачественному перерождению и несовершенное образование зубной эмали.

Вспомним историю. Смерть Филиппа IV вызывает жестокую борьбу за французский престол всех его прямых и дальних родственников. Ничто не может остановить графиню Маго дАртуа, которая отравляя Людовика X Сварливого, мечтала сделать королем мужа своей дочери Жанны — Филиппа V Длинного. Но вторая жена Людовика X Клементция уже после смерти мужа рожает сына Иоанна I Неизвестного, который и становится законным наследником престола. Верные слуги королевы Клеменции, опасаясь злонамеренных действий со стороны Маго дАртуа, решают подменить младенца во время его коронации. Худшие опасения сбылись. Маго

д Артуа сумела незаметно для окружающих обтереть слюнявый ротик ребенка платком, смоченным ядом.

Вскоре после этого младенец, которого представили как короля Франции, приказал долго жить…

На основании родословной французских королей,

представленной на рис, попробуем установить:

1. Мог ли быть сыном Людовика X оставшийся в живых в результате подмены младенец, которого позже пытались выдавать за Иоанна I, если известно, что он не страдал ни одним из указанных наследственных дефектов?

2. Высказывались предположения, что дочь Людовика X от его первого брака является незаконнорожденной.

Поводом для таких предположений послужило скандальное разоблачение тайн Нельской башни. Действительно ли Жанна Наваррская (B1) является дочерью Людовика X, если у нее был только синдром Гарднера?

3. Установите по возможности генотипы упомянутых в родословной лиц. Допустим, что все они попали на «Ноев ковчег». Возможно ли рождение здоровых детей в браках Эдуарда III (A7), Эдмунда (A8), Иоанна I (B2) с любыми дочерями Филиппа V (9) и Карла IV (A0)? Кто с кем при этом условии должен вступить в брак, чтобы вероятность рождения здоровых детей равнялась единице? Какими будут дети, если в брак вступят

Эдмунд (A8) и Маргарита (B4)?

Тема 3. Общее представление о девиантном и делинквентном поведении

Практическая работа № 1

Тема: Психогенетические исследования личности,

психогенетика и девиантные формы поведения

Цель практической работы: Научить студентов выделять

особенности психологического фенотипа («психофена»)

как объекта генетического исследования

Ожидаемый результат: Формирование у студентов

навыка оценки вклада общей и индивидуальной среды в

фенотипическую изменчивость признака

Задача 1

Способность различать вкус фенилтиокарбамида (ФТК) обусловлена доминантным аутосомным геном Т, люди, не различающие вкус данного вещества, имеют генотип tt. Женщина с нормальным зрением, различающая вкус ФТК, вышла замуж за дальтоника, неспособного различать вкус фенилтиокарбамида. У них было две дочери, не страдавшие дальтонизмом и различающие вкус ФТК, и четыре сына, ни один из которых не страдал дальтонизмом, причем два различали вкус фенилтиокарбамида, а два — не различали. Каковы генотипы родителей и их детей? Определите вероятность гетерозиготности матери по гену дальтонизма

Задача 2

Какова вероятность для мужчины унаследовать от своей бабушки по отцу 22 хромосомы, а от бабушки по матери — все остальные аутосомы? Какова вероятность, что ребенок унаследует от бабушки по отцу 11 аутосом из общего числа 22, унаследованных им от своего отца?

Задача 3

Серповидноклеточная анемия — замена нормального гемоглобина, А на S-гемоглобин, в результате чего эритроциты принимают форму серпа в условиях пониженного содержания кислорода в атмосфере, наследуется как неполностью доминантный аутосомный признак. У гомозиготных индивидов заболевание приводит к смерти обычно в раннем возрасте. Гетерозиготные люди жизнеспособны, их выявляют, помещая каплю крови в газовую среду без кислорода. Интересно, что малярийный плазмодий не может использовать для своего S-гемоглобин, поэтому люди, имеющие эту форму гемоглобина, не болеют малярией. Наибольшее распространение этот ген имеет в странах Средиземноморья.

Какова вероятность рождения детей, устойчивых к малярии, в семье, где один из родителей гетерозиготен по гену серповидноклеточной анемии, а другой нормален в отношении этого признака? Какова вероятность рождения детей, чувствительных к малярии, в семье, где оба родителя устойчивы к этому заболеванию?

Задача 4

Ряд признаков шизофрении наследуются как доминантные аутосомные признаки. При этом у гомозигот пенетрантность равна 100%, у гетерозигот —20%. Определите вероятность рождения больных детей в семье, где один из супругов гетерозиготен, а другой нормален в отношении анализируемого признака. Определите вероятность рождения больных детей в браке двух гетерозиготных родителей.

Практическая работа № 2. Практическое значение психогенетических исследований

Тема: Практическое значение психогенетических

исследований

Цель практической работы: Ознакомить студентов с

основными методы изучения ДНК человека

Ожидаемый результат: Формирование у студентов

навыка оценки результатов применения молекулярно-

генетических методов

Задача 1

В родильном доме в одну и ту же ночь родилось четыре младенца, обладавшие, как впоследствии было установлено, группами крови 0, А, В и АВ. Группы крови четырех родительских пар были: 1) 0 и 0; 2) АВ и 0; 3) А и В; 4) В и В.

Четырех младенцев можно с полной достоверностью распределить по родительским парам. Как это сделать?

Задача 2

В родильном доме перепутали двух мальчиков. Родители одного из них имеют 0 и, А группы крови, родители другого — А и АВ. Исследование показало, что дети имеют 0 и, А группы крови. Определите, кто чей сын. Возможно ли это сделать при других комбинациях групп крови? (Приведите примеры).

В каких случаях можно было бы обойтись без исследования групп крови отцов?

Задача 3

Дедушка индивида со стороны матери имеет группу крови АВ, а все остальные его бабушки и дедушки имеют группу крови 0. Какова вероятность для данного индивида иметь группу крови А, В, АВ и 0?

Задача 4

Укажите, какие группы крови могли быть у матерей, имеющих детей с группами крови А, В и АВ и какие группы крови не могли быть у их отцов. У матери I группа крови, а у отца — IV. Могут ли дети унаследовать группу крови одного из родителей?

Задача 5

Какие мужчины — 0, А, В или АВ, несправедливо обвиненные в отцовстве, имеют больше всего шансов на оправдание, если допустить, что частота всех трех аллелей одинакова и споры об отцовстве возникают одинаково часто по отношению детей с группами крови О, А, В и АВ? Аргументируйте свой выбор

Литература

Основная литература

Ермаков В.А. Психогенетика: [Электронный ресурс IPRbooks]: учеб. пособие/ В.А. Ермаков. _ М.: Евразийский открытый институт, 2011. — 134с.

Дополнительная литература

Александров, А. А. Психогенетика: учебное пособие: рек. УМО / А. А. Александров. — СПб.: Питер, 2010. — 192 с.

Лучинин А.С. Психогенетика: учебное пособие. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. — 158 с.

Малых С. Б. Психогенетика: учебник: рек. УМО. Т. 1 / С. Б. Малых, М. С. Егорова, Т. А. Мешкова. — СПб.: Питер, 2008. — 406 с.

19

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector